Архиепископ Иоанн: Воззвание по поводу исповеднического подвига Палестинских монахов, не признавших власти МП
"АЩЕ ЗАБУДУ ТЕБЕ, ИЕРУСАЛИМЕ, ЗАБВЕНА БУДИ ДЕСНИЦА МОЯ", — восклицал пророчески Царь Давид, ещё в дни благополучия Сиона. С горечью воспевали тот псалом иудеи, во время Вавилонского пленения.
Любил Иерусалим Господь Иисус Христос, проливая слёзы о грядущих на него бедствиях.
Священный для ветхозаветных иудеев Иерусалим стал ещё более священным для Христиан освятившись стопами, а потом и кровию Божественного Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.
Как только прекратились гонения на христиан, к нему устремляться стали паломники со всех стран, где прославлялось Имя Христово, начиная от Царицы Елены, обретшей Крест Господень и построившей в священных местах земного пути Христова ряд великолепных храмов.
Места те наполнились также монастырями, в которых подвижники искали себе и указывали другим путь спасения.
Порабощение тех стран иноверными восточными народами не уменьшило почитание Святой Земли христианами. Западные народы предпринимали походы для их освобождения, не достигши, однако, желанной цели.
С крестившейся же тогда Руси, с самого начала в ней Христианства, пошли новые паломники.
Русская Церковь, с первых её времен, находилась в тесном общении со Святой Землей. Всё приходившее или принесённое со Святой Земли было священным в очах русских людей. Предельной же целью благочестивых людей было посетить Святую Землю. Отдельным лицам то удавалось даже во времена, когда то было сопряжено с неимоверными трудностями; в прошлом же веке, потоки паломников почти не переставая текли туда.
Для облегчения паломничества была создана Русская Духовная Миссия в Иерусалиме и Палестинское Общество, которые приобрели в собственность ряд участков в священных местах, и на них появились русские обители.
Те обители, с одной стороны, давали возможность русским людям, прибывшим туда, иметь пристанище во время поклонения святым местам, а желавшим даже и остаться там до конца своей жизни. С другой стороны, те обители, благодаря лившимся из России средствам, могли развивать широкую просветительную деятельность среди местного населения и тем оказывать существенную поддержку местному Иерусалимскому патриархату.
Всё то изменилось с наступлением горестных для России времен.
С начала 1-ой мировой войны прекратился поток паломников и средств для деятельности наших святых обителей, а с окончанием её, после крушения Русского Государства, положение их стало ещё тяжелее. После же 2-ой и разделения Палестины между Королевством Иорданом и восстановленным государством Израиль появились новые бедствия и опасности.
Обители, оказавшиеся в Израиле, были лишены части своего имущества и переданы в ведение Московского патриарха.
Обители же в Королевстве Иордан остались в составе Русской Зарубежной Церкви, несмотря на попытки Московской патриархии подчинить их себе; те Обители и другие православные Русские учреждения там отказались подчиниться Московскому патриарху из-за связанности его с Советским правительством.
Последнее стремится подчинить себе и распространить своё влияние на все народы и всеми способами.
Ради того, на Ближнем Востоке, учитывая прежнее значение Православной России и её славу среди православных народов, Советское правительство, будучи врагом Церкви и религии, выставляет себя там их покровителем и всячески стремится установить влияние на Ближнем Востоке патриарха Московского, находящегося в руках Советской власти.
Если бы не было противодействия той деятельности, она могла бы иметь большой успех и места, с дорогими всему Христианскому миру именами, могли бы стать базами для влияния противохристианского.
Однако, тот замысел и деятельность встретили неодолимое препятствие в лице бедных, и воистину Святых Обителей и Русских православных учреждений на Святой Земле.
Зная подчиненность Московской церковной власти Советскому правительству, зная, что Московский патриарх не есть свободный служитель Бога и Его Церкви, а невольник богоборческой власти, те Святые Обители и учреждения отказались признать его власть и остались в подчинении власти свободной части Русской Церкви — Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви заграницей, хотя через признание могли бы иметь большие материальные выгоды.
Русские Обители на Святой Земле — есть олицетворение чистой христианской совести на Ближнем Востоке и их наличие и исповедание не дают православным народам там раскрыть свои сердца для влияния церковной власти, находящейся в зависимости от врага Церкви и Бога.
Мужественный подвиг исповедания истины теми Обителями вызывает чувство умиления и достоин преклонения пред ним.
Естественно и необходимо, чтобы Русские люди зарубежом признали своим долгом оказание поддержки, моральной и материальной помощи, тому славному подвигу престарелых монахинь и монахов, терпящих большую нужду во всём, но крепких духом.
Для организации этого дела Архиерейским Синодом учреждён Палестинский Комитет под моим председательством.
Приступая к учреждению по всему Зарубежью представительств Комитета, призываю всех православных оказать им содействие и дело помощи Обителям и православным учреждениям на Святой Земле признать своим священным долгом Церкви и Святой Руси, которая так искренно и благоговейно почитала Иерусалим.
"АЩЕ ЗАБУДУ ТЕБЕ, ИЕРУСАЛИМЕ, ЗАБВЕНА БУДИ ДЕСНИЦА МОЯ".
+ Архиепископ ИОАНН
Православная Русь. №21, 1955. Стр. 5.
Метки: рпцз, иоанн максимович