Епископ Даниил (РПЦЗ) о взаимоотношениях с Московской Патриархией
Обращение еп. Даниила Ирийского, к священству, монашеству и прихожанам Русской Православной Церкви Заграницей в предверии IV Всезарубежного собора 2006 года в Сан-Франциско
Говорит: Епископ Даниил, Викарий Первоиерарха Зарубежной Церкви по старообрядческим делам.
Я хочу обратиться к вам и поделиться некоторыми своими соображениями по волнующим нас вопросам, которые были написаны мной год тому назад, но не утеряли своего значения до настоящего времени.
Дорогие о Господе Владыки, Отцы, Братья и Сестры!
В свое время я обращался к вам в связи с ведущимися переговорами между нашей Зарубежной Церковью и Московской патриархией. Я опасался, что эти переговоры приведут к соединению наших Церквей под властью Патриарха Московского а, следовательно, и к полному уничтожению нашей независимости, которой мы пользуемся вот уже более 80 лет.
Меня успокоили что речь, мол, идет не об объединении Церквей и не о нашем подчинении Москве, а только лишь об улучшении отношений между нашими Церквами.
Потом я получил из Архиерейского Синода нашей Церкви целую пачку документов по этим вопросам, и мне взяло некоторое время их прочесть и обдумать.
Поэтому я нахожу необходимым снова к вам обратиться, так как присланные документы на много превосходят мои худшие опасения, и я вряд ли смогу лично участвовать в Соборном обсуждении этих вопросов.
В начале много говорится о взаимоотношении Церкви и государства и об экуменизме с Православной точки зрения, и мы можем, только этому только порадоваться, так как в совсем недавнем прошлом, так сказать вчера в исторических масштабах Московская патриархия находилась в полном и безоговорочном подчинении безбожной коммунистической власти, захватившей наше Отечество, и принадлежало бы к любой организации по указке этой власти.
Наша Церковь никогда не была в союзе с безбожной властью и никогда не принадлежала, ни к каким экуменическим организациям, так что все это к нашей Церкви не имеет прямого отношения. Можно только надеяться, что Московская патриархия не уклонится от этих начал.
Все разговоры о том, что никакого соединения или подчинения, нас Московской патриархии, и не предполагается, совершенно голословны.
О поминовении священноначалия сперва ничего не говорится, должно быть, для того чтобы не раздражать заграничную паству, но потом оказывается, что избрание Первоиерарха Зарубежной Церкви нуждается в утверждении Патриархом и Собором Епископов Московской патриархии, и имя Первоиерарха, поминается на втором месте после патриарха, а о поминовении, которого до сих пор не было речи.
Патриарху же купно с его епископами предоставляется право утверждения, следовательно, и не утверждения, т.е. право вето всех важных решений возглавления в нашей Церкви, включая и избрание епископов.
Это ли не соединение Церквей и не подчинение нашей Церкви Москве?
Что же это такое?
По откровенному признанию патриархата, наша Церковь должна стать одной из самоуправляющихся ее частей, - вроде как Церкви Латвии или Эстонии. Говорить при этом, что никакого соединения или подчинения и не предполагается, как это делается в проекте письма Митрополиту Киприану, просто значит сознательно вводить в заблуждение, т.е. обманывать.
Ставши зависимой от Патриарха, и иже с ним, наша Церковь уже не будет независимой, т.е. де-факто автокефальной, какой она была, и продолжает быть, вот уже более 80 лет, имея нечто большее, чем автономия, а именно независимость. Наша Церковь в никакой автономии не нуждается, как бы заманчиво эта автономия не казалась мало осведомленным людям.
Показательно, что слово независимость, точно определяющее наше положение на сегодня, тщательно избегается составителями рассматриваемых документов в применении к Зарубежной Церкви, и довольно ясно, почему Московская патриархия, хочет любыми правдами и неправдами, лишить нас этой независимости и самостоятельности и подчинить нас себе.
В виду того, что стало ясно, к чему ведут дальнейшие переговоры с Московской патриархией: к объединению нас с ней, под властью Московского патриарха, мне представляется целесообразным, прекратить дальнейшие разговоры с Московской патриархией, вплоть до выяснения их отношения к этому вопросу.
Если они согласятся признать нашу независимость, то мы можем говорить с ними, на равных началах, об улучшении отношений между нашими независимыми Церквами, вплоть до Евхаристического общения, а если нет, мы можем продолжать свое независимое существование и без благословения Москвы.
Составители рассматриваемых документов, упускают из вида, что религия и патриотизм, разные предметы. Православие и Московская патриархия, не одно и тоже. Можно быть русским и оставаться православным, и не принадлежать к Московской патриархии.
Этнические греки принадлежат к разным автокефальным Церквам как Александрийская, Антиохийская и другие. Их принадлежность к этим Церквам, не делает одних из них более или менее православными, чем другие, и они не перестают быть греками.
Наше общее происхождение от русских предков, не обязывает нас подчиняться Московскому патриарху, тем более, что он и большая часть его окружения были ставленниками враждебной России советской власти, а теперь они делают вид, что ничего особенного не произошло, и что мы должны им подчиниться.
Это, мы должны решительно отложить!
Если бы мы подчинились патриарху, мы не только потеряли бы нашу самостоятельность и независимость, но и многие тысячи наших пасомых потомков тех, русских беженцев, для удовлетворения духовных нужд, которых и была создана наша Церковь, большую часть духовенства и часть епископата.
Все церковные правила имеют свою единственную, если не единственной целью духовную пользу паствы. Если наша Церковь сейчас объединится с Московской патриархией, то многие тысячи этих людей, останутся без Церкви. Кому это нужно?
Неужели наша пастырская совесть позволит нам это допустить?
К нашей Церкви принадлежат многие тысячи людей. При желании быть под властью Московского патриарха, они могут перейти к нему в любое время, но они этого не делают. Значит, они предпочитают быть в Церкви, не зависящей от него, и делают это сознательно, а не случайно. Неужели все множество людей принадлежащих к нашей Церкви принадлежат к ней по недоразумению? Это нелепо и помыслить!
Если бы мы сейчас объединились с Москвой, то мы предали бы наших братьев доверившихся нам. Это было бы актом само упразднения нашей Церкви, иначе говоря, самоубийством.
Что же мы получили бы в замен? Решительно ничего! Мы не стали бы Православными, так как никогда не переставали ими быть. Если будет не одна, а две независимых русских Церкви то, что в этом плохого?
Есть же много греческих Церквей! Число независимых Православный Церквей составляющих Единую Святую Соборную Апостольскую Церковь никогда не было предметом вероучения. Также важные вопросы, быть или не быть, с той или иной Церковью, не могут решаться простым большинством голосов. Здесь необходимо единогласие, или почти единогласное решение всех членов данной Церкви. Вряд ли у нас есть такое единомыслие по интересующему нас вопросу.
Поэтому нам лучше придерживаться нашего старого статуса кво, а соединение с Московской патриархией отложить как ненужную затею.
* * *
Это обращение записано со слов Преосвященного
Владыки Даниила Г. Солдатовым
Комментарии
Через свою племянницу, он нам передавал не однажды, что мы не должны верить его заявлением против нас.
Данное обращение написано им свободно, без всякого давления.
RSS лента комментариев этой записи