Иерей Георгий Титов: Неужели грозные события на Украине окончательно размежуют доселе находящихся в рядах нашей Церкви людей?
Для человека только что начавшего вкушать внешний и внутренний мiр после бурных перипетий после ухода нашего прихода из Московской патриархии в РПЦЗ в место, где, как казалось, может успокоиться наша совесть травмой для души и сердца стали те события, где олицетворением противостоящих сил стали два дорогих для меня человека. Михаила Викторовича Назарова я знаю, уважаю и восхищаюсь его умом, безкомпромиссностью в исповедании Истины уже много лет. Не меньшее впечатление произвёл на меня и владыка Агафангел своей благожелательностью открытостью простотой доступностью и той же безкомпромиссностью в исповедании Истины, проявившейся 2007 году. Наверное, всё-таки в отношении последней характеристики обоих придётся поставить крайне неприятное для меня добавление: как они Её понимают. Потому, что сознательное искажение Истины ради каких-то интересов со стороны кого-то из них просто не допускаю.
Если честно, то мне в силу вышеуказанной психологической причины не очень-то хотелось следить за дискуссией, переросшей в нелицеприятный спор. Поэтому, возможно, что что-то и ускользнуло от моего внимания. Но, думаю, что всё-таки суть разногласий я уловил верно. Предметами этими стали: жив ли ещё Русский народ в Его великорусской ветви в современной России? И спор уже на чисто историческую тематику, хотя и связанную с первым, о позиции национальных русских сил во 2-ю мировую войну. Ответом в душе человека на первый вопрос определяются и позиции по остальным предметам спора.
Думаю, что владыка Агафангел решил про себя этот вопрос отрицательно. И такой ответ продиктован его личным опытом. Так мне пришлось слышать от него лично, а до этого видеть письменно, что первого по-настоящему русского человека, несмотря на своё долгое проживание на территории исторической России, он встретил в Нью-Йорке. Вполне ему в этом доверяю. Но должен отметить, что причиной тому стало то, что ему не повезло с местом рождения. Одесса, как и всякий крупный город – не лучшее место для проявлений русскости. Не говоря уже о том, что наименование одессит для многих служит эвфемизмом принадлежности человека к определённой национальности.
Мне повезло больше. Господь судил мне родиться в тоже время, что и владыке в тамбовской деревне, где отец работал одним врачом на 12 деревень. И я помню, очень хорошо помню людей, ни в коей мере не затронутых советчиной, в том числе и продолжающих исповедовать Христа в Катакомбной Церкви. Да, мне в то время отроку, а потом молодому человеку, они казались обломками какого-то ветхого и ненужного мiра. Но я глубоко уверен, что именно их нравственное влияние и молитвы, особенно одной бабушки – активистки-катакомбницы, близкой по работе моему отцу и нашей семье, и определили во многом моё нынешнее пребывание в РПЦЗ.
Так что, по крайней мере, на время нашей с владыкой молодости русские люди в России ещё были. Не думаю, что это привилегия только тамбовской деревни и что в других местах исконно русские православные традиции угасли совсем. А уж людей честных искренних нравственных, пусть и впитавших в себя некоторые советские «ценности» и в тоже время несущих в себе традиционную христианскую мораль мне на жизненной дороге пришлось встретить множество. Исправлять и выправлять искривления – именно и призвана Церковь. Не из бывших ли иудеев и язычников состояла Она во времена апостолов?
Конечно же, точка зрения владыки имеет почву в действительности. В гуще народной, вернее простонародной, мне в силу особенностей своей биографии пришлось повариться больше и владыки и Михаила Викторовича. И по моим наблюдениям, процент так называемых "совков", людей полностью утративших ценности являвшихся основой русской нации даже среди простого народа, на который уповали приверженцы Русской идеи, начиная со славянофилов, сейчас очень велик. Не могу сказать, что большинство, но количество их очень значительно и к тому же они что называется, задают тон. Буквально на днях "совковость" вновь напомнила мне о себе. Я выехал с территории храма и немного затруднил проход рядом с ним. Вдруг услышал удар по стеклу, а в окне увидел полные ненависти глаза женщины среднего возраста, произносящую матерную тираду о том, как ей надоели эти церкви. При этом она была абсолютно трезва и, что говориться, адекватна. С таким отношением нам приходится встречаться всё чаще. Есть, конечно, от чего приуныть.
Основаниями также для поддержания у владыки такого настроения, думаю, являются и мнения некоторых клириков из России, не сумевших реализовать себя в качестве приходских священников. Так у одного из них, самого, пожалуй, активного в интернете, несмотря на долгое пребывание в таком качестве приход составляет всего около десятка, включая детей. Понятно, что лёгким самооправданием этого для батюшки является, что все кругом "совки" и Россия погибла. Злость на людей, несущих в себе, по их мнению, "совковость" у некоторых из них и их последователей просто запредельна.
В противоположность указанному, взгляд на Россию и на её власть у Михаила Викторовича видится мне не лишённым некоторого прекраснодушия. Да, Михаил Викторович, верно говорит о преемственности нынешней россиянской власти от иудо-коммунистической, о её несоответствии критериям Русского православного царства. Но в силу того, что ему лично не приходилось сталкиваться с произволом правоохранительных органов по отношению к себе, соблюдение прав и свобод в России видится ему всё-таки в розовом цвете. Иначе он не упрекал бы некоторых своих оппонентов бегстве из России. Он что, хочет для них такой же участи как у Квачкова? И, думаю, что, так как к нему лично эта власть соблюдала и соблюдает корректность, психологически главными врагами для него (посмотрите на эпитеты и тон) являются не власть предержащие, а идеологические противники.
В отношении войны, как мне кажется, происходит некая путаница в понятиях. Идейного единства Русского сопротивления с германским национал-социализмом, не могло быть по многим причинам. Правда, не могли не вызвать сочувствия в русских людях некоторые идейные установки нацистов, правильные сравнительно с либерализмом и коммунизмом, как например, тезис о национальной солидарности людей. Но весь вопрос в том, где завершается солидарность в нации, расе или во Христе? И, поэтому, для подлинного русского национально мыслящего человека и, следовательно, христианина – нацизм мог быть только такой идеологией, которая сказала некоторые относительно боле правильные вещи, чем либерализм и коммунизм. Да и иные стратегические и геополитические интересы будущей России и Германии не могли не дать иных совершенно, чем у немцев идейных установок. Но … уничтожался большевицкой кликой Русский народ как физически, так и в, большей степени, с помощью внедрения ложных ценностей, которые и являются, если можно так сказать нациеобразующими скрепами. И уже в конце войны, когда о фактах русофобии со стороны немцев не должно было быть неизвестно, на Пражском съезде русские люди всё-таки приняли решение быть союзниками Германии до конца. И здесь не могло уже быть никакой третьей позиции и третьей силы. Пражский удар РОА по немцам - страница истории не красящая русское воинство.
Разумеется, что осуждение владыкой третьей силы вообще, как равно противостоящей двум видам господствующего зла, сейчас можно объяснить только увлечённостью полемикой.
Возможно, что я уже опоздал в своих рассуждениях и происходящие грозные события на Украине окончательно размежуют доселе находящихся в рядах нашей Церкви людей. Но, всё-таки, хотелось бы сказать следующее: Да, мне и многим членам нашей Церкви хотелось бы состоять в Церкви, исповедующей историческую идеологию РПЦЗ, выраженную в последнее время в трудах, к примеру, владыки Аверкия и архимандрита Константина (Зайцева). Но можем ли мы по совести упрекнуть владыку Агафангела в неправославии? Думаю, что ответ в душе человека на вопрос о кончине России не должен стать для нас поводом заявить: или я или он в этой Церкви. Я, кстати, понимаю отчаявшихся людей и не осуждаю их. Российская действительность даёт слишком много поводов для пессимизма. Пусть те, кто уже не видит в России точки приложения усилий, несут свет Православия в той великолепной форме, что придала ему РПЦЗ, в иные земли.
Но и подрывать нашу веру и веру других людей в Россию, по нашему мнению, хранящую в себе потенциал Святой Руси и, тем более, действовать против её национальных интересов, пусть и при нынешней её власти, недопустимо. Плохо всё в России. Пусть так. Но тем более «почетна и завидна наша роль». Даже если и не суждено возродиться Святой Руси, судить нас будет Господь не по вкладу в строительство земного тысячелетнего рейха, а по мере нашего старания приготовления душ человеческих к существованию в ней и, следовательно, в Царстве Небесном.
Как мне думается, сейчас были бы уместными шагами в оздоровлении обстановки в Церкви отмена Указа от 3/16 февраля 2014 года и отмена для себя «иду на Вы» Михаилом Викторовичем.
Прошу прощения у владыки Агафангела, искренне мной любимого, и у Михаила Викторовича не менее мной любимого и уважаемого, за возможные обиды. Но вот такие мысли, очень даже возможно, не самые умные, вызвал у меня спор.
Комментарии
Но, с другой стороны, в Вашей статье я себя увидел в несколько упрощенном виде. По поводу русского народа можно рассуждать по разному. Например, о. Лев Лебедев считал, что этого народа уже нет и он превратился в гниющий труп (он брал слова митр. Антония, сказанные в начале века, о том, что в нашем народе завелась червоточина, которая, по мнению о. Льва в конце века поглотила полностью весь организм). Но было много и других мнений. Я действительно, живя в СССР не встретил бескомпромиссны х людей (конечно, не простых, а занимающих более или менее ответственное положение в обществе), которые не жили бы по принципу компромисса, вынужденно приспосабливаяс ь к советской действительност и. Первого настоящего и бескомпромиссно го человека я встретил, действительно, в Нью-Йорке, и это был Митрополит Виталий. Я прекрасно понимал, что такой человек не мог бы жить в условиях СССР. И вообще люди такого духа - они были бы просто здесь уничтожены, поскольку в самой своей сути ненавидели коммунизм и были несовместимы с советской действительност ью. Такие люди не умели лгать и приспосабливать ся. Поэтому я и говорил, что в СССР не было место русским людям. Но позже, после "перестройки" и открытия здесь приходов РПЦЗ я увидел, что и на нашей земле стали появляться люди, похожие по духу на митр. Виталия. И именно с этим я всегда связывал и связываю возрождение православной России. Церковь, ведь, должна состоять из людей православных по вере и по духу.
Также есть и еще в Ваших словах некоторые вещи, с которыми мне трудно согласиться. Я понимаю, что для ясности изложения приходится упрощать некоторые понятия. Но упрощая, мы эти понятия, часто даже не заметно для себя, искажаем. Это касается и характеристики людей. В действительност и, всегда все сложнее и шире. Поэтому я не буду сейчас подробно останавливаться на всех таких моментах.
По поводу Указа я уже отвечал, поэтому повторю то, что писал раньше. Я думаю, что следовало бы обратиться, в связи с этим, прежде к М.В. Назарову. Не я, а Михаил Викторович заявил, что мое мнение для него ничего не значит; что я еретик, русофоб, работаю против России на мировое правительство, лжец и т.д. Также заявил, что сам факт, что я за все сказанное не отлучаю его от св. Причастия является свидетельством его правоты. Я терпел это сколько мог, но всякому, даже, долготерпению когда-нибудь наступает предел. Мне ничего не оставалось делать, кроме как засвидетельство вать, что я недостоин причащаться с М.В. Назаровым из одной Чаши. При этом, я не говорил о нем подобных вещей, полагая, что такое недопустимо в обращении друг с другом православных христиан. Честно признаться, меня удивило то, что Вы, о. Георгий, с Михаила Викторовича сняли все причины, этот Указ вызвавшие. Я не против того, чтобы этот Указ был отменен. Но должны быть, прежде, устранены причины его издания.
Еще раз благодарю, о. Георгий за высказанное Вами мнение.
Я также благодарен Вам за попытку уврачевания конфликта. Но он гораздо серьезнее. Из уважения к Вам позвольте тут отметить некоторые недоговоренности.
Во-первых, каким бы преобладающим ни был ныне "совковый" народ в сравнении с малым настоящим русским - церковное пастырское отношение к этому не может быть презрительным и безответственны м. Болеет один член народного тела - это сказывается на всех других, если мы считаем себя членами русского народа. Да, он ныне порабощен, оболванен, болен - но и мы ответственны за его состояние и не должны дезертировать в гордыне единственно непорочных. (Об упреках некоторых своих оппонентов в бегстве из России я Вам ответил на Вашем сайте: http://www.alt-srn.ru/church/25-pravoslavie/1532-neyjelegrozniesobitie.html )
Во-вторых, разномыслие в отношении к майдану коренится в разномыслии относительно его целей, его инициаторов, финансистов и неизбежных победителей - это строители Нового мирового порядка (царства антихриста). Позвольте повторить сказанное по поводу моего отлучения: Если бы в истории Русской Церкви в отношении к первоиерархам все руководствовали сь только 55 и 56 правилами, то при митрополите Зосиме Церковь стала бы жидовствующей, а при Исидоре - католической. При митрополите Агафангеле нам грозит стать русофобским "православным" придатком Центра комплексных операций иподиакона Хербста.
В-третьих, согласен, что со стороны мой тон полемики в последнее время со стороны кажется недопустимым. В первые годы он не был таким, когда я и наш приход надеялись на должное уврачевание проблемы (см. изначальную дискуссию на форуме РИ с весны 2011 года). Но когда от верховного хранителя Истины постоянно слышить изворотливую сознательную неправду - этот диссонанс выбивает из колеи (см., напр. полемику Белоногова с Его Высокопреосвяще нством в теме: http://internetsobor.org/forum/topic/6/126 )
Отлучить иподьякона Хербста и уйти в отставку?
и поставить МВН патриархом Московским и всея РФ.
Что касается лично меня и моего отлучения, напомню свое пожелание Его Высокопреосвяще нству: «Вы не опровергаете ни одного из моих фактов Ваших нарушений и постоянной лжи, и только огульно твердите, что я "сознательно дискредитирую Церковь", дошли уже до любимого в Вашем окружении КГБ. И как бы вы жили без этого КГБ, на который можно свалить любые свои ошибки, грехи и подлости - вместо их честного рассмотрения и христианского преодоления? Прошу Вас предъявить Архиерейскому Собору хотя бы один пример моей неправды в свой Высокопреосвяще нный адрес. Предлагаю сделать так: мы оба присягаем на Священном Писании, митрополит предъявляет доказуемое обвинение - и если я не могу это опровергнуть, то я виноват. И я со своей стороны предъявляю обвинения, если они будут опровергнуты как доказанная неправда, то я опять-таки виноват. Если не покаюсь - меня следует отлучать как лжеца, разрушающего Церковь. Если же ее разрушает верховный лжец - он добровольно уходит на покой.» http://www.rusidea.org/forum/viewtopic.php?p=45324&sid=5b44f500aa09576def66b058bd718536#p45324
Нынешнее нестроение в нашей Церкви находится в другой плоскости. Но у меня не находится слов, чтобы Вам, Михаил Викторович, это объяснить. Я уже много раз просил у Вас прощения. Но все безрезультатно. Вы, к сожалению, из тех людей, которые не признают своих ошибок.
Не могу не видеть, что основной причиной того разномыслия с Вами, о котором пишет о. Георгий, является Ваше мiровоззрение по принципу: "хоть с чертом против большевиков", под которыми вы огульно понимаете весь современный больной русский народ. В таком случае, конечно, глава американского центра комплексных операций по созиданию царства антихриста может быть у Вас иподиаконом РПЦЗ. Это действительно безнадежно и спорить нет смысла.
Присягание же делается для Бога с осознанием нашего ответа на Страшном Суде (завтра начинается неделя о Страшном Суде).
Ни одного такого факта не существует. Ваш, Михаил Викторович, подопечный Алексей Белоногов, не смог в переписке на форуме ни одного такого факта доказать.
Уважаемый Михаил Викторович, ограничитесь этим утверждением... очень Вас прошу...
Кстати, без КГБ все мы (включая Вас) жили бы на порядок лучше...
Этот ответ Назарова как раз и показывает , что сейчас ведется работа по вербовке сторонников заговора . Идет обработка архиереев в попытке склонить их на свою сторону.
Назаров открыто это признал ., что это если не заговор и бунт ?
RSS лента комментариев этой записи