"Митрополит Димитрий (Кириаку). Чудеса случаются!"
Попался сегодня в руки 25 номер "The Faithful Steward" за 2006 год, газеты, выпускаемой HOCNA или Святой Православной Церковью в Северной Америке. Эта юрисдикция была основана архимандритом Пантелеимоном (Митропулосом), основателем знаменитого Свято-Преображенского монастыря в Бостоне.
В этой юрисдикции будущий митрополит Димитрий получил сан епископа. А сан митрополита Северной и Южной Америки уже получил в другой юрисдикции - в GOC of Greece или Церкви Истинных Православных Христиан Греции (ЦИПХ Греции или ЦИПХ Америки, если речь идет об американской митрополии ЦИПХ).
Но предмет моего интереса здесь не юрисдикционный, а аскетическо-назидательный. Какая все-таки удивительная личность этот митрополит Димитрий.
Я лично его знал лишь короткое время, в 2014 году на протяжении двух месяцев я жил в Свято-Вознесенском монастыре близ поселения Келсвилл, штат Нью-Йорк. Митрополит являлся игуменом этого монастыря и не пропускал ни одной службы. Он ходил даже на ежедневный дневной молебен, который не посещало большинство монахов, занятых на послушаниях.
Для справки: в 2016 году вся братия Свято-Вознесенского монастыря во главе с митрополитом Димитрием, за исключением 2-3 человек, переехала в окрестности городка Коблескилл (тоже штат Нью-Йорк) и основала новый монастырь - монастырь святого Иоанна Сан-Францисского.
Приведу лишь несколько наиболее замечательных мест из биографии митрополита Димитрия, напечатанных в газете. Так, он рассказывает, что огромное влияние на него оказала его бабушка, которая впоследствии приняла монашество.
Когда она жила в доме родителей Виктора (имя, полученное митрополитом при крещении), он и бабушка часто спали в одной комнате. "И когда бы я ни проснулся среди ночи, - рассказывает митрополит, - я всегда видел, что она молилась с воздетыми вверх руками"; "все наши разговоры были всегда о Боге".
Многие ли говорят в наше время со своими бабушками о Боге? Да, еще и все время?
Еще одним человеком, который повлиял на духовное становление митрополита, был старец Иоахим со святой Афонской Горы. В школьные годы Виктор переписывался с ним на протяжении 5 лет.
"За несколько месяцев до моего поступления в Свято-Преображенский монастырь, я провел некоторое время со святым старцем в пустынном месте Афона. Старец Иоахим жил в безмолвии, поэтому я также следовал этому уставу. Так, если кто-нибудь приходил проведать нас, я не должен был ни с кем разговаривать, не испросив предварительно благословения у старца... Эти ночные бдения, и особенно Божественная Литургия, которую служил старец, были чем-то неземным".
Многие ли из нас способны пожить вот так хотя бы короткое время: отсечь свою волю настолько, чтобы ни с кем не говорить, не получив на то благословения?
Кстати, не знаю, как сейчас в монастыре св. Иоанна Сан-Франциского это практикуется, но в мою бытность в 2014 году в Свято-Вознесенском монастыре, монахами строго соблюдался устав молчания после вечернего богослужения и до окончания утренней службы на следующий день. За нарушение молчания полагалась епитимия.
Устав по трапезе тоже был строгий: в 9.00 завтрак, в 15.00 обед, и все! Следующий прием пищи только после утренней службы следующего дня. Такой устав в современных США, для людей рожденных и выросших в США (а таковыми являются почти все монахи), я считаю чудом.
Чудеса случаются!