Герман Иванов-Тринадцатый: Дорожим ли мы по должному своей принадлежностью к Зарубежной Церкви?
Будучи перегруженным всякими заботами, несколько дней не подходил к интернету и вот открыл Интернет-Собор и искренне возрадовался при виде большого количества того самого полезного материала, в котором мы все так нуждаемся. Имею ввиду целый ряд назидательных статей наших столпов Первоиерархов исторической Зарубежной Церкви. Сколько полезного найдёт в этих разных первоиерарших мыслях каждый желающий со смирением вникнуть в то безценное сокровище, которое столь щедро нам было дано в течении восьмидесяти лет.
И ещё раз скажем – приступим к изучению Зарубежных духа и мысли, как приступают к грамоте малолетние ученики, каковыми мы все являемся, и не будем подходить к ним ради выискивания выдернутой из общего контекста фразы для мнимого поражения своего "идеологического противника", вчерашнего брата. Такое поведение было бы лучшим признаком того, что такой человек именно ничего не понимает в Зарубежном духе и в Зарубежном мышлении.
Поэтому не следует удивляться, что некоторые "политические" статьи на злобу дня вызывают множество бурных, страстных комментариев, а под мыслями наших Митрополитов-Первоиерархов, как правило, ни одной реакции. Хотим конечно верить, что это своего рода благоговейное молчание, а не следствие безынтереса читателей … Не дай Богъ, чтобы выставление таких статей превратилось в «метание бисера пред свиньями» …
Все православные христиане имеют одно и то же христианское учение, одних и тех же святых Отцов, один и тот же Символ веры, одну и ту же догматику, но тем не менее Зарубежная Церковь имеет свой отличительный, неповторимый "аромат", свой особый дух, сформировавшийся в её совершенно особом жизненном и историческом опыте. Этот опыт открывает нам путь, по которому мы должны, мы обязаны, следовать, если только хотим принадлежать к Зарубежной Церкви не на словах, а на деле. И это никакой и не филетизм или неуместный патриотизм. Вот, на днях узнали очередную невероятную новость открытия нетленных мощей епископа Константина, святительствовавшего несколько лет в Лондоне. Это ведь уже третий случай открытия нетленных мощей Зарубежного АРХИЕРЕЯ ! Пусть каждый над этим задумается … Ведь такоепрославление СВЫШЕ имеет особое значение, которое оно не имело бы, случись бы это с благочестивым мiрянином или священнослужителем. Это прославление АРХИЕРЕЯ, который по своему сану выражает учение возглавляемой им Церкви. Архиепископ Иоанн Шанхайский, как и Митрополит Филарет, занимали совершенно особое, первостепенное место в Зарубежной Церкви, чего нельзя сказать – ничуть не умаляя его духовные качества – о Епископе Константине, который тем не менее был совершенно равный им по своему высокому сану.
А грешно ли думать, что среди того множества приснопамятных Архиереев, как самых видных, так и менее известных, которых знала в своей истории Зарубежная Церковь, имеются ещё, в тишине покоящиеся нетленными в ожидании возможного обретения их святых мощей ?
Вот почему должны мы все забыть сегодняшние дрязги, которые выглядят столь неуместными и несоответствующими нашему состоянию Православных Зарубежных Христиан. Мы должны благодарить Бога за то счастье, что принадлежим к той Церкви, в которой процвело столько «цветов луга духовного» и пытаться быть достойными этой принадлежности, всё более углубляясь в её духовном наследстве и не занимаясь взаимным сведением счетов. На самом деле иногда задумываешься – дорожим ли мы по должному своей принадлежностью к Зарубежной Церкви ?
В связи с упоминанием на Интернет-Соборе бывшего чуда обновления портрета Блаженнейшего Митрополита Антония, и особенно обстоятельств, связанных с этим чудесным явлением, в которых нельзя не усмотреть знак СВЫШЕ, хочется вновь выдвинуть на обсуждение всех сознательных Зарубежников наше предложение о прославлении всех четырёх наших Первоиерархов, сознавая, что каждый из них мог и ошибаться и грешить, что свойственно всем людям – никтоже без греха есть, токмо Един Христосъ Богъ наш – но ради того, что все они вместе взятые, как один, очертали и донесли нам, среди окружающего нас бушующего житейского моря, истинный церковный путь, которого мы неукоснительно должны держаться.
Думается, что это то решение, которое способно вновь всех нас объединить.
Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый
Комментарии
Действительно, каждый вкладывает в эти тексты сугубо свой смысл, и жаль, если этот смысл не совпадает с тем, о чем хотели сказать нам наши отцы.
Какое "поведение" выявилось в подаче данных материалов, не понятно. Домыслы, домыслы...
Я горячо приветствую появление в эти дни на Интернет-Соборе множества статей и мыслей наших великих Зарубежных столпов. Их сегодня среди нас больше нет. Это печально, но это факт. Как могут новоприбывшие в Зарубежную Церковь понять их учение, проникнуться их духом ? А это ведь необходимо, хотя бы стремиться к этому должен каждый член нашей Церкви. А то — какой смысл принадлежать к РПЦЗ ? Это Зарубежное предание для большинства людей теперь доступно только заочным способом. Единственная возможность : общаться с людьми, которые их знали и, самое главное, вникать в их писания, пропитываться их духом, но именно со смирением ученика, которому ещё многому, многому надо научиться. Но этой скромности, увы, не хватает у некоторых привычных комментаторов, не боящихся свысока учительствовать , когда их место явно ещё на школьной скамье. И самое обидное и неприемлемое, когда эти, в этимологическом смысле слова, "недоучки" перехватывают какую-нибудь вырванную из контекста фразу некоего уважаемого автора и начинают ею орудовать, как шашкой, будто они сами патентованные истолкователи Зарубежной мысли, что не раз приходилось констатировать.
О таком поведении мною сказано, что оно является "лучшим признаком того, что такой человек именно ничего не понимает в Зарубежном духе и в Зарубежном мышлении", так как для него эти статьи, из солидной духовной и идеологической пищи для собственного становления превращаются в простой запас, из которого черплют боеприпасы для полемики. Думаю все согласятся признать такое поведение безполезным, чтобы не сказать большего. И только с большой натяжкой можно сказать, что такой человек болеет за единение Церкви …
А о том, что каждый имеет полное право высказывать своё мнение, никто оспаривать не будет. Тем не менее, как известно, всё позволительно, но не всё полезно. Особенно в духовной жизни.
Протод. Герман
Протод. Герман
И еще , митр. Антоний разве "понимал" Евлогия и Платона ?
Еще вопрос , разъясните , почему вл. Антоний Женевский был против свт. Филарета ?
Единственный вопрос, на который надо ответить, это — хотим ли мы этого исправления или мы рады тому, что произошёл такой между нами разрыв. Это самый главный, основоположный вопрос и от него зависит всё остальное.
Но видите ли, Вы задаёте мне 3 конкретных вопроса сами вероятно не подразумевая насколько они серьёзные, так как ответы на эти вопросы могут стать тремя ключами для развязки нашей драмы. Возможно, что некоторые это никак драмой и не называют, наоборот приветствуют случившееся, но этим только и демонстрируют свой чуждый Зарубежной Церкви дух.
Поэтому двумя словами не хочется ответить на эти вопросы. Постараюсь их развить в надежде, что это сможет быть полезным. Учтите, что это и есть единственная цель моих писаний — быть по возможности полезным, а никак не утверждать своё "я".
К сожалению у меня масса дел, а времени мало. Всё же постараюсь, если удастся, ответить по быстрее, во всяком случае, если Богъ даст, отвечу. На самом деле, очень полезные вопросы Вы задали.
Протод. Герман
С их стороны это не просто недоразумение, какое-то расхождение во мнениях, это сознательный, направленный волевой акт, сознательное противление.
Вопрос не в том, хотим ли мы исправления положения, вопрос в том, способны ли они исправиться.
Это просто признак духовной болезни. Я сам грешник, но до того не понимать, даже когда ставятся точки над "i" это доказательство, что христианское учение прошло мимо ...
С таким умонастроением, когда убеждён, что вся вина у другого, а ты ни в чём не повинен, никогда не понять притчу о сучке и бревне, как и о мытаре и фарисее.
Ещё раз, искренне говорю -- я себя безгрешным ничуть не считаю. Но надо же всё таки, чтобы люди очнулись.
Протод. Герман
Хочется заметить, что есть одно очень существенное обстоятельство, которое мы постоянно упускаем: Интернет крайне непригоден для общения, тем более духовного...
Например, одну и туже фразу можно произнести с любовью, а можно произнести ее высокомерно. От этого смысл и цель сказанного меняется. Но Интернет не передает таких оттенков, поэтому о намерениях собеседника можно только предполагать, исходя из своего представления о происходящем, но не из того, что на самом деле происходит. Точно также и публикацию спорного материала можно воспринять, как его поддержку, или как попытку заострить внимание на бытующем взгляде на вещи...
Таким образом, готовность к многократному спокойному повторению своих мыслей и доброжелательно е, лишенное поиска подвохов восприятие этих мыслей читателями при общении по Интернету становятся чуть ли не основным требованием направления такого общения в конструктивное русло.
Верно, у нас, православных, не должно быть никакой враждебности и, тем более, злорадства ни к кому, даже к открытым врагам. "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине..." (1 Кор., 13, 4-6).
Они именно так поставили вопрос. Поживем, увидим.
RSS лента комментариев этой записи