АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Митрополит Агафангел: Евхаристический Канон – главная часть Божественной Литургии

*написано для издания Православного календаря на 2020 год

Евхаристический Канон, или Анафора (греч. – возношение) – место в Божественной Литургии, за которым вспоминается Тайная вечеря Спасителя со своими учениками, бывшая перед Его страданиями, смертью на Кресте и последующим Воскресением.

Мы, христиане, приносим свою жертву Богу – духовную (нашу веру, молитвы, покаяние и воздержание) и материальную (различные пожертвования – в том числе хлеб и вино для Проскомидии). Во время Евхаристического канона Отец Небесный принимает нашу жертву – хлеб и вино, и Благодатью Святаго Духа они прелагаются (пресуществляются) в Жертву, принесённую Его Сыном – Богочеловеком, Господом нашим Иисусом Христом, Который по любви Своей к роду человеческому возжелал стать последней кровавой Жертвой за нас, принявшей на Себя наши грехи. Приносимые нами со смирением и верой хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – тем Телом и Кровью, которые были прибиты ко Кресту на Голгофе при Понтийском Пилате. Ветхий Завет запрещает употреблять кровь, поскольку в крови содержится душа и жизнь (см. Втор 12.23; Лев 17.11). Пролить кровь – означает лишить жизни (Быт 9.5). Мы, грешные, со страхом Божиим и верою причащаясь Тела и Крови (Души и Жизни) Христовой, отданной Им нам и за нас, этой Искупительной Жертвы, соделавшись общниками (причастниками) Богочеловека Иисуса Христа, соединившись со Христом, очищаемся Им от своих грехов, в результате чего нам открывается путь в Небесное Царство.

Это есть величайшее Таинство и чудо из всего существующего в этом мире.

Начинается Евхаристический канон Возгласом священника "Благодарим Господа" и началом пения "Достойно и праведно есть…" – в это время Алтарь прообразует Сионскую горницу в которой происходит Тайная вечеря – действо, которое совершали Апостолы в воскресные дни по Вознесении Христовом в Его воспоминание, которое описано в Новом Завете как Преломление хлеба – древнейшая часть и сердце Божественной Литургии.

Евхаристический канон со всеми его песнопениями и молитвами, является ЕДИНОЙ неразрывной Евхаристической молитвой, условно разделяемой на 5 частей ("Вступление", гимн "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф", "Воспоминание", "Призывание" и "Ходатайства"). Но все пять частей суть ОДНА общая и неразрывная тайносовершительная молитва – молитва Христа, которая в Евангелие упомянута одним словом – "благодарение" (или "благословение"), когда Господь произнёс молитву над хлебом и вином, которой возблагодарил Отца, и по этой молитве они стали Его Телом и Кровью (см. Мф 26.26-27; Мк 14.22-23; Лк 22.19-20; 1Кор 11.24-25).

В Евхаристический канон включены "Ходатайства" потому, что в них священником в Алтаре высказываются прошения, ради которых жертва приносится, т.е. суть того, ради чего принесена жертва. В данном случае, это молитвы за всю Церковь – Ветхозаветную, а по возгласе "Изрядно о Пресвятей … Богородице …" – о Новозаветной, о спасении умерших и живых. Эти прошения над жертвой – практика, существующая с древнейших времён.

Чинопоследование Евхаристического канона Литургии Иоанна Златоуста

(за исключением тайных молитв и действий священника в алтаре – то, что слышат стоящие в храме)

Иерей: Благодарим Господа.

Хор: Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельней.

Иерей: Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще:

Хор: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне, осанна в вышних.

Иерей: Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов.

Хор: Аминь.

Иерей: Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов.

Хор: Аминь.

Иерей: Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся.

Хор: Тебе поем. Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся. Боже наш.

Иерей: Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.

Хор: Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Иерей: В первых помяни Господи, Господина нашего Высокопреосвященнейшаго (имярек), Первоиерарха Русския Зарубежныя Церкве, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имя епархиального епископа), ихже даруй святым Твоим Церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины.

Хор: И всех и вся.

Иерей: И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати Пречестное и Всликолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Иерей: И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами.

Хор: И со духом твоим.

Окончание Евхаристического канона.

Метки: рпцз, митрополит агафангел

Печать E-mail

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.