Интернет Собор / Internet Sobor 
truth and dignity 
АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Еще одно замечание о имябожии

Обсуждая вопрос имябожия часто путаются в самом предмете.

Имя Божие можно рассматривать как исходящую от Бога и достигающую нас сущность Божию, которая может быть открыта только Самим Богом лишь избранным (как это описано в Книге Бытия или в Евангельском повествовании о фаворском свете). В таком понимании значения Имени Божия, как указано в Актах Константинопольского Собора 1351 г., "оно налагается не меньше и на божественную энергию".

Но Имя Божие можно рассматривать и с "человеческой" стороны, как материальную субстанцию из букв и звуков, доступных пониманию каждого человека и являющуюся, собственно, не ИМЕНЕМ (в рассматриваемом нами смысле), а, скорее, НАЗВАНИЕМ.

Имябожники, в сущности, утверждают, что название Бога есть Бог. Хоть сами они могут, если это им нужно, отрекаться от такой трактовки, но, при случае, вновь к ней возвращаться.

Свою критику постановления Правительствующего Синода они строят на балансировании между двумя этими понятиями: когда надо защищаться, они отступают и заявляют, что: "Выражаясь 'Имя Божие Сам Бог', я разумел не звуки и буквы, а идею Божию, свойства и действа Божии, качества природы Божией" (схимонах Иларион). Когда им надо нападать и пропагандировать главное в своем учении, они заявляют прямо противоположное: "Самым звукам и буквам Имени Божия присуща благодать Божия" (Антоний Булатович). Как раз камнем преткновения в спорах об имябожии являются приведенные слова Антония Булатовича.

Конечно, одно дело, когда имя "Иисус" относится к обычному человеку, другое - когда отнесено ко Второму Лицу св. Троицы. Но и тогда имя наполняется нами содержанием нашего знания о Боге и это не всегда Истинный наш Господь, поскольку представление и понимание у разных людей разные. Но в то, что уже в самих буквах и звуках этого имени содержится естество Божие, поверить невозможно.

Имябожники часто верно рассуждают об имени Божием, но до того момента, пока не произнесут свою сакраментальную фразу: "Имя Божие есть Сам Бог", причем, с присущим им особым, буквальным, пониманием этой фразы. Но такого буквального понимания нет ни в одной из цитат Писания и св. отцов, ими приводимых, - доказать, что в цитатах речь идет именно о таком буквальном понимании, невозможно. Именно это, БУКВАЛЬНОЕ понимание слов "Имя Божие есть сам Бог", и есть изобретенный имябожниками новый догмат.

Члены Правительствующего Синода вполне ясно изложили православное понимание Имени Божьего на примере разбора слов о. Иоанна Кронштадтского: "Вчитавшись же в слова о. Иоанна, всякий может убедиться, что о. Иоанн говорит только о том свойственном нашему сознанию явлении, что мы при молитве, при произношении Имени Божия в сердце (в частности, при молитве Иисусовой) не отделяем в своем сознании Его Самого от произносимого Имени, Имя и Сам Бог в молитве для нас тождественны. О. Иоанн советует и не отделять их, не стараться при молитве представлять Бога отдельно от Имени и вне его. И этот совет для молитвенника вполне необходим и понятен: если мы, так сказать, заключим Бога в Имя Его, нами устно или только мысленно в сердце произносимое, мы освободимся от опасности придавать Богу, при обращении к Нему, какой-нибудь чувственный образ, от чего предостерегают все законоположители невидимой брани. Имя Божие во время молитвы для нас и должно как бы сливаться, отождествляться с Богом до нераздельности".

Буквальное понимание фразы "Имя Божие есть Сам Бог", противоречит тому, что Господь Свое естество открывает по Своему благоволению, и таких случаев описано - один в Ветхом Завете, и один - в Новом. Имябожники верят, что могут своими человеческими силами призывать и содержать в себе естество Божие, что, в сущности, делает ненужными и Сам Искупительный Подвиг, и основанную Господом Церковь. Отсюда происходит также и их агрессивная настроенность к тем, кто не разделяет этого учения.

Печать Электронная почта

Комментарии   

# RE: Еще одно замечание о имябожиииеромонах Никандр 03.09.2013 13:45
Похоже что "понятие о ереси и расколе" http://www.pravbeseda.ru/library/?page=book&id=496. , составленное свт. Игнатием , нужно читать и перечитывать постоянно.
# почти обсуждаемый вопросПротоиерей Евгений 03.09.2013 18:19
Вопрос к знатокам украинского языка!
Как перевести на русский Одноістотній, первая строка на фотографии.

Спрашиваю в связи с изданием Богослужебного Евангелия в Киеве

# RE: почти обсуждаемый вопросИнтернет Собор 03.09.2013 18:33
Я не знаток, но, вроде как "істота" - это существо, животное.
# RE: почти обсуждаемый вопросПротоиерей Евгений 03.09.2013 19:03
т.е. единственное лицо - существо. Мы исповедуем Троицу в трех Лицах (Ипостаси), но одну Сущность, а у них получается, что Троица с одной личностью?
# RE: почти обсуждаемый вопросиеромонах Никандр 04.09.2013 04:12
Там вроде по смыслу "... Всехвальной , Единосущной и Нераздельной ".

Одноистотней - значит Единосущной
# RE: Еще одно замечание о имябожииСвящ. Андрій Трачук 06.09.2013 17:43
Не менее полезно для бодрствования духовного всем изучать творения Архиепископа Аверкия (Таушева). Вот один отрывок из книжецы: Архиепископ Аверкий. Церковь перед лицом отступления (о проникновении духа антихриста в среду Православия последних времен).

гл. АКТЕРСТВО
Архиепископ Аверкий выявил еще один признак того, как Православные церкви, даже если они сохраняют все внешние формы, утрачивают силу Православия. Это наступает тогда, как вожди Православных групп и их глашатаи начинают играть "роли". Причина этого в том, что ничтожные духовно люди из мирских амбиций стремятся занять в Церкви позицию предназначенную для людей более высокой духовности. В большинстве случаев эти "актеры", не обладая в действительност и никаким духовным авторитетом, вынуждены приобретать его, прибегая, по выражению Архиепископа Аверкия, к "человекоугодию ". Об этом говорил св. Апостол Павел, который в первые годы христианства вынужден был указать на отличие подлинных представителей Христа от "человекоугодни ков": "Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым" (Гал. 1; 10). "Но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши. Ибо никогда не было у нас (перед вами) ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других..." (1 Фес. 2; 4-6).
"Угождая", приходится льстить "нужным" людям, и, напротив, уничтожать возможных противников в подходящий момент, нужно "считаться" с влиятельными людьми, независимо от своих убеждений. Наконец, нужно раздавать награды и посты и разглашать об этом, тем самым, связывая себя с "союзниками" взаимным "признанием", а не сердечной любовью. "Как мною людей, - писал Архиепископ Аверкий, - без ума любят высокие посты, звания, ордена и награды, и готовы приобрести их любым способом, даже попирая указания своей совести".
# RE: Еще одно замечание о имябожииСвящ. Андрій Трачук 06.09.2013 17:44
Архиепископ Аверкий считал, что "актерство" может также вносить вражду и разделения в Церковь:
" Чтобы пробудить жесточайшую враждебность и разделение, которые подсекают самый корень мирного течения приходской жизни, чтобы потрясти и разрушить приход, достаточно появиться в нем еще одному такому человеку - человеку, вообразившему себя "пупом земли", считающему, что все должны считаться только с ним и подчиняться ему во всем, что все его суждения и оценки безошибочны и непогрешимы... Для этих людей, кажется, совершенно исчез голос совести, они не признают Закона Божия: они способны на любое тенденциозное искажение истины, на любую ложь и злобную клевету в борьбе с теми, кто не согласен с их тщеславными влечениями, кто не поддерживает их самодовольство и их необузданное желание играть главенствующую роль везде и всюду, даже если эти люди - законно назначенные и поистине добрые пастыри и молитвенники, которых все меньше и меньше в наше время, и которых нужно ценить, а не преследовать ложью и клеветой из чисто личных тщеславных побуждений, которые являются мерзостью и грехом в глазах Бога. И этими людьми, которыми овладела безумная страсть себялюбия, часто пользуются темные силы, служители грядущего антихриста для того, чтобы разорвать и разрушить Церковь, начиная с приходов... Это люди поистине бессовестные!"
Играя роль, человек избирает такой образ действий, какой мир ожидает увидеть у человека, находящегося на столь "ответственном" посту. Это прямо противоречит тому, что характерно для людей на самом деле являющихся "звеньями" в непрерывной цепи Православного Предания: совершенная естественность, отсутствие притворства и свобода духа, без всяких попыток подпасть под какую-либо из предписанных "ролей".
Про одного "актерствующего " церковного вождя Архиепископ Аверкий сказал, что он носил "маску". "Есть лицемеры, - писал он, - которые любят казаться набожными и благочестивыми, хотя на деле совсем не таковы. Но они дадут ответ перед Богом, потому что они пытались обмануть верующих и делали это для своей личной пользы".
Это актерство может принимать различные формы. Ведь можно играть роль человека облеченного властью духовной, даже "аввы", "старца", приписывая слабой духовности нашего времени то, что было свойственно высоким образцам прошлого. Используя выражение Апостола Павла, архиепископ Аверкий определял это как "ревность не по разуму, - ревность, которая теряет свою ценность из-за отсутствия самой главной христианской добродетели: рассуждения, и поэтому вместо пользы приносит вред".
# RE: Еще одно замечание о имябожииСвящ. Андрій Трачук 06.09.2013 17:44
Еще один вид актерства можно обнаружить у лжепроповеднико в Православия. Мы уже говорили о "богословах" "очищенного" обновленческого Православия. Этих лжеучителей можно встретить не только в "либеральных" кругах, но также в среде "специалистов по отцам", "ученых", "консерваторов" и "традиционалист ов". Глашатаи фальшивого Православия могут дать человеку ощущение, что он, наконец, "понял" Православие, но чаще всего они оставляют душу человека не затронутой, прежней. О них Архиепископ Аверкий заметил; " Увы! как мало в наше время людей, среди образованных, а иногда и среди "богословов" и священнослужите лей высоких рангов, которые правильно понимают, что такое Православие и в чем его существо. Они подходят к этому вопросу совершенно внешне, формально и решают его слишком просто, даже наивно, не замечая всей полноты Его духовного содержания ".
Однажды, когда некие священнослужите ли нападали на память одного святого XIV века, потому что тот не соответствовал их представлению о "традиционности ", архиепископ Аверкий назвал их "богословами-мо локососами". Они были последователями (воспользуемся термином иеромонаха Серафима Роуза) "внешней мудрости". Для Архиепископа Аверкия так называемые "либералы" и фальшивые "традиционалист ы" были двумя сторонами одной медали. И те и другие затронуты современным критицизмом, любовью к внешнему блеску и всезнайством, поскольку приняли Православие, исследуя Его и делая из своих исследований "разумные" выводы, а не от живых Его хранителей. Недостаточен и простой внешний контакт с подлинным хранителем Предания; должно быть духовное родство, любовь и "единство духа". Конечно, со стороны трудно увидеть, есть или нет это родство, особенно если не понимать тот мир благочестия, в котором был воспитан подлинный хранитель традиции. Так, например, можно подумать, прочитав труды архиепископа Аверкия, написанные резко, прямолинейно, что он тоже был подвержен влиянию духа всезнайства. Но когда человек начинает понимать, каковы были его духовные учителя, Феофан Полтавский и Феофан Затворник, то становится очевидным, что он находится целиком в их традиции, что он принял все от них. Подобно Отцам Церкви, архиепископ Аверкий учил других, не потому что имел слишком высокое мнение о своих познаниях, но потому что чувствовал свою личную ответственность за то бесценное богатство, которое передали ему его святые наставники.
# RE: Еще одно замечание о имябожииМатфеевец 28.11.2013 10:05
Это не самая лучшая статься Святителя Игнатия. Там "раскольниками" именуются верные древним традициям Великороссийско й Церкви единоверцы-прав ославные старообрядцы и священник, исповедающий самого Императора и духовник Армии и Флота.
# RE: Еще одно замечание о имябожиииеромонах Никандр 28.11.2013 14:28
Вы кто такой , что даете оценку статьям свт. Игнатия ? Он прекрасно знал то , о чем писал , в отличие от Вас.
# RE: Еще одно замечание о имябожииИерей Антоний Гунин 03.09.2013 05:40
Михаил Новоселов

ПАПИЗМ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Москва : Печатня А. И. Снегиревой, 1913. — (На правах рукописи).

В мае сего года было опубликовано Послание Св. Синода, посвященное рассмотрению учения об Имени Божием. Послание это должно подлежать серьезному обсуждению по существу со стороны православных людей, сознанию которых близки вопросы веры. Таковые исследования уже начинают появляться в печати. Не касаясь вышеназванного учения, хотим ответить на один, совершенно сторонний этому учению вопрос, с которым обращаются к нам с разных сторон: признаем ли мы безусловный авторитет за синодальным Посланием как таковым, признаем ли в нем "голос Церкви", которая есть "столп и утверждение истины", — как того требует Свят. Синод? Отвечаем решительно: нет, нет и нет. Мы с изумлением прочитали и с негодованием отвергаем заключительную мысль синодального Послания, выраженную так: "теперь, когда высказались и Константинополь ская и Российская церковная власть, их (о. схим. Илариона, иеросхим. Антония и их единомышленнико в) дальнейшее настаивание "имяславцев" на своем будет уже противоборством истине". Это незаконное посягательство на неотъемлемые права церковного тела, хранителя веры — народа православного. Против этого посягательства, против этой монополизации истины, против этой папистической тенденции нашего высшего церковного управления мы, члены Церкви Христовой, должны протестовать всеми силами души и всеми зависящими от нас средствами.

Свят. Синод, по-видимому, забыл, что "непогрешимость почиет единственно во вселенскости Церкви, объединенной взаимной любовью" (А. С. Хомяков). Он не хочет помнить того, что вслух всего православного и инославного мира провозгласил в 1848 г. Вселенский патриарх в своем послании в ответ римскому епископу: "У нас ни патриархи, ни соборы не могли никогда ввести что-то новое, потому что хранитель веры у нас — самое тело Церкви тог есть самый народ".

Голоса этого народа не только не пожелал вызвать и выслушать духовный коллегиум, а наоборот — последним предупредительн о заглушить его драконовскими мерами, которым позавидовал бы римский первосвященник.
За эту поспешность приходится теперь расплачиваться.
# RE: Еще одно замечание о имябожииМитрополит Агафангел 03.09.2013 07:31
В риторике имябожников мне больше всего не нравится двуличность. Если бы они смогли действительно выделить то, от чего они постоянно отмежевываются, т,е., то, что они не почитают сами буквы и звуки Имени Божьего существом Божиим, и назвали бы это почитание идолопоклонство м - вопросов к ним было бы намного меньше (а может, и не было бы вообще). Но, поскольку они именно так верят (несмотря на заверения в противоположном ), постольку невозможно иметь к их утверждениям доверия. Неужели Вы этого не видите? Здесь дело не в "плохом" нашем Синоде, а в непоследователь ности самих имябожников.
# RE: Еще одно замечание о имябожииСвящ. Андрій Трачук 05.09.2013 07:51
Вот пространный ответ по поводу звуков и букв и того, что современные имяславцы не чтут буквы и звуки как Самого Бога. Впрочем это давно всем известный документ и ничего нового там нет.

http://85.214.59.160/site/?act=news&id=96209&cf=

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=95309
# RE: Еще одно замечание о имябожииМитрополит Агафангел 05.09.2013 10:05
Не обращал раньше внимания: "Буквы, звуки и случайные/акцид ентальные мысли о Боге должны обожествляться или использоваться в магических целях". Прямо каббала.
Интересно, в таком случае, рассмотреть аналогии имябожия и каббалы. Может, и общие корни найдутся (не дай Бог, конечно).
# RE: Еще одно замечание о имябожииСвящ. Андрій Трачук 08.09.2013 11:40
Владыко. Вы не внимательно прочли послание. Они именно не признают то, что им некоторые приписывают. Они именно и говорят, что они так не веруют. Цитирую повторно:

"Мы не "имябожники", поэтому мы отрицаем ложные учения, приписываемые им.

МЫ НЕ ВЕРИМ, ЧТО:

1. Имя Божие есть его сущность;

2. Имя Божие отделимо от Него;

3. Имя Божие есть другое божество;

4. Буквы, звуки и случайные/акцид ентальные мысли о Боге должны обожествляться или использоваться в магических целях."
# RE: Еще одно замечание о имябожииСвящ. Андрій Трачук 08.09.2013 11:50
Вместо этого, они Исповедуют следующее:

"1) что Имя Бога является не Его сущностью, а Богооткровенной истиной Бога о Самом Себе, то есть Его нетварной энергией, Его нетварной благодатью, Его Провидением, Его Славой. Сущность же Его непознаваема и не имеет имени.

2) что Имя Бога неотделимо от Него;

3) что Имя Бога не является другим Божеством;

4) что тварные буквы, звуки и случайные или привходящие (акцидентальные ) мысли о Боге не могут обожествляться и не могут использоваться для оккультных и магических целей.". Это показывает их истинное Исповедование , а не то, что намеренно им приписывается критиками . Для полноты темы повторно дублирую это послание современных нам имяславцев.
# RE: Еще одно замечание о имябожииСвящ. Андрій Трачук 08.09.2013 11:51
ДОКУМЕНТ: Краткое изложение святоотеческого учения об Имени Божием иерархов Святой Православной Церкви в Северной Америке (HOCNA)

Св. мч. Каллистрата
27 сентября / 10 октября 2012

Мы, иерархи Святой Православной Церкви в Северной Америке, предлагаем это краткое изложение святоотеческого учения об Имени Божием и заявляем, что мы безусловно и безоговорочно придерживаемся этого традиционного учения.

Все должны понимать, что, в силу этих заявлений, мы, епископы, не являемся имябожниками, как это определено в настоящем заявлении, и что мы веруем, исповедуем и приемлем православную христианскую веру, также определенную в настоящем заявлении.

Что касается постановлений Константинополь ских патриархов 1912 и 1913 годов, а также решения так называемого Российского Синода 1913 года, их заявления против имябожников не обоснованы богословски в соответствии с традиционным учением Православной Церкви. Они основывают свои рассуждения на отрицании того, что Имя Божие является святым по естеству; кроме того, они учат, что оно не есть энергия, то есть действие, или благодать Бога. Те, кто так считают, подпадают под свое собственное осуждение, потому что, подобно имябожникам, которых они осуждают, они полагают, что данное в Откровении Имя Бога отделено от Бога. Кроме того, они постоянно говорят о превечном Имени Божием как о каком-то тварном объекте, а не откровенном свыше, как учат наши Отцы.

Именно по этой причине мы, епископы Святой Православной Церкви в Северной Америке, не имябожники. И поэтому причины, по которым мы отказались принять различные постановления и решения о имябожниках, также должны быть ясны.

Наша позиция является отчетливо православной, согласной с традиционным учением Отцов нашей Церкви; в сие мы веруем, сие мы провозглашаем, сие мы исповедуем, и сему мы учим,
"Последующе божественным Отцам"
(Четвертый Вселенский Собор)
# RE: Еще одно замечание о имябожииСвящ. Андрій Трачук 08.09.2013 11:52
РАЗЛИЧНИЕ В УЧЕНИИ

I. Имябожники верят:

1) что Имя Бога — это Его сущность;

2) что Имя Бога отделено от Него;

3) что Имя Бога — это другое Божество;

4) что тварные буквы, звуки и случайные мысли о Боге могут обожествляться или использоваться для оккультных и магических целей.

II. Православные христиане верят:

1) что Имя Бога является не Его сущностью, а Богооткровенной истиной Бога о Самом Себе, то есть Его нетварной энергией, Его нетварной благодатью, Его Провидением, Его Славой. Сущность же Его непознаваема и не имеет имени.

2) что Имя Бога неотделимо от Него;

3) что Имя Бога не является другим Божеством;

4) что тварные буквы, звуки и случайные или привходящие (акцидентальные ) мысли о Боге не могут обожествляться и не могут использоваться для оккультных и магических целей.

Св. Василий Анкирский (+363) отвечал языческому проконсулу: "Мое главное имя — Христианин, оно образовано от имени Христа, это имя вечное, и оно превосходит разумение человеческое". Эти слова и сегодня являются ясным и простым исповеданием для каждого православного христианина. Кроме того, как говорит св. Кирилл Иерусалимский (+386), "Имя Божие свято по естеству своему, независимо от того, произносим мы его или нет". Св. Иоанн Златоуст (+407) также говорит нам: "Имя Божие достохвально по самому естеству своему", а святой Макарий Коринфский (+1805) утверждает: "Имя Божие по естеству свято и пресвято, и является источником освящения". Это полностью проясняет рассматриваемый вопрос, поскольку, являясь православным христианами, мы знаем и верим, что единственное Существо, которое является вечным, святым, пресвятым и источником освящения по естеству — это Сам Бог! Это может значить только то, что Его Имя — это действительно Сам Бог, повторимся, не в Своей сущности, но в Своей благодати.
# RE: Еще одно замечание о имябожииСвящ. Андрій Трачук 08.09.2013 11:53
Вместе со св. Климентом Римским (+100) православные христиане верят, что "Имя Божие дало бытие всему созданию" [1]. Ибо для св. Климента и для Отцов Церкви это точно то же самое, что сказать: "Благодать Божия дала бытие всему созданию", а это то же самое, что сказать "Бог дал бытие всему созданию". Вот почему православные вместе со св. Тихоном Задонским и св. Иоанном Кронштадтским могут сказать "Имя Божие есть сам Бог", потому что Имя Божие — это Его энергия и благодать.

Кроме того, как утверждает св. Иоанн Кронштадтский, "когда ты про себя в сердце говоришь или произносишь Имя Божие, Господа, или Пресвятой Троицы, или Господа Саваофа, или Господа Иисуса Христа, то в этом Имени ты имеешь все существо Господа: в нем Его благость бесконечная, премудрость беспредельная, свет неприступный, всемогущество, неизменяемость" — то есть, ты имеешь божественную нетварную благодать.

Исихастские соборы XIV века и Синодик в Неделю Православия утверждают, что и сущность, и благодать Божии — это Сам Бог, хотя они и отличаются друг от друга (см. The True Vine, номер 31, с. 12 слл.). Таким образом, "Имя Божие есть Бог" на самом деле, потому что Его Имя и Его энергия — это одно и то же [2].

III. Имяборцы:

путают взгляды, изложенные в разделах I и II выше и поэтому, подобно католикам и протестантам , приходят к ошибочному заключению о том, что православные христиане виновны в пантеизме и ереси (см.

Постановления Патриарха Иоакима III Константинополь ского 1912 года, Патриарха Германа Константинополь ского 1913 года и Российского Синода 1913 года). В результате смешения двух этих различных учений константинополь ские Постановления 1912 и 1913 годов уклонились от истины, а постановление Российского Синода 1913 года даже попало под анафему исихастских Соборов XIV века и Синодика в Неделю Православия, потому что оно учит ложно о благодати Божией.

Православные христиане не могут "безоговорочно" принимать, одобрять и увековечивать эти ложные учения.
# RE: Еще одно замечание о имябожииСвящ. Андрій Трачук 08.09.2013 11:54
IV. О "Российском Синоде"

Митрополит Антоний Храповицкий писал: "Церковь наша [в России] управляется мирянином или оффициально - учреждением коллегиальным, никогда неведомым Христовой Церкви... Церковь... лишена законнаго главы и отдана в порабощение мирским чиновникам, прикрывающимся собранием шести, семи по-полугодно сменяемых архиереев и двух иереев. Кто же не знает, что такое учреждение не каноническое? что оно не утверждено было при своем основании двумя патриархами, да если б и было утверждено всеми четырьмя, то это говорило бы только о незаконом действии патриархов, а не о канонической законности синодального управления, так как никакие патриархи не могут утвердить и авторизовать учреждения, неведомаго Святому Православию и придуманнаго единственно для его ослабления и растления..."
(Голос Церкви, январь 1912)

+ Ефрем, митрополит Бостонский
+ Макарий, митрополит Торонтский
+ Григорий, викарный епископ Бруклинский

[1] Очевидно, у св. Климента термин "Имя Божие" означает силу Божию, которая вечная и нетварная.

[2] Это именно то православное учение об Имени Божием, которого придерживались монахи, изгнанные со Святой Горы в 1913 году. Они не соглашались с названием имябожники и называли себя имяславцами.

(c) Перевод с английского "Портала-Credo. Ru"
# RE: Еще одно замечание о имябожииСвящ. Андрій Трачук 08.09.2013 12:11
И еще: "Мы поддерживаем и принимаем послание от февраля 1921 года святого исповедника Тихона, Патриарха Московского, в качестве решения так называемого имябожнического спора.

В этом наше исповедание святой православной христианской веры, и да поможет нам Бог.

+ Ефрем, митрополит Бостонский

+ Макарий, митрополит Торонтский

+ Григорий, викарный епископ Конкордский

Протокол # 2917"
# RE: Еще одно замечание о имябожииСвящ. Андрій Трачук 08.09.2013 12:20
ДОКУМЕНТ: Из Рождественского послания Патриарха Тихона епархиальным архиереям 1921 года, на которое ссылаются иерархи "Бостонского Синода" в своем постановлении об имяславии от 18 сентября 2012 года

В эти высокие дни, когда Церковь празднует Рождение Богочеловека, принесшего на землю мир и благоволение Отца Небесного, почитаю благопристойным напомнить Вам вкратце об афонских имяславцах и преподать Вам некоторые указания, как относиться к сим инокам.

Из дела усматривается, что Св. Синод в определении своем от 22-25 апреля 1914 г. за No. 3479 снисходил к душевному настроению и образу мыслей афонских монахов, малосведущих в книжном изложении Богословия и в формах делопроизводств а, разрешил вместо требуемой ранее подписи имябожниками отречения от своего лжеучения заменить таковую письменным свидетельством (клятвенным обещанием) с целованием Св. Креста и Евангелия своей веры Православной, точного следовании Православной Церкви и послушания Богоустановленн ой иерархии, веруя так, как учит Св. Церковь, от себя ничего не прибавляя, не убавляя, в частности при почитании Имени Божия, Имя Его не считать за сущность Божию, не отделять от Бога, не почитать за особое Божество, не обожать букв и звуков и случайных мыслей о Боге и таково верующих и изъявляющих повиновение Церковной власти Св. Синод решил принимать в Церковь, а священнослужите лям дозволил совершать служение.

Но оказывая свое снисхождение, Синод не изменил прежнего своего суждения о самом заблуждении, содержащемся в сочинениях Антония Булатовича и его последователей, которых решил передать на рассмотрение Всероссийского Священного Собора, от которого и зависит разрешение всего дела по существу.

19 февраля 1921 г., No. 3244
# RE: Еще одно замечание о имябожииПротоиерей Евгений 08.09.2013 13:20
Странная ссылка на послание..., вроде Рождество в январе отмечали в 1921 году, но ни как, не в феврале...
# RE: Еще одно замечание о имябожииМонахиня Вера 09.09.2013 15:31
О. Андрей, мне все же мнится, что формулировка "Имя Божие есть Бог" не совсем точна. Наверно можно сказать так: "Божественная энергия, содержащаяся в именах Божиих, есть Сам Бог". Кажется, это мы встречаем у св. Дионисия Ареопагита в "Именах Божиих". Все же, имя есть имя. И потом, прочитав некоторые документы о том, как вели себя Антоний Булатович со своими сторонниками на Афоне, как-то не очень хочется им следовать, как бы они там ни рассуждали. "По плодам их узнаете их".
# RE: Еще одно замечание о имябожииМитрополит Агафангел 01.10.2013 21:29
Я только сейчас прочел Ваши, о. Андрей, замечания. Жаль, что Вы ставите в ничто Русскую Церковь и приклоняетесь перед лукавством и лицемерием. Надеюсь, что это у Вас не навсегда.
# RE: Еще одно замечание о имябожииСвящ. Андрій Трачук 02.10.2013 22:31
Уважаемый Владыко. Сделанный Вами вывод о моем преклонении перед лукавством и лицемерием является совершенно беспочвенным и неверным, не имеющим под собою никакого объективного факта и повода. И Вы прекрасно это знаете. Ошибочно также и то Ваше мнение, которое утверждает, будто бы я ставлю в ничто родную Русскую Церковь. Но, как видно из Ваших слов, переубедить Вас в обратном не представляет уже возможным. В свою очередь смею надеяться, что такое ошибочное мнение у Вас сложилось не навсегда.
# RE: Еще одно замечание о имябожииМитрополит Агафангел 02.10.2013 22:58
Я знаю то, что написал. Что тут поделаешь? - Бог все рассудит.
# RE: Еще одно замечание о имябожииСвящ. Андрій Трачук 03.10.2013 10:01
Так и есть, Владыко. Бог рассудит. Он не лицеприятен в Своих Судах. На Его Суд только и уповаю.
# RE: Еще одно замечание о имябожиииеромонах Никандр 03.10.2013 04:38
Цитата:
Что касается постановлений Константинополь ских патриархов 1912 и 1913 годов, а также решения так называемого Российского Синода 1913 года, их заявления против имябожников не обоснованы богословски в соответствии с традиционным учением Православной Церкви. Они основывают свои рассуждения на отрицании того, что Имя Божие является святым по естеству; кроме того, они учат, что оно не есть энергия, то есть действие, или благодать Бога.


о. Андрей , Вы согласны с таким заявлением этих , так называемых "иерархов" ( Ефрема , Макария и Григория ) ?

Они здесь утверждают , что имя Божие само по себе и есть энергия Божия , т.е. благодать , Вы согласны с этим , что имя - благодать ?

Не вернее ли было бы думать , что имя Божие только при обращении к Богу с верой привлекает Божественную благодать ?
# RE: Еще одно замечание о имябожииИнтернет Собор 03.10.2013 08:14
Имябожники говорят то одно, то иное, в зависимости от того, что выгодно им сказать в данный момент. В этом и состоит их "лукавство и лицемерие". Поэтому, совершенно бесполезно вести с ними какие-либо прения или переговоры. И с их апологетами в том числе. Пустая трата времени.
# RE: Еще одно замечание о имябожиииеромонах Никандр 02.10.2013 04:55
Цитата:
Мы, иерархи Святой Православной Церкви в Северной Америке, предлагаем это краткое изложение святоотеческого учения об Имени Божием и заявляем, что мы безусловно и безоговорочно придерживаемся этого традиционного учения. ...

... Что касается постановлений Константинополь ских патриархов 1912 и 1913 годов, а также решения так называемого Российского Синода 1913 года, их заявления против имябожников не обоснованы богословски в соответствии с традиционным учением Православной Церкви.


Да кто они такие , чтобы делать эти заявления ?!! Сами раскольники и еще подвергают сомнению Российский Синод !
# RE: Еще одно замечание о имябожииИерей Антоний Гунин 03.09.2013 05:37
Дорогой о Господе владыко! Имею дерзость напомнить Вам, что в телефонном разговоре 27 августа Вы обещали мне опубликовать на страницах Интернетсобора материалы, выражающие точку зрения, противоположную точке зрения составителей синодального послания 1913 г., в частности, разбор рекомого послания В.Ф.Эрном и письмо новомученика М.А.Новоселова, Вы уверили меня, что этот сайт не являтся официальным рупором нашей церкви, но есть сайт полемический. Прошла уже неделя, и вместо обещанных материалов, на страницах сайта появилась вышенапечатанна я статья, еще более утверждающая позицию авторов сайта, как тенденциозную и вполне непримиримую. Я продолжаю надеяться на то, что Вы, владыко, выполните свое обещание, чем хотя бы несколько подтвердите декларируемую Вами ранее позицию нейтралитета "до Собора", ибо клеймя несогласных с Вами еретиками, Вы очевидно предвосхищаете чаемое соборное решение и, хотите Вы того или нет, отказываете им в евхаристическом единстве. От чего да избавит нас всех Господь!
# RE: Еще одно замечание о имябожииМитрополит Агафангел 03.09.2013 07:16
Мы опубликовали письмо Михаила Новоселова с его мнением по этому вопросу и сделали ссылку на послание В.Ф. Эрна. Само же это послание, я считаю, нет нужды здесь публиковать, как "глупое и хвастливое", прямо и безосновательно оскорбляющее священноначалие РПЦ. Нас здесь сразу же справедливо обвинят в том, что мы размещаем материалы, порочащие нашу Церковь. Ссылки вполне достаточно, кому это нужно, те прочтут.
# RE: Еще одно замечание о имябожииИерей Антоний Гунин 03.09.2013 21:34
Простите, владыко, но в опубликованном Вами (самом по себе бесценном) письме М.А.Новоселова, нет НИ СЛОВА по нашей теме. Не говоря уже о том, что я получил от Вас обещание о публикации другого его письма. Относительно же ссылки на весьма интеллигентное и совершенно по делу написанное послание Эрна, то, думается, что и те, кто хотел бы это почитать, просто не смогут эту ссылочку найти. Посему простите, владыко, но я считаю Ваше обещание неисполненным.
# RE: Еще одно замечание о имябожииИерей Антоний Гунин 04.09.2013 04:57
Владыко, простите меня ради Христа, я нашел "то" письмо Новоселова, действительно опубликованное на сайте. Виноват. Каюсь в своей невнимательност и и опрометчивости.
# на что-то похоже?Протоиерей Евгений 03.09.2013 12:47
Письмо иеросхимонаха Антония (Булатовича) архиепископу Антонию (Храповицкому) от 29 августа 1912 года

ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО!

ВЫ еще до сих пор не исполнили просьбы нашей: напечатать в Русском Иноке ОТКРЫТАГО ПИСЬМА к Вам Афонских Иноков. Сообщаем Вам дополнительно еще перевод с пятой анафемы против Варлаама, из которой ясно видно, что Имя Божие есть Сам Бог, а также и Имя Иисус, ибо если энергия Божия, т.е. действие и сила Божия есть Сам Бог, то и свет Фаворский и глас Отца с неба и истинны Богооткровенныя и слова Сына Божия, а следовательно и Богооткровенныя истины о Боге, которыя суть Имена Божий и Имя Иисус - «Бог Спасет» (по катехизису) - все это есть Сам Бог, ибо и Господь сказал: Аз есмь... Истина. - Глаголы яже Аз глаголах вам Дух суть и Живот суть. - Итак не ясное ли дело, что вы впали в ересь и боясь умалить свой авторитет упорствуете в своем заблуждении и продолжаете хулить Имя Иисус, печатно распространяя хулу на Него, что Оно не есть Бог! Итак предъявляем к Вам последнее требование, после котораго, если вы его не исполните, то знайте, что против вас мы открываем открытую войну, как против ересиярха. Потрудитесь немедленно в следующем же номере Русскаго Инока напечатать: 1. Наше открытое письмо к вам от 1 Мая с оговоркой, что вы действительно ошиблись неведая истинной обстановки вещей и доверившись лицам, кои сообщили вам неверныя сведения как о книге о. Иллариона: «На Горах Кавказа», так и относительно Фиваидских пустынников, почему Вы с удовольствием печатаете сие открытое письмо и на самом деле ничего ни вреднаго, ни опаснаго в книге о. Иллариона не находите, ибо во истинну Имя Иисус, как и всякое Имя Божие есть САМ БОГ, конечно не в буквах и звуках, но в истине Имени и духовно. Во 2х Потрудитесь с получением сего письма немедленно телеграфировать мне по русски, или по французски, адрес: Афон Карея Благовещенская келлия Парфения Антонию Булатовичу «Все ваши требования будут в точности исполненны в таком то номере Р.И.» - (т.е. в первом возможном безо всякаго отлагательства) . В Зх покорнейше просим выслать 10 штук книжек того номера Р. И. где будет напечатано наше открытое письмо и ваши оправдательныя слова на сие письмо наше от 7го Мая.
Если же Вы сие не найдете возможным исполнить, то мы исполнив долг братской любви к Вам и дав вам возможность убедиться в ошибке своей, будем смотреть на Вас, как на ересиярха (надеюсь что Вы аки благий и премудрый не дадите места сему) и пожалуемся на вас как Св. Синоду, так и всем Церквам православным, что вы впали в ересь имеборства, приравниваете Имя Иисус разным другим Иисусам и не называете Имя Иисус Богом вопреки постановлению Церковному 5му против Варлаама.
Если бы вы знали сколько беды вы наделали и сколько душ сгубили вашей открытой хулой на Имя Иисус то вы бы содрогнулись и пожелали бы исчезнуть с лица земли... Но востаньте же и покайтесь. Если же мы увидим, что вы не каетесь, но будете стараться как нибудь лукаво замазать ошибку, то опять же повторяем Вам, что если к следующему пароходу, т.е. к 12 Сентября я от вас удовлетворитель наго ответа по телеграфу не получу, то война вам будет открыта. Простите за смелость обращения к Вам, но оно вызвано Вами Самими. А также если Вы в журнале не поместите того, что мы просим, но лукаво извернетесь и не исповедуете открыто, что Имя Иисус есть Сам Бог, то мы будем обличать вас пред лицем всей Церкви.

Иеросхимонах Антоний

29 Августа 1912 г.
Перевод с Греческаго Анафемы 5ой против Варлаама: Также тем, кои думают и говорят вопреки Божественным словам Святых и образу мыслей (или духу) Церкви, что только об одном Существе Божием говорится ИМЯ БОЖЕСТВО (или Бог), и не исповедуют того, что отнюдь не меньшим почитается Божественное действие (сила, по гречески «энергия»), как тому научают нас Божественные Таинники, почитающие во всех отношениях одинаковыми как Существо Отца и Сына и Святаго Духа, так и действие (или силы, или энергию) Их. - Анафема (Зжды)
РГИА. Ф. 796. On. 199. V отд. I ст. Д. 80. Ч. V. Л. 362-362 об.
# RE: на что-то похоже?Митрополит Агафангел 03.09.2013 13:13
Действительно, что-то напоминает.

И здесь эта фраза: "Имя Иисус, как и всякое Имя Божие есть САМ БОГ, конечно не в буквах и звуках, но в истине Имени и духовно".

Можно повторить: Если бы они смогли действительно выделить то, от чего они постоянно отмежевываются, т,е., то, что они не почитают сами буквы и звуки Имени Божьего существом Божиим, и назвали бы это почитание идолопоклонство м - вопросов к ним было бы намного меньше (а может, и не было бы вообще).
# RE: на что-то похоже?Иерей Антоний Гунин 04.09.2013 04:44
-"Когда ты про себя в сердце говоришь или произносишь (вслух) имя Божие, Господа, или Пресвятой Троицы, или Господа Саваофа, или Господа Иисуса Христа, - то в этом имени ты имеешь все существо Господа: в нем Его благость бесконечная, премудрость беспредельная, свет неприступный, всемогущество, неизменяемость. Со страхом Божиим, верою и любовию прикасайся мыслями и сердцем к этому всезиждущему, всесодержащему, всеуправляющему Имени! Вот почему строго запрещает заповедь Божия употреблять имя Божие "всуе", потому т.е., что имя Его есть Он Сам - единый Бог в трех Лицах, простое Существо, в едином слове изображающееся и заключающееся, и в то же время - незаключаемое, т.е. не ограничиваемое им (словом) и ничем сущим".
(св.прав.Иоанн Кронштадтский)
# RE: на что-то похоже?иеромонах Никандр 03.09.2013 13:57
характер письма наглый и дерзкий . Лучше бы этому Булатовичу было оставаться в гусарах , чем лезть в монахи и священники.
# хороший аргумент в последнем предложенииПротоиерей Евгений 03.09.2013 16:58
Протокол разговора П. Б. Мансурова с архимандритом Давидом (Мухрановым) 7 марта 1913 года

КОПИЯ

РАЗГОВОР Г. МАНСУРОВА С АРХИМАНДРИТОМ ДАВИДОМ, ПРИ ПОСЕЩЕНИИ СВ. АНДРЕЕВСКАГО СКИТА НА АФОНЕ

7-го Марта 1913 года.

После обычной встречи со звоном и эктении с многолетием в Соборе, прошли в приемное зало, где был подан чай. После обычных, предварительных приветствий Мансуров сказал, что он приехал на Афон по общему Афонскому политическому вопросу, что гражданское правительство на Афоне будет от пяти держав: России, Греции, Болгарии, Сербии и Румынии, под главенством России, а по духовному будет ведать Патриархия. Давид: это хорошо, а то Греки нас обижают. - Мансуров: Да ведь иногда и Русские бывают не правы. Почему вы порту не отворяете? - Давид: Да вы знаете: у древних отцов постоянно порта была закрыта. Братия наша размоталась, надо устроить, чтобы немного помнили зачем пришли в монахи. А то ведь до чего дошли, что забыли сладчайшаго Иисуса... Вот у нас и вышло неустройство в Обители... о. Иероним не признавал, что имя Иисус есть Сам Бог. - Мансуров: А вы как исповедуете? Давид: я исповедую, что имя Иисус есть совершенный Бог и совершенный человек, как свидетельствуют св. отцы. - Мансуров: Хорошо... Но только не надо надеяться на свой разум, а как разсудит Церковь. - Давид: Пусть как разсудит Святейший Синод, а Патриарх что может разсудить? Мансуров: Нет. Святейший Синод не может разсудить в чужой епархии (церкви). Вы должны все цело подчиниться Патриарху. Понятно, что Патриарх разсудит с советом Святейшаго Синода, чтобы было единомыслие в церкви. Вы почему не поминаете Патриарха? Давид: Нас Греки не извещали об этом. Мансуров: а почему вы еще не изволите ехать к Патриарху, для объяснения по религиозному вопросу. Он вас звал? - Давид: Да он звал нас вместе с о. Антонием, а его нету, так мы послали письмо и объяснились. - Мансуров: Для этого дела объясняться надо лично. - Давид: о. Антоний скоро вернется и дождется меня в Константинополе , а если долго, то я один поеду, но только прошу Вас заявите Послу, чтобы не связывали нашу свободу, а то есть слух, что хотят меня взять. Поэтому я не явился и в Протат. Все греки мошенники работают по просьбе о. Иеронима в его пользу (Давид приглашает Мансурова ночевать, но он отказался и сказал: в среду я должен ехать в Россию...) Пожалуйста, не све-зете-ли Вы наши бумаги в Посольство и Святейший Синод? Прошлый раз мы послать не успели, да и почта нам запрещена... Похлопочите за нас... Великое благодеяние сделаете нам. - Мансуров: Хорошо. Бумаги я свезу, а уже как разсудит Святейший Синод... - Давид: Нельзя ли похлопотать, что бы получать наш груз, а то пропадает картошка и рыба. - Мансуров: Это не мое дело, а Посольства. Хорошо скажу. (Затем начался разговор за духовный вопрос). - Давид: Имя Иисус есть Сам Бог. - Мансуров: Мне уже 50 лет и я христианин, но не слыхал еще такого вопроса. - Давид: Нет, нет, я Вас уверяю, что так учит Св. Церковь. - Мансуров: Ну, хорошо... я светский человек... не оспариваю, а как разсудит Синод. Только Вы не отказываетесь от своих слов, что имя Иисус есть Сам Бог... - Давид: Нет, я готов на все... только я думаю, что и Святейший Синод может ошибиться... Ну, все таки правда должна взять верх... (появились офицер Павел Григорович - секретарь Булатовича и схимонах Харлампий-Серби н с книгами, но ни чего не говорили. Затем входит рясофорный послушник Даниил (Пермской губ. Столяр) Иеромонах Сергий Борисов и о. Давид, указывая на него, говорит, что о. Иероним склонял его отказаться признавать, что имя Иисус есть Бог) -Мансуров: Ну может быть о. Иероним был разстроен... (Даниил отошел в сторону и ни чего не говорил). Сергий Борисов показывает Мансурову фотографию с письма о. Иеронима к о. Антонию о не признании сочинений последняго о имени Иисус. Мансуров просмотрел и говорит: «тут нет ни чего такого, что бы было не ясно...» Еще подают ему журнал наш за Апрель месяц, он взял его себе. - Сергий Борисов говорит, что Иероним нам не нравится... еще бы два года и разорил бы Обитель. - Мансуров: «Это дело ваше домашнее, я это судить не буду. А все таки вы о. Иеронима обидели, я об нем сожалею... его с прочими, люди питают из милости. Давид: Нет, мы его не обижаем, а кто из них прийдет к нам с раскаянием и будет с нами единомышленник, т.е. будет исповедывать имя Божие как мы, то мы примем. Единомышленника м нашим вступить в разговор не пришлось, потому что г. Мансуров все хорошо разспросил, а если бы кто и стал что из наших говорить, то были приготовлены уже на этот случай кулашники, которые не постеснялись бы такого смельчака сейчас же взять за шиворот и вытащить для расправы.

РГИА. Ф. 796. On. 199. V отд. I ст. Д. 80. Ч. V. Л. 477-477 об.
# RE: хороший аргумент в последнем предложениииеромонах Никандр 03.09.2013 17:38
Вот что поразительно : не успели развязаться с искушениями по "гитлеризму-хил иазму" , как уж готово новое - имябожничество. Прям какой то конвейер налаживается .
# RE: Еще одно замечание о имябожииИерей Антоний Гунин 01.09.2013 05:30
Имеяй уши слышати да слышит
"Обращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора" http://www.pravoslav.de/imiaslavie/dok_mater/obrash_isp.htm
# RE: Еще одно замечание о имябожииИерей Антоний Гунин 01.09.2013 05:27
Имеяй уши слышати да слышит
http://www.pravoslav.de/imiaslavie/dok_mater/obrash_isp.htm
# RE: Еще одно замечание о имябожииМитрополит Агафангел 01.09.2013 08:37
"Но наши противники непонятным для нас образом превращали совершенно православное почитание Имени Божия в Самого Бога и выражение наше "Имя Божие — Сам Бог" — в неприемлемое и для нас утверждение: "САМОЕ ИМЯ — Бог", чего мы никогда не говорили".

Замечательно. Пусть тогда скажут: "Учащим, что Самое Имя Божие - есть Бог" - анафема". Только и всего.
# RE: Еще одно замечание о имябожиипрот. Олег Миронов 04.09.2013 00:55
не чуди, Антоний. Вот тут специально для тебя заметку написал
http://lackmann.livejournal.com/22172.html#comments

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.