Митрополит Агафангел: О православной общине не имущей священника
В наше время Церковь Христова испытывает большой недостаток священников. Но наличие или отсутствие священника не должно становиться препятствием для организации общины православных верующих, во исполнение 4-й Заповеди Моисея и Заповеди Христа, ради общего дела спасения и воздаяния хвалы и молитвы Богу.
"Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф 18.20) — сказал Господь, и эта Заповедь должна стать руководством к действию каждого православного христианина, живущего вдали от приходов РПЦЗ.
Следует собираться христианам "в день Господень" — воскресение, который у нас является седьмым днём недели. Согласно 4-й Заповеди: "Помни день покоя и проводи его свято; шесть дней работай и заверши дела твои, седьмой же день, покоя, — посвящай Господу Богу твоему. Не делай в этот день никакой своей работы, ни ты, ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой работник, ни твоя работница, ни твой рабочий скот, ни гость, который живёт у тебя. Так как за шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них; а в седьмой день почил. Потому благословил Господь день покоя и освятил его".
Если двое или больше христиан (не члены одной семьи, которым не надо отдельного благословения) решат создать православную общину, они должны известить об этом Правящего архиерея, направив ему своё письменное прошение, желательно с подписями и контактными данными желающих образовать общину, и указать желаемого небесного покровителя своей общины или церковного события, в честь которого она может быть названа. Общине также раз в год положено посылать отчёт архиерею о своей жизни и нуждах.
Получив благословение, христиане проводят собрание, на котором утверждают список членов общины, старосту общины, казначея и членов Совета общины (при наличии достаточного количества людей). Все решения общины должны приниматься на общем собрании. Совет общины решает текущие дела и распределяет текущие расходы, которые в общем утверждаются собранием. На первом собрании устанавливаются размеры членских взносов (которые должны быть посильны и устанавливаются индивидуально — можно установить минимальный размер взносов, а каждый пусть сам решит, может ли он дать больше). Неимущие (неработающие, потому не платящие взносов) могут состоять в общине, но без права участия в общем собрании, а только в молитвенном и трапезе. Средства общины также могут складываться из различных пожертвований, от совместной хозяйственной деятельности и т.д. Катакомбники в СССР собирали значительные суммы денег, но не имели возможности их применить. Делали пожертвования даже на монастыри МП. Тогда, правда, было значительно больше по-настоящему верующих людей.
Собрание должно решить вопрос о помещении, в котором будут собираться члены общины. Забота о поддержании этого помещения должна ложиться на всю общину, а не только его владельца. Собрание решает, кто и где хранит средства общины, и ведёт учёт (заводится тетрадь поступления и расходования средств, и тетрадь с перечнем имущества, принадлежащего общине). Средства общины, тем более, если они незначительны, могут расходоваться только на общецерковные нужды — если кому-либо необходима материальная помощь, то проводятся отдельно сбор средств для конкретного человека. Община должна иметь средства, чтобы оплатить приезд священника, и должна создать необходимые условия для служения им Божественной Литургии. Община должна заботиться о немощных своих членах, о воспитании детей, желательно и об общем трудоустройстве. Но, прежде всего, община должна заботиться об охранении друг друга от греха.
Община также должна позаботиться о всём необходимом для совершения молитв и богослужений — богослужебных книгах и утвари. Желательно, чтобы для молитвы было выделено отдельное помещение, но если такой возможности нет, то надо в комнате выделить отдельный молитвенный угол и стол, который будет иметь значение неосвящённого Престола в храме, и там хранить всю утварь и книги.
Общине, если она сумеет развиться, можно думать о регистрации, необязательно как религиозной организации. Регистрация нужна в случае, если есть возможность реального развития — для получения участка земли, например.
После молитвы может быть общая трапеза общины, на которую по возможности и по договорённости каждый приносит что-либо из еды, как это делали первые христиане. Следует стараться не допускать, чтобы трапезой занимался один человек. Христиане приходят не "в гости" к хозяину, а на молитвенное собрание. Желательно, чтобы было несколько чтецов и певцов, следует привлекать к этому способных. Устраивать спевки (здесь можно задействовать всех членов общины). Сборы от собрания, если таковые будут (свечи, пожертвования), тут же записываются в тетрадь поступления и расходования средств. Ещё раз повторяю — расходовать средства общины и следить за этими средствами должна вся община, а ни в коем случае, один человек. Надо заметить, здесь речь идёт об отчёте о поступлении и распределении исключительно общих средств всей общины, записанных в тетрадь, и это не касается никаких других денег. Каждый человек может и должен распоряжаться своими личными средствами без всякого отчёта.
Надо всячески стараться избегать монополии и полной зависимости от одного человека, это, к сожалению, не способствует сохранению общины в случае, если с этим человеком что-либо случится. Желательно, чтобы было задействовано в жизни общины как можно больше людей. Вся община должна быть осведомлена во всех делах, и только собрание должно принимать основные решения.
Это об организации общины. О молитвенной практике есть достаточно много литературы. Например, здесь и здесь.
Конечно, везде разные обстоятельства и возможности, это только общие мысли и предложения. Если будут дополнения, особенно связанные с реальной практикой, с благодарностью выслушаем.
Вот, совсем кратко, об образовании общины без священника. Если обрящется постоянный священник для общины, то её внутренний распорядок следует приводить постепенно в соответствие Нормальному Приходскому уставу РПЦЗ, утверждённому нашими Архиерейскими Соборами.
+ Митрополит Агафангел
Метки: рпцз, митрополит агафангел