Митрополит Агафангел: Размышления над разрушенным городом
Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле? (Лк 18.8)
Мы как-то незаметно пришли к катастрофе веры. Вдруг не стало настоящих духовных людей, да и нет больше всем видимой Церкви Христовой, всё рассыпалось, смешалось и превратилось в однородную массу сомнительных "религиозных организаций", даже уже не "юрисдикций" — в масштабах всего мира мы реально вошли в апокалиптическое время, когда "жена [Церковь Христова] убежала в пустыню" (Откр 12.6). "Большие церкви" отреклись о миссии Христа на земле, слились с политическими структурами и превратились в духовно мёртвые их придатки, а малые церковные сообщества окончательно деградировали в многочисленные вымирающие секты. Вот, к чему пришёл мир ко дню сегодняшнему.
Уже отпала сама возможность говорить о современных мировых Поместных церквях, поскольку очевидно, что они окончательно утратили внутреннюю свободу и стали частью крупных глобальных центров, претендующих в той или иной мере на роль мирового правительства, которые используют эти церкви в качестве мёртвых фигур на шахматной доске. Возглавление этих "церквей" уже не живёт Христовыми заповедями и жить по ним не собирается, при том, что, вобрав в себя, практически, все существующие ереси и пороки, подобно древним фарисеям только в словах изредка вспоминают о Заветах Христа. Превратились в подобие музеев их храмы, богослужения стали инсценировкой когда-то совершавшихся в них священнодействий, совершенно лишённых внутренней спасительной благодати Христовой. И это в лучшем случае, а в худшем — используются как балаганы для концертов или вовсе переродились в храмы сатаны, подобно жуткому храму войны в РФ.
Окончательная деградация ИПЦ
Деградировали не только "официальные церкви", но и "альтернативные". В СССР, ИПЦ — катакомбники — жили в особых условиях гонений в тоталитарном государстве. Часто случалось, что священник, оказавшийся в полной изоляции, завещал своей пастве не присоединяться ни к кому больше (из-за опасности примкнуть к секте или МП) ни с кем не молиться и нигде больше не причащаться. Это понятно — лучше причаститься Истинных Тела и Крови Христовых, пусть даже много лет назад, и с этим умереть, чем вкусить "пищу демонов" к своей погибели.
* * *
Секты, как безблагодатные сборища, существуют в огромном количестве (это то, над чем многим надо для начала хоть бы задуматься — некоторые сейчас дошли до того, что уже и в это не верят). Они даже существовали в СССР среди катакомбников — в виде откровенных самосвятов и так называемых "самобожников" (имябожников, отрицающих церковное управление и церковную иерархию). Сейчас многочисленные разнородные группы называющих себя христианами наполняют собой не только постсоветское пространство, но и всю землю.
Но, именно среди этого пёстрого разноликого сборища, как мы верим, находится также и подлинная Церковь Христова — Жена, бежавшая в пустыню, которая пребудет до дня Страшного суда.
Как отличить секту от подлинной Церкви?
Основная ересь, которая делает секту сектой — это ложное отношение к догмату о Единой (одной) Церкви Христовой, и как прямое следствие — самозамкнутость и вымирание.
Отношение к догмату Единства Церкви у сектантов бывает двоякое: первая ложь — неверие в одну Церковь, а вера в то, что их теперь много ("церковный корабль разбился, и каждый спасается на щепках от этого корабля" — предстоятель РПАЦ Феодор /Гинеевский/); другая ложь — присвоение исключительно себе звания всей полноты Церкви (обрядопоклонническое "окромя нашего толку нет больше в мире православия" — предстоятель РПЦЗ(В) Владимир /Целищев/). Есть и третий вариант видимого сектантства — по заданию КГБ-ФСБ устраивать в Церкви расколы и доводить свои "осколки" до вымирания (группы под предводительством агентов КГБ-ФСБ, вроде Вальтера-Назарова в Москве, или Юрия Лукина в США). Но это уже даже не сектантство, это сатанизм, прямая борьба со Христом и Его Церковью.
РИПЦ, РПАЦ, РПЦЗ(В), а также все отколовшиеся от них — секты
К Церкви можно присоединиться, но нельзя отсоединиться без того, чтобы не стать раскольником или сектантом. В своё время часть Катакомбной Церкви, не имея своего управления и архиереев, когда открылось благоприятное для этого время, присоединилась к РПЦЗ в лице иеромонаха Лазаря (Журбенко), — это хорошо (правда, отказав в общении, по настоянию того же иеромонаха Лазаря, всем другим направлениям катакомбников). Но последовавшее его отсоединение от РПЦЗ в виде РИПЦ было уже расколом, и только по одному этому факту РИПЦ являются раскольниками. То же самое можно сказать о выходцах из МП в лице архимандрита Валентина (Русанцова) — их отделение от Церкви в виде РПАЦ иначе, как расколом, определить невозможно. Надежды на то, что это ненадолго, поскольку, якобы, вынуждено обстоятельствами, не оправдались. Откололись и усохли, к сожалению, по слову Христа, как отсечённые ветви (см. Ин 15.4-6) — годятся только на сжигание в вечности.
Так что РПАЦ и РИПЦ — начинали как очевидные раскольники. Архиепископ Лазарь, многие годы прожив в катакомбах, усвоил экклесиологию катакомбников — без епископа нет Церкви, и, к сожалению, ложный вывод из этой формулы — где епископ, там и Церковь. Он это часто повторял и свято верил — где он, там и Церковь. Для него главным было — правильная епископская хиротония — в катакомбах, в условиях тоталитарных гонений, это традиционно считалось достаточным. В катакомбах — да, но при ослаблении гонений — нет, здесь вступает в действие параграф 2 Указа №362 Патриарха Тихона: "2) В случае, если епархия (…) окажется вне всякого общения с Высшим Церковным управлением или само Высшее Церковное управление (…) прекратит свою деятельность, епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях". Во всех катакомбах в СССР в 1980-х годах и одного епископа было не сыскать, не то, что "соседних архиереев". Но, когда РПЦЗ и её законные архиереи стали открыты и доступны, нарушение 2-го параграфа Указа №362 становится каноническим преступлением, а нарушители этого правила ставят себя вне Церкви, по указанию 9-го параграфа этого Указа, с ними в обязательном порядке "прерывается церковное общение", как с непослушными. То есть, архиереи, не желающие вступать с другими каноническими архиереями в общение, согласно этому правилу, являются раскольниками и находятся вне Церкви без надежды как на своё спасение, так и спасение всех, находящихся с подобными законопреступниками в общении.
То же самое можно говорить не только о РПАЦ и РИПЦ, но и об отколовшихся от них, а также о всех тех, кто отказывается выполнять параграфы 2 и 9 Указа №362 — РПЦЗ(В) и всех, от них отделившихся. Не может быть никаких сомнений в том, что эти разделённые группы, не желающие устанавливать общение друг с другом, к сегодняшнему дню из раскольников выродились в секты. Среди их представителей нет заметных лидеров — они не холодные и не горячие, не умные и не глупые — обычные люди, нет среди них выдающихся богословов, миссионеров или подвижников благочестия. Они сделались безответственными и совесть их молчит, поскольку то, о чём здесь написано, они не понимают в своём сердце. Но с тех из их рядов, кто понимают — с них будет не менее строгий спрос в Судный день, чем с самих расколовождей.
Отличие секты от Церкви в том, что секта замкнута для внешних христиан, которых Христос стяжал Своею Кровью, а замыкаясь от них, она преграждает себе путь в Царство Божие. Потому у нас принципиально разная с сектантами вера. Они верят, что можно замкнуться и в изоляции спастись, а мы верим, что спасёмся только в Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви.
* * *
Митрополит Антоний в статье "Нравственная идея догмата Церкви" называет благодатью саму церковную жизнь, которая есть "жизнь Христова, которую Он дал Церкви и которую вливает в душу каждой отдельной личности". Церковь, как он пишет, посредством этой благодати призвана объединять разрозненные личности в единое обновлённое Христом естество человеческое. Исходя из такого определения благодати, следует, что нет спасительной благодати среди расколов РПЦЗ, поскольку между ними совершенно отсутствует "центростремительное" ко Христу движение. В них нет мира и желания единства и, поэтому, они не представляют из себя христианского сообщества в своей совокупности, как думают некоторые.
* * *
В истории секты должен присутствовать момент её отделения от Церкви (если она в Ней когда-то была, а не самообразовалась), момент прекращения евхаристического общения с Церковью (поскольку Церковь едина в евхаристическом общении). Каждую секту отличает вера в самодостаточность, и главные признаки секты: особое вероучение, "оправдывающее" её отделённость от Церкви (в первую очередь — ложное понимание догмата о Церкви, но может прибавляться и другое), и полное отсутствие даже внутренней потребности в воссоединении с полнотой Церкви (то есть, собственно, с Церковью).
Ссылки сектантов на то, что во всех административных спорах последнее слово должен высказать Всероссийский Церковный Собор — всего лишь отговорка для прикрытия самоизоляции, поскольку Церковный Собор собирается из числа состоящих в евхаристическом общении.
* * *
Конечно, мы верим в то, что мы и есть Церковь Христова, но, в отличие от секты, мы не знаем и не утверждаем, что не осталось посреди многочисленных сонмов сектантов других представители подлинной Церкви, о которых мы не знаем, а они не знают о нас, и поэтому мы не устаём искать единоверных с нами христиан — как катакомбники в СССР искали постоянно единоверных православных людей. Пока, к сожалению, наши поиски не привели к успеху. Именно в стремлении к Единству во Христе заключается одно из главных отличительных свойств подлинной Церкви. Если этого стремления нет, то нет и Христа посреди такого замкнутого сообщества.
* * *
Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк 12.32).
Конечно, нам не надо по этому поводу отчаиваться. Митрополит Виталий говорил, что он верит в то, что все, кому Бог уготовал спасение находятся в числе наших прихожан и тех, с кем мы находимся в общении.
Я ему, верному святителю Христову, верю.
+ Митрополит Агафангел
20 февраля 2023 года
Метки: рпцз, митрополит агафангел