Протодиакон Герман: Мысли после Сvнода
Хорошее Сvнодальное Послание. Умиротворяющее. Миссия Церкви – нести мир міру. Заботиться о духовном спасении пасомых. Нести и исповедовать правду. Быть гарантом справедливости и сплочённости паствы. На церковном языке имеется понятие соборности, благодаря которой каждый верный – полноправный член Церкви, в которой есть своя иерархическая структура, но где нет вассалов и сюзеренов-повелителей, чьих слово непререкаемо. Говорим это не для того, чтобы вводить какой-то дух демократии, и ещё менее разогревать полемику, а потому что всем известно, что ещё пару неделей назад в Церкви были волнения, слышались жалобы, несогласия, в частности с принятыми решениями на предыдущем Архиерейском Сvноде, а судя по Протоколам и по Посланию будто всё сейчас в порядке. Если на самом деле так – то слава Богу. Но поскольку ни в Послании, ни в Протоколах нет даже намёка на обсуждение поднятых вопросов, то невольно в голову приходит мысль – не замели ли пыль под ковёр … Этим мы ничуть не намерены вносить новые волнения, совсем наоборот, ибо всем известно, что нарыв необходимо вскрыть, если хочешь вылечить организм. Заглушить проблему – лучший способ для того, чтобы она вновь, и с ещё большей силой, вернулась. Это как в семейных отношениях – открытый разговор, никак не замкнутость.
Простое совпадение, но на днях дано было на интернете ознакомиться с видео-записью встречи в Париже, на рю Дарю, между Архиепископом Иовом, главой Русской Архиепископии Константинопольского патриархата, с несколькими десятками прихожан Архиепископии, молодых, пожилых, именитых, пришедших к Архиерею, чтобы спокойно найти способ как вернуть мир в их церковную жизнь, которая вот уже два года, из-за разных принятых крутых и явнонесправедливых и ничем не оправданных решений и поступков, хоть и учёного, но явно малоопытного Архиерея, поставлена на грани взрыва и, как многие думают, исчезновения. Попивая чаёк, Вл. Иов отмахивает реплики паствы, формулированные в вполне учтивом виде, одним основным утверждением : «Вы не обладаете истиной. Истина, это Христосъ, Христосъ передал власть апостолам, а апостолы епископам».
А ведь, как никто иной, учёный константинопольский Архиерей должен был бы знать о знаменитом Послании Восточных Патриархов 1848 года, в котором ясно сказано, что в Православной Церкви, в отличие от Католической, хранитель истинной веры – ни патриархи, ни даже соборы, а само тело Церкви, то-есть сам народ. Напомним, что Послание 1848 года входит в разряд т.н. ''символических книг'', пользующихся особой авторитетностью неразрывно связанной с истинностью, ибо вытекающей из неё. В противном случае авторитет остаётся внешним чуждым истине понятием. Как не понимает этого Архиепископ Иов ? Протодиакон Андрей Кураев верно говорит с лёгким юмором, что такие люди уверены, что они-то обладают Истиной и у них Христосъ оказывается в плену : что они утвердили, то и Онъ может только утвердить …
Такое чувство повсеместно наблюдается в Московской Патриархии со дня её основания Сталиным и так по сей день. Оно никогда не существовало в Зарубежной Церкви, в настоящей, исторической. Но мы с этим столкнулись в последние годы былой РПЦЗ, когда при живом Митрополите Виталии в Сvноде группа архиереев, настроенных на объединение с МП, перехватила власть, а для этого надо им было закрепить за собой все епархии и особенно те, которые не были намерены на такое безумное предательство. С этой целью был назначен на Западно-Европейскую кафедру ныне покойный епископ Амвросий /Кантакузен/, чьё пропатриархийное влечение в связи с событиями стало притчей во языцех. Стойкое духовенство отвергло это назначение, обосновав своё решение солидным неопровержимым досье, объясняя невозможность и губительность для самой Церкви такого назначения. Тут же последовали разные запрещения без всяких ответов на выдвинутые доводы. В течение шести месяцев в Сvнод посылались письма, вплоть до предложения приехать в Нью-Йорк и всё изложить живым языком перед Архиерейским Сvнодом. Но намбыло отказано в личной встрече и разговоре и вменялось в обязанность безоговорочно подчиниться сvнодальному постановлению всё на том же дутом основании : Сам Христосъ будто скрепил то, что Сvнод в своём беззаконии утвердил. Не оставалось у нас другого выхода, как пребывать под верным омофором глубокочтимого старца Митрополита Виталия, перебравшегося в свою последнюю резиденцию в свой Мансонвилльский Преображенский скит.
Как пагубно было бы и нам сейчас перейти на те принципы, по которым живут в т. н. официальном Православии. Да не будет ! Не для того все мы отвергли предательство Вл. Лавра и иже с ним. Оставшиеся здоровые силы должны непременно найти общий язык, отделаться от канцелярского мышления, вернуться к тому духу, который всех нас вдохновлял и объединял в те годы и вновь взяться за восстановление Зарубежной Церкви на прочных основаниях и принципах. И поэтому приходится только жалеть, что на последнем Архиерейском Сvноде не было предпринято никакого шага в направление просто жизненно необходимого объединения всех пока ещё разбросанных Зарубежных сил, вновь водворить между нами дух любви, покончить с духом отчуждённости, порою и вражды. Пусть даже прежде предпринятые подобные обращения не были увенчаны успехом, но непременно настанет время, и твёрдо думаем, что оно именно настало. Было бы преступным пройти мимо этой возможности.
Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый
Комментарии
Эта фраза обязательно нуждается в уточнении, поскольку часто появляется мерзавец (простите) и называет себя именем Народ (или группа таковых). И далее, от имени Народа расстреливают несогласных с Народом, врагов Народа и прочее.
Так вот - народ - это И (а не "ни") патриархи, И соборы, И священнослужите ли, И миряне, которые ВСЕ ВМЕСТЕ составляют тело Церкви. Никто из них по отдельности называть себя народом не имеет права. И спекулировать именем церковного народа, как сейчас это делает группа людей, никто не имеет права.
Даже если каждый согласится, что и патриархи и соборы, само собой разумеется, относятся к полноте тела Христовой Церкви, тем не менее, как написано в Послании 1848 года, "хранитель истинной веры – ни патриархи, ни даже соборы, а само тело Церкви, то-есть сам народ", как например это имело место в 1439 году в связи с подписанием всеми патриархами, архиереями и императором позорной Флорентийской унии, за исключением единственного св. Марка Эфесского, и уния не возымела силы только от того, что хранитель истинной веры – народ её не принял. Или как это может случиться в обозримом будущем, если патриархи и соборы предадут православную Истину на пресловутом восьмом(?) вселенском соборе.
Таким образом, следующая за Вашим комментарием заметка от. Никандра выглядит тем более невежественно, что следовало сперва постараться понять смысл этого утверждения и причины, побудившие к его изложению. Никакое это не маниакальное желание отделять архиереев от народа за ненадобностью, как написано ! … Прежде чем давать своё мнение, надо немного разбираться в сравнительном богословии и понять, что Православные Патриархи написали именно то, что хотели написать, отвечая Папе Римскому, опровергая ложное католическое учение, исходящее от Триденсткого собора, провозгласившег о деление Церкви на «учащую» (духовенство и в частности архиерейство) и «учимую» (міряне) Церковь, что дало свойственное католическому менталитету ложное понятие о клерикализме. В католическом представлении, духовенство стоит высоко НАД остальными членами Церкви и лишь ему принадлежит авторитет в делах веры. Из такого подхода естественно родилось еретическое понятие папской непогрешимости. Так что всё это необходимо иметь ввиду прежде, чем рассуждать о мнимой маниакальности или писать о протестанстве восточного обряда, тогда когда речь идёт о самом чистом Православии.
Нельзя забывать, что на ИС могут заходить и просвещённые люди. Что будут они думать о Зарубежной Церкви ?.
Протод. Герман
ЖУРНАЛ №13
Имели суждение об обращениях епархиальных собраний Сиракузской, Канадской, а также Южно-Американск ой епархий, а также прихода Виленских мучеников из Австралии.
Постановили: Не выносить на широкое обозрение (...) Поручить правящим архиерееям соответствующих епархий провести встречи со священниками и объяснить им в устной форме позицию Синода по отношению к вопросам, поднятым в обращениях.
Лучше, разве, начать опять войну в интернете?
А о том, что снова начинать войну (!) — не дай Богъ ! Можно же ведь разговаривать без криков ! Что меня касается, думаю, никто не может меня в этом упрекать или даже подозревать. Вся моя деятельность, в том числе и сдержанность на интернете, нацелена именно на созидание и умиротворение. Надеюсь никто в этом не сомневается.
Протод. Герман
К этому и только к этому должны быть направлены их интересы, вся их деятельность, все проходимое ими служение!
Ибо это их высокое служение, с которым ничто в мире не может сравниться, по величию и значению, есть «дело служения – к совершению святых, в созидание Тела Христова, дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» (Ефесян. 4, 12-13).
Не может быть в истинной Церкви – Церкви Кафолической – более уродливого и нетерпимого явления, как Епископ, имеющий какие-либо интересы, а потому занимающийся чем-то другим, какими-то иными, посторонними, чисто-мiрскими делами, к славе Божией и делу спасения душ прямого отношения не имеющими, как например, политической деятельностью (всегда людей разъединяющей и озлобляющей, но не примиряющей и объединяющей)»...
(Архиепископ Аверкий (Таушев), «Истинное Православие и современный мiр», Джорданвилль, 1971 г., стр. 212-213).
Нынешний епископат осколочного РПЦЗ, далек увы, от этого определения приснопамятного Владыки. Впрочем, как и священство и мiряне...
RSS лента комментариев этой записи