Владимир Мелихов: Репортаж о поездке в Навережье и на Псковщину
Репортаж о поездке на Псковщину
В прошлом месяце казаки Ганноверской станицы обратились ко мне с просьбой помочь им найти икону Святого Мученика и Страстотерпца Царевича Алексея, которую они хотели бы разместить в строящейся Часовне на казачьем кладбище в Лиенце.
Посмотрев каталоги церковных магазинов, я обнаружил, что такой иконы в прямой продаже нет, и её нужно заказывать, со сроком исполнения, как правило, больше месяца.
Я решил обратиться к иконописцам, которые ранее писали нам иконы для нашего Храма, но пока я искал контакты, на мою почту неожиданно пришло письмо от старого моего знакомого – о. Сергия, который ещё в 90-х годах, когда только создавались в РФ приходы РПЦЗ, вместе с о. Софронием организовали на Псковщине мужской монастырь, ставший первым монастырем РПЦЗ в России.
Они тогда часто бывали у меня в Подольске – на проводимых РПЦЗ епархиальных собраниях и прочих мероприятиях, проходивших у нас на подворье. Затем произошло объединение РПЦЗ и МП. Они остались в той части, которая это объединение не признала и продолжали свою деятельность автономно.
Прошло 8 лет как мы не виделись с тех пор, практически не зная, кто и чем занимается, и лишь отдаленные сведения доходили до каждого из нас, давая приблизительную общую картину, кто и как живет и что делает.
Так вот, о. Сергий в своем письме предложил написать икону «Святого Мученика и Страстотерпца Царевича Алексея» , чему я, разумеется, был очень обрадован, т.к. именно в данный момент я и решал этот вопрос.
К 20 мая икона была написана и нужно было ехать забирать её. Я решил не посылать за иконой нарочного, а поехать самому, т.к. во-первых, хотел увидеться со своими старыми друзьями, посмотреть, что ими сделано за истекший срок, ну и по дороге посмотреть, как живет Псковская область – есть ли изменения и если есть, то каковые.
Увиденное мной оставило довольно яркие впечатления – что по одному, что по второму вопросу. Ими я и хотел бы поделиться.
1. По судьбе и той деятельности, которые относятся к архиепископу Софронию и о. Сергию. Как я уже говорил, после объединения РПЦЗ и МП, о.Софроний (тогда ещё священник), вместе с монахами не принял данное решение и продолжал находиться в той части РПЦ, которая также этого не признала. Позже о. Софроний приобрел в деревне Навережье Псковской области пустующую школу, надстроил её вторым этажом и обустроил в этом помещении монастырь и Храм. Именно здесь и писалась наша икона монахиней Праскевой(инокиней - ред.):
За прошедшее время Владыке Софронию удалось довольно многое. Отойдя от внутрицерковных баталий и взаимных упреков, он довольно успешно ведет просветительскую деятельность и утешает многих людей, приезжающих в обитель. Помогает добрым напутствием и живущим в деревне, постепенно меняя их жизнь к лучшему. Так, в одной семье, в которой хотели забрать детей, а родителей лишить родительских прав, ему удалось «отрезвить» этих родителей, и сегодня это довольно работящие люди, а дети находятся в семье.
Рядом с мужским монастырем была обустроена и женская обитель, где живут уже 8 инокинь, которые ведут нехитрое хозяйство и помогают обустраивать приходскую жизнь, в которой по большей степени участвуют прихожане приезжающие – кто из Беларуси, кто из Санкт-Петербурга и т.п.
Основная же масса местного населения находится в каком-то дремучем унынии смирившихся с тяжелыми обстоятельствами людей. Молодежь поголовно уезжает, и оставшимся пожилым людям уже, видно, не под силу вести даже небольшое домашнее хозяйство, т.к., практически, все живущие в деревне даже за куриными яйцами приходят в монастырь:
Монастырский курятник:
В общем, монастырь живет... А встретившись с Владыкой Софронием, мы беседовали далеко за полночь, вспоминая прошлое и стараясь понять, что делать в настоящем.
Настоящее же Псковской области, как и всех других областей нынешней России, удручает. И сама деревня, в которой находится монастырь, и рядом находящиеся, как и те, которые попадались по дороге, деревни, продолжают умирать и исчезать с лица земли.
Кое-где теплится жизнь, но по состоянию домов видно, что люди доживают в них свой век и после уже никто в этих домах жить не будет:
К умирающим деревням присоединяются и небольшие поселки, уникальные своими бывшими купеческими домами, которые также приходят в негодность и разрушаются:
Видны огромные пространства некогда использовавшихся под сельхозугодья полей, а ныне сплошняком заросших одуванчиками. До горизонта уходящие луга абсолютно пусты – раза два за всю дорогу видели небольшие стада коров и всё – остальное пустота.
Но зато раз шесть видели огромные свалки, расположенные вдоль трассы, с жутким запахом от них. "Обустроены" они варварским способом – всё гниёт и дышит, и это зловонное месиво неизбежно попадает в открытые источники воды:
В общем, как везде – мерзость запустения. В соседней от монастыря деревне этой весной, когда снег немного сошел с дорог, кто-то из местных поехал в неё, а там последние жители были уже мертвы – одного нашли в сугробе, обглоданного, двух других в доме, отравившихся суррогатной водкой, которую в этих местах употребляют поголовно. Всё чаще наблюдаются случаи, когда вернувшиеся с тюрьмы люди, погуляв месяц-другой, едут в город, бьют стекла в магазине, залазят туда и дожидаются полиции, чтобы вновь отправиться в тюрьму за трехразовым питанием...
Тяжело находиться в таких погибающих местах, особенно заходя на уже практически заброшенные кладбища. Удивительное фото находилось на одном из крестов - человека, умершего в 1945 году: фото в военной русской императорской форме:
Но при всем этом, природа псковской земли удивительно красива – огромное количество озер, больших и малых, рек и речушек. И везде леса и меж ними луга, некогда бывшие полями. Округа аж звенит от тишины, настоянная на великолепном чистом воздухе, ну, если нет свалки поблизости.
О. Сергий решил мне показать окрестности - я был восхищён их красотой. Я невольно вспоминал свои поездки в Австрию, их луга и пасущиеся на них стада (см., напр. здесь: viewtopic.php?f=80&t=1376 , стр.2) и сравнивал с местной красотой и такими же, а то ещё и лучшими, лугами и полным отсутствием скота на них. При таком богатстве Псковская область обеспечивает себя молоком лишь на 50 %!
Однако и здесь не без ложки дегтя. В одной из красивейших природных зон находится усадьба Министра Торговли и Промышленности Российской Империи Философова Д.А. Но подъехав к ней поближе, видишь и тут полное безобразие. Находящийся под охраной государства дом разваливается, и если в ближайшие годы положение не измениться – он также исчезнет.
Да и вообще, с культурным наследием на Псковщине не ахти… В плачевном состоянии находится Храм Святителя Николая Чудотворца, в котором венчался генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов.
Сейчас много говорят о патриотизме. Однако столь знаменитое место – также в полном запустении. Некогда установленные леса для ремонта Храма уже почернели от времени, а к самой реконструкции так и не приступали.
Зато везде «патриотические проекты» - теперь уже неких евразийцев. Вот этот, абсолютно непонятный, транспарант вдоль дороги, а за ним видно и результат этого проекта:
Но к таким картинам я уже привык, и даже не удивляюсь тем, кто в очередной раз в отзывах и комментариях напишет «ну что же Вы, Владимир Петрович, всё плохое-то показываете, у нас не всё так плохо, есть и положительные сдвиги!».
Ну что же, действительно, они есть: в обезлюдевших деревнях и поселках появились в огромном количестве аисты. Они вьют гнезда на заброшенных домах и водонапорных башнях, столбах, к которым уже не поступает электроэнергия. И, видно, вся надежда осталась только на них.
Может притащат они в своих клювах новое поколение, которое, вырастя, станет заниматься обустройством своей земли и собственной жизни, а не прожектерством о величии, которое уже раз привело страну к краху. Вот это - также бывшее советское величие Дворцов Культуры, в которых оно пропагандировалось, постепенно превращается в труху этого «величия»:
Источник