АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Мысли о хиротонии

Хиротония в РПЦЗ Афанасия (Савицкого), во епископа
Вологодского и Великоустюжского. 2008 г.

* * * * *

«Все последуйте епископу, как Иисус Христос — Отцу, а пресвитеру как апостолам»
(Священномученник Игнатий Богоносец).


Епископы — как и другие священнослужители — войны Христовы, духовные бойцы Церкви. Если священников приравнивают к ангелам, то архиереев можно, вероятно, сравнить с архангелами. Недаром они стоят на орлецах, изображающих орла, парящаго над градом; подобно им и епископы вознесены над всеми.

 

Они поставлены над остальными священнослужителями, но зато и ответственность, возложенная на них, тяжелее: они отвечают за нас, нерадивых мірян. Мы вручены им, как овцы вручены пастырю. Преп. Ефрем Сирин говорит, что пастыри, т. е. епископы, будут вопрошены и о собственном их житии, и о пастве их: у каждаго потребуют словесных овец, которых принял он от Пастыреначальника Христа. Если же по нерадению епископа погибнет овца, то кровь ея взыщется от рук его" ("Слово на второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа»). Вот какая страшная ответственность ложится на них. Правда, древнее изречение говорит: «Работать Богу - царствовать». В этом суетном міре у них мало утешений; зато им обещана награда в будущем: «явльшуся Пастыреначальнику, приимите неувядаемый славы венец" (1 Петр. 5,4).

Вот что говорит один монах о священнослужителях: «Вы есте свет міра. Христос мысленное солнце, свете тихий, а вы лучи этого солнца, разсеявающие облегающие мiр тьму греховную, просвещающие верующих святою любовию. Вы светильники, возженные на свещнице, да светите всем святою вашею жизнию».*

"Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрая дела ваша, и прославят Отца вашего, Иже на небесех"(Мф. 5,14-26), возглашает диакон при встрече архиерея. Тут особенно следует подчеркнуть "добрыя дела». Не говорится "все дела", но добрыя. Потому что и священнослужители люди, и они могут ошибаться. Но нам следует взирать на их добрыя дела и, видя их, прославлять Отца Небеснаго и подражать им. Поставленные выше нас, на возвышении находящиеся, каждое их слово, каждое движение заметнее, чем человека, стоящаго в толпе. Значит ли это, что мы можем каждое их слово, каждый их жест мерить на свою мерку? Отнюдь нет. Им сверху виднее вся картина и их поступки зачастую, может быть, кажущиеся нам проступками, наверное более соответствуют заповедям Христовым, чем нам это кажется снизу.

Вообще мы, светские люди, погрязшие в мірских заботах и грехах, требуем от наших пастырей полной безгрешности, подвижническаго жития, и да, даже святости. И даже чем грешнее мы сами, тем строже требования, которыя мы предъявляем к нашим пастырям. Как будто бы они не люди, как будто бы и они не подвержены искушениям и испытаниям. Итак, будем видеть их добрыя дела, тогда эти добрыя дела еще умножаться.

Часто мы сетуем на наших пастырей и архипастырей, что они обличают нас, указывают нам наши грехи. Нам, грешным, напоминают о грядущем ответе на Страшном суде. Нам, грешным, естественно неприятно такое напоминание, а между тем, это их обязанность. Это назидание душевное, попечение о спасении верующих. И апостол Павел говорит: "Проповедуй слово Божие, настрой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением» (2 Тим. 4, 2). А ведь пастыри наши и наставники поставлены еще и для того, чтобы сохранить нас от уклонений правой веры: «Потщися себе искусна поставити пред Богом, делателя непостыдна, право правяща слово истины" (2 Тим. 2,15). В наше лукавое время эта опасность грозит многим из нас в большей степени, чем когда-либо раньше. Нужна особая бдительность, чтоб уклониться от искажений истины. И дальше Апостол наставляет: «Трезвися о всем, злопостражди, дело сотвори благовестника, служение твое известно сотвори» (2 Тим. 4, 5). Епископ Феофан объясняет это поучение следующим образом: "Как страж дома Божия, пастырь всегда должен быть трезвен и бдителен», и продолжает: «Поднимай всякий болезненый труд, не жалея и не щадя себя, коль скоро сего требует дело благоустроения паствы и благо пасомых».**

Епископы — преемники Апостолов. Вдумаемся в это. Апостолы восприяли благодать Св. Духа от Самого Господа; они же передали ее своим первым ставленникам, а через них эта благодать переходить и на тех, кого сейчас нарекают и поставляют. Божественная благодать эта не исчерпаема и не изсякаема, она пополняется из того же первоисточника.

Часто соблазняются верующие возрастом поставляемых, если они в пожилых летах — говорят: «зачем стариков поставляют, они будут болеть, да и скоро умрут». Если же молодых — указывают на их неопытность, незрелость, неподготовленность. И не помышляют при этом о благодати Св. Духа, обильно изливаемой как на тех, так и на других. А молодых по летам нужно уважать еще больше: они покинули мір, когда жизнь перед ними только открывалась и, может быть, достигли бы многих почестей и богатств в міру. Вместо этого, они посвятили себя Богу в том возрасте, когда пагубные греховные навыки еще не укоренились в них, в том возрасте, когда многие из нас, грешных, и в церковь-то едва заглядывали. И тут находим у Апостола мудрое наставление: «Никто о юности их да нерадит" (1 Тим. 4,11). Тут надо также вспомнить и поучение Соломона: «Старость честна не многолетна, ниже в числе лет исчитается; седина же есть мудрость человеком, и возраст старости житие нескверно (Прем. Сол. 4, 8-9). Будем же помогать им в этом их великом и трудном служении, облегчая их труды, уважая их возраст, и особенно бережно относиться к молодым пастырям и архипастырям. Неужели самое каменное сердце не тронется лицезрением юнаго архипастыря, этого "труженика на жатве Божией» (Лук. 10, 3), выходящаго на ниву Господню в расцвете сил и способностей своих, которыя все он принес на жертвенник служения Богу и людям. О трудностях, но и преимуществах этого пути сказал когда-то митрополит Антонии: «хочу сказать несколько слов в утешение мыслей о тяжести архипастырскаго служения в наше время. Кажется, что теперь нет более труднаго, более безуспешнаго, более безсильнаго, чем епископское служение. Но это только по внешнему виду. На самом же деле, наше время для пастырской деятельности имеет свои большия преимущества. Теперь множество душ жаждет благодатнаго воздействия и эти души рады уцепиться за всякое благодатное проявление истинное или даже только кажущееся истинным. Не то было 50 лет тому назад, когда нужно было искать людей, стремящихся к Богу и в интеллигентной среде их почти невозможно было найти; пришлось тогда обращаться к простому народу, который всегда сохранял стремление к благодатной жизни»***

Трудно само положение наших архипастырей, особенно в наше время: они и в міре должны жить, среди нас, и как бы не от міра сего быть. Они ходатаи за нас перед Богом, посредники между Ним и нами; они наши неугасимыя лампады, теплящияся перед Богом; они во всем подражают Христу-Пастыреначальнику. Но значит ли это, что мы должны возлагать на них терновые венцы и распинать их? Да не будет этого! Пусть будет свято для нас благодатное звание архипастырей и как облачение их, блистающее украшениями, радует наше зрение, так и духовная их украшенность пусть радует наше внутреннее око, ибо сказано: "Аще кто епископства хощет, добра дела желает» (1 Тим. 3,9).

Л. К.

* ) Монах Тихон «Святое, высокое служение иерея Божия — добровольное мученичество" (По учению св. Писания и св. Отцов), Православный Путь 1974, стр. 103.
** ) Монах Тихон, указ. соч., стр. 158.
*** ) Епископ Никон (Рклицкий) Жизнеописание Блаженнейшаго Антония, митрополита Киевскаго и Галицкаго, том V, Нью-Іорк, 1959, стр. 276-277.

Печать E-mail

Комментарии   

# RE: Мысли о хиротонииДВ 31.07.2013 17:00
Над скачевцами были хиротесии. Это другое.
-3 # RE: Мысли о хиротонииматфеевец 01.08.2013 18:28
Принятие секачей в общение было актом духовного самоубийства. На этом фоне даже раскольник Киприан смотрится более прилично.
+2 # RE: Мысли о хиротонииИнтернет Собор 01.08.2013 18:45
А почему с матвеевцами никто не хочет вступать в общение?

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.