Митрополит Антоний: Речь, произнесенная при открытии Миссионерского Съезда в Киеве 12-го июля
(в сокращении)
Преосвященнейшие архипастыри, любезные отцы и братие! К тем словам, которыми приветствовали вас старейшие архипастыри, я хочу прибавить в начале ваших работ одно слово утешения.
Тяжела жизненная скорбь миссионера, которому вечно приходится говорить с врагами церкви Божией, как выражается апостол Павел, бороться со зверьми. В последние годы эта скорбь стала еще тяжелее. Разумею изменение нравов общественных под влиянием новейших событий.
Прежде вы, кроме общих христианских утешений и обетований евангелия, утешались и той постепенной, хотя и медленной, но постоянной победой православия над иными верованиями, которая заключалась в обращении иноверцев, язычников и еретиков к православной церкви.
За последние три года число обращений уменьшилось, а отпадения весьма умножились.
Это — одна сторона. Но она еще не так печальна, как другая, обусловленная падением нравов. Прежние отпадения православных христиан в штунду, раскол и магометанство были плодом недоразумения, невежества и очень часто наказанием Божиим за нерадение местных пастырей о том, чтобы ограждать своих чад духовных от нападений врагов.
На этой почве образовалась штунда, на этой же почве усиливался раскол, по тем же причинам отпадали тюркские народы в магометанство и язычество.
Нередко отпадали люди, искавшие истинного благочестия, только потому, что попадали в сети лжеучителей и не были достаточно ревностнее увещаемы со стороны пастырей церкви.
А если подвергались разумным увещаниям, то часто снова возвращались, потому что уходили по недоразумению. Та же горячность сердца, которая увлекла их в водоворот иноверия, она же снова возвращала их к божественной истине и делала их ревнителями православной церкви.
Теперь от церкви Божией отворачиваются не по недоразумению, а по злой воле. Правда, и прежде, кроме этих, отпадавших от одной веры в другую, — хотя ложную, но все-таки веру, — отпадали многие в неверие, отпадало часто учащееся юношество и образованное общество. Но прежде это не было выражением одной только злой воли, а по большей части было плодом непросвещенности в отношении истинной веры и неуменья отличать слова науки от слов научной внешности, от слов научного притворства и обмана. Теперь же люди отворачиваются от церкви потому, что они стали злы и безчестны. То безкорыстие, та идеальность жизни и, хотя посильное, но искреннее желание послужить в жизни человечеству добром, — весь этот русский подъем духа, который отличал и верующую и даже не верующую часть русского общества от иноземцев,— он теперь близок к падению и к замене своекорыстием, чувственностью, гордостью и ложью. Теперь люди, как книжники и фарисеи, противятся Спасителю, противятся церкви потому, что в них развились злые чувства.
Нам приходится бороться уже не с заблуждением, а со злобой человеческой, и, если бы не было у православного миссионера другого выхода, — того духовного оружия, о котором говорит апостол Павел, то пришлось бы руководствоваться, повидимому, латинской поговоркой: "Nepersuaderenollentem” — не доказывай не желающему. Чтобы устоять твердым в борьбе с развращением человеческого сердца, вам, отцы и братья, нужно выдвинуть на знамени вашей деятельности два начала.
Первое начало заключается в постоянном сознании того, что только православная церковь в своем учении есть церковь истинная, православная, святая и не по учению своему только, но и в своей жизни. Общество церковное всегда носит в себе высокий дух самоотвержения, чистоты и покаяния, который ни одно другое общество никогда не имело и иметь не будет.
Это — только внешность, только поверхность жизни, которая у новообращенных сектантов представляется чем-то возвышенным, близким к Евангелию.
Только сумейте срывать личину с протестантских и сектантских проповедников и увидите, что они внутрьуду исполнены лицемерия и беззакония. Испытайте их терпение, испытайте их незлобие, — и вы увидите, что под этой личиной — заядлое самолюбие, заядлое нетерпение, заядлая злоба. Попробуйте сказать им слово обличения, — этим представителям христианства — сейчас же они потеряют равновесие духа, обозлятся, затрясутся и не скоро успокоятся. Не то наш простой русский христианин, который терпеливо вас слушает, которого вывести из себя очень трудно, даже невозможно: не дождетесь от него ответа раздражения, а только остроумной шутки на ваши нападки. Да, сектанты любят говорить о разложении нашей церкви, но они не видят, какой запас самоотвержения и подвига несет в себе общество православных христиан.
Вот на наш, на святой праздник мученицы Христовой Варвары и на наше миссионерское собрание соединилось множество тружеников миссии, собралось свыше 30 иерархов, из которых одни преодолели свой восьмидесятилетний возраст, другие, — семь тысяч верст разстояния и поспешили на соутешение веры нашей, зная, что никакой выгоды земной, ничего, кроме утруждения для плоти, они не приобрели и не приобретут для внешней жизни, а только для жизни духовной.
Только святая любовь, божественная вера, божественная ревность и желание получить ту божественную благодать, которую Господь милосердный всегда низводит на собравшихся во имя Его, как сказано в Евангелии, — вот что привлекло их сюда Духом Божиим. Затем посмотрите друг на друга, слуги Христовы! Вот в вас я признаю своих прежних сотрудников и друзей: одних — поседевшими, других согбенными, одних от трудов, а других от пуль вражеских, которыми прострелена их грудь. Мы сегодня помянули в молитве о вечном успокоении иерарха Божия, который шел на губительный Кавказ, на верную смерть, который знал, что будет убит, не скрывал этого и не роптал, что его посылали в неведомый край умирать, умирать за славу Христову. Да, сила христианского воодушевления и подвига еще велика в народе русском и во всем православном мире — велика и неистощима.
У гроба Господня, у святынь наших угодников, — везде она сияет, везде призывает пренебрегать земным и достигать небесного. Она заставляет и наш русский народ вместо осеннего отдыха после работы летней страды спешить к далеким святыням. Она и вас держит на этой плохо оплачиваемой и очень мучительной работе, которая называется службой миссионерской. Нет, отцы и братья, много я видел людей, своих и чужих, но истинное христианство, настоящая вера в истинного Бога есть только у православных христиан. У еретиков — только минутное одушевление. Как дерево, оторванное от корня, не сразу вянет; как оторванные от корня цветы еще некоторое время красуются в стакане, но скоро становятся ненужным гниющим сырьем и выбрасываются в нечистое место, — так бывает и с кажущимся благочестием сектантов. Но истинная сила духа, братья, это благодатное умиление, этот огонь, который горит и светит в сердцах и в очах искренних православных неземным светом, этого нигде не найдете вне единой церкви православной. Но горит он только в тех сердцах, которые отдались св. вере всецело, и чужд тем, в которых соединяется часть великих верований с заблуждениями современных лжеучений "по преданию человеческому, а не по Христу".
Если в чистое молоко положить кусок хлеба или бросить другой кислый продукт, то прежде прекрасный напиток сейчас-же делается негодным для питья, кислым.
Так и в церкви Христовой: "аще кто согрешит во единем, всему повинен".
Церковь подает благодатные силы, подает дух умиления и самоотвержения и силу слова только тем, кто вместе с Карфагенским собором исповедует, что она есть единая мать всем христианам, содержащая таинства божественные и вечные, которые для отступников священнодействия являются еще более омрачающим и отдаляющим их от Бога началом.
Итак, если иногда унывает ваша душа в тяжелой борьбе; если слушателей ваших побеждает злоба ересей, облеченных в красивую одежду, и еретики стараются изобразить себя победителями церкви, — не верьте и не печальтесь: победителями они не будут. Правда, возможны их победы видимые внешние, ибо, хотя мы верим, что Господь поможет нашему горю, поможет преодолеть все нестроения нашей церковной и государственной жизни, что Россия по-прежнему процветет множеством православных христиан и обращенных еретиков, но все в руках Божиих. Быть может, суждено православию в будущем подвергнуться преследованию и православным остаться в малом числе, но и это еще не поражение, не смерть, лишь бы самое православие наше осталось чистым и не поврежденным; тогда среди немногих будет та же нравственная сила, тот же священный огонь божественной ревности, та же святость жизни, те же чудеса исцеления и изгнания бесов, и сила эта снова покажет себя миру, снова привлечет всех тех, которые желают быть добрыми и знать истину.
Нужно смотреть не на количество, а на качество, на чистоту, неповрежденность учения. Храните же его неповрежденность, храните себя в церкви и смотрите, св. Апокалипсис уверяет нас в том, что в каждом поколении побеждает в конце борьбы его Божия истина, хотя и в каждом поколении лжеучители бывают на земле и приспевают на горшее, но все же они посрамляются в каждом поколении, как Арий или иконоборцы.
И здесь на земле истинные христиане видят уже начинающуюся победу истины. Окончание этой победы — на небе.
С этой мыслью начнем мы труды наши по выработке приемов борьбы с неверием и нечестием. "Сия есть победа, победившая мир, вера наша".
Напечатано в "Почаевском Листке" №31, 1908 г.
Источник: Митрополит Антоний. «Слова, беседы и речи» (о жизни по внутреннему человеку). Посмертное издание с предисловием Архиепископа Никона (Рклицкого). Нью-Йорк. 1968 г. СС.192-196.
Сверено с оригиналом
Комментарии
Дерево познается по плодам - плоды Церкви, это православные христиане, которые живут по Заповедям и гнушаются греха. Интересно Владыка Антоний написал о сектантах, прямо, наш сегодняшний портрет, к сожалению:
"Только сумейте срывать личину с протестантских и сектантских проповедников и увидите, что они внутрьуду исполнены лицемерия и беззакония. Испытайте их терпение, испытайте их незлобие, — и вы увидите, что под этой личиной — заядлое самолюбие, заядлое нетерпение, заядлая злоба. Попробуйте сказать им слово обличения, — этим представителям христианства — сейчас же они потеряют равновесие духа, обозлятся, затрясутся и не скоро успокоятся. Не то наш простой русский христианин, который терпеливо вас слушает, которого вывести из себя очень трудно, даже невозможно: не дождетесь от него ответа раздражения, а только остроумной шутки на ваши нападки".
RSS лента комментариев этой записи