Митрополит Антоний: Письмо предположительно к Архиепископу Кентерберийскому лорду Рандолу Давидсону
<…>* я делаю распоряжение, чтобы наши иерархи не безпокоили впредь Ваше Высокопреосвященство своими обращениями по русским церковным делам.
Я очень боюсь, не причинили ли Вам безпокойства и затруднения тем, что командированного недавно нашим распоряжением в Лондон Архиепископа Анастасия, мы уполномочили обратиться за содействием в порученном нашим Синодом деле к Вашему Высокопреосвященству, о чем обратились к Вам и с личным письмом, переданным через Архиепископа Анастасия. И снова очень извиняюсь за то безпокойство.
Митрополит же Евлогий имеет право обращаться к Главам Православных Автокефальных Церквей и прочих инославных христианских церквей только по вопросам, касающимся его епархии, то есть Западной Европы.
Вместе с ним, я пользуюсь случаем и считаю своим долгом засвидетельствовать глубокую нашу признательность за все то дорогое и хорошее, что сделано Вашим Высокопреосвященством для Русской Православной Церкви и нашего Главы и Отца Свят. Патриарха Тихона.
Заканчивая свое письмо, я позволю себе обратить внимание Вашего Высокопреосвященства на организацию нашей Высшей Церковной власти для русских православных церквей вне России.
Из вышеупомянутого письма Вашего усматривается, что ваше Преосвященство имеете не точное представление о ней, будучи неправильно информированы.
Митрополит Евлогий, которого Вы принимаете, как Представителя Патриарха Тихона для церквей вне России, какового титула и положения, кстати сказать, русское церковное законодательство не знает, является лишь Управляющим, а по точному смыслу указа Свят. Патриарха Тихона, Временно управляющим русскими православными церквами Западной Европы, то есть теми церквами, коими управлял Петроградский Митрополит до революции, за исключением русских церквей на Балканах, где образованы 4 самостоятельных епископии, со своими полномочными Епископами во главе.
В таком положении Митрополит Евлогий является одним из русских заграничных епархиальных архиереев, подведомственных Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви заграницей, пребывающему в Сремских Карловцах, в ведении которого находятся 15 епархиальных Архиереев, а с находящимися на покое, но сохраняющими по священным канонам свои иерархические обязанности, 34 архиерея, из коих: 3 митрополита, 8 архиепископов и 23 епископа.
Высшая Русская Церковная власть заграницей сосредоточена в Соборе сих Архиереев, ежегодно собирающихся в Карловцах. А исполнительным органом Собора и высшим Органом церковного управления в междусоборное время является Архиерейский Синод. Как Собор, так и Синод, конечно, признают над собой верховное главенство Свят. Патриарха Тихона.
И в Соборе, и в Синоде председателем считаюсь я, как старейший из русских Иерархов заграницей, так и по своему положению в России (первый из иерархов после Свят. Патриарха).
Упомянутый Архиерейский Синод ведает всем церквами и церковными областями, входящими в юрисдикцию Российского Патриарха и временно лишенными связи с ним, в число каковых областей входят епархии и духовные Миссии, существовавшие и до революции. Этот Архиерейский Синод заменил собою Высшее Церковное Русское Управление заграницей, утвержденное указом Свят. Патриарха Тихона от 26 Марта/8 Апреля/ 1921 года за №424, но потом им закрытое.
От этого именно Высшего Русского Церковного Управления заграницей и получил Митрополит Евлогий управление русскими православными церквами в Западной Европе, что ясно видно из только что приведенного указа Свят. Патриарха Тихона за № 424.
Святейший Патриарх Тихон, упраздняя своим указом в мае м-це 1922 г., по нашему убеждению, под давлением большевиков Высшее Русское Церковное Управление заграницей (за обращение к Генуэзской Конференции с просьбой не признавать советскую власть), состоявшее из Епископов, клириков и мирян, не отрицал необходимости существования Высшей Русской Церковной Власти заграницей до установления правильных сношений с Его Святейшеством, и поэтому этим же указом предложил выработать новый проект управления русскими православными церквами заграницей и представить ему таковой на одобрение.
Собравшийся в августе м-це 1922 года Собор русских Архиереев исполнил указ Свят. Патриарха Тихона и упразднил означенное Высшее Церковное Управление, но в силу того, что Свят. Патриарх Тихон к этому времени был арестован и ему уже нельзя было представить проект нового управления Русской Заграничной Церковью и церковная деятельность Высшей Российской Церковной власти была нарушена, а русские заграничные епархии, Духовные Миссии, церкви и общины (в Европе, Азии, Америке и Африке) нельзя было оставить без объединяющей их центральной власти, Собор Архиереев, в целях сохранения правопреемства Высшей Церковной власти, на основании циркулярных указаний Свят. Патриарха Тихона, от 1-го Ноября 1920 года за №362, предписывающих Епископам организовать высшую церковную власть на случай прекращения связи с ним или прекращения деятельности его и состоявших при нем высших церковных органов, образовал Временный Архиерейский Синод Русской православной Церкви заграницей уже из одних только епископов. А новый Собор Архиереев в мае м-це 1923 года, представленный 32 Архиереями, ввиду происходящих в России церковных событий и отсутствия правильной связи со Свят. Патриархом Тихоном, оставил Архиерейский Синод постоянным органом церковного управления для Русской Заграничной Церкви, пока Всероссийская церковная власть в лице Свят. Патриарха не получит возможности свободно и безпрепятственно управлять и всеми русскими заграничными церквами.
Такое положение нашего Синода подтвердил и только что состоявшийся Соборнаших Архиереев, представленный 30-ю Епископами, включив в состав Синода и Высокопреосвященнейшего Платона, Митрополита Северо-Американского.
С момента освобождения Свят. Патриарха Тихона из под ареста, наш Архиерейский Синод находится в постоянных сношениях с Его Святейшеством через приграничных Архиереев и церковных деятелей, посылая Свят. Патриарху свои доклады, отчеты о периодических собраниях Архиереев. Мы точно и документально осведомлены о том, что все это Святейшим получается, но он сам лишен возможности сноситься с нами, будучи стеснен советской властью. Но если бы решения наших Архиерейских Соборов и существование Архиерейского Синода были бы неугодны Свят. Патриарху, он не замедлил бы дать о сем знать, не стесняясь советской власти, которая давно домогается уничтожения русских церковных организаций заграницей. Но иногда Свят. Тихон дает тем или иным способом свои указания. Так например, представителю православных приходов в Чехословакии, ездившему в текущем году в Москву по церковным делам, Свят. Патриарх Тихон дал определенное указание, записанное им самим в присутствии Патриарха, что «возникший между Митрополитом Евлогием и Архиепископом Чехословацким Савватием спор из-за русских церквей должен разрешить Митрополит Антоний, т.е. я и, конечно в качестве Председателя Архиерейского Синода. Об этом мне сообщил формально епископ Савватий и Епископ Вениамин, управляющий церквами в Карпатской Руси. /Чехия/.
Его Святейшеству уже отправлен нами отчет и о состоявшемся ныне соборе наших Архиереев.
С голосом Собора Архиереев помимо его канонического значения в делах Русской церкви, при безправном положении русских заграницей, приходится ныне считаться сугубо, иначе у нас не будет точки опоры в том вопросе, так как например, вы Митрополита Евлогия считаете представителем Патриарха Тихона для церквей вне России, а Вселенский Патриарх в официальной грамоте отрицает права Митрополита Евлогия даже в Западной Европе.
Я очень повиняюсь, ваше Высокопреосвященство, что утруждаю Ваше внимание настоящим письмом, но для блага нашей церкви и для того, чтобы Вы имели правильное представление о нашей церковной власти, считаю необходимым яснее осветить Вам вопрос о положении наших церковных органов управления заграницей. Только из-за этого я распространился о нашей церковной организации. Сам лично я в этом вопросе совершенно не заинтересован. Давно уже стремлюсь уйти на покой. Первое время мне отказывали в пропуске на Афон, где я стремился поселиться, а затем, когда я вопреки множеству протестов и просьб со стороны разных русских общественных организаций, церковных организаций, учебных заведений, русских колоний со всего мира и епископов, все же попал туда в апреле м-це с.г., Архиерейский Синод принудил меня отправиться в служебную командировку по делам церковным в Палестину и Антиохию, а оттуда, уступая настойчивому зову нашей паствы и голосу Епископов, я вынужден был возвратиться в Сербию, чтобы принять участие в работах Архиерейского Собора, который в свою очередь просил не уходить меня на покой. Уступая этим голосам, я остался здесь.
ВАШЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА
Преданный слуга и усердный богомолец
+ Митрополит Антоний
1924 год.
* отсутствует первая страница машинописной рукописи на 6 страницах.
"Русский Сигор", 2011, №1
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи