Митрополит Никодим (Ротов) мечтал создать в МП иезуитский орден?
Для «полноты» портрета митр. Никодима добавим немного цитат из докторской диссертации ксендза Тадеуша Калюжного «Секрет Никодима. Неизвестное лицо Русской Православной Церкви», изданной в издательстве «Wydawnictwo ksiezy sercanow — SCJ», Краков, 1999 на польском языке (перевод Елены Владимировой, сайт http://www.apologet.pl/)
Униат Михайло Гаврылив – бывший студент Ленинградской Духовной Академии и человек некоторое время принадлежащий близкому кругу людей митрополита, в своей книге, а также в личной беседе с автором упомянутой выше публикации выражал следующее мнение о митрополите: Я скажу, что митрополит Никодим был личностью не просто разделенной на две, в его личности можно было обнаружить три человека: Никодим – православный митрополит; Никодим – патриот советской державы; Никодим – убежденный католик. .. Никодим, как католик по убеждению и по вере католический епископ, был вынужден держать свои взгляды глубоко в своем сердце и выражать их только узкому кругу людей, которым доверял.
Естественно еще при жизни митрополита, а тем более после его смерти, появились разные голоса, которые утверждали, что митрополит был католиком или криптокатоликом. Например, Pioerro Ostellino, корреспондент ”Corriere della sera” в Москве, так писал на страницах своего журнала сразу после смерти митрополита: Иоанн Павел I открыл, что Никодим, за минуту до смерти выразил свое исповедание веры, относящееся к соединению двух церквей под руководством папы римского (С. 78).
Необходимо признать, что отношение м. Никодима к католическому миру в действительности не было обычным. Указывает на это множество примеров из его жизни, а также свидетельства его друзей и сотрудников. Амвросий Блинков, для примера, рассказывает, что вместе с митрополитом несколько раз служил мессу по латинскому чину. Более того – как утверждают некоторые – Никодим во время чина приготовления Даров (т.н. Проскомидии), представляющей первую часть Литургии Евхаристии по византийскому чинопоследованию, тайно вспоминал имя папы римского, а также верховного настоятеля отцов-иезуитов. Симпатии митрополита в отношении отцов-иезуитов были без сомнения исключительными. Известны его личные, глубокие контакты с о. Арранцем, o. Mailleux и даже с о. Аррупе, верховным настоятелем Общества Иезуитов (СС. 83-84).
Однажды, — рассказывает Блинков – во время разговора, имеющего место по дороге из Загорска в Москву, митрополит Никодим между иными рассказами сказал следующую фразу: «Моя мечта быть членом Общества Иезуитов», а затем: «Если бы сейчас мог выбирать, выбрал бы Общество Иезуитов» (Там же).
Существует, например, очень интересная в этом плане гипотеза, состоящая в том, что Никодим имел замысел или проект, а может уже и некоторые постановления, чтобы образовать в лоне Русской Православной Церкви тайный орден исходя из модели Общества Иезуитов или даже в точном соотношении с отцами иезуитами: своего рода орден русских иезуитов православных. Эта гипотеза несомненно поражающая, однако весьма знаменательная. Учитывая деликатность этого вопроса не присоединяем здесь фамилий особ, которые с нами этим поделились (Там же).
Комментарии
Очевидно, что у митр. Никодима и других архиереев МП в те времена была какая-то тайная связь друг со другом и они старались "играть в свою игру" в обход сов. власти. Это хорошо, но где проходили грани сотрудничества и конспирации, неведомо.
Однако, о. Валерий рассказывал, что "ориентация" митр. Никодима не вызывала никаких сомнений. Более того, в его окружении были только такие. Это тогда так и называли - "Никодимов грех". Для того, чтобы попасть в его ближайшее окружение, нужно было через это "посвящение" пройти. О. Валерий, конечно, не был в ближайшем окружении и не был непосредственны м свидетелем, но тогда об этом знали, практически, все, кто хоть немного был близок к высшим церковным кругам.
Совершенно очевидно, что эту его заветную мечту не только удалось реализовать, но и добиться такого значимого положения ордена "никодимовцев", что в руках у его "рыцарей" оказалась сосредоточена вся власть над структурами МП. В свое время, архиепископ Кирилл Гундяев совершенно не скрывал своей идеологической преемственности от вероучения Никодима. Сейчас же эта преемственность выражается в настойчивом проталкивании генеральной линии в отношениях РКЦ И РПЦ, где первой отдается явное преимущество. Так что, как говорится" яблоко от яблонЯ...
Потом - здесь же не Отцы и не постановления Соборов Зарубежной Церкви. А вот если взять протоколы Вселенских Соборов, или, ближе - полемику, например, со старообрядцами - там, ведь, не особо стеснялись.
Если Вы знаете грехи человека, выступающего от имени Церкви, то поступите по Евангельски: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Мф 18.15-17).
Простите, о. Евгений, за это напоминание. Но как можно обличать человека - "извращенец" (или угрожать обличением, что, по сути, то же самое), ели Вы не знаете за ним, буквально, ничего? И даже самого этого человека не знаете?
Простите о. Евгений - но зачем Вы вдруг решили защищать этот грех, когда даже в МП начинают осознавать, что это грозит катастрофой?
2.Почему тот же протод.Кураев, может говорить о таких вещах, когда он сам в те годы, когда жил м.Никодим ходил с красным галстуком?
3.Вы сами писали, что надо обличать грех - но не людей, но в своей статье в которой говориться об экуменических проблемах м.Никодима, Вы "по карточному передернули" заголовок, который не имеет ничего общаго со статьей, явно надеясь на то, что лишний человек напишет комментарий: какой м.Никодим - плохой, а с ним и вся РПЦ!
4.Я не защищаю ГРЕХ содомии!
5.И самое наверное главное! Приносят ли пользу такие статьи нашим читателям?
2. Здесь дело не в Кураеве. Даже в советские годы говорили о "никодимовой печати". Может, для Вас это остается секретом, но это не значит того, что об этом не знали многие. Были даже статьи в центральных газетах, которые МП не опровергала.
3. В заголовке нет ничего вымышленного, я не понимаю, признаюсь честно, такой Вашей реакции.
4. Этого не скажешь, если читать комментарии.
5. Приносит вред только ложь.
Ваша "помощь в борьбе с отрицательным" сравнима с такими же утверждениями советского уполномоченного...
2.Чтобы утверждать так, Вы бы привели эти статьи для наших читателей.
3.4.Отцы учат быть строгими к себе и быть снисходительным и к другим. Но Вы видно используете другой духовный принцип, схожий с наименованием данным м.Никодиму.
5.У нас в России говорят, что простота хуже воровства.
2. Думаю, излишне приводить.
3.4. Молчанием предается Бог - свт. Григорий Богослов.
5. Согласен.
- Нет, я его не видел, - ответил о.Никандр - но так говорит о нем корреспондент "Интернет-Собор " в 2013 году!
Но в Ваших приведенных аргументах или фактах, кстати правдивых и не оспаривающих, нет главного факта - который бы указал на его порок. А есть лишь Ваши предположения, что они могут быть причинами его.
По поводу как он выглядел: сами понимаете, что у человека перенесшего несколько инфарктов, будет еще не такое лицо. Кстати в книге об этом написано.
протоиерей Евгений.
RSS лента комментариев этой записи