РПЦЗ МП: О чем молчат колокола…
Эмилия Назаренко
Издавна колокольный звон использовался как привлечение внимания к чрезвычайному событию или сигнал опасности. Сакральный же смысл звона — призывать и укреплять в молитвенном подвиге верующую душу. Колокола Крестовоздвиженского православного храма в Женеве все так же мелодично и регулярно вершат свой перезвон до и после богослужений. Однако о расколах внутри Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), страдающей от этого недуга с 1926 года, о многочисленных отторжениях, изгнаниях, лже-церквях, о десятилетнем болезненном для всех православных Женевы внутриприходском конфликте — ни звоночка. Отсутствие информации, незнание уставных официальных документов, боязнь «выносить сор» из святой церковной избы — все, о чем молчат наши женевские колокола — привело к открытому противостоянию между «Обществом русской церкви» и церковным приходом. Прихожане разделились на два враждующих лагеря: «за» и «против» настоятеля прихода Архиепископа Женевского и Западно-Европейского Михаила (Донсков).
«Что важнее для нас: сама Церковь и живые силы в ней, или временные, может быть, её недостойные представители? Ради последних, неужели будем рвать с Вселенской Церковью, в которой большинство думает, как и мы, в которой дышит, несмотря на наши недостоинства, Дух Святой? Да кого же мы этим накажем? Ведь только сами себя!»*
Недавние события
В 2016 году отмечалось 150-летие Крестовоздвиженского Кафедрального Собора в Женеве. К этому знаменательному событию готовились заранее: в 2014 году «Общество русской церкви» приступило к реставрации храма. Большая часть работ была завершена лишь к концу сентября 2017. Юбилейные торжества с Чином Воздвижения Креста и великим освящением престола состоялись 26-27 сентября, в них служили 6 архиереев и более 20 священнослужителей, приехавших со всех уголков мира. Неслучайно известная швейцарская газета Le Temps напечатала статью под названием «Женева — однодневная столица православной церкви».
После божественных служений в престижном отеле Beau-Rivage состоялся торжественный благотворительный обед: зал вместимостью 200 персон был переполнен. Музыкальное сопровождение, речи с трибуны, рассказ об истории храма, розыгрыш лотерейных призов, подарки участникам — организаторы (церковный приход) поработали на славу! Не говоря уже о прекрасном концерте в salle Madeleine — он состоялся тем же вечером, а затем последовал дружеский фуршет. Радость праздника ощущалась во всем: возможность поговорить с духовными отцами, человеческое общение на русском, французском, болгарском, молдавском, сербском, английском и других языках, с любовью приготовленные прихожанами птифуры, салатики и пирожные, красное вино и (куда же без неё!) russian vodka. В эти же дни все важные женевские газеты написали о нашем празднике. Российские тележурналисты специально приехали для освещения этого события, и в дневных новостях TSR (Télévision Suisse Romande) был показан репортаж о храме и его реставрации. Наконец-то исчезли строительные леса и удушливый запах красок, церковные службы вошли в привычное расписание, храм посветлел и блистал обновлением. Ничто не предвещало надвигавшейся бури.
А на следующий день…
С 28 сентября 2017 года Архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил временно отстранён от всех должностей и от управления епархией — об этом говорится в Указе Архиерейского синода Русской Зарубежной церкви Заграницей, который 13.09.2017 «имел суждение» о «сложном положении дел в Крестовоздвиженском кафедральном соборе Женевы». Эта информация с некоторыми фактическими деталями была размещена на интернет-портале «Наша Газета» 2 октября 2017 года.
Честно признаюсь, что я как прихожанка и как ответственная за медиа-поддержку прошедших праздников, была не только ошарашена, но и искренне возмущена подобной публикацией. В первый момент хотелось трезвонить о несправедливости во все колокола! Но необдуманная реакция, основанная на эмоциях, а не на знании сути вопроса, не приводит к пониманию, а лишь усугубляет контрасты противоречий. На редактора, опубликовавшего статью, посыпались обвинения от возмущённых и негодующих читателей. Но никто не задался вопросом, почему высший исполнительный орган РПЦЗ — Архирейский синод — все-таки принял подобный указ после 3-х месячного анализа ситуации, после встреч с группой «поддержки архиепископа», специально поехавшей в Мюнхен, после отправленных «в защиту и поддержку» писем с сотнями подписей, после приезда в Женеву специальной комиссии из Синода?
Исторические факты
Об истории Крестовоздвиженского храма в Женеве мы писали совсем недавно. В создавшейся ситуации гораздо полезнее будет знать юридическую и законодательную сторону истории появления женевской православной церкви. В этом нам помог труд на французском языке Ивана Грезина о православных русских в Романдской Швейцарии (Les Orthodoxes russes en Suisse romande. Essai d’histoire. Genève, Ed. Nemo, 1999). 4 мая 1863 года шесть «представителей православных жителей Женевы основали Фонд русской часовни (Fondation de la Chapelle russe à Genève) с целью «заботиться о расходах, связанных с греческим богослужением для людей этого вероисповедания, которые проживают или временно пребывают в кантоне Женева». В книге записей заседаний Государственного совета Женевы от 23 мая 1863 года записано: «Этот фонд становится владельцем земельного участка, подаренного женевским государством; все работы по строительству и оборудованию церкви осуществляются от имени этого фонда». Простыми словами, в законопослушной стране Швейцарии капиталы на финансирование строительства должны где-то аккумулироваться, храниться и использоваться для последующей оплаты счетов, поэтому создаются юридические единицы, называемые Fondation. Закон о передаче земельного участка и Устав созданного Фонда были приняты одновременно — 16 сентября 1863 года. Существование фонда было предписано на 30 лет. По окончании этого срока встал вопрос о юридической принадлежности церкви, которая все эти годы находилась на содержании русской дипмиссии. В апреле 1893 года швейцарским властям было направлено два ходатайства с просьбой передать права управления церковью русской миссии вместо Фонда русской часовни. Рассмотрев этот вопрос на своем заседании, Госсовет сформулировал категорический отказ на основании закона от 4.08.1849: «иностранные правительства не могут владеть недвижимостью в кантоне». На смену Фонду русской часовни 9 мая 1895 года пришло «Общество женевской русской часовни» (Société de la Chapelle russe de Genève), цель которого записана так: «служить людям православной веры любой национальности, которые живут или временно пребывают в Женеве». В протоколе заседания Госсовета от 18 мая 1895 года читаем: «Здание русской церкви, независимо от фактического состояния, по закону является частной собственностью, которой государство не имеет права распоряжаться». Одновременно, 22 мая 1895 года по этому поводу был принят закон, поясняющий, что «превращение Фонда в Общество никоим образом не может ущемить прав Государства Женева как дарителя земли, и предназначение часовни не может быть изменено».
Соответствующая запись о смене собственника церкви была внесена в Земельную книгу кантона (Registre foncier) 18 ноября 1895 года. Кто является владельцем здания на ул. Toepffer, 9 в Женеве можно беспрепятственно узнать здесь.
Сегодняшняя ситуация: de facto & de jure
«Многие сегодня ходят, будто с закрытыми глазами. Ничего не видят. Наверно, это последствия советского режима».**
В настоящее время существуют два различных правовых субъекта, подчиняющихся нормам гражданского права Швейцарии, две различные ассоциации (взаимосотрудничающие на бумаге, но враждующие в действительности), которые занимаются делами православной церкви в Женеве. Это «Общество русской церкви» (Société de l’église russe) и церковный приход (Paroisse de l’Exaltation de la Sainte Croix), созданный в 2000 году. В дальнейшем будем называть их для краткости SER и PЕSC. Согласно ст. 1 Устава SER, её цель — заботиться о потребностях и расходах, связанных с православным богослужением, вне зависимости от национальной принадлежности верующих. Статья 1 устава PЕSC гласит: цель ассоциации — организация и управление мирской деятельностью и жизнью прихода.
Чтобы распределить между собой доходы и расходы, а также выполнение нецерковных обязанностей, в 2001 году было подписано соглашение (convention), согласно которому обе ассоциации солидарно, то есть вместе несут финансовую ответственность, поэтому в ст. 5.2 устава PЕSC прописано, что из 11 членов приходского совета, 6 должны быть из мирян, двое из которых должны быть членами SER.
Финансирование реставрационных работ, начатых в церкви в 2014 году, обеспечивается SER (согласно ст. 16 устава SER), куда поступают средства от Конфедерации, кантона и города (с 1979 года церковь имеет статус памятника архитектуры), а также благотворительные пожертвования. Реставрация «русской» церкви ведется исключительно на «швейцарские» деньги, и по счетам уже выплачено свыше 5 млн. швейцарских франков.
Доходы прихода, согласно ст. 9 устава PЕSC, состоят «из взносов прихожан, сборов пожертвований, дарений, завещаний, доходов от туристических посещений, продажи свеч. Они предназначены для покрытия расходов PЕSC и SER в зависимости от их бюджетов и соответствующих целей». Из приходского бюджета оплачиваются текущие расходы: покупка свечей, масла, вина, просфор, зарплата священникам.
К сожалению, за последние три года финансовое состояние PЕSC неуклонно ухудшается. Но все убытки или потери прихода в конце бухгалтерского года покрываются за счет SER на законных основаниях и согласно уставным документам.
В 2016 году SER компенсировало потери PЕSC в размере 60 тыс. франков (доход прихода составил 490 тыс. франков, а расход — 555 тысяч). По итогам этого года дыра в бюджете PЕSC может дойти до 100 тыс. франков.
Приходские взносы и прихожане
Ст. 10 устава PЕSC предписывает Приходскому совету предложить общему собранию критерии определения годовых приходских взносов. До сегодняшнего дня размер взноса не определён. Церковь находится на самоокупаемости и, чтобы обеспечить свою жизнедеятельность, её прихожане, или, говоря языком закона, «члены ассоциации», должны платить ежегодные взносы. Однако в этой же статье (с чисто швейцарской наивной верою в человеческую честь и порядочность) записано: «каждый член ассоциации, который не осуществляет конкретной непрерывной деятельности на благо прихода (профессиональной или иной), содействует жизни прихода добровольными пожертвованиями исходя из своих возможностей».
По причинам, о которых поговорим в следующей статье, за последние годы состав прихожан изменился. «Старых» (давних, знавших еще епископа Леонтия и архиепископа Антония) осталось совсем мало, но они исправно платят свои взносы по 50 франков в месяц (600 франков в год). В будние дни во время богослужений присутствует от 20 до 50 человек. В субботние и воскресные дни и во время больших церковных праздников их количество значительно увеличивается. Кто они, это «новые», постсоветские прихожане? Русскоязычное большинство: домохозяйки — жены швейцарцев или французов, работники международных компаний или ООН, пенсионеры (из бывших таких работников, которые имеют гражданство или постоянный вид на жительство). Много молдаван (с румынским паспортом легче приехать в Швейцарию) и понимающих русский язык грузин, сербов, румын. Если появляются новые лица, то ненадолго: туристы (проездом) или сотрудники российской миссии (на 2-3 года).
Мне не известно точное количество прихожан, но знаю, что в процентном отношении, его можно выразить так: 80% новых-молодых и 20% старых. Я также видела три письма, составленных в защиту архиепископа Михаила летом этого года: 200 подписей от русской общины, 24 от болгарской и 15 от сербской. Предположим, что в нашем приходе 240 человек (не считая «старых»), 40 из них занимаются работой на благо прихода, остаётся 200. Предположим, что все они не олигархи, а малоимущие (хотя это совсем не так), и могут платить лишь взносы в 30 франков в месяц (360 франков в год), а не 600, как «богатые старые» прихожане-швейцарцы. При подсчёте получается 72 тыс. франков. Согласно бухгалтерским отчетам, 60% всех взносов поступает от «старых» прихожан, которых всего лишь 20%, а по большому счету, не более 25 человек. Если их суммарные годовые взносы в размере 15 тыс. франков составляют 60% от общего количества взносов, поступающих в казну PЕSC, значит оставшиеся 80% прихожан добровольно опустошают свои банковские счета на общую сумму в 10 тыс. франков, т.е. по 50 франков в год с человека. Удивительное — рядом…
Читайте также: О чем молчат колокола: позиции конфликтующих сторон (продолжение)
*Архиепископ Антоний (Бартошевич), 4-й архиепископ Женевский и Западно-европейский (1956-1993)
**Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт)
О чем молчат колокола: позиции конфликтующих сторон (продолжение)
Куда исчезли из храма Божия любовь, милосердие, смирение, терпение? Какие причины привели приход Крестовоздвиженского Cобора Женевы к противостоянию двух управляющих им ассоциаций? Чем они недовольны и в чем суть взаимных обвинений? Как говорят — у каждого своя правда. Будем надеяться, что вмешательство Архиерейского Синода позволит если не выявить истину, то хотя бы примирить стороны и восстановить спокойствие в приходе.
В воскресенье, 15 октября, в Крестовоздвиженском соборе Женевы состоится общее приходское собрание, посвященное конфликту внутри этого православного прихода. На нем будет присутствовать Первый Заместитель Председателя Архиерейского Синода, Архиепископ Берлинский и Германский Марк.
1 июня этого года прихожане, члены ассоциации Общество русской церкви (Société de l’église russe, сокращенно SER) направили в Нью-Йорк, к вниманию Архиерейского Синода РПЦЗ, письмо с просьбой об отстранении архиепископа Михаила от управления женевским приходом. Среди главных претензий, предъявляемых настоятелю прихода, называются следующие: блокировка деятельности SER и приходского совета; затратное ведение церковных дел; членство архиерея в совете швейцарского представительства Фонда Андрея Первозванного — частной российской политизированной организации; грубое отношение к отдельным прихожанам.
В частных беседах с некоторыми членами SER я получила более развёрнутую информацию, которую излагаю нашим читателям.
Люди, которые последние 30 лет занимаются обеспечением функционирования храма, это православные швейцарцы. Возможно, они потомки или из близкого окружения тех россиян, которые 150 лет назад приложили немало усилий, чтобы в столице кальвинизма — протестантском Риме — был построен православный храм. Естественно, мало кто из них говорит на русском языке. Поэтому русификация богослужений, которую начал практиковать архиепископ Михаил, став настоятелем прихода в 2006 году, постепенно могла привести к тому, что практически все франкоговорящие прихожане (швейцарцы, французы, эфиопы) перестали посещать церковь.
Для информации: на сайте РПЦЗ указано, что богослужебными языками Крестовоздвиженского собора в Женеве являются церковно-славянский и французский.
Возраст «старой гвардии» франкоязычных православных прихожан перевалил уже за седьмой десяток. Некоторые еще помнят богослужения, совершаемые в Женеве Иоанном Шанхайским в его бытность архиепископом Западноевропейским. Эти прихожане рассказывают, как на протяжении всех 70 лет советского режима они и их предшественники оберегали женевскую церковь, заботились о бытии прихода, сохраняли обычаи, православные обряды, традиции православных праздников, которые принесли в эти стены её основатели.
«Когда Советы расстреливали священников и изгоняли из страны епископов, мы здесь хранили православную Россию. Эти маленькие старушки, скромно стоящие в уголке храма, поддерживали храм в чистоте; церковный приход жил нормальной жизнью. Мы устраивали такие Пасхальные праздники и Рождественские елки, что казна прихода каждый раз пополнялась на несколько тысяч», — рассказывает прихожанин Василий Мелешко.
Сегодня некоторые из этих людей, по их словам, чувствуют себя изгнанными из дома, который они бережно хранили долгие годы. И видят в этом большую несправедливость: «Нам за 70 лет, и мы хотим мирно молиться Богу».
По их мнению, проблемы начались сразу после приезда архиепископа Михаила. Они утверждают, что в первый же день тот выразил недовольство своим автомобилем и пожелал иметь в распоряжении «Мерседес», его внезапные вспышки агрессии, грубость в общении привели к тому, что после чрезвычайного заседания прихода 23 сентября 2009 года вниманию Владыки было направлено письмо. Вот краткая цитата: «…за три года, прошедших со времени Вашего управления, мы не можем скрывать своего смятения и страдания. Многокультурность нашего прихода попирается, прихожане, которые не понимают русский язык, рассматриваются как люди 2-й категории, катехизис преподаётся только на русском, молодые люди не желают служить с Вами в алтаре… Очень много жалоб, но до сих пор никто не осмеливался Вам об этом сказать открыто». Копия письма была направлена в Мюнхен архиепископу Марку.
Некоторые люди сетовали, что архиепископ не посещает болеющих и страждущих, видя в этом приявления высокомерия, утверждали, что даже клириков на смертном одре или доживающих свой век в домах престарелых он никогда не навещал. Недовольство снова выразилось в письмах в адрес архиепископа Марка или в Архиерейский Синод, направленных в 2011 и в 2014 годах.
Несмотря на 5 млн франков, полученных на реставрацию храма, работы полностью не завершены. Надо еще ремонтировать подвал и систему вентиляции. В таких условиях проведение банкета на 200 персон в роскошной как по виду, так и по ценам женевской гостинице переполнило чашу терпения.
«Чтобы отметить 150-летие церкви и окончание реставрации, мы хотели организовать настоящий приходской праздник, — делится со мной другой собеседник из числа женевских прихожан, — поставить на эспланаде за храмом большой тент, накрыть столы, объявить о празднике всему населению, пригласить власти кантона и города. Пусть все приходят и радуются, что у нас в Женеве есть такой храм и радушная православная община. А вместо этого был устроен пир олигархов для избранных. Мы не знали ни о расходах, ни о приглашённых на банкет. Хотя планируемые расходы должны обсуждаться, все держалось в строгом секрете. В действиях Владыки и его окружения нет никакой открытости и транспарантности».
Вчера мне удалось поговорить с архиепископом Михаилом по телефону. Разыскивая информацию во всезнающей, но не всегда правдивой интернет-паутине, я обнаружила описания многих событий и факты, которые вызвали удивление и желание узнать правду. В связи с этим я формулировала свои вопросы, которые касаются также и нынешней ситуации в приходе.
— Уважаемый Владыка, скажите, почему в церкви, в храме Божьем, сегодня вражда? Как Вы можете объяснить письмо-жалобу группы прихожан, направленную 1 июня сего года в адрес Синода РПЗЦ?
— Уже давно небольшая группа прихожан не желает соблюдать церковные правила, что вызывает недоумение и протест у других прихожан. Они ведут какую-то деятельность в храме, за тридцать лет она укоренилась, и вот сегодня все это вспыхнуло, превратившись в конфликт.
— Какой выход Вы видите из создавшейся ситуации?
— Я попросил Синод проявить нам содействие. В это воскресенье состоится общее собрание, на котором будет рассмотриваться это дело и анализироваться события. Не думайте, что это просто злая, глупая вражда, у этой истории давние корни.
— Вы говорите о давней истории. Связана ли она с Вашим прибытием в приход в 2006 году?
— Началось все с 2000 года, если не раньше, еще при Владыке Антонии. Даже при Владыке Амвросии уже существовала определенная напряженность, но все противоречия старались решать мирно. На этот раз так не вышло. С конца прошлого года, то есть с юбилея 150-летия церкви все вспыхнуло с новой силой. В Синод направлялись разные злобные письма против церкви…
— Другая сторона утверждает, что с Вашим появлением в церкви отношение к франкоязычным старым прихожанам поменялось в худшую сторону. Вы начали проводить богослужения на русском языке, которого они не понимают, что привело к их массовому уходу из церкви.
— Абсолютная ложь! На службах, проводимых на французском языке, почти никто не присутствовал. А Евангелие и Священное писание мы всегда читаем на двух языках. Например, на особых службах во время Великого Поста стояли только русскоязычные, а этих людей не было. Эти люди ведут свои действия против церкви, и их аргументы не выдерживают анализа.
— Подписанты жалобы от 01.06.2017 года требуют Вашего отстранения от прихода и удаления из Женевы. Считаете ли Вы, что их действия направлены против церкви или против Вас лично?
— Против церкви. Думаю, что с этим уже сталкивались и Владыка Амвросий, а в конце своей жизни и Владыка Антоний.
— Как Вы относитесь к применению физической силы для достижения церковных целей?
— Разумеется, это исключено.
— В таком случае, как Вы прокомментируете события 2001 года в г. Мансонвилле в Вашу бытность Викарием Монтеальской и Канадской епархии, информация о которых находится в открытых источниках в интернете?
— В Канаде была провокация, ловушка. Меня тогда ударили и чуть не выбили глаз. Это не информация, а дезинформация.
— К сожалению, эта, по-Вашему, дезинформация уже 16 лет в открытом доступе в интернете…
— Да, уже много лет в интернете. Но неужели Вы думаете, что, будь я действительно виновен, я бы был ещё епископом?! Это шутка?
— В таком случае, скажите, был ли у Вас и действует ли до сих пор запрет на въезд на территорию США и Канады?
— Нету такого.
— То есть, запрета никогда не было?
— У меня виза, и когда надо, я еду на собрания Собора. Правда, пытались ввести в компьютерную систему какие-то негативные вещи, но когда я еду, то могу проезжать, и все.
— Насколько РПЦЗ и церковь Московского патриархата должны быть близки в своих действиях после подписания 17 мая 2007 года «Акта о каноническом общении»?
— Не понимаю Вашего вопроса. Русская церковь одна. Появление РПЦЗ было связано с тем, что Советский Союз выступал гонителем церкви внутри страны. А за рубежом они этого делать не могли. Десять лет назад был совершён Акт единства с Московским патриархатом как знак того, что мы все едины в одной церкви. Это не какие-то политические договоры, это просто единство церкви, понимаете?
— На википедийной странице с Вашей биографией читаем: «проводил последовательный курс на ликвидацию приходов РПЦЗ на территории Российской Федерации…. Такие его действия сталкивались с непониманием и противодействием многих прихожан». Ваши комментарии?
— В момент, когда не было никакого межцерковного общения, я был представителем РПЦЗ в России. Мы собирали людей, чтобы посмотреть и понять, каким должно быть будущее церкви. В итоге восторжествовало понятие, что надо провозгласить единство русской православной церкви. А перед этим, в 2004 году, я провёз по всей России, по всем без исключения епархиям мощи преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, которые находятся у нас на Святой земле. Эти мощи встречал весь народ. Единство русской православной церкви естественно, за рубежом она всегда называлась «русская церковь». Нужно сказать, что противления контактам и обменам между обеими церквями было много. Во времена Советского Союза единство церкви совсем не приветствовалось. Но это единство было осуществлено в 2007 году.
— По Вашему мнению, каков количественный состав прихожан Крестовоздвиженского собора?
— По субботам, воскресеньям и на праздниках на службах используются три чаши для причастия. Это значит, собирается порядка 200 человек. А по большим праздникам — и до 300. Приход процветает, храм приумножается, это очевидно. За десять лет количество прихожан выросло в пять раз.
— Согласно уставу приходской ассоциации, Paroisse de l’Exaltation de la Sainte Croix, прихожане, которые официально зарегистрированы как таковые, должны платить членские взносы. Существует ли такой порядок до сих пор?
— Членские взносы были упразднены этой группой людей (представители ассоциации Société de l’église russe, — прим. автора). Многие им давали взносы, а они их не записывали как членов. Вот почему те, кто приходит и молится каждое воскресенье, не числятся членами — эти люди их не вписали! Регулярно приходит в церковь около 200 человек. Многие из них не записаны как прихожане, что несправедливо. В прошлом году на собрании я потребовал четкого установления порядка выплаты членских взносов. А эти люди фактически их не собирали!
— Опять же согласно уставу ассоциации Paroisse de l’Exaltation de la Sainte Croix, который сейчас вывешен у входа в церковь, приход находится на самоокупаемости…
— Какому уставу? Тому, что принят в 2000 году? Он не соответствует нормальному приходскому уставу. По нему, например, не избирается староста, в нем много чего не соответствует церковному уставу, принятому РПЗЦ в 1921 году. А приходская жизнь должна регламентироваться церковным уставом, как во все других церквях за рубежом. В свое время этот устав не был принят всей полнотой прихожан. Существуют архивные данные, доказывающие, что многие люди не были согласны с его принятием, но с ними не посчитались. Тогда прихожане не хотели, чтобы разгорелись междоусобицы, и просто решили терпеть это положение дел.
— Крестовоздвиженский собор находится на территории Швейцарии. Почему не уважаются законы этой страны, на основании которых принят устав прихода, то есть устав ассоциации Paroisse de l’Exaltation de la Sainte Croix?
— Все церкви, находящиеся на территории других стран мира, имеют приходской устав РПЦЗ. Другой устав, касающийся представительства церкви в данной конкретной стране, называется регистрация. Он представляет собой устав гражданского типа и не должен вступать в противоречие с нормальным приходским уставом.
— В чем Вы видите противоречие действующего устава с приходским?
— Я уже Вам сказал — староста там не избирается. Не могу перечислить все дальнейшие пункты, потому что нет текста перед глазами.
— Насколько мне известно, организация церковного прихода храма Святой Варвары в Веве построена по типу женевской: собственник здания — также объединение, Société de l’église orthodoxe russe Sainte-Barbara de Vevey, а церковными делами управляет приход. И в этой связи там нет ни финансовых, ни приходских проблем.
— Допустим, в Веве трудностей нет, но Вы в курсе, в каком году и кем там был принят устав? Я готов отвечать на вопросы общего характера, к ответам на технические вопросы надо подготовиться.
— Если проблемы в нашей женевской церкви существуют уже не первый год, то почему большинству прихожан об этом ничего не известно? Отсутствие информации порождает нездоровые домыслы.
— Мы ничего не скрывали, а те, кто писал жалобы, всё делали втихомолку. Это маленькая группа людей из трех человек, остальные прихожане ничего такого не писали. Сейчас будет проведен анализ этих всех действий, будет вынесено решение. А прихожане наши в этом никак не участвовали, поэтому никто Вам об этом и не говорил.
— Я предполагаю, что, называя группу из трех человек, Вы имеете в виду членов ассоциации Société de l’église russe. Но ведь именно она на протяжении 150 лет, а особенно в 70-летний период советского режима в СССР, делала все, чтобы сохранить нашу церковь?
— Этим людям не по 150 лет. Они начали свои активные действия в 1990-х годах, когда наши старые прихожане постепенно стали умирать. Тогда было мало людей, могущих заниматься церковными делами, поэтому приходилось привлекать молодёжь. Даже последний Владыка Амвросий не смог их сдержать. Проблемы прихода образовались в последние годы, а не 150 лет назад. И в советский период тоже были другие люди: духовенство и прихожане занимались своей церковью — все велось благостно и благословенно. Но определённая группа людей в последние годы стала действовать совершенно в ином духе.
— Вы сами только что сказали, что эти люди не ходят на богослужения. Тогда как же они могут влиять на приходскую жизнь?
— Их нет на службах. Вы сами их не видели и не знаете их в лицо. Но в их руках вся администрация и банковские счета, а это дает определенную власть, вот и весь ответ.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи