О современном обновленчестве. Из писем катакомбного епископа
... Сейчас особенно бушует буря моря житейского, особенно велико лукавство врагов церковных, ряженых в ризы церковные и не ряженых. Но мы знаем Христову жалость к людям. Мы знаем Его волю, чтобы не погиб ни один из рабов Его. Поэтому всей верой души нашей будем молиться: «Наставниче, спаси нас, ибо погибаем».
Распознавать новое современное обновленчество, как орудие бесов против веры и упования нашего, может только вера чистая, святая, вера всего сердца и всей жизни. Посему, чем больше мы будем укреплять внутри себя нашу веру, тем больше можем при свете ее видеть все злодейство и все лихо наших искусственных расколов и весь лукавый обман новых «патриархов», митрополитов и прочих клириков Московской патриархии.
Как стоящему на вершине горы далеко видны долины и поля, так верующему сыну Церкви при свете благодати видны все пути в жизни человеческой и все разнообразные сатанинские выходки для погубления душ христианских.
И ты, дорогой мой, крепко храни веру Божью, укрепляй ее в таинствах церковных благодатью Христовой, храни священные заветы православия, преданные тебе отцами духовными, и тогда легко будет отличить благоухание вражьей лжи от благоухания нетленной правды Господа нашего. Помни и мое завещание тебе о том, что в наше время особо опасными врагами веры твоей являются служители так называемой Московской патриархии, еще раз обновленные обновленцы. Помни, что тебе нужно всеми возможными мерами остерегаться их и совершенно избегать с ними духовно-нравственного и молитвенного общения. Не вниди в церковь лукавнующих...
Здесь уместно припомнить слова одного современника нам, святителя Христова и исповедника православной веры. Некая женщина приступала к нему и вопрошала его о том, можно ли ей ходить на богослужения в храмы Московской патриархии.
— Зачем же туда ходить, — ответил ей святитель, если нет там благодати Христовой, которой только одной освящается и просвещается всякий человек, грядущий в мир.
Но эта женщина не унималась и опять стала вопрошать владыку, говоря:
— Когда я хожу в открытые храмы, то под влиянием тамошней обстановки, любимой с детства, у меня является жажда молитвы и умиление сердца.
И на это владыка ей ответил:
— Если в этих храмах нет духа благодати Божественной, то там непременно и несомненно есть влияние иного духа, противного Христу. Поэтому ваше посещение таких храмов не может принести духовной пользы, но вред душе принять вы там можете. Чувство мнимой духовной теплоты, ощущаемое там некоторыми, может быть признаком самообольщения. В подвижнической, аскетической литературе отцы строго предупреждают от увлечения этой духовной теплотой. Да и можно ли нам, грешным, почитать себя достойными такой теплоты. Мы должны искать духовной жизни. А духовная жизнь состоит из деяния и видения. Деянием называют наставники духовной жизни подвиги смирения, уничижения, самоукорения и искреннее почитание себя перед другими хуже всех. Деяние — это есть прачечная, где жестоко отмывается наша греховная нечистота всяческим себя утруждением и понуждением. Путем такого деяния шли все преподобные и все угодившие Богу. И нам заповедали только таким путем приступать к Божественным Тайнам любви Божьей. А видение же приходит гораздо позже, после больших трудов, приходит под конец нашей жизни, когда человек, очищенный и просветленный многими трудами, бывает достоин вкусить сладость Божественных Тайн.
Пытливая жена опять приступила к владыке и опять вопрошала его:
— Неужели мне будет грешно, владыка, если я немного утешусь зрением церковной обстановки, послушаю церковное песнопение, исполняемое прекрасным хором, увижу ярко освещенный храм и в нем множество молящихся людей?
И опять отвечал ей святитель Божий:
— Разве вы не видите воли Божьей в том, что ныне не услаждением духовными благами здесь на земле надлежит нам спасаться, а глубоким чувством сознания себя недостойными принимать их. И этих духовных утешений вы напрасно будете искать в открытых храмах. Там вместо духовного дается душевное, эстетическое наслаждение. А некоторые этого не разбирают и принимают его как духовное. А ведь за душевным наслаждением и неверующие стремятся. Мне очень больно глядеть на тех христиан, которые бегают по храмам в поисках этого эстетического удовольствия. Мне грустно видеть, что у подобных христиан пока отсутствует интерес к основным задачам христианства. Грустно, что эти христиане добычу эстетического удовольствия ставят выше духовно-нравственного удовлетворения. Ведь эти люди еще не озабочены спасением души своей. Кто же всем сердцем ищет спасения, тот ищет только благодати Христовой. А она пребывает только в истинной Церкви Христовой, — таковы были слова упоминаемого нами владыки.
Пусть они и нам послужат руководством к единственно возможному пути — к противлению обновленчеству, окружившему нас. К такому протесту нас побуждают многие обстоятельства.
Не молиться в храмах, где служат клирики из Московской патриархии нам дали заповедь блаженные отцы наши, славно перед Богом и перед Церковью прошедшие свой земной путь и стоящие ныне пред Престолом Его в сонме мучеников и исповедников.
Не ходить на молитву в храмы Московской патриархии нам безмолвно заповедует великий сонм архипастырей и пастырей, пострадавших и ныне страждущих за веру православную и за неподчинение Московской патриархии.
Отказаться от молитвенного общения с Московской патриархией нас побуждает отсутствие там законно-канонического священства и иерархии. Там оно хитро пресечено и подменено.
Не ходить в храмы Московской патриархии на молитву нас заставляет еще то обстоятельство, что служащее там духовенство совсем утратило свободу своей веры, подчинило ее врагам Христовым и изменило присяге своей: даже до смерти быть верными Единому Господу Иисусу Христу.
Еще необходимо упомянуть, что мы отказываемся от молитвенного и церковно-канонического общения с Московской патриархией по тем же самым причинам, по каким отказались иметь такое общение с обновленцами от 1922 года...