В Ватикане подтвердили учение Церкви о нерасторжимости брака
Газета Osservatore romano — официальный печатный орган Святого престола, опубликовала статью префекта ватиканской Конгрегации вероучения архиепископа Герхарда Мюллера, посвященную отношению Церкви к таинству брака, заключенному между верующими. Как отмечает «Радио Ватикана», публикация практически полностью воспроизводит другой текст архиепископа, увидевший свет в июне этого года и ставший ответом на некоторые местные инициативы Католической церкви в Германии в отношении разведенных и второбрачных прихожан.
Новая статья еще раз объясняет позицию Церкви по этому вопросу, ссылаясь на мнение Отцов Церкви и постановления соборов, пишет newsru.com.
Архиепископ напоминает, что вслед за апостолами Отцы Церкви и позднее Тридентский собор отвергали развод и повторный брак, исключая по этой причине возможность принятия Таинств для разведенных, вступивших в новый брак. Кроме того, специалисты по каноническому праву называли «злоупотреблением» практику восточных христиан, допускавших развод по «пастырскому снисхождению», открывая путь второму и третьему браку. Речь идет об «экуменическом аспекте, который не следует недооценивать», — отмечает Герхард Мюллер.
Он ссылается на документы современного учительства, продолжающего неизменную традицию Церкви в вопросе о нерасторжимости брака: начиная от документов Второго Ватиканского собора и заканчивая итоговым документом Синода по новой евангелизации 2012 года. Во всех этих документах подтверждается, что разведенные католики, вступившие в новый брак, не могут приступать к Причастию, поскольку их ситуация противоречит единству любви между Христом и Церковью, которое означает само Таинство Евхаристии.
В документах церковного учительства, напоминает монсеньор Мюллер, подчеркивается также необходимость пастырского сопровождения разведенных, вступивших в новый брак: они призваны понять, что их недопущение к Таинствам — не результат дискриминации, а абсолютная верность воле Христовой. Архиепископ добавляет, что необходимо обращать внимание на действительность Таинства Брака, совершение которого в наши дни часто идет вразрез с христианским пониманием этого Таинства.
«Если нельзя установить недействительность брака, — пишет католический иерарх, — отпущение грехов и Причастие возможно в том случае, когда супруги живут вместе как друзья, как брат с сестрой». Таким образом, следует абсолютно исключить благословение новых союзов.
Прелат добавляет, что стабильные и длительные отношения отвечают духовной и нравственной природе человека: нерасторжимый брак защищает супругов от «произвола чувств», помогает переносить трудности и, прежде всего, защищает детей. «Любовь — это нечто большее, нежели чувство или инстинкт. По своей сути это преданность», — пишет Мюллер. И тем, кто рассматривает брак исключительно с мирской точки зрения, «Церковь не может ответить прагматическим приспособлением», поскольку брак, совершенный между крещеными, — это «сверхъестественная реальность».
Прелат обращает также внимание на ситуации, в которых «брачное сожительство становится практически невозможным», как, например, в случае физического или психологического насилия. В таких болезненных обстоятельствах Церковь всегда допускала для супругов возможность прекратить совместное жительство, однако при этом брачные узы сохраняются перед Богом и супруги не могут вступить в новый брак.
Монсеньор Мюллер ответил также тем, кто предлагает сомнительные решения, касающиеся, например, возможности предоставить совести самих разведенных второбрачных решение о том, приступать или нет к Евхаристии. Прелат заявляет о недопустимости такого подхода, поскольку, даже когда второбрачные уверены в недействительности предыдущего брака, эта недействительность должна быть подтверждена компетентными органами. Здесь нельзя также применить доктрину об «epicheia» — согласно которой человеческие поступки не всегда могут соответствовать общему закону: нерасторжимость Таинства Брака относится к Божественному праву. А тех, кто апеллирует к милосердию Бога, монсеньор Мюллер предостерегает от «ложного упоминания о милосердии», наносящего ущерб образу Бога. «Милосердие Бога, — подчеркивает архиепископ, — это не освобождение от заповедей и от указаний Церкви».
Наконец, префект Конгрегации вероучения настаивает на пастырском попечении разведенных, вступивших в новый брак: оно не должно сводиться к вопросу о принятии Таинств. «Помимо сакраментального Причастия, есть различные способы войти в общение с Богом: посредством веры, надежды и любви, покаяния и молитвы». «Бог может даровать людям Свою близость и Свое спасение разными путями, даже если они живут в противоречивых ситуациях. Пастырская забота, основанная на истине и любви, всегда найдет верные способы и пути», — пишет в заключение представитель Святого Престола.
Напомним, что восемь лет назад Ватикан опубликовал инструкцию для епархиальных и межепархиальных трибуналов, занимающихся делами об аннулировании брака. Документ не предлагал каких-либо новых правил, но был посвящен исключительно каноническим процедурам признания брака недействительным.
Над книгой из 219 страниц, помимо Папского совета по толкованию канонических текстов, работали представители Конгрегации вероучения, Конгрегации таинств, верховного суда Апостольской сигнатуры и других дикастерий Римской курии. Работа над инструкцией, получившей название Dignitas Connubii («Достоинство брака»), была начата по поручению Папы Иоанна Павла II еще в 1996 году.
«Dignitas Connubii» рассматривает лишь каноны, касающиеся католиков латинского обряда, так как в ряде Католических церквей восточного обряда действуют свои правила. Инструкция напоминает, что властью аннулировать брак глав государств, согласно церковным правилам, обладает лишь сам Папа Римский.
«Dignitas Connubii» напоминает епархиальным епископам латинской Церкви об их обязанности создать в своих диоцезах трибуналы по рассмотрению дел о признании браков недействительными. В настоящее время в мире насчитывается 800 таких трибуналов.
Во время презентации нового документа президент Папского совета по толкованию канонических текстов кардинал Хулиан Эрранс указал на то, что аннулирование брака не является «церковным разводом», как принято считать. Эта процедура представляет собой декларацию о том, что брак был недействительным с самого начала. Прелат также напомнил, что разведенные католики, чей брак был аннулирован, не могут считаться отлученными от Церкви и не должны подвергаться дискриминации. Однако разведенные, вступившие в повторный брак без признания недействительным первого, считаются отлученными и не могут участвовать в церковных таинствах.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи