АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Иеромонах Иаков: Таинство покаяния

Доклад на Епархиальном собрании Одесской епархии РПЦЗ

Одним из важнейших Таинств, непосредственно каждого из нас касающегося, является исповедь или Таинство покаяния.

Что такое исповедь, и, собственно, кому именно человек исповедуется? Большинство прихожан и многие священнослужители уверены, что непосредственно Иисусу Христу. На это есть даже указания в самом чинопоследовании исповеди, правда, появившимся только в ХVII веке, т.е. во времена проникновения западного влияния в наше богословие и чинопоследования. А если быть точнее, то после принятия и переиздания Петром Могилой в 1646 году знаменитого униатского Виленского требника 1617 года, составленного для униатов (бывших православных), католиками. Это в России. А на востоке переиздания в Австрии в 1787 году бывшим патриархом Константинопольским Калинником (низложенным в 1757 году за какие-то преступления, т.е., через 30 лет после низложения), под своим именем без изменений "Руководства к исповеди" (повлиявшего на трансформацию чина исповеди при формировании современного греческого Эвхология. Многочисленные указания на это имеются), некоего униата Неофита Родинато, которого преп. Никодим Святогорец хорошо знает, упоминает, и называет при этом "злославным". Повторюсь, что оба издания католические и униатские, переизданы практически без каких-либо изменений и созданы для униатов католиками. Откуда и пришло к нам, по всей видимости, кроме прочего, и знаменитое "прощаю и разрешаю", которое, в частности, святой Никодим Святогорец критикует. Да что критиковать? Разве кто-нибудь из нас при произнесении этих слов не испытывал смущение?

Начнём с того, что вспомним, как проходило у христиан с самого первого времени покаяние? Все мы конечно же слышали об общей исповеди. Правда, вкладываем мы в это понятие совсем неверный и даже почти абсолютно чуждый ему смысл. А между тем именно такая исповедь и была распространена в Церкви в I-IV веках. Апостол Иаков говорит об этом: "Исповедуйтесь друг другу. Да и молитесь друг за друга, да исцелеете, много бо сможет молитва праведного". И апостол Павел говорит именно всем верующим, принимающим такое вот покаяние, и как бы всей Церкви, спросившей его об этом, осудить одного грешника, а другого простить, в своём к ним послании. Как, впрочем, и во всех своих посланиях. Но яснее всего о необходимости такого покаяния и исповеди говорится в Дидахи, так называемом "учении апостолов". "В церкви исповедай грехи свои и не преступай к молитве, не сделав это". Косвенно об этом говорит Климент Александрийский. И уже совсем прямо Пастырь Ерма. Где подробно, правда, не описано, но большинство исследователей полагают, что говорится именно о покаянии перед лицом общины. И Тертулиан пишет: "Следует повергаться на колени перед всеми братьями, прося у них ходатайства о нашем прощении"! Что собственно и делает епископ или священник, ходатайствуя пред Богом о кающемся человеке в разрешительной молитве после исповеди. Причём апостол Ерм призывает не смущаться о время такой исповеди и не откладывать её на последнее время. В Дидаскалии апостолов даже говорится о публичном изгнании, после публичного покаянии, и возвращении в собрание святых и верующих не ранее воскресения, причём не сразу, а только после 2-7-ми недель! И о примирении после этого времени, и уже через возложение рук епископа. Фирмалиан Кесарийский говорит уже о собраниях клира, на котором собравшимися обсуждаются грехи верных, впавших в них после крещения. Причём об этом же видимо говорит ещё один интересный факт. А именно св. муч. Мефодий Патарский, усекновение главы которого произошло в 312 году говорит, может быть первый, о том, чтобы приносить своевременное покаяние иереям, которые на собраниях, а не наедине с иереем, и разбирают его, причём именно для того, чтобы не доводить дело до публичного, среди всех верующих, покаяния! В Дидаскалии апостолов так же указывается, чтобы дела грешников рассматривало собрание клира во главе с епископом. Причём даже указывается на участие всей общины. А именно на то, что диаконы приводят согрешившего к епископу и, как бы от лица всех верных, за него ходатайствуют. Об этом же говорят и соборно принятые, и появляющиеся правила о длительности после исповеди времени покаяния для различных грехов. Причём 1-й Вселенский собор постановил регулярно, т.е. дважды в год собираться поместным соборам, на которых решать такие возникающие вопросы о покаянии.

В IV-м веке, с появлением монашества, начинает формироваться и особая практика исповеди монахов. Тоже общая и перед собранием братии. Что упоминается, в частности, в правилах Пахомия Великого. И уже после этого св. Василий Великий, введший многие изменения после перво-христианского периода Церкви, утверждённые своим авторитетом в государственно-христианскую эпоху, (в том числе завесу, отделяющую людей и клир), говорит о необходимости тайной исповеди. Чтобы не приносить соблазна и не наносить другим раны. Да и императорские чиновники к тому времени, как об этом говорится в летописании, просто требовали уже проведения только тайного покаяния. Но на западе даже после этого о покаянии перед всею братией говорится в поучениях Иоанна Кассиана Римлянина – о том, что всякий должен принести публичное покаяние во время общего собрания на молитву, повергшись на землю и прося прощения у всех и получает прощение после окончания богослужения. Причём, даже перечисляет грехи для подобного покаяния.

И для мирян, т.е. всех верующих, такое покаяние на западе совершалось, видимо, регулярно. В Риме, например, оно регулярно совершалось в Латеранской базилике, о чём упоминают многие, в том числе блаженный Иероним Стридонский. При чём оно очень напоминало наш чин прощения на полуночнице или на повечерии. Епископ падал перед всеми прося прощения, а после этого принимал, вместе со всеми, общее покаяние. Причём подобная исповедь сохраняется ещё долго, примерно с IV-го до VII-го века. О долгом её существовании упоминается (я, к сожалению, не нашёл сейчас имена записанных когда-то мною авторов) в различных исторических трудах.

Чин такого публичного покаяния на западе подробно описывается в Сакраментариях Геласия, папы Римского. Первой западной книге чинопоследований, наподобие нашего Великого требника.

И только VII веке говорится уже о 2-х видах исповеди. Тайной и перед Церковью. Потому что ещё блаженный Августин, еп. Иппонский, говорил о 2-х видах грехов – о тех, которые должны быть обязательно исповеданы публично, и о тех, в которых лучше приносить тайное покаяние. По описанию Сократа Схоластика и Созомена, Лев Великий даже запретил в 459 году публично исповедовать свои грехи. Но такая исповедь всё-таки практиковалась. И только в 843 году Иона, епископ Орлеанский, говорит о том, что обряд такого общественного покаяния остался в прошлом, хотя на самом деле и после того он ещё долго сохранялся, например, в Лионе и Риме в Великий Четверг, а в Испании в Великую Пятницу. А в Британии даже и в X веке подобная практика сохраняется и упоминается во многих описаниях. Вообще современная форма исповеди складывается в X-XII веках, но мы сейчас говорим не об этом.

Итак, со временем, в частности, у нас на востоке исповедь окончательно стала тайной и стала приносится одному главе Церкви, т.е. епископу. А из-за невозможности исповеди всех одним епископом, поручается им некоторым священникам. Причём, персонально каждому. Откуда и появилось понятие духовничества.

Но человек исповедовался всегда и исповедуется сейчас на исповеди именно Церкви, в лице епископа или священника. Причём Церковь, в лице этого священника, ходатайствует и молится о нём Богу: "Примири и соедини его вновь Своей святой соборной и апостольской Церкви", то есть, верни его в общество святых.

О похожем действии Церкви всех верных, и действия от лица их, говорит и возглас священника на часах: "Молитвами всех предстоящих в храме верных Твоих, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас". Тут имеются ввиду предстоящие в храме, а не некие небесные святые!

Ну что можно ещё добавить? Может быть, только то, что, не исповедуясь постоянно, но прося каждый день прощения у всех стоящих в храме на полунощнице, я лично прошу прощения, именно таким образом, как бы у всей Церкви. О жизни которой, как и о месте в ней каждого верующего и всех предстоящих и молящихся, ещё нужно будет говорить. Но об этом, как и о некоторых важных и интересующих лично меня вопросах, уже в следующий раз.

Иером. Иаков
2021 год

________
Действительно, в первенствующей Церкви все вместе решали, кто принадлежит к их сообществу, а кто нет: "Я писал вам в послании – не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остаётся блудником, или лихоимцем, или идолослужителемили злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращённого из среды вас" (1Кор 5.9,11-13). Апостол Павел не решает единолично, кого изгнать из церковного сообщества, а кого оставить, не говорит "я извергаю" – но предлагает Церкви исторгнуть грешников из числа верных. И такое много раз встречается в Деяниях и Посланиях апостольских. На право Церкви выносить суждение о грешниках прямо указывает Сам Спаситель: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Мф 18.15-18).

То есть, в первые времена христианства само право находиться в церковной общине уже и было фактом отпущения грехов.

Сейчас власть отпускать грехи перешла в единолично священнику (который, конечно, действует от лица епископа и всей церковной общины).

В тоже время, наше Таинство исповеди берёт начало с крещения Иоаннова, когда народ, по одному человеку, погружался в Иордан и исповедовал свои грехи. При этом Иоанн Креститель возлагал руку на голову человека и окунал его в реку, омывая, таким образом, от грехов. То есть, крестил (содействовал в отпущении грехов) только Иоанн, и никто другой.

Позже Господь даровал власть "вязать и решать" апостолу Петру: "что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" (Мф 16.19), и по Своём Воскресении всем апостолам: "Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин 20.23).

То есть, в наши дни вся Церковь (в конкретном случае, приход), должна решать (на приходском собрании), имеет ли право тот или иной прихожанин состоять в приходе, а в случае выявления препятствия для такового членства, священник, наедине с таким кандидатом, решает, действительно ли он кается в своих согрешениях, и свидетельствует перед Церковью о его покаянии допуском такового к Св. Причастию.

+М.А.

Метки: рпцз, иеромонах иаков

Печать E-mail

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.