История Михайловского собора в Одессе
Весьма характерными обстоятельствами сопровождалось в г. Одессе закрытие и вслед за тем разрушение одного из последних храмов - Михайловского.
Храм св. Архистратига Михаила - один из старейших в городе, при первоначальной постройке предназначался стать кафедральным собором и поэтому отличался особенной вместительностью и благолепием. Расположен он был на окраине города на огромной площади Михайловской и не соприкасался ни с какими зданиями, не мешал движению публики и вообще нельзя было найти никакой обычной придирки для его закрытия.
Этот храм оставался открытым до 1936 года. Под его сводами приютилось соборное духовенство, какое еще уцелело от ареста и ссылки. В нем совершались архиерейския служения Митрополитом Анатолием и он привлекал во времена богослужений до десяти тысяч молящихся.
В 1936 году уже вышла в свет сталинская конституция. Всем верующим бросились в глаза и особенно запечатлелись в памяти те параграфы конституции, которые касались религии. Была объявлена широкая веротерпимость по отношению к верующим, было торжественно обещано, что закрытия и разрушения храмов прекращаются, так же, как и массовое преследование духовенства.
Откликом на эти широковещательные постановления явились новые массовые аресты уцелевшего духовенства и закрытие и разрушение последних храмов. По крайней мере так происходило в г. Одессе, где вершителем всех судеб Цекрви, духовенства и верующих являлся иудей Баранович, пропитанный особой специфической ненавистью к христианству и христианам.
Налоги на храмы, арендная плата за них возрастали с неимоверной быстротой. Особенно страдала в 1936 г. Михайловская церковь, единственно, кроме крошечного храма на втором христианском кладбище, уцелевшая в городе к тому времени. Очевидно, администратор по делам культа Баранович лелеял план, что верующим станет не под силу содержать столь дорого стоящий храм. Только бывало настоятель храма с благодарностью объявит собравшимся прихожанам, что, благодаря их помощи, уплачен очередной десятитысячный взнос за аренду храма, как появлялось со стороны администратора новое постановление о дополнительном немедленном взносе в 2, 4, 5, 6 тысяч рублей.
Но эта система подсиживания не оправдала надежд Барановича. Все налоги немедленно выплачивались, все обязательства и постановления аккуратно и неукоснительно выполнялись. Пришлось прибегнуть к обычному приему - насилию.
Памятен вечер одного из воскресений пасхального периода. Только что окончилось торжественное архиерейское богослужение. Еще в стенах храма дрожали только что отзвучавшия ликующия прекрасные пасхальные песнопения... Голубоватый дымок дорогого душистого ладана медленно таял в воздухе и весь прекрасный обширный храм сиял множеством света, когда на его высокий амвон взошел настоятель храма - благостный, кротчайший старец, отец проториерей Митрофан Попов и растрогано благодарил прихожан за то, что их стараниями и щедростью был немедленно покрыт очередной денежный долг храма. «Таким образом, закончил о. Митрофан, мы все можем быть совершенно спокойны за судьбу всем нам дорогого храма»...
А на утро 18 мая 1936 года близжившие прихожане св. Михайловского храма были поражены известием, что рано утром к храму прибыль инспектор культа Баранович с представителями НКВД, и храм запечатали, даже не вызвав председателя общины, старосты церковного и настоятеля храма, как это полагалось по установленным до той поры правилам.
Главные члены общины, староста, настоятель бросились в Админотдел. Там уже оказался извещенный о новом произ-воле Владыка Анатолий. На все тревожные вопросы, почему последовало закрытие храма, Баранович, видимо издеваясь, отвечал, что храм не закрыт, а лишь временно опечатан, что вины на общине не лежит никакой, что все обязательства выплачены и предлагал всем просто вооружиться терпением и полным спокойствием. «Чем меньше будете вы подымать шуму и ходатайств, тем скорее храм ваш будет открыт», сказал он.
Делать нечего. По убедительной просьбе Владыки миряне смирились. Все верующие потянулись к Свято-Димитриевскому храму, не вмещавшему и 20-й доли молящихся. А любимый Михайловский храм стоял закрытым. Баранович грубо уволил нашего архипастыря, а вслед за этим последовал его арест и высылка.
Лето близилось к концу. Храм на Михайловской площади оставался закрытым, но нетронутым. Верующие потеряли терпение, да и терять уже, так сказать, было нечего. Любимейший архипастырь был увезен в ссылку на мучения, храм не открывался, и тысячи верующих, не находивших возможности исполнять свои религиозные обязательства, бросились писать бесконечные петиции властям придержащим. Прошения эти покрывались сотнями тысяч подписей. Но результат оставался все тот же - храм не открывался.
Отважные ходаки отправились хлопотать дальше... Последствием хлопот были аресты смельчаков.
Уже в начале сентября в горестных хлопотах одесситов принял участие один очень благочестивый человек - юрист, по происхождению уроженец Москвы, приехавший в Одессу на побывку к родственникам.
Знавший все входы и выходы, все юридические приемы и увертки, москвич проник к самому Калинину, добился того, чтобы на произвол над судьбой одесского Михайловского храма было обращено внимание, и из Москвы в Одессу полетело предписание - немедленно открыть Михайловский храм для посещения верующих и возобновления богослужений в нем.
Об этом были поставлены в известность члены правления и духовенство. Бросились в Админотдел - узнали, что предписание действительно имеется. Но... вместо открытия храма, на другой же день было приступлено к его быстрому разрушению. К концу двух-трех дней на месте величавого храма валялись груды развалин...
Оказывается, получив предписание из Москвы об открытии Михайловского храма, Баранович ответил, что храм уже уничтожен, в то время, как он стоял еще неприкосновенный, во всей своей красе.
Этот яркий образчик наглого произвола и издевательства особенно характерно рисует картину той жизни, какую ведут все обитатели «советского рая» в стране лжи, обмана, надругательства и насилия.
«Православная Русь», № 21, 1984 г.
Комментарии
В дневниках Пушкина есть запись о том, что он "отстоял обедню" в Михайловском храме и затем пошел к своим приятелям, жившим неподалеку. Много исторических событий было связано с этим храмом. Мы, в свое время, выпустили книгу со множеством иллюстраций. Сейчас появилось много новых сведений, нам ранее не известных. Вот, и эта заметка из Православной Руси.
http://orthodoxy.org.ua/content/odesskii-martirolog-iz-zhizni-nastoyatelya-mikhailovskogo-khrama-svyashchennika-rasstrelyali-khram-zakryli-chast-16-7423
RSS лента комментариев этой записи