Памяти о. Валерия Алексеева: Крещение на Пасху
Отец Валерий как-то рассказал студентам семинарии эту историю, которая произошла на Пасху во времена, когда он только недавно стал священником.
Весна выдалась холодной, а Пасха - ранней. Праздничную службу служили в нетопленном храме. Во времена "развитого социализма" отапливать маленький храм в захолустном райцентре не было возможности. И настоятель, и хор, и немногие прихожане - замерзли не на шутку. Но праздничного настроения это не испортило.
После службы, конечно, освятили пасочки и то, что к ним. Было еще очень рано и совсем темно. Люди, отстаявшие всеночную, разошлись. Отец Валерий пошел в свой маленький домик при храме - розговеться, да и согреться. Его матушка накрывала на стол. Что-то забыла, вышла во двор, в кладовую. Вдруг со двора донесся шум, крик. В дом вбежала взволнованная матушка:
- Там цыгане пришли, у них новорожденный умирает, просят покрестить!..
Отец Валерий, не одеваясь, выбежал во двор. Только священнический крест прихватил. Во дворе толпилось несколько десятков цыган. Вообще в городке их жило пару тысяч. Они были оседлыми, жили тут давно - говорили, уже больше ста лет. И все числились православными. Кто-то из них, конечно, ходил в церковь. Большинство же, как и большинство православных Союза, были только крещенными - и не воцерковленными. Но детей своих эти цыгане крестили всегда. И по-церковному хоронили своих умерших.
Отец Валерий сразу увидел молодую женщину, прижимающую к себе какой-то сверток. Вокруг нее, потихоньку подвывая, - другие женщины. Мужчины молча стояли чуть в стороне.
- Мальчик или девочка? - спросил отец Валерий, беря ребенка на руки. Он был совсем крошечный - и, кажеться, уже не дышал. Батюшка не разбирался в детях, но ему показалось, что младенцу от силы несколько дней.
- Мальчик, - сдавленно ответила женщина.
Отец Валерий, больше ничего не спрашивая, чуть ли не бегом кинулся к храму. Цыгане - за ним. Внутри было темно. Батюшка подошел к купели, из которой забыли вылить воду (не иначе, как Промыслом Божьим - но об этом он подумал позже). В храме было настолько холодно, что вода покрылась льдом. Отец Валерий не стал даже раздевать дитя - попросил только забрать одеяльце, - разбил локтем лед.
- Крещается раб Божий Николай, - имя придумалось само собою, - во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь.
То ли от ледяной воды, то ли от благодати Божьей - а скорее всего, и от того, и от другого - маленький, казавшийся чуть живым, неистово закричал. От неожиданности отец Валерий чуть не выронил его из рук. Что творилося с цыганами - невозможно передать. Священник, на которого и так смотрели с уважением и боязнью, превратился для них в святого чудотворца.
А Коля рос активным и здоровым. Как подрос, часто бывал у батюшки (пока последний не уехал, когда мальчику было лет шесть). Приносил ему подарки от своих родителей. И называл "таткой": священника считали крестным отцом ребенка.
***
Это - реальная история из жизни протопресвитера Валерия Алексеева, которую сам о.Валерий однажды рассказал студентам Свято-Кирилломефодиевской духовной семинарии РПЦЗ.
Записала Надежда Ватолкина
Метки: рпцз, протопресвитер валерий алексеев