Рождественское послание Преосвященнейшаго Софрония, архиепископа Санкт-Петербургского и Северо-Русского.
"Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!" —
такими словами пастухи приветствовали рождение на земле, в бедной пещере среди бессловесных животных, — Любви. Смысл самого слова "любовь" заключает в себе познания Бога, люди Бога ведают (Лю - люди, бо - Бога, вь - ведают).
Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. (1 Иоанн 4,8). «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Коринфянам 13:4-8). Это – Божественное описание любви. Но всегда ли мы проявляем эту любовь к ближнему, или требуем ее только к себе? Не обращаем ли мы эти бессмертные слова только в звуки исходящие из наших уст?
С разных сторон слышно как говорят: " Время теперь лукавое, мiр во зле лежит". Да, действительно так, но не время такое, а люди лукавые, и наше зло дополняет Господню чашу терпения. Во все времена были разные потрясения, однако люди не впадали в уныние. В своем письме святитель Иоанн Златоуст учит нас, как не надо малодушествовать: "Когда услышишь, что одна из Церквей пала, а другая колеблется, третья заливается свирепыми волнами, иная претерпела другие непоправимые бедствия, одна взяла волка вместо пастыря, другая — морского разбойника вместо кормчего, третья — палача вместо врача, то хотя скорби, — потому что не должно переносить этого без боли, — но скорби так, чтобы печаль не переходила должных границ. В самом деле, если и в тех делах, в которых мы сами погрешаем и в которых должны дать отчет, излишняя скорбь не необходима и не безопасна, а напротив, даже очень пагубна и вредна, то еще более излишнее и напрасное и, сверх того, сатанинское и пагубное для души дело — малодушествовать и сокрушаться о погрешностях других".
Как избежать нам этого пагубного состояния? Мы помним по Апостолу Павлу: "Любовь, не радуется неправде, а сорадуется истине, никогда не перестает". Только непристающая Божественная любовь может уберечь от лукавства и малодушия и привести к встрече с живим Богом в наших душах. Ныне Рожденный Иисус Христос из своих ясель простирает к нам руки, но кто достоин взять Его в свои объятия? Не по нашим заслугам, а по Его любви к нам, каждый из нас достоин, и может Его взять в свое сердце! Он и пришел чтобы через Него познали волю Отца, чтобы возлюбив Сына мы возжелали Отца Небесного и Ему служили в Истине и правде. Богомладенец не установил никаких преград на пути к Царствию Небесному, он расчистил путь, только мы своей не любовью, неведением Бога позволяем, укоренятся терниям в наших душах. Мы слезами покаяния, а не слезами уныния, должны Новорожденному Богомладенцу приготовить свои души. Не должно быть места у нас для уныния, но только место для Живаго Бога, пославшего нам Спасителя мира. Мы обязаны продолжать, с упованием на Него, вести борьбу против греха, не сходить со спасительного тернистого пути, не разделять Истину на мнения.
Христос Родися!
Всех пастырей, монашествующих и Боголюбовых мирян нашей епархии, молитвенно поздравляю с Рождеством Христовым.
+Софроний
Рождество Христово 2014 г.