Утреня Великого Пятка с чтением 12 Евангелий в Одесском Свято-Иоанновском монастыре. ФОТО
27 марта/ 9 апреля 2015 г. в Одесском Свято-Иоанновском монастыре (РПЦЗ) вечером совершалось великопостное богослужение с чтением 12 Евангелий, которое возглавил Его Преосвященнейший Георгий, Архиепископ Молдавский и Кишиневский.
Центральное место в богослужениях Страстной седмицы занимает утреня Великой Пятницы. В Типиконе она именуется «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа». На практике эта служба совершается вечером в Великий Четверг и в народе именуется «службой 12-ти Евангелий».
Утреня Великой Пятницы имеет древнее происхождение. На заре христианства в Иерусалимской Церкви Евангелие читали всю ночь в святых местах: там, где Господь учил Своих учеников перед страданиями — на Елеонской горе, где был взят под стражу — в Гефсимании, где был распят — на Голгофе. Ночью, переходя из одного навеки памятного места к другому, освещая каменистый путь светильниками, шли верующие по стопам Господа с молитвой. Так и сегодня все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок сих подвигов слышится в каждом слове богослужения.
Содержание Евангелий и последование богослужения посвящены прощальной беседе Иисуса Христа со Своими учениками на Тайной Вечери, преданию Его Иудой, суду над Ним у первосвященников и Пилата, Его распятию и погребению. Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь духовно подводит нас к самому подножию Креста Христова, делая трепетными зрителями всех мучений Спасителя. Верующие внимают евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: «Слава долготерпению Твоему, Господи!». После начала чтения очередного Евангелия соответственно ударяют в колокол.
После шестого Евангелия и пения «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи…» возглашается прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий».
Сразу после восьмого Евангелия следует канон, передающий в сжатой форме последние часы пребывания Спасителя с апостолами, отречение Петра и муки Господа.
Затем хор поет трогательный светилен, в котором вспоминается покаяние разбойника: «Разбойника благоразумного в тот же день Ты рая удостоил, Господи. И меня древом Крестным просвети и спаси меня».
Перед окончанием службы хор поет тропарь: «Искупил Ты нас от проклятия закона драгоценною Своею Кровию: ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный, Ты людям источил бессмертие. Спаситель наш, слава Тебе!». Существует древний обычай после последнего Евангелия не гасить свою свечу, но принести ее домой горящую и ее пламенем сделать маленькие крестики вверху каждой двери дома. Этой же свечой зажигают лампаду перед иконами.
Утреня Великой Пятницы — одно из самых трогательных и умилительных богослужений всего церковного года. Мы вспоминаем, что во время прощальной беседы с учениками Господь говорил: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин. 16: 20). Так и для каждого верующего человека печаль Великой Пятницы становится радостью о Христе Воскресшем в день Святой Пасхи.
Общая схема богослужения Утрени Великой Пятницы здесь >>>