АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Активисты Евромайдана окружили Киево-Печерскую лавру, требуя ее передачи "Киевскому патриархату"


Москва. 23 февраля. ИНТЕРФАКС - Вооруженные люди окружили в субботу вечером Киево-Печерскую лавру и потребовали немедленно передать ее самопровозглашенному "Киевскому патриархату".

Печать E-mail

Митрополит Антоний: Неделя о Страшном Суде, 1934г.

Архиепископ Нафанаил: Крупицы воспоминаний о встречах с великим аввой Митрополитом Антонием

Мысль о Страшном Суде на большинство людей производит удручающее впечатление, даже на тех, которые и Богу молятся и о спасении души своей размышляют. Им все кажется, что приветственные слова праведникам мало имеют касательства к их душе, более подлежащей прещению, изреченному на грешных.

Печать E-mail

На Майдане действует третья сила, провоцирующая активистов и силовиков - экс-начальник разведки

Экс-начальник разведки говорит, что знает, кто стреляет по митингующим / REUTERSБывший начальник Главного управления разведки заявил, что на Майдане действует третья сила.

Печать E-mail

Митрополит Иннокентий (Фигуровский). Открытое письмо Епископу Нестору (Анисимову)

В №967 газ. «Гун-бао» я прочел случайно Ваше интервью с сотрудником газеты. Считаю долгом ответить Вам по содержанию его открытым письмом.

Печать E-mail

Иерей Георгий Титов: Неужели грозные события на Украине окончательно размежуют доселе находящихся в рядах нашей Церкви людей?

Для человека только что начавшего вкушать внешний и внутренний мiр после бурных перипетий после ухода нашего прихода из Московской патриархии в РПЦЗ в место, где, как казалось, может успокоиться наша совесть травмой для души и сердца стали те события, где олицетворением противостоящих сил стали два дорогих для меня человека. Михаила Викторовича Назарова я знаю, уважаю и восхищаюсь его умом, безкомпромиссностью в исповедании Истины уже много лет. Не меньшее впечатление произвёл на меня и владыка Агафангел своей благожелательностью открытостью простотой доступностью и той же безкомпромиссностью в исповедании Истины, проявившейся 2007 году. Наверное, всё-таки в отношении последней характеристики обоих придётся поставить крайне неприятное для меня добавление: как они Её понимают. Потому, что сознательное искажение Истины ради каких-то интересов со стороны кого-то из них просто не допускаю.

Печать E-mail

Архипастырский визит в Швецию

По благодати Божией, в феврале 2014 г. в Православную Швецию архипастырский визит нанес Преосвященнейший епископ Амвросий Мефонский.

В субботу, 19 января/1 февраля 2014 г., перед великой вечерней, епископ Амвросий постриг Преосвященнейшего епископа Иоанна Макариуполисского в великую схиму в кафедральном храме Свв. Константина и Елены в Варберге, пригороде Стокгольма. Епископ Иоанн, восьмидесяти четырех лет от роду, страдает от серьезных заболеваний уже много лет, таким образом, он не может вставать с инвалидного кресла и не в состоянии выполнять свои епископские обязанности.

На постриге присутствовали священники Андерс Акерстром и Стефан Джаерпенберг, иеродиакон Вениамин, две монахини из монастыря Св. Филофея Афинского в Грилльби (недалеко от Упсалы), и довольно много верующих из числа духовных чад епископа Иоанна.

В воскресенье, 20 января (ст. ст.), епископ Амвросий совершил Божественную литургию в церкви Святых Константина и Елены с вышеупомянутым духовенством и со множеством православных молящихся. В эти дни владыка имел возможность встретиться со своими старыми знакомыми, которых давно не видел, т.к. он не посещал Швецию в течение последних двенадцати лет.

Затем Преосвященный отправился в монастырь Св. Филофея, а на следующий день, в понедельник, отслужив там Божественную Литургию, поехал в Упсалу, чтобы выступить в качестве свидетеля в защиту монастыря в судебных процессах, касающихся монастырской недвижимости.

Во вторник, 22 января (ст. ст.), Его Преосвященство вернулся в Грецию, чтобы принять участие в тот же день в двенадцатом диалоге Совместных комитетов между Священным Синодом Противостоящих и Церковью Истинных Православных Христиан Греции под омофором Архиепископа Каллиника.

Переведено с английского.

Печать E-mail

Сретение Господне в Болгарской Православной Старостильной Церкви. Фоторепортаж

Праздник Сретения Господня в Старостильной Болгарии 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник

Печать E-mail

Ольга Никитина: Когда и кем было положено начало "осколкам" 4

Епископ ВАЛЕНТИН
Часть 4

Почему хиротонию архимандрита Валентина Синод практически скрыл от еп. Лазаря, а затем попытался уравнять их права в России? Объяснений можно привести множество, но что конкретно смоделировало такую ситуацию, уже не узнать, разве что как-то представить общую картину происходящего. Еп. Валентин был не только первым, кто порвал с МП и пришел в РПЦЗ, он представлял древнейший русский Суздаль, в котором покоятся мощи великого молитвенника земли русской Сергия Радонежского. Какое русское сердце не дрогнет при этом имени! Помню восторги наших гостей — русских эмигрантов, получивших возможность открыто помолиться в древнем Суздале! В восторге были и многие иерархи РПЦЗ.

Печать E-mail

Ольга Никитина: Когда и кем было положено начало "осколкам" 2

ПИСЬМО АРХИЕПИСКОПА ЛАЗАРЯ
Часть 2

Можно предположить, как тогда, да и сейчас думают многие, что у правящего епископа Лазаря не сложились отношения со своим викарием. Их отношения действительно были непростыми, однако до разрыва не доходило. Вот тот же «Суздальский паломник» (1991 г., № 2, январь) сообщает: «19 декабря 1990 г. прихожане Цареконстантиновского храма г. Суздаля молитвенно праздновали день свт. Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца… Духовная радость верующих усугубилась тем, что в эти дни в Суздаль приехал законный епископ Российской Православной Церкви преосвященный Лазарь, который неоднократно ранее бывал в нашем храме и приобрел симпатии прихожан своим истинно пастырским отношением к ним, проникновенной проповедью, преданностью истинному православию и тем духом христианской любви и мира, который всегда был достоянием Русской Церкви и которого лишена Московская патриархия с ее лихоимством и пренебрежением к верующим…

Печать E-mail

Ольга Никитина: Когда и кем было положено начало "осколкам" 1

ЭКЗАРХ И ПРАВЯЩИЙ
Часть 1

Оказывается начало нашему дроблению было положено еще в 1990 г., с самых первых дней и попыток самоорганизации свободных приходов юрисдикции РПЦЗ в России (тогда еще СССР). Найдутся историки и аналитики, которые скептически отнесутся к этому моему "открытию", потому что "они знали уже тогда", или "предвидели", что РПЦЗ не готова была всерьез заниматься церковным возрождением на миссионерской территории, которой она объявляла свою родину — Россию, о которой тосковала и болела сердцем все долгие годы ее коммунистического плена. Все так и не так. Попытаюсь представить свою картину происходящего на основе имеющихся документов и записей.

Печать E-mail

Архиепископ Нафанаил: Крупицы воспоминаний о встречах с великим аввой Митрополитом Антонием

1. С великим Митрополитом Антонием мне пришлось встретиться только под конец его жизни, в Югославии, когда я приехал туда, сопровождая еп. Нестора, осенью и ранней зимой 1933 г. Хотя наша семья была с ним лично знакома издавна, и мой отец, вопреки многому, пользовался любовью Владыки, так что, когда я рассказывал ему все что знал о моем отце за последние годы, владыка вместе со мною стал плакать о том, что мой отец уклонился на неверные пути, — но мне, как «маленькому» тогда, до революции, увидать Митрополита Антония не удалось.

Печать E-mail

Протоиерей Сергий Бегашов: Между блудным и приблудным

Протоиерей Сергий Бегашов: Десерт на валтасаровом пируЧетвероевангелие заканчивается словами: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь» (Иоан.21:25). И, конечно, этот стих мы можем понимать совершенно просто, что, мол, остальное – подробности, так что и писать об этом не было острой необходимости да и возможности. Но ведь можно взглянуть на этот стих совершенно под другим углом. Все, что может быть к нам применимо, Евангелие в себя собрало. Ведь Евангелие – это не только благая весть о жизни, смерти и воскресении Христа, это еще и благовестие о нашей жизни. И вот все, совершенно все, что с нами может произойти (нет, ну конечно, не в частностях, хотя, порою и даже часто, именно так и происходит, а в общем) поместилось в эту маленькую по объему и глубочайшую по содержанию книгу, называемую Евангелием. И любой Христианин, который хоть в коей-то мере вверил себя Христу, он всякий раз осознает, что события, происходящие с ним сейчас, уже некогда раннее были или сказаны или прожиты Иисусом.

Печать E-mail

Информация по делу о литовских лагерях

Американский антрополог Кэтрин Берд, специализирующаяся на изучении массовых захоронений, рассказала «Русской планете» о способах казни, которые применялись НКГБ в послевоенной Литве 

Кэтрин Берд в лаборатории при Тускуленском колумбарии. Фото: личный архив Кэтрин Берд

Известно, что в 1944–1947 годах во внутренней тюрьме НКГБ (с 1946 года – МГБ) на улице Ауку в Вильнюсе было приведено в исполнение 767 смертных приговоров, вынесенных военным трибуналом или особым совещанием; из них 613 – по знаменитой 58-й статье УК РСФСР (собственный уголовный кодекс Литовской ССР был принят только в 1960 году). Местом тайного захоронения казненных была старинная усадьба Тускуленай; позже здесь располагались ведомственные дачи и детский сад для детей сотрудников республиканского КГБ. В 1994 году в тускуленском поместье начались археологические раскопки; в 2000-х – открыт мемориальный парк. Останки 45 человек из братских могил были идентифицированы, из них семи – переданы родственникам для погребения; прочие хранятся в часовне-колумбарии на территории усадьбы. До недавнего времени считалось, что все они были расстреляны. Это не совсем так – скелеты 118 приговоренных к высшей мере сохранили следы ударов «твердым тупым предметом», еще 110 – колотых и рубленых ран. Таким образом, выстрелом (статья 58 УК РСФСР предусматривала именно расстрел) их скорее добивали.

Американский антрополог Кэтрин Берд, изучившая в 2012 году скелеты 155 жертв Тускуленая, ответила на вопросы «Русской планеты».

– Не могли бы вы рассказать, почему вы стали исследовать тускуленские захоронения?

– Когда я приступала к докторской диссертации по биологической антропологии, я выбрала своей темой анализ скелетных травм. Передо мной был широкий выбор материала – фактически я могла изучать человеческие останки в любой точке земного шара. Однако тускуленское дело выделялось для меня на фоне многих других тем. Летом 2004 года я побывала в Литве и посетила музей КГБ в Вильнюсе, где познакомилась с доктором Римантасом Янкаускасом, профессором антропологии Вильнюсского университета. То, что я там узнала и увидела, потрясло меня до глубины души. Как и большинство американцев, я тогда очень мало знала о Литве – и при нацистской оккупации, и при Советах.

– В чем именно заключалась ваша работа?

– Я специализируюсь на физиологии человеческого скелета, мне было важно подробно изучить характер травм, которые получили тускуленские жертвы. Четыре месяца я провела в большом подземном колумбарии, где находятся их останки. Сотрудники мемориального комплекса предоставили мне помещение и инструменты, особых технических трудностей не было. Психологически все было намного сложнее.

– Вам было эмоционально тяжело работать в Тускуленае?  

– Физические антропологи, как и судмедэксперты, обучены оставаться беспристрастными, сохранять дистанцию и так далее. Но я-то видела: все, что происходило во время войны и при сталинском режиме, до сих пор влияет на чувства и жизнь людей в Литве. Я видела пожилую женщину, которая каждую неделю приходила к Тускуленскому мемориалу с букетом цветов.

Подземный колумбарий Тускуленского мемориала в Вильнюсе. Фото: личный архив Кэтрин Берд

Подземный колумбарий Тускуленского мемориала в Вильнюсе. Фото: личный архив Кэтрин Берд

Один эпизод запомнился мне особенно. Я исследовала останки одной из жертв и поняла, что этот человек был убит с особенной, просто невероятной жестокостью – огромное количество черепных травм, нанесенных тупым предметом. А потом я обнаруживаю, что в длинных костях у него диафиз и эпифиз еще не срослись (отделы трубчатой кости; срастаются в среднем к 18 годам. – РП) – это значит, он был подростком. Я не могла не думать о том, какой ужас он испытал перед смертью.

– К каким выводам вы пришли? Каков результат вашей работы?

– Я анализировала и сравнивала скелетные травмы, нанесенные заключенным, которых казнили две разные расстрельные команды. Одну из них возглавлял сам подполковник Василий Долгирев (начальник внутренней тюрьмы НКГБ в Вильнюсе, с мая 1945 – замначальника. – РП), другую – Борис Приказчиков. Мои результаты таковы: группа Долгирева чаще придерживалась государственных стандартов по исполнению казни, которыми предписывался выстрел в затылок. В команде Приказчикова осужденных чаще избивали, хотя точно установить предмет или предметы, использовавшиеся для этого, уже невозможно. Группа Приказчикова также использовала для казни тяжелый предмет с заостренным концом, который оставлял в кости черепа отверстия квадратной формы. Хотя я и не могу идентифицировать его со стопроцентной точностью, велика вероятность того, что это было что-то вроде топора или молотка. Интересно здесь вот что: когда в 1940 году Лев Троцкий был убит в Мексике Рамоном Меркадером, орудием убийства был ледоруб. У меня была возможность изучить ранение Троцкого по посмертному слепку его черепа. Сходство между раной Троцкого и ранениями, которые я наблюдала у жертв Тускуленая, поразительное.

№ 509. Мужчина, возраст от 16 лет до 21 года, единственная травма - отверстие квадратной формы в правой части черепа. Фото: личный архив Кэтрин Берд

– А как вам удалось установить, кто из заключенных казнен группой Долгирева, а кто – Приказчикова? Ведь большинство останков не идентифицированы.

– Это так. Но сохранились документы – например, свидетельства о смерти с подписями палачей. Каждая группа заключенных, казненных вместе в один день, похоронена в общей могиле. Для того, чтобы определить как дату казни, так и ее исполнителей, достаточно было идентифицировать останки хотя бы одного человека в такой группе.  

– В чем новизна вашего исследования? О сталинском терроре написаны тысячи работ.

– Действительно, само по себе наличие ранений неогнестрельного характера в черепах жертв Тускуленая было обнаружено и запротоколировано литовскими учеными – есть подобные записи, датированные 1994, 1995 и 2003 годами. Но никто раньше не пытался соотнести травмы, нанесенные жертвам, с именами палачей. Я думаю, ценность в том, что я изучала поведение исполнителей. Исторические исследования, как правило, фокусируются либо на абстрактном «государстве», либо на тех, кто отдает приказы. А анализ скелетных травм дает прямые доказательства против конкретных людей, которые принимали конкретные решения. Они выбирали форму насилия произвольно – это не было продиктовано режимом; уровень жестокости зависел лишь от исполнителей.

– Предавая их огласке, вы думали о возможной реакции родственников?

– Я хотела показать возможность еще одного подхода к изучению преступлений, совершенных в контексте определенного режима и санкционированных государством. Смертный приговор выносится государством, а приводится в исполнение людьми. Не думаю, что мы должны отказываться от расследования преступлений прошлого лишь из-за того, что это может как-то задеть потомков сотрудников МГБ. Кстати, все смертные приговоры с подписями – в открытом доступе.

– Вы планируете продолжать свое исследование в будущем? 

– У меня есть несколько проектов. Для начала мы с доктором Янкаускасом  планируем опубликовать доклад о тускуленском деле на литовском и английском языках. Кроме того, я хочу создать базу данных по казням во всех регионах бывшей территории Советского Союза. Думаю, что региональный подход к такому исследованию поможет лучше изучить обстоятельства смерти жертв, поведение и мотивацию исполнителей, ну и в итоге – осознать весь масштаб зверств, санкционированных государством.

Источник

Печать E-mail

Из церковной жизни Греческой Старостильной Церкви под омофором архиепископа Каллиника

2014stjosephtonsure001В Неделю о блудном сыне, 3/16 февраля 2014 г., Высокопреосвященнейший Митрополит Моисей Торонтский литургисал на приходе святого Иосифа Аримафейского в Whitevale Онтарио (Греческая Православная Старостильная Церковь под омофором архиепископа Каллиника). Во время богослужения клирик Василий Прес был пострижен во чтеца, а Николай Проскос и Евангелос Ставруллакис были благословлены на ношение подрясника.

 

2014stjosephtonsure002

2014stjosephtonsure003

2014stjosephtonsure014

2014stjosephtonsure013

2014stjosephtonsure016

2014stjosephtonsure005

2014stjosephtonsure007

2014stjosephtonsure009

2014stjosephtonsure010

2014stjosephtonsure022

2014stjosephtonsure024

2014stjosephtonsure030

2014stjosephtonsure032

2014stjosephtonsure031

2014stjosephtonsure033

Источник

Печать E-mail

Из послания Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей к Русскому народу в Отечестве страждущему

Второй Всезарубежный Собор,
Сремские Карловцы, Югославия, 1938.
Председатель: Блаженнейший митрополит Анастасий (Грибановский)

Печать E-mail

Главой Американской митрополии "хризостомовского" Синода ИПЦ Греции избран епископ Димитрий (Кириаку)

По сообщению "Портала-Credo.Ru" епископ Бостонский Димитрий (Кириаку) избран главой Американской митрополии "хризостомовского" Синода ИПЦ Греции на заседании этого Синода 19 февраля.

Печать E-mail

В.П.Мелихов: Биохимия формирования болвана

17 февраля с.г. государственный канал “Россия-1″ представил вниманию зрителей документальный фильм К. Сёмина “Биохимия предательства.

Печать E-mail

Размышления священника Георгия Эдельштейна о письме Ижевских отцов

250px-Эдельштейн"Дорогой батюшка, милостью Божией мы уже больше 2-х с половиной лет находимся под омофором Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митр. Агафангела. Несмотря на различного рода козни наших оппонентов, у нас большая община: один крупный приход в пригороде Ижевска и четыре небольших в округе. Просим Ваших молитв, надеемся, что, несмотря на все нестроения и беды, наша Русская Православная Церковь возродится. Всегда с большим интересом читаем Ваши думы о Церкви и относимся к Вам, как к пастырю, на которого должны равняться все честные священники России".

Христос посреди нас, братия!
Благодарю за добрые слова, за поздравления, пожелания. Смущает лишь фраза о необходимости «равнения направо»: неизменно исповедаю постулат, что чем громче попа хвалят, тем скорее протухнет. А мне пока не хочется.

Рад, что вы читаете мой ЖЖ, правда, пишу всё реже и реже: во-первых, рука дрожит, писать трудно, во-вторых (что существеннее), - я уже всё сказал и всё написал. Не сказал, пожалуй, лишь то, что ценю подвиг ваших жён намного выше ваших трудов. Ничего о них не знаю (даже имён), да и никто, боюсь, не знает, но их крест тяжелей вашего. Как, впрочем, и крест тех тысяч и тысяч матерей и вдов священников, что сгинули в подвалах ЧК-ГПУ-НКВД. Мы вяло и лениво чтим память новомучеников, а имён этих страстотерпиц и исповедниц ни в одном дне нашего календаря и вовсе нет. А ведь каждая из них достойна такого же прославления в веках, как жена протопопа Аввакума.

«Пуськи» в храме Христа Спасителя пять минут плясали, о них три года телевидение, радио, газеты, журналы на всех континентах вопили. Теперь какие-то епископы-содомиты засветились, опять на три года жвачки хватит. Только блевотина нам интересна, только она нас волнует. Зачем об этом говорить и писать, это и слепой видит, и глухой слышит. Не видит лишь Его Святейшество, не слышит только Священный Синод, что в Московской Патриархии на три сотни епископов пять десятков срамных содомитов. Зачем о них писать? Выслать всех в любую «свободную» страну, пусть их там друг с дружкой перевенчают, - и все проблемы решены.

Они столь вольготно расплодились и сегодня плодятся у нас оттого, что иерархия наша сергианско-никодимовская, что ложь у нас – первая и большая заповедь. Или благоразумное умолчание о том, что король-то голый!
«Мы с нашим Правительством!» И чтобы никто не усомнился, что «Декларация о радостях» бессмертна, что и в 2014 году она – Конституция Московской Патриархии, хор Сретенского монастыря поёт Гимн, музыка Александрова, слова Михалкова. Первый раз за всю историю Олимпийских игр. Начиная с 1 января 1944 года Гимн Советского Союза исполнял обычно ансамбль песни и пляски Советской Армии.
Думаю, Иоанн Златоуст не позволил бы своему хору петь на открытии конских ристалищ. И не только Иоанн, но и Василий Великий, митрополит Московский Филипп, митрополит Арсений (Мацеевич).
Кстати, Иоанн Златоуст кое-что поучительное и о своих современниках содомитах тоже говорил и писал. И не только Иоанн.
Патриархия остаётся сергианско-никодимовской. Дивлюсь, что отцы-основатели по сей день к лику святых не причислены. Но кропотливая работа идёт.
В 2013 году в серии «ЖЗЛ» опубликована книга о «мудром старце». Она начинается не с повествования о благочестивых родителях, а с того, что по мнению автора самое главное. И.В. Сталин вызвал на Ближнюю дачу полковника госбезопасности Г.Г. Карпова, палача с многолетним стажем. В углу комнаты сидят ещё двое – Л.П. Берия и Г.М. Маленков (сиречь НКВД и ВКП(б)).
 
Сталин: - Так вы согласны с новым назначением?
- Я солдат партии и народа. Выполню всё, что будет поручено.
- Раз так, давайте своё первое предложение. Кто будет у нас патриархом?
Карпов достал из папки пакет и, передавая Сталину, чётко и громко произнёс:
- Сергий, митрополит Московский! (М.Одинцов. Патрирах Сергий. М., Молодая гвардия, 2013. С. 7).
А я-то до сего дня думал, что патриархов нам И.В. Сталин назначал. Но автор уверенно говорит: «Полковник госбезопасности». Я не поклонник Сергия, но мне обидно.
В тот же день вечером товарищ Сталин назначил дату собора. 19 архиереев пропели: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра» и, как пишет автор, «восторженными возгласами: «Просим, просим! Аксиос!» единодушно избрали патриарха.
Вы пишете, отцы, «надеемся возродится». Так выражаются тёмные, невежественные люди. Книги надо читать, радио «Радонеж» слушать. Пора твёрдо помнить, что Московская Патриархия уже возрождалась то  ли 10, то ли 12 раз за последние 70 лет. Так, глава, где повествуется о восторженных возгласах, называется «Во главе церковного возрождения».
Надеюсь, вы догадались, что автор книги – ветеран той же конторы, где плодотворно трудился полковник Г.Г. Карпов. В той же серии ЖЗЛ чуть раньше вышла книга о другом настоящем советском человеке – генерале В. Абакумове. Товарищ Сталин поручил Абакумову возглавлять другое ведомство – не Русскую Православную Церковь, а СМЕРШ и НКГБ. В работе Абакумова были отдельные недостатки, например, он недооценил важность «дела врачей» - пришлось его расстрелять, поэтому автор расхваливает Абакумова не очень громко. Но всё же расхваливает.
Прославление наших героев «невидимого фронта» поставлено на поток – ЖЗЛ – «дешёвка». Роскошный фолиант о митрополите Николае (Ярушевиче) вышел в серии «Материалы по истории Церкви», претендующей на академичность.
Советское правительство и руководство НКВД-МГБ регулярно направляло митрополита Николая на самые ответственные участки работы. Когда гитлеровская Германия и СССР разделили Польшу, митрополита Николая срочно перевели из Петергофа на Украину. Л.П. Берия докладывал И.В. Сталину:
«В качестве такового может быть назначен агент НКВД Ярушевич Б.Д., архиепископ Ленинградской епархии, под прикрытием которого целесообразно создать нелегальную резидентуру НКВД СССР для организации агентурной работы среди церковников, как в Западных областях, так и на территории немецкого генерал-губернаторства. Одной из задач этой резидентуры поставить дискредитацию и постепенную замену нынешних руководителей Западных епархий». (С.А. Сурков. Митрополит Николай (Ярушевич). М., Издание Общества любителей церковной истории, 2012. С. 224.)
Казалось бы – яснее ясного: агент-сексот, лично знаком товарищу Сталину, под прикрытием сотрудника будет создана целая сеть. Но автору монографии С.А. Суркову ничего не ясно, он старается опровергнуть докладную записку наркома: «Обратим внимание на то обстоятельство, что архиепископ Николай в этом документе назван «Б<орисом> Д<орофеевичем>» в то время как в паспортных данных с 1914 г. его имя официально значилось «Николай». (Там же).
Так ведь и Е.Тучков, и Г.Карпов обращались ко всем епископам как правило по имени-отчеству: к Сергию (Страгородскому) – Иван Николаевич, к Николаю (Ярушевичу) – Борис Дорофеевич. Это в XXI веке они стали «Вашими Высокопреосвященствами» и «Вашими Святейшествами».
Прошло чуть более года и та же самая «контора» поручает тому же митрополиту Николаю (в «конторе» он – сексот Борис Дорофеевич) новое ответственное задание.
«В начале весны 1942 г. под руководством митрополита Николая началась работа по подготовке к изданию книги «Правда о религии в СССР». План этой книги, предназначавшейся в основном для союзников и служившей объяснением патриотического курса Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне, был подготовлен НКВД и представлен возглавлявшим его Л.П. Берия 10 марта в Политбюро ЦК ВКП(б), которое в тот же день на своём заседании постановило поручить тому же ведомству обеспечить издание книги. Таким образом, весь процесс создания книги проходил под неусыпным вниманием чекистов». (Там же, с. 265).
Вот где осуществилась подлинная симфония. Предисловие к книге написано Блаженнейшим митрополитом Московским Сергием. В чувстве юмора Его Блаженству не откажешь. Самые трагичные месяцы войны, а предстоятель Русской Православной Церкви шутит. Не шутит – балагурит. Тема самая подходящая – Новомученики.
«Эмигрантская пресса без стеснения проводила параллель между гонениями первых веков христианства и современными «гонениями» в России. Наиболее озлобленные публицисты не уставали выдумывать всяческие небылицы. Например, помнится напечатанный в карловчанской газете рассказ, как большевики настигли где-то около железной дороги странствующего пешком епископа Андрея Ухтомского и расстреляли его на месте: так он и упал на рельсы «с котомочкой за плечами». А «расстрелянный» ещё много лет потом благополучно здравствовал и занимал епархию». (Правда о религии в России. Московская Патриархия, 1942. С. 8)
Откуда бы митрополиту знать рассказы эмигрантских газет? Прогуливался по Москве и купил в киоске «Союзпечати»? В какие годы епископ Андрей (Ухтомский) много лет занимал кафедру?
8 июля 1927 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Андрея к трём годам ссылки в Кызыл-Орду. 7 октября 1931 года он вышел на свободу. 14 апреля 1932 г. епископ Андрей уже в Бутырке. Приговор – опять три года.
14 мая 1934 года Особое совещание приговорило еп. Андрея по статье 58-10 УК РСФСР к трём годам тюремного заключения в местах лишения свободы, подведомственных ОГПУ, считая срок с 22 апреля 1934 года. Этот срок владыка отбывал в Коровниках.
Из тюрьмы епископ уже не вышел. 4 сентября 1937 года он был расстрелян в Рыбинске.
«Много лет благополучно здравствовал и занимал епархию» где? В Бутырках, в Коровниках, в Рыбинске?
Таким «наиболее озлобленным» всю жизнь был собрат и сослужитель Сергия митрополит Николай (Ярушевич). То он рассказывал в Лондоне и Париже о возрождении Русской Православной Церкви, приглашая эмигрантов в концлагеря: «Родина ждёт вас!», то гневался на доктора И.Геббельса, который, де, приписывает Советскому Союзу зверства в Катыни, то со слезами на глазах клеймил подлых американских агрессоров за бактериологическую войну против миролюбивого корейского народа.
«Декрет советской власти о свободе совести, о свободе религиозного исповедания снял тот гнёт, который лежал над Церковью долгие годы, освободил Церковь от внешней опеки. Это принесло внутренней жизни Церкви громадную пользу. Декрет предоставляет свободу и гарантирует неприкосновенность этой свободы всем религиозным объединениям.
Величайшее благо для нашей Православной Церкви, что она перестала быть господствующей и в этом отношении, как некий рычаг самодержавной власти, связывать религиозную совесть других вероисповеданий». (Правда о религии в России. Московская Патриархия, 1942. С. 24)
«С полной объективностью надо заявить, что Конституция, гарантирующая полную свободу отправления религиозного культа, решительно ни в чём не стесняет религиозной жизни верующих и жизни Церкви вообще.
За годы после Октябрьской революции в России бывали неоднократные процессы церковников. За что судили этих церковных деятелей? Исключительно за то, что они, прикрываясь рясой и церковным знаменем, вели антисоветскую работу. Это были политические процессы, отнюдь не имевшие ничего общего с чисто церковной жизнью религиозных организаций и чисто церковной работой отдельных священнослужителей.
 
Православная Церковь сама громко и решительно осуждала таких своих отщепенцев, изменяющих её открытой линии честной лояльности по отношению к советской власти.
Когда, например, целая группа церковных людей во главе с бывшим ленинградским митрополитом Иосифом выступила с чисто политическими антисоветскими взглядами, пытаясь затушевать эти взгляды мнимыми каноническими расхождениями с главой Церкви Митрополитом Сергием, Патриаршая Православная Церковь сразу же приняла своё твёрдое решение, осудив этих церковников и раскольников, презревших и церковные каноны о подчинении своему главе и нарушивших божественное и апостольское учение о подчинении власти.
Нет, Церковь не может жаловаться на власть». (Там же, с. 26-27)
«Первоначально, - пишет С.А. Сурков, - книгу планировалось выпустить в советском издательстве, но затем, чтобы создать у союзников иллюзию независимости Церкви, это право было передано самой Московской Патриархии. Безупречная в полиграфическом отношении, книга была издана 50-тысячным тиражом на нескольких языках, что подтверждало заинтересованность в её появлении советского руководства, преследовавшего, конечно же, прежде всего пропагандистские цели. Примечательно, что сборник вышел под несколько иным названием, чем планировалось: «Правда о религии в России». Впрочем, и в этом случае его содержание, по едкому замечанию  В.И. Алексеева, мало соответствовало назначению. По иронии судьбы, печаталась книга в бывшей типографии Союза воинствующих безбожников, и часть тиража сохранила гриф антирелигиозного издательства. Был и другой курьёз: часть экземпляров, предназначавшихся для Северной Америки, была набрана не по-английски, а по-русски, но почему-то латинским шрифтом». (С.А. Сурков. Митрополит Николай (Ярушевич). М., Издание Общества любителей церковной истории, 2012. С. 265-266)
«Но при всех оговорках, - заключает автор, - и критических замечаниях, появление сборника стало знаковым событием, ознаменовав начало возрождения церковно-издательской деятельности». (Там же, с. 266)
Вот и ещё одно возрождение.2 ноября 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована «Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников». Председателем Комиссии был назначен кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б) Н.М. Шверник, членами – А.А. Жданов, академик Т.Д. Лысенко, писатель А.Н. Толстой и прочая советская номенклатура. В их числе – митрополит Николай. За 25 лет советской власти это был первый случай, когда священнослужителя ввели в состав официального государственного органа.
 
Ещё одно возрождение. Комиссия была одним из подотделов агентства коммунистической агитации и пропаганды. Заседания, как правило, проходили в Кремле. Митрополит гневно обличал подлых фашистов, опоганивших сто православных храмов, а о коммуняках, опоганивших 50 тысяч храмов, благоразумно умалчивал. Кстати о комиссии, оккупантам нередко приписывались злодеяния и разрушения, совершённые нашей родной рабоче-крестьянской Красной Армией или даже произведённые ещё до начала войны.
Как писал мой многолетний близкий друг протоиерей Сергий Гаккель: «Митрополиту Николаю разрешено было ужасаться зверствами фашистов, но почти исключительно антиправославными. Так требовала советская политика того времени. Говорить о массовых уничтожениях евреев на той же территории и в то же время ему не полагалось. Даже этот свидетель был лишён возможности обратить внимание общественности на праведников из язычников». (Протоиерей Сергий Гаккель. Западное богословие после Освенцима и Русская Православная Церковь. Страницы, 1998. Вып. 3. Т. 3. С. 403)
Пытаясь отмыть до бела коммунистического функционера-митрополита, С.А. Сурков подозревает в антисоветизме даже Главную Военную прокуратуру России. Такой бдительности я нигде до сих пор не встречал.
«Как известно, выводы комиссии Бурденко оказались в Катынском деле не точкой, а запятой. В разгар «холодной войны», в феврале 1952 г. расследованием обстоятельств этого дела занялась Специальная комиссия Конгресса США. Собранные конгрессменами материалы были направлены в Международный Суд в Гааге, с которым Советский Союз сотрудничать отказался. Вероятно, по просьбе заинтересованных лиц из советского руководства, в начале весны 1952 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Николай написал статью под названием «Голос свидетеля», опубликованную в «Литературной газете» и перепечатанную в «Журнале Московской Патриархии». В ней владыка обвинил власти США в желании воскресить «гнусную провокацию Геббельса и К°» и реабилитировать истинных виновников трагедии. Архипастырь писал, что в нём как непосредственном участнике расследования Катынской трагедии «закипает жгучее чувство протеста против такой отвратительной провокации. Преступник, пытающийся приписать своё злодеяние другому, - предел нравственного падения человека».
С точки зрения автора, последнее слово о Катынской трагедии ещё не сказано. Существует достаточно много аргументов, позволяющих усомниться в справедливости заключения Главной Военной прокуратуры России, об ответственности за Катынское преступление советского руководства. Ожесточённые споры вокруг этой истории, видимо, будут длиться ещё долго, учитывая ангажированность некоторых участников дискуссии, и поэтому вопрос, действительно ли митрополит Николай пошёл в данном случае на сознательное лжесвидетельство, остаётся открытым». ». (С.А. Сурков. Митрополит Николай (Ярушевич). М., Издание Общества любителей церковной истории, 2012. С. 289-290)
Для национал-социалистов и фашистов во всём мире остаётся по сей день открытым вопрос об Освенциме, Бухенвальде, Дахау. Может там были просто детские сады или профилактории? Для С.А. Суркова открыт вопрос о Катыни, о жизни и трудах митрополита Николая (Ярушевича). Для кого-то открыт вопрос о митрополите Сергии (Страгородском), для других – о митрополите Никодиме, о Л.П. Берия. Нельзя же на каждое новое исследование о наших совдеповских героях как-то реагировать, их – героев – только у Кремлёвской стены и в стене несколько сот, на всех ни времени, ни сил, ни чернил не хватит. Я уже всё сказал и об Инессе Арманд, и об А.Вышинском, и о митрополите Николае.
Делегация Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Алексием I по заданию соответствующей конторы едет в мае 1945 г. на встречу с Восточными Патриархами.
«Из 12 членов делегации четверо являлись сотрудниками госбезопасности – секретарь Патриарха и трое охранников. Кроме того, сотрудником разведки являлся иеромонах Ювеналий (Лунин, в действительности И.И. Михеев; осенью 1941 г. он находился в Калинине в составе разведгруппы, действовавшей под прикрытием епископа Василия (Ратмирова) и, возможно, уже с того времени был известен митрополиту Николаю)». (Там же, с. 327)
Можно смело прибавить к пятерым названным ещё пару-тройку, начиная с самого митрополита Николая. Картина год за годом остаётся неизменной – до войны, во время войны, после войны – НКВД, Агитрпроп, Московская Патриархия, всемирный охмурёж.
В таком болоте и расплодились у нас епископы-содомиты, любители массажа. И не только. Но Церковь тут при чём?
 
свящ. Георгий Эдельштейн

Печать E-mail

Ольга Никитина: Когда и кем было положено начало "осколкам" 3

БЕЗ ОТВЕТА
Часть 3

Ответа на письмо архиепископа Лазаря (Журбенко) митрополиту Виталию (Устинову), в связи с хиротонией нового епископа Валентина (Русанцова) и со всем, что происходило вокруг этого события, на самом деле, ожидали многие. В первую очередь, вызывали недоумения вышедшие в один день два указа, которые ставили двух епископов в непонятное положение. И как представляли себе синодалы создание еп. Лазарем епархиального управления в Суздале, когда там был уже «наготове» свой епископ? Ведь не собирался же архимандрит Валентин, перейдя в РПЦЗ, оставаться всю жизнь архимандритом, он отнюдь был не тем «солдатом», которые не мечтал стать «генералом». Он отстоял и свои владения, и свою паству в Суздале — и вдруг допустит, чтобы приехал некто, пусть даже уважаемый человек, чтобы все это возглавить…

Печать E-mail

Ольга Никитина: 1991 год, май-июнь

6/19 мая 1991 г., св. прав. Иова Многострадального
После Воскресной Божественной литургии в крипте Казанской церкви по случаю «Царского Дня» (123-й годовщины со дня рождения Императора Николая Александровича) причтом соборне отслужен молебен св. Новомученику Царю Николаю.

Печать E-mail

Митрополит Агафангел: О каноничности Русской Православной Церкви Заграницей

Митрополит Агафангел: О событиях в Церкви Чешских земель и Словакии

В связи с тем, что нам часто предьявляют упреки в каноничности, я решил попробовать составить краткую справку, с самыми общими ответами на задаваемые вопросы. Так, чтобы это было доступно и понятно многим. Предлагаю черновой вариант текста. Замечания и поправки приветствуются.

Печать E-mail

РПЦЗ: Прихожане Вознесенского храма в Барнауле поздравляют настоятеля с Днем ангела

ДОРОГОЙ НАШ БАТЮШКА!!!

От имени всех прихожан: и тех, кто сумел лично Вас поздравить и особенно от тех, кто в силу разных причин не смог посетить службу, сердечно поздравляем Вас с днем тезоименитства, днем Ангела!

Печать E-mail

Брат священника Александра Меня обвиняет спецслужбы в его убийстве

ОН БЫЛ ПЛАМЕННЫМ проповедником

Москва. 17 февраля. ИНТЕРФАКС - Сопредседатель Фонда им. Александра Меня, брат священника Павел Мень считает, что за убийством отца Александра стоят спецслужбы

Печать E-mail

ИСТИНА И УСПЕХ. О миссионерских уроках равноапостольного Николая Японского

Святой равноапостольный Николай ЯпонскийКогда мы слышим имя равноапостольного Николая Японского — святого, чьи миссионерские труды и подвиги по времени совсем близки к нам, то, наверное, волей-неволей задаемся вопросом: «Как же все-таки удалось этому человеку добиться таких успехов, стать у истоков целой национальной Церкви?» Конечно, мы осознаем, что дело это отнюдь не является заслугой отдельного человека, каким бы гениальным он ни был, что Церковь созидается Промыслом Божиим, для которого нет ничего невозможного. Однако и вклада конкретной личности, особенностей исторических обстоятельств деятельности миссионера, его ответа на призыв Божий мы тоже не можем отвергать. И в этом плане история японской православной миссии является чрезвычайно поучительной.

Если мы обратимся к начальному периоду деятельности равноапостольного Николая Японского, то, скорее всего, не найдем желаемого вдохновения. Прибыв в июне 1861 года на японскую землю, молодой иеромонах Николай (Касаткин), будущий святой, видя перед собой необъятное поле для миссионерских трудов, не бросился сразу же в погоню за успехом. Лишь через четыре года у него появился первый ученик, и только к весне 1868 г. несколько человек готовились принять крещение[1]. Более того, 29 июля 1867 г. равноапостольный Николай писал бывшему консулу И. Гошкевичу: «На моем месте патер давно бы уж почтительнейше донес кому следует о крещении девятерых. А я не только не думаю доносить, но и не крестил ни одного, хоть мог бы сейчас»[2].

Однако не только эта медлительность просветителя Японии заставляет нас задуматься о проблеме успеха в миссионерском деле. Если говорить о дальнейших обстоятельствах деятельности равноапостольного Николая, то вопросов становится еще больше. Ведь нам часто кажется, что чем больше мы прилагаем усилий в каком-то добром деле, тем больше Господь будет нам помогать, то есть успех будет увеличиваться. И со временем именно этот количественный показатель становится для нас верным показателем того, что мы на правильном пути, и нужно продолжать в этом же русле. Однако действительность ломает обыденную логику, ставит ее под сомнение. И даже самое богоугодное дело – просвещение истиной неверных, — судя по внешним обстоятельствам, оказывается совсем лишенным Божией помощи.

Стоит только заглянуть в исполненные горестных размышлений отчеты равноапостольного Николая, чтобы понять, что не все так прямолинейно и отнюдь не всегда надежды на обязательный успех благого дела, на явную помощь Божию его делателям оправдываются. Вот что писал святой в Синод в 1872 году, сетуя на скудость средств Миссии:

«Без глубокого сожаления я не могу вспомнить особенно о некоторых молодых людях из других провинций, кроме Сендайской. Какие бы из них вышли прекрасные катехизаторы для их родных провинций! С какой настойчивостью они предлагали себя на служение Вере, о которой едва успели собрать несколько сведений и к которой уже привязались всею душою! Каждый из них, бросив родной угол, добрался кое-как до Хакодате – с ревностным желанием продолжить свое религиозное образование, чтобы в свою очередь послужить образованию других. Каждый из них, стремясь сюда, конечно, верил, что добрые намерения будут встречены добрым, участливым приветом. Они и были встречены – на словах! До крайности огорченные и разочарованные в своих надеждах, молодые люди, потолкавшись в незнакомом и дорогом на средства городе, потерпев голоду и холоду, в вознаграждение за добрые чувства к Православной Вере, отправились обратно, большею частью еще находя в себе духу прийти попрощаться, выразить неизменность своих расположений и уверить, что, добыв средства к содержанию, они снова прибудут сюда учиться Вере. До сих пор еще никто из таких не являлся обратно, и нужно мириться с мыслию, что Православная Церковь уже не увидит их своими чадами, тем более, что ревностью таких людей умеют гораздо лучше нас пользоваться несравненно более нас богатые на средства миссионеры инославных исповеданий»[3].

Эти слова сразу же вызывают недоумения: неужели не мог Господь послать Свою помощь, устроить обстоятельства таким образом, чтобы люди, так искренне стремящиеся к Истине, могли Ее познать?

Другой пример из того же отчета повергает в еще большие недоумения:

«Давно уже учится у меня Вере один дворянин, по имени Мория, – писал Просветитель Японии, – которого с самого начала представили мне как человека богатого и имевшего намерение на свой счет выписать из своей родины несколько молодых людей для приготовления к катехизаторству. Чем больше он знакомился с Верой, тем тверже в нем возникала решимость посвятить себя и свои состояния на служение ей. К несчастью, в той же мере обратный процесс совершался с его богатством, и теперь, будучи готов к крещению, он выйдет из купели не с большим количеством денег, чем сколько вынесет грехов. Дело в том, что все его богатство состояло и доселе еще состоит в огромной сумме долга одного здешнего купеческого дома его князю. Мория рискнул ценою своего родового имения купить долговые документы и прибыл в Хакодате, не оставив за собою ничего. Возвращенной ему десятой доли долга было бы достаточно, чтобы оправдать его риск и вместе сделать возможным осуществление его намерения основать здесь для своих соотечественников небольшую христианскую школу. Но надежда на получение долга совсем исчезла, так что Мория, давно уже прожив остаток своих средств, должен был искать пропитание для себя в поденной работе; в настоящее время, заработав несколько денег, чтобы купить лодку и сети, он промышляет рыбачим ремеслом…»[4].

В этом случае перед нами уже не просто тяжелые обстоятельства жизни одного человека, но проваленное дело целой миссии, связанное с надеждой на столь необходимые в далекой стране финансовые ресурсы. Ведь совершенно ясно, что если бы риск Мория оправдался, на что были обоснованные надежды, то это открыло бы для миссии важный источник поддержки, а значит, позволило бы ей привести ко Христу не одного человека. Однако и здесь наша логика не оправдывает себя, и Промысл Божий определяет все совершенно по-другому. Опять наши представления о справедливости не совпадают с Божественным замыслом.

Да и сам Просветитель Японии отнюдь не считал свою деятельность с внешней стороны столь успешной, он глубоко переживал частые затруднения и неблагоприятные обстоятельства, связанные с егомиссионерскими трудами. Так, после 25 лет миссионерского служения на японской земле равноапостольный Николай с горестью писал:

«Боже, Боже, как громадны, неистощимы средства, силы и ресурсы и материальные, и нематериальные у католичества и протестантства, — и какая бедность до голости у нас, не имеющих ровно ничего, кроме истины, без малейших средств и ресурсов даже развить ее! Куда наши 12 тысяч христиан! Скоро протестанты и католики сомнут нас под ногами и оставят далеко позади себя! А там что — ничтожество и исчезновение? Уже ли это? Итак — жизнь загублена! Множество кровных русских денег брошено в огонь! Какое мучение может быть горше этой мысли! Уныние и расслабление злым червем точат меня! Боже, не дай совсем ослабеть! Если же в самом деле я здесь совершенно бесполезен, то укажи путь в Россию!»[5] (17/29 ноября 1886 г.).

Примечательно, что в этом плане Апостол Японии не был одиноким, и такой сложный духовный путь внутренней и внешней борьбы с частыми неудачами проходил практически каждый миссионер. Так что в статье с характерным названием «О миссионерском воодушевлении» автор рубежа ХІХ–ХХ веков писал: «Действительно, если мы проследим деятельность всякого веропроповедника, то увидим, что большая часть его энергии уходила на терпеливое перенесение неудач и скорбей»[6].

Рассмотренные факты из жизни и трудов равноапостольного Николая Японского свидетельствуют о том, что человеческая логика, даже руководствуясь самыми благими целями, не может до конца постичь судеб Божиих. И часто то, что, как нам кажется, должно обязательно с Божией помощью завершиться успехом, оканчивается неудачей. Наши глобальные планы не находят оправдания в очах Божиих. И миссионер вместо того, чтобы взращивать паству, должен быть готов и сам расти, перенося скорби. Это относится и к жизни каждого христианина.

Оказывается, что в отличие от католического или протестантского миссионера у православного миссионера, как, впрочем, и у любого православного верующего, словно отсутствует глобальный масштаб деятельности: у него фокус значительно уже и направлен на спасение конкретного человека, а не общества или страны. Вселенские же масштабы оставляются исключительно для Промысла Божьего. Это особенно явно просматривается в истории упоминаемого выше Мория. Здесь Господь как бы жертвует возможным успехом целой миссии ради того, чтоб дать возможность одной душе возрасти в полную меру христианства. Так, равноапостольный Николай после слов о неудаче, постигшей Мория, замечал:

«Весьма совестно смотреть в глаза этому японцу всегда, когда приходит на ум сравнение его еще полуязыческой ревности со своею христиански-православною: работая с утра до ночи простым чернорабочим, он уже собрал около себя пять человек таких же бедняков, как сам, единственно затем, чтобы вместе с собою привести их ко Христу; троим из них он дал помещение в своей бедной квартире, воодушевляя и их своим примером труда, а вечером приводя их ко мне слушать объяснение Веры; двоих определил слугами в один иностранный дом и ходит к ним по ночам рассказывать христианские уроки»[7].

Здесь мы видим уже не миссию в ее глобальном масштабе. Не количественные успехи обращают на себя внимание, а спасение конкретного человека. И все вопросы, почему Господь не устроил жизнь этого христианина иначе, не дал ему успех, отходят сами собой.

Что же тогда должно вдохновлять миссионера, христианина на его пути? Если это не успех его благой деятельности, не достижение высоких целей, то что же? Действительно, как мы уже говорили, успех в жизни православного христианина не может быть ни показателем истинности, ни вдохновителем на правом пути. По этому поводу митрополит Антоний Сурожский в одной из своих бесед замечал:

«Мы должны быть очень осторожны, когда думаем о христианской деятельности как о такой деятельности, которая целесообразна, планомерна, успешна, которая обращена к определенной цели и ее достигает, которая так проводится, что венчается успехом. Это не значит, что успех, планомерность, целесообразность не соответствуют христианской деятельности, но не в них сущность христианского момента, Христова момента в деятельности»[8].

Если обратиться к опыту равноапостольного Николая Японского, как впрочем, и других православных миссионеров, то можно убедиться, что единственным вдохновением в их деятельности было осознание того, что они свидетельствуют миру об Истине, выраженной в Православии. Только всецелая вера в истинность и спасительность одной Православной веры побуждала их действовать, невзирая на бесчисленные неудачи. Сам Апостол Японии не раз подчеркивал это в своих дневниках. Западных миссионеров и деятелей всегда удивляло, что Православная Церковь в Японии, насчитывающая несколько десятков тысяч человек, организована трудами фактически одного зарубежного миссионера – самого владыки Николая. Для западных миссий с их многочисленным штатом и финансовой поддержкой это было непонятно. Святой же отвечал им, что это можно объяснить только тем, что «Православное учение стоит тверже, чем католичество и протестантство»[9]. Отвечая на собственные печали по поводу затруднений в проповеди Православия, сам равноапостольный Николай оставил для нас исполненные удивительной силы и вдохновения слова:

«Печалиться ли?.. Но ведь это же малодушие, маловерие, нетерпение и гордость… Обладание истиной должно доставлять спокойствие, иначе мы сами не верим в свое обладание. Придет время: образованные умы, ныне служащие инославию, сами же разнесут его по клочкам, как ложь… Так не печалиться же, а делать спокойно свое дело с радостной уверенностью в будущей победе. Мир принадлежит истине, а не лжи…»[10] (30 декабря 1886 / 11 января 1887 г.).

«С нами Бог!» — вот истинное вдохновение, цель и смысл любой христианской деятельности. Уроки жизни и подвигов величайшего православного миссионера нового времени равноапостольного Николая Японского ясно свидетельствуют о том, что для православного христианина отнюдь не успех его благих намерений является началом и критерием богоугодности дела. В вопросе о результатах своих начинаний верующий человек полностью доверяется всеблагому Промыслу Божьему. Он не пытается, сам себя обманывая, самоотверженно изменить мир, не ставит перед собой глобальных целей, но трудится над сохранением мира в собственной душе, вдохновляясь обладанием истиной, свидетельствуя об этом перед теми, кто еще не познал правого пути. 

Роман Савчук

16 февраля 2014 года

Источник

Печать E-mail

Еще статьи...