Первое Воскресение Великого Поста - Торжество Православия было отмечено в православном старостильном храме Свв. Константина и Елены в Стокгольме (Швеция, Синод Противостоящих). После Божественной литургии был отслужен чин Торжества Православия, во время которого пелась "Вечная память" всем почившим православным иерархам, императорам Михаилу и его святой матери царице Феодоре, а также провозглашена "Анафема" всем еретикам. В Швеции только несколько православных церквей исполняет этот чин.
Служащими священниками были отцы Андерс Акерстром и Стефан Джаерпенберг.
Осталось только забыть Москву 1812 года, когда в пожаре сгорели тысячи русских воинов, раненых на пространстве от Смоленска до Бородино и невывезенных из города (разброс цифр от двух до двадцати тысяч).
Как происходил тайный постриг в 1920–1950 годы? Почему в монашеских общинах были одни женщины? Где жили и на что существовали монахи в первые десятилетия советской власти? Правмир побывал на лекции Алексея Беглова, кандидата исторических наук, автора книг о церковном подполье в России XX века.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! "Посреде двоя разбойнику, мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления: другому же легчащуся от прегрешения, к познанию богословия".. (великопостный тропарь 9-го часа, на славу). — Так говорится о Кресте Господнем. Мерило праведное обретеся посреди двою разбойнику, три креста водрузи Пилат на Голгофе: два разбойника и один Жизнодавца. Но только Крест Спасителя был спасением для всего человечества, тот Крест, который стоял посреди, он есть орудие мира, непобедимая победа — победа над диаволом и победа над смертью. Остальные два креста — один был спасительным для того, кто висел на нем, другой был для него лестницей в ад.
Немецкий католический епископ заявил, что «непопулярность» церковного учения о сексуальности указывает на необходимость изменений, для чего нужны открытые дебаты среди католической иерархии Германии.
Епископ Штефан Аккерманн (Stephan Ackermann), глава диоцеза Трира, сказал, что результаты недавнего исследования показали, что большинство католиков рассматривают церковное учение как «репрессивное». В интервью изданию Allgemeine Zeitung Mainz прелат отметил, что массовое неприятие германскими католиками церковного учения, отвергающего контрацепцию, показывает, что это учение устарело. Он также призвал пересмотру церковного учения относительно внебрачных сексуальных отношений, «союзов» содомитов и повторного брака разведенных.
Епископ Хайнц Йозеф Альгермиссен (Heinz Josef Algermissen), глава епархии Фульды, и епископ Конрад Здарса, глава епархии Аугсбурга, резко не согласились с позицией своего Трирского собрата, сообщает National Catholic Reporter. Эти два прелата признали, что пастырям не удалось убедить свою паству в мудрости церковного учения, но при этом сказали, что католическая доктрина не может быть изменена путем принятия популярных принципов.
Епископ Герхард Файге (Gerhard Feige), возглавляющий диоцез Магдебурга, однако, выступил в защиту епископа Аккерманна, сказав, что католическая церковь более не может «продолжать повторять запреты», передает агентство CWN.
Согласно National Catholic Reporter, к реформаторам морали присоединился Эберхард Шокендорф, профессор нравственного богословия Фрайбургского университета, член Немецкого национального совета по этике и один из наиболее известных католических богословов.
Следует отметить, что католики-аморалисты как на подбор замечены в тесных и многолетних контактах с «православными» экуменистами. Герхард Файге и Шокендорф принимали участие в серии православно-католических собеседований, например, 7 октября в Магдебурге (Германия) на тему «Кризис ценностей — миф или реальность? Христианские ценности в современном обществе». Файге также является членом Совместной православно-католической рабочей группы им. св. Иринея Лионского.
Аккерман известен как экуменический деятель. В 2012 г. Аккерман и митр. Германский Августин (Константинопольский патриархат) участвовали в обряде экуменического крещения в Трире.
Вверху на фото - День экуменизма в Трире, в ходе которого митр. Августин принял «экуменическое крещение». Май 2012 г.
Сегодня совершена сделка по покупке Синодального дома близ Толстовской фермы в штате Нью-Йорк, США. От имени Синода документы подписал Преосвященнейший Архиепископ Андроник.
1 марта (н. ст.) 2014 г. Православная Старостильная Церковь в Швеции, которая принадлежит Греческому Синоду Противостоящих, отпраздновала 25-летний юбилей со дня создания Свято-Филофеевского женского монастыря.
Почти два года назад, 16/29 ноября 2012 г. почила о Господе настоятельница обители – игумения Филофея. Этот монастырь, который она же и основала, располагается в сельской местности за пределами шведского местечка Гриллби (недалеко от города Упсалы). Игумения Филофея скончалась от сердечного приступа в возрасте 90 лет.
Мать Филофея, чья бабушка была русской православной, пришла в Православие после того, как вырастила свою семью. Она оставила свою медицинскую карьеру хирурга и отправилась в Грецию, чтобы стать монахиней в монастыре Святых Ангелов, недалеко от Афин. После принятия великой схимы она, по благословению, вернулась в Швецию для основания там женского монастыря. Ее монастырь явился первой православной обителью на шведской земле в современную эпоху.
В сер. 1980-х годов, будучи в поисках земельного участка для своего монастыря, она встретила архиепископа Хризостома из Этны (Калифорния), который обучался тогда в Духовном Институте г. Упсалы. Он и помог Матушке в приобретении земли для будущего монастыря, и именно по этой причине небольшой Свято-Филофеевский монастырь в Швеции всегда был тесно связан с монашеской общиной из Этны.
В монастыре служит священник Андерс Акерстром, который также является настоятелем Свято-Успенского храма в Упсале.
В среду первой седмицы Великого Поста, 5 марта (н. ст.) 2014г., Высокопреосвященнейший Митрополит Агафангел - Первостоятель Русской Православной Церкви Заграницей, посетил Свято-Иоанновский женский монастырь в селе Егоровка Одесской области, чтобы в эти великопостные дни духовно и молитвенно поддержать Матушку игумению и сестер святой обители.
Когда в церквах начинается медленный, заунывный звон колокола, когда внутренность церквей приобретает траурный вид благодаря темным с серебряными галунами покровам на аналоях и св. престоле, и священники облачаются в такие же одежды – тогда наши храмы оглашаются словами чудной и глубоко-умилительной молитвы, составленной преподобным Ефремом Сириным (т. е. из Сирии):
Один из наиболее распространенных сегодня грехов – осуждение. Если говорить медицинским языком, то это даже не эпидемия, а пандемия, то есть всеобщее заболевание. Все мы присваиваем себе то, что принадлежит только одному Господу Богу. Господь – всеправедный Судия, Господь – всеведущий Судия, Господь все знает, все ведает. Господь учитывает все мельчайшие обстоятельства. И все смягчающие обстоятельства Он принимает в рассмотрение для того, чтобы нас помиловать.
Покаяние выражается греческим словом "метаниа." В буквальном смысле, это значит изменение своего ума, своего мудрования. Иными словами, покаяние есть перемена своего настроения, своего образа мысли, перемена человека внутри самого себя. Покаяние есть пересмотр своих взглядов, изменение своей жизни.
Как оно может произойти? Также как когда темная комната, в которую попал человек, озарится солнечными лучами: пока он рассматривал комнату в темноте, она ему представлялась в одном виде: многого, находящегося там, он не видел, и даже не предполагал, что оно там находится. Многие вещи представлялись ему совсем не так, как они есть на самом деле. Ему приходилось двигаться осторожно, так как он не знал, где находятся препятствия. Но вот, комната стала светлой, он видит все ясно и двигается свободно. То же происходит и в духовной жизни. Когда мы погружены в грехи, а ум наш занят житейскими только заботами, мы не замечаем состояния своей души. Равнодушны мы к тому, каковы мы внутри, и постоянно идем по ложному пути, сами того не замечая.
Но, вот луч Света Божия проникает в нашу душу. Сколько мы увидим тогда грязи внутри самих себя! Сколько неправды, сколько лжи! Как безобразными окажутся многие поступки, которые мы воображали прекрасными. Ясно нам станет, что идем мы неверными путями. Ясно нам становится, какой путь верен.
Если мы осознаем тогда свое духовное ничтожество, свою греховность, от души пожелаем своего исправления, - близки мы к спасению. Из глубины души воззовем к Богу: "Помилуй мя Боже, помилуй по Твоей милости!" "Прости меня и спаси!" "Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего!"
При наступлении Великого Поста поспешим простить друг другу все огорчения и обиды. Пусть всегда слышатся нам слова Евангелия прощенного Воскресения: "Аще отпускаете согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших."
В первое воскресенье великого поста, Церковь торжествует победу истины Христовой над всеми ересями. Этот праздник Торжества Православия установлен в девятом веке, после окончательного низложения ереси иконоборчества.
В Болгарской Старостильной Церкви, по благословению Епископа Триадицкого Фотия, введены специальные прошения на ектениях об установлении мира на Украине. Я благодарен за это владыке Фотию, и также благословляю наших батюшек и прихожан молиться о стране нашей - многострадальной Украине:
Боголюбивейший и дорогой собрат. Так как я не имею возможности лично с Вами побеседовать, то доставлю себе удовольствие это настоящим письмом. Конечно, моя речь будет о текущих церковных событиях. Много печального происходит в наши дни. Особенно печально то, что наши первоиерархи ведут Российскую Церковь к потере свободы и к рабской зависимости, и все это делается так хитро и тонко, что пока их «деяния» нельзя подвести ни под какие каноны.
Ни для кого уже не секрет, что наши архиереи назначаются не м. Сергием и патриарш. Синодом, а кем-то иным. Не секрет и то, что все многочисленные перемещения архиереев (вопреки канонам), сделаны не для польза Церкви, а по указке кого-то слева. Разве нам не известно, что назначенный Москвой архиерей, по приезде своем на место служения, должен явиться к местным «вершителям церковных судеб», у них выдержать нечто вроде экзамена, и только после этого легализуется епископ? Мне известны случаи, когда епископы, присланные Москвой с соответствующими бумагами, все-таки не были допущены к управлению своими епархиями; те же, кои допущены,- имеют ли они право свободного объезда своих епархий? Не испрашивают ли они на каждую поездку разрешения и не дают ли они отчета в своей деятельности органам гражданской власти? А как проходят теперь назначения епископами епархиальных управлений и отцов благочинных? Свободны ли в этой области епископы? Не получают ли они указаний, а то и приказаний, кого назначать и кого увольнять?.. Хотя этих и подобных им многих «деяний» нельзя подвести ни под какие каноны, но от такой «легализации» веет ужасом. Говорили мне, что будто бы член Синода архиеп. Филипп (Гумилевский) сказал: «Мы будем делать всевозможные уступки, но когда дело коснется веры, тогда ничего не уступим». Но так ли говорили и поступали святые? Не умирали ли святители за свободу Церкви, за ее священные предания, уставы, даже за священные книги и сосуды…
Что же касается поминовения за богослужением власти, то это»деяние» м. Сергия и не нарушает какого-либо церковного правила, но оно осуждается голосом христианской совести. Как возношение в ектениях имени своего епископа, так и поминовение власти, есть нечто иное, нежели молитвы за них. Если мы за богослужением поминаем своего епископа, то этим выражаем свое подчинение ему: иначе разрешалось бы на ряду со своим епископом, возносить имена и других епископов иноепархиальных; однако это нигде не делается; для желающих молиться об иноепархиальных епископах имеется прошение: «о милости, жизни, мире и здравии». Подобно сему наша Российская церковь, до революции, возношением за богослужением имени императора выражала не свои молитвы о нем, а вернее всего свою зависимость от него, как от блюстителя ее интересов и до некоторой степени главы ее… Каково же настоящее отношение православной церкви к сов. власти, чтобы поминать ее за богослужением? Если мне возразят, что Христос заповедал молиться о врагах и гонителях, то я отвечу: пусть нам укажут молитву о власти, а они пользуются для этого прежней формулой возношения. При том для меня не понятно, как быть со следующим за сим прошением: «о пособити и покорити под нозе его всякого врага и супостата»? Ведь оно ни кем доселе не отменено… Быть может и его читать? Но тогда, о чем мы молим и против кого направляем свои прошения?.. Удивления достойно то обстоятельство, что молиться о властях заставляют нас тогда, когда этого моления не желают ни сама власть, ни верующие. Почему же так ратуют о сем наши архипастыри? Не думаем, чтобы от них требовала этого сов. власть, ибо безбожникам не нужна и молитва; что же касается духовенства и народа, то у них предполагаемое поминовение за богослужением сов. власти вызывает одно только негодование и возмущение. Быть может, наши первоиерархи пришли к убеждению в необходимости молиться о власти, тогда пусть они возьмут на себя труд составить такие прошения, которые были бы приемлемы верующими и в устах их были бы действительно молитвами; как, например: «Еще молимся: о еже во власти сущих, да Господь Бог избавит их от всех бесовских навождений, приведет к покаянию, исправлению, возглаголет в сердцах их мир и благое о церкви Своей святей»… -
Итак положение Церкви тяжелое. Но как быть нам? Можем ли подчиняться мы тем первоиерархам, которые стали на опасный путь, ведущий Церковь Христову к новым великим страданиям? Прежде всего нужно хорошо уяснить себе то обстоятельство, что для Церкви Христовой не может быть большего зла, как раскол. Никакие гонения и насилия не могут нанести церкви такой раны, как раскол. Раскол — это вечно ноющая, вечно мучающая Церковь рана. И горе тому, кто ее нанесет телу Христову. Не даром св. Отцы говорили, что грех раскола не смывается даже мученической кровью. Посему на церковный раскол с душевной болью можно идти тогда только, когда испробованы все другие пути и средства спасения верующих. И так мы ни в коем случае не можем чинить раскола. Мы должны стоять на страже чистого православии и прилагать всевозможные меры любви и обращения к совести тех, кто сознательно или бессознательно ведет Российскую Церковь к новому расколу. Мы не совершим раскола, но если увидим, что нашими первоиерархами нарушается и попирается самый дух православия; «легализованная Церковь» превращается в один из отделов «СОЧИ» (секретно особая часть при ГПУ); пастыри связываются неприемлемыми их совестью требованиями — тогда с сердцем, облитым кровью и слезами, мы должны встать на защиту истины и сказать: «Архипастыри и пастыри. Мы отходим от вас, ибо вы уже отошли от правды Божией, вы создали новые направления в Церкви Божией. От этого нового направления — от этого раскола мы уходим. Грех же раскола лежит на вас».- Но вы спросите: как же все это можно провести на деле? Кто должен взять на себя почин? Может ли это сделать каждый христианин? Когда и кто правомочен объявить верующим, что час разрыва с первоиерархом наступил? Осуждать еретиков и раскольников правомочна одна только Церковь («если Церковь преслушает, да будет же тебе, яко язычник и мытарь» — Мф. 18:17). Выразителем же воли церковной является собор. Но как быть в то время, когда собору нельзя собраться? Тогда суждения по поводу того или иного церковного явления произносят епископы. Их же суждения не есть еще окончательный приговор, но есть авторитетнейший голос в Церкви; они являются стражем Церкви и ими в междусоборный период управляется Христова Церковь. Следовательно, и в настоящем деле, почин и решение принадлежит епископату. Но как это можно провести?- Епископы, ввиду нарушения духа и буквы канонов, в одиночку и группами должны посылать свои протесты м. Сергию, моля его свернуть с неправого пути. Если эти протесты не возымут действия, тогда они, согласясь между собой (можно и через посредство переписки), сообщают м. Сергию, что они отселе уже не считают его заместителем Патриаршего Местоблюстителя, осуждают взятое им церковное направление и отделяются от него. То же объявляется и всем верующим. С этого момента совесть духовенства и верующих становится свободной от всякого рода действии (приказаний, запрещений) м. Сергия и состоящего при нем синода. Отошедшая же от м. Сергия православная Церковь может управляться или одним из старейших иерархов или, как это было во время заключения патриарха Тихона, каждая епархия — своим архипастырем.- Какую же роль во всем этом несут священники и верующий народ? Судить и запрещать архипастырей они не могут; не могут они также без епископов отходить от епископата. Но это не значит, что они должны бездействовать. Как воины совместно с вождем, так и они совместно с епископами должны бороться за истину и ее защищать. Как разведчики на войне не дают покоя своим начальникам, но, приходя с различных мест разведки, сообщают им об опасности, так и верующие, не пройдет опасность для Церкви, должны возбуждать в своих пастырях дух ревности, бодрствования и стойкости и всячески (духовно и материально) поддерживать их, дабы те безболезненно и право правили слово истины. Молитесь же горячо за своих архипастырей и пастырей, возьмите на себя заботы об их семьях, дабы пастырь видел, что его семья не будет нищенствовать без него, и тогда смело, с любовью, а когда потребуется и с настойчивостью, сообщайте ему мнения и суждения верующих по разным вопросам церковной жизни. Опираясь на ревность и любовь своей паствы и побуждаемый ею, пастырь будет истинным отражением православия. А это — залог правого пути Церкви. Есть еще и другой, менее болезненный, путь. Т.к. м. Сергий не есть Патриарший Местоблюститель, а только заместитель патриаршего местоблюстителя м. Петра Крутицкого, и это заместительство он несет, как послушание нынешнему Главе Российской Церкви м. Петру, то для каждого ясно, что м. Петр, когда угодно, может освободить м. Сергия от сего послушания и возложить оное на другого архипастыря. Точно так же сами собою падают все права и обязанности м. Сергия, как Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, в случае смерти м. Петра.
Вот те мысли, которыми считаю нужным поделиться с вами, моля Господа о Вашем умудрении и укреплении. Передайте мой привет и благословение Божие всем близким.-
Е.А.
Второе письмо изгнанников с Ангары (Весна 1928 г.). ГА РФ. Ф. Р-5919. Оп. 1. Д. 1. Л. 135 об., 136, 136 об., 137
Согласно сообщению OCP News Service, на проходящем в Стамбуле собрании предстоятелей Православных Церквей принято историческое решение: Восьмой Вселенский Собор (Великий Собор) пройдет в 2016 г. в Стамбуле.
Будет создана подготовительная комиссия для проведения Собора. Эта же комиссия будет служить секретариатом Собора. Известно, что Константинопольский Патриархат намерен провести Восьмой Всеправославный Собор в храме Св. Ирины.
Епископ Буэнос-Айресский Иоанн (Легкий). Фото 1990 г.
«Когда русский народ, в лице своих исповедников и страстотерпцев, проходил через огненное крещение, орошаемое исповедническими подвигами и мученическою кровью, он покаянно возвращался и возвращается на путь, проложенный в крещении Руси св.князем Владимиром».
прот. Иоанн Легкий
Иоанн Саввич Легкий родился в Двинске (Даугавпилсе) 29 апреля 1907 года в благочестивой духовной семье. Его отец служил священником Каплавской и Салиенской церквей. Православным священником был и старший брат Иоанна - о. Иаков Легкий (1906 -1982, посвящен во диакона в 1928 году, во священника - в 1932 году). После окончания в 1926 году Двинской правительственной русской гимназии Иоанн Cаввич закончил Рижские правительственные педагогические курсы и с 1 октября 1927 года по 14 сентября 1931 года работал в Илукстском уезде учителем. В 1930 во время II Мировой войны году экстерном сдал двухгодичный курс Рижской Духовной семинарии. 30 августа 1931 года Иоанн Саввич женился на Екатерине Яковлевне Перминовой (венчал их в Салиенской Св. Иоанно-Предтеченской церкви о. Иаков Легкий).
Как вы сами видите и слышите, возлюбленные, этот Великий канон св. Андрея Критского исключительно исполнен духом глубокого покаяния и составивший его великий праведник Церкви Православной св. Андрей Критский, себя самого во всем осуждая, смиряется пред Богом, и как последний грешник просит у Него оставления грехов.
Тринадцатая встреча переговорной комиссии по объединению «хризостомовского» и «киприанитского» Синодов ИПЦ Греции состоялась 20 февраля в «киприанитском» монастыре свв. Кириана и Иустины в Филях, Греция, сообщает «Портал-Credo.Ru».
Как «военный» митрополит, по обязанности и по убеждению я однозначно благословляю наше войско на защиту Родины… Я бы ни за что не стал благословлять украинских военнослужащих сдавать оружие, а тем более воевать против своих соотечественников. Мы же не пошли на Ростов-на-Дону или Смоленск. Есть государственная граница, которую признает Российская Федерация, есть межгосударственные документы о ее нерушимости, и нет никакого сомнения, что украинский солдат должен исполнять данную им присягу.