Интернет Собор / Internet Sobor 
truth and dignity 
АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Митрополит Агафангел: Размышления о Евхаристическом каноне

Доклад на богословской конференции "Пути РПЦЗ в современном мире".

Одесса, 8 августа 2018 года

Смысл Божественной Литургии (греч. λειτουργία – общее дело) заключается в жертвоприношении во оставление грехов. Мы приносим безкровную жертву Богу Отцу – духовную (молитвы, покаяние и воздержание) и материальную (различные пожертвования – в том числе хлеб и вино), и в главный момент Литургии наша скромная человеческая жертва принимается Отцом и Благодатью Святаго Духа прелагается (пресуществляется) в Жертву, принесённую Его Сыном – Богочеловеком, Господом нашим Иисусом Христом, Который по любви Своей к роду человеческому возжелал стать последней кровавой Жертвой за нас, предварительно приняв на Себя наши грехи. Приносимые нами со смирением хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – тем Телом и Кровью, которые были прибиты ко Кресту на Голгофе при Понтийском Пилате. Мы, грешные, со страхом Божиим и верою причащаясь этой Искупительной Жертвы, очищаемся от своих грехов и, соблюдая веру и живя по вере, становимся общниками (причастниками) Самого Спасителя, и нам открывается путь в Небесное Царство.

Главным действом, основанием и сутью православной Божественной Литургии является воспоминание о Тайной вечере, бывшей в Сионской горнице, на которой Спаситель со Своими учениками праздновали ветхозаветную иудейскую пасху, и на которой Господь установил таинство Своих Тела и Крови – величайшее из всех таинств Церкви, повелев Своим ученикам всегда совершать это таинство в Его воспоминание.

Чинопоследование Божественной Литургии формировалось на протяжении веков – от простого последования ветхозаветной пасхальной трапезы, до шедевра высочайшей гармонии богословской, гимнотворческой, архитектурной, живописной, хоровой, ювелирной и прочей церковной культуры, который мы имеем сегодня.

В этом кратком докладе я попытаюсь рассмотреть, что осталось в современной Литургии от событий, бывших на прощальной трапезе Учителя со Своими учениками, происходивших в Сионской горнице перед страданиями, распятием, смертью и Воскресением Спасителя.

Тайная вечеря в Священном Писании

От Матфея.

20 Когда же настал вечер, Он возлёг с двенадцатью учениками; 21 и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. 22 Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? 23 Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; 26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. 27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нея все, 28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. 29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. 30 И, воспев, пошли на гору Елеонскую. (Мф 26.20-23,26-30).

От Марка.

15 И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам. 16 И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху. 17 Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью. 18 И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. 22 И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. 23 И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из неё все. 24 И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. 25 Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием. 26 И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мк 14.15-18, 22-26).

От Луки.

12 И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. 13 Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. 14 И когда настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним, 15 и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, 16 ибо сказываю вам, что уже не буду есть её, пока она не совершится в Царствии Божием. 17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, 18 ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. 19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. 20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. 21 И вот, рука предающего Меня со Мною за столом (Лк 22.12-21).

От Иоанна.

2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, 3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, 4 встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался. 5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. 12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? 13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. 14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. 15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин 13.2-5,12-15).

Апостол Павел.

23 Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб 24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. 25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. 26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт. 27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней (1Кор 11.23-27).

Структура Евхаристического канона

Среди ряда сакральных действий Литургии, важнейшим является действо, совершаемое после пения Херувимской песни, когда священнослужители с неосвящёнными Святыми Дарами (хлебом и вином, немного разбавленным водой, – приготовленной безкровной жертвой) входят в Алтарь и затворяется Завеса Царских врат. В это время, начиная с возгласа священника "Благодарим Господа" и пения "Достойно и праведно есть…" начинается Евхаристический канон и Алтарь становится Сионской горницей и тут совершается воспоминание Тайной вечери – то, что совершали Апостолы с первых дней по Воскресении Христовом, и что описано в Новом Завете как Преломление хлеба – древнейшая часть и сердце Божественной Литургии. Оканчивается Евхаристический канон благословением священника "И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами" и пением хора "И со духом твоим".

Обычно Евхаристический канон или Анафора (греч. ἀναφορά – возношение), именуется также Евхаристической молитвой, условно разделяющейся на 5 частей: 1) Префация ("Вступление"); 2) Санктус (Ангельский гимн "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф"); 3) Анамнесис ("Воспоминание"); 4) Епиклесис ("Призывание" Святого Духа); 5) Интерцессия ("Ходатайства").

Префация и Санктус

Первое (Префация) есть пение славословия "Достойно и праведно есть …" а также тайная молитва священника: "Достойно и праведно Тя пети …". Второе (Санктус) – пение хором ангельского гимна: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф …" и тайная молитва священника "С сими и мы блаженными силами …". [1]

Началом Евхаристического канона является наша словесная жертва Богу Отцу и всей Святой Троице (наряду с приносимой материальной жертвой в виде хлеба и вина). Эти молитвы в воспоминании о Тайной вечере соответствуют тому, что Евангелисты именуют в своих повествованиях словами "благодарив" и "благословив" – молитвы благодарения Богу Отцу, вознесённые Господом нашим Иисусом Христом над хлебом и вином в Сионской горнице: "Иисус взял хлеб и, благословив … И, взяв чашу и благодарив" (Мф 26.26,27; Мк 14.22-23; Лк 22.19-20). [2]

Это место очень важно, поскольку благодаря именно ему Литургия именуется Евхаристией (греч. eυχαριστία - благодарение). В древних Литургиях благодарение (или славословие) занимало основное место по значению и по продолжительности. Так, например, Литургия, чин которой записан в Апостольских постановлениях, содержит славословие, которое в 5 раз превышает славословие Литургии Василия Великого и в 10 раз объёмнее славословия Литургии Иоанна Златоуста. В самых древних Литургиях (например, в той же Литургии из Апостольских постановлений) предполагалось, что преложение Даров совершалось после подобного славословия и благодарения, поскольку эти молитвы ранее имели также и значение молитв призывания Св. Духа. Первые христиане причащались сразу же после славословных молитв и ходатайственной молитвы о живых и умерших. [3]

По сути, весь Евхаристический канон есть молитва Христа – описанное в Евангелие Его благодарение над хлебом и вином, которая, хоть и представлена теперь в развёрнутом виде и состоит из ряда молитв и действий, но всё равно, именуется единой Евхаристической молитвой. Отдельная молитва Христа благодарения над хлебом и отдельная Его молитва над вином теперь объединены в общую молитву над хлебом и вином одновременно, и эта единая общая молитва разделена на три молитвы – благодарения ("Достойно и праведно Тя пети…), славословия ("С сими и мы блаженными силами…") и призывания ("Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу…), а между ними сделана вставка в виде Анамнесиса ("Воспоминания").

Ана́мнесис 

Воспоминание (греч. ανάμνησις) – вспоминаются установившие Таинство слова и действия Спасителя. Название происходит от слов Иисуса Христа, сказанных во время Тайной Вечери: "Сие творите в Мое воспоминание [анамнесис]" (Лк 22.19; 1Кор 11.24). Начинается после окончания пения "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф …" и тайной молитвы священника "С сими и мы блаженными Силами …", и оканчивается возглашением "Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся".

Священник, прочтя молитву "С сими и мы блаженными Силами …" во всеуслышание произносит установительные слова Таинства – прямо повторяет слова Христа, сказанные на вечере в Сионской горнице: "Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов", и "Пийте от нея вси, Сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов". Слова Христа "Сие творите в мое воспоминание" священник в алтаре произносит тихо. [4]

Далее молитва: "Поминающе убо спасительную сию заповедь…", заканчивающаяся словами, произносимыми во всеуслышание: "Твоя от Твоих Тебе приносяще, о всех и за вся", во время произнесения которых священник приподнимает (возносит) над Трапезой (Престолом) приготовленные дары (как это делал Господь в Сионской горнице во время молитвы благодарения) – хлеб и вино, безкровную жертву, нами приносимую, в надежде, что Господь её примет и, освятив, преложит Святым Духом в Свою Жертву – Святые Тело и Кровь.

Эпикле́за

Эпикле́сис (лат. epiclesis, греч. ἐπίκλησις – призывание). Совершается во время пения хора "Тебе поем …". Начинается тайной молитвой священника "Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем, низпосли Духа Твоего Святаго на ны, и на предлежащия Дары Сия" (т.е., приносим словесную и безкровную жертву и просим ниспослать Святаго Духа на принесённые хлеб и вино) и оканчивается благословением священника Святых Даров "Преложив Духом Твоим Святым".

Молитва "Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу..." является окончанием триединой молитвы ("Достойно и праведно Тя пети…", "С сими и мы блаженными силами…), соответствующей благодарению Христа над хлебом и вином, после и в результате которой освящаются Святые Дары.

Принесённая нами безкровная жертва – хлеб и вино, как верит Святая Церковь, именно в этот момент прелагается (изменяет свою сущность, пресуществляется) в Тело и Кровь Самого Спасителя, принесённые Им в жертву ради прощения наших грехов. В этот момент Трапеза (Престол) становится Жертвенником, на котором находятся закланные Тело и Кровь Спасителя. Чтобы ужас ви́дения этой Жертвы не охватил присутствующих, Господь представляет её нам под видом Хлеба и Вина.

Возможно, тропарь третьего часа перед благословением священником рукой Святых Даров (на мой взгляд, это уместная отдельная молитва священника о своём достоинстве благословить Дары, которая не входит в общий контекст Евхаристической молитвы) в русской Литургии вставлен намеренно, чтобы положить конец спорам, мнениям и сомнениям, в какой момент прелагаются Святые Дары – после славословия, после установительных слов, или после призывания Святаго Духа. Надо помнить, что это частная молитва священника о своём достоинстве и не придавать ей значение Евхаристической молитвы.

В преложении Святых Даров заключается величайшее из Таинств, дарованных Церкви Иисусом Христом.

Интерце́ссия 

Хода́тайственная молитва о Церкви, о властях, о живых и умерших. Начинается с тайной молитвы священника "Якоже быти причащающимся во трезвение души …" и возгласа "Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии", оканчивается благословением священника "И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами" (хор от имени молящихся отвечает "И со духом твоим").

В молитве перед возгласом священник поминает святых Ветхого Завета и сразу после молитвы возглас: "Изрядно о Пресвятей …" кадит Святые Дары на Престоле. Хор поёт "Достойно есть …", а священник читает тайные ходатайственные молитвы о святых Нового Завета, которые начинаются с памяти Иоанна Крестителя, прочих святых – "ихже молитвами посети нас, Боже". Затем следуют ходатайства об умерших, после за своё священноначалие, Церковь, страну и, наконец, о живых христианах – от прошлого времени к настоящему. Священнику следует со вниманием прочитывать эти молитвы, которые непосредственно связанны с принесённой Жертвой Спасителя, ради очищения нас от грехов, и входящих в состав Евхаристического канона.

Молитва о Церкви, о живых и умерших есть практически во всех анафорах и, возможно, восходит к ветхозаветным прошениям, бывшим во время жертвоприношения. В Ветхом завете путём храмового жертвоприношения и сопровождающего его очищения возносились соответствующие молитвы и отпускались прегрешения как отдельных лиц, так и всего народа, что способствовало духовному очищению и моральному совершенствованию Израиля. 

Тайная вечеря и Евхаристический канон

Пасхальная трапеза в Ветхом Завете

Для начала опишем порядок, по которому совершается вечерняя трапеза иудеев в наши дни на еврейскую пасху (песах) – современная традиция, конечно, в чём-то отличается от той, которую совершали Господь и Его ученики в Сионской горнице, но эти отличия сейчас трудно установить. Основное же отличие в том, что со времени разрушения Иерусалимского храма и по сей день у иудеев не приносится пасхальная жертва и, соответственно, не читаются молитвы, связанные с жертвой, вместо этого положено прочесть устав пасхального жертвоприношения. У иудеев главный вечерний ритуал на песах (именуемый "седер") совершается в следующем порядке: 1) молитвы над чашей с вином, пьют первую чашу ("чаша завета" или "чаша рабства", в воспоминание рабства в Египте); 2) первое омовение рук; 3) вкушение овощей и первое их обмакивание в солёную воду (солило); 4) первое благословение и преломление хлеба (пресного, приготовленного без дрожжей); 5) чтение и беседа об исходе из египетского рабства, пьют вторую чашу вина ("чаша избавления"); 6) второе омовение рук; 7) второе благословение хлеба; 8) благословение на вкушение хлеба; 9) вкушение горьких трав, второе обмакивание в солёную воду; 10) вкушение хлеба с горькими травами; 11) собственно, праздничная трапеза, на которой в наши дни присутствует испечённое мясо (баранья или куриная косточка, которую не едят), в память о пасхальном агнце; 12) последнее, третье, благословение и вкушение хлеба; 13) благословение после еды, благословляют и пьют третью чашу вина ("чаша благословения"); 14) пение хвалебных псалмов, пьют последнюю, четвёртую чашу вина, в память хождения по пустыне ("чаша страданий"); 15) иногда пьют пятую чашу вина в честь Пророка Илии, который должен прийти ("чаша входа" в землю обетованную – с молитвой "излей гнев на народы, не признающие Тебя"), завершение седера.

Следует здесь заметить, что Господь после основной трапезы (за которой едят жертвенного агнца), благословил в Сионской горнице "хлеб преломления" (причём, дрожжевой хлеб, а не опреснок или мацу [5]) и преложил его в Своё Тело, и третью чашу вина претворил в Свою Кровь. Эта третья чаша именуется "чашей благословения" как у иудеев до сегодняшнего дня, так и у христиан, как пишет Апостол Павел: "Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?" (1Кор 10.16). Как указывают некоторые исследователи, Господь не стал в тот вечер пить четвёртую чашу (и не пили её Его ученики), которая у иудеев именовалась "чашей страданий" или "чашей спасения через страдания", но воспев хвалебные псалмы вышел с учениками в Гефсиманский сад (см. Мк 14.26), где Он просил Отца, чтобы миновала Его сия чаша страданий: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия" (Мф 26.39). Об этой же чаше страданий Господь говорил Апостолам: "Можете ли пить чашу, которую Я буду пить?" (Мф 20.22), и о ней идёт речь в псалме: "Чашу спасения прииму и имя Господне призову" (Пс 115.4). Господь и Его ученики испили эту чашу, претерпев реальные страдания и смерть.

Я здесь упоминаю последование иудейской трапезы потому, что в первые времена христианства Апостолы и их ученики совершали Евхаристию (Преломление хлеба) в близкой последовательности этой трапезы, включая в неё те отличия, которые привнёс Спаситель в Сионской горнице (например, особое благословение и преломление хлеба, по которому Его узнали ученики в Эммаусе). Главным отличием новозаветной вечерней трапезы было то, что эта трапеза была посвящена не избавлению евреев из египетского рабства, а жизни, учению и искуплению наших грехов Спасителем. Иначе были бы излишни Его слова: "Сие творите в Моё воспоминание" (см. Лк 22.19; 1Кор 11.25), поскольку ветхозаветный пасхальный ужин – седер, совершается иудеями неукоснительно. Сам по себе этот пасхальный ужин в Сионской горнице был прощанием Христа с учениками, за которым последовало предательство, разлучение и жертвенная смерть Спасителя, и Он Сам на это указывал за этой трапезой. На этой прощальной трапезе не велась речь о избавлении евреев из египетского рабства, а она была посвящена Новому Завету Господа с обновлённым Своим народом: "Заповедь новую даю вам" (Ин 13.34).

Зарождение православного богослужения

Апостолы, будучи учениками Спасителя, всегда прислушивались и Его словам и старались в точности исполнять все Его указания. Поэтому, естественно, после Вознесения Христа ими исполнялось всё, что Он заповедовал. Важнейшим было Его указание вспоминать прощальную трапезу с Ним в Сионской горнице и благословление за этой трапезой хлеба и вина как жертвы Христовой во оставление наших грехов. Понятно, в этом апостольском воспоминании не было того, что делалось только раз в году на еврейскую пасху и о чём написано в Евангелие: "И пошли ученики Его (…) и приготовили пасху (Мк 14.16). Приготовить ветхозаветную пасху – это купить ягнёнка, отнести в храм, где его режут и потрошат с участием священника, затем поджарить на огне целиком на деревянном вертеле, не ломая кости (поэтому в Евангелие подчёркивается то, что, уподобляясь пасхальному жертвенному ягнёнку, кости умершего Христа остались целы). Да и вообще иудеи, начиная с разрушения иерусалимского храма в 70-м году, и по сей день, не приносят в жертву пасхального ягнёнка из-за того, что резать его предписано Законом только в храме. [6]

Евангелисты не останавливаются подробно на совершаемых в Сионской горнице сакральных действиях, Евангелист Иоанн подробно описывает слова и наставления Спасителя, сказанные Им на этой последней прощальной вечере, но не упоминает совсем о действиях, совершаемых Спасителем и Апостолами (кроме умовения ног в начале трапезы), возможно потому, что эти действия были хорошо известны для современников, и не нуждались в подробном изложении. Другие евангелисты о совершаемых действиях упоминают вскользь. По правилам седера, полагается выпить четыре чаши вина (две до трапезы с пасхальным ягнёнком, и две после), причём, как я уже писал, именно третью чашу, после вкушения жертвенного агнца, Господь соделал Своей Кровью. В Евангелие от Луки упоминается также первая выпитая "чаша завета" и дальше по тексту говорится о третьей "чаше благословения": "И, взяв чашу [первую – прим. +МА] и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери [т.е., третью – прим. +МА], говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается" (Лк 22.17-20).

Если исходить из описания трапезы синоптическими Евангелиями, то в конце главной трапезы, когда Апостолы заканчивали есть жертвенного ягнёнка, Господь взял со стола хлеб и приподняв его в руках, произнёс благодарение Своему Отцу, тут же преломил этот хлеб и, раздавая его ученикам, сказал: "Приимите, ядите: сие есть Тело Мое" (Мф 26.26). Затем взял чашу и приподняв её над столом воздал молитвенное благодарение Отцу, затем подал Апостолам со словами: "Пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф 26.27-28). Это, очевидно неожиданное для учеников действие Спасителя, и стало главным в Тайной вечере. После этого Господь оставил не только Апостолам, но и всем христианам, Свою Заповедь: "Сие творите в Мое воспоминание" (Лк 22.19; 1Кор 11.24).

Следует заметить, что Законом запрещено употреблять в пищу кровь. Очевидно, подавая Апостолом Свою Кровь, Господь также и этим поступком заключал с ними "Новый Завет в Моей крови": "Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино" (Ин 17.21) – в крови содержится плоть души (см. Лев 17.11,14).

Возможно, Апостолы тогда не осознали всей глубины случившегося в этот момент, тем более, что это было совершено посреди продолжительных последних наставлений Спасителем Своим ученикам, описанных Евангелистом Иоанном (см. Иоанн с 13 по 17 главы), тем более, что Крестная Жертва ещё принесена не была и только приступала страстная ночь, о которой сказал Сам Господь: "Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь" (Мф 26.31). После Воскресения Христова и Сошествия Святаго Духа, когда Апостолы начали еженедельно повторять и вспоминать последнюю трапезу с Ним, ради воспоминания о Нём, пришло, очевидно, осознание грандиозности и значимости совершённого Господом на Тайной вечере – что эти Чаша с Вином и Хлеб есть Им принесённая за нас подлинная Жертва, заменившая ветхозаветного пасхального ягнёнка, отменённого Спасителем и самим разрушенным Иерусалимским храмом, заповедовавшим приносить только эту Жертву во спасение и оставление грехов.

Последующее Воскресение Иисуса Христа и сошествие Святаго Духа "переменило печаль учеников на радость", что в итоге у христиан выразилось в перенесении главного дня недели с субботы на воскресение. Таким образом, основным и принципиальным отличием апостольского Преломления хлеба от иудейского седера было то, что вместо жертвенного пасхального ягнёнка в новозаветном Преломлении хлеба, Жертвой, очищающей наши грехи, является Сам Божественный Спаситель – Господь наш Иисус Христос, и эта пасхальная вечеря стала совершаться не раз в год, а каждую седмицу, в день, когда Воскрес Христос – День Господень, наступивший после субботы, или день Воскресный.

Ради установления на этой трапезе Таинств Тела и Крови Спасителя, эту конкретную вечерю в Сионской горнице стали именовать "Тайной вечерей" – то есть, вечерей, за которой было установлено величайшее из Таинств.

Господь отнял у иудеев храм, а вместе с ним и жертвы, очищающие их грехи, чтобы Самому стать очистительной Жертвой за грехи не только иудеев, но и всего мира.

Начало формирования чинопоследования Евхаристического канона

Спаситель был узнан в Эммаусе, будучи внешне другим человеком, по тому, как Он преломил хлеб. О Преломлении хлеба – священнодействии, совершаемом первыми христианами, упоминается в Новом Завете по Воскресении Христа: "И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах" (Деян 2.42); "В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба" (Деян 20.7). Причём, делалось это Преломление хлеба не в одном помещении, а в одно время в разных, "по домам" (см. Деян 2.46).

* * *

Во времена земной жизни Христа, жертвоприношение можно было приносить только в Иерусалимском храме – это было единственное место, где приносились жертвы. Господь наш Иисус Христос на Тайной вечере, после вкушения жертвенного ягнёнка, закланного в храме, претворил хлеб и вино в Свои Тело и Кровь и, таким образом, совершил жертвоприношение вне стен Иерусалимского храма. С тех пор жертва Христова приносилась сначала в домах христиан, а со временем стала совершаться в православных храмах, в которых оборудуется Алтарь в воспоминание о Сионской горнице.

* * *

Сейчас невозможно восстановить в точности все детали первых апостольских "воспоминаний", но, наверное, там был общий порядок, отличающийся в деталях и без каких-либо единых установленных молитв благодарения и благословения. Апостолы могли творить воспоминание с некоторыми различиями – и сейчас все дошедшие до нас молитвы анафор отличаются друг от друга. Причём, харизматический подъём, бывший после сошествия Святаго Духа, тем более делал излишними записи и заготовленные тексты. Воспоминания включали в себя устные произвольные рассказы о словах и чудесах Спасителя. Произносились на этих собраниях пророчества, имело место "говорение на языках", совершались исцеления. Но, самым главным, сердцем этих воспоминаний были Чаша благословения и Хлеб преломления (см. 1Кор 10.16).

Первая Евхаристия

Чудесное насыщение народа хлебами и рыбами, описанное в Евангелие, есть пророчество о Божественной Литургии (см. Мф 14.16-21; Мф 15.32-38; Мк 6.36-44; Мк 8.1-9; Лк 9.13-17; Ин 6.9-13). Хлеб и рыба – вместе, рядом, символизируют Тело (хлеб) Иисуса Христа (рыба). "Когда же настал вечер (…) велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу" (Мф 14.15,19). "Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок. Тогда велел народу возлечь на землю. И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу (Мф 15.34-35) – оба раза чудо было совершено за вечерней трапезой.

В Эммаусе также речь идёт о вечерней трапезе: "Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошёл и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба" (Лк 24.29-35). Возможно, в Эммаусе Господь после обязательной молитвы благодарения Отцу, преломив хлеб произнёс сакральную фразу: "Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов", после чего был узнан и стал невидим. Понятно, почему это могло произвести такое огромное впечатление на путников – Луку и Клеопу, что они забыли, куда и зачем им надо было идти, передумали ночевать в гостинице и тут же ночью поспешили обратно в Иерусалим, чтобы рассказать Апостолам, что они видели Спасителя, Который ими узнан был в Преломлении хлеба. То есть, в Эммаусе Воскресший Спаситель за вечерней трапезой повторил то, что было Им совершено на Тайной вечере. Таким образом Самим Господом была совершена первая, по Его Воскресении, Евхаристия (греч. – благодарение – от благодарственной славословной молитвы перед преломлением хлеба).

Чудо в Кане Галилейской также можно связать с евхаристической трапезой – Христос превратил воду в вино, а затем, позже, в Сионской горнице, вино – в Свою Кровь. Чудо превращения – преложения.

Символика в воспоминаниях первых христиан

Известно, что на субботние вечерние трапезы, кроме других продуктов, обязательно приносили рыбу и хлеба. В пользу этого говорят, например, росписи в римских катакомбах II века. Случаев, что Господь вкушал рыбу, описано немало, включая даже случаи по Воскресении: "Иисус приходит, берет хлеб и даёт им, также и рыбу" (Ин 21.13); "Они подали Ему часть печёной рыбы и сотового мёда" (Лк 24.42). Рыба занимала значительное место и в жизни первых христиан. Например, в Катакомбе Присциллы изображена трапеза, за которой шесть человек возлежат за полукруглым столом. Во главе стола мужчина с бородой преломляет хлеб. Недалеко стоит чаша, а также две тарелки с двумя рыбами и пятью хлебами, а по обоим конца стола коробы, наполненные хлебами. Изображениями рыб и хлебов, как символами Христа, украшались во многих случаях как катакомбы, в которых молились первые христиане, так и позднее храмы в Византии.

Господь перед самой трапезой омыл ученикам ноги и отёр их полотенцем-лентием (что обычно в таких случаях делали рабы или слуги). Можно предположить, что Спаситель преломлял хлеб имея на Себе подобное лентие? Тем более, по еврейской традиции во время трапезы полагалось трижды умывать руки (и, соответственно, вытирать полотенцем), что подтверждают слова Петра: "Господи! не только ноги мои, но и руки и голову" (Ин 13.9), то есть, что положено было умывать в дальнейшем, по ходу трапезы. Возможно допустить, что Господь совершал трапезу имея на Себе (вокруг шеи) полотенце: "Я посреди вас, как служащий" (Лк 22.27). (Аналогично, кстати, может быть и значение ораря у диаконов – первоначально длинное полотенце у прислуживавших во время трапезы, препоясанное через плечо?). В любом случае, как ветхозаветная вечерняя трапеза, так и новозаветное Преломление хлеба без полотенец не обходились (но и само длинное полотенце-рушник осталось на Литургии по сей день – им отирает руки епископ на архиерейской службе, а прислужник одевает его на шею и стоит с кувшином и миской для омовения рук – возможно, что Спаситель не только ноги омыл своим ученикам в тот вечер, но и трижды руки, как это полагается делать на ветхозаветной трапезе?). Также, возможно, старший (или старшие?) в собрании христиан перед Преломлением хлеба мыл ноги всем прочим, как заповедовал Спаситель (см. Ин 13.14-15) и как это сохранилось в архиерейской службе Великого четверга.

В этом свете становится понятным строгое требование Церкви совершать как Евхаристию, так и все другие Таинства обязательно в епитрахили (образе полотенца-лентия, которое было на Христе) – возможно, Апостолы запомнили именно таким своего Учителя, возглавлявшего Божественную трапезу в Сионской горнице и лентие, таким образом, стало первым христианским богослужебным облачением? Позже, в какое-то время епископы и пресвитеры в подражание Христу на время богослужения стали одевать фелонь – образ нешвенного Хитона, который носил Господь. Священнослужители не стригут волос – тоже в подражание Спасителю. Евхаристический хлеб режется специальным ножом – Копием, которое есть образ копья римского сотника, пронзившего Тело Спасителя. Возможно, в помещении, где совершалось Преломление хлеба Иерусалимской общиной, хранились те или иные святыни, связанные со Спасителем – известно, что одно время у них хранилась (и, возможно, соответствующим образом использовалась) Чаша, из которой причастились Апостолы на Тайной вечери, Хитон Христов, Риза Господня, Терновый венец, Плащаница, Убрус с отпечатанным Ликом Спасителя, Копьё, которым воин пронзил Тело Христово, и, вероятно, многие иные предметы, почитающиеся как святыни. Несколько позже, в Риме и других городах Империи, в Его воспоминание украшали стены "горницы" аллегорическими изображениями (ввиду бывших тогда гонений) – Христа в виде жертвенного агнца, в виде Доброго пастыря, изображения креста в виде различных монограмм, Божией Матери, а также рыб и хлебов, или даже изображениями самой вечери. По сей день у православных в некоторых храмах существует традиция устилать весь алтарь коврами, по аналогии с "усланной горницей" (см. Лк 22.12). На Преломлении хлеба, в соответствие с существующей общей традиции, пелись предначинательные и заключительные псалмы (которые и сегодня поются в начале и конце каждой Литургии). Престол в Евхаристическом каноне являет собою Трапезу (ранее более распространённое название Престола) – стол, вокруг которого собрались Господь и Его ученики, а Предстоятель, как писалось выше, являет образ Самого Спасителя. [7]

Молитвы в Евхаристическом каноне

В Евхаристическом каноне опущены предшествующие последования еврейской праздничной трапезы и остаётся только её завершение – когда Спаситель, по окончании трапезы возблагодарил Бога Отца и благословил последний из приготовленных для трапезы хлебов и третью чашу вина – "чашу благословения". Сегодня это благословение на Божественной Литургии предваряется призывами достойно совершить славословие Богу – перед самим благодарением мы сначала исповедуем свою веру пением Символа веры, за которым следуют призывы: "Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити"; "Милость мира, жертву хваления"; "Горе имеим сердца"; "Благодарим Господа" – и, после этого, начинается Евхаристический канон.

Остановимся кратко на Евхаристических молитвах, которые, как указано, есть молитвы благодарения, упоминаемые в Священном Писании. Вся Литургия в целом есть благодарение Богу, как и само слово "евхаристия", как указывалось выше, переводится с греческого как "благодарение". Без предварительного благодарения в ветхозаветные времена, как и во времена первых христиан, нельзя было произнести ни имени Божьего, ни совершать именем Его Таинства. Благодарение – главное в нашем отношении с Богом, его не могут воздать ни падшие ангелы, ни язычники, ни еретики. В православии этот принцип остался в Божественной Литургии. Не зря и вера наша даже именуется православной – право славящей, правильно благодарящей. В Евангелие, где описано установление Христом Таинства Тела и Крови, неизменно упоминается о предварительном благодарении Им Бога Отца: "И, взяв чашу и благодарив, подал им" (Мф 26.27; Мк 14.23); "И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им" (Лк 22.19); "Взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал" (1Кор 21.23-24). Благодарение, как указано было выше – это особые молитвы, которыми воздаётся славословие Богу Отцу и всей Святой Троице, на Литургии Иоанна Златоуста – это пение хора "Достойно и праведно есть …" и "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф …", а также тайные молитвы священника "Достойно и праведно Тя пети …" и "С сими и мы блаженными силами …". По мнению новомученика профессора Ивана Алексеевича Карабинова (1878–1937), который ссылается также на других учёных, есть основания предполагать, что отцы первых веков считали именно благодарение теми молитвами, по произнесении которых хлеб и вино становились Плотью и Кровью Спасителя. Сразу после славословных молитв в первые века христианства причащались Тела и Крови Христовых священнослужители и миряне, поскольку верили, что если жертва принята Богом, то возниспосланная благодать Святаго Духа прелагала предложенные дары. [8] Такая древняя традиция более близка к ветхозаветной вечери и соответствует тому, что Господь произнёс благодарение над хлебом и чашей с вином, при этом приподняв сначала хлеб ("Иисус взял хлеб и, благословив" /Мф 26.26/), а потом приподняв чашу над столом перед поданием Своих Тела и Крови ученикам ("И, взяв чашу и благодарив" /Мф 26.27/) – то есть, во время молитвы благодарения и преложения Даров хлеб и чаша не стояли на столе, а были в руках у Спасителя. Если Господь приподнимал хлеб и вино над столом во время благодарения Отца, то Он, очевидно, не мог благословлять их одновременно руками или рукой. Дальнейшие слова Спасителя: "Приимите, ядите…" и "Пийте от нея вси…" предполагают, что после вознесённых Спасителем молитв, Святые Дары уже преложены. [9]

Это восходит к тому, что приносимая жертва может быть или принята, или отвергнута Богом. Принятая жертва освящается самим приятием, и, вслед за принятой жертвой, ещё с ветхозаветных времён, ожидалось то или иное благодеяние от Бога. Например, в Ветхом Завете хотящий принести жертву за грех, передаёт животное священнику, "и сожжёт сие священник на жертвеннике в жертву Господу; и так очистит его священник от греха, которым он согрешил, и прощено будет ему" (Лев 4.35).

В молитве на благословение кадила, в ответ на приносимую нами жертву – благоухание от сжигаемого на углях ладана, как образа наших молитв, мы просим получить благодать Святаго Духа: "Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго, еже прием в пренебесный Твой жертвенник, возниспосли́ нам благодать Пресвятаго Твоего Духа". [10]

По некоторым сведениям, в первые времена не произносились слова Христа: "Приимите, ядите, сие есть Тело Мое…" и "Сия есть кровь Моя …" – их нет в текстах самых древних анафор. Возможно, что эти установительные слова являются позднейшим прибавлением, поскольку встречаются со времён Иустина Мученика (II век) – в первых анафорах, как указывалось выше, после славословия и молитв за Церковь, сразу следует причастие. Возможно, повторялся только главный смысл славословия (благодарения) Христа над хлебом, а затем Его благодарения над вином и, после этого, молились за Церковь и причащались. [11]

Вероятнее всего, у каждого из Апостолов было своё благодарение, в деталях могущее отличаться от последований других Апостолов, но имеющее с остальными единую суть. Об этом говорит целый ряд сохранившихся чинов Литургий, которые хоть и не служатся сейчас, но когда-то входили в практику христианских общин (Например, Литургия апостола Иакова, Литургия апостола Марка, Литургия Григория Богослова, Галликанская Литургия, Медиоланская Литургия, Мозарабская Литургия и многие другие сохранившиеся полностью или фрагментарно литургии и последования Анафоры). [12]

Евхаристический канон возглавляет (произносит возгласы и все иные действия) только один священник, прообразуя собой Господа Иисуса Христа во главе трапезы в Сионской горнице. В этот исключительный момент Божественной Литургии, в Евхаристической молитве (в отличие от других мест Литургии), нет равноправных сослужащих – как нет их даже в современных чиновниках и служебниках (в которых отсутствуют сослужащие и все службы совершает только один священник и один диакон). В древности возглавляющий Божественную Трапезу священник, представляя собой Спасителя на Тайной вечере, подавал Св. Причастие даже архиереям, присутствующим в Алтаре, но не служащим.

Дальнейшее развитие

В иудейском календаре, как и в православном богослужебном календаре, сутки заканчивается с заходом солнца. Все празднуемые после захода солнца церковные события, относятся уже к следующим суткам. Первые христиане вначале собирались в субботу вечером, после захода солнца, и отмечали, таким образом, Воскресение Христово (так же сейчас и в Православной Церкви – воскресная вечерня служится в субботу вечером). У первых христиан Евхаристия была соединена с вечерней трапезой, но, ввиду неизбежно случавшихся на общей трапезе излишеств и нарушений, как об этом пишет Ап. Павел (см. 1Кор 11.17-34), Евхаристический канон был изъят из вечерней трапезы, и стал служиться отдельно, в воскресный день после того, как отслужена утренняя служба и взошло солнце – Солнце Востока, прообразующее Второе Пришествие Господне (поэтому, Литургию иногда называют Обедней). Вечерняя трапеза (агапа), сама по себе, оставалась ещё долгое время, но без Евхаристии – у православных её отголоски сохранились в Чине о Панагии.

Господь и Апостолы возлежали на Тайной вечере, но это обычай, перенятый евреями у поработителей-римлян – признак свободных господ: "Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий" (Лк 22.27). Изначально в Законе предписано есть ветхозаветную пасху стоя, одетыми, поспешно и, как бы, готовыми в дорогу (см. Исход 12.11). Но, как видим, и в иудаизме обычаи претерпевают изменения. Сейчас православные совершают воспоминание о Тайной вечере стоя в храме.

Сегодня на Божественной Литургии также происходит Преломление хлеба – Тела Христова. Христос на Тайной вечере не резал хлеб ножом, а по существующему тогда обычаю преломлял его руками. И сегодня этот Божественный хлеб – Тело Христово – священником преломляется руками (по заранее сделанным надрезам). Но это действие уже не входит в состав Евхаристического канона, а совершается сразу после его окончания.

Позже к Преломлению хлеба в Божественной Литургии прибавилась и закреплённая в чинопоследовании в виде символических действий, повествовательная линия – воспоминание Рождества Христова (Проскомидия – изъятие из просфоры Агнца) – бывает во время чтения часов (присутствуя в храме во время чтения часов, мы, как-бы присутствуем при Рождестве Христовом), выхода Спасителя на проповедь (Вход с Евангелием), в которую вкраплена линия страстей – голгофских страданий (Проскомидия – прободение Копием Агнца, излитие Крови в Чашу), страданий и смерти (надрезы и прободение Агнца – воспоминание о принесении Жертвы, совершается, как в древности, на Жертвеннике – Проскомидия в древности совершалась непосредственно перед Великим входом, как это частично сохранилось в Архиерейском чине Литургии), погребения (Великий вход), обвивание Плащаницей, возлияние благоуханий на Камне помазания и положение во Гроб (положение Даров на Престол, знаменующий и Камень помазания и камень Гроба Господня, покрытие их воздухом и каждение), Воскресения (открытие Царских врат и причастие), Вознесения на Небо (перенесение Святых Даров с Престола на Жертвенник) – всё то, что во времена Апостолов за Преломлением хлеба вспоминалось устно, в произвольной форме.

В Русской традиции стараются повторить во внутренней архитектуре храма иерусалимский храм Воскресения Словущего: Алтарь – Кувуклия с обязательной, рядом расположенной, Голгофой в виде Распятия с предстоящими (сейчас обычно Канун, где служатся панихиды). Кроме Кувуклии, Алтарь символизирует Сионскую горницу, а также Небесное Царство со стоящим посреди Престолом, на котором "Агнец как бы закланный" (Откр 5.6), а также восседает Царь Царствующих. Внутреннее устройство и роспись храма – подобие Святой Земли с особыми местами из жизни Спасителя – Рождества, Крещения, Преображения, Вознесения и другими, которые изображаются на стенах храма (таким образом, всякое посещение русского храма – это есть и образ паломничества в Святую Землю).

Основные песнопения Литургии ведут историю с самых первых времён христианства. Как свидетельствует церковное предание, с I века существовали евхаристические молитвы, антифонное пение, "Милость мира…". Позже были введены другие духовные песнопения и молитвы: "Святый Боже…" – с 438 года, Символ веры – с 510 года, "Единородный Сыне…" – с 536 года, "Да исполнятся…" – с 620 года, "Достойно есть яко воистину…" – с 980 года и т.д.

С течением веков, силою и действом в Церкви Святаго Духа, Божественная Литургия получила вид и форму, за которой мы молимся сегодня. В Византийский период Литургия была украшена элементами царского церемониала, епископы получили право посреди храма одевать саккос – торжественную одежду царей и митру – корону, а также восседать в центре храма, как восседал Византийский император в своём дворце на царском троне во время дворцовых церемоний – во образ Христа как Небесного Царя. Божественную Литургию, построенную как византийский церемониал, мы имеем и сегодня. Но, при этом, за Литургией мы должны молиться так, чтобы эта царственность не заслоняла, а наоборот, усиливала глубину и значимость простой прощальной трапезы Христа со Своими учениками, непосредственное воспоминание о которой (Евхаристический канон) занимает менее 10 минут времени от продолжительности всей Божественной Литургии.

Заключение

Одним из выводов, сделанным из написанного, должно стать то, что каждый христианин обязан неукоснительно посещать храм Божий в Воскресный день, по Завету Спасителя и согласно практике первых христиан – Божественная Литургия как воскресное собрание в воспоминание Христа, должна стать центром жизни каждого из нас. Вселенские Соборы предполагали отлучение от Церкви за непосещение храма в воскресные дни: "Если мирянин, пребывая недалеко от храма, три воскресных дня, в продолжении трёх седмиц, не придёт в собрание, да будет удалён от общения церковного" (11 прав. Сардикийского Собора, то же прав. 80 Трулльского Собора).

Если нет поблизости храма и священника, христиане обязательно должны в Воскресный день "собираться по домам" молиться и вспоминать события Тайной вечери, происшедшие в этот день. Конечно, когда есть священник, Божественная Литургия, как воспоминание о Тайной вечери, служится постоянно. Но, когда его нет, возникает проблема с исполнением заповеди о воспоминании. Возможно, следует разработать чин такого "воспоминания" без священника – своего рода, обедни для мирян, как дополнение к читаемыми мирянами установленными молитвами – можно, например, прибавить чтение из Евангелия и Апостола о Тайной вечере, почитать на эту тему поучения святых отцов. То есть, вспомнить в этот день Искупительный подвиг Спасителя, Его учение, страдание и смерть, и, главное, Тайную прощальную вечерю в Сионской горнице, где установлено Таинство, благодаря которому Он телесно присутствует посреди нас. В помещении для молитвы должна быть большая икона или изображение Тайной вечери. Мне представляется, что чтение одними мирянами только часов и обедницы недостаточно, поскольку эти чинопоследования не включают в себя прямых воспоминаний о Тайной вечере. [13]

Мы не знаем, что ждёт Церковь Христову в ближайшие годы, известны пророчества о возобновлении гонений, но, конечно, не на лже-церковь-блудницу, восседающую на драконе и пьющую кровь святых, а на Церковь Исповедницу, укрывшуюся в пустыне. Возможно, нельзя будет служить Литургию во всей её торжественности, и придётся, в силу возобновившихся жёстких гонений, составлять самый упрощённый чин Литургии (как это случалось в катакомбах СССР – приходилось служить такие чинопоследования богослужений, которые позволяли обстоятельства). Поэтому, что бы ни случилось, в любых обстоятельствах, следует, конечно, всеми силами стремиться сохранять всю Литургию, во всей её полноте и разнообразии, но, если гонения не позволят это делать, то нерушимо хранить главное, что есть в Божественной Литургии – её сердце и смысл – Евхаристический канон.

+ Митрополит Агафангел

Одесса, август 2018 года

Примечания

[1] Для простоты изложения я пользуюсь текстом Литургии Иоанна Златоуста. В Литургии Василия Великого тайные молитвы священника, повторяя смысл аналогичных молитв Литургии Иоанна Златоуста, отличаются большей продолжительностью.

[2] О значении молитв, славословящих Бога, как жертвы Богу, говорится во множестве мест Священного Писания и в церковных молитвах: "Жертва Богу – дух сокрушен" (Пс 50); "Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его" (Евр 13.15); "Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя" и т.д.

[3] Апостольские постановления, книга VIII, главы 12–15.

[4] В Римской церкви примерно с V века и по сей день считают, что предваряющая установительные слова молитва благодарения (славословие) есть одновременно и призывание Святаго Духа, и, поэтому, по их мнению, преложение Даров совершается после установительных слов.

[5] Мы видим, что Пасхальную трапезу Спаситель с учениками совершали не накануне первого дня песаха (14 нисана), а на сутки раньше, 13 нисана. О дне, когда Господь совершал пасху, пишется в Евангелие: "Через два дня [то есть, в субботу] надлежало быть празднику Пасхи и опресноков" (Мк 14.1) – Господь и ученики ели пасху не накануне праздника Пасхи и опресноков, как это делали другие иудеи, а за сутки до этого. Этому, якобы отклонению, существует достаточное количество объяснений – например, у разных направлений в иудаизме были разные традиции песаха, Господь с учениками придерживались традиции, бывшей у Назореев, согласно которой, если первый день семидневного праздника песах (14-21 нисана), когда положено есть пасху, выпадал на субботу, то седер (главный пасхальный ужин) переносился на сутки раньше, то есть, на 13 нисана (с вечера в пятницу на вечер в четверг), когда ещё не наступил день опресноков и допускалось употребление в пищу квасного хлеба. То, что в тот год 14 нисана пришёлся на субботу, подтверждается Евангелистом Иоанном: "От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро [пятницы – прим. +МА]; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху [вечером в пятницу – прим. +МА]" (Ин 18.28); "Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их" (Ин 19.31) – отсюда видно, что другие евреи только собирались есть пасху, которая пришлась на субботу – "день великий". Следует заметить, что с изложенным расходится свидетельство Евангелиста Луки, который пишет: "Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального [агнца] (Лк 22.7) – согласно этому свидетельству, Господь с учениками ели пасху в пятницу вечером, вместе с остальными иудеями, в день опресноков (то есть, когда было категорически запрещено употреблять в пищу квасной хлеб), что, как мы видим, не подтверждается другими евангелистами и всеми Евангельскими событиями. Возможно, этому есть объяснение, которое мне пока не известно. Православная Церковь приняла, что Тайная вечеря совершалась вечером с четверга на пятницу, поэтому у нас проскомидия на квасных просфорах. Католики считают, что тогда день опресноков уже наступил, и, поэтому служат на пресном хлебе. Но в Евангелие указано прямо, что Господь преломил именно хлеб (т.е., квасное) а не опреснок (т.е., бесквасное или, по-современному – мацу).

Также существует версия, подтверждённая позже Кумранскими рукописями, что в те времена были разные календари, и календарь Назореев отличался от других направлений в иудаизме.

Существует и такое объяснение: Господь, зная, что произойдёт этой ночью, совершил прощальную вечерю со Своими учениками заранее, чтобы попрощаться с ними, дать последние наставления и Самому стать в день ветхозаветной пасхи последней кровавой Жертвой во оставление грехов всех людей.

[6] Поскольку не только приготовить, но и есть пасху можно было только в Иерусалиме, Законом предписывалось прибыть в город всем евреям, находящимся на расстоянии, не превышающем тридцати дней пути (около тысячи четырёхсот километров)от Иерусалима, и во дни Христа число населения города достигало трёх миллионов. Римляне в эти дни усиливали свой гарнизон, опасаясь волнений. Возможно, народные вожди рассчитывали в это время, бывающее только раз в году (пользуясь тем, что весь народ был собран в одном месте), поднять восстание против римлян (тем более, что вспоминалось избавление от египетского рабства), и надеялись, что Христос, как пользующийся огромным авторитетом в народе, возглавит это восстание и станет Царём Иудейским. Не зря Пилат расспрашивал Христа, Царь Он, или нет, и убедившись, что Господь не намерен и намеревался возглавить бунт против римлян, стал на Его защиту, водрузив позже над распятым Христом надпись: "Царь Иудейский".

[7] Престол (другое название – Трапеза) имеет ряд символических значений, основные из них – стол на Тайной вечере (т.е, собственно, Трапеза), а также гроб – камень, на который было положено Тело Иисуса, кстати, такое же значение, гроба Христова, имели могилы первых мучеников в Риме, на которых служились Литургии в первые века. В Русской Церкви Престол изготовляется из дерева в виде стола на четырёх ножках. У греков также были древние Престолы в виде столов из камня, наряду с цельными в виде гроба, вплотную приставленными к задней стене алтаря, как в Кувуклии на Гробе Господнем. Сейчас некоторые утверждают, что поскольку Господь и Апостолы возлежали, то яства во время трапезы ставились на усланный пол, но это не так, поскольку стол упоминается в Евангелие: "И вот, рука предающего Меня со Мною за столом" (Лк 22.21).

[8] См. Проф. И.А. Карабинов. Евхаристическая молитва (Анафора), раздел II Происхождение анафоры.

[9] Возможно, стремление отойти от иудейской ветхозаветной традиции стало одной из причин не закреплять в Церкви эту практику.

[10] Для освящения или благословения чего-либо не обязательно благословение рукой. Многое, например, освящается окроплением святой водой или помазанием освящённым елеем. Исключительно по молитвам освящается или благословляется сама святая вода, пшеница, вино и елей на литии и многое другое.

[11] Даже в Евангелиях, при сохранении общего смысла, отличается текст как слов Спасителя на Тайной вечере, так, даже, молитвы Отче наш.

[12] В Литургия Преждеосвящённых Даров Григория Двоеслова нет Евхаристического канона, нет благословения хлеба и вина, хоть и есть преломление уже освящённого хлеба – чинопоследование, которое уже не входит в Евхаристический канон.

[13] Особенно эта необходимость становится актуальной в наши дни, когда нет священника и люди часто не знают, что им делать по воскресеньям. Возможно, о Тайной вечере можно вспоминать за семейным ужином в субботу, как это делалось у первых христиан? Было бы интересно в этом отношении ознакомиться с практикой катакомбников, оставшихся без священников (ИПХ), различных старообрядцев, долгое время бывших без священства. А также рассмотреть опыт других групп, путь даже неправославных? Может, получится найти или выработать приемлемый для православных чин, ради исполнения Христовой Заповеди? Раньше священников было достаточно, и этот вопрос не мог даже возникнуть, но сейчас наступило иное время. Сейчас иудеи, в отсутствии своего священства, совершают ветхозаветную пасхальную трапезу (седер) без самого главного в ней – жертвенного ягнёнка. Возможно, у христиан, оставшихся без священника, также может быть чин воспоминания Тайной вечери без преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя, которое совершать может только священник? Если же есть запасные Святые Дары (обеспечить которыми можно вменить в обязанность священникам, с которыми возможно встретиться мирянам, живущим изолировано – если на это будет благословение Синода), то может быть и чин причащения этими Дарами на таком воспоминании, возможно, с предварительным исповеданием грехов, используя современные средства связи (у катакомбников были исповеди и по телефону, и в переписке по почте). Если бы мы собирались неукоснительно, каждое воскресение, вокруг воспоминания о Трапезе Господней, и это стало бы для нас Законом, как это было у первых христиан, то эти собрания значительно бы укрепляли дух христиан последних времён.

Приложение

Как приготовляли пасху в Ветхом Завете в Иерусалимском храме

У евреев сохранилось описание приготовление пасхального ягнёнка в Иерусалимском храме, сделанное римским наместником:

"Когда наступает месяц, называющийся у евреев Нисаном, царь и судьи посылают вестников ко всем жителям окрестностей Иерусалима, владеющим стадами крупного и мелкого скота. Всем им предписывается привести скот в Иерусалим, чтобы прибывающие туда паломники могли приобрести животных для жертвоприношений и просто для еды, поскольку паломников прибывает очень много. Имущество всех тех, кто не приводит свой скот к указанному сроку, конфисковывается в пользу Храма. Поэтому все, кто владеют скотом, поспешно прибывают в город. Они переводят скот через речку, протекающую неподалеку от Иерусалима, чтобы очистить животных от грязи. Говорят, что именно об этом сказал царь Шломо: "Стадо овец, вышедших из купальни" (Шир га-ширим, 4,2).

Когда эти стада поднимаются на холмы, окружающие Иерусалим, их так много, что травы уже не видно – холмы становятся белыми, как пух. А когда наступает 10-е Нисана (за четыре дня до 14-го Нисана, когда приносились жертвы), все отправляются покупать животное для жертвы, которая называется "пасхальной".

Согласно еврейскому обычаю, в толпе людей, ждущих своей очереди купить животное для жертвы, ни один человек не говорит другому: "Подвинься" или хотя бы "Позволь мне пройти" – даже если первый из них – царь Израиля. Я спросил у когенов, откуда берётся этот обычай, противоречащий морали и здравому смыслу, и они ответили, что никто не может претендовать на превосходство над другими, когда речь идёт о подготовке к исполнению служения Всевышнему, и тем более – о самом служении. В эти часы все евреи равны.

Когда наступает 14-е Нисана, служители поднимаются на вершину высокой башни, поднимающейся над Храмом. Евреи называют её Луль. Они трубят в три серебряные трубы, а затем объявляют: "Слушай, народ Всевышнего! Пришло время зарезать пасхальную жертву в честь Того, чьё Имя пребывает в этом великом и святом Храме". Когда народ слышит эти слова, он надевает праздничные одежды, потому что, начиная с середины дня, у евреев праздник – время принесения жертвы.

У входа в большой двор Храма стоят 12 левитов с серебряными жезлами, а внутри двора – 12 когенов с золотыми жезлами. Левиты предупреждают входящих, чтобы они вели себя спокойно и не толкались, не спорили и не повредили друг другу в волнении и спешке. Однажды в Песах уже случилось несчастье, когда толпа задавила одного старика с его жертвой. Когены, находящиеся внутри двора, размещают входящих так, чтобы они не мешали друг другу, и запирают ворота, когда убеждаются, что во двор уже вошло достаточно народу.

А там, где зарезают жертву, стоят когены в несколько рядов. В руках у них золотые и серебряные сосуды, причём весь ряд держит одинаковые сосуды – либо золотые, либо серебряные, – ибо так красивее и величественнее. Коген, стоящий в начале ряда, получает сосуд с кровью зарезанной жертвы и передаёт его соседу, который передаёт его дальше по ряду, пока он не попадает к когену, стоящему у жертвенника. Там сосуд опорожняется и передаётся обратно из рук в руки до начала ряда, так что в итоге каждый коген получает и передаёт сначала полный, а затем пустой сосуд. Все это происходит очень быстро и без малейшей задержки, так что сосуды, кажется, буквально перелетают через двор.

Это удивительное проворство достигается тем, что в течение тридцати дней когены приучаются к этой работе так, чтобы в ней не было ни малейшего изъяна.

Во дворе стоят два высоких столба, а на них – два когена с серебряными трубами в руках. Они трубят в них, как только очередная смена начнёт жертвоприношение, чтобы стоящие внизу, на своих возвышениях когены могли вовремя начать читать Галлель, сопровождая чтение игрой на всех своих музыкальных инструментах, которые обязательно выносятся в этот день из хранилищ. Владелец приносимого в жертву животного также читает Галлель. Если чтение завершается до того, как вся смена заканчивает жертвоприношение, оно начинается сначала. После того, как все животные зарезаны, их подвешивают на железных крюках, чтобы разделать и снять шкуру. Те, кому не хватает крюков на стенах, объединяются по двое, кладут палку себе на плечи, подвешивают к ней животное и разделывают его. Затем владелец животного отделяет части, которые должны быть сожжены на жертвеннике, забирает остальное и уходит, гордый и радостный, как если бы отправился на войну и вернулся с победой, потому что у евреев считается великим позором не принести вовремя пасхальную жертву.

На время этой службы когены надевают красные одежды, чтобы капли крови, если они попадут на неё, были незаметны. Это совсем короткое платье, доходящее лишь до голеней. Рукава у него короткие, не закрывающие кисти рук. Обуви они не надевают, чтобы быть проворнее и ни на мгновение не задерживать службу. На голове они носят небольшую шапку, вокруг которой обмотан тюрбан длиной в три амы. Первосвященник, как мне рассказывали, носит четырёхслойный тюрбан белого цвета.

Печи, в которых жарятся жертвы, устанавливаются у дверей домов. Мне рассказывали, что таким образом у евреев прославляется праздник и декларируется вера в Всевышнего. Поджаренное мясо съедается с пением и чтением Галлеля, так что слышно на большом расстоянии. Все ворота Иерусалима настежь открыты в пасхальную ночь, ибо множество людей входят и выходят в них".

* * *

Это всё грандиозное действо отменил наш Спаситель и заменил его Своей Жертвой за наши грехи (прим. +МА).

Метки: рпцз, митрополит агафангел, конференции

Печать E-mail

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.

Интернет СОБОР
При использовании материалов сайта активная ссылка на http://internetsobor.org обязательна
© 2012 http://internetsobor.org Все права защищены

Find us on Google+

RizVN Login
Powered by Warp Theme Framework