АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Митрополит Агафангел: Самое пагубное заблуждение

Церковь или христианство

Сегодня если присмотреться к тому, что в целом принято именовать христианством, то напрашивается общий вывод, объединяющий современное его состояние и все существующие там заблуждения: в "мировом христианстве" полностью утрачено понятие Церкви, вернее, даже не понятие, там, собственно, отсутствует сама, основанная Христом Церковь, о Которой Господь сказал: "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её" (Мф 16.18) — то есть, ещё раз: современное христианство исключает Церковь, основанную Христом.

Об этом отступлении писал ещё в далёком 1915 году священномученик Иларион Троицкий в своём труде "Христианства нет без Церкви". Святитель Иларион начал с отступления папизма, в котором Церковь устраняется тем, что истину там, якобы, может вещать исключительно Папа со своей кафедры; затем появился протестантизм, насадивший внутри себя множество "вещающих истину" пап: "именно протестантизм открыто провозгласил величайшую ложь: можно быть христианином, не признавая никакой Церкви" — свидетельствует священномученик Иларион. То есть, Церковь в наше время оказалась подменена неким "христианством", что является, по свидетельству свят. Илариона, "самой ужасной подделкой веры Христовой". Из протестантизма это отступление постепенно перешло и в наше общество, что благоприятствовало насаждению на нашей земле множества сект.

* * * *

Сказанное святителем Иларионом стало особенно актуальным в наши дни. Мы пришли, к сожалению, к полной утрате понимания Церкви. Забыли, что Христос основал на земле не христианство, а именно ЦЕРКОВЬ, только Церковь и больше ничего. И только одну Церковь — сообщество Своих последователей, среди которого Он присутствует Своими Телом, Кровью и Спасительной благодатью Святаго Духа. Истина содержится только Церковью, единое тело которой — народ Божий, а Глава — Христос.

О Церкви

Самым простым и ясным определением Церкви является то, что Церковь — это Тело Христа. Апостол Павел пишет о Христе: "Поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его" (Еф 1.22-23), и "Он есть глава тела Церкви" (Кол 1.18). Тело Церкви, имея Главою Иисуса Христа, составляет единое целое со множеством Его святых последователей, которые Любовью Отца и Благодатью Святаго Духа объединены в одно Тело со Христом — во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Господь свидетельствует: "Истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Ин 6.53-54).

Главное в Церкви — участие в подлинной Евхаристии, что есть следование словам Спасителя: "Сие творите в Мое воспоминание" (Лк 22.19; см. 1Кор 11.24-25). Как Един (один) Господь, так же Едина (одна) и Его Церковь (Христос умолил Отца: "да будут все едино"), также Едина (одна) Евхаристия. Не имеющие общей Евхаристии верующие не имеют единства во Христе и не могут составлять собою основанную Христом Церковь.

Для пребывания в Церкви не так важно для каждого её члена, скажем, точное и полное понимание православной веры — здесь и младенцы, не отличающие правую руку от левой, и простые некнижные рыбаки и плотники. Таким людям достаточно, как пишется в Евангелии — исповедовать Христа Сыном Божиим, и спастись этим исповедованием, пребывая в Церкви. А можно погибнуть вне Церкви, зная при этом в деталях всё существующее богословие — подобно знающим всё бесам.

Церковь Вселенская, Поместная, приходская и домашняя

Едина Святая, Соборная и Апостольская Церковь состоит из всех верующих во Христа — принявших Таинство Крещения и причастившихся Святых Тела и Крови Христовых, и живущих верой как одна семья, как единый народ христианский: "У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа" (Деян 4.32). Все православные христиане, объединённые общим для них Таинством Евхаристии и Спасительной благодатью Святаго Духа, вместе составляют единую Церковь, — одно большое собрание. "Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих" (2Кор 12.12-14).

Единая Вселенская Церковь состоит из церквей Поместных, те, в свою очередь, состоят из самостоятельных епархий, епархии — из приходов. В наши дни оскудения вновь появились малые домашние церкви, состоящие из одной или нескольких семей. Все они, пребывая в Евхаристическом общении, общих Таинствах и молитвах, в своей совокупности и составляют Единую Вселенскую Церковь. Причём, если домашняя церковь состоит из одной христианской семьи, то приход, состоящий из нескольких семей, являет собою одну бо́льшую семью, так и епархия, и Поместная Церковь, как и Вселенская — есть в целом единая большая православная единоверная и единомысленная семья во главе со Христом.

Может быть вынужденное, насильственное разделение людей, делающие физически невозможным Евхаристическое общение (войны, тоталитарные режимы эпидемии и т.д.), тогда Церковь вступает в особое своё состояние, которое предусмотрено Указам № 362 Святейшего Патриарха Тихона и Высшей Церковной власти от 7/20 ноября 1920 года. Но, когда насильственного разделения нет, "воздержание" от Евхаристического общения есть несомненный признак сектантства.

* * * *

От Церкви отпадают 1) те, кто, даже имея "правильную веру" и "апостольскую преемственность", с одной стороны, пытаются ввести в церковную ограду "гостей в небрачной одежде" — еретиков и раскольников (экуменизм — также сюда, тем более, относятся и все управляемые извне центры "мирового православия", вроде МП); 2) и отпадают также те, кто отказывает в присутствии в церковной ограде достойным (раскольники, "оскольники" и сектанты) — даже в монашеском постриге вручается обувь, чтобы постригаемый благовествовал истину окружающему миру — замкнувшиеся в своей "праведности" превращаются в изолированную секту.

* * * *

На это ясно указывал и наш святой Первоиерарх митрополит Филарет, на Архиерейским Соборе напомнив слова свт. Иоанна Златоуста о раскольниках — "Нет большего греха чем раскол. Он не омывается даже мученической кровью. (…) Если они веруют так же, как и мы, то почему они не с нами? Если у них хорошо, то у нас плохо, а если у них плохо, то хорошо у нас (см. Протоколы Арх. Собора РПЦЗ 1978 года, прот. №7). Эту же истину святитель Филарет повторил в своей проповеди: "Златоуст говорит то, что нужно запомнить всем: если у них хорошо, то у нас худо, если у нас худо, то у них хорошо. Двух правд быть не может — одна правда. Если они правы, то, значит, уходя в раскол они унесли с собой благодать, а если мы правы, то благодать у нас остаётся, а они безблагодатны!" https://youtu.be/h96A8DA1ej0

Не могут находиться в Церкви две или более групп верующих, не имеющих друг с другом Евхаристического общения — в лучшем случае, только одна из них может быть в Церкви (вернее, являться Христовой Церковью), все другие же — только вне её.

Не желающие восстановления Евхаристического общения, подпадают под осуждение Указа № 362 Святейшего Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета, пункт 9 которого гласит: "В случае крайней дезорганизации церковной жизни, когда некоторые лица и приходы перестанут признавать власть епархиального Архиерея, последний (…) не слагает с себя своих иерархических полномочий, но организует из лиц, оставшихся ему верными, приходы и из приходов благочиния и епархии, предоставляя, где нужно совершать богослужения даже в частных домах и других приспособленных к тому помещениях и прервав церковное общение с непослушными". В данном контексте "прервав церковное общение с непослушными", означает прекращение Евхаристического общения, то есть, по факту, отлучение от Церкви тех, кто противится её единству.

Группы верующих, решивших замкнутся и не предпринимающих усилий для установления церковного общения с другими подобными группами, нарушают также пункт 2 упомянутого Указа Патриарха Тихона: "епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях".

Указ № 362 не есть Указ "о разделении Церкви", как его трактуют далёкие от Церкви люди, а напротив, этот Указ о сохранении единства Церкви в условиях войны, гонений и разделений.

Православные христиане по сути своей стремятся к единству Церкви, в отличии от самозамкнутых сектантов.

* * * *

Особенно сказанное показательно для отколовшихся от РПЦЗ довольно многочисленных расколов, выродившихся к настоящему времени, к сожалению, в секты, но почему-то гордо именующих себя "осколками", для которых слова Символа веры: "Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь", давно уже превратились в пустой звук. Мнимая личная "правильность" расколовождей не гарантирует их пребывания в Церкви, как не гарантирует "апостольская преемственность", "православное вероучение", "нравственную жизнь" (хоть всё это, в чистоте своей, безусловно, необходимо).

Под апостольской преемственностью следует понимать то, что у Церкви не может быть иного основателя, кроме Господа нашего Иисуса Христа, и преемственность от Него должна быть непрерывной отпавшие от Церкви теряют и апостольскую преемственность, и Спасающую благодать Святого Духа, которую самостоятельно восстановить они уже не могут. Церковь Христова — это то сообщество верных, которое никогда в истории не откалывалось от тех, кто был в Сионской горнице со Христом за Тайной вечерей, и тех, кому они передали полученную там Спасающую благодать.

Отпадшие от Церкви не могут "выздороветь" или возродиться — у них только один путь воссоединение с Церковью, то есть, присоединиться к тем, кто от Церкви не отпал. Другого пути возвращения в Церковь нет.

Не считая исключительно только себя пребывающими в Церкви, мы обращаемся к другим с призывом о установлении диалога друг с другом, помня слова Христа прийти к Нему всем, ради спасения каждого.

Потому наш Синод постоянно обращается к тем, кто был в Церкви (в первую очередь, РПЦЗ), а сейчас представляет из себя изолированную группу отсутствие Евхаристического общение и нежелание восстановить это общение с единоверными людьми является очевидным признаком секты. Православным христианам следует всегда подвизаться за единство Церкви только в ней Христос и наше спасение.

+ Митрополит Агафангел

23 января/5 февраля 2025 года

Метки: рпцз, митрополит агафангел

Печать E-mail

Комментарии   

# RE: Митрополит Агафангел: Самое пагубное заблуждениеМитрополит Агафангел 11.02.2025 11:31
Вывод такой: подлинными последователями Божиими является только ОДНА из множества групп, совершающих евхаристию. Только у одной из множества - Евхаристия есть подлинные Тело и Кровь Христовы, поскольку Церковь Христова только ОДНА. Церковь не тождественна "христианству".

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.