АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Митрополит Агафангел: Современное состояние русского православия

Доклад, прочитанный на ежегодной конференции "Пути православия в современном мире". Одесса, 9 августа 2021 года.

В наши дни состояние русского православие представляется, к сожалению, весьма плачевным.

Об "альтернативном" православии

Поскольку мы не находимся в "официальном православии", прежде напишу о том, что происходит вокруг нас. В так называемом "альтернативном" православии проблем множество. Там, к большому сожалению, утверждается и во многих случаях утвердилось окончательно, сектантство. Из всего количества существующих групп выделю тех, с кем ещё можно было бы говорить, условно выражаясь, "на равных" — 1) РПАЦ, 2) РИПЦ, 3) РПЦЗ/ПРЦ (Филарета Семовских), 4) РПЦЗ (Владимира Целищева), 5) РПЦЗ (Вениамина Жукова) 6) РосПЦ (Антония Орлова) — поскольку они происходят непосредственно от РПЦЗ. Остальные существующие группы находятся уже несколько далее допустимой нами максимальной икономии, поскольку являются или расколами от расколов, или имеют сомнительное происхождение. К сожалению, на все наши многочисленные обращения к перечисленным выше представителям и предложения приступить к переговорам, был получен отказ в той или иной форме.

1). После разделения 2007 года я обратился к митрополиту Валентину (Русанцову) в 2009 году (также к РПЦЗ-В и РИПЦ) с предложением обсудить вопрос нашего сближения, на что митрополит Валентин заявил, поскольку мы еретики-киприаниты, то только после нашего покаяния, он, якобы, будет согласен что-либо обсуждать. Совершенно ясно, что обвинение нас в несуществующем "киприанизме" является только предлогом для нежелания вести переговоры. Позже, с митрополитом Феодором, возглавляющим РПАЦ (после смерти митр. Валентина), я разговаривал по телефону и услышал, что корабль Русской Церкви разбит, его нет, и все спасаются на его обломках — щепках, поэтому нет никакого смысла объединяться.

2). Архиепископ Тихон, возглавляющий РИПЦ, на обращение к нему по поручению нашего Архиерейского Синода епископа Южно-Американского Григория от 13/26 авг. 2014 г., в своём ответе от 27/10 (?) декабря 2014 г. заявил, что "каноничность вновь созданного ВВЦУ нельзя признать, ввиду того, что в основании этой организации присутствует ложь". Такой "лжи" вл. Тихон насчитал две. Первая состоит в якобы подложном заявлении епископа Ирийского Даниила, в котором он пишет, что в нашу РПЦЗ можно принимать из "числа недавно отошедших от РПЦЗ русских группировок и даже из МП, кроме РИПЦ". А вторая ложь — это наши совместные с "киприанитами" хиротонии. Эти две лжи "не могут сообщить каноническую церковную преемственность законной Церковной власти вновь образованного епископом Агафангелом ВВЦУ от Русской Православной Церкви". В конце своего ответа архиеп. Тихон заключил, что мы должны были в соответствие с Указом 362 присоединиться к нему и предлагает нам "исправить перечисленные нарушения, и искренне покаяться [очевидно, перед ним] в своих деяниях". Я, в свою очередь, несколько раз предлагал архиеп. Тихону, когда он бывает в Одессе (бывал ежегодно), встретиться хоть бы для знакомства, но не получил никакого ответа.

Следуя мнению архиеп. Тихона, правы только те, кто последовал за архиеп. Лазарем. Последовавшие за митр. Виталием, или не принявшие Акта о объединении РПЦЗ с МП, только через покаяние перед архиеп. Тихоном могут, якобы, вернуться в Русскую Православную Церковь.

3). РосПЦ (Филарета Семовских). Митрополит Филарет (Семовских), вроде бы не против говорить на тему установления общения и, как говорят, даже собирался приехать в Одессу, но поскольку у него слабое здоровье и в Австралии были очень строгие меры изоляции в связи с пандемией, никаких переговоров так и не состоялось.

4). РПЦЗ (Владимира Целищева). Наш Архиерейский Синод в 2018 году, отправил упомянутым здесь юрисдикциям очередное обращение (помимо направленных прежде) с призывом "вступить в переговоры с целью выяснения возможности преодоления церковного разделения". Из всех запросов, ответ на обращение мы получили только от архиеп. Владимира Целищева. Но, к сожалению, это был сплошной поток ругательств (в самом прямом смысле), озаглавленный "Ответ на Обращение от раскольников-агафангелят", исполненный выражениями, вроде "вы просто нецерковные люди, самозванцы", "еретики и раскольники не имеют священства, поэтому вы даже не мiряне Православной Церкви". Этот поток сознания завершался словами: "Какой нормальный и православный человек будет равнять ряженого еретического шута с настоящим Архиереем?" [то есть, с Владимиром Целищевым]. Ясно, что с подобного рода "настоящими Архиереями" вообще невозможно разговаривать из-за их неадекватности. Причём, это был его второй ответ в таком же точно духе (если мне не изменяет память) — первый был в 2007 или в 2008 году в качестве ответа на мой призыв (при личной встрече в Астории, США) предпринимать шаги ко сближению.

Здесь следует заметить, что конечно, ситуация вокруг митр. Виталия была наиболее опасна для агентуры по уничтожению РПЦЗ, и безусловно, вокруг митр. Виталия, даже теоретически, должно было быть сосредоточено наибольшее количество агентов КГБ. То, что там за короткий период произошёл целый ряд расколов, вполне это подтверждает. Совершенно ясно, что КГБ-шники должны были, во-первых, изолировать митрополита Виталия от всяких "случайных" контактов извне, а во-вторых, как кукушонок в гнезде, вытолкать из окружения митрополита всех "случайных" (то есть, верующих) людей, которые могли бы привлечь других искренних противников уничтожения нашей Церкви, при этом сама КГБ должна была оставаться рядом с митрополитом Виталием до его последнего вздоха. Я не могу угадывать, кто именно там был агентом Москвы, но что они там были и своё дело сделали, у меня лично сомнений нет.

5). С РПЦЗ (Вениамина Жукова) нет возможности вести переговоры. Сам о. Вениамин уже в очень почтенном возрасте (на два наших официальных обращения к нему конструктивного ответа не последовало), а других "переговорщиков", к сожалению, там нет.

6). РосПЦ (Антония Орлова) — вне какой-либо досягаемости. На все наши обращения мы не получили никакого ответа, и что там происходит неведомо.

Таким образом, трое из шести — РПАЦ, РИПЦ и РПЦЗ (Владимира Целищева) в лице своих предстоятелей категорически отказались вести какие-либо разговоры о сближении, а трое оставшихся — РПЦЗ/ПРЦ (Филарета Семовских), РПЦЗ (Вениамина Жукова) и РосПЦ (Антония Орлова) не отвечают, очевидно, в силу болезней и преклонного возраста предстоятелей. То есть, ни с теми, ни с другими, как показали годы наших попыток установить отношения, никакой диалог, к сожалению, невозможен.

Мы, начиная с 2007 года (уже 14 лет) периодически обращаемся к этим группам, происходящим из неразделённой РПЦЗ, с предложением приступить к диалогу. В сегодняшней ситуации мы даже не выдвигаем со своей стороны никаких претензий (хоть вопросов к ним множество). Мы готовы (я так думаю и надеюсь), все вопросы не вероисповедного характера отложить, поставив во главу вопрос восстановления единства. Последним нашим предложением было рассмотреть возможность установления евхаристического общения с сохранением существующего у каждой группы церковного центра, имея общим только Архиерейский Собор. Но и это наше предложение "повисло в воздухе", и мы, к сожалению, не получили на него ни одного отклика. Это при том, что со временем разделение усугубляется, дистанция между всеми увеличивается, и сегодня уже есть вопросы, которые мы не можем решать сами, но только совместно с нашими братьями-старостильниками — греками, болгарами, румынами и сербами, поскольку деятельность некоторых перечисленных групп затронула и их.

Что касается отколовшихся от нас бывших епископов Андроника и Софрония, то поскольку это раскол, устроенный только ради раскола, без канонических причин (по их собственному заявлению), только для того, чтобы нас ослабить (что было фактически признано и нашими братьями-старостильниками), то и возвратиться они могут только тем же путём, по которому ушли — через покаяние и суждение о них нашего Архиерейского Собора. Главным инициатором этого раскола в США выступил мирянин Юрий Лукин (после того, как понял, что ему не удастся поставить наш Синод под свою зависимость).

Никакая из перечисленных групп, по крайней мере, в лице своих предстоятелей, не желает церковного единства, даже перед угрозой своего физического вымирания, на краю которого они все пребывают. Трудно понять пастырей, совершенно равнодушных к будущему своей немногочисленной паствы, которую они, сознательно придерживаясь изоляции, намеренно обрекают в скором времени на прекращения существования, поскольку со смертью настоятеля умирает и весь приход — таких примеров перед нами, к большому сожалению, уже не мало. Причиной этой катастрофы может быть целый ряд факторов — от банального тщеславия и чрезмерного фанатизма, до сознательно занимаемой позиции, направленной на уничтожение РПЦЗ.

* * *

Другие группы мы не можем рассматривать в том же статусе, как перечисленные шесть, поскольку в их составе нет старых зарубежников (утвердившихся ещё в неразделённой РПЦЗ), они образованы в результате расколов и являются, по сути, новообразованиями. Одна из них — РосПЦ Дамаскина Балабанова, со смертью своего лидера уже прекратила существование как цельная организация и раздробилась на ещё более далёкие от нас микроскопические части. На грани вымирания микрогруппа РосПЦ (Диомида Дзюбана-Лапковского). О других, таких как ПРЦ (Филарета Рожнова), можно говорить о признании или не признании их хиротоний, причём, имея суждение о каждом из священнослужителей персонально. С такими группами, как РПАЦ (Григория Лурье) и "Апостольская церковь" общение возможно только в случае восполнения хиротоний. Относительно ИПЦ Рафаила (Прокофьева) можно говорить только о выборочном принятии их клириков с обязательным совершением хиротоний (в случае, если клирик окажется достойным — там, к сожалению, собраны люди, многие из которых имеют очень низкий моральный уровень). Конечно, все эти действия могут совершаться только после обсуждения вероисповедных вопросов и достижения в вопросах веры единомыслия.

* * *

Сейчас также существует множество других групп, именующих себя "истинно-православными", или как-то иначе. К нам обращался целый ряд их представителей, мы сообщили, как в конкретном случае может быть установлено общение. Мы готовы говорить со всеми, и ответить всем, на каких условиях (и почему) возможно принятие их в лоно нашей Церкви. Мы не можем "автоматически" принимать в сущем сане тех, кто был рукоположен в расколах, поскольку по вероучению РПЦЗ апостольская преемственность существует исключительно у одной только "прямой линии", которая сама никогда не откалывалась от Церковного древа. Даже если архиерейскую хиротонию осуществляют законные действующие епископы, но эта хиротония не была одобрена Собором всех епископов, то она признаётся недействительной, подлежащей суждению Архиерейского Собора, который её может признать, а может и отвергнуть, посчитав "яко не бывшей", и никакой апостольской преемственности у неканонически рукоположенного клирика, не будет. Если мы даже только пожелаем признавать "автоматически" подобного рода сомнительные хиротонии, то рискуем поставить нашу Церковь перед новым расколом, поскольку найдётся немало людей, смутившихся такими, действительно антицерковными, намерениями.

* * *

Теперь несколько слов о причинах нецерковного поведения представителей этих групп, категорически отказывающихся даже говорить на тему сближения. Они, конечно, разные, и я вижу пять основных причин.

1. Высказанное владыкой Феодором Суздальским еретическое мнение о том, что Церкви, как единого организма уже нет, церковный корабль разбит, и христиане спасаются на обломках этого корабля, при чём, каждый обломок — спасителен. Я раньше писал о весьма распространённой сейчас среди различных ИПЦ ереси схизмоэкуменизма, когда верят, что Единой Церкви уже нет, она разрушена, но есть множество обломков этой в прошлом Единой Церкви, в которых еретики спасаются, при этом признавая, что и другие так же могут спасаться в этих обломках, и в наше время единство и собирание Церкви излишни. Таким образом, они отвергают слова Христа: "Я создам Церковь [в единственном числе, одну] Мою, и врата ада не одолеют её" (Мф 16.18). Пока утверждающие эту своеобразную разновидность экуменизма не переменят своего неправославного взгляда, говорить с ними о единстве невозможно, поскольку они этого просто не желают.

2. Сектанты и фанатики, которые считают, что Церковь там, где они, и кроме их микроскопической группы, в мире больше нет православия. Это откровенное сектантство, которое не поддаётся ни убеждению, ни рассуждению. К сожалению, таких тоже встречаются немало. Этим людям не в пример ответ Господа пророку Илии на его сетование: "Остался я один" — "Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом" (см. 3Цар 19.14,18) — пророк Илия об этих людях не знал, ошибочно считая себя единственным. С сектантами говорить невозможно, поскольку они требуют от других только подчинения и присоединения к себе, причём, тем чином, который они назначат в каждом конкретном случае.

3. Есть среди ныне разобщённых те, которые зашли в своё положение "естественным" путём, устраняясь от неправды и занимая исповедническую позицию. Однако в итоге, неожиданно для них оказалось, что они стоят в тупике, их группа катастрофически уменьшилась и уже нет никаких перспектив её дальнейшего существования. Это могут быть колеблющиеся люди, которые сознают своё сомнительное положение, но которые не находят в себе решимости открыто в этом признаться, или же не находят сил поступиться своим, занимаемым в глазах окружения, положением. Таким людям можно только пожелать помощи Божией. Мы, со своей стороны, в подобных случаях готовы проявить максимальную икономию, и осуществить необходимые для соединения действия негласно, чтобы не вызывать смущение у паствы.

4. Откровенные авантюристы, которые не верят ни в Бога, ни в Церковь, а просто "занимают положение", которое им нравится и которое удовлетворяет их амбициям. С такими мошенниками, часто "украшенными" самостоятельно присвоенными ими титулами "патриархов", "митрополитов", "архиепископов" и "епископов", не то, что разговаривать, с ними даже здороваться грешно, и всякому хоть немного верующему человеку следует держаться от них как можно дальше. Среди такого рода людей довольно часто встречаются "царские батюшки", "борцы с ИНН", "старцы" и т.д., которые обманом удерживают вокруг себя доверчивых поклонников.

5. Безусловно есть и попавшие в зависимость от внешних сил. Совершенно ясно, что, например, Кремлёвский глобалистический центр, имея Московскую Патриархию своей главной идеологической составляющей, сделал всё, чтобы уничтожить РПЦЗ всеми доступными ему способами. Присоединив к МП основную её часть и практически всё имущество, бывшее у РПЦЗ, они предприняли меры, чтобы неприсоединившиеся не могли объединиться в одно целое, чтобы вновь не представлять угрозу их "канонической церкви". Для этого они в среде неприсоединившихся оставили своих агентов-партизан, чтобы те продолжали устраивать расколы и ссорить друг с другом несогласных с Кремлём. Пока из источника ФСБ-КГБ известно имя одного такого агента, внедрённого к нам для устройства расколов — КГБ-патриот Михаил Назаров (по его собственному признанию, имеющего в ФСБ агентурную кличку "Вальтер"). Его основная работа — расколы и разделения как в нашей Церкви, так и в патриотической среде, чему мы все свидетели. Возможно, откроются имена и других агентов, которые проделывали и проделывают схожую работу, но пока они ещё сокрыты в кабинетах и архивах ФСБ-КГБ. Есть достаточно веские причины предполагать, что целый ряд, будто бы наших бывших и, даже, нынешних представителей, не совсем искренни в своих выдуманных и не выдуманных претензиях, и целенаправленно подводят нас различными способами и обвинениями к очередному искусственному расколу. Невозможно отрицать, что имеют место неоткрытые нам причины и механизмы того, что последователи РПЦЗ дробятся и даже не желают поднимать вопрос о каком бы то ни было единстве.

Одним из признаков людей, выполняющих внешнее задание, является то, что они не признают соборного мнения Церкви и всегда настаивают на своём, даже вопреки трезвым аргументам. Для таких людей раскол ради раскола — главная цель, превыше всего, и, если они получают хоть какую-то, даже мнимую, зацепку для разделения, они от своего дела не отступают.

Помимо всех выше перечисленных, бывают просто случайные люди, которые вначале искренне увлекаются, а потом остывают, начинают со временем понимать, что пришли "не туда". Таких много, их, наверное, даже больше всех остальных — приходящих, а потом неизвестно почему и куда уходящих, они приходят и уходят непрерывно. Но, таковые, чаще всего, отдельные личности — человек не может в своём духовном развитии стоять на месте, он или идёт к Богу дорогой покаяния, или отправляется к диаволу путём своего падения. Есть только эти два пути, третьего нет. Среди таких падших встречаются даже епископы и священники, или ревностные миряне, которые разочаровываются в религии и Церкви, и уходят просто в мир и безверие. Таких особенно было много в начале прошлого века, по захвате власти в России коммунистами, когда священнослужители, под давлением окружающего богоборческого мира даже отрекались от Бога или, искушаемые богоборцами, уходили в обновленчество и другие расколы.

* * *

Многие из так называемых ревнителей думают, что подчёркивать свою мнимую (не по разуму) ревность и изолированность, это похвально, а быть открытым для диалога другим, — предосудительно. Сейчас доходит до того, что находятся критики даже просто доброжелательных отношений с представителями других Поместных церквей (не МП). Но, сужать границы Церкви (не пуская в неё православных, которые находятся за границей узкой группы), это такой же смертный грех, как расширять границы (открывая Церковь не православным). То есть, другими словами, сектантство — это не раскол, это такая же ересь, как экуменизм. Это крайности, которые объединяются в одно целое в своём богоотступничестве.

Кратко о мировом православии

В так называемом мировом православии уже окончательно и навсегда утвердились как всеересь экуменизма, так и всеересь сергианства (которое сегодня приняло формы обслуживания тех или иных мировых глобалистических центров).

Внутри Московской Патриархии в наше время проблемы с каждым годом усиливаются, — в ней, после Украины, созревают автокефалии Белоруской и Молдавской церквей. И много других внутренних кризисных проблем. Например, ставшее частично неподконтрольным "старчество", которое активно образовывает в МП внутренние секты, движение непоминающих, которое получает всё большее распространение. При этом МП активно продолжает заниматься откровенной политикой — в виде, например, "победобесия" и фальсификации истории, как светской, так и церковной. Сейчас она присваивает себе заслуги Русской Зарубежной Церкви, до этого пыталась (и сейчас пытается) дискредитировать или вообще вычеркнуть из истории Катакомбную Церковь. Её как возглавляли, так и продолжают возглавлять действующие офицеры и агенты КГБ-ФСБ. Также в МП проблемы, связанные с Грузинской Патриархией, у которой Москва пытается отнять Абхазию и Южную Осетию. Украина, Приднестровье, Крым — всё это нестабильные для МП территории.

В целом в т.н. официальном православии ситуация не менее плачевная: происходит дробление и секуляризация (обмирщение) — с одной стороны противостояние Москвы и Константинополя вылилось в расколы — украинский, зарубежный (где Константинополь объявил только себя правомочным окормлять всю существующую диаспору). Кремль через Московскую Патриархию пытается утверждаться там, где у Константинополя и его покровителей не хватает сил утверждать свои позиции. Всё это уже привело к разделениям, из которых не видно выхода, поскольку ни одна из сторон не намерена отступать. Конечно, это вызвано противостоянием разных центров мирового глобалистического влияния, в полной зависимости от которых находится возглавление Константинопольского и Московского патриархатов. Факт внешней зависимости и управляемости всех так называемых представителей "мирового православия", говорит о том, что они вполне готовы к принятию Антихриста, поскольку открыто и с готовностью приняли и принимают всех без исключения его многочисленных предтечей. Пока глобалисты между собой тем или иным способом не договорятся, раскол между Москвой и Константинополем будет углубляться, но, когда, наконец, договорятся, тогда и придёт Антихрист, которому поклонятся все, за исключением малого остатка.

Где православие?

Ясно, что не признающие наличие в мире православных христиан, кроме своей замкнутой группы, не являются православными. Изоляция и самозамкнутость является неестественным состоянием Церкви. Это хорошо понимали катакомбники, которые, несмотря на жесточайшие гонения в СССР, пытались искать тайных епископов и священников, разными путями устанавливали и поддерживали связь друг с другом. Православные христиане, по постановлению Высшей церковной власти при Патриархе Тихоне, должны в соответствии с п.2  Указа №362 объединяться с рядом находящимися другими православными и устраивать общий орган управления в соответствии с данным на этот случай указанием: "В случае, если (…) Высшее Церковное управление (…) прекратит свою деятельность, епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях". Каких-либо других действий православных христиан в ситуации, сложившейся в наше время, быть не может. Тем более Церковь должна быть открыта и развиваться в том случае, если нет прямых гонений на неё.

Конечно, я пишу исключительно от своего имени, и другие люди наверняка имеют своё мнение по этому вопросу. Поэтому я в очередной раз призываю всех, в ком есть вера в Бога и Страшный суд Его, встречаться или устанавливать контакты как-то иначе, и обсуждать наши пути к Богу и в Боге.

В конце доклада приведу слова апостола Павла: "Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных" (Рим 16.17-18).

Заключение

Этот доклад составлен мною, прежде всего, для нас самих — его основная тема состоит в том, что мы не должны допускать в себя преобладания ни сектантского, ни экуменического вероисповедания, эти два направления в своих крайностях одинаково губительны. Что бы вокруг нас ни происходило, до самого наступления Дня Господнего, мы должны стремиться к единству Церкви и призывать к этому единству, поскольку разделяющие Церковь есть противники Божии, которые, даже если сами не являются еретиками, вне Церкви только потому, что пытаются отлучить от неё тех, за кого умер Христос.

+ Митрополит Агафангел

Одесса, 2021 год

Метки: рпцз, митрополит агафангел

Печать E-mail

Комментарии   

# RE: Митрополит Агафангел: Современное состояние русского православияАнна 27.09.2021 14:43
Больно видеть горькую правду - верующих среди христиан становится меньше и меньше. Если среди прихожан появляется нетеплохладный, смелый человек, для которого смерть за Христа приобретение, то забота сил зла состоит в том чтобы выявлять таких пассианариев (словами Льва Гумилева) , дескредитироват ь их в глазах окружающих, изолировать, не допустить им обьединяться. Этот процесс происходит как в Истиных Поместных Православных Церквах , осколках РПЦЗ, так и в "офицальных церквах" членах всц ( церкви антихриста).
Но Верным эта скорбь обратиться в радость о Христе.
Ей Гряди Господи Иисусе!
# RE: Митрополит Агафангел: Современное состояние русского православияМитрополит Агафангел 11.08.2021 07:17
Врачи, наблюдающие за последними днями умирающего человека, пишут, что часто люди, изначально имеющие волю к жизни, сопротивляются своему умиранию, но за несколько дней до кончины как бы расслабляются, их оставляет воля к жизни, они становятся равнодушны и безвольно и спокойно умирают. То же самое происходит сейчас в "альтернативном православии" - изначально бывшие ревнителями святоотеческой веры (так ли?), наделав праведные и неправедные расколы, затем переродившиеся в секты, ныне они расслабились и равнодушно умирают каждый в своей изоляции. Убаюкивают себя, как обезболивающими наркотиками, фразами, подобными словам Максима Исповедника: "Христос Господь кафолической церковью нарече быти правое и спасенное веры исповедание" - ошибочно возомнив, что именно они и есть носители православной спасительной веры. Но православные христиане веруют "во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь", тогда как еретики-сектант ы веруют "во многие равноспасительн ые церкви-осколки" , и, поэтому, их вера есть не православная и спасительная, а еретическая и губительная. Но им объяснить это уже невозможно, к сожалению, - их совесть уже уснула и спит…

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.