АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Протоиерей Сергий Бегашов: О духовных причинах эпидемии

"И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили." (Исх 20:20)

"А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь" (Лк. 12:7)

Весь мир и все народы, без всякого преувеличения, сейчас озабочены одной и той же темой – этой новоявленной болезнью, называемой коронавирус. Всюду, куда не ткнись, говорят, пишут, вещают об этом злосчастном вирусе. И, поскольку, земная Христова Церковь странствует по этой земле к Небу, то, безусловно, не обходит эта животрепещущая тема и церковных кругов. Предстоятель публикует свое послание и благословляет включить специальные прошения на богослужениях по данному поводу. Священники с амвонов, и не только, укрепляют свою вопрошающую паству. Верующие делятся методами противодействия вирусу, иные вспоминают исторические аналогии похожих событий из прошлого, а некоторые и вовсе отказываются признавать хоть какую-то проблему в этом, считая все, доносящиеся до нас, новости о пандемии каким-то вымыслом. И нередко эти рассуждения или высказывания настолько противоречивы и противоположны, что не только не умиряют смущенный люд, но и вносят новые недоумения, оставляя за скобками ответы на появляющиеся все новые и новые вопросы.

Сейчас, быть может более чем в прежние года нынешнего поколения, мы, священство, поставлено промыслом Божиим в такое положение, когда к нам особенно внимательно присматривается весь современный искушенный мир и мы должны обладать такой особой трезвостью, какою обладали апологеты раннего христианства, чтобы пройти золотым средним путем посреди соблазнов и претензий, не уступив ни пяди в вере и не утратив ни йоты здравомыслия, но в даре Божественной рассудительности явить поистине соломонову мудрость в эти дни всеобщего испытания.

Прежде всего, нужно сказать о подлинных причинах этого явления – всеобщее отступление от веры! Люди возгордились на столько, что каждый народ стал хвалиться своим безбожием. Храмы превращаются, в лучшем случае, в музеи или библиотеки. В иных же случаях делаются барами, магазинами мод, ночными клубами и прочее. Там же, где еще и говорят о Боге, то думается, - лучше бы умолкли те, кто произносят всуе эти Божественные словеса, используя их лишь для утверждения "национальной идентичности", насаждения "духовных скреп", подмены подлинной церковности и Евангельских истин какими-то псевдо-православными, по сути, языческими (народными), политически ориентированными идеями. Ложь, лицемерие, падение нравов, проповедь разврата, культ удовольствия и наслаждения, превращение земли Господней в мировую свалку, повсеместное сквернословие, и безмерное тщеславие, даже какое-то бравирование своей независимостью от Бога. Бахвальное самодовольство и тотальное отвержение, установленных Богом, законов жизни. Все это – подлинная причина этого наказания.

Но мудрость промысла Божия обратила свой гнев не только на внешних, но и на нас, верующих рода нашего. Ведь не могут внешние устроить расколы внутри нас, никто не может нас помимо нашей воли заставить искать компромиссы с миром сим, распявшим Христа. Никто не требует от нас пренебрегать канонами Церкви, Евангельскими заповедями и легкомысленно считать их потерявшими свою актуальность или вовсе требующими пересмотрения, считая себя в праве иметь свое горделивое никчемное мнение, противное Преданию Церкви. Не может неверующий согрешить маловерием. Никому, кроме нас самих, не удастся осквернить храм нашей души. Не может тот, кто вовсе не причащается, испить себе суд и осуждение из Чаши. Не может безумец согрешить легкомыслием, немой - празднословием, слепой – неразборчивостью в полутонах. Не может предать Христа тот, кто никогда не был с Ним.

Все мы согрешили. Все мы научились жить так как будто Бога нет. Всё, как нам казалось, покорили под ноги свои. И даже посягали думать, что сами владычествуем своею жизнью и смертью. Утвердились в ложном своем всесилии. Но вот одна тень только болезни и призрак смерти повергли в ужас весь мир. Страх объял многих. Толпы в панике опускаются до животных инстинктов, переставая осознавать себя людьми. Привычный удобный мирок разрушен и умолкли эти псевдоучители психологи и жизненные коучеры, учащие о зоне комфорта. Мир погрузился в депрессию из-за невозможности удовлетворить привычных потребностей своего гипертрофированного неумеренного аппетита.

Многие, слава Богу, начинают признавать необходимость в переосмыслении жизненных ценностей и приоритетов. Многие начинают замечать всю суетность человеческих попечений и устремлений. И в это, хоть и трудное, но благодатное время, мы, священники, должны возвысить свой глас с призывом к покаянию и примирению с Богом. И глубоко символично, что это испытание определено Богом в эти дни святой четыредесятницы, Великого Поста – время покаяния и возвращения заблудших к Богу.

Мир, доселе избегавший памяти смертной, оказался загнан ею в угол. Однако, находятся еще те, кто в нежелании признать действительную угрозу, пытаясь, из последних сил, утвердиться и остаться в своем безрассудстве, отказываются принять реальность эпидемии. Не желают видеть настоящее горе людей, которые теряют ежедневно своих ближних и, не могут даже воздать им достойных человеческих почестей при погребении. И в этом состоянии нет ничего удивительного, ведь признай они неотвратимость собственной смерти, - им придется признать, что они не имеют над собой власти, а значит, эта власть принадлежит Кому-то Другому. Всегда были и будут те, кто упорствует в своем безумном, но самоотверженном противлении Богу. Но вот, что мне действительно непонятно, так это то, что подобные мысли, как бы с несколько другой стороны, высказываются и нашими священниками.

Нам, братья, нужно крепко осознать, что эта эпидемия – это, увы, реальность. Ибо если мы говорим, что это вымысел или некая диверсия, то мы тем самым противимся Богу, пославшему это испытание на нас грешников. Мало того, что мы просто нивелируем послание нашего Первоиерарха в связи с коронавирусом, делая его пустым звуком. Мы, как бы, отвергаем очевидность Божьего наказания нашего и сводим неизреченные суды Божьи к бабьим басням. А последнее для нас обернется еще большим наказанием. Ибо если мы не примем и не усвоим сего урока, не разглядев в нем промыслительного попечения о нас, то Божественному нашему Учителю придется посылать другое, более убедительное и очевидное для нас, неразумных, вразумление. А потому, не станем вдаваться в конспирологию и выискивать материальные причины и виновников этого новоявленного штамма. Но вместо сего будем нарочито держаться духовных причин этой эпидемии, каковы бы не были его физические причины, о чем все мы узнаем всё в свое время, "ибо все тайное станет явным".

Так же, случается, я слышу, на первый взгляд, благочестивые, утверждения, что нас, верных, это не коснется, что не войдет эта болезнь, сначала в нашу страну, затем после того, как она пришла, - что не войдет в наш град, а затем и в наши храмы. Приводятся такие, казалось бы, стройные и утверждающие уверения, что, мол, если мы – православные христиане и правильно веруем в Бога, то неужели Бог не избавит нас от этой напасти. Размышления эти, однако, чужды православному Преданию и учению святых отцов. Во-первых, мы помним, что Сам Господь предупреждал нас словами: "В мире скорбни будете". И мы на земле живем не ради земного благополучия, коего не достиг НИКТО из угодников Божиих. Во-вторых, мы из Писания знаем как Господь поражал страшными болезнями и великих праведников. Все мы помним пример Иова Многострадального. Вспомним еще и судьбу богоизбранного народа во времена пророка Иеремии. Тогда нашлось немало священников и пророков, которые проповедовали спасение от бедствий Израилю, но лишь через пророка Иеремию говорил Бог: "Не надейтесь на обманчивые слова: "здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень "… Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы и потом прихОдите и станОвитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: "мы спасены"." (Иер. 7:4-10) "Вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я посещу всех обрезанных и необрезанных:" (Иер. 9:25)

И в-третьих, сами святители и преподобные нередко умирали, будучи зараженными при эпидемиях. А вот, что пишет по этому поводу прп. Исаак Сирин: "Господь во всякое время — близкий заступник к святым Своим, но без нужды не являет силы Своей каким-либо явным делом и знамением чувственным, чтобы заступление Его не сделалось как бы обычным для нас, чтоб мы не утратили должного благоговения к Нему, и оно не послужило для нас причиною вреда… Подобает в скорби просить помощи Божией; без нужды искушать Бога — бедственно. Поистине, неправеден тот, кто желает этого. Истинные праведники постоянно помышляют, что они недостойны Бога. Тем, что они признают себя окаянными, не заслуживающими попечения Божия, свидетельствуется их истина" (Слово 36-е)

Таким образом, мы, как бы, навязываем Богу свою волю и не желая принимать Его ни в каких других явлениях, указываем Ему лишь один вариант Его Божественного действия, становясь тем самым над Самим Богом. Да, братья, такая опасность угрожает нам посреди, казалось бы, духовных рассуждений и благочестивых словес.

Очевидно, что правильное отношение к данному явлению лежит посередине между неприятием реальности эпидемии и утверждением, что верующих это смертоносное поветрие обойдет стороной. Ни то, ни другое, не есть истинное понимание и по сути своей является двумя крайностями одного и того же состояния, называемого святыми отцами прелестию.

"Помни последняя своя и не согрешишь вовек" - учил преподобный Серафим Саровский. Именно осознание неотвратимости близкой смерти является тем духовным лекарством, которое способно пробудить нас от наших горделивых иллюзий и ложных мечтаний о земном блаженстве. Только прияв и усвоив факт нашей смертности мы становимся способными к покаянию. "Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается!" Только вследствие ожидания близкого конца своего появляется необходимость в надеже на жизнь вечную и в поиске Царствия Божия! А потому, не будем отгонять от себя память смертную, успокаивая себя ложным благочестием и уверяя себя, подобно неверующим, что такого горя с нами не произойдет, что оно будет с кем угодно, но не с нами. Мы должны помнить, что наш Господь, в Которого мы веруем сказал: "Царство Мое – не от мира сего". А потому, мы не бежать от мысли о будущей жизни должны, но напротив, в этих благих ожиданиях водворения в обителях Божьих, должны быть готовы пройти вратами смерти подобно апостолу Павлу: "Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение." (Флп. 1:21)

Но и здесь, дорогие мои, собратие, есть искушение и крайность. Раз смерть – это приобретение, по слову первоверховного, то будем тогда искать ее, или, по крайней мере, не заботиться о своей жизни. Такое положение вещей также противно Богу и учению Церкви. Тот же божественный Павел говорит: "Хочу разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас". (Флп. 1:23, 24) Знаем же и примеры из Патерика, когда многие великие подвижники перед сиянием славы Царствия Божия, уже открытого им, молили Владыку жизни и смерти, дать еще им время для покаяния. Так было и с прп. Пахомием Великим и с прп. Сисоем Великим и прочими. А потому, мы не должны ни приближать, ни искать смерти, но и не впадать в ужас и панику при ее наступлении.

Пренебрежение же дарами Божьими, среди которых есть и эта земная жизнь – есть грех! Потому и здесь нужно здравое отношение, всецелая покорность воле Божьей и верность учению Церкви. Дай Бог нам, священникам, мудрой рассудительности посреди лукавств этого действительного испытания нашего!

Быть может, кто-то возразит мне, приведя на память самые, пожалуй, часто употребляемые слова богослужения "сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим". Но эти слова никак не призывают нас обрекать себя и, тем более, ближних на смерть, пренебрегая элементарными средствами защиты жизни, данными нам Самим же Богом. Напротив, предание и себя и ближних Богу – есть абсолютная покорность Ему и Его заповедям и вверение себя в подчинение Его воле.

Ведь никогда и нигде не осуждал Господь нас за то, что мы имеем войско. Но, напротив, Сам научал нас и благословлял нас устраивать последнее несмотря на то, что Сам Он – Помощник и Покровитель, Заступник и Избавитель. Разве согрешает человек, когда он ограждает свое жилище от воров? Или быть может ему не стоит этого делать, но положиться на волю Божию, не употребив тех навыков и умений, коим он был научен от Бога? Конечно же нет. Ибо Сам Господь нас в свое притче о злых виноградарях научает нас обносить свое владение оградой. (Мф. 21:33) Или быть может не стоит ставить на домах своих крыш или заботиться о тепле наших жилищ? Ведь в Писании сказано: "Ибо снегу Он говорит: будь на земле; равно мелкий дождь и большой дождь в Его власти." (Иов 37:6) Но нет же, мы – соработники Божии. И воля Божья через человеков открывается. А потому не бездумного, животного следования за Собой ожидает от нас Господь, но соработничества с Ним и постижение Его воли через Духа Святаго.

Не лишним было бы привести нам на память и события не столь древние, имеющие к нам непосредственное отношение. Вспомним, как зародилась наша славная Зарубежная Церковь? Не от того ли, что достойнейшие христиане, не пожелав преклонять своих колен перед советским Ваалом, покинули свои дома и Отечество, и устремились во страну далече в поиске возможной богоугодной жизни? Почему же тогда не все сложили свои головы добровольно отдав себя "промыслу божьему"? В чем нас и обвиняла потом церковь лукавствующих. Да, дорожили наши богомудрые отцы основатели жизнями, нет, не своими, но жизнями тех, кто шел с ними.

Ну а сегодня что? Вот, говорим мы, не должны мы боятся смерти! – и верно это и всякой похвалы достойно! Однако не всякой смерти мы должны не боятся. Но той смерти должны мы стеречься, которая от нас ближним нашим приходит, хотя и нечаянно. Этой смерти мы должны весьма и весьма боятся. Ведь если священник извергается из священного сана за такое даже убийство, где невиновным его даже сочтет земной этот светский суд, Церковь усматривает в этом, все же, достаточную, пусть и косвенную, вину для такого страшного суда над ним как – извержение. А вот сейчас об этом страхе в наших храмах говорится крайне мало. Не боимся мы заболеть и умереть? Что ж, это похвально. Но не допускаем ли мы того, что сами станем источником этой заразы и смерти тем, кто к нам пришел за жизнью? Будем предельно осторожны с этим, собратие! Ведь если Господь призывал всех, в том числе и мирских, иметь такую любовь, чтобы душу свою полагать за ближних, то каково же требование к нам, священникам, которые приняли в руки свои Залог и обязались сохранить его целым и невредимым?

Из этого уже само по себе видно, что Церковь не должна пренебрегать правилами карантина. Ну а тем более, если об этом сказано в священном Писании. Если мы прочтем книгу Левит, то увидим там каким образом ИМЕННО священники должны были организовывать меры карантина для людей, имеющих разного рода заразные заболевания. "И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: когда войдете в землю Ханаанскую, которую Я даю вам во владение, и Я наведу язву проказы на домы в земле владения вашего, тогда тот, чей дом, должен пойти и сказать священнику" (Лев. 14:33-35) Именно священники должны были позаботиться об отделении больных от здоровых. "Священник имеющего язву должен заключить на семь дней; в седьмой день священник осмотрит его, и если язва остается в своем виде и не распространяется язва по коже, то священник должен заключить его на другие семь дней; в седьмой день опять священник осмотрит его, и если язва менее приметна и не распространилась язва по коже, то священник должен объявить его чистым: это лишаи, и пусть он омоет одежды свои, и будет чист. Если же лишаи станут распространяться по коже, после того как он являлся к священнику для очищения, то он вторично должен явиться к священнику; священник, увидев, что лишаи распространяются по коже, объявит его нечистым: это проказа." (Лев. 13:3-8)

И именно они же, священники, должны были принимать решения об разрешении от уз карантина человека, исцелившегося от болезни, заключая его, казалось бы, выздоровевшего, опять на семь дней на карантин, отдельно от других людей. Если кто подумает, что эти заповеди имели практический характер того времени и уже более не применимы, то напомню таким что повелел Господь сделать десяти прокаженным. "Шедше, покажитеся священником" (Лк. 17:14). А что должен был делать священник с очистившимися мы только что читали выше – поместить на семидневный карантин.

Таким образом мы видим, что даже для древнего мира, еще не знавшего Христа, Самим Богом были даны заповеди предостережения. Что же будет с нами, новозаветными священниками, если мы будем пренебрегать этими Божественными постановлениями по отношению к пасомым нами, которых Господь вручил нашему руководству. Да не погубим ни единого от малых сих!
Безусловно, меры карантина сегодня должны быть соответствующими сегодняшней заразе. И благо, врачи-эпидемиологи, нам подсказывают вполне конкретные шаги по предостережению заражения. Однако, следуя их советам, мы не должны им давать власти руководства там, где им не дано Богом. Так, нет ничего зазорного в использовании одноразовых стаканчиков на запивке, 1,5 метровой дистанции друг от друга (чаще всего, ради удобства поклонов, мы так и стоим в храмах), обработке ручек дверей храма спиртосодержащими растворами. Так же, ничего дурного не будет, если мы, священники, будем благословлять людей, полагая свою ладонь на их головы (а прочие так делают во все времена). Если кто и к ликам будет прикладываться лишь головой, то не станем порицать таковых. Если же кто имеет недомогание или кашель, или иные симптомы, схожие на эту заразу, то таковым следует оставаться дома, и приступать к Таинствам Церкви уже на дому, позвав к себе священника, как то и предусмотрено уставом.

Не думаю, что найдутся какие-то упрямые обрядоверы, считающие недопустимым вышеперечисленное. Но вот вопрос, действительно, более щепетильный и сложный, относительно причастия. Стоит ли причащать одноразовыми ложками или протирать лжицу спиртом? Тут мы должны, полагаю, задаться вопросом: "Может ли причастие Животворящих Тела и Крови Господних обернуться для человека болезнью или смертью?". И, хотя, ответ напрашивается сам собою, предлагаю прежде послушать апостола, говорящего: "От того многие из вас немощны и больны и немало умирает, что причащаются недостойно, не рассуждая о Теле Господнем." (1 Кор. 11:29-30) Да, братья, мой священнический опыт показал, что этот ответ не для многих очевиден. Оказывается, можно заболеть и даже умереть от принятия Животворящих Тела и Крови Господних. Однако к эпидемии эти слова никак не относятся. И эти слова одинаково актуальны как во время эпидемии, так и вне ее буйства.

Мы, собратие, не должны поддаваться искушению ввязываться в материалистические споры о том, живет ли вирус в Крови Господней или нет. В самом вопросе уже подвох. Будем же мудрее. Нам не дано знать как и каким образом, человек может заболеть или даже умереть после причастия. Но нам дано знать от чего – от недостойного причащения! "Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей." (1-е Кор. 11:28) Вот одна и единственная причина болезни и смерти, причем даже смерти вечной, которая возможна после причастия. Остальное – дело не нашего ума. В чаше у нас за Литургией те самые реальные Тело и Кровь Господни, прободенные и пролитые во исцеление души и тела всякого верующего в Воскресение Господне.

В наши задачи входит учить людей не приступать к Чаше находящихся в обиде, не примирившихся с ближним, живущих в смертных грехах, исповедующих ересь, нераскаянных грешников, тех кто утаивает или лжет на исповеди, раскольников и прочее. Вот где очевиднейшая болезнь и смерть! Если же человек, подходя к Чаше, с сокрушением сердечным, осознает себя недостойным и испытывая положенный страх Божий перед судом Чаши и веру, что милосердие Божие преодолеет наши несовершенства и немощи, лишь бы человек искренне каялся в этом, - такой человек пусть нимало не сомневается, ибо вкусит Жизнь!

Что же до закрытий храмов, то тут не может быть и речи. Нечистый дух потребительства лукаво требует от нас закрыть путь к Хлебу Жизни, предусмотрительно оставляя свободным вход в супермаркеты, где по-прежнему изобилуют прилавки на всякий вкус и всякое похотение. Не бывать такому лицемерию между нами, православными! Не желает враг рода человеческого нашего покаяния и обращения. Хочет погубить нас в наших беззакониях, утвердить нас в нашем самомнении, зовя нас посетить свои "храмы" в то время, как Божьи храмы оставить закрытыми. Не будем забывать Божественных словес: "Не хлебом единым будет сыт человек, но всяким глаголом исходящим изо уст Божиих"!

Да, действительно Отец всех посетил детей Своих испытанием веры и призывом к покаянию. Сегодня увидел в интернете как в Испании люди стоят на какой-то площади на коленях и слезно молятся о прощении грехов своих и помиловании. Да, очень жаль, что их молитва не православна, но быть может вменит им Господь их молитву в молитву Ниневии. Дай Бог, дорогие братья и сестры всем крепкой веры, покаяния сердечного, слез умиления, покорности воле Божьей, любви друг к другу, горячей молитвы и мудрой головы! Ну и, конечно, дай Бог всем оставаться здоровыми и да мимоидет это поветрие далече наших храмов! Обаче не яко мы хотим, но яко ты, Отче! И сподоби нас, Господи Иисусе Христе Боже наш, увидеть Твои Страдания и святое Твое Воскресение!

Метки: рпцз, сергий бегашов

Печать E-mail

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.