РПЦЗ: Иконописная мастерская в Одесском Свято-Иоанновском монастыре
Сестры Одесского Свято-Иоанновского монастыря несут различные послушания (клирос, кухня, уборка, сад, гостиница, оформление документов и другие), и одним из этих послушаний является также работа в иконописной мастерской.
Почти с самого дня основания монастыря, еще в Ишиме, сестры трудились на этом послушании, сочетая иконопись с тяжелыми физическими обязанностями, необходимыми в быту. Пишут насельницы обители в древнем московском, так называемом, «рублевском» стиле XV-XVI веков. По свидетельству игумении Александры, есть в монастыре одна сестра, которая может писать в академическом – живописном стиле, «но это не наш стиль, ‒ говорит Матушка, ‒ обычно мы не беремся за это».
Как-то раз, в начале двухтысячных годов, когда в Ишиме уже собралась довольно большая община, неожиданно раздался телефонный звонок из Москвы. И Матушка Александра услышала незнакомый голос: «Я монахиня Иоанна. Матушка, я не смею к Вам обращаться, т.к. у меня четвертая стадия лимфомы и жить осталось, по прогнозу врачей, 2-3 месяца. Но я иконописица, живу в Подольске, расписываю храм, и сил окончить не хватает. И, поскольку я приняла монашество, то хотела бы окончить свою жизнь в каком-нибудь монастыре Русской Зарубежной Церкви». На монашество ее благословил владыка Евтихий, а постриг совершил иеромонах Софроний (Мусиенко) в честь святителя Иоанна Шанхайского. Матушке даже в голову не пришло ей отказать. Она собрала сестер и спросила, кто сможет ее принять в свою келию. А насельницы в то время жили по несколько человек в одной комнате. Все сестры согласились ее принять и обслуживать, как тяжело болящую.
А предреченные врачами два-три месяца жизни продлились у мать Иоанны шесть с половиной лет!
В Егоровке монахиня Иоанна пребывала в очень тяжелом физическом состоянии из-за своей болезни, но до самого конца она писала иконы и до последнего вздоха давала советы сестрам-иконописицам. Так, например, будучи уже на смертном одре, она говорила с монахиней Филаретой о преломлении света в иконописи.
По воспоминаниям игумении Александры, мать Иоанна к концу жизни уже почти не видела одним глазом из-за опухоли, и веко затекшего глаза она заклеивала скотчем, чтобы как-то видеть и иметь возможность продолжать писать иконы. Ведь основная нагрузка в написании икон лежала на ней, из-за большой занятости сестер на тяжелых послушаниях.
После кончины монахини Иоанны сестры еще долго не могли приступить к иконописи. Они привыкли в Ишиме к аграрному труду в монастыре, имея там огромное хозяйство в виде огородов, пасеки из 20 улей, домашнего скота, лошадей… И с намерением вести такое же хозяйство они приехали в Егоровку Одесской области. Однако здесь сестры столкнулись с непреодолимыми трудностями, связанными с природными особенностями края: зной, недостаток воды, плохая земля; и все, что сажали, погибало. Средства, затраченные на обработку земли, себя не оправдывали, так как урожай оказывался незначительным. Два года сестры мучились, сражаясь с южной природой, и, в конце концов, с аграрного труда перешли на иконописный. Пришлось оставить только сад и цветники, да небольшой огородик. Благо, местные жители стали много жертвовать монастырю или продавать продукты за бесценок.
Надо заметить, что в Ишиме иконописью могли заниматься лишь две-три сестры из-за физических нагрузок. Руки и ноги дрожали от грубой работы с тяпкой да лопатой, мышцы очень уставали, и кисть в руке было просто невозможно держать, не то, что рисовать или писать. В Егоровке же, когда сестры оставили земельный труд, им предоставилась благоприятная возможность заняться иконописью по-настоящему.
Когда преставилась ко Господу мать Иоанна, ее келия была отремонтирована и переоборудована в иконописную мастерскую. Матушка поставила старшими двух наиболее талантливых сестер, которые продолжили иконописное дело в прежнем стиле, и почти все насельницы по сей день несут иконописное послушание, чем вносят большой духовный и материальный вклад в Свято-Иоанновский монастырь. Заказов на иконы поступает много, и монастырь кормится частично доходами от них.
Монахиня Иоанна была погребена на местном сельском кладбище в Егоровке, и сестры во все церковные праздники и дни ее поминовения посещают могилку, сажают растения и ставят свежие цветы, вознося молитвы о упокоении той, кто так много вложил своей души и мастерства в дело воспитания нового поколения монастырских иконописиц.
Комментарии
Отзовитесь, пожалуйста, те, у кого не открываются данные ссылки внизу (на монастырский сайт и на фотоальбом "Иконы-2016")! Надо разобраться с ссылками: у одних они открываются, у других - нет. Пока причины неизвестны. Будем благодарны за совет и помощь!
Цитата:
RSS лента комментариев этой записи