Переданные обществом "Родина" в РФ реликвии разбазарены
О Центральном Музее Вооруженных сил
В.П.Мелихов. Меня пригласили посетить готовящуюся новую экспозицию по Первой мировой войне в Центральном музее Вооруженных Сил. В самом музее я был где-то в начале 2000-х, тогда, когда узнал, что практически все фонды эмигрантского общества «Родина» и огромные объемы исторических реликвий, хранящихся в нем, были переданы в данный музей для постоянной экспозиции. Эти фонды были самыми большими в эмиграции, их тщательно собирали и хранили более 50 лет.
Объем их был поистине потрясающим: форма одежды Русской Армии, как Имераторской, так и в гражданскую войну; большая коллекция оружия, орденов и знаков; портреты и картины; реликвии, принадлежавшие известным лидерам Белого движения и эмиграции, фотографии, книги и архивы. При передаче всех этих фондов из США в Россию, правлению общества «Родина» было обещано российской стороной, что все полученное будет выставлено в музее Вооруженных сил, будут созданы спец.хранилища и т.п.
Передача состоялась и через некоторое время было объявлено об экспонировании в музее этих реликвий в зале Гражданской войны. Вот тогда я и поехал посмотреть. Увиденное мной тогда, мягко говоря, шокировало. В зале Гражданской войны, среди эйфории, посвященной Красной Гвардии, скромно в уголках и проходах было выставлено ничтожно малое количество экспонатов из огромного фонда, полученного от общества «Родина», которое практически полностью терялось за красными полотнищами и большевистскими лозунгами.
Тогда же я и узнал трагическую судьбу всего, переданного от общества «Родина», фонда, который в нарушении всех норм и правил любых архивистов – был безжалостно и бездарно раздроблен.
Часть его ушла в Российский фонд культуры Михалкова. Другая часть – в общество «Русское Зарубежье». Картинная галерея, часть музейных экспонатов фонда, рукописи – были переданы в 23 музея (!?) страны, часть распихали по другим хранилищам и всевозможным обществам. То, что многие годы подвижнически собирали и хранили для России эмигранты, было раздроблено и распылено по десяткам учреждений. А ведь подобные, редчайшие, фонды должны четко придерживаться принципов недробимости собрания.
Тогда, при осмотре я понял всю лицемерность власти, ратующей на словах о создании Музея Русского Зарубежья и восстановления исторической правды о русских изгнанниках – их мире, созданном в Зарубежье, их жизни и подвиге во имя своего Отечества - это была показуха для замыливания глаз эмигрантам, передавшим фонды; а на деле – просто его уничтожение.
После данного посещения я уже в этот музей никогда не ездил. И вот прошло более 10 лет и, воспользовавшись приглашением, я решил все-таки съездить еще раз и посмотреть, изменилось ли что.
Но при осмотре в этот раз разочаровался еще больше, чем в первый раз. Оказалось, что даже то малое, что было представлено ранее с 2005 года, сейчас не выставляется и будет ли выставляться вновь – никто не знает. Залы гражданской войны закрыты уже более 7 лет – видно, в ожидании команды (кого и как показывать); и того момента, когда выйдет единый учебник истории, чтобы уже согласно ему и оформлять экспозицию, конечно, при условии, если сохранятся к этому времени сами экспонаты.
Но было и приятное. Используя сегодняшнее пафосное настроение власти относительно будущего 100-летия Великой Войны 1914 года, энтузиасты музея, вместе с Семченко Владимиром Ивановичем – руководителем научно-экспозиционного отдела Центрального музея Вооруженных сил (ЦМВС) на первом этаже организуют выставку, посвященную данной дате, где и размещают часть экспонатов, переданных обществом «Родина». Хоть так люди смогут увидеть то, что после передачи оказалось спрятанным за семью замками.
Вот ряд фотографий с данной экспозиции.
Форма солдата, к сожалению, новодельная, хотя Общество "Родина" передавало значительное количество оригиналов
Китель Деникина, переданный в музей дочерью генерала. Правда, он не совсем соответствует 1-ой мировой войне, так как подобный крой был свойственен уже к концу гражданской или в эмиграции
Накидка Начальника штаба Русской Армии – Алексеева
Стенд о русской авиации в Великую войну
Семченко Владимир Иванович в готовящемся его сотрудниками зале по Великой войне
Богатырка - прототип буденновки
Но после ее осмотра позитивные эмоции вновь сменились на негативные. Мы перешли в другой зал, где размещалась форма одежды Русской Армии из собраний Музея военной формы одежды в Бахчиванджи. Судьба этого собрания также трагична, как и то, что я писал выше о судьбе собрания общества «Родина», но только с более длительной предысторией.
Еще в Императорской России Высочайшим Указом было велено собирать как типовые образцы военной одежды, так и опытные, дабы «сохранить для истории образцы военной формы». Все собираемое составило основу Императорского Интендантского музея, существовавшего в России под покровительством Императора.В нем находились не только образцы форм одежды, но и мундиры тех, кто славой своих ратных подвигов возвеличивал свое Отечество. Был отдельный зал, посвященный казачьим войскам и их формам военной одежды с момента утверждения первой и вплоть до Великой Войны – воистину бесценная коллекция. Но после революции часть экспонатов была уничтожена, часть разграблена, остатки распылились по другим музеям и там просто пропали или пришли в негодность. Многое безвозвратно ушло на киностудии и бесследно впоследствии исчезло. Однако собрание было столь многочисленным, что даже после такого варварства что-то еще оставалось.
Вот из этих остатков и был сформирован Музей военной формы одежды в Бахгиванджи (в Подмосковье) , существовавший до прихода в Российскую Армию Сердюкова. С его приходом все непрофильные активы продавались, либо передавались теми подельницами, которых он около себя собирал. Закрылся и этот музей, как не профильный.
Фонды стали передавать в ЦМВС, особо их размещать было негде, т.к. основные залы были отданы для истории Советской армии и периода Второй мировой войны, все сваливалось в кучу, в хранилища. И только сейчас их стали из него доставать, но их сохранность и вид, конечно же, уже после всех этих перепетий довольно жалкий. Поэтому много новоделов, которые тут же бросаются в глаза. Вот здесь фото этих новых экспозиций.
Все последующие фото со стендов истории Русской Армии, правда, от оригиналов мало что осталось. В основном форма представлена для экспозиции энтузиастами – реконструкторами различных клубов Москвы.
Удалось посмотреть в запасниках и то, что является поистине уникальными экспонатами, к сожалению, они не выставляются и много лет находятся «под спудом». Это знамена и флаги времен гражданской войны со стороны «белых» и в т.ч. и флаг 9 донского казачьего полка; картина Грекова «Корниловцы на привале 1919 г.» - единственная, которую он полностью посвятил не Красной Армии, а также картина казачьего художника из картинной галереи фонда «Родина».
Основная же экспозиция всего музея посвящена Второй мировой войне, где среди прочего размещены предметы со свастикой, за которые-то как раз нас и привлекали к ответственности за пропаганду фашизма. Хотя в нашем музее они точно так же лежат в витринах в качестве экспонатов, и уж на себе их никто не носит. И что удивительно, на проходе в уголке стоит один маленький стенд, посвященный тем, кто встал в ряды Вермахта из числа казаков и русских людей. Как мне объяснили, появление здесь этого стенда было условием фонда « Родина» при передаче собрания. Правда, витринка эта малозаметная и практически полностью состоит из плохо сделанных копий, но что примечательно: в подобной же экспозиции у нас в музее шолоховская прокуратура углядела пропаганду преступников, осужденных Военным трибуналом, которая (пропаганда) грозит обществу как минимум развалом страны.
Заканчивая эту часть сообщения, хотелось бы сказать еще следующее: сегодня власть из кожи вон лезет, крича на каждом углу о патриотизме, о любви к Отечеству и могилам своих предков. В стране, территория которой больше всех в мире, история которой насчитывает более тысячелетия, в стране, прошедшей практически через все войны, которые были на земле – Центральный и единственный Музей Вооруженных Сил данной страны и ее истории пребывает в таком паскудном (другого слова найти трудно) состоянии. До какой степени нужно презирать своих солдат и свою Армию , спасавших свое Отечество, чтобы их история была представлена столь неприглядным образом, со столь пренебрежительным отношением к их памяти.
Зато огроменный бюст упыря Ленина так и красуется на центральном входе – напоминая, что его учение и результаты, действительно, вечны. По крайней мере, в этом я убедился, посетив Музей Вооруженных сил.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи