АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Почему рухнула Киевская Русь

<p>Сартак и Александр Невский. Современный художник Павел Рыженко идиллически изобразил отношения Руси и Орды.Но сын Батыя действительно был христианином — это факт.</p>

Олесь Бузина

Войска хана Батыя разрушили почти все древнерусские города, но они вскоре восстали из пепла. И только столица Руси — Киев — пришла в полный упадок. Почему?

Я уже писал в одной из предыдущих статей, что название «Киевская Русь» придумал только в XIX веке московский историк Михаил Погодин. До него никто даже не подозревал, что она «киевская». Современники называли эту страну просто Русью или Русской землей. Когда Киев после нашествия Батыя превратился в развалины, и в таких же дымящихся руинах лежали Рязань, Суздаль, Галич и Чернигов, некий древнерусский публицист, имя которого поглотила история, создал «Слово о погибели Русской Земли». Заметьте — просто «русской». Без каких либо прилагательных. 

Душу несчастного очевидца краха великой державы терзала безмерная скорбь, перетекавшая через порушенные границы отечества. Наши сегодняшние переживания не в силах сравниться с ней. По крайней мере, по широте охвата.

«О светло светлая и красно украшенная земля Русская! — писал этот печальник. — Многими красотами дивишь ты: озерами многими, реками и источниками, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными, боярами честными, вельможами многими, — всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!

Отсюда до венгров, и до поляков, и до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев и до немцев, от немцев до корелы, от корелы до Устюга, где живут тоймичи поганые, и за Дышащим морем, от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы — то все покорил Бог народу христианскому поганые страны: великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю Киевскому, и деду его Владимиру Мономаху, которым половцы детей своих пугали в колыбели. А литва из болота на свет не показывалась. А венгры каменные города укрепляли железными воротами, чтобы на них великий Владимир не ходил войной. А немцы радовались, что они далеко за синим морем. Буртасы, черемисы, веда и мордва бортничали на князя великого Владимира. И сам император Мануил Цареградский, страх имея, затем и великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьграда его не взял»...

РУСЬ ДО ДЫШАЩЕГО МОРЯ. «Слово о погибели». сохранилось всего в двух списках. Древнейший из них — Псковский, датированный XV столетием. Его обнаружили в Псковско-Печерском монастыре. Монах-переписчик, сохранивший нам его, присоединил небольшой отрывок «Слова» в качестве вступления к «Житию Александра Невского». К тому времени уже стало очевидно, что Земля Русская не погибла, что она снова оживает. Времена хана Батыя остались в далеком прошлом. Со дня падения Киева прошло уже два столетия! Монгольское иго доживало последние годы. Потихоньку складывался культ Александра Невского — прямого потомка Владимира Святого и Ярослава Мудрого.

Благоверный князь Александр, отбивший в 1242 году немецких рыцарей на Чудском озере (на это хватило сил) и смиренно отправившийся договариваться с ханом монголов в далекий Каракорум, (так как для борьбы с его державой, включавшей в себя не только Монголию, но иКитай, время еще не настало) превращался в образец политической мудрости. В отличие от своего современника Михаила Черниговского, отказавшегося пройти между двух очистительных костров в ставке хана (мол, неприлично сие христианину!) и растерзанного за это, Александр Невский и кострами не брезговал, и кумыс со степняками пил. И, как показало будущее, оказался прав. Его хитрое упорное потомство победило в борьбе с другими линиями Рюриковичей, страдавшими неизлечимой гордыней, и теперь потихоньку прибирало к своим рукам наследие святого Владимира.

И пусть Киев еще находился под властью Литвы, а Галичина — в руках поляков, некий таинственный псковский инок чуял, что былая сила Руси возвращается, что, по сути, она неистребима. С полуистлевшего пергаментного листа, помнившего времена Батыя, монах-переписчик, сидя в прохладном скриптории, переносил в новый кодекс и печаль современников монголо-татарского нашествия и их память о былом величии.

Дышащее море — это Ледовитый океан. Тоймичи — племя, жившее на берегах притоки Северной Двины — Тоймы. Буртасы — мордва. Черемисы — марийцы. С немцами, венграми и чехами — все и так ясно. Широко мыслил древнерусский книжник из Пскова! Куда шире многих наших современников! Недаром и идею Третьего Рима выскажет вскоре тоже псковский инок Филофей — примерно в тех же местах, где когда-то Русь начиналась во времена Рюрика и первых русских князей. Монах-переписчик помнил, что западная граница Руси — Карпаты, а северная — студеное Белое море. И на том скромно, но упорно стоял, напоминая своим государям о свершениях их державных предков — о тех временах, когда «немцы радовались», что сидят «за морем».

1_01

КРЕПКИЕ ОРЕШКИ. Почему же Псков и Новгород даже после нашествия Батыя устояли (хан даже не штурмовал их каменные крепостные стены), а Киев пал перед монголами, потеряв былое политическое значение? Почему в северных монастырях и во второй половине XIII-го и в XIV веках продолжалась летописная традиция, а о том, что происходило в прежней столице Руси на берегах Днепра, мы можем судить только по отрывочным записям иностранных путешественников? (Свои летописи тут перестали составлять.) Почему уже в 1251 году митрополит Киевский Кирилл Третий оставил Даниила Галицкого, готовившегося принять от Папы королевскую корону, и уехал — догадайтесь, куда? Правильно — опять в Новгород! Там он впервые встретился с Александром Невским и, разделяя его антизападную политику, уже в следующем 1252 году отправился на Волгу к Батыю и получил от хана ярлык, гарантирующий свободу и неприкосновенность православной церкви.

Всю свою последующую долгую жизнь митрополит Кирилл провел в основном в разъездах по городам северной и восточной Руси, окормляя паству и стремясь поднять ее дух. Это он учредил епископию в Твери и основал епархию в столице самого хана — Сарае. Он же в 1274 во Владимире-на-Клязьме созвал собор епископов Русской православной церкви, восстановивший церковное законодательство, и принял новую Кормчую — так называемую Сербскую — свод законов, по которым жила Русь. Напомню, что Русская Правда — юридический кодекс Ярослава Мудрого — уцелел только потому, что сохранился в списке Синодальной Кормчей, хранившейся в храме Св. Софии Новгорода — библиотека Софии Киевской, как известно, погибла в дни Батыева нашествия.

Русь Новгородская и Русь Владимирская сохранили нам духовное наследие рухнувшей под ударом монголов Руси Киевской. И митрополит Кирилл сохранению этого ковчега немало поспособствовал. Он умер в Переяславле-Залесском 6 декабря 1281 года — это в нынешней Ярославской области, в 140 км от Москвы. Надолго пережив Александра Невского и исходатайствовав у внука Батыя — Менгу-Тимура — очередной ярлык на неприкосновенность православной церкви. Вдумайтесь, какой силы духа был этот человек, не убоявшийся ехать в логово победителей-степняков и отстаивать свою веру и родину. Только после смерти прах Кирилла перенесли в Киев, чтобы похоронить там, где покоились его предшественники, начиная с первого митрополита всея Руси  — Михаила, направленного на Русь из Константинополя еще во времена князя Владимира. Ибо Святая Русь едина, что бы кто ни говорил.

Но для церковной свечи, беззащитной на ветру, нужны стены. Дух веры может жить безбоязненно только в крепком государстве. Что же случилось с Киевом, что он потерял в XIII веке статус столицы Руси? И светской, и церковной. Ведь присланный из Константинополя митрополит Максим, который сменил Кирилла, грек по происхождению, в 1299 году окончательно переселился во Владимир-на-Клязьме, побыв некоторое время в маленьком Брянске, что ныне забыто, а его наследник Петр Ратенский, родившийся на Волыни, впервые выбрал местом митрополичьей кафедры Москву.

Если киевский митрополит вынужден был оставить столицу Владимира Святого и некоторое время держать кафедру в маленьком Брянске, значит с Киевом было совсем плохо, и ближайшего улучшения в его судьбе не предвиделось.

Киев действительно стал тогда не только бедным, но и просто опасным для жизни местом. Монах-францисканец Плано Карпини, посланный римским папой в 1245 году в Каракорум, проехал через Киев и оставил такое описание его взятия монголами: «Они пошли против Руссии и произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей, осадили Киев, который был столицей Руссии, и после долгой осады они взяли его и убили жителей города; отсюда, когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавшие на поле; ибо этот город был весьма большой и очень многолюдный, а теперь он сведен ПОЧТИ НИ НА ЧТО: едва существует там ДВЕСТИ ДОМОВ, а людей тех держат они в самом жестоком рабстве».

new_image_12

Сарай-Бату. Столица Золотой Орды тянулась вдоль левого берега Волги на 15 км. Ее населяло 75 тыс. человек

new_image3_08

Карта Золотой Орды. Батый взял под свой контроль степи от Дуная до Иртыша и путь из Европы в Азию.

СПАСАЙСЯ, КТО МОЖЕТ! Если кости жителей Руси лежали просто в поле, значит, их даже некому было хоронить. Все, кто уцелел, прятались в лесах — как можно дальше от проезжих дорог и обжитых мест. В «Сказании об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора» нашествие Батыя описано так: «В лето 6746 (1238), по гневу Божиему за умножение грехов наших, было нашествие поганых татар на землю христианскую. Тогда одни затворились в городах своих, другие убежали в дальние земли, а иные спрятались в пещерах и городах своих… Те, кто затворился в городах, каялись в своих грехах и со слезами молились Богу, и были они погаными безжалостно ПЕРЕБИТЫ; из тех же, кто скрывался в горах, и в пещерах, и в расселинах, и в лесах, мало кто уцелел. И этих через некоторое время татары расселили по городам, переписали их всех и начали с них дань брать. Услышав об этом, те, кто разбежался по чужим землям, возвратились снова в земли свои, кто остался в живых, князья и иные люди. И начали татары насильно призывать их».

По словам Плано Карпини, тогда татары «сражениями опустошили всю Руссию». Если быть точным, почти всю — кроме Новгорода и Пскова. За три года, предшествовавшие взятию Киева, орда Батыя опустошила Рязань, Владимир, Суздаль, Москву, совсем маленькую еще тогда, и множество других городов. Однако жизнь в них скоро восстановилась. В некоторых даже начался бурный рост. А «столица Руссии» пришла в полный упадок, и даже митрополит покинул ее.

Обычно считается, что ханы специально стремились унизить значение Киева. Слава великого русского города якобы раздражала их. Но мне ситуация видится несколько иначе. Обратите внимание на место, которое ханы из рода Чингизидов выбрали для своей столицы. Город Сарай-Бату (Дворец Батыя) или Сарай-ал-Махруса (Дворец Богохранимый), как его реже называют, был построен сразу же после татаро-монгольского завоевания Руси на Волге в 80 км от нынешней Астрахани выше по течению. В лучшие времена его населяло до 75 тысяч человек.

Почему Батый выбрал для размещения своей ставки Волгу, а не Днепр? Ведь во времена первых Рюриковичей именно по Днепру шел знаменитый путь «из варяг в греки». Неужели татарам не хотелось взять его под контроль, заперев путь экспорту из Руси в Константинополь? В конце концов, почему бы Батыю не избрать для своей столицы местом тот же Киев, как это сделал новгородский князь Олег в IX веке? Вся-то разница, что Олег пришел с севера, а Батый с юга. С разрывом в три столетия. Один вышел из лесу, другой — из степи. И для того, и для другого Киев не был родным. Варяг Хельги имел на него такие же права, как и монгол Бату. Прекрасный климат. Широкий Днепр. Самая граница лесной и лесо-степной зон… Что еще надо человеку, чтобы спокойно встретить старость?

Но Хельги-Олег назвал Киев «матерью городам русским», а Батый-Бату просто разорил дотла «столицу Руссии» и вернулся в Заволжье, откуда и начался в 1237 году его поход на Русь. 
Как интересно было бы представить альтернативный вариант истории — Бату-хан все-таки делает Киев своей столицей. Его наследники, приняв ислам, как это сделал хан Узбек в 1321 году, возводят мечети рядом с православными храмами. Или сами становятся христианами (был же христианином сын Батыя — Сартак!), постепенно смешиваются со славянами, переходя на русский язык. Золотая Орда со столицей в Киеве… Могло такое быть? Никогда! И не только потому, повторим известную фразу, что история не знает сослагательного наклонения, но и по куда более банальной причине. Чисто экономической.

Легко заметить, что Сарай-Бату возник почти в том же месте, что и хазарская столица Итиль, располагавшаяся в дельте Волги. Всего сотней километров выше по течению. По сути, он реанимировал экономическую систему Хазарии, контролировавшей, прежде всего, Волжский торговый путь из Балтики в Каспий — то есть, из Европы в Персию и Индию. Волга близко подходит к Дону. Находясь в Сарае, Батыю было легко перехватывать поток товаров по Дону. А вот путь «из варяг в греки» его попросту не интересовал, так как его давно не было. В Греции (в Византии) сидели крестоносцы, сделавшие Константинополь столицей своей Латинской империи. Именно они и уничтожили дорогу «из варяг в греки», а заодно и экономическое значение Киева накануне монгольского завоевания.

2_03

ПРОКЛЯТЫЕ КРЕСТОНОСЦЫ. И тут самое время пришло вспомнить о Четвертом крестовом походе. Когда в 1204 году латиняне-крестоносцы взяли Константинополь — тоже, между прочим, христианский город — столицу православия, на Руси известие об этом вызвало стон. «А наутро, с восходом солнца, — писал древнерусский книжник в «Повести о взятии Царьграда крестоносцами», — ворвались фряги в святую Софию, и ободрали двери и разбили их, и амвон, весь окованный серебром, и двенадцать столбов серебряных и четыре кивотных, и двенадцать крестов, находившихся над алтарем… и все это серебряное… А прочие церкви в городе и вне города и монастыри в городе и вне города все разграбили… Монахов, и монахинь, и поповобокрали, и некоторых из них поубивали, а оставшихся греков и варягов изгнали из города… Вот так и погибло царство богохранимого города Константинова и земля Греческая из-за распрей цесарей, и владеют землей той фряги».

Случилось это ровно за тридцать шесть лет до штурма монголами Киева, когда падет уже наша София. Но Четвертый крестовый поход погубил не только Царьград. Он нанес также смертельный удар по экономическим интересам Киева. Бизнес-проект римского папы победил тогда бизнес-проект патриарха Востока. А заодно — и варягов, изгнание которых из Константинополя зафиксировал наш летописец.

Изображение вверху: Сартак и Александр Невский. Современный художник Павел Рыженко идиллически изобразил отношения Руси и Орды. Но сын Батыя действительно был христианином — это факт.

Печать E-mail

Комментарии   

# RE: Почему рухнула Киевская РусьAlexander89 17.06.2014 13:55
А вот Вы не знаете разве? Потому что в 1169 году Андрей Богокрад ("Боголюбский") разграбил Киев так, что после еще и Батыя Киев уже так и не поднялся. И не надо про "Владимирскую икону" - она - ВЫШГОРОДСКАЯ!
# RE: Почему рухнула Киевская РусьAlexander89 17.06.2014 13:57
Еще и автор - Лесь Бузина. Этим все сказано.
# RE: Почему рухнула Киевская РусьAlexander89 17.06.2014 14:02
Извините, я ПОНЯЛ - Вы размещаете различные точки зрения. В том числе и спорные.
# RE: Почему рухнула Киевская РусьИнтернет Собор 17.06.2014 15:45
"После смерти Изяслава Мстиславича и Вячеслава Владимировича (1154) и окончательного утверждения Юрия Долгорукого в Киеве Андрей снова был посажен отцом в Вышгороде, но уже в 1155 году Андрей вопреки воле отца уехал во Владимир. Из Вышгородского женского монастыря он увёз с собой икону Богородицы, которая впоследствии получила название Владимирской и стала почитаться как величайшая русская святыня. Вот как это описано у Н. И. Костомарова:

Была в Вышгороде в женском монастыре икона Св. Богородицы, привезённая из Цареграда, писанная, как гласит предание, Св. евангелистом Лукою. Рассказывали о ней чудеса, говорили, между прочим, что, будучи поставлена у стены, она ночью сама отходила от стены и становилась посреди церкви, показывая как будто вид, что желает уйти в другое место. Взять её явно было невозможно, потому что жители не позволили бы этого. Андрей задумал похитить её, перенести в суздальскую землю, даровать таким образом этой земле святыню, уважаемую на Руси, и тем показать, что над этою землёю почиет особое благословение Божие. Подговоривши священника женского монастыря Николая и диякона Нестора, Андрей ночью унёс чудотворную икону из монастыря и вместе с княгинею и соумышленниками тотчас после того убежал в суздальскую землю".

По дороге в Ростов, ночью во сне князю явилась Богородица и велела оставить икону во Владимире. Андрей так и поступил, а на месте видения построил село Боголюбово, которое со временем стало его любимым местопребыванием.
http://al-nik.ucoz.ru/publ/12_marta_1169_g_andrej_bogoljubskij_zakhvatil_i_szhjog_kiev/1-1-0-61
# RE: Почему рухнула Киевская РусьИнтернет Собор 17.06.2014 15:46
" Взятие Киева (1169)

По смерти Ростислава (1167) Мстислав Изяславич из Владимира Волынского занял Киев, выгнав из него старшего в роду Мономаховичей, своего дядю Владимира Мстиславича, и посадил в Новгороде своего сына Романа. Мстислав стремился сконцентрироват ь управление Киевской землёй в своих руках, чему воспротивились его двоюродные братья Ростиславичи из Смоленска. Андрей Боголюбский воспользовался разногласиями среди южных князей и послал войско во главе со своим сыном Мстиславом, к которому присоединились союзники: Глеб Юрьевич, Роман, Рюрик, Давыд и Мстислав Ростиславичи, Олег и Игорь Святославичи, Владимир Андреевич, Всеволод Юрьевич. Лаврентьевская летопись в числе князей упоминает также Дмитра, Юрия и Мстислава, общее количество князей оценивается историками в 11, также в походе участвовали половцы. В походе не участвовали полоцкие союзники Андрея и муромо-рязански е князья. Союзники Мстислава Киевского (Ярослав Галицкий, Святослав Черниговский и Ярослав Луцкий) не предприняли деблокирующего удара под осаждённый Киев. 12 марта 1169 года Киев был взят «копьем» (приступом). Два дня суздальцы, смоляне и половцы грабили и жгли «мати русских городов». Множество киевлян были уведены в плен. В монастырях и церквах воины забирали не только драгоценности, но и всю святость: иконы, кресты, колокола и ризы. Половцы подожгли Печерский монастырь. «Митрополия» Софийский собор был разграблен наравне с другими храмами. «И бысть в Киеве на всих человецах стенание и туга, и скорбь неутишимая». В Киеве вокняжился младший брат Андрея Глеб, сам Андрей остался во Владимире.

Андрей Юрьевич впервые за историю Руси изменил представления о старшинстве в роду Рюриковичей:

До сих пор звание старшего великого князя нераздельно соединено было с обладанием старшим киевским столом. Князь, признанный старшим среди родичей, обыкновенно садился в Киеве; князь, сидевший в Киеве, обыкновенно признавался старшим среди родичей: таков был порядок, считавшийся правильным. Андрей впервые отделил старшинство от места: заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской волости и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда. (…) Таким образом, княжеское старшинство, оторвавшись от места, получило личное значение, и как будто мелькнула мысль придать ему авторитет верховной власти. Вместе с этим изменилось и положение Суздальской области среди других областей Русской земли, и её князь стал в небывалое к ней отношение. До сих пор князь, который достигал старшинства и садился на киевском столе, обыкновенно покидал свою прежнюю волость, передавая её по очереди другому владельцу. Каждая княжеская волость была временным, очередным владением известного князя, оставаясь родовым, не личным достоянием. Андрей, став великим князем, не покинул своей Суздальской области, которая вследствие того утратила родовое значение, получив характер личного неотъемлемого достояния одного князя, и таким образом вышла из круга русских областей, владеемых по очереди старшинства.
— В. О. Ключевский.
Деятельность Андрея по отношению к Южной Руси оценивается большинством историков как попытка «произвести переворот в политическом строе Русской земли».
http://al-nik.ucoz.ru/publ/12_marta_1169_g_andrej_bogoljubskij_zakhvatil_i_szhjog_kiev/1-1-0-61
# RE: Почему рухнула Киевская РусьAlexander89 18.06.2014 04:52
В 1169 году Ростово-Суздаль ский князь Андрей собрал большое войско и двинулся походом на Киев. Андрей по утверждению В. Ключевского — «настоящий северный князь, истинний суздалец-залесе ц (Залессье - будущая Московщина) по своими привычкам и понятиям, по своему политическому воспитанию». После продолжительной осады 8 марта 1169 защитники города здались. По давней традиции и за неписаными правилами Киевськой Руси, киевляне считали, что новый князь пришел править столицей, поэтому решили покложиться на милость победителей. «Милость» оказалась такой, что Киев два дня подвергался невиденому дотоле опустошению, в результате которого не было сделано исключения ни для кого: не для женщин, ни для детей. Как пишет летопись «и грабили они два дня весь город — Подол, и Гору, и монастыри, и Софию, и Десятинную Богородицу. И не было помилования никому и негде - церкви горели, христиан убивали, а других вязали, жен вели в плен, силою розлучая с мужьями их , дети рыдали, смотря на своих матерей. И взяли они много имущества, и церкви оголили от икон, и книг, и риз, и колокола с церквей поснимали … Зажжен был даже монастирь Печерский Святой Богородицы погаными захватчиками, но Бог молитвами Святой Богородицы уберег его от такой беды. И был в Киеве среди всех людей стон, и печаль и скорбь..»
Было разграблено имущество и сожжено жилые кварталы значительное количество церквей и монастырей. Вывезли из Киева не тольки частную собственность, а и иконы, ризы и колокола… Была украдена с Киева и Святая икона Божией Матери, которая вскоре будет названа «Володимирской иконою Пресвятой Богородицы» и станет наибольшею святыней Российской Империи. Вперые за многовековую историю так нещадно было разгромлено «мать городов русских». Такого разрушения Киев еще не получал даже от половцев. Киевский погром, по мнению Льва Гумилева, свидетельствова л про утрату среди населения восточной Руси чувства этнического и государственног о единства с Киевскою Русью. Российский историк Ключевский називал суздальского князя Андрея Боголюбского первым собственно РОССИЙСКИМ (а не русским) князем: «С Андреем Боголюбским "великоросс" впервые вышел на историческую арену». Так возникла МОСКОВИЯ. Андрей Богокрад был ПЕРВЫМ НЕРУССКИМ князем, а основателем Московской державы -"Московия- Россия".
# RE: Почему рухнула Киевская РусьИнтернет Собор 18.06.2014 05:23
Да, возможно, с этого времени и началось деление на русских и украинцев. При том, что Киев продолжал еще долго оставаться духовной столицей всей Руси.
# RE: Почему рухнула Киевская РусьAlexander89 18.06.2014 05:40
Совершенно с Вами согласен. Я просто протестую против Леся Бузины конкретно.
# RE: Почему рухнула Киевская РусьИнтернет Собор 18.06.2014 06:01
Возможно, он озвучивает сугубо "российскую" историческую концепцию, все сваливая только на орду+крестоносц ев.
# RE: Почему рухнула Киевская РусьЗа Русь! 18.06.2014 15:57
остроумная версия). Оказывается после этого погрома Киева киевляне и другие жители югозападной Руси вдруг осознали, что они никакие не русские, а окраинцы! Это был просто эпизод кровавой феодальной раздробленности Руси.
# RE: Почему рухнула Киевская РусьИнтернет Собор 18.06.2014 16:07
Нет, просто показательный этап в формировании "северного" и "южного" славянского менталитета. Со "своими", ведь, так не поступают.
# RE: Почему рухнула Киевская РусьЗа Русь! 19.06.2014 08:22
Во время феодальной раздробленности и усобиц понятия "свой чужой" сильно искажаются.Вы думаете что в знаменитом побоище на Липице новгородцы, смоляне, владимирцы и другие смотрели друг на друга как на своих?
# RE: Почему рухнула Киевская РусьИнтернет Собор 19.06.2014 09:05
Киев был столицей, так с ним раньше не поступали.
# RE: Почему рухнула Киевская РусьВладимiръ 18.06.2014 07:56
Во 1-х Святой князь канонизирован церковью и ваше кощунство выйдет вам боком. Во 2-х для любого человека верящего в Бога (в вашей вере я сомневаюсь) ясно,что ни икону, ни мощи нельзя украсть если на это нет Божиего благословения. (как с мощами св. Николая перевезенных в Италию). Так что Эта Икона Владимирская,а не вышгородская (про эту провинцию сейчас никто и не знает). Ваши придирки к имени смешны. Олесь(Алесь)Оле ся (Алеся) одно из самых распространенны х имен в России (Великой,малой и белой). Вам приятнее если бы был Смит или Ганс?. И не надо свою местечковую фигню выдавать за историческую истину. Чувствеется что сидите в укре бандеровском. Где привыкли все валить на старшего брата,хотя сами продали и самоназвание и родину за галичанскую (австро-венгерс кую) похлебку и тряпку
# RE: Почему рухнула Киевская РусьAlexander89 18.06.2014 14:23
Милейший - "Андрея Боголюбского" НЕТ в украинских святцах. А украденная инона Божией Матери НЕ ДОЕХАЛА "до места назначения" - Андрею пришлось строить Владимир-на-Кля зьме. И Вышгород - был пригородом Киева, а не "провинция, про которую никто не знает" (там Крево-Печерская лавра).. И придирки у меня не к имени Лесь (Алесь или Олесь), а к его "писаниям", оплачиваемым МосПатриархией. Икону Я НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ оскорбить не хотел. Я даже Россию не хотел оскорбить. Греки считают, что латиняне-кресто носцы украли мощи Свт. Николая Чудотворца и этот праздник (перенесение мощей Святителя) - НЕ ПРАЗДНУЮТ. А вот Вы, товарищ -- некультурный человек ( "укра бандеровская"). И с Вами у меня нет желания спорить. Желаю Вам здраствовать.

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.