Архиепископ Серафим Чикагский: Дополнительные сведения о Митрополите Виталии
Очень немногимъ въ Россіи извѣстна біографія Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви, Митрополита Виталія.
Такъ писалъ о немъ въ 1976 году Архіепископъ Серафимъ Чикагскій:
«29 іюня / 12 іюля 1951 года, въ Лондонѣ въ Англіи состоялась хиротонія въ епископы архимандрита Виталія Устинова, избраннаго Архіерейскимъ Синодомъ РПЦЗ на каѳедру викарнаго епископа въ Санъ Пауло въ Бразиліи. Хиротонію совершили епископы Наѳанаилъ и Леонтій Женевсій. Вѣроятно, кѣмъ-либо будетъ написано подробное жизнеописаніе Владыки Виталія. Я же лишь кратко сообщу извѣстныя мнѣ о немъ біографическія данныя, а больше подѣлюсь воспоминаніями о совмѣстной съ нимъ жизни на Карпатахъ.
Мірское имя Владыки Виталія было Ростиславъ. Родился онъ въ Петроградѣ 18 марта 1910 года въ семьѣ морского офицера. Родителей его звали Петръ Константиновичъ и Лидія Андреевна. Вскорѣ семья Устиновыхъ переѣхала въ Севастополь, гдѣ Ростиславъ и провелъ свое дѣтство. Такъ же онъ поступилъ въ кадетскій корпусъ, съ которымъ въ 1920 году осенью выѣхалъ въ Югославію и пробылъ въ немъ до 1923 года, когда выѣхалъ съ матерью во Францію. Тамъ онъ окончилъ колледжъ, гдѣ половина преподаванія велась на англійскомъ языкѣ, затѣмъ отбылъ воинскую повинность въ одномъ изъ французскихъ кавалерійскихъ полковъ и нѣкоторое время работалъ въ одномъ англійскомъ предпріятіи на югѣ Франціи.
Несмотря на успѣхи по службѣ и въ обществѣ, Ростиславъ въ этомъ не чувствовалъ удовлетворенія, и его потяну/с. 18/ло къ богоискательству. Нѣкоторое время онъ провелъ въ русскомъ богословскомъ институтѣ въ Парижѣ, но не найдя тамъ духовнаго удовлетворенія, оставилъ его.
Протекли еще нѣсколько лѣтъ жизни въ міру. Стали приходить думы о монашествѣ. При помощи добрыхъ людей Ростиславу удалось связаться письменно съ миссіонерской обителью преп. Іова Почаевскаго во Владиміровой на Пряшевской Руси, что привело къ рѣшенію пріѣхать туда на испытаніе. Прибылъ онъ во Владимірову въ концѣ великаго поста въ 1938 году.
Настоятельствовалъ въ обители въ то время авторъ этихъ строкъ. Ростиславъ ему сразу понравился, и онъ взялъ его на свое духовное попеченіе. Обитель была строгая, жизнь въ ней была суровая, питаніе скудное. Ростиславу, какъ и всѣмъ другимъ новоначальнымъ, пришлось потрудиться и на кухнѣ, и въ огородѣ, и въ хлѣбопекарнѣ. Хлѣбы пекъ онъ до самого отбытія братіи изъ Владиміровой, хотя имѣлъ уже и другія послушанія. Послѣдніе полгода ему помогалъ въ хлѣбопеченіи іеромонахъ Антоній (Медвѣдевъ), впослѣдствіи архіепископъ Санъ-Францисскій. Пекли они превосходно, и монастырскій хлѣбъ славился среди богомольцевъ.
Проходя всѣ вышеуказанныя послушанія, Ростиславъ все свободное время посвящалъ изученію богословія, пользуясь обширной монастырской библіотекой.
Приблизительно черезъ годъ послѣ прибытія, Ростиславъ былъ мною постриженъ въ рясофоръ, съ нареченіемъ имени Виталій, что значитъ по-русски «жизненный». Онъ вполнѣ оправдалъ данное ему имя. Сталъ онъ послѣ этого больше проходить клиросное послушаніе, работая въ то же время въ монастырской типографіи. Еще черезъ годъ въ 1939 году онъ мною же былъ постриженъ въ мантію, т. е. принялъ полный монашескій чинъ, и вскорѣ мѣстнымъ епископомъ былъ рукоположенъ въ іеродіаконы. Тутъ возникла еще большая необходимость изучать богословскіе науки, а днемъ время уходило на монастырскія послушанія. Свободнымъ оставалось только вечернее и ночное время. Часто о. Виталій ложился спать во /с. 19/ второмъ часу ночи, а въ 4 часа утра звонокъ будильника пробуждалъ всѣхъ на молитву.
За свою скромность, смиреніе и трудолюбіе отецъ Виталій пользовался общей любовью братіи и начальства. Нужда въ духовенствѣ заставила ускорить его посвященіе въ іеромонахи, каковое совершилъ въ Братиславѣ въ 1941 году Митрополитъ Серафимъ Берлинскій и Германскій.
Молодому іеромонаху Виталію было поручено духовно обслуживать по воскресеньямъ и большимъ праздникамъ три села: Медвѣжье, Порубку и Коріевцы. Туда весной, лѣтомъ и осенью приходилось ходить пѣшкомъ, а дорога была неблизкая: дремучимъ лѣсомъ около 10 верстъ. Ѣздить было слишкомъ тряско из-за очень плохой дороги. Зато зимой за о. Виталіемъ всегда пріѣзжали на саняхъ, и ѣхать было легко и пріятно.
Пастырская дѣятельность о. Виталія развивалась весьма успѣшно. Крестьяне его полюбили, и уже въ 1942 году ему удалось воодушевить ихъ на построеніе въ центральномъ селѣ Медвѣжьемъ новаго большого деревяннаго храма, вмѣсто стараго, вконецъ обветшавшаго. Освятить храмъ удалось только въ началѣ 1944 года, но послужить въ немъ пришлось меньше полугода, ибо въ іюлѣ 1944 года, ввиду приближенія фронта, братство преп. Іова Почаевскаго вынуждено было эвакуироваться въ Братиславу. Оставаться было немыслимо, ибо почти вся печатная дѣятельность братства была направлена противъ безбожниковъ, слѣдовательно, противъ большевиковъ.
Около полугода братство провело въ Братиславѣ, гдѣ въ старинномъ заброшенномъ ресторанѣ своими руками создали домовую церковку и даже начали небольшую печатную работу. Отецъ Виталій принималъ въ ней посильное участіе, но больше ѣздилъ обслуживать духовно ближайшія къ Братиславѣ мѣста русскаго разсѣянія.
Съ Божіей помощью и съ помощью друзей братства въ Швейцаріи, удалось всѣмъ членамъ братства, въ томъ числѣ и о. Виталію, выхлопотать швейцарскія визы, но нѣмцы не пожелали дать транзитныхъ визъ. Послѣ долгихъ оттяжекъ нѣ/с. 20/мецкій консулъ посовѣтовалъ намъ ѣхать въ Берлинъ и тамъ, въ центрѣ, попытаться выхлопотать выѣздныя визы.
Подъ самое Рождество 1944 года братство преп. Іова Почаевскаго прибыло въ Берлинъ и размѣстилось по 1-2 человѣка среди русскихъ насельниковъ Берлина. Тогда Берлинъ почти каждую ночь, а часто и днемъ, подвергался бомбардировкамъ американскихъ и англійскихъ аэроплановъ. Часто прилетали сразу по тысячѣ и болѣе самолетовъ. Двѣ трети Берлина превратились къ тому времени въ развалины.
Больше мѣсяца братство въ такихъ тяжкихъ условіяхъ провело въ Берлинѣ. Выѣздныхъ визъ такъ и не удалось получить. Было рѣшено ѣхать на юго-западъ Германіи поближе къ швейцарской границѣ. Дали намъ отдѣльный вагонъ. Упросился ѣхать съ нами настоятель каѳедральнаго собора въ Берлинѣ протоіерей (нынѣ почившій архіепископъ) Адріанъ Рымаренко со своими духовными чадами. Храмъ въ Берлинѣ оставался совершенно безъ духовенства, а паствы было еще очень много, особенно такъ называемыхъ «остовъ» (восточныхъ рабовъ).
Видя создавшееся трагическое положеніе, архимандритъ Наѳанаилъ и іеромонахъ Виталій вызвались добровольно остаться при соборѣ опекать брошенную паству, хотя это было связано съ огромнымъ рискомъ, ибо большевики уже находились въ полусотнѣ километровъ отъ Берлина. Оставались сіи самоотверженные пастыри въ Берлинѣ до самаго послѣдняго дня. Когда тотъ наступилъ, уходить на юго-западъ, намъ въ догонку, было невозможно, ибо путь былъ уже отрѣзанъ совѣтскими войсками. Оставалось попробовать пробиться на сѣверо-западъ по направленію къ Гамбургу. Пѣшкомъ, неся на себѣ въ рюкзакахъ все необходимое для совершенія богослуженія, шли отцы Наѳанаилъ и Виталій. Иногда ихъ подвозили немного случайные грузовики.
Наконецъ, съ Божіей помощью, удалось имъ добраться до Гамбурга. Тамъ они быстро наладили регулярныя богослуженія, а когда война кончилась, они стали ѣздить по бѣженскимъ лагерямъ выручать такъ называемыхъ «остовъ» отъ выдачи большевикамъ на расправу. Оба прекрасно говорили по-/с. 21/англійски, а потому встрѣчали дружескій пріемъ со стороны американскихъ и англійскихъ оккупаціонныхъ властей. За нѣсколько мѣсяцевъ имъ удалось выручить и отослать на западъ не одну тысячу несчастныхъ русскихъ людей, которыхъ чекисты готовились отправить въ Сибирь на каторгу. Не одинъ разъ оба священнослужителя подвергались риску быть самимъ увезенными въ СССР, но Господь спасалъ, иногда въ самый послѣдній моментъ, ибо у Бога доброе дѣло не пропадаетъ.
Приблизительно черезъ годъ имъ пришлось раздѣлиться. Архимандритъ Наѳанаилъ былъ рукоположенъ въ Женевѣ во епископа и назначенъ Архіерейскимъ Синодомъ РПЦЗ управлять Западно-Европейской епархіей съ каѳедрой въ Парижѣ, а отецъ Виталій, возведенный Синодомъ къ этому времени въ архимандриты, былъ назначенъ настоятелемъ въ Лондонѣ и благочиннымъ на всю Англію. Въ Англіи онъ пробылъ до лѣта 1951 года, собравъ около себя нѣсколько человѣкъ идейной иноческой братіи.
На праздникъ свв. апп. Петра и Павла онъ былъ, какъ сказано въ началѣ этого очерка, хиротонисанъ въ епископы для Бразиліи, куда вскорѣ и отбылъ и гдѣ такъ же проявилъ кипучую церковную дѣятельность.
Въ 1955 году владыка былъ переведенъ въ Канаду на каѳедру викарнаго епископа въ Эдмонтонѣ, а черезъ два года сталъ епархіальнымъ архіереемъ на всю Канаду, съ мѣстопребываніемъ въ Монреалѣ и съ включеніемъ въ члены Архіерейскаго Синода».
Съ той поры Архіепископъ Виталій былъ избранъ главою Русской Зарубежной Церкви и до сего дня продолжаетъ свое служеніе, будучи старѣйшимъ изъ архіереевъ. Именно при его участіи Архіерейскій Соборъ РПЦЗ принялъ историческое рѣшеніе объ открытіи приходовъ на территоріи Россіи.
«Насъ почитаютъ обманщиками, но мы вѣрны; мы неизвѣстны, но насъ узнаютъ; насъ почитаютъ умершими, но вотъ, мы живы; насъ наказываютъ, но мы не умираемъ; насъ огорчаютъ, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многихъ обогащаемъ; мы ничего не имѣемъ, но всѣмъ обладаемъ» (2 Коринѳ. 6, 8-10).
Источникъ: Митрополитъ Виталій, Первоіерархъ Русской Православной Зарубежной Церкви: Юбилейный Сборникъ. 29 іюня / 12 іюля 2001. Свв. первоверховныхъ Апостоловъ Петра и Павла. — Б. м., б. г. [New York, 2001]. — С. 17-21.