Два ранее неопубликованных письма иеромонаха Серафима (Роуза)
Воскресенье, 30 декабря 1963 г./12 января 1964 г.
Дорогой во Христѣ братъ Глѣбъ!
Вчера получилъ твое письмо, въ которомъ были очень ясные отвѣты на мои вопросы и которое ободрило меня. У меня самого оптимизма все больше. Вчера мы получили первый оффиціальный отвѣтъ отъ одного издателя. Боялись, что они могутъ отказать въ скидкѣ (нѣкоторые отказываютъ), но они предложили 25%, такъ что можно включить въ нашъ списокъ 10-15 древнихъ Отцовъ.
Нашелъ я еще два магазина на Клементъ-стритъ, одинъ рядомъ съ 9-й авеню, другой рядомъ съ 25-ой, но самый первый рядомъ съ 24-й, по-моему мнѣнію, все-таки лучшій. Онъ все еще пустуетъ, увѣренъ, мы можемъ его снять за 35 долларовъ. Въ немъ, навѣрное, хватитъ мѣста для двухъ большихъ столовъ, примѣрно трехъ книжныхъ шкафовъ, одного письменнаго стола и нѣсколькихъ стульевъ, а въ окнѣ достаточно мѣста для выставки. Надѣюсь, ты скоро будешь здѣсь и посмотришь его, и мы уточнимъ также наши планы. Не вижу причинъ, почему намъ не завести это дѣло до начала поста (16 марта). На этой недѣлѣ узнаю насчетъ лицензіи и прочихъ формальностей.
Между прочимъ, я какъ-то встрѣчался съ группой англоговорящей православной молодежи, которые образовываютъ свое собственное сообщество. Не знаю, почему меня пригласили, но это былъ хорошій способъ узнать, какъ идетъ жизнь у другихъ православныхъ. Отвѣтъ: НИКАКЪ. Все мертво, абсолютно. Они искренни, у нихъ хорошія намѣренія, но имъ просто не съ чего начинать работу. Они не только не готовы питаться духовной твердой пищей, но едва ли готовы и для млека. Въ слѣдующій разъ, когда увидимся, разскажу тебѣ о нихъ. (Тѣ, съ которыми я встрѣчался, были сирійцы, изъ русской Митрополіи и украинцы, и они планируютъ еще расширить свою группу.) Они на самомъ дѣлѣ не составятъ намъ конкуренціи, поскольку ихъ планы не заходятъ дальше "внутриправославного" пониманія и изученія православныхъ "традицій" на очень элементарномъ уровнѣ; кромѣ того, ихъ интересъ не миссіонерскій, а туманно экуменическій. Они обращены внутрь себя и пытаются "понять" собственную религію, въ то время какъ мы собираемся нести міру богатства, которыхъ мы недостойны, но въ цѣнностяхъ которыхъ увѣрены. Одинъ изъ этихъ украинцевъ обронилъ презрительное замѣчаніе о нѣкоторыхъ русскихъ, которыхъ онъ зналъ и которые думаютъ, что сохраняютъ "настоящее" Православіе. Это о насъ и, я думаю, что намъ слѣдуетъ дѣлать какъ разъ то, въ чемъ онъ насъ обвиняетъ, – забыть другихъ православныхъ (за небольшими исключеніями, напримѣръ, Гора Аѳонъ и исповѣдники стараго календарнаго стиля, которые все еще всерьезъ воспринимаютъ Православіе) и сосредоточиться на русскихъ и американскихъ новообращенныхъ. Слѣдуетъ съ самаго начала подчеркивать нашу приверженность зарубежной Русской Церкви; это поможетъ отпугнуть, по меньшей мѣрѣ, нѣкоторыхъ изъ благонамѣренныхъ, которые думаютъ, что они такіе же "православные", какъ и всѣ; всѣ цѣли ихъ сотрудничества сведутся къ попыткѣ втянуть насъ въ болото экуменизма и компромисса.
Я все еще составляю предварительный проектъ вступительной брошюры, добавивъ предложенія изъ твоего послѣдняго письма. Думаю, важно, чтобы она была какъ можно точнѣе, убѣдительнѣе и въ то же время привлекательнѣе.
О печатаніи: я надѣялся, что бюллетень будетъ начатъ почти сразу же, и у меня есть по его содержанію нѣсколько опредѣленныхъ идей. Вотъ почему я подумалъ о Матушкѣ, при условіи, что мы сможемъ дѣлать работу сами и, такимъ образомъ, должны будемъ платить только за бумагу и краску. Если должны будемъ платить больше, то, конечно, намъ придется, быть можетъ, еще подождать.
И я, и Джонъ раздѣляемъ русское недовѣріе къ "организаціи"; хорошо будетъ, если наше Братство будетъ имѣть какъ можно больше духа и какъ можно меньше словъ. Причина, почему я спросилъ объ организаціи, была однако въ томъ, что никогда не годится настолько затуманивать вещи, что любой, кто считаетъ себя "православнымъ", будетъ думать, что это достаточная причина для присоединенія къ намъ. Ограниченія активно дѣйствующихъ членовъ тѣми, кто принадлежитъ къ зарубежной Русской Церкви и составленіе убѣдительнаго вступительнаго заявленія достаточно разъяснятъ суть нашей работы.
Финансовая проблема, кажется, почти рѣшена. Всѣ предварительные расходы, возможно, уложатся въ 25 долларовъ, и примѣрно черезъ мѣсяцъ у меня будетъ еще около 150 долларовъ (включая расходы на подоходный налогъ), которые я могу предоставить магазину на книги въ кредитъ (какъ дѣлаетъ Джорданвилль).
Кажется, пока по этой темѣ все. Я получилъ рождественскую открытку отъ твоей матери, за которую поблагодари ее, пожалуйста. Мы также получили доброе письмо отъ владыки Леонтія, который, возможно, будетъ очень полезенъ намъ въ будущемъ. Грибы въ нашихъ мѣстахъ почти отошли, но мы обнаружили новый и чрезвычайно вкусный видъ (опенокъ), который растетъ на корняхъ и стволахъ деревьевъ и очень распространенъ.
Между прочимъ, ты говорилъ, что знаешь кого-то, кто изготовляетъ рамы для картинъ? Пора подумать и о такихъ вещахъ. Кромѣ книгъ и иконъ, мы, возможно, сможемъ привезти, для начала только изъ Джорданвилля, религіозные предметы, такіе какъ кресты; быть можетъ, позднѣе лампадки, ладанъ и т.п.
Напиши, если у тебя есть какіе-нибудь новыя идеи или информація.
Во Христѣ,
Евгеній.
14/27 января 1964 г. Память свят. Саввы Сербскаго
Дорогой во Христѣ братъ Глѣбъ!
Сегодня утромъ мы предоставили рѣшеніе нашего вопроса святителю Саввѣ и Господу нашему. Евангельское чтеніе святителю Саввѣ (Ин. 10, 9-16) заканчивается такъ: "И ины овцы имамъ, яже не суть отъ двора сего, и тыя Ми подобаетъ привести: и гласъ Мой услышатъ, и будутъ едино стадо и единъ Пастырь".
Въ моемъ собственномъ евангельскомъ чтеніи (каждый день по главѣ) я сегодня читалъ св. Луку, 10 – это, если ты помнишь, былъ тотъ самый отрывокъ, который я открылъ наугадъ, и оба мы читали, возвращаясь поѣздомъ изъ Кармела почти ровно годъ назадъ. "По сихъ же яви Господь и инехъ седмь десятъ, и посла ихъ по двема предъ лицемъ Своимъ во всякъ градъ и мѣсто, аможе хотяше Самъ ити, глаголаше же къ нимъ: жатва убо многа, дѣлателей же мало; молитеся убо Господину жатвы, да изведетъ дѣлателей на жатву Свою. (...) Не носите влагалища, ни пиры, ни сапогъ, и никогоже на пути цѣлуйте".
А Джонъ, открывъ наугадъ Псалтирь, прочиталъ (36, 16, 19, 23):
"Лучше малое праведнику, паче богатства грѣшныхъ многа. (...) Непостыдятся во время лютое, и во днехъ глада насытятся. (...) Отъ Господа стопы человѣку исправляются, и пути Его восхощетъ зѣло".
Я думаю, мѣсто рядомъ съ новымъ соборомъ превосходно. Если тамъ мы не сможемъ добиться успѣха, то не добьемся его нигдѣ. Само расположеніе его, вѣроятно, стоитъ тѣхъ пятидесяти долларовъ въ мѣсяцъ, которые указаны въ объявленіи. Я бесѣдовалъ съ владѣльцемъ и договорился, что мы начнемъ платить съ 15 февраля, такъ что почти три недѣли у насъ будутъ безплатно. Завтра оплачу аренду за первый мѣсяцъ. Сегодня вечеромъ поговорю съ Заваринымъ, но я увѣренъ, что они кое-что намъ ссудятъ. Они хотятъ поднять этотъ вопросъ на собраніи въ воскресеньѣ, и, можетъ быть, другіе тоже помогутъ. Они знаютъ нѣсколько мѣстъ въ Парижѣ, гдѣ можно достать русскія книги, причемъ одинъ изъ владѣльцевъ могъ бы давать намъ книги на тѣхъ же условіяхъ, что и Джорданвилль. Для неуспѣха нашего предпріятія нѣтъ причинъ. Сейчасъ (теоретически) у насъ 250 долларовъ, и намъ нужно (по моимъ расчетамъ) еще примѣрно 250 долларовъ, чтобы начать. Молись! Увидимся съ тобой въ пятницу.
Во Христѣ,
Евгеній.
P.s. Тебѣ нужно будетъ надавить на Джорданвилль. Убѣди ихъ, что я очень хитрый бизнесменъ (!). Снова свяжись съ Шурой и Владиміромъ, если необходимо, пусть они упаковываютъ книги!
Джонъ говоритъ, что это очень благопріятный день для начала нашей работы. Съ нами Богъ!