АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Прот. Николай Горбацевич: Проблемы, связанные с духовным окормлением паствы

Доклад прот. Н. Горбацевича на пастырском совещании.

"Сколько будет слабеть век от старости, столько будет умножаться зло для живущих: ещё дальше удалится истина и приблизится ложь" (3Ездры 14.16).

"Не так скоро поколение отрывается,  говорит Ф. М. Достоевский,  от того, что сидит в нём наследственно: не так скоро отказывается человек от того, что вошло в кровь его, передано ему, так сказать, с матерним молоком! Не бывает таких скороспелых переворотов. Сознать вину и родовой грех ещё мало, очень мало: надо совсем от него отучиться. А это не так скоро делается". ("Записки из мёртвого дома", стр. 202).

Свой доклад на тему: "Проблемы, связанные с духовным окормлением паствы", для ясности того, что я хотел бы изложить, начну с повторения части того, что уже ранее мною было сказано в г. Мюнхене на Епархиальном Съезде и два года тому назад на Пастырском Совещании в Джорданвилле, в монастыре.

Во время первой мировой войны, революции, второй мировой войны рука Господня и карающая, и милующая часто касалась нас: часто оставались мы наедине с Господом, всё остальное не имело значения, как ничтожное. Все кумиры наши были повержены, мечты разбиты, люди смирялись, сердца открывались для Господа, и Господь касался их.

После этого и интеллигенция, и люди простые поняли и почувствовали, что жить без Бога мы не можем. Как отрицать Бога, когда рука Его настигла нас. Отсюда, после второй мировой войны подъём религиозный был огромный. Начали устраиваться церкви, открываться приходы, совершаться везде службы Божии. Прилагалось при этом много страдания, труда, было много жертвенности. Но храмы устроены, возможно украшены, совершаются службы Божии, в некоторых поют хорошие хоры и ... на этом наступает успокоение. Дальнейшего движения вперёд не последовало, началось даже отступление на прежде заготовленные в старое время чисто обрядовые позиции. Начались нестроения в ограде церковной, недоразумения, разочарования, отход многих, хаос.

Правящий Германской Епархией Митрополит Серафим, ныне покойный, печатно свидетельствовал о бывшем подъёме религиозном и наступившем охлаждении. "Но, увы! писал Митрополит Серафим, после краткого периода преображения религиозного чувства, которое мы наблюдали после войны, снова замечается отлив религиозности. Страшные уроки жестоких лет безумного кровопролития и других небывалых ужасов, по-видимому, не затронули глубины людской души и снова люди впадают в религиозное равнодушие и нравственное легкомыслие" ("К смерти проф. Макса Планка", Митроп. Серафим, октябрь 1947). Так и вспоминаются в связи с этим слова пророка Исаии: "И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила их пламенем со всех сторон, но они не примечали; и горела у них, но они не уразумели этого сердцем " (Ис 42.25).

А должно было-бы быть иначе:

"Ибо когда суды Твои совершаются на земле, говорит пр. Исаия (26.9), тогда живущие в мире научаются правде".

Мы после всех испытаний не дали того, что должны были дать, сердца наши по-прежнему принадлежат миру и соблазнам его, а не Богу. "И потому, продолжает прор. Исаия (30.18), Господь медлит, чтобы помиловать и потому ещё удерживается, чтобы сжалиться над вами". Рассчитывать же после войны мы имели право на совершенно иное, лучшее, большее. Думалось, что после устроения храмов, организации богослужений, хоров, начнётся работа по объединению всех нас в одну православную семью, где слабые, больные, старые не будут предоставлены сами себе; колеблющиеся, оглашённые получат поддержку и научение; в церкви будет истинная молитва всех, а не присутствие только некоторых, начиная от "Иже херувимы..."; молодёжь получит заботу и руководство старших; везде будет проводиться мысль, что истинное христианство должно вести человека к духовному перерождению, просвещению, к приближению к Богу и стяжанию Святаго Духа. А за грехи, за тяжкие деяния в нашем прошлом наших дедов, отцов и наши принесём церковное, народное покаяние. При этом выяснятся наши общие грехи и ошибки, приведшие к страшной катастрофе. Выяснятся, будут осуждены, против них откроем общую борьбу, да не повторим их в будущем и заслужим прощение и милость Божию.

"Иди и провозгласи слова сии к северу и скажи: возвратись отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, не вечно буду негодовать, признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога Твоего" (Иерем 3.12-13).

Так не сталось. Покаяния до сих пор не принесено и полного возрождения не совершилось. Пренебрегли всеми призывами к покаянию, с которого должно бы начаться спасение нашей Родины-России и нас.

И вот в 1948 году в докладе своём на Епархиальном Съезде в Мюнхене мною было сказано: "Создали себе новые кумиры, новые соблазны: Заокеанские страны. Что принесём мы туда? Расстроенные нервы, сердце исстрадавшееся, но не просветлённое; трепещущее, потому что нераскаянное. В таком состоянии найдём ли там успокоение и удовлетворение? А незаметно пройдут наши жизненные сроки и настигнет нас смерть в обильной Америке. Что ответим мы Спасителю нашему после всех призывов ко спасению?

В заокеанские страны или на Родину, при добрых обстоятельствах, мы должны принести новое сердце, должны стать закваской доброй для новых поколений, устремлением сердца которых будет Господь, наш Творец и Промыслитель.

Тогда мы спокойно можем ехать, куда нам Господь укажет. Но уедем, как дети одной великой семьи, тесно спаянные друг с другом. Уедем, как люди, водимые Господом Богом, хранимые под кровом крыл Его.

Без покаяния же, куда бы мы ни приехали, мы привезём трепещущее сердце, чувствующее свою будущую неизбежную встречу с теми, от кого мы бежали и бежим. Встреча эта будет страшной, разлуки уже с ними не будет, так как встреча (с большевиками) произойдёт в вечности, там, где царствует отец лжи, где скрежет зубов и мука вечная. Будем спасаться от них в Америку и попадём в их объятия, в их общество на веки. Что может быть ужаснее?" Так было мною сказано в 1948 году в Мюнхене на Епархиальном Съезде.

И в таком духовном состоянии мы приехали в Америку. Без Бога и без Церкви мы жить не можем. Начали здесь также создавать приходы, строить церкви, а сердце нераскаянное, перерождения не совершилось. Без Бога жить невозможно, а сердце привязано к земному, воля не навыкла к повиновению Закону Божию. В Америке большие соблазны, доллар из кармана легко пробирается в сердце, овладевает им, становится кумиром, человек больше надеется на доллар, чем на Бога. Не погиб человек во время войны, не одолели большевики, а сдался пред соблазном доллара, стал его рабом. Конечно, не со всеми так бывает, но со многими.

При таких настроениях, при таком духовном нашем устроении приходится нам пастырствовать и вести вверенную нам паству ко спасению. Приходится сильно задумываться, скорбеть и взывать ко Господу о помощи, вразумлении.

Все слабее уже раздаются голоса о покаянии, в обильной Америке они не созвучны. Из полученных многочисленных писем с мест ясно видно, нет надежд при современных настроениях на надлежащее проведение всенародного покаяния. Слабо наше покаянное сознание, видно, слабы мы духом и не хватает нас в эмиграции на всенародное покаяние.

В конце 1910 г. Митрополит Антоний (Храповицкий), обращаясь ко всем пастырям всей Русской Церкви с предупреждением о грядущей катастрофе, сказал: "Нам недостаёт того, чем спасалась Россия после самозванцев, после француза, после цареубийства (Александра II); не достаёт покаяния. Громко и открыто оно возносилось к небесам во дни тех лихолетий...". "Теперь покаяния нет" (стр. 230 "Жизнеописание Митроп. Антония"). Так и теперь.

Подлинно же проведённое всенародное покаяние могло бы встряхнуть, пробудить многие спящие души, привлечь к нам помощь Божию, благодать Божию, и значительно облегчить духовное окормление паствы.

С фактами надо считаться. Так не сталось, и следует исходить не из предполагаемого и желаемого, а из настоящего, реального.

Надо благодарить наших Архипастырей за призыв к нам, не успокаиваться на создании приходов, построении, приобретении церквей, организации богослужений, хоров, некоторых внешних успехах, а подумать и об оцерковлении нашей приходской жизни. С этой целью мы и сюда собрались в эти дни.

Как же нам осуществить эту труднейшую задачу? Когда мы говорим, пишем о мире, во зле лежащем, об отрицательных явлениях в нашей приходской жизни, о трудностях пастырского служения в настоящих условиях, — нам легко это изображать, находить нужные слова и определения, мы почти единомысленны; когда же приходится подумать об оцерковлении нашей приходской жизни, о духовном окормлении нашей паствы, о приведении её ко спасению, получается задача несравненно более трудная. Приходится искать нужных мер с молитвенной осторожностью.

Два года тому назад, при обсуждении трудностей пастырского служения в современных условиях, все мы, пастыри, согласились в том, что прежде всего следует обратить внимание на самих себя, с этого начать. "Если человек, говорит авва Пимен, во всём будет винить самого себя, то везде устроит".

За два истекших года все больше приходишь к мысли о необходимости чаще и чаще взирать на Апостола Павла, пять раз по 40 ударов без одного, получившего от иудеев; три раза избитого палками, трижды камнями побитого, три раза терпевшего кораблекрушение (2Кор 11.24-25) и всё более и более распалявшегося ревностью о спасении душ, любовью к Богу и людям. Взирать чаще на этого великого Апостола и просить Бога, у него научиться пастырской ревности и смирению. Задача чрезвычайная, если принять во внимание, чем мы до сих пор были и чем удовлетворялись до некоторой степени.

При Соборе, где я много лет служил на Родине, прихожан числилось 7-8 тысяч душ, кроме города ещё 48 деревень и хуторов. Частые службы в Соборе, почти ежедневные погребения, напутствие больных, часто в дальних деревнях, крещения, уездная большая больница, где много православных больных просили их напутствовать в болезнях, тюрьма, законоучительство, благочиние и т.д., одним словом, даже одного добросовестного, требоисправительского отношения иногда не хватало, чтобы выполнить все обязанности, а уж о том, чтобы каждого прихожанина знать по имени и болеть его нуждами, не было никакой возможности, Примерно, на 2-й день Св. Пасхи бывало более 30-ти крещений, крестишь, крестишь в изнеможении и язык с трудом слова выговаривает.

А здесь, в Америке, у нас приходы 50-80 душ, реже 100-150 душ, и мы знаем своих прихожан не только по имени и отчеству, знаем их жизнь, их духовные болезни, однако, значительная часть из них, по отзывам многих священников, желает идти своим путём, сопротивляется нашему пастырскому руководству, а иногда и обижается за него. Если пастырь и не получает пять раз по сорока ударов без одного, то всё же сердце священника бывает изранено людьми, вверенными его пастырскому руководству и желающими идти своим путём. Понимаешь хорошо, что только великая молитвенность, безграничная любовь к своим прихожанам может в этом случае помочь пастырю. Великая же молитвенность, безграничная любовь к Богу и к ближнему не являются по заказу, а как милость Господня за подвиг всей жизни. Вот какая задача стоит пред нами и от неё мы не можем отказаться, но и осуществить без помощи Божией, без благодати Божией невозможно.

Митрополит Антоний (Храповицкий) советует главное внимание обратить на желающих спасаться, помогать их усовершенствованию. С этим малым стадом, с этим "остатком" двигать церковное дело и давать пример колеблющимся, не желающим подчиняться пастырскому руководству. Для этих последних должны остаться только избытки от укрух чад Божиих, которых "взращивать в мужа совершенна — заключается первый долг строителя Церкви", по словам Митроп. Антония (стр. 92, т. II "Жизнеописания..."). Сама жизнь наша приходская нам указывает на необходимость опираться на "остаток", на желающих что-то делать в приходе, создавать, а не разрушать. К ним постепенно присоединяются некоторые из равнодушных и даже те, которые за собой всегда сохраняют только право критики. В устроении прихода, построении церкви, её украшении, организации хора и т.д. такой подход к церковному делу оправдан практикой.

В духовном же окормлении паствы и здесь бывают большие затруднения. Когда и в "остатке" приходится бороться с чрезмерным самолюбием, гордостью, честолюбием, злопамятностью, осуждением, с духовными грехами, то и "остаток" не оказывается верным и подчиняющимся нашему пастырскому руководству, а иногда и поворачивается против нас, пастырей. И пастырю в таких случаях остаётся чаще и усерднее обращаться к Спасителю, Божией Матери, угодникам Божиим, у них искать вразумления, помощи, смягчать наступление на "остаток" и атмосфера становится более мирной, но победа над духовными грехами не одержана и враг рода человеческого не побеждён, не посрамлён окончательно.

В чем же дело?

А дело в том, что ещё только считанные единицы в приходах наших спасение души, приготовление к вечности поставили главным вопросом своей жизни, все же остальные служат миру и его соблазнам, один в бо́льшей степени, другие в меньшей. Над вопросом спасения души, ответом пред Богом мало кто задумывается, мало это кого безпокоит. Отсюда и все трудности духовного окормления паствы. Об этом свидетельствуют отклики с многих мест, от разных лиц.

Наша общая пастырская задача — всеми добрыми, нам доступными средствами и возможностями, вопрос спасения души, приготовления к вечности сделать главным вопросом и делом жизни наших прихожан.

Если вопрос спасения души, приготовления к вечности не владеет человеком, как ему преодолеть все соблазны окружающего мира, а также и доллара, проникающего из кармана в сердце? Как заставить себя вести борьбу с самим собой, со всеми страстями с врагом рода человеческого? Как заставить постоянно взывать ко Господу и святым Его? Как преодолевать гнев, раздражительность, осуждение других, быть жертвенным, учиться терпению, смирению, кротости и т.д.?

Ведь кругом нас живёт масса людей, которые этим совсем не занимаются и преуспевают в жизни, для чего же я буду мучить, калечить свою жизнь?

Кругом нас люди увлечены материальными накоплениями, материальными благами, всё земное владеет ими почти безраздельно. Это увлекает и многих из наших прихожан. Эту страшную болезнь века сего мы никогда не одолеем, если, с помощью Божией, не доведём до их сознания, до их сердца, необходимость спасения души, приготовления к вечности, необходимость подчинить всю нашу жизнь этому главному вопросу и им её, так сказать, возглавить. Без этого иерархия ценностей в уме и сердце наших прихожан не будет восстановлена, они всегда будут в плену врага рода человеческого и будут ему служить.

Мудрость человеческая говорит о трудности внедрения в нас, испорченных грехом, самых простых, самоочевидных истин, закладки, так сказать, самого фундамента здания.

В этом главном, основном вопросе, о спасении наших душ, в его внедрении в сознание наших прихожан, вся наша широко раскинувшаяся Епархия должна быть единомысленна, целеустремлённа. В журналах нашей Епархии должны время от времени появляться статьи по вопросам спасения души и приготовления к вечности, сообщаться более доходчивые мысли святых и праведных людей по этому вопросу и другой подходящий материал. С лучшими статьями, с мыслями святых и праведных людей и другим подходящим материалом, на хорошей бумаге, крупным шрифтом, должна быть издана в большом количестве брошюра и мы должны её усердно распространять в приходах.

С хорошо подобранным материалом, ясно, образно изложенным, следует напечатать листки в большом количестве для раздачи верующим. На эту цель мы, настоятели, должны сами изыскать необходимые средства.

В своих проповедях, беседах мы должны часто и всесторонне освещать вопрос спасения души, приготовления к вечности, заканчивая своё слово, беседу словами — молитвой: "Господи, Тебе известными путями спаси нас".

Часто обращать внимание прихожан на два прошения просительной ектении:

а) "Прочее время живота нашего . . . "

в) "Христианския кончины живота нашего . . . "

Для нас, пастырей, также нужен подходящий материал для проповедей и бесед на темы спасения души, приготовления к вечности. Многое мы найдём в журнале "Вечное", издаваемом в Париже, в трудах Епископа Феофана Затворника, в издаваемом сейчас дневнике о. Иоанна Кронштадтского "Моя жизнь во Христе", в "Старческих советах" и др. книгах.

Крайне необходимо издание крупным русским шрифтом, на хорошей бумаге молитвослова для верующих с полным составом вечерних, утренних молитв, канона Ангелу Хранителю, Покаянного канона. К этому хорошо было-бы добавить две очень доходчивых до сердца современников наших молитвы:

1) "Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день"... (Молитва в начале каждого дня, составленная Оптинскими старцами).,

2) вторая — "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, не попусти, чтобы суетность, самолюбие, чувственность, нерадение, гнев господствовали надо мной и похищали меня у любви Твоей..." (Молитва иеросхимонаха Парфения Киевского).

Очень хорошо было бы поместить в конце молитвослова некоторый материал о молитве Иисусовой, обратить на неё особое внимание. "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго". В этом да будет всё твоё внимание и обучение. Ходя и сидя, делая и в церкви до богослужения, стоя, входя и исходя, это непрестанно держи в устах и в сердце твоём. С призыванием таким образом имени Божия ты найдёшь покой, достигнешь чистоты духовной и телесной и вселится в тебе Святой Дух, Источник всех благ, и управит Он тебя во святыне, во всяком благочестии и чистоте". (Преп. Серафим Саровский).

Никаких тропарей и прочего, обычно помещаемого в молитвословах материала, помещать не следует, дабы он был не объёмистый, не пугая верующих и давая сейчас необходимое.

Читая ежедневно полный состав молитв вечерних, утренних, а иногда канон покаянный, Ангелу Хранителю, верующий христианин постепенно всё более и более будет проникаться напоминаниями о спасении души, о вечности, ответе пред Богом на Страшном Суде. Таких напоминаний в этих молитвах очень много. Мы же, священники, всячески будем распространять этот молитвослов и добиваться, чтобы верующие по нему молились неопустительно, и на исповеди советуя держаться этого молитвослова. При занятиях с учащимися будем знакомить их с содержанием молитвослова и приучать детей к нему.

Очень было бы кстати обратиться с просьбой к нашим Архипастырям возглавить эту нашу акцию за спасение душ наших прихожан особым к ним обращением. Такая разнообразная наша целеустремлённость в этом главном вопросе нашей жизни, с помощью Божией, принесёт свои добрые плоды и значительно поможет духовному нашему окормлению прихожан.

Через год, если Господь позволит, мы опять соберёмся в этом святом месте и подведём итоги, что нам удалось сделать за истекший год и решим, как следует это дело продолжать и совершенствовать.

Из других вопросов духовного окормления нашей паствы я хотел бы коснуться сегодня только одного — постановки исповеди в наших приходах.

Из полученных мною 24-х писем от пастырей нашей Епархии, из частных разговоров, личных наблюдений можно заключить об уменьшении страха Божия у современных верующих людей, не исключая и наших многих прихожан; наблюдается и слабое сознание своей греховности пред Богом. Современный человек очень часто недоумевает, чем он грешен, ведь, он не убил, не ограбил, верует в Бога, иногда и церковь посещает, иногда помогает нуждающимся, старается быть честным, трудолюбивым и т.д.

Редко, очень редко современный верующий человек жалуется на самого себя, на свою греховность и удалённость от Бога, считая себя не хуже других: живёт, мол, как и все, и грешен, как и все, а особенных грехов не имеет. Поэтому и исповедь современных верующих людей далека от плача о своих грехах, далека от сознания своей удалённости от Бога, приготовления к вечности, искания Царствия Божия.

Во многих приходах Америки православные греки оставили совсем исповедь и причащаются без предварительной исповеди, так рассказывала мне православная гречанка, долго жившая в России и принадлежащая к греческой Православной Церкви в Америке.

У православных сербов также, рассказывают, дело исповеди поставлено плохо.

Все же святые и праведные нам свидетельствуют, что глубокое сознание своей греховности, страх Божий, присущи всем истинным христианам и без них нет приближения к Богу, нет и действительного христианства. Как-то даже трудно представить доброго христианина без страха Божия, без плача о грехах своих. И какой успех может быть духовного окормления людей без страха Божия, сознания своей греховности.

Ясна необходимость пробуждения в душах наших прихожан спасительных состояний страха Божия, сознания своей греховности.

Надо выяснить нашим прихожанам, что мы, веруя в Бога и признавая Св. Церковь-мать, в тоже время стремимся жить по своей воле, идти широким путём своеволия, противления воле Господней и Матери-Церкви и не к Царствию Божию себя готовим. Что так поступает мир, во зле лежащий и творящий волю князя мира сего, это не значит, что мы должны так поступать. Как раз Спаситель и предупреждает нас относительно этого соблазна, напоминая нам о двух путях жизни — широком, ведущим к гибели, и узком — ко спасению. Хотя и не убили, и не ограбили, а идём гибельным широким путём, не готовимся к вечности и потому мы тяжкие грешники. Грехов у нас бесчисленное множество, только не видим мы их и не стремимся увидеть.

Во время Великого и Рождественского постов нам следует вести беседы подготовительные о страхе Божием, о своей греховности, и это по всем приходам Епархии.

Должны быть изданы руководственные правила для духовника и исповедника, с ними должны быть все знакомы.

Нам следует просить наших Архипастырей — в особых посланиях к пастве разъяснить нашим прихожанам глубокое состояние нашей греховности, смысл, значение страха Божия, необходимость именно подробной исповеди, жалобы только на самого себя, указать на опасность недостойного причащения Св. Тайн, призвать к более частой исповеди, а особенно во время опасной болезни, в сознании приближающейся смерти.

Крайне необходимо в этом послании сделать напоминание повенчаться в церкви всем, живущим только в гражданском браке, так как в противном случае они лишаются св. Причащения.

Пастыри же подхватят энергично это архипастырское обращение и в многократных беседах с прихожанами доведут его до сознания.

Необходимо и нам, священникам, архипастырское разъяснение, в каких случаях мы не должны допускать до Св. Причастия, какие эпитимии наиболее целесообразны при настоящем духовном состоянии наших прихожан; о каких современных грехах мы наиболее должны напоминать прихожанам пред исповедью и во время исповеди. Допустимо ли умалчивать о грехах против 7-й заповеди, о совершенных абортах. Бывает, тяготеют эти грехи над совестью исповедников и, неисповеданные из-за ложного стыда, могут погубить для вечности.

Недаром после прохождения преподобною Феодорой 16, 17, 18 мытарств, ангел сказал Феодоре: "Ты видела страшные, отвратительные блудные мытарства, знай, что редкая душа минует их свободно, весь мир погружен во зле соблазнов и скверн, все человеки сластолюбивы. Бо́льшая часть, дошедши сюда, погибает: лютые истязатели блудных грехов похищают души блудников и низводят их во ад".

Об этих грехах молчат исповедники, молчим и мы духовники, а чем всё это может окончиться, сказано ангелом преп. Феодоре: низведением во ад. Имея на руках эти указания Архипастырей духовникам, мы все будем их придерживаться и в главном будем солидарны в своей практике.

Не было ли бы практично в подготовительное к исповеди время давать каждому прихожанину печатный листок с перечислением возможных грехов? Ясно, отчётливо должен быть указан каждый грех, применительно к людям века сего. Там бы возможно было-бы (взрослым) напомнить и о грехах против седьмой заповеди, не боясь обид, подозрений прихожан, ибо листок для всех.

Не буду подробно касаться ненормальной постановки исповеди в наших приходах, надеюсь, многое уточнится в суждениях по поводу затронутых вопросов.

Опять-таки, на следующий год, если Господь позволит, на Пастырском Совещании должны мы себя проверить, как удалось нам осуществить главная пожелания относительно исповеди.

Итак, в настоящем моём докладе обращено внимание на следующие вопросы духовного окормления паствы:

1. Необходимость спасения души, приготовления к вечности, поставить главным вопросом и делом жизни наших прихожан и нас самих. С помощью Божией, довести это до ума и сердца наших прихожан.

2. Правильно и согласованно поставить дело исповеди в наших приходах. Углубить сознание нашей греховности, вызвать спасительный страх Божий в сердцах и умах верующих.

Если не только поговорим, выскажем пожелания и разъедемся, а и настойчиво постараемся пожелания эти осуществить, дело духовного окормления нашей паствы значительно подвинется вперёд. Будет подведён некий фундамент под всё дело оцерковления жизни. Знать, не намерены мы успокоиться на организации приходов, построении церквей, на внешних успехах, а действительно желаем быть со Христом, с Его Церковью, чтобы спастись и царствовать со Христом вечно.

Июнь 1957 года.

Прот. Н. Горбацевич

/Православная Русь, №13, 1957г./

Метки: рпцз, николай горбацевич

Печать E-mail

Комментарии   

# RE: Прот. Николай Горбацевич: Проблемы, связанные с духовным окормлением паствыМитрополит Агафангел 20.06.2023 08:53
Сейчас отступление продвинулось настолько, что во время войны не то, чтобы имело место духовное возрождение, а напротив - имеем духовное падение. Господи, помилуй нас, грешных!
# RE: Прот. Николай Горбацевич: Проблемы, связанные с духовным окормлением паствыНиколай 20.06.2023 16:01
Цитирую Прот. Н. Горбацевич:
Два года тому назад, при обсуждении трудностей пастырского служения в современных условиях, все мы, пастыри, согласились в том, что прежде всего следует обратить внимание на самих себя, с этого начать. "Если человек, — говорит авва Пимен, — во всём будет винить самого себя, то везде устроит"


Воистину так!!! :lol:

Преп. Серафим Саровский: "Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи"

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.