РИПЦ помогла Сербии новым епископом
В воскресенье, 27 октября, как сообщает сайт сербского представительства РИПЦ, в монастыре "Утешителя" Предстоятель РИПЦ архиепископ Тихон Пасечник, архиеп. Вениамин, и еп. Савватий и Акакий рукоположили во епископы иеромонаха Нектария. Возглавил Литургию епископ Акакий Утешительский, именуемый в сообщении "Председателем Архиерейского Собора сербских ИПЦ". Таким образом, РИПЦ пытается образовать новую Сербскую Церковь.
Ранее наша РПЦЗ заявила, что что не признает этих хиротоний, поскольку таковые действия усугубляют разделение среди православных сербов.
Комментарии
История эта началась десять лет назад, в 2003 году, когда Митрополит Виталий, последний первоиерарх РПЦЗ, благословил своего иподиакона, князя Дмитрия Голицына, перейти из разваливавшейся Зарубежной Церкви к "хризостомовски м" грекам-старости льникам. Вслед за ним перешла и его дочь Марина со своим мужем Александром Федоровым. В 2010 году семья Федоровых переехала в Сербию, желая быть ближе к славянским корням и славянскому богослужению. Они купили землю возле монастыря Новый Стеник и начали строительство дома, жертвуя при этом заметные суммы денег на нужды местных монахинь и их духовного отца, иеромонаха Акакия (Станковича).
В августе 2011 года иеромонах Акакий прервал общение с греками, чтобы получить архиерейскую хиротонию от епископов РИПЦ – одного из "осколков" РПЦЗ. С ним последовала примерно половина истинно-правосл авных сербов, а вторая половина осталась верна грекам-старости льникам. Новорукоположен ный епископ Акакий заявил о воссоздании на основе своей группы Сербской Истинно-Правосл авной Церкви.
Семья Федоровых осталась в общении с епископом Акакием, чтобы не перечеркнуть те усилия, которые они потратили на свое обустройство в Сербии. "Однако в глубине души я знала, что это было неправильно, потому что Апостольские правила запрещают клирикам отделяться от своего канонического архиерея без отпускной грамоты", — пишет Марина Дмитриевна. После двух лет размышлений Федоровы пришли к выводу, что "оставаться в СИПЦ губительно для веры и спасения", и вернулись к грекам.
Урожденная княжна Голицына интуитивно почувствовала ложь поступка иеромонаха Акакия, но неправильно сформулировала ее с точки зрения канонов. Неудивительно, потому что, формально говоря, о. Акакий не нарушил никаких канонов. Нельзя отделяться от епископа, если ты находишься в поместной Церкви. Но в Сербии, как и в России, поместная Церковь была разрушена трагическими событиями ХХ века. Сербские верующие, как и катакомбные христиане в России, поминали тех епископов, которым доверяли и с которыми могли установить общение. Территориальный принцип организации Церкви при этом нарушается, но это допустимо как временная мера.
Теперь епископ Акакий решил изменить эту временную меру и объявил свою группу поместной Церковью Сербии. При этом он проигнорировал мнение второй половины истинно-правосл авных сербов, оставшейся с греками. А ведь если они находятся на территории поместной Церкви, не признавая ее иерархии, они получаются раскольниками. Не слишком ли смелое решение? Ведь раскол был устроен не ими...
Некоторое представление об отношениях между двумя группами истинно-правосл авных сербов можно получить из документа, выпущенного греками вскоре после ухода епископа Акакия: "В меморандуме, который наши недавно отделившиеся братья получили в январе этого года, мы не указывали на небольшую численность верующих как препятствие для рукоположения епископа, мы лишь ставили [как условие] более правильную организацию общины ИПЦ в Сербии с помощью создания Управляющего совета, который выслушивал бы все точки зрения, и который действительно бы отражал ваши голоса. Отделившиеся братья с этим не согласились. Они не желали иметь несогласных с ними в этом совете. Почему нет, если они представляют большинство? Какое бы это имело значение, если бы это было мнение меньшинства? Неужели они опасались, что они действительно представляют мнение меньшинства, а не мнение большинства? Именно это, в конце концов, и подтвердилось. Система отсылания куда подальше инакомыслящих и создания таких совещательных органов, которые оказываются просто болельщиками лидера, напоминает тоталитарные режимы прошлого".
Отдельная тема — это размер образовавшейся "поместной Церкви". Прошение к РИПЦ в 2011 году было подписано тремя клириками, включая иеромонаха Акакия, тремя приходами и двумя монастырями: мужским и женским. За прошедшие два года к имеющимся трем приходам добавился епархиальный центр Утешителево, где было построено большое церковное здание (чтобы собрать деньги на это строительство, две сербские монахини накануне отделения их духовного отца Акакия от греков совершили поездку в США, где провели денежные сборы в греческих старостильных приходах). Само число приходов фактически не увеличилось, но каждый из двух монастырей был разделен еще на два.
Что касается клириков, то вначале были рукоположены иеромонах Максим и иеродиакон Арсений. Накануне Церковно-народн ого Собора СИПЦ, состоявшегося на днях, число клириков было резко увеличено. С 12 по 15 сентября во все чины от чтеца до иеромонаха были рукоположены два клирика: Наум и Аверкий. Наум для женского монастыря Новый Стеник, а Аверкий для так называемого подворья СИПЦ в Астории, США. На коллективном фото, сделанном после рукоположения, завпечатлены 17 взрослых мирян и два ребенка.
Через неделю, 21 сентября, Иоанн Ристич был рукоположен в диаконы, а 22 сентября — во священники для Утешителева. На фото 24 мирянина, не считая нескольких детей. Это при том, что Утешителево находится рядом с Белградом, а в самом Белграде прихода ИПЦ со священником (и, следовательно, с Литургией) не существует.
…Пятидесятница 2013 года, престольный праздник в Утешителево, воскресный день, всеобщее паломничество, время максимального присутствия. Служит епископ Акакий, снимается видео, храм полупустой, на крестном ходе большой толпы не заметно. На праздничной трапезе можно посчитать собравшихся: их чуть больше 40 человек, включая детей. Напомню, это главная служба в столичном приходе "поместной Церкви" в стране, где народ гораздо более религиозен, чем в России.
Зрелище довольно печальное. Это бы ничего, учитывая бедственное положение Истинного Православия в современном мире. Но зачем же при этом называть себя поместной Церковью и воплощать разные помпезные идеи? Да еще и не считаясь со своими единоверцами, не признавшими власти епископа Акакия?
Скромнее надо быть, а то ведь получится как с тем человеком из притчи, который залез на почетное место за праздничным столом. Мыльный пузырь вначале тоже создает видимость красоты и объема…
Монахиня Ксения
для"Портала-Credo.Ru"
RSS лента комментариев этой записи