Архиереи РПЦ МП поддержали евхаристическую реформу: частое причастие, необязательность многодневного поста и исповеди перед ним, служение литургии вечером
Некоторые новые подходы к условиям участия мирян в Евхаристии содержатся в документе "Об участии верных в Евхаристии", подготовленном Межсоборным присутствием РПЦ МП и одобренном ее Архиерейским совещанием 2 февраля, сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru". Согласно правилам, принятым в Московском патриархате, документ подлежит окончательному утверждению Священным Синодом и Архиерейским Собором РПЦ МП.
Значительную часть документа составляет историческая справка, фиксирующая постепенный переход от практики частого причащения мирян к редкому и связанное с этим усложнение процедуры подготовки к причастию.
В целом одобряя сложившуюся практику, документ допускает и некоторую ее либерализацию при определенных условиях, связывая эти условия с усмотрением духовника "с учетом регулярности приобщения Святых Таин, духовного, нравственного и телесного состояния, внешних обстоятельств жизни, например, таких как занятость, обремененность попечениями о ближних".
Одобряя сложившуюся практику трехдневного поста перед причастием, архиереи РПЦ МП, вместе с тем, допускают, что "причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения". Исключение делается для Светлой седмицы, когда, по канонам, необходимо причащаться ежедневно, а поститься неуместно.
Отдельно документ оговаривает "евхаристический пост", который должен продолжаться с полуночи до момента причастия и состоять в полном воздержании от еды, питья и курения. В случае, если Литургия совершается ночью или вечером, архиереи РПЦ МП устанавливают 6-часовой евхаристический пост.
В целом одобряя сложившееся в Русской Церкви молитвенное правило, читаемое перед причастием, Архиерейское совещание допускает его замену определенным количеством Иисусовых молитв или "другими молитвословиями по усмотрению духовника". Документ рекомендует готовящимся ко причастию молиться накануне на вечернем богослужении и ограничивает допуск к чаше опоздавших на литургию. Осуждается практика отказа от причащения мирян в дни "максимального скопления" верующих в храмах - на Рождество, Пасху или поминальные дни.
Для часто причащающихся допускается причастие без предварительной исповеди, а наложение отлучения от причастия на тяжко согрешивших на срок более одного года передается в исключительное ведение епархиальных архиереев.
Отдельно документ рассматривает порядок допуска к чаше лиц, состоящих в "гражданском" браке, и детей.
Комментарии
В Греческой Церкви (в том числе и в старостильной) и в других поместных Церквах давно вошло в церковную практику отделение исповеди от причастия: верные исповедаются тогда, когда чувствуют в этом необходимость. И никакого модернизма никто в этом не видит.
Практика же причащения не еженедельного, а каждое воскресение, в День Господень - действительно идеал, зафиксированный в том числе и в ряде канонов. В этом тоже нет никакого модернизма.
Что касается поста перед причастием, то например с постом в субботу есть некоторая каноническая сложность, поскольку канонами он запрещён (кроме времени многодневных постов). Я тоже считаю, что если человек соблюдает все уставные посты, то требовать от него чего-то сверх этого не стоит.
Понятно, что если в синодальный период сложилась практика причащения раз или два в год, то человек должен был поститься хотя бы неделю. Но на такую практику редкого причащения нельзя ориентироваться, даже если в какой-то период жизни РПЦЗ она имела место.
Конечно, обязательна подготовка человека к причастию и соответствующий правильный духовный настрой. И тут важна ключевая роль духовника в помощи человеку, идущему на евхаристию ко Христу. А не "отстоять обедню", как говаривали до революции.
А уж то, что служение Литургии вечером объявляется реформой, просто выдаёт неграмотность госп. Солдатова в области литургики. Наш богослужебный Устав Св. Саввы Освященного однозначно предполагает, что любая Литургия, соединяемая с вечерней, служится именно вечером. В том числе и Преждеосвященна я. И только мы грешные, по сложностям нашей жизни в миру Устав упрощаем.
Что же касается указанного документа, то он, на мой взгляд, не является ни модернистским, ни революционным, ни реформаторским. Он банально фиксирует сегодняшнюю практику МП, оставляя без рассмотрения важнейший богословский вопрос о Литургии как "общем деле" и Церкви, и общины верных христиан и о причащении, как о единственно возможном способе участия в ней.
Вы пишите: "на такую практику редкого причащения нельзя ориентироваться , даже если в какой-то период жизни РПЦЗ она имела место" - во весь период, а не "в какой-то". Это Вы заявляете всем нашим митрополитам, святителю Иоанну Максимовичу, всей нашей Церкви? Не дерзко, ли? Модернизм - это и есть нарушение и разрушение сложившихся традиций. То, что Вы написали, мне было читать весьма скорбно.
Что касается практики нашего прихода - она обычная для всех приходов РПЦЗ и я не прививаю греческих или иных традиций. Я просто констатирую здесь, что такие традиции есть и наши греческие братия не считают их модернизмом.
Вопрос в принципе. Что нормально и хорошо: редкое причащение или частое? Вопрос об исповеди и подготовке выносим за скобки - никто не спорит, что это необходимо.
Я за частое причащение, в идеале - каждое воскресенье. Эта совершенно нормальная христианская практика была утрачена в Русской Церкви в синодальный период и даже ранее. И по инерции перешла в РПЦЗ, поскольку другой практики у русских православных людей просто не было. Но именно в РПЦЗ в начале 1990-х годов я слышал призывы к частому причащению. И я нигде не читал, чтобы святители Иоанн Шанхайский или Филарет Нью-Йоркский призывали к редкому причащению. Возможно, если Вы приведёте здесь такие высказывание, я обдумаю ещё раз свою позицию.
Разумеется, стремление к частому причащению не должно быть каким-то резким или принудительным, ломающим сложившиеся у людей понятия. Но медленным спокойным убеждением. Это длительный путь.
Понятно также, что не все люди внутренне готовы к этому. На это есть духовник, чтобы помочь человеку идти ко Христу. В том числе и на Литургии.
Мне приходилось сталкиваться с мирянами, держащимися такой практики. Они, как правило, чрезвычайно дерзкие, считающие себя носителями некоей особой "благодати", невидящие своих грехов, не имеющие сокрушения сердечного, не считающиеся с мнением других священников и, даже, архиереев. Мне, скажем, надо всякий раз перед службой готовиться ко св. Причастию, а им - нет. Как правило, они вообще покидают нашу Церковь (идут в МП), когда убеждаются, что им не будут у нас потакать. Такая практика делает этих людей совершенно чуждыми по духу нашей Зарубежной Церкви.
Заголовок данный А.Солдатовым, не соответствует букве и духу самого текста.
Подлинная Церковь жива традицией (Преданием), а здесь живую церковную традицию пытаются подменить мертвым книжным штампом с фальшивыми вкраплениями. Подобные духовные шпаргалки (вроде Социальной концепции), до которых охоч нынешний патриарх МП, подходят скорее католикам, но не православным.
Кроме того, мне кажется, я не скажу ересь, если оценю синодальную эпоху не как самый лучший пример Русского Православия. Ведь именно синодальный период стал последним примером церковного устройства, закончившегося революцией. Поэтому, я не могу исключать и того факта, что есть определенная причина (и возможно не малая) этой революции в этом периоде. А если это так, то нам не только ничего не мешает возвращаться к более древним традициям всех ПЦ, в том числе и Российской, но и, по большому счету, мы это делать обязаны. Со всеми остальными Вашими замечаниями я полностью согласен. Добавлю лишь, что для МП эти реформы - как мертвому припарка: гомосятина, экуменизм, сергианство, полнейший произвол священноначалия с одной стороны и полное безразличие народа с другой, а они тут решили почаще причащаться. Не частота причастия определяет спасение, а благоговение и вера, чего у высшего духовенства патриархии отнюдь не наблюдается. "Со страхом Божиим и верою приступите!"
Иоанн Златоуст: "Поэтому умоляю вас: предвидя все это, не следуйте принятым обычаям. Знаю, что многие, ссылаясь на эти обычаи, не хотят и слушать наших слов; не смотря на то мы обязаны сказать, что полезно и что может избавить от будущих наказаний. Где столь великий вред для души, для чего тут указываешь ты мне на обычай? Вот и я предлагаю тебе обычай, гораздо лучший, соблюдавшийся в древности, когда люди еще не имели таких понятий (как ныне) о благочестии."
Михаил Пселл о Симеоне Метафрасте: «Он всегда и везде умел приноровляться ко времени и обстоятельствам , был изменчив и гибок, когда нужно; не боялся новшеств, когда это приносило пользу, стоял за старинный обычай, когда это было удобно».
Могу еще много примеров привести ;)
Нельзя требовать для всех ни еженедельного причащения, нельзя и требовать для всех и более редкого причащения. Да будет все у нас с разумением.
Во-первых, вызывает смущение рекомендация причащения без поста на Светлой седмице и на Святки.
Во вторых, фраза
"В отдельных случаях в соответствии с практикой, сложившейся во многих приходах, духовник может благословить мирянина приобщиться Тела и Крови Христовых несколько раз в течение одной недели (например, на Страстной и Светлой седмицах) без предварительной исповеди перед каждым причащением кроме ситуаций, когда желающий причаститься испытывает потребность в исповеди."
весьма попахивает обновленческим духом.
Так легко можно перейти уже к причащению без исповеди. А тот же свт. Феофан Затворник указывал на готовность к исповеди как на признак готовности ко причащению (речь, естественно, о мирянах).
О каком ПОСТЕ, Вы говорите? Если вся Светлая Седмица - как один день Святаго Воскресения?
На второй вопрос Вы сами ответили: "когда желающий причаститься испытывает потребность в исповеди". Но какая причина побуждает такого причастника исповедоваться? " Если он "объелся и опился" то о каком причащении может быть речь? Речь идет о благочестивых верующих людях, которые проводят всю Светлую Седмицу в храме и делании добрых дел!
Так, что Ваши опасения беспочвенны!
Это так, но причащаться всю Светлую седмицу не было в традиции ни МП, ни РПЦЗ.
Цитирую Протоиерей Евгений:
Это не я сказал, это написано в документе. Но готовность к причащению должен засвидетельствовать духовник на исповеди. И сие - в традиции Российской церкви.
Цитирую Протоиерей Евгений:
Я высказал опасения, что подобная практика причащения без поста и исповеди в будущем может неоправданно расшириться. Вл. Агафангел хорошо об этом написал.
Я не думаю, что Вы дорогой Алексий, являетесь знатокам "зарубежной традиции". Что касается МП, то если бы Вы, вспомнили, что лет З0 назад, в храмах стояли одни "белые платочки" т.е. пожилые женщины, то не не писали, о каких-то традициях. Было одно ВЫЖИВАНИЕ.
Но вернемся к законничеству и истрии причащения на Светлой Седмице.
Все древние учителя Церкви, упоминая празднование Пасхи, в первую очередь говорили о пасхальном причащении. Так Златоуст вообще отождествлял Пасху и причащение. Для него (и для всего церковного собрания) Пасха совершается тогда, когда человек причащается. А "оглашенный никогда не совершает Пасхи, хотя и постится ежегодно, потому что он не участвует в приношении Евхаристии" (Против иудеев. 3, 5).
Но когда многие стали удаляться от Христова Духа, и стали уклонятся от причащения на Светлой Седмице, то отцы Трулльского Собора (т.н. Пято-Шестого Собора) 66 правилом засвидетельство вали изначальное предание: "от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новой, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище".
Вся современная проблема, состоит в том, что ПОЧТИ НИКТО не может, бывать в Светлую Седмицу в храме. От этого и начинается ОСУЖДЕНИЕ такой практики. "Мол мяса наелись, пост был причащаться", но такие обличители забывают, что это мнение прямо осуждается 2 каноном Гангрского собора. Тот, кто считает мясо скверным или делающим человека неспособным причащаться подпал влиянию духов обольстителей, о которых пророчествовал апостол Павел (1 Тим. 4, 3). Он отлучается от святой Церкви. Надо помнить, что на самой Тайной Вечери Христос с апостолами вкушали мясо ягненка, и это не помешало им причаститься. Да, нельзя объедаться на разговение, нельзя грешить чревоугодием. Но из этого не следует, что не должно причащаться. Скорее наоборот!
Что касается частого причащения. Именно практика частого приобщения дала силы части Русской Церкви именуемой МП, для перенесения богоборческих гонений, и для возрождения 1990-тых годов! Если у Вас есть возможность найти в магазинах богодухновенную работу святых Никодима Святогорца и Макария Коринфского «Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин», выдержавшая уже несколько изданий. В ней подробнейшим образом, и опираясь на прямые и ясные свидетельства Священного Писания, канонического права и святых Отцов доказывается необходимость возможно частого, благоговейного приобщения, и опровергаются все выдвигаемые ленивыми возражений против возможно частого соединения с Христом.
А про опасения, то у христианина одно лишь опасение может быть, остаться без Христа!
Насчет того, что
"Именно практика частого приобщения дала силы части Русской Церкви именуемой МП, для перенесения богоборческих гонений, и для возрождения 1990-тых годов!"
Вы, о.Евгений, погорячились.
Св. Никодим святогорец пишет о двух видах причащения - видимом - физическом, которое мы не всегда можем получить, и внутренннем - духовном, которое может быть и непрерывным.
1) "Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна причащения";
2) "В отдельных случаях в соответствии с практикой, сложившейся во многих приходах, духовник может благословить мирянина приобщиться Тела и Крови Христовых несколько раз в течение одной недели без предварительной исповеди перед каждым причащением";
3) "Следованная Псалтирь предполагает возможность замены канонов и акафистов Иисусовой молитвой и поклонами. В духе этого указания по благословению духовника упомянутое правило может быть заменено иными молитвословиями".
Таким образом, этот документ, фактически, разрешает причастие 1) без поста, 2) без исповеди, 3) без молитвенного правила. В этом и есть смысл этого документа. То, что этот смысл прикрыт иезуитским способом - как раз в обычном духе МП.
Давайте спросим духовенство РПЦЗ несущее служение за пределами России, какие требования они предъявляют к пастве?
Из моих разговоров с архиереями, священниками старой РПЦЗ, этот пункт как раз и был взят за основу или верней МП взяла. Практически если посмотрим на проблему, что может сказать священник, живущему благочестиво христианину: который соблюдает все четыре поста (по уставу, с сухояедением), постится среду, пятницу и субботу?
Сможет ли священник встав в позу форисея и законника требовать от причастника еще какого-то поста? А еще лучше спросить, Вы сами Владыко сможете потребовать от него еще какого-то исполнения Устава?
2. Возьмем Свтлую Седмицу, во всех храмах люди причащаются без исповеди и это норма! Человек пожелавший причащаться вычитывает Канон и молитвы к причастию и если его совесть не обличает в каком-то грехе, а на Пасхальной седмице, верующий радуется Воскресению Христову, а не грешит. То в чем его грех?
3."По усмотрению духовника", там не сказано, что это должно быть нормой!
На мой взгляд, Вы Владыко, используете запрещенный прием "административн ый" в разборе этого документа.
На мой взгляд, такой документ дает "по носу" младостарцам и лжестарцам в МП, навязывая своим духовным чадам непосильные труды, это можно сказать и про РПЦЗ. МП просто подготовила себе подушку безопастности на предстоящем Всеправославном Соборе, когда поднимется вопрос о причастии. Но это мои предположения, главное это конечно приведение к норме практики в МП. И снова повторюсь документ во всех отношениях приемлем для РПЦЗ.
2. На Светлой седмице причащаются без поста но, обязательно с исповедью. Без благословения мирянин да не приступит к Причастию. Я уже приводил слова митр. Виталия, о том, что в РПЦЗ только причастившиеся в Великую субботу могут приступить на Пасху к Причастию без исповеди. Причем, я думаю, скорее всего - из соображений практики, чтобы сократить предпасхальную очередь желающих исповедаться.
3. Так "духовник" может "усмотреть" все, что ему вздумается.
Могут быть различные случаи в практике, но это исключение и тайна между священником и тем, кто к нему обращается. Здесь же попытка открыто узаконить беззаконие.
Я еще раз повторяю, что этот документ открывает путь к еженедельному причащению без чтения правила, поста и исповеди. Я уверен, что в этом его назначение. Он совершенно не приемлем для РПЦЗ и разрушителен для МП.
В 1949 году я писал Преосвященным Епархиальным по поводу анонимных доносов, поступающих в Патриархию из Епархий.
В настоящее время нахожу необходимым снова коснуться этого больного вопроса нашей церковной жизни.
За последнее время наблюдается особенно большой приток жалоб, вернее доносов, с мест, как на Епархиальных Преосвященных, так и отдельных членов местного духовенства. Эти жалобы по большей части анонимны или подписаны фамилиями, которые, по выяснении оказываются фиктивными, с фиктивными же адресами.
Анонимные жалобы, по общему правилу не подлежат рассмотрению. Относительно анонимных доносов еще в древности, во втором веке, Траян в письме к Плинию писал: «какие бы обвинения в анонимных доносах не заключались, на них не нужно обращать внимания, т.к. они представляют собою отвратительный пример, не соответствующий нашим временам». А нашим временам, в отечестве нашем, в условиях наших, - они тем более не соответствуют и являются еще более «отвратительным и». Этому не требуется пояснений.
Однако, для того, чтобы Епархиальный архиерей, на которого, или духовенство которого, принесена жалоба, знал о ней, обычно такие письма Патриархией направляются к нему совсем не из веры к клеветам в них содержащимся, а из желания не оставлять эти клеветы в безвестности для архиерея, а так же, в иных случаях, и для обличения их лживости, и для того, чтобы на месте обнаруживать тех, от кого они исходят.
(При сем прилагается несколько резолюций по делам об анонимных доносах).
Чем объяснить этот, можно сказать, все усиливающийся поток жалоб?
Я полагаю, что прежде всего он объясняется тем общим явлением, что в настоящее время многие прихожане наших приходов имеют стремление вмешиваться в дела приходской жизни, касающиеся не их, а только духовенства данного прихода.
Приходится признать факт, что почти при каждом храме имеются группки людей, злобно настроенных ко всему, что делается в храме помимо их; они неустанно ждут случая найти повод для жалоб, чтобы очернить неугодных им лиц, в частности и прежде всего – священнослужите лей, рассчитывая на то, что их клеветнические доносы могут достигнуть цели и повредят тем, на кого они клевещут.
Особенно заметно тяготение некоторых прихожан к вмешательству в денежные дела прихода, причем это тяготение имеют лица не наиболее церковно настроенные, а, наоборот, ищущие в участии в церковном хозяйстве собственной выгоды, часто люди, причастные в прежнее время торговле и всякой спекуляции. Бесчисленны, как это хорошо известно каждому Епархиальному архиерею и каждому настоятелю церквей, факты злоупотребления своим положением со стороны старост и др. лиц, причастных так наз. «ящику»; известны многочисленные случаи хищения церковных средств и т.д. К сожалению, приходится слышать, что в настоящее время слово «староста церковный» является нередко синонимом слова «грабитель».
Настоятелям церквей приходится зорко следить и за хозяйственной стороной в храме и выявлять хищников…, согласно древнему русскому правилу – «чинить крепкое смотрение и наблюдательство ». А это ведет часто к неприятным мерам воздействия по отношению к лицам, пристроившимся к «ящику» с целью самообогащения.
Св. Исидор Пелусиот писал по одному поводу св. Кириллу Патриарху Александрийском у: «Предубеждение не видит ясно, а ненависть вполне слепа…».
И вот, в подобной своей ненависти, «обиженные» хищники с невероятной злобой и упорством пишут жалобы и клеветы, мстя за отстранение их от церковных доходов.
Вот источник, из которого льется эта нечистая вода жалоб, инсинуаций и клеветы.
Как же должен действовать архиерей, а так же высшая церковная власть в предупреждение, или, вернее, в устранение подобного нетерпимого в церкви положения?
Как бы не были нелепы доносы, нельзя оставлять их без всякого внимания, не помышляя о предосторожност ях. Необходимо напомнить подведомому нам духовенству и строго следить за тем, чтобы оно было на высоте положения и не подавало, как это часто бывает, повода к обвинению его: или в неблагоговении к святыне, или в корыстных действиях, или в небрежном отношении к своим священным обязанностям, или в безнравственных поступках.
Далее – следует в приходы Епархий через благочинных, отметив печальный факт поступления в Патриархию безымянных жалоб и доносов, объявить, что жалобам, не подписанным или подписанным, как затем оказывается при проверке, вымышленными фамилиями и адресами, – не будет даваться хода, и что только подписанные письма, с точным обозначением адреса жалобщика, будут принимаемы во внимание и по ним будут производиться дознания, причем жалобщики отвечают за верность своих показаний, и, в случае ложности донесений, будут привлекаться к ответственности.
Некоторые архиереи склонны предавать таких лиц церковным прещениям, едва ли всегда эта мера может оказывать надлежащее воздействие, т.к. по существу такие лица оказываются в большинстве случаев людьми нецерковными и без всякого прещения мало или совсем не соблюдающими церковные обычаи. Приходится с особой осмотрительност ью, и только в исключительных случаях, применять к ним канонические меры церковного воздействия.
Ответственность за благочиние и порядок в приходах лежит прежде всего на настоятелях храмов, которые и личным примером, и словом убеждения обязаны охранять мир в своей пастве. Необходимо им особенно остерегаться сношений с людьми сомнительными, чтобы сомнение не коснулось и их самих и не оскорбляло чистоты и святости места, которому принадлежать нас Бог сподобил.
Если пастыри будут следовать завету Апостола о внимании себе и стаду… и если архиереи будут глубже вникать в действия подведомого им духовенства, с полным беспристрастием , являя своей жизнью и деятельностью пример искания не своих си, а иже Божия, то можно надеяться, что жизнь церковная в наших Епархиях потечет более мирно и богоугодно, и не будет столько пищи для злобных доносов и бессовестной клеветы.
Алексий, Патриарх Московский.
Преосвященным епархиальным архиереям.
Еще раз братски приветствуя возлюбленных собратий, преосвященных архиереев, с праздником Рождества Христова и новолетием, – я считаю благовременным высказать им некоторые мысли в связи с деятельностью Епархиальных преосвященных на местах.
1/ Многие преосвященные, в заботе о замещении священнических вакансий в своих епархиях принимают просящихся к ним клириков и назначают их на места, не сносясь предварительно с Архиереем, из епархии которого переходит к ним данный священнослужите ль, и даже не требуя от последнего отпускной грамоты. И после такого поспешного и по существу не согласного с церковными правилами приема и назначения, бывает нередко то, что вскоре приходится архиерею убеждаться в отрицательных качествах этого клирика и применять к нему строгие меры воздействия, вплоть до лишения его сана, причем иной раз вследствие просьб последнего и всяких других обстоятельств, по истечении некоторого времени этот же архиерей возбуждает ходатайство перед нами о восстановлении его в сане… Бывает и так, что архиерей, желая избавиться от недостойного клирика, дает ему увольнительную грамоту и удовлетворитель ную характеристику. Такие действия некоторых Преосвященных колеблют строй церковный, и архиерей в данном случает является виновником нарушений на местах церковного мира, кроме того, этим вызывается обширная переписка по приведению церковного положения в должный порядок.
Преосвященным епархиальным архиереям в вопросе о приеме, назначении и посвящении клириков надлежит не только знать, но и твердо соблюдать церковные установления, для чего требуется постоянное обращение архиерея к указаниям «Книги Правил», которая должна быть настольной книгой каждого архиерея.
2/ Некоторые преосвященные склонны бывают, как указано выше, к применению крайних мер церковного воздействия, как к клирикам, так и мирянам, причем об этих карательных действиях они оповещают не только данный приход, но и прочие приходы своей Епархии.
Священный Синод уже преподал Преосвященным по этому вопросу указания – без благословения Синода не приводить в исполнение крайних мер. И при настоящем случае я считаю необходимым напомнить об этом требовании, т.к. лишь в самых исключительных случаях, когда приняты и исчерпаны все предварительные меры увещания и вразумления недостойных клириков и мирян, можно прибегнуть к крайним мерам, после применения коих по отношению к священнослужите лям, в случае решения о лишении сана, уже не может быть отмены этого решения.
3/ В некоторых Епархиях наблюдается не предусмотренное Положением, и по существу ненужное, нагромождение должностей. Так, в некоторых Епархиях, кроме секретаря Епископа (неправильно иногда именуемого Епархиальным секретарем, или секретарем Епархиального Управления, а то и секретарем Епархиальной Канцелярии, или Управляющим делами Епархии), имеются следующие должности по Канцелярии и по архиерейскому дому: «заведующий кадрами», «заведующий пенсионным столом», «главный бухгалтер», «старший бухгалтер», «бухгалтер-касс ир», «помощник бухгалтера», «епархиальный ревизор», «ревизор-следов атель», «делопроизводит ель-ревизор», «епархиальный миссионер», «библиотекарь нот», «заведующий учетным отделом», «комендант», «экспедитор», «снабженец», «деловод (?!)», «художник», «портниха», «технический работник (?)», «заместитель секретаря», «охранник», «смотритель здания», «счетовод-кладо вщик», «гардеробщица», «эконом», «заведующий ремонтным столом», «официантка» и т.д. И в разных епархиях по-разному.
Непонятно, почему в одних Епархиях эти должности считаются необходимыми, а в других обходятся без них.
Патриархия вышлет единообразный для всех Епархий список служащих в каждом Епархиальном Управлении, и его надо будет держаться.
4/ Многие архиереи присваивают себе не принадлежащее им право награждения клириков наградами, даваемыми только высшей церковной Властью по представлению архиереев. Например, имеются в епархиях лица, награжденные местным Епископом – диаконы – орарем и саном протодиакона, священники – крестами и митрами. А некоторые Преосвященные, как нам известно, и в службе церковной самочинно допускают особенности, присвоенные лишь патриаршему служению…
В деле награждения клириков Епархиальным архиереям следует точно держаться существующих правил о наградах, даваемых непосредственно архиереем и – по представлению архиерея – Патриаршей Властью.
5/ Обычно в течении весны и лета Патриарху приходится заниматься вопросом об отпусках, которые Преосвященные архиереи испрашивают себе, и иметь заботу о том, кому поручить управление Епархиями на время их отпусков.
Решать это нелегко, т.к. не всегда все кафедры имеют правящих Епископов и приходится поручать управление иной раз не соседнему епископу, а более или менее отдаленному.
«Очередные» отпуска Преосвященным – явление новое, и на эти отпуска претендуют особенно архиереи посвящения последнего периода времени, между тем как архиереи старшего возраста, несмотря на свой преклонный, а в некоторых случаях и весьма преклонный возраст, даже свыше 80 лет, не столько об отпуске и отдыхе думают, сколько неленостно несут свое архиерейское послушание.
Многие Преосвященные любят проводить отпуск на курортах, несмотря на то, что эти курорты более приспособлены для мирских людей, чем для святителей…
Требуя «очередного» из гола в год отпуска, иначе говоря периодического освобождения от дел своей Епархии, архиереи приравнивают себя в этом отношении к служащим в гражданских учреждениях, между тем как существует огромная разница между этими рядовыми служащими и архиереями. Первые – изо дня в день трудятся на работе определенные часы и, конечно, нуждаются в отдыхе, хотя бы раз в году; между тем как архиерей, являясь хозяином своего времени, кроме как в случае необходимости в лечении, не нуждается в продолжительном отдохновении, и, главное, вдали от своей паствы.
В Патриархию поступают с мест справедливые, по существу, жалобы, что архиерей продолжительно отсутствует из Епархии, что у них нет архиерейских служб, а бывает и так, что архиерей и у себя, но служит редко, непонятно почему, но, во всяком случае, неверно полагая, что частые служения не свойственны высокому положению Епископа!!!...
Имеются у нас жалобы с мест и на то, что некоторые архиереи без законного разрешения уезжают из своей Епархии, оставляя на месте секретаря или просто кого-либо из священников для текущих дел по Епархии.
6/ Нам известно, что у многих архиереев имеется стремление к чрезмерной заботе о своей особе, и это – в ущерб делу церковному. Например, многие Преосвященные широко празднуют свои именины, свои «юбилеи», собирая для этой цели духовенство, устраивая пышные трапезы, и, даже через секретарей и благочинных, определяя для каждой общины сумму пожертвования на подарок, не думая о том, что лепта жертвуется верующими на нужды церковные, а не на прихоти Епископов, являющихся служителями Божиими, а не князьями Церкви, как в католическом мире. В Патриархии имеются сообщения о подобных действиях архиереев, исходящие от самого духовенства, против воли вынужденного подчиняться оказываемому на них давлению… Некоторые архиереи без нужды заводят у себя по несколько машин, причем даже «личные» машины (на епархиальный счет?), и это производит недоброе впечатление даже на ближайшее их окружение…
Вследствие всего этого, между архиереями и особенно сельским духовенством, получается резкий контраст: первые, живя за счет церковных доходов, излишествуют, а вторые – в своем иногда бедном храме не имеют иной раз даже необходимых для богослужебных целей церковных предметов.
Широкая жизнь некоторых Преосвященных, являясь соблазном для верующих, заражает и многих из рядового духовенства. «Приходится сознаться, – пишет один Архиерей, рассуждая о современных стремлениях иных духовных лиц к широкой, малодуховной жизни, – что духовенство является предметом осуждения и со стороны внешнего его обихода: нарождается-де новый класс капиталистов»… Об архиереях в этом отношении нужно подумать прежде всего…
7/ Приходы иных епархий видят мало забот со стороны своего Епископа; благочинные, являющиеся помощниками архиерея, озабочены по большей части лишь получением взносов от храмов и вознаграждением себя за свои благочиннически е «труды», а главная задача их работы, т.е. благочиние в храмах и приходах, их меньше или совсем не интересует; а некоторые Епископы не вникают в дела приходские, как следует, полагаясь во всем на благочинных.
Все мною изложенное, слава Богу, относится не ко всем правящим Архиереям, т.к. многие из них «право правят слово истины», но печально, что имеются и Епископы, склонные больше к исканию «своих ся», чем радеющие о своей пастве.
Не могут быть неизвестными соблазнительные факты из жизни наших приходов, а также и Епископа Епархии, верующим, которые воспринимают эти явления с большой горечью; они так же ведомы и людям, живущим вне Церкви, унижая в их глазах достоинство служителей Церкви.
Все изложенное говорит за то, чтобы архиерей в первую очередь, а за ним и духовенство, больше обращали внимание на порученное дело Божие – Церковное, а не ставили личные удобства и заботы о благах земных выше данного им Богом послушания.
Обращаясь к Преосвященным с вышеизложенными мыслями, я призываю их к тому, что является самым важным в нашем служении, именно к исполнению завета Апостола о внимании себе и всему стаду (разрядка П.А.); к тому, чтобы ничем не подавать соблазна как духовенству, так и верующим людям, которые желают видеть в Епископе «образ верным – житием, любовию, духом, верою, чистотою» (2 Тим. 4, 12) и которые с большой чуткостью воспринимают духовный облик архиерея, замечая малейшие черты его, как положительные, так и отрицательные, как в богослужении, так и в быте. И надеюсь, что мой призыв будет принят как искреннее желание, чтобы духовный авторитет нашего Епископата стоял высоко и чтобы никем из собратьев-еписк опов не подавался повод к жалобам, до сего времени обильно поступающим из многих епархий.
Господь да дарует всем нам в этом Свою всесильную помощь.
Патриарх Алексий.
1 января 1954 года.
Только не вполне понятна связь обширной цитаты с материалом статьи.
Относительно же автора циркуляра, патриарха Алексия (Симанского), есть мнение новомучеников петроградской делегации к митр. Сергию Страгородскому: "А кем Вы окружили себя, владыко? Одно участие в Вашем Синоде митр. Алексия Симанского дискредитируют весь ваш Синод!".
Вторая часть, слава Богу, нас не касается, но мы видим, что в МП с тех пор это еще не изжито.
RSS лента комментариев этой записи