Воспоминания об Ильинском ските РПЦЗ Ч3
ВОСПОМИНАНИЯ ОБ ИЛЬИНСКОМ СКИТЕ НА СВЯТОЙ ГОРЕ АФОН 1986-1992 Ч.3
Ипод. Николай Шевельчинский (продолжение)
На фото: О. Иоанн, брат Георгий и паломник Виктор Семенов освящают скит святой Богоявленской водой
На фото: О. Иоанн, брат Георгий и паломник Виктор Семенов освящают скит святой Богоявленской водой
Отцы Серафим, Иоанн и монах Вениамин
Духовником скита был о.Иоанн. Он тоже был воспитанником Джорданвиля и покинул монастырь ещё до моего приезда, поэтому я не был с ним ранее знаком. Он был примером беззлобия, благодушия, простосердечия и очень располагал к себе прибегающих за советом или наставлением. Если у него не было ответов, были утешения унывающим и малодушным. Его никогда нельзя было застать рассерженным или раздражённым. К нему вполне можно было отнести слова: "яко кроток и смирен сердцем".
О.Иоанн и монах Нектарий (грек, начавший свой монашеский путь в греческом бостонском монастыре. После ухода оттуда жил в Джорданвиле и скиту попеременно) ремонтируют колокол "музейным " старинным сверлом
Так же у него были золотые руки: он мог починить что угодно и был полон созидательных идей. Например, он уверял, что даже знает, как создать вечный двигатель.
О.Иоанн ремонтирует соседский грузовик и скитскую телегу
Для полного счастья ему не хватало генератора для электросварки. О.Серафим где-то раздобыл древнейший, кажется, ещё военных времён, генератор, к тому же ещё и сломанный. Если за него чего-то заплатили, то только, как за антиквариат. Тем не менее, изрядно повозившись с ним, о.Иоанн смог его завести. Тарахтел он настолько громогласно, что кто бы где не находился в скиту на тот момент, мог понять, что долгожданный запуск античного генератора свершился. О.Иоанн построил для него во внутреннем дворике рядом со своей мастерской маленький сарайчик.
Генератор о.Иоанна. Ремонт калитки
Первым делом он сделал железные ворота, дабы скитский конь, блуждающий по территории и, с появлением трактора отправленный на покой, не смог бы сбежать в поисках новых яств.
Основное средство передвижения до появления трактора
О.Иоанн обладал очень хорошим слухом и когда была не его череда служить вёл левый клирос. Во время богослужения он частенько сочинял свои оригинальные гармонизации, преимущественно во время византийских песнопений, которые я всегда старался "наматывать на ус". Кстати, второй голос (иссон) в "Милость мира", на упомянутом валаамском диске - это целиком его сочинение.
О.Иоанн скоропостижно скончался в 1989 году. Три года спустя, буквально за месяц до изгнания, гостивший в скиту его старый друг, иконописец иеромонах Григорий из Колорадо (из бывших монахов греческого бостонского монастыря), уговорил нас откопать останки о.Иоанна, чтоб он смог написать его имя на черепе.
То ли где-то прочёл, или от кого-то услышал, что ещё до революции многочисленных русских паломников и богомольцев интересующихся духовной жизнью, направляли в Пантелеимоновский монастырь, где были продолжительные службы и скудные трапезы. Кого более интересовала трапеза, направляли в Андреевский скит, а кто желал послушать красивое церковное пение - отправляли в Ильинский скит. И действительно, акустика в соборном Ильинском храме была (и остаётся) великолепной. Что касается андреевской трапезы, у меня сохранилось одно любопытное письмо, найденное там одним паломником, которое наглядно характеризует обычаи того времени и позволяет заглянуть в то время, 150 лет назад, когда Андреевский скит был в состоянии помогать многим нуждающимся. В свёрнутом виде без конверта оно выглядело так:
Его Высокоприподобию, Господину Игумену Андреевскаго Скита Иераманаху феодориту. в Сарай.
Обратите внимание на слова, которые автор написал заглавными буквами, а какие с маленькой.
Как приближается праздник успения богоматери святия Анны, а мы не имеем по скудности нашей обители необходимо для угощения приходящих Гостей, то осмеливаемся прибегнуть к Вашему Высокоприподобию с всепокорнейшею нашею прозбою благодетельствовать нам Красной Икры на праздник, за что мы обязаны будем Соборно на всеношном бдении молится за вас и за Стадо ваше богу, за тем остаемся ваши богомольцы Скита св: богоматери Анны.
Мне кажется, что автор этого шедевра постарался особенно выделить слова "Красная Икра", озаглавив и удлинив их слегка, по сравнению с такими словами, как "бог" или "успение". Письмо адресовано в "Сарай". Дело в том, что вследствие грандиозности и размаха строительства Андреевского скита в какой-то момент его нарекли турецким словом "серай", означающим дворец. Но, видимо, для простого русского уха непонятный турецкий "серай" легко превратился в русский "сарай". (Некоторые полагают, что русские переименовали это слово в "сей рай", но приведённое письмо отбрасывает все сомнения).
Андреевский скит
Говоря о "сараях" на Афоне, надо заметить, что в те далёкие времена, - как мне поведал о.Антоний (Торпп), - старожилы святогорцы-греки были очень недовольны русским размахом, нарушавшем, как свои древле-русские византийские корни, так и многовековые устои и традиции Афона. Это касалось архитектуры, иконописи, и вероятно даже песнопения, хотя теперь уже трудно определить, как они исполнялись в русских обителях. (Русский зарубежный писатель и частый паломник по св.Горе, В.Маевский в своих описаниях о русских святогорских богослужениях обычно отзывался следующими словами: "богослужение производило сильное впечатление; пение было чинное, спокойное и очень молитвенное". А, находясь на одном из греческих богослужений писал так: "хотел бы я побыть хотя б пол часа греком, чтоб оценить это пение'").
Мне самому приходилось не раз слышать от некоторых греков злорадные замечания по поводу многочисленных опустевших русских обителях, что это оскудение произошло, якобы, из-за того, что русские пришли "в чужой монастырь (Афон) со своим уставом". А "свой устав" - это не самые лучшие традиции синодального периода РПЦ.
Упомянутый выше иеромонах Антоний (Торпп) был родом из Дании. Приняв православие в зрелом возрасте, он захотел подвизаться на Афоне. Однако долгое время он не мог попасть туда в связи с совершенно чудовищным греческим законом от 1956 года, гласившим, что жить на Афоне могут только "лица, бывшие православными от рождения". Абсурдность подобного предписания даже не стоит доказывать, ибо люди, осознанно принявшие Православие в зрелом возрасте, зачастую бывают куда более православными, с благоговейным трепетом относящиеся к Церкви, нежели крестившиеся в младенчестве. Православие - это не монархическая династия. Подобный закон мог исходить только от "православных от рождения", каковым является греческая администрация, выпускающая такие антиправославные и антимонашеские законы. "Сами не входят и хотящих войти не допускают" (Мф.23:13)
Слева: архим.Стефан (карульский), вл.Лавр и иером. Антоний (Торпп) 1971г.
О.Антонию очень помог вл.Лавр, добившись допуска его на Афон. Сперва он жил в Ильинском скиту, потом подвизался на Карульи. Но когда его здоровье ухудшилось, перебрался в келию рядом с Кареей, куда я иногда к нему заходил. Он совершенно свободно общался по-русски и охотно рассказывал про "старый" Афон. Он являлся неким связующим звеном между старыми русскими дореволюционными отцами, которых он ещё застал, и, с которыми ему довелось подвизаться и новоприезжими русскими отцами. К сожалению, я несколько легкомысленно тогда относился к его интереснейшим и ценнейшим повествованиям, в которых надо было записывать каждое слово. Многие подробности не задерживались, а со временем, и вовсе, выветрились.
О.Антоний был составителем уже упомянутой выше замечательной книги "Афонские подвижники благочестия 19-го столетия", а также "Житие Илариона Грузина", изданные в Джорданвиле, и, отредактированные монахом Веньямином. И тот факт, что о.Антоний не был православным от рождения нисколько не помешал ему издать этот душеполезный труд на "православном" языке.
На этой обложке запечатлена келья (со светлой крышей), в которой одно время жил о.Антоний, когда подвизался на Карулье
Когда его здоровье совсем испортилось, он перебрался в Пантелеимоновский монастырь, где за ним могли постоянно присматривать. И после продолжительной болезни отошёл ко Господу осенью 1992 года. Так случилось, что за день до его кончины я заехал в монастырь и собирался на следующий день его навестить. К сожалению, в ту ночь его не стало. Неким утешением для меня было хоть то, что я смог помолиться на его отпевании и запечатлеть в своих снимках его погребение.
Братия монастыря готовят могилу
В епитрахиле иеромонах Николай (Генералов), бывший антипросоп от Пантелеимоновского монастыряДуховником скита был о.Иоанн. Он тоже был воспитанником Джорданвиля и покинул монастырь ещё до моего приезда, поэтому я не был с ним ранее знаком. Он был примером беззлобия, благодушия, простосердечия и очень располагал к себе прибегающих за советом или наставлением. Если у него не было ответов, были утешения унывающим и малодушным. Его никогда нельзя было застать рассерженным или раздражённым. К нему вполне можно было отнести слова: "яко кроток и смирен сердцем".
О.Иоанн и монах Нектарий (грек, начавший свой монашеский путь в греческом бостонском монастыре. После ухода оттуда жил в Джорданвиле и скиту попеременно) ремонтируют колокол "музейным " старинным сверлом
Так же у него были золотые руки: он мог починить что угодно и был полон созидательных идей. Например, он уверял, что даже знает, как создать вечный двигатель.
О.Иоанн ремонтирует соседский грузовик и скитскую телегу
Для полного счастья ему не хватало генератора для электросварки. О.Серафим где-то раздобыл древнейший, кажется, ещё военных времён, генератор, к тому же ещё и сломанный. Если за него чего-то заплатили, то только, как за антиквариат. Тем не менее, изрядно повозившись с ним, о.Иоанн смог его завести. Тарахтел он настолько громогласно, что кто бы где не находился в скиту на тот момент, мог понять, что долгожданный запуск античного генератора свершился. О.Иоанн построил для него во внутреннем дворике рядом со своей мастерской маленький сарайчик.
Генератор о.Иоанна. Ремонт калитки
Первым делом он сделал железные ворота, дабы скитский конь, блуждающий по территории и, с появлением трактора отправленный на покой, не смог бы сбежать в поисках новых яств.
Основное средство передвижения до появления трактора
О.Иоанн обладал очень хорошим слухом и когда была не его череда служить вёл левый клирос. Во время богослужения он частенько сочинял свои оригинальные гармонизации, преимущественно во время византийских песнопений, которые я всегда старался "наматывать на ус". Кстати, второй голос (иссон) в "Милость мира", на упомянутом валаамском диске - это целиком его сочинение.
О.Иоанн скоропостижно скончался в 1989 году. Три года спустя, буквально за месяц до изгнания, гостивший в скиту его старый друг, иконописец иеромонах Григорий из Колорадо (из бывших монахов греческого бостонского монастыря), уговорил нас откопать останки о.Иоанна, чтоб он смог написать его имя на черепе.
То ли где-то прочёл, или от кого-то услышал, что ещё до революции многочисленных русских паломников и богомольцев интересующихся духовной жизнью, направляли в Пантелеимоновский монастырь, где были продолжительные службы и скудные трапезы. Кого более интересовала трапеза, направляли в Андреевский скит, а кто желал послушать красивое церковное пение - отправляли в Ильинский скит. И действительно, акустика в соборном Ильинском храме была (и остаётся) великолепной. Что касается андреевской трапезы, у меня сохранилось одно любопытное письмо, найденное там одним паломником, которое наглядно характеризует обычаи того времени и позволяет заглянуть в то время, 150 лет назад, когда Андреевский скит был в состоянии помогать многим нуждающимся. В свёрнутом виде без конверта оно выглядело так:
Его Высокоприподобию, Господину Игумену Андреевскаго Скита Иераманаху феодориту. в Сарай.
Обратите внимание на слова, которые автор написал заглавными буквами, а какие с маленькой.
Как приближается праздник успения богоматери святия Анны, а мы не имеем по скудности нашей обители необходимо для угощения приходящих Гостей, то осмеливаемся прибегнуть к Вашему Высокоприподобию с всепокорнейшею нашею прозбою благодетельствовать нам Красной Икры на праздник, за что мы обязаны будем Соборно на всеношном бдении молится за вас и за Стадо ваше богу, за тем остаемся ваши богомольцы Скита св: богоматери Анны.
Мне кажется, что автор этого шедевра постарался особенно выделить слова "Красная Икра", озаглавив и удлинив их слегка, по сравнению с такими словами, как "бог" или "успение". Письмо адресовано в "Сарай". Дело в том, что вследствие грандиозности и размаха строительства Андреевского скита в какой-то момент его нарекли турецким словом "серай", означающим дворец. Но, видимо, для простого русского уха непонятный турецкий "серай" легко превратился в русский "сарай". (Некоторые полагают, что русские переименовали это слово в "сей рай", но приведённое письмо отбрасывает все сомнения).
Андреевский скит
Говоря о "сараях" на Афоне, надо заметить, что в те далёкие времена, - как мне поведал о.Антоний (Торпп), - старожилы святогорцы-греки были очень недовольны русским размахом, нарушавшем, как свои древле-русские византийские корни, так и многовековые устои и традиции Афона. Это касалось архитектуры, иконописи, и вероятно даже песнопения, хотя теперь уже трудно определить, как они исполнялись в русских обителях. (Русский зарубежный писатель и частый паломник по св.Горе, В.Маевский в своих описаниях о русских святогорских богослужениях обычно отзывался следующими словами: "богослужение производило сильное впечатление; пение было чинное, спокойное и очень молитвенное". А, находясь на одном из греческих богослужений писал так: "хотел бы я побыть хотя б пол часа греком, чтоб оценить это пение'").
Мне самому приходилось не раз слышать от некоторых греков злорадные замечания по поводу многочисленных опустевших русских обителях, что это оскудение произошло, якобы, из-за того, что русские пришли "в чужой монастырь (Афон) со своим уставом". А "свой устав" - это не самые лучшие традиции синодального периода РПЦ.
Упомянутый выше иеромонах Антоний (Торпп) был родом из Дании. Приняв православие в зрелом возрасте, он захотел подвизаться на Афоне. Однако долгое время он не мог попасть туда в связи с совершенно чудовищным греческим законом от 1956 года, гласившим, что жить на Афоне могут только "лица, бывшие православными от рождения". Абсурдность подобного предписания даже не стоит доказывать, ибо люди, осознанно принявшие Православие в зрелом возрасте, зачастую бывают куда более православными, с благоговейным трепетом относящиеся к Церкви, нежели крестившиеся в младенчестве. Православие - это не монархическая династия. Подобный закон мог исходить только от "православных от рождения", каковым является греческая администрация, выпускающая такие антиправославные и антимонашеские законы. "Сами не входят и хотящих войти не допускают" (Мф.23:13)
Слева: архим.Стефан (карульский), вл.Лавр и иером. Антоний (Торпп) 1971г.
О.Антонию очень помог вл.Лавр, добившись допуска его на Афон. Сперва он жил в Ильинском скиту, потом подвизался на Карульи. Но когда его здоровье ухудшилось, перебрался в келию рядом с Кареей, куда я иногда к нему заходил. Он совершенно свободно общался по-русски и охотно рассказывал про "старый" Афон. Он являлся неким связующим звеном между старыми русскими дореволюционными отцами, которых он ещё застал, и, с которыми ему довелось подвизаться и новоприезжими русскими отцами. К сожалению, я несколько легкомысленно тогда относился к его интереснейшим и ценнейшим повествованиям, в которых надо было записывать каждое слово. Многие подробности не задерживались, а со временем, и вовсе, выветрились.
О.Антоний был составителем уже упомянутой выше замечательной книги "Афонские подвижники благочестия 19-го столетия", а также "Житие Илариона Грузина", изданные в Джорданвиле, и, отредактированные монахом Веньямином. И тот факт, что о.Антоний не был православным от рождения нисколько не помешал ему издать этот душеполезный труд на "православном" языке.
На этой обложке запечатлена келья (со светлой крышей), в которой одно время жил о.Антоний, когда подвизался на Карулье
Когда его здоровье совсем испортилось, он перебрался в Пантелеимоновский монастырь, где за ним могли постоянно присматривать. И после продолжительной болезни отошёл ко Господу осенью 1992 года. Так случилось, что за день до его кончины я заехал в монастырь и собирался на следующий день его навестить. К сожалению, в ту ночь его не стало. Неким утешением для меня было хоть то, что я смог помолиться на его отпевании и запечатлеть в своих снимках его погребение.
Братия монастыря готовят могилу
(Продолжение следует)
Метки: рпцз