У самарян в Неделю о Самаряныне
Христос Воскресе, братья и сестры!
10.05.2015, в неделю 5-ю по Пасхе (о самаряныне) в самарской общине РПЦЗ- большой праздник- Божественная Литургия.
Автор: о. Валерий Леоничев. Дата публикации: . Категория: РПЦЗ.
Христос Воскресе, братья и сестры!
10.05.2015, в неделю 5-ю по Пасхе (о самаряныне) в самарской общине РПЦЗ- большой праздник- Божественная Литургия.
Автор: Монахиня Вера. Дата публикации: . Категория: Архив РПЦЗ.
Блаженнейший Митрополит Анастасий (Грибановский)
Автор: Монахиня Вера. Дата публикации: . Категория: Архив РПЦЗ.
Cобор Епископов Русской Православной Церкви заграницей, состоявшийся в Мюнхене и объединяющий 26 епископов, из которых 15 лично присутствовали на Соборе, а остальные прислали свои полномочия, ознакомившись с «Посланием Московского Патриарха к клиру и мирянам т.н. Карловацкой ориентации», ответом на него Председателя Синода Митрополита Анастасия, а также обращением по поводу него Настоятеля Братства преп. Иова архимандрита Серафима, новым обращением Московского Патриарха уже против Архимандрита Серафима и ответом последнего, а также с Пасхальными посланиями Митрополита Анастасия и Московского Патриарха, — единодушно выражают свое полное согласие и единомыслие со своим Председателем в занятом им положении по отношению к Московской Патриархии.
Автор: Монахиня Вера. Дата публикации: . Категория: Гонения на верующих.
В декабре 2014 г. в Ростове-на-Дону вышла книга «Подвиг служения священномученика Захарии (Лобова), епископа Аксайского, архиепископа Воронежского и Задонского (1865–1937)». Авторы – кандидат исторических наук, старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Юлия Бирюкова и член Комиссии по канонизации святых Воронежской митрополии (МП) священник Павел Овчинников. Представленные в книге материалы следственных дел, заведенных в отношении священномученика, являются красноречивыми свидетельствами присущего советскому политическому режиму беззакония, позволяют подробнее рассмотреть механизмы и особенности работы репрессивных органов в период 1920–1930-х гг. Причины, обстоятельства и обвинительные акты первого следственного дела, по завершении которого священномученик был отправлен в ссылку в 1924 г., рассмотрены в этой статье.
Идеологом кампании был Л. Д. Троцкий. Именно его предложения становились для Политбюро основой конкретных решений. Идеи Троцкого поддержали Молотов, Зиновьев, Сталин и Каменев. Троцкий был в курсе идей религиозно-философского движения «нового религиозного сознания» и реформаторских течений в православии начала века, и использовал их в процессе организации раскола. Все реформаторские нововведения обновленцев вносились в их программы и изымались из них по команде из Политбюро, и были связаны с коррекцией политического курса руководства страны. Троцкий хотел представить обновленческое движение как эволюцию церковности, но это была, конечно, не эволюция, а сознательная эксплуатация большевиками религиозных идей в своих политических целях.(Эти вопросы рассмотрены здесь: Воронцова И. В. Л. Д. Троцкий как стратег обновленческой реформации // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. II:4 (33). С. 51–62; Она же. Русская религиозно-философская мысль в начале XX в.: М.: Изд-во ПСТГУ, 2008.)К началу 1922 г. были спланированы две, открывавшие новую эпоху в государственно-церковных отношениях, кампании против Церкви — по изъятию церковных ценностей и по внедрению обновленческого раскола. Первая являлась как бы прологом ко второй. Обе имели схожие цели — создание искусственных внутрицерковных конфликтов и дискредитация духовенства и Церкви в глазах общества, обе были спланированы высшими партийными органами власти, и запущены в действие почти одновременно(Документы ПолитбюроЦК,свидетельствующие обэтом, опубликованыздесь:АрхивыКремля: Политбюрои церковь.1922–1925 гг./Изданиеподготовили Н.Н.Покровский, С.Г.Петров. –М. –Новосибирск, 1997.Кн. 1;1998. Кн.2).
Автор: Митрополит Агафангел. Дата публикации: . Категория: РПЦЗ.
Заседание Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей проходило 15/28 апреля 2015 года в Одессе, в Синодальном Представительстве.
Автор: Митрополит Агафангел. Дата публикации: . Категория: РПЦЗ.
Совместное заявление Архиерейского Синода РПЦЗ и делегации Синода Истинно-Православных Христиан Греции
Автор: Митрополит Агафангел. Дата публикации: . Категория: РПЦЗ.
Митрополитом Агафангелом в одесском Архангело-Михайловском храме принят в лоно нашей Церкви диакон Владимир Пивченко. О. Владимир живет в Российской Федерации на Дальнем Востоке и будет подвизаться в Сибирской епархии, окормляемой Преосвященным Никоном, Епископом Ишимским и Сибирским.
Автор: Игорь Столяров. Дата публикации: . Категория: Авторская колонка.
Сегодня скорбная для Одессы дата. Год назад погибли многие люди и до сегодняшнего дня не установлена причина их смерти, - сказал в беседе с корреспондентом Интернет газеты «Взгляд из Одессы» Глава Русской Православной Церкви Заграницей, Митрополит Агафангел.
Автор: Митрополит Агафангел. Дата публикации: . Категория: РПЦЗ.
Выпуск подготовлен в дни работы Архиерейского Синода РПЦЗ. Показаны открытие заседания и его учасники. Гости студии: Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Агафангел, епископ Мефонский Амвросий (ИПЦ Греции) и Архиепископ Кишиневский и Молдавский Георгий. Автор и ведущий игумен Мефодий.
Автор: Митрополит Агафангел. Дата публикации: . Категория: РПЦЗ.
Собравшись в богоспасаемом граде Одессе, архиереи Русской Зарубежной Церкви приветствуют свою паству пасхальным приветствием: Христос Воскресе! Да укрепит Воскресший Господь благословенное единство Церкви и защитит ее от расколов и нестроений!
Автор: Монахиня Вера. Дата публикации: . Категория: РПЦЗ.
Встреча в Одесском Свято-Иоанновском женском монастыре с архиереями из ИПЦ Греции.
Автор: иеромонах Никандр. Дата публикации: . Категория: РПЦЗ.
Автор: Монахиня Вера. Дата публикации: . Категория: ИПЦ Греции.
13 апреля (по старому стилю) 2015 года, в Неделю Жен Мироносиц, Его Преосвященство, епископ Авксентий, ранее нареченный епископом Фотикийским, который был избран в январе этого года Священным Синодом ИПЦ Греции епископом новообразованной Этнинско-Портлендской Епархии, был возведен на престол во время торжественной церемонии в монастыре Св. Григория Паламы в Этна, штат Калифорния.
Божественную Литургию возглавили четыре епископа: Высокопреосвященнейший Димитрий, Митрополит США, Канады и Южной Америки; Блаженнейший Архиепископ Каллиник Афинский; Его Высокопреосвященство, Митрополит Моисей Торонтский; Преосвященнейший Сергий, бывший епископ Портлендский и Высокопреосвященнейший Хризостом, бывший Митрополит Этнинской епархии. В богослужении также участвовали четыре священника, диаконы и четыре иподиакона.
Во время церемонии антифонно пел небольшой хор монастыря Святого Григория Паламы, с помощью Митрополита Хризостома, и хор монастыря Святой Елисаветы. Звучали византийские, славянские, сербские, румынские, болгарские песнопения на греческом, английском, румынском, славянском, арабском языках. В связи с этим, епископ Авксентий заявил о намерении продолжать традиции своего духовного отца, митрополита Хризостома, который всегда стремился к многоязычному и мультикультурному свидетельству монашеских общин в Этна, что является универсальным признанием подлинного православия.
После трапезы Митрополит Димитрий весьма вдохновил всех присутствующих своим выступлением от всего сердца, в котором он говорил о недавнем церковном единении Греческих Синодов, о том, что необходимо сохранять любовь в рамках строгости Православия, но строгости без фанатизма. Затем он преподнес Его Преосвященству, епископу Авксентию красивую икону своего монастыря, написанную его братьями.
В свою очередь, диакон отец Петр Бушунов преподнес епископу Авксентию от имени своего родного прихода в Рочестере, великолепный епископский посох, сделанный одним из приходских чтецов, Григорием Роллером. От двоих своих преданных духовных чад, Надежды и Любови Сапуновых, Его Преосвященство получил I-Pad для удобства работы с корреспонденцией.
Автор: о. Валерий Леоничев. Дата публикации: . Категория: РПЦЗ.
В тот день после Литургии, благодаря невинному детскому вопросу, заданному юной причастницей, завяжется разговор, осмысливающий давний философский спор о том, что есть ЧЕЛОВЕК.
Автор: Монахиня Вера. Дата публикации: . Категория: ИПЦ Греции.
6 мая (н. ст.) 2015 г. Митрополит Хризостом Аттикийский и Беотикийский (ИПЦ Греции) совершил краткий визит в Нью-Йорк (США). Он посетил Свято-Вознесенский монастырь в Вудстоке, который возглавляет Митрополит Димитрий. Их Высокопреосвященства, Митрополиты Хризостом и Димитрий обсудили ряд церковных вопросов и пообщались с монастырской братией.
Автор: м. Рафаила. Дата публикации: . Категория: Архив РПЦЗ.
Различно Господь открывал людям Свое Божественное происхождение, но редко прямо произносил это страшное известие. Самарянка, несмотря на все свои грехи, оказалась достойной его принять из уст Спасителя: "Аз есмь, глаголяй с тобою".
Автор: Сергей Зиновьев. Дата публикации: . Категория: История Церкви.
Древнехристианское искусство первых трех столетий.
Античное классическое искусство достигло в пластике своей наивысшей выразительности. Но чем больше прелести было в скульптурах многобожия, тем старательнее избегали христиане первых веков олицетворять своего Бога в статуях. То обстоятельство, что император Александр Север поставил в своем домашнем святилище (ларарии) скульптурные изображения Авраама и Христа рядом с изваянием Орфея, разумеется, нисколько не противоречит только что сказанному.
Из дошедших до нас скульптурных изображений Доброго Пастыря древнейшим, и притом лучше всех других сохранившимся, надо признать небольшую мраморную статую Латеранского музея. Хорошая работа этой изящной статуэтки заставляет отнести ее к первым десятилетиям III в.
Добрый Пастырь. Мраморная статуэтка.
Разумеется, древним христианам не возбранялось увековечивать в скульптуре своих родственников, особенно чтимых единоверцев и мучеников, которые скоро становились святыми. Но до Константиновскому времени может быть приписана лишь одна (дошедшая до нас в неполном виде) сидячая мраморная статуя св. Ипполита, хранящаяся в Латеранском музее.(смотри на первом фото)
Рельефные изображения на саркофагах.
Христианская рельефная пластика этой ранней эпохи вводит нас в область искусства, посвященного чествованию умерших. Мраморные саркофаги, начиная со II в. играют важную роль в римской христианской скульптуре. Высеченная в скале древняя усыпальница превратилась в переносной гроб из ценного камня, служивший для покойника благородной нетленной оболочкой. Образцом раннего, более простого стиля христианского рельефа считается мраморный саркофаг Ливии Примитивы в Луврском музее в Париже. Передняя сторона этого саркофага украшена волнистыми желобками (стригилами), которые так любили тогда высекать на саркофагах; в свободном же среднем четырехугольнике, под эпитафией, представлен Добрый Пастырь среди символических изображений рыбы и якоря. Несколько более поздний образец древнехристианской рельефной пластики следует указать на "Саркофаг Ионы" в Латеранском музее, вся передняя сторона которого, разделенная на два плана, украшена библейскими композициями. История пророка Ионы, занимающая передний план, разработана согласно принципам живописной перспективы.
Библейские сюжеты в раннехристианской скульптуре.
Мы видим, что древнехристианская и живопись, и пластика воспроизводили довольно ограниченное число библейских сюжетов, ввиду этого богословская школа археологов учит, что в первые века христианства единственным критерием для выбора сюжетов была возможность их символического толкования. При этом обычно пророческий смысл ветхозаветных событий, какова, например, история Ионы, обобщается и на все остальные. Впрочем, тогда как одни из ученых этой школы приписывали каждой библейской композиции целый ряд самых разнообразных иносказательных значений, другие, во главе которых стоял Виктор Шульце, будучи сторонниками, так называемой сепулькральной теории, видят повсюду указание на смерть и воскрешение из мертвых. Эта теория прекрасно согласуется с высказанной впервые французским ученым Эдмоном Ле-Бланом и развитой дальше Эж. Мюнцем и Ф.-Кс. Краусом интересной мыслью, что библейские композиции катакомбной живописи и саркофагов представляют иллюстрации к отдельным прошениям молитв о упокоении, в которых мы встречаем те же примеры избавления рукой Промысла, чередующиеся вдобавок в той же последовательности ("Спаси, Господи, душу раба твоего, как Ты спас Ноя от потопа... как ты спас Иону из чрева китова... как Ты спас Исаака от руки Авраама... как Ты спас Сусанну от ложного обвинения" и т. д.).
Однако нельзя доказать, что эти прошения включены в молитвы раньше, чем соответствующие сцены стали изображаться на стенах катакомб; во всяком случае, есть несколько древнехристианских библейских композиций, каково, например, "Поклонение волхвов", которым нельзя приписать подобного происхождения. В действительности, за исключением умышленно пропущенных Страстей Христовых, мы находим воспроизведенными почти все те эпизоды Священной истории. Поэтому мы не можем согласиться с мнением, будто благочестивые библейские рассказы облекались в видимые формы и краски не ради них самих. Справедливо лишь, что искусство первых веков христианства еще не помышляло о воспроизведении всех главных событий библейской истории в последовательности времени и систематическом порядке. Мы также не станем отрицать, что при выборе сцен, с одной стороны, принимался в соображение параллелизм между Ветхим Заветом и Новым Заветом, а с другой - оказывалось предпочтение сюжетам, наиболее поучительным с христианской точки зрения.
Важнее вопрос: действительно ли Рим - художественное отечество всех этих ранних христианских изображений, сохранившихся преимущественно на его почве. Мы видели, что в римско-эллинистическую эпоху языческой древности эллинистический элемент, питавшийся восточными влияниями, был повсюду сильнее римского; следовательно, нам нет никакого основания думать, что в древнехристианскую эпоху Рима это отношение сделалось вдруг обратным. Ведь греческим был и язык Нового Завета, и первоначальный церковный язык Рима, на греческом языке сочинены многие христианские катакомбные надписи, и вообще христианство в Риме развилось не раньше, чем в древних культурных центрах эллинистического и еще более далекого Востока. Эллинистический Восток, несомненно, был колыбелью и христианских художественных форм.
Во всяком случае, скромные христианские мастера эпохи гонений, окрыленные верой, умели, при самых незначительных средствах, поразительно хорошо справляться с поставленными им задачами. Семена христианского искусства были не только посеяны, но и пустили ростки; лишь только взошло солнце веротерпимости над этим искусством, оно должно было, - конечно, не поднимаясь выше художественного уровня эпохи упадка, - принести блестящие в своем роде плоды.
Первые христианские скульптуры в эпоху Константина Великого
В противоположность живописи скульптура, со своими крупными, монументальными, согретыми жизнью, высокоидейными произведениями, получила доступ в церкви не тотчас после победы христианства. Древнехристианская скульптура не создала ничего такого, что равнялось бы, в отношении достоинства, с мозаиками. Но катакомбным фрескам соответствуют во многих отношениях рельефы саркофагов, миниатюрам - небольшие, резанные из слоновой кости рельефы. Таким образом, древнехристианскую скульптуру составляли большей частью продукты прикладного искусства. Они могли быть легко перемещаемы из одного пункта в другой, и потому место их находки не всегда указывает на их происхождение. Так как, вследствие владычества турок, враждебных всякого рода изображениям, от скульптур некогда эллинистического Востока сохранились лишь ничтожные фрагменты, представляется трудным, для определения родины занесенных на Запад произведений, открывать признаки, характеризующие искусство главных центров христианского Востока. Всем, о чем догадываемся теперь по этой части, мы обязаны исследованиям Байй, Штульфаута, Гревена и Стриговского.
Скульптурные портреты (статуи).
В круглой скульптуре этого времени преобладали портреты, а также статуэтки Доброго Пастыря. Статуэтки Доброго Пастыря получают в эту эпоху несколько иной вид: юноша держит в правой руке все четыре ноги лежащего на его спине ягненка; в левой руке у него - пастушеский посох. Лучше других сохранившийся экземпляр таких статуэток, более грубых сравнительно с до Константиновскими, находится в Латеранском музее. Два других принадлежат Константинопольскому музею, один - Афинскому Национальному музею и один - музею в Спарте. Уже места находок этих скульптур свидетельствуют об их эллинистическом происхождении.
Рельефная пластика
В области древнехристианской рельефной пластики из множества посредственных рельефов на саркофагах и резных из кости изображений любопытны, прежде всего, некоторые произведения особого характера. Еще IV столетию принадлежит прямоугольный, теперь разобранный на части, ящичек слоновой кости в христианском музее Бреши, признаваемый моще хранительницей (липсанотекой). В его рельефах, отличающихся искусным разделением полей, спокойной ясностью композиции и уверенной чистотой форм, сопоставлены вместе важнейшие события Ветхого Завета и Нового Завета. Эта изящная вещь - несомненно, греко-восточного, вероятно малоазийского, происхождения.
Рельефные изображения на церковных деревянных дверях.
На рубеже IV и V вв. стоят вновь открытые Гольд Шмидтом деревянные двери портала церкви св. Амвросия в Милане. Главные панно обеих половинок заполнены рельефными изображениями из истории Давида, но они так попорчены и реставрированы, что только два панно, хранящиеся в архиве этой церкви, могут считаться еще подлинными. Их родина не может быть определена.
Сохранившиеся знаменитые деревянные двери портала церкви св. Сабины в Риме, резанные в V столетии, очень важны для истории искусства. Их створки были украшены 28 удачно размещенными рельефными, роскошно обрамленными панно, из которых дошли до нас 10 малых и 8 больших. 5 панно содержат в себе изображения новозаветных сюжетов, 13 представляют ветхозаветные сцены. На первой слева доске верхнего ряда изображено Распятие. Три креста, обозначенные только концами поперечных брусьев, стоят в ряд перед фронтонами города. Спаситель почти вдвое больше разбойников. Все три фигуры нагие, и только их чресла прикрыты небольшими драпировками. Ступни их ног поставлены врозь. Другие сцены, как, например, Взятие пророка Илии на небо, или Вознесение Господне, выполнены лучше, живее и помещены в более богатой пейзажной обстановке; еще одухотвореннее и вместе с тем пластичнее такие композиции, как, например, торжественный апофеоз Церкви. Над этими дверями работали, несомненно, три разных резчика; был ли в их числе хотя бы один римлянин? Стриговский приводил основательные доводы в пользу малоазийского или сирийского происхождения всех этих рельефов.
Распятие. Резной из дерева рельеф на дверях церкви св. Сабины в Риме.
Скульптуры в Малой Азии.
Другой важной художественной провинцией того времени была Малая Азия. Во главе малоазийского круга, мы, вместе со Стриговским, ставим прекрасный мраморный рельеф Берлинского музея с изображениями Христа и апостолов почти в натуральную величину. Благородство форм, которым отличается фигура юного Спасителя, заставляет отнести это, к сожалению несколько выветрившееся, произведение к IV столетию, несмотря на присутствие нимба с крестом, появляющегося на Востоке раньше, чем на Западе. Христос, в позе античного оратора, стоит между двумя апостолами в увенчанной фронтоном нише.
Но особенно любопытны два обвитых натурально изваянной виноградной лозой барабана колонны в Константинопольском музее, с очень жизненными изображениями животных и уже несколько схематичными человеческими фигурами, например в "Крещении". В противоположность сирийско-египетскому кругу Малая Азия и Константинополь образуют круг, который впервые можно назвать византийским; к этому кругу в занимающую нас эпоху должно причислить и старую Грецию.
Сюжеты на римских саркофагах
На Западе как на главные памятники древнехристианской пластики следует указать, прежде всего, на сохранившиеся в большом количестве саркофаги. Заботясь об их художественности, христиане, как раньше и язычники, старались украшать и освящать последние тесные приюты своих дорогих покойников, и хотя художественные саркофаги иногда заказывались в чужих краях, однако большинство изготовлялось в тех местах, где они использовались.
Христианские саркофаги в Риме. IV и V вв.
Рим чрезвычайно богат древнехристианскими мраморными гробницами, лицевые стороны которых, как доказал это Свобода, носят на себе следы некогда бывшей на них раскраски или позолоты. Главная сторона римских саркофагов, как правило, подразделена на компартименты и украшена рельефами таким образом, что все свободное пространство занято симметричными изображениями. Христианские изображения, безусловно преобладающие, начинаются, как мы видели, Добрым Пастырем и другими символами, затем в существенных чертах своих примыкают к катакомбному циклу и мало-помалу превращаются в целые ряды композиций на библейские темы. На саркофагах появляются теперь сюжеты, чуждые катакомбной живописи. Из Ветхого Завета берутся, например, Сотворение человека, Изгнание прародителей из Рая и Взятие на небо пророка Илии, изображенное на боковой стороне одного римского саркофага, хранящегося в Луврском музее. Из Нового Завета, например, Христос во храме, лобзание Иуды и Вознесение Господне, связанное на одном Ватиканском саркофаге с изображением неба в виде дуги над головой человеческой фигуры, олицетворяющей землю. Однако Распятие еще отсутствует и на этих саркофагах, большинство которых относится к 350-500 гг. Все саркофаги VI в. отличаются уже бедностью или грубостью форм.
Саркофаг Юлия Баса.
Весьма любопытен саркофаг Юлия Басса, хранящийся в сумраке Ватиканских Гротов. В имеющейся на нем надписи указан 359 г., но, по мнению Ригля, не год изготовления саркофага, который, вероятно, древнее, а год положения в него покойника. Украшающие его рельефные изображения, расположенные в два ряда, один над другим, и отделенные друг от друга витыми колонками, представляют фигуры еще хорошей работы и благородных пропорций. В верхнем среднем поле сидит на престоле юный Спаситель; под его стопами - небо, изображенное в виде покрывала, дугообразно вздувающегося над головой небесного Бога. В нижнем среднем поле представлен вход Спасителя в Иерусалим.
Саркофаг Юлия Басса в Ватиканских Гротах в Риме.
Из прочих римских саркофагов укажем на более поздний саркофаг Латеранского музея (по указателю Фикера No 104), некогда находившийся в церкви св. Павла. Середину верхней полосы занимает круглая рама с портретами супружеской четы, для которой саркофаг был предназначен. Библейские сцены, обнаруживающие уже некоторый параллелизм в чередовании ветхозаветных сюжетов с новозаветными. Следуют как в верхнем, так и в нижнем ряду одна за другой непрерывно; разграничение одной сцены от другой состоит единственно в том, что их смежные фигуры повернуты спиной друг к другу.
Римский христианский саркофаг в Латеране.
Христианские саркофаги на Юге Франции (города Арле и Тулуза).
Христианскими художественными произведениями рассматриваемого рода вне Рима особенно богата Южная Франция. Эти произведения прославлены изданиями Ле - Блана, проложившего путь к их изучению. В одном Арле находится 79 христианских саркофагов, близко похожих на римские, тогда как 16 тулузских и 8 нарбоннских саркофагов отличаются от первых своей суживающейся книзу формой. Но и в Италии древнехристианские саркофаги сохранились не в одном Риме. 11 находятся в пизанском Кампо-Санто. Многочисленны и своеобразны саркофаги Равенны. Уже они одни убеждают в невозможности смотреть на равеннское искусство как на преемник римского. В их общей форме, прежде всего, бросаются в глаза высокие крышки, напоминающие собой гонтовые и бревенчатые кровли; они часто украшены монограммами, крестами или венками. Затем в их изображениях нет римской скученности. Библейские сцены, состоящие из небольшого числа симметрично расположенных фигур, обычно рассеяны по гладкой поверхности плиты, причем выбор сюжетов очень ограничен. Часто в середине передней стороны изображен только стоящий или восседающий на троне Спаситель, к которому с обеих сторон подходят святые со свитками или венцами в руках, покрытых краем одежды; все пространство рельефа ограничено пальмами и характеризовано как отрезок Вселенной. На боковых сторонах бывают иногда представлены, как, например, в одном саркофаге Равеннского музея, Библейские события. Место самого Спасителя часто занимает стоящий на холме Агнец Божий; в таком случае святых по сторонам Спасителя заменяют ягнята, как, например, мы видим это на саркофаге мавзолея Галлы Плацидии.
Но вместо Агнца нередко изображен просто крест или монограмма имени Христова, как, например, на саркофаге св. Феодора в церкви св. Аполлинария in Classe, где, сверх того, вместо ягнят изображены павлины, а вместо пальм - вьющиеся виноградные лозы. Равеннские саркофаги с фигурными композициями вообще древнее украшенных одними символами.
Скульптуры 5-6 веков.
Далее следует указать на мраморные амвоны из Фессалоник - произведения, важнейшие части которых находятся в Константинопольском музее. Здесь в отдельных фигурах, помещенных в нишах, изображено прибытие и поклонение волхвов. В середине сидит Богоматерь с Младенцем на лоне. Это греческая, свежая, хотя и суровая в декоративном отношении работа V в.
Епископское седалище в Равеннском соборе из слоновой кости.
Настоящим шедевром древнехристианской скульптуры является выложенное резными пластинками слоновой кости епископское седалище в Равеннском соборе, подаренное императором Оттоном III. По мнению Вентури, оно изготовлено в V в. в Константинополе, по Гревену - несколько позже в Александрии, по Стриговскому - в Антиохии, но, во всяком случае, на христианском Востоке. Из фигур, заполняющих собой между витыми колоннами ниши передней стороны седалища, наиболее замечательна средняя фигура Иоанна Крестителя. Из боковых рельефов следует отметить эпизоды из истории Иосифа; египтяне, с их париками, резко отличаются по типу от израильских пастухов; верблюды изображены с натуры.
Колонны кивория в Соборе святого Марка в Венеции.
К числу выдающихся произведений древнехристианской пластики принадлежат также две передние алебастровые колонны кивория (балдахина над алтарем) собора св. Марка в Венеции. По определению Габеленца, они принадлежат началу VI в. и восточному - вероятно сирийскому - искусству. Быть может, они вывезены венецианцами в 1247 г. в числе других колонн из церкви в Поле. Каждая колонна обвита девятью поясами рельефов, причем каждый пояс разделен девятью полукруглыми арками на колонках на ниши, в которых помещены изображения сюжетов, заимствованных из Нового Завета и апокрифических евангелий, выполненные высоким рельефом в роскошном стиле. Две задние колонки кивория - позднейшие подражания передним.
Передняя колонна кивория в соборе св. Марка в Венеции.
Затем весьма любопытны пластические произведения из камня и дерева (к художественно-промышленным изделиям из слоновой кости мы еще вернемся впоследствии), которые, в особенности после изысканий Стриговского, могут считаться руководящими памятниками для изучения местного древнехристианского искусства в различных кругах греческого Востока, равно как и более далеких христианских стран.
Во главе скульптур египетского круга должен быть поставлен относящийся, как можно думать, еще к IV в. эллинистическо-христианский деревянный резной рельеф Берлинского музея, изображающий изгнание варваров с религиозного праздника. С оживленными, подвижными фигурами воинов этого рельефа можно сравнить сражающихся всадников на огромном порфировом саркофаге Ватиканского музея в Риме, принимаемом за гробницу матери Константина. Фрагменты подобных саркофагов были найдены не только в Константинополе, но и в Александрии. Из Египта и сам порфир. Поэтому мы должны предполагать, что не только саркофаг матери Константина, но и его пандан в Ватикане - украшенный завитками лозы и крылатыми малютками-гениями, собирающими виноград, знаменитый порфировый саркофаг, в котором была погребена дочь Константина, изготовлены в Александрии. В VI столетии вырезаны полные жизни деревянные рельефы церкви Эль-Му-Аллака в Старом Каире, изображающие Вход Господень в Иерусалим и Вознесение. Спаситель представлен, как в византийском искусстве, сидящим на осле свесив ноги на одну сторону. Затем коптскому искусству VII столетия принадлежит египетский гробничный рельеф с изображением Оранты, в собрании Голенищева в Петербурге. Но большинство произведений коптской каменной скульптуры, собранных главным образом в музее Гизы, не настолько интересно в художественном отношении, чтобы стоило останавливаться на них.
К египетскому художественному кругу ближе всего примыкает сирийско- палестинский, на главные памятники которого, как, например, на колонны кивория церкви св. Марка в Венеции, уже указано нами выше.
Искусство каролингской и оттоновской эпох на востоке и западе от Рейна (750-1050 гг.)
Скульптура
Зависимость каролингско-оттоновского искусства от древнехристианского искусства Востока и Запада выказывается также и в скульптуре, остававшейся, как в древнехристианскую пору, преимущественно искусством мелких поделок и рельефа.
Каменные скульптуры.
Из произведений каролингской каменной скульптуры художественный интерес имеют лишь немногие. Однако, как это доказал Клемен, полуфигуры благословляющего Спасителя в музее Трирского собора и Боннском провинциальном музее тесно примыкают к позднеримским могильным стелам с полу фигурами умерших, так что и в каменной пластике можно кое-где заметить переход от позднеримского стиля к каролингскому или раннероманскому. Но лишь в редких случаях эти памятники имеются в достаточном количестве. Особняком, как бы заброшенный сюда с британских островов, стоит придорожный крест в Гризи, на севере Франции, в департаменте Кальвадос, неподалеку от морского берега.
Искусство христианского востока (около 700-1050 г.).
Скульптура (850-1057 гг.)
Гонения на скульптурное искусство в Византии.
Боясь укора в идолопоклонстве со стороны своих соседей мусульман, византийские властители после восстановления иконопочитания еще строже, чем до того, стали запрещать круглые пластические изображения святых. Только по таким чисто декоративным фигурам, каковы, например, прекрасные ангелы, перенесенные потом в венецианский собор св. Марка, можно догадываться, что статуи еще не совсем исчезли в то время из византийского искусства. К рельефу относились менее строго, но монументального византийского рельефа уже более не существовало.
В коптском Старом Каире, художественное развитие которого и после арабского завоевания шло параллельно с эволюцией византийского искусства, сохранилось от этой поры несколько церковных деревянных рельефов. VIII и IX столетиям принадлежат скульптуры деревянной алтарной преграды церкви аль-Му-Аллака. В сцене Благовещения ангел стоит перед Богоматерью, еще сидящей, все это окружено арабесками стиля конца VIII в. Вероятно, около 1000 г. резаны деревянные двери в церкви св. Георгия. Четыре их панно заполнены арабскими орнаментами; на четырех других изображено Благовещение, Посещение Елисаветы, Крещение Господне и Вход в Иерусалим. В сцене Крещения Спаситель представлен в виде мальчика; Иордан достает Ему до плеч. В сцене Входа в Иерусалим Христос сидит на осле, как в византийских изображениях, свесив ноги на одну сторону. Язык форм, с его еще довольно правильными пропорциями, указывает на принадлежность этих произведений концу македонской эпохи.
Поворот скульптурного искусства к прикладному значению.
В Константинополе вся скульптура обратилась теперь снова к прикладному искусству; по-прежнему резные таблетки из слоновой кости, к которым присоединяются золотые изделия, служат главными памятниками пластических работ византийских мастеров. Развившись в одном направлении с миниатюрами, они обнаруживают много точек своего соприкосновения с этими последними. Там, где фигуры чересчур вытянуты, а позы умышленно неподвижны и безжизненны, мы имеем дело с произведениями, исполненными во второй половине XI столетия.
Как и раньше, на слоновой кости преобладают религиозные сюжеты. Как наилучшее произведение македонского периода приводится повсюду, по рисунку в "Анналах" Дидрона, принадлежавшая раньше де Бастару в Париже, пластинка из слоновой кости с изображением Богоматери, сидящей на престоле. Чистые очертания лица, благородные пропорции, спокойная, величественная поза и экспрессия кротости выгодно отличают этот рельеф. К концу македонской эпохи мы относим строго симметричное "Вознесение Господне", во Флорентийском Национальном музее.
Ко времени между 1026 и 1034 гг. относят небольшой потир монастыря Ксиропотам на Афоне, вырезанный из мыльного камня (стеатита); он украшен небольшими рельефами литургического содержания, удивительно тонкой работы. Из золотых изделий заслуживает внимания рельефная пластинка Луврского музея в Париже, на которой изображены в византийских формах македонского времени ангел у Гроба Господня и две мироносицы.
Автор: Монахиня Вера. Дата публикации: . Категория: РПЦЗ.
Шел 1917 год. К власти пришло Временное правительство. Начинался развал государства, отразившийся и на церковной среде. Обер-прокурором Святейшего Синода стал В.Н. Львов. Указы следовали один за другим. Так, 5 июля Синод принимает постановление об открытии Поместного Собора в Москве. День начала его работы совпадал с праздником Успения Божией Матери. Через месяц Временное правительство упразднило должность обер-прокурора и учредило Министерство исповеданий. Министром был назначен бывший доцент Петроградской духовной академии – А.В. Карташев. Наступали последние дни синодального периода в истории Русской Православной Церкви.
Поместный Собор, в составе 564 членов, начал свою работу 15 (28) августа в Успенском соборе Кремля. Председателем был избран митрополит Тихон, возведенный в этот сан за два дня до открытия Собора.
Митрополит Тихон (Белавин), будущий Патриарх
1. «В православной Российской Церкви Высшая власть – законодательная, административная, судебная и контролирующая – принадлежит Поместному Собору, периодически, в определенные сроки созываемому , в составе епископов, клириков и мирян.
2. Восстанавливается патриаршество, и управление церковное возглавляется патриархом.
3. Патриарх является первым между равными ему епископами.
4. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору».
Процедура избрания патриарха состояла из нескольких этапов. После четырех туров голосования Собор избрал кандидатами-претендентами на первосвятительский престол архиепископа Харьковского Антония (возглавлял на Поместном Соборе рабочий отдел единоверия и старообрядчества), архиепископа Новгородского Арсения (отдел положения Церкви в государстве) и митрополита Московского Тихона. О каждом из этих лиц сложилось у современников следующее мнение: «первый - самый умный, второй - самый строгий и третий - самый добрый из иерархов Русской Церкви».
5 (18) ноября в храме Христа Спасителя по окончании Божественной литургии митрополит Киевский Владимир вынес ковчежец, содержащий жребии на амвон, благословил им присутствующих и снял печати. Старец иеросхимонах Зосимовой пустыни преподобный Алексий, помолившись, вынул из ковчежца жребий и передал его митрополиту. Святитель громко прочитал: «Тихон, митрополит Московский – аксиос!».
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ АРХИЕРЕЯ. В Книжной лавке Троицкой лавры, приобрела я книгу митрополита Антония «Молитва русской души», которая произвела на меня большое впечатление глубиной изложения затронутых вопросов и, одновременно, доступностью их для понимания.
По ее прочтении появилось необоримое желание - больше узнать о жизни и деяниях этого иерарха. В результате размышлений сложилось мнение, что сущность личности архиерея Антония, в виде художественного портрета, лучше всего познается через замечательную книгу Сергея Николаевича Дурылина – «Нестеров в жизни и творчестве». В частности, автор писал: « Нестеров знал его неординарную биографию. Антоний был потомок знаменитого статс-секретаря Екатерины II, но презирал и своего прадеда за раболепство перед Екатериной II и Екатерину II за ее «вольтерьянство»; он был тот юноша, который упал в обморок у ног Достоевского в то время, когда великий писатель произносил свою Пушкинскую речь, потрясшую сердца; он был тот молодой архимандрит, а потом архиерей, сотрудник «Вопросов философии и психологии», который в курсе «Пастырского богословия» цитировал Достоевского наряду со «святыми отцами» и за религиозное своедумство был изгнан из Московской духовной академии в Казань, а оттуда в захолустную Уфу, где его и увидал впервые Нестеров в соборе за службой. А затем Антоний из опального архиерея, усланного Победоносцевым на смирение в уфимскую глушь, превратился во влиятельнейшего члена Святейшего синода, заступившего по своему значению место Победоносцева».Недаром двумя самыми почитаемыми патриархами были для него непокорные Филипп и Никон. Пришлось и митрополиту Антонию испытать неоднократные взлеты и падения.
Поразили меня живая мысль, образное слово С.Н.Дурылина. Пожалуй, ближе всего эта книга по смысловой наполненности примыкает к мемуарам.
Митрополит Антоний из всех русских художников отдавал предпочтение Васнецову и Нестерову. О последнем он писал: «Нестеров – чисто русский, с самым скромным мнением о себе, философ и художник. В захолустной, родной ему Уфе я всматривался в его иконы, которые сияли, как светлая радуга, в скромной церкви учительской школы села Благовещенского, в двадцати пяти верстах от города. В последнее время он пришел к убеждению, что он не призванный иконописец, ибо на этой специальности художник должен не столько творить, сколько вспоминать и переносить на полотно опыты и переживание не свое, а общецерковное. Его более притягивает та область религиозного искусства, где он может творить и воспроизводить преимущественно новые переживания людей, конечно, в области религиозной. Его картина «Святая Русь» облетела в копиях и гравюрах весь мир <… > Художнику более всего удаются типы русских благостных старцев-отшельников и смиренных богомолок, примирившихся с жизнью и со своими страданиями и лишениями». Очерк этот он написал в защиту художников, когда получил весть о том, что они чуть ли не умирают с голода. Заканчивается он просьбой организовать сборы пожертвований в пользу нуждающихся художников. Велико было его чувство сострадания, желание помочь страждущим. Особенно талантливым ибо их знала просвещенная Европа.
По мнению Е.Никольского «Владыка Антоний был чужд ригористического взгляда на литературу как явление ненужное и порою вредное для христианина. О. Киприан Керн называет его «в лучшем смысле этого слова светским человеком». И в то же время замечает, что «Антоний – сама церковность» и «исключительный носитель нравственного авторитета».
Из всех русских писателей владыка занимался преимущественно Ф. М. Достоевским и А. С. Пушкиным.
Широко известен факт увлечения владыки в отроческие годы творчеством Ф. М. Достоевского. Философские идеи Достоевского оказали основополагающее влияние на формирование мировоззрения святителя и на круг его богословских и научных интересов. В наследии он видел выход из мертвящей схоластики церковных школ, исход от переоценки возможностей рационализма и позитивизма к обетованным вершинам духа. С его «легкой руки» Достоевский был объявлен непризнанным «пророком» в собственном отечестве. Как отмечает о. Киприан Керн, «главное для него был Достоевский. Помню такое замечание: “Прежде всего, Библия, потом церковный устав, а на третьем месте – Достоевский”».
Основной работой, посвященной анализу творчества писателя, стал «Словарь к творениям Достоевского», который был написан владыкой в 1918 во время ареста и нахождения в униатском монастыре в Польше. Вторым названием (подзаголовком) этой работы стало изречение одного из отцов церкви «Не должно отчаиваться».
Свою книгу владыка задумал как апологетический трактат, во-первых, для интеллигентов, потерявших христианское мировоззрение и не имеющих выхода из историко- и миросозерцательного тупика. Во-вторых, по мысли святителя, книга должна пробудить интерес к чтению Достоевского, творения которого «должны составлять нравственно-патриотический катехизис русского человека».
В-третьих, пожалуй, важнейшим назначением работ было стремление святителя пробудить надежду на возрождение России и будущий расцвет в ней духовности и культуры на новых основаниях. Адресатами своей работы архипастырь считал «искренних патриотов, монархистов, даже черносотенцев, исключая очень немногих самостоятельных мыслителей различных партий и внепартийных».
Вслед за писателем архипастырь зовет своих читателей обратиться ко Христу, единственному пути к личному и общественному благосостоянию, т. к. важнейшей основой русского народа, по Достоевскому, является Православие. Общечеловеческое развитие русского народа возможно только на «твердом камени» неискаженной веры Христовой и на основе подлинного развития народности (т. е. народной культуры и литературы).
Святитель рассматривает революцию как явление метафизическое по своей сути и инородное по генезису. Владыка утверждал: «…характер революции русской – не экономический, а противохристианский, мистический, даже демонический: ведь ее разрабатывали у нас вовсе не пролетарии, а обеспеченные интеллигенты, иногда даже прямо богачи»; «Отвергнув Христа, люди захотят ввести справедливость, а кончат тем, что зальют мир кровью»; «Разрушат храмы, а потом испугаются»; «Социализм – не экономическая теория, а атеистическая Вавилонская башня».
«Словарь к творениям Достоевского» стал своего рода литературным эссе, содержащим в себе опыт православной социальной философии, в то же время это и проповедь о Божием Промысле, Божием милосердии и призыв к покаянию.
К творческому наследию Пушкина владыка в печати обращался 2 раза. Первый раз это было «Слово перед панихидой о Пушкине, сказанное в Казанском университете в мае 1899», произнесенное владыкой Антонием в бытность его епископом, было опубликовано в 1899 в июньской книжке издававшегося в Казани журнала «Православный Собеседник». Впоследствии этот материал владыка включил в полное собрание своих сочинений. В 1929 в эмиграции в Сербии митр. Антоний переработал этот материал в статью «Пушкин как нравственная личность и православный христианин», которая была напечатана в июньском номере монархического журнала «Царский вестник». Затем вышла отдельной книжкой в Белграде, позже была напечатана в многотомном «Жизнеописании блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого» (т. 11. Нью-Йорк, 1962), составленном архиеп. Никоном (Рклицким).
Святитель на протяжении всего своего творческого пути интересовался и активно занимался вопросами нравственности. Известны его труды по нравственной интерпретации основных догматов христианства и этическому осмыслению книги прор. Михея.
Осмысляя значение Пушкина для русского общества, архипастырь писал: «…влияние Пушкина не есть прямое воздействие высоконравственной личности, но воздействие его литературного гения. Не по своей воле, не вследствие нравственных усилий получил он исключительную способность совершенно перевоплощаться в настроение каждого человека и открывать в нем правду жизни читателю и самому себе, все это было свойством его природы, даром Божиим. Пушкин был великим поэтом, но великим человеком мы его назвали бы лишь в том случае, если бы он эту способность глубокого сострадания к людям и эту мысль о царственном значении совести в душе нашей сумел бы воплотить не только в своей поэзии, но и во всех поступках своей жизни».
Личный и творческий путь Пушкина святитель рассматривает как борьбу с двумя демонами, демонами гордыни и сладострастия. Митрополит отмечает, что не только сам поэт, но и его герои (Алеко, Онегин, Борис Годунов, Самозванец, а также лирический герой его стихотворений) ведут эту борьбу с переменным успехом. Сам поэт, хотя и имел в своей душе огоньки веры, подлинный смысл бытия обрел только на смертном одре, когда обратился с покаянной молитвою к Богу и словами благодарности к царю.
Митр. Антоний стремился отразить в своих работах те аспекты творческого наследия Пушкина, которые не были детально разработаны в отечественном литературоведении. В частности, в своей статье он много говорит о патриотизме поэта, о его стремлении не просто приблизиться к народу, но и создать Россию на основах народной культуры. Во многом он рассматривает Пушкина как предтечу Достоевского.
Митр. Антоний пишет о монархизме поэта, считая эту грань его личности проявлением его высокой нравственной и гражданской позиции: «Пушкин ценил не только личность Николая Первого, но и самый принцип монархии, даже когда протестовал против наших строгих законов и, в частности, крепостного права:
Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя.
Менее известны труды А. Храповицкого о творчестве Л. Н. Толстого. Владыка ценил его художественный талант. Но не прощал ему поздней публицистики и философии. В Казани в 1896 он выпустил брошюру «Нравственное учение в сочинении графа Толстого “Царство Божие среди нас”», в которой подверг резкой критике учение писателя о непротивлении злу насилием. Резкую критику владыки встретили также сочинения Вл. Соловьева, которого он порицал за экзальтацию и излишний мистицизм и видел во всем этом проявление страстной натуры Соловьева, как человека.
Святитель прославился также своими трудами на ниве духовного просвещения. В течение многих лет жизни он занимал пост ректора духовных академий, сочетая эту работу с преподаванием в них.
Широкую известность приобрел его «Опыт христианского катехизиса» (1924). Катехизис был посвящен давнему и близкому другу святителя, «блаженнейшему Григорию IV, патриарху Антиохийскому и всего Востока», который дал деньги на публикацию. В отличие от прошлых катехизисов, митр. Антоний стремился изложить глубокие истины веры простым стилем, чтобы книга была доступна широкому кругу читателей. Эту книгу он написал для духовных школ и частного чтения христиан. Смысл жизни христианина, учит митр. Антоний, заключается во внутреннем делании, устремлении к Богу, стяжанию не столько благих дел, сколько постоянного расположения в добре, в Боге. Большое внимание уделяется молитве как центру духовной жизни».
Основные богословские и церковно-общественные сочинения Митрополита Антония были изданы в России в 1911 году в трех больших томах. Многочисленные статьи, брошюры и книги Митрополита Антония стали появляться затем в различных изданиях в эмиграции.
АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВИЧ ХРАПОВИЦКИЙ (мирское имя владыки) появился на свет в 1863 году в родовом имении Ватагино, что располагалось в Крестецком уезде Новгородской области. Отцом его был Павел Павлович Храповицкий — новгородский помещик, принадлежащий к роду московских дворян, упоминаемых в документах с 1676 года; общественный деятель, бывший генерал и герой войны 1877-1878 годов. Мать, Наталья Петровна Веригина - дочь малороссийского помещика из Харьковской губернии. В семье было четыре сына. Алексей - третий по счету. Думается, всегда важно знать истоки - в какой семье родился и воспитывался человек. Детство не только отбрасывает отблески на последующую жизнь, но подчас и определяет ее. Воспитанный матерью в церковно-аскетическом духе, после блестящего окончания петербургской гимназии поступил он в Санкт-Петербургскую духовную академию. Вопреки воле отца, игнорируя условности своего сословия. Из знатных дворян – в духовный чин. Многие ли были способны на такое? В конце обучения (четвертый курс) в Академии Алексей принял монашество с наречением имени Антония в честь преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. По завершении в том же году академического курса удостоен ученой степени кандидата богословия. Затем, 12 июня 1885 года рукоположен во иеродиакона, а 29 сентября - во иеромонаха. Шел ему всего двадцать третий год. Однако выбор был вполне осознанный. Как одаренный ученик Антоний был оставлен в Академии в качестве профессорского стипендиата.
1886 год: назначен преподавателем Гомилетики, Литургии и Каноники в Холмскую духовную семинарию.
1887 год: избран исполняющим должность доцента Петербургской духовной академии по кафедре Св. Писания Ветхого Завета.
1888 год: получил степень магистра богословия после защиты диссертации на тему: "Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности". ***Вдумайтесь, насколько интересна, но и сложна тема его научной работы. В том же году утвержден в звании доцента Академии***
1889 год: назначен исполняющим должность инспектора Петербургской духовной академии.
1890 год: получил назначение на должность ректора Петербургской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита, а через несколько месяцев перемещен на должность ректора в Московскую духовную академию. Будучи ректором мог он занять любую из академических кафедр. Выбрал же пастырское богословие, поскольку считал первоочередной задачей духовной школы подготовку просвещенных пастырей.
***Не перестаю удивляться – в двадцать семь лет ректор академии! Стремительный подъем по ступеням церковной иерархии***
1895 год: назначен ректором Казанской духовной академии. Этот перевод произошел по причине разногласий с митрополитом Московским Сергием (Ляпидевским) в вопросе о возрасте пострижения в монахи (после 30 лет).
***Чувствуется, что архимандрит Антоний обладал собственной точкой зрения по многим религиозным вопросам***
1897 год: хиротонисан во епископа Чебоксарсого, викария Казанской епархии. Хиротонию совершали в Казани: архиепископ Рижский и Митавский Арсений (Брянцев), как представитель Святейшего Синода, епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир (Никольский), епископ Самарский Гурий (Буртасовский), епископ Сарапульский Никодим (Боков) и епископ Балахнинский Аркадий (Карпинский).
1900 год: в Казани вышло его первое собрание трудов в 3 томах, включавшее в себя догматические и философско-критические статьи, а также проповеди. В этом же году переведен на самостоятельную Уфимскую и Мензелинскую кафедру. В послании, напечатанном в «Уфимских Епархиальных ведомостях», открыто проявил себя сторонником Патриаршего возглавления Церкви, что вызвало возмущение обер-прокурора К. П. Победоносцева.
1902 год: назначен епископом, Волынским и Житомирским священноархимандритом Почаевской Успенской Лавры, где прослужил до 1914 года.
1905 год: составил проект доклада императору о созыве Поместного Собора и избрании Патриарха. После обсуждения на Синоде доклад был подан императору, который в связи с революционными событиями признал эти вопросы несвоевременными.
1906 год: году возведен в сан архиепископа.
1908 год: управляя Волынской епархией; первый из русских иерархов откликнулся на суждения по вопросу о восстановлении патриаршества в России, издав брошюру соответствующего содержания, как приложение к журналу "Русский Инок".
1911 год: награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
***В настоящее время его носят все архиепископы и митрополиты. До революции это была отдельная награда, жалуемая Императором, и выдаваемая Кабинетом Его Императорского Величества. В целом эту награду приходилось ждать пять—десять лет. В наше время крест жалуется одновременно с саном архиепископа***.
1912 год: назначен членом Святейшего Синода с оставлением его на занимаемой кафедре.
1914 год: назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским.
1917 год: уволен на покой согласно прошению из-за негативного отношения к нему новых властей и части клириков епархии, с назначением местожительства в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре Финляндской епархии. Во время пребывания на Валааме написал сочинение «Догмат искупления», вызвавшее впоследствии споры среди православных богословов. Затем вновь назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским. На Всероссийском Поместном Соборе был одним из кандидатов в патриархи. Возведен в сан митрополита Харьковского спустя несколько дней после избрания патриархом Тихона, его бывшего ученика по СПб Духовной Академии. Сколько событий за один год.
***Разница в их возрасте была незначительной: митрополит Антоний окончил это духовное учебное заведение в 1885 году, а патриарх Тихон - в 1888. Благодарность? ***
1918 год: состоял председателем Киевского епархиального собрания, где был избран митрополитом Киевским и Галицким. Титул Митрополита Киевского и Галицкого сохранил и во все время пребывания за рубежом. В декабре по распоряжению пришедшего к власти на Украине правительства С. В. Петлюры был арестован в Киево-Печерской лавре вместе с архиепископом Волынским Евлогием (Георгиевским). Причиной ареста архиереи считали свое противодействие планам «самостийников» объявить автокефалию Украинской Церкви. Содержали узников в базилианском униатском монастырере в г. Бучаче.
1919 год: весной, после захвата Бучача польскими войсками, арестованных перевели в католический монастырь в местечке Беляны под Краковом. Летом 1919 года вместе с архиепископом Евлогием был освобожден при посредничестве французской военной миссии. Некоторое время находился во Львове, где пользовался гостеприимством униатского митрополита Галицкого Андрея. В сентябре 1919 года переехал на Кубань, затем в Ростов и в Киев, которые в это время находились под контролем генерала А. И. Деникина. После взятия Киева большевиками, с ноября 1919 года проживал в Екатеринодаре. Избран председателем Временного высшего церковного управления юго-востока России (ВВЦУ). В марте 1920 года, после поражения войск Деникина, из Новороссийска на греческом корабле был доставлен в Грецию, где находился под покровительством митрополита Афинского Мелетия (Метаксакиса).
1920 год: вернулся в Крым, находившийся под контролем генерала П. Н. Врангеля, и вновь возглавил деятельность ВВЦУ в Симферополе. После поражения войск Врангеля в ноябре 1920 года окончательно покинул Россию.
Совсем не случайно в название статьи вынесены слова – «Русские без России». Шестнадцать последних, самых горьких лет жизни пришлось провести митрополиту Антонию на чужбине. И, пожалуй, главное – нашел он свой последний приют не на родной земле, а далеко за ее пределами – в Белграде. Похоронен он на русском участке Нового кладбища в склепе Иверской часовни. Только в последнее время появился поток людей, испытывающих желание поклониться праху одного из создателей Зарубежной Церкви.
Посмотрев фильм, понимаешь, что именно Церковь стала для обездоленных эмигрантов тем объединяющим центром, который помог выжить в непростых условиях и перенести все утраты: духовные и материальные. Вера воистину сплотила людей. И недаром потомки изгнанных из России беженцев оказались сейчас по сравнению с нами истинно верующими людьми. Больше надеяться им было не на кого и не на что. Низкий поклон всем пастырям, собравшим воедино разрозненное по многим критериям и разбросанное «стадо»!
Имя архипастыря Антония связано с большим и сложным периодом развития и восстановления великой духовной силы Русской Церкви, развития русской богословской мысли и русской церковной литературы. Мощная, неоднозначная фигура митрополита Антония - и в церковной, и в общественной жизни, и в российской политике, а после организации им Русской Зарубежной Церкви – в международной жизни,
всегда привлекала, и будет привлекать внимание церковных и светских ученых, всех, кому не безразлична судьба России и Русской Церкви.
Автор: Монахиня Вера. Дата публикации: . Категория: Церковные Новости.
ЛИЧНОСТЬ СВЯТОГО ЯВЛЯЕТСЯ ОБРАЗОМ МУЧЕНИЧЕСТВА. Он не просто страдает перед судом язычников или еретиков за исповедание веры, но страдает безвинно и умирает, не сопротивляясь злу, чтобы таким образом последовать примеру Христа. Он – отроча чистейшее (как поется в акафисте), плод спокойной и даже радостной готовности терпеть страдания «даже до крове» за Пострадавшего нас ради. Вместе с земной мученической кончиной младенца Гавриила и одновременным его рождением для новой, лучшей жизни мы получили особенного ходатая за нас, грешных, перед престолом Всевышнего.
СВЯТОЙ МУЧЕНИК ГАВРИИЛ БЕЛОСТОКСКИЙ РОДИЛСЯ 22 МАРТА 1684 г. в деревне Зверки, Белостокского уезда, Гродненской губернии, в семье благочестивых крестьян Петра и Анастасии. Крестили его с именем святого Архангела Гавриила в храме тогдашнего Свято-Успенского Заблудовского монастыря, одной из немногих обителей в этой части Речи Посполитой, сохранившей в то время верность православию. Он рос кротким и незлобливым. С самого детства в нем была заметна склонность к созерцательному уединению. Родители святого Гавриила, несмотря на притеснения, которым подвергались тогда православные Речи Посполитой, не желавшие принимать Брестскую унию, свято хранили православную веру.
ОДНАЖДЫ МАТЬ 6-ЛЕТНЕГО ГАВРИИЛА ПОНЕСЛА МУЖУ ОБЕД В ПОЛЕ. Вскоре приближался праздник Святой Пасхи. В это время в дом забрался еврей Шутко, приласкал дитя и тайно увез его в г. Белосток, где младенца предали мучениям. Сначала его посадили в подвал, где долго и невыносимо мучали, выпуская кровь. После этого ребенок был распят на кресте и исколот острыми орудиями для выпускания остатков крови. На девятый день он скончался. Его бросили в поле у опушки леса близ деревни Зверки. Голодные собаки, нашедшие тело, не только не растерзали его, но охраняли даже от хищных птиц. На доносившийся лай собак пришли жители деревни, нашли тело мученика и признали, что младенец погиб в результате ритуального убийства. При стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, тело замученного младенца Гавриила было предано земле близ кладбищенского храма в Зверках, где и пробыло около 30 лет.
ОЩУЩАЯ ЧУДОДЕЙСТВЕННУЮ СИЛУ, КОТОРАЯ ИСХОДИЛА ОТ МЕСТА ЗАХОРОНЕНИЯ Гавриила, умерших детей хоронили ближе к его могиле. Однажды в 1720 году во время очередного погребения случайно задели гроб мученика. К величайшему удивлению его тело обнаружили нетленным. Весть об этом молниеносно разнеслась среди православно верующего народа, усиливая почитание мученика. Предание связывает с этим событием многие исцеления, происшедшие у могилы святого и окончание эпидемии, что послужило поводом для почитания мученика. Обретенные мощи благоговейно перенесли в крипту под храмом в селе Зверки.
В 1746 ГОДУ СГОРЕЛА СЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ЗВЕРКАХ, НО МОЩИ ОСТАЛИСЬ НЕПОВРЕЖДЕННЫМИ. Частично обгорела только ручка, да и то, несомненно, произошло согласно Божию промыслу, ради укрепления веры и благочестия в православном народе. Когда святые мощи были перенесены в Заблудовский монастырь, ручка чудесно зажила и вновь покрылась кожей.
9 МАЯ 1755 ГОДА МОЩИ СВЯТОГО МУЧЕНИКА БЫЛИ ПЕРЕНЕСЕНЫ В СЛУЦКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ Минской губернии ввиду напряженной обстановки, вызванной внешними обстоятельствами и недоброжелательностью инославного населения, по благословению Киевского митрополита. Крестный ход со святыми мощами, которые в раке несли на руках, величественно прошествовал более 300 верст. Мощи младенца мученика Гавриила лежали в раке совершенно открытыми. Обе ручки младенца держали маленький наперсный крест. Пальцы исколоты, на теле рваные раны.
В 1820 ГОДУ МЛАДЕНЕЦ ГАВРИИЛ БЫЛ ПРИЧИСЛЕН К ЛИКУ СВЯТЫХ Русской Православной Церковью.
29 ИЮЛЯ 1920 ГОДА РЕШЕНИЕМ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ БЫЛО ПОСТАНОВЛЕНО: «планово и последовательно препроводить на территории полную ликвидацию мощей…». Это распоряжение не обошло и святые мощи мученика младенца Гавриила. В 30-х годах Троицкий Слуцкий монастырь, где до сих пор хранились мощи, был закрыт, а святые мощи мученика перенесены в музей атеизма в Минске.
ПОСЛЕВОЕННАЯ СУДЬБА ЭТОЙ СВЯТЫНИ ПОКРЫТА ЗАВЕСОЙ ТАЙНЫ. Святые мощи на протяжении последних нескольких десятков лет находились в подземельях гродненской церкви вдалеке от тех, кто мог бы осквернить их. Святые мощи находились во влажном подвальном помещении в крайне неблагоприятных условиях. Однако они не пострадали, что в очередной раз свидетельствует об их святости.
21-22 СЕНТЯБРЯ 1992 ГОДА СВЯТЫЕ МОЩИ БЫЛИ ПЕРЕНЕСЕНЫ КРЕСТНЫМ ХОДОМ, первым с 1944 года, из гродненской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, где они хранились, в Свято-Николаевский собор г. Белостока.
С 1993 ГОДА ЕЖЕГОДНО 2-3 МАЯ ПО НОВОМУ СТИЛЮ МОЩИ МЛАДЕНЦА ГАВРИИЛА ПЕРЕНОСЯТСЯ из Белостока в Заблудов, где при открытой раке верующие проводят всю ночь на богослужении. Мощи привозят на автомобиле до окраины Заблудова, и оттуда на руках верующие несут их в заблудовский храм. По случаю праздника 2 мая из Белостока выходит паломнический крестный ход в Заблудов.
ПАМЯТЬ МЛАДЕНЦА ГАВРИИЛА ОТМЕЧАЕТСЯ: 20 АПРЕЛЯ/ 3 МАЯ (в годовщину его мученической кончины), а в Польской Автокефальной Православной Церкви также 9/22 сентября (в годовщину обретения и перенесения его мощей из Гродно в Белосток).
СРЕДИ МУЧЕНИКОВ ВСЕХ ВРЕМЕН ОПРЕДЕЛЕННОЕ МЕСТО В ПРАВОСЛАВНОМ КАЛЕНДАРЕ ЗАНИМАЮТ ДЕТИ. Начиная со времен мучеников Маккавейских и 14 тысяч младенцев, истребленных Иродом в Вифлееме, православное благочестие с особой любовью относится именно к детям, ставшим жертвами внезапной насильственной смерти. В их случае жертвенная смерть соединялась с чистотою их невинности. Тем самым еще не совсем зрелые в физическом смысле отроки и младенцы становились истинной «солью земли» и «светом мира» (Мф.5,13-14). Отсюда причисление многих младенцев и отроков, замученных за веру от язычников в первые века христианства, а также в дальнейшем пострадавших от иноверных, инославных и атеистов, к лику святых. Отсюда и народное почитание и в дальнейшем причисление к лику святых мученика младенца Гавриила, названного Белостокским, Заблудовским и Слуцким.
Автор: м. Рафаила. Дата публикации: . Категория: Архив РПЦЗ.
С 1928 по 1930 гг. включительно, епископ Виктор находился в 4-м отделении СЛОН (Соловецкий Лагерь Особого назначения), на самом острове Соловки и работал бухгалтером Канатной фабрики. Домик, в котором находилась бухгалтерия и в котором жил владыка Виктор, находился вне кремля, в полуверсте от него, на опушке леса. Владыка имел пропуск для хождения по территории от своего домика до кремля, а потому мог свободно (якобы «по делам») приходить в кремль, где в роте санитарной части, в камере врачей, находились: владыка епископ Максим (Жижиленко), первый катакомбный епископ и доктор медицины, вместе с врачами лагеря доктором К.А. Косинским, доктором Петровым и мною. Все мы четверо были церковно-православными людьми, не признававшими митрополита Сергия после его «Декларации» и состоявшими в лоне так называемой «Катакомбной Церкви», за что и отбывали наказание. Владыка Виктор приходил к нам довольно часто вечерами и мы подолгу беседовали по душам. Для «отвода глаз» начальства роты, обычно мы инсценировали игру в домино, за чашкой чая. В свою очередь мы все четверо, имевшие пропуска для хождения по всему острову, часто приходили, тоже якобы «по делам», в домик на опушке леса, к владыке Виктору. В глубине леса, на расстоянии одной версты, была полянка, окружённая берёзами. Эту полянку мы называли «Кафедральным собором» нашей Соловецкой Катакомбной Церкви, в честь Пресв. Троицы. Куполом этого собора было небо, а стенами — берёзовый лес. Здесь изредка происходили наши тайные Богослужения. Чаще такие богослужения происходили в другом месте, тоже в лесу, в «церкви» имени св. Николая Чудотворца. На богослужения, кроме нас пятерых, приходили ещё и другие лица: священники о. Матфей, о. Митрофан, о. Александр; епископы Нектарий (Трезвинский), Иларион (викарий Смоленский), и наш общий духовник, замечательный духовный общий наш руководитель и старец — протоиерей о. Николай Пискуновский. Изредка бывали и другие заключённые, верные наши друзья. Господь хранил наши «катакомбы» и за всё время с 1928 по 1930 г. включительно мы не были замечены. Владыка Виктор был небольшого роста, полный, пикнической конституции, всегда со всеми ласков и приветлив, с неизменной светлой всерадостной тонкой улыбкой и лучистыми светлыми глазами. «Каждого человека надо чем-нибудь утешить» — говорил он и умел утешать всех и каждого. Для каждого встречного у него было какое-нибудь приветливое слово, а часто даже и какой-нибудь подарочек. Когда, после полугодового перерыва, открывалась навигация и в Соловки приходил первый пароход, тогда, обычно, владыка Виктор получал сразу много вещевых и продовольственных посылок с материка. Все эти посылки через несколько дней владыка раздавал, не оставляя себе почти ничего. «Утешал» он очень многих, часто совершенно ему неизвестных заключённых, особенно жалуя так называемых «урок» (от слова «уголовный розыск»), т.е. мелких воришек, присланных как «социально вредных», «по изоляции», по 48 статье.
Беседы между владыками Максимом и Виктором, свидетелями которых часто бывали мы, врачи санитарной части, жившие в одной камере с владыкой Максимом, представляли исключительный интерес и давали глубокое духовное назидание. Оба владыки любили друг друга, неторопливо, никогда не раздражаясь и не споря, а как бы внимательно рассматривая с разных сторон одно сложное явление. Владыка Максим был пессимист и готовился к тяжёлым испытаниям последних времён, не веря в возможность возрождения России. А владыка Виктор был оптимист и верил в возможность короткого, но светлого периода, как последнего подарка с неба для измученного русского народа. В конце 1930 г. владыка Виктор кончил свой трёхлетний срок концлагеря, но вместо освобождения был отправлен в Май-Губу. Больше я с ним не встречался и о судьбе его ничего не слышал.
Автор: Монахиня Вера. Дата публикации: . Категория: Гонения на верующих.
Священномученик Виктор, епископ Глазовский, викарий Вятской епархии (в миру Константин Александрович Островидов) родился 20 мая 1875 года в селе Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. После окончания Камышинского духовного училища, он закончил Саратовскую Духовную Семинарию. Будучи студентом Казанской Духовной Академии, Константин принял монашество с именем Виктор. В 1903 году он окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и был назначен на должность настоятеля Троицкого собора города Хвалынска. С 1905 по 1908 годы отец Виктор состоял иеромонахом Иерусалимской Духовной Миссии, затем, с 1909 года являлся смотрителем Архангельского Духовного училища.
Вскоре отец Виктор переводится в столицу и состоит иеромонахом Александро-Невской Лавры, а затем с 1910 года назначается настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии с возведением в сан архимандрита. В сложное время гражданской войны с 21 февраля по декабрь 1919 года архимандрит Виктор является наместником Александро-Невской Лавры. До конца своей жизни он оставался учеником и почитателем престарелого профессора В.М. Несмелова, впоследствии руководителя Казанского филиала «Истинно-Православной Церкви». В 1919 году отец Виктор был арестован в Петрограде, но вскоре освобождён.
Автор: Монахиня Вера. Дата публикации: . Категория: РПЦЗ.
Из беседы игумении Александры, настоятельницы Одесского Свято-Иоанновского монастыря (РПЦЗ), с епископом Амвросием из ИПЦ Греции
Автор: Митрополит Агафангел. Дата публикации: . Категория: РПЦЗ.
Дорогие архипастыри и пастыри, братья и сестры!
Христос Воскресе!
Все вы знаете, что в результате раскола 2007 года наше церковное управление лишилось всего своего имущества. Вместе с имуществом наш церковный центр утратил и часть своей независимости, поскольку, не имея ничего своего, вынужден постоянно обращаться к другим для осуществления тех или иных церковных потребностей.
Автор: Монахиня Вера. Дата публикации: . Категория: РПЦЗ.
16/29 апреля 2015 г. в Одесском Свято-Иоанновском женском монастыре состоялась радостная встреча с тремя епископами Истинно-Православной Церкви Греции - Преосвященнейшими Амвросием Мефонским, Климентом Охридским и Фотием Марафонским. С ними также прибыл священник Михаил, понтийский грек, родом из Батуми (служит в Афинах), который так же как и владыка Амвросий, хорошо владеет русским языком.
Дорогих гостей Матушка с сестрами встречали колокольным звоном и с пасхальными песнопениями у врат обители. Епископы благословили каждую сестру, затем игумения Александра пригласила Преосвященнейших владык пройти в монастырский храм. Гости прошли в алтарь, долго любовались иконами на иконостасе, которые написали сами сестры, приложились к храмовым святыням и сфотографировались вместе с насельницами на добрую память.
Далее греческие епископы последовали, по приглашению Матушки и сестер, в иконописную мастерскую. Здесь они были приятно удивлены, не скрывая своего восторга, мастерством сестер-иконописиц, разглядывая каждую работу. Все полки в иконописной обычно заполнены монастырскими иконами, также на столе лежат только начатые работы сестер, среди которых есть икона с золотым покрытием. Владыка Фотий и о. Михаил, зная всю сложность и тонкость такого процесса, по достоинству оценили эту работу. Монахиня Иоанна, старшая иконописица, любезно показывала гостям новые иконы и давала необходимые разъяснения по поводу их написания.
Также владыка Амвросий очень тепло говорил о святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Францисском, в честь которого названа обитель в Егоровке, и чьей духовной дочерью являлась когда-то Матушка Александра. Его Преосвященство отметил, что в Москве, где он недавно был, во всех храмах, которые он посещал, чтобы поклониться православным святыням, он видел иконы святителя Иоанна.
Теплый весенний вечер быстро подошел к концу, пришло время расставания. Греческие епископы и священник поблагодарили сестер за гостеприимство, а те, в свою очередь, проводили гостей до монастырских ворот с колокольным звоном и пасхальным пением.
Слава воскресшему Христу!
Автор: Митрополит Агафангел. Дата публикации: . Категория: РПЦЗ.
Второй день работы Архиерейского Синода начался с согласовывания совместного заявления РПЦЗ и ИПЦ Греции. После этого архиереи РПЦЗ перешли к внутренним вопросам нашей Церкви. Постановлено, что все приходы на территории США будут окормляться совместно Митрополитом Агафангелом (когда он на территории США) и Архиепископом Андроником, в недоуменных случаях принятие окончательного решения остается за Первоиерархом РПЦЗ; Оксана Татьяненко утверждена казначеем Архиерейского Синода; обсуждался вопрос о Синодальном доме в США и постановлено сделать воззвание к пастве о сборе средств на погашение кредита за него; утвержден финансовый отчет; протоиерей Андрей Кенсис из Канады награжден правом ношения креста с украшениями, а протоиереи Виктор Добров из Нью-Йорка и Геннадий Субботин из Казахстана правом ношения палицы. Слушали Епископа Романа о покупке в Назарете большого дома, где будет раположен храм, комнаты для паломников и, возможно, монашествующих.
Автор: Митрополит Агафангел. Дата публикации: . Категория: РПЦЗ.
В Одессе 28 апреля в новом Синодальном зале Епархиального дома началось очередное заседание Архиерейского Синода РПЦЗ в составе Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Агафангела, Архиепископов Андроника и Георгия, Епикопов Афанасия, Кирилла, Никона и Романа. Епископ Григорий участвовал в работе Синода по скайпу. В первый день в работе приняли участие представители ИПЦ Греции: Секретарь Синода Епископ Фотий, Епископы Амвросий и Климент, переводчик о. Михаил. Запись протокола поручена протоиерею Леониду Пляц.