25 марта/ 7 апреля 2015 г. в Одесском Свято-Иоанновском женском монастыре (РПЦЗ) совершали Празднество, посвященное Благовещению Пресвятой Богородицы.
В монастырском храме Рождества Богородицы чинно и торжественно проходили богослужения: Великое Повечерие, Утреня с полиелеем и в сам день Праздника - Божественная Литургия архиерейским чином. Возглавил службы Его Преосвященнейший Георгий, Архиепископ Кишиневский и Молдавский. Ему сослужили монастырский священник о. Александр и иеромонах Дула (Патоска).
Строгое монашеское пение, горение свеч, молитва верующих в храме составили празднично-умилительную атмосферу во время богослужений. Сочетание радостного события - явления Архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии и благой Вести о будущем рождении Ею Спасителя, а также великопостных молений Страстной Седмицы заставляло особо задуматься о бренности этого мира и о той цели, ради которой мы живем на земле, - борьбы со своими страстями и снискания Божественной благодати ради вечности с Богом. Об этом подробно изложил в своей проповеди владыка Георгий. Он также подчеркнул величайшую роль Божией Матери в деле спасения всего человечества и то, что мы должны стремиться всеми силами души, с помощью крестной Жертвы Спасителя, сподобиться стать одесную Христа на Страшном Судище.
По окончании Божественной Литургии, во время которой было много причастников, Его Преосвященнейший Георгий со священством, сестрами обители и гостями последовали с праздничной иконой в монастырскую трапезную.
Несколько слов хотелось бы сказать об иконе Благовещения, которая всегда в этот Праздник лежит на главном аналое в монастыре. Эта икона, старого арабского письма, в 1990-е годы была подарена Матушке Александре владыкой Даниилом (в то время наместником Гроба Господня), который весьма благоволил к Русской Зарубежной Церкви и всегда давал разрешение нашим епископам и священникам совершать свои богослужения в Кувуклии. Икона Благовещения принадлежала раньше арабскому православному храму в Назарете (Иерусалимский Патриархат), который расположен на том месте у колодца, где святой Архангел Гавриил явился Божией Матери с благой Вестью. На иконе есть надпись с благословением Назарета в честь этого радостного события.
На часах перед началом Божественной Литургии в Праздник Благовещения Пресвятой Богородице в Одесском Архангело-Михайловском храме Митрополит Агафангел наградил чтеца Елисея Морозова правом ношения ораря.
Праздник благовещения Божией Матери — один из самых прекрасных, светлых, радостных, и красивых праздников. Русский народ, который так любил Пречистую и Преблагословенную Деву Марию, что прямо называл Русскую землю домом Божией Матери, этот праздник как-то по-особому любил и особенно его отмечал. Именно о празднике благовещения Божией Матери русский народ говорил, что в этот день даже и птичка гнезда не вьет, и девушка косы не заплетает, вся природа радуется и торжествует, и как солнышко играет на Пасху на восходе, так оно играет и на Благовещение.
Когда мы читаем только в Евангелии св. Евангелиста Луки о том, как произошло преславное событие Благовещения, нужно иметь в виду, что Евангелист упомянул только самое главное. Вряд ли можно думать, что св. Архангел явился и сказал всего несколько слов; но главное содержание его благовестия нам передано в св. Евангелии и уже из этого мы видим, насколько радостен и велик был этот день.
Но Церковь, Ее предание, и свв. Отцы Церкви в своих творениях оставили нам некоторые подробности, относящиеся к этому преславному событию. В частности, в Назарете, на святой Земле, есть источник водный, который так и именуется "источник Божией Матери". И вот сохранилось трогательное предание о подробности, относящейся к событию Благовещения. По Евангелию получается так: Ангел вошел к Деве Марии, когда Она была в каком-то помещении, предстал пред Нею и приветствовал Ее "радуйся Благодатная, Господь с Тобою". Но предание, сохраненное у свв. Отцов, говорит, что было так: Дева Мария, Которая тогда еще была совсем юной девушкой, пошла к этому источнику за водой, как это делают всякие девушки и молодые женщины. И вот там, у этого источника, Она слышит голос: "Ты родишь Сына Моего". Только одна Она слышала этот голос; это не был потрясающий гром с неба, но было ясно, Кто произнес эти слова. Их произнес Тот, Чей Сын родится от Нее, то есть, Сам Бог Отец. И хотя сказаны они были только для Нее, и Она одна только знала их, но когда творение слышит голос своего Творца, оно трепещет. Ее чистая, святая душа непосредственно воспринимала токи божественной благодати, но здесь, когда Она услышала голос Творца и Владыки своего, ее девственная и чистая душа затрепетала. В трепете и испуге Она вернулась домой. Но нужно успокоить как-то взволновавшуюся душу и Она для этого взялась за свое любимое чтение, — чтение Священного Писания. А когда Она стала читать, ей открылось место в книге пророка Исаии, где как раз говорится о том, что Спаситель Мира родится от Девы. Но настолько было глубоко ее божественное, ее благоухающее смирение, что несмотря на те слова, которые Она услышала у колодца, Она все-таки это пророчество не подумала применить к Себе Самой, а просто прочитавши о рождении Спасителя мира от Девы подумала: "как была бы Я рада, если бы только была последней служанкой у этой преблагословенной Девы". И вот тут пред Ней предстал Архангел Гавриил и Она слышит его слова: "Радуйся Благодатная, Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах". Мы знаем из ее жизни, что явление Ангела само по себе не было новостью для Нее. До своего переселения в Назарет, от самого переселения во храм, она жила при храме и там, как говорит предание Церковное, Архангел Гавриил являлся Ей, приносил Ей пищу и беседовал с Нею. Так что само по себе его явление не взволновало бы ее особенно; но она слышит необыкновенное приветствие, которого никогда ни одна дева ни женщина не слыхала; поэтому, Евангелист не говорит, что Она увидя его испугалась, а что Она услышавши его слова смутилась от них и стала размышлять, что значит такое приветствие. И слышит Она дальше, как Архангел Ей говорит: "не бойся Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога, Ты родишь Сына и наречешь ему имя Иисус, Он будет велик, Он Сын Вышнего наречется, и даст Ему Господь Бог престол Давида, Отца Его, и царствию Его не будет конца". Причем, церковная служба опять таки сохранила нам трогательное предание, что слова эти были более пространны, чем они коротко переданы в Евангелии, и что между прочим, видя ее волнение, святой Архистратиг говорит Ей: "Что Ты боишься меня, что Ты трепещешь меня, Владычице, пред Которой я сам трепещу, что Ты так благоговейно предстоишь предо мною, когда я сам с благоговейным страхом Тебе предстою…"
Когда Дева Мария услышала благовестие Архангела в ее святейшей душе сразу появилось недоумение: Архангел благовествует Ей о том, что Она будет матерью, но Она дала обет девства, и никогда от него не отступит: как же может это быть? Дева не может быть матерью — матерь не может быть Девою? Как же понять это благовестие? Она и задает свой смиренный вопрос: Как это будет, когда Я мужа не знаю? Но когда Архангел Ей сказал: "Дух Святой найдет на Тя и сила Вышняго осенит Тя", и закончил свое благовествование словами "у Бога не изнеможет всяк глагол", т.е. никакое слово или повеление, данное Богом не может остаться без исполнения, ее святая душа успокоилась, и Она поняла, что это будет уже сверхъестественным рождением и успокоившись, сказала те чудные слова, которые Московский митрополит Филарет назвал "благовестием от земли к небу". Обратите внимание: Архангел как будто бы сделал свое дело, все Ей сказал, все Ей объяснил, — но он чего-то ждет, он не уходит, и наконец, слышит ее ответ, о котором великий Святитель говорил, что если благовестие ангела было благовестием от неба к земле, то ее слова — это благовестие от земли к небу. Ответ ее был: "Се раба Господня — буди мне по глаголу твоему". Т.е. я — раба Господня; раба не рассуждает, ее господин с ней поступает как ему благоугодно, она же только повинуется и исполняет его волю. Смиренное, всецелое послушание и полная преданность воле Божией, возвещенной небесным Благовестником… И вот совершилось это взаимное благовестие от неба к земле и от земли к небу и "отыде от Нея ангел". Ее чистая, разумная, просветленная душа понимала, конечно, что это благовестие принесет коренную перемену в ее жизни. Она думала, вероятно, в безвестности окончить свою жизнь, в преданности Богу и служении Ему. Но тут Она видит, что Ей предрекается тот жребий, по которому Она будет Царицею всех Цариц, по которому Она будет высшей и честнейшей херувимов и серафимов. Взволнованная всем этим, и зная от ангела о том преславном событии, которое произошло в жизни ее старшей родственницы, праведной Елисаветы, которая, потеряв уже надежду когда-либо иметь сына или дочь, теперь готовится также быть матерью, Она поспешила к ней. И конечно, великой радостью было для Нее то, что когда она вошла к праведной Елисавете и приветствовала ее, то услышала от нее слова, которыми в Назарете приветствовал Ее ангел: "благословенна Ты в женах". Какая радость это была для нее… И тут из ее чистой души и излилась та молитвенная песнь, которую Церковь так любит и всегда повторяет на утрени: "Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем…" Дальше Она говорит: "яко призре на смирение рабы своея", т.е., Господь призрел на ее смирение; а еще далее говорит то, что стало ясным для Нее. Она понимала, как высок теперь ее жребий: "се бо от ныне ублажат Мя вси роди, яко сотвори Мне величие Сильный". Она, неизвестная миру дева иудеянка, поднимается этим благовещением на такую высоту, на такое величие, пред которым всякое земное величие — детские игрушки… Но сказав — "яко сотвори Мне величие Сильный" Она добавляет: и свято имя его". Как истинно преданная Богу, Она и здесь переходит к прославлению святости Божией.
Да будет же все это назиданием для нас, и то Ее смирение, по которому она не могла сразу и принять благовестия, что она станет Матерью Божией, и та ее преданность, послушание и повиновение Богу, по которому Она и сказала, что Она раба Господня — пусть будет Ей по словам Ангела. Она дала нам высочайший и святейший пример того, как нужно всегда, а в особенно в ответственные и важные моменты своей жизни, прежде всего заботиться о том, чтобы исполнить волю Божию, как Она Сама ее исполнила в день Своего Благовещения… Аминь.
23 марта/ 5 апреля 2015 г., в двунадесятый Праздник - Вход Господень во Иерусалим, состоялась торжественная служба в Одесском Свято-Иоанновском женском монастыре (РПЦЗ, с. Егоровка).
Богослужение в храме Рождества Пресвятой Богородицы совершил монастырский священник - о. Александр. Слаженно и благолепно пел монастырский хор на два клироса. Было много прихожан из Одессы и Егоровки, причастниками были почти все молящиеся в храме. После священнической проповеди о совершаемом Празднике и отпуста все прослушали Благодарственные молитвы по Святом Причащении, а затем сестры обители с праздничной иконой возглавили шествие со Славой до трапезной, где всех насельниц и гостей ждал праздничный обед.
За Божественной Литургией на Вербное воскресенье Митрополит Агафангел в одесском Архангело-Михайловском храме рукоположил иподиакона Виктора Непомящего в сан диакона.
Треть россиян стала относиться к советскому лидеру Иосифу Сталину с уважением, хотя три года назад о таком отношении по данным опроса "Левада-Центра" говорили лишь 21% респондентов.
Если в начале нулевых гг. преобладало негативное отношение к его личности, то в настоящее время большая часть опрошенных (39%) оценивает её положительно. Из них 30% испытывают уважение, 7% — симпатию, 2% — восхищение. Каждый третий респондент безразлично относится к персоне Сталина.
Результаты аналогичного опроса в 2013 году прокомментировал настоятель московского храма Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве (МП) протоиерей Сергий Правдолюбов:
Я не готов подробно разбираться в этих данных, потому что опрос не всегда является точным отражением действительности. Некоторые люди боятся говорить сегодня о своем истинном отношении к Сталину. Молодежь мало знает о жизни этого человека.
Я три года жил при Сталине, родился в 1950 году и отношусь к пожилым людям. Я хочу сказать, что это одна из самых страшных и демонических фигур за всю историю человечества. Гитлер немцев не убивал – не уничтожал ни крестьян, ни интеллигенцию, ни духовенство. Он много совершил зверств, но то, что сделал Сталин, не поддается описанию. Эта фигура выходит за рамки общечеловеческого бытия. Он не имеет права не то, что на положительную оценку, он совершил преступление перед человечеством.
Если есть понятие «Холокост», если есть понятие «Голодомор», то до сих пор нет понятия о том, что произошло с русским народом, русским крестьянством, с русским духовенством, интеллигенцией, казачеством, колоссальным количеством совершенно неповинных людей. И это замалчивается! Но эта фигура – на уровне антихриста. Поэтому нельзя его держать в одном ряду с другими людьми.
У меня в роду много репрессированных, священников и глубоко верующих людей. Но ведь Сталин убивал не только верующих, он убивал ни в чем не повинных людей, даже своих, близких по идеологии. А простых людей – крестьян, молодежь – даже до 14 лет есть арестованные и расстрелянные – ни за что!
В 1989 году в следственные дела наших отцов и дедов вложили без нашей просьбы листок с надписью: постановлением Верховного совета СССР от 16 января 1989 года – фамилия, имя, отчество — реабилитирован. Люди пострадали невинно, были расстреляны без всяких обвинений и нормального основания. Разве это не документы, не факты? Как же можно относиться положительно к этому человеку – убийце миллионов людей? Кровь пролитая, страна – уничтоженная. Это уже не Россия, это другая страна. Это, как говорят ученые про Византию после 1453 года: «Византия после Византии». Так и у нас сейчас: «Россия после России». Жалкие остатки. Это не та Россия, не та преемственность – она уже вся уничтожена. Вот почему так малозаметно праздновались 200-летие Бородинского сражения и совершенно, как будто в другой стране: 400-летие дома Романовых. И поэтому нет никакого прощения этому страшному, ужасающему, кровавому режиму того времени и его предводителю — убийце-Сталину. И ведь ни разу никто, на любом уровне, не извинился или попросил прощения у родственников невинно убиенных. Ни сожаления, ни покаяния или раскаяния, возвращения к обычному среди людей восстановлению отношений — этого не было, и не предвидится. О родных, вычеркнутых из списка святых и оставленных в этом списке, советуют молчать. Потому что грядет возвращение почитания Сталина, а о мучениках давайте молчать. И не минутой молчания, а постоянным молчанием.
Ум человеческий может оправдать все что угодно. Но ведь есть правда, что в древнерусском языке синонимически связано с словом ИСТИНА. Истина Божественная, Богооткровенная. Что есть зло и что есть добро. Есть заповеди, данные всем людям. А наши современники, наши соотечественники не хотят смотреть правде в глаза! Они предпочитают свое, отдельное мировосприятие. Без всяких твердых и объективных ориентиров, сплошная зыбкость.
Мне видится, что возвращение духа Сталина заключается в нынешнем нашем безыдейном существовании страны – у нас нет идеологии. Православие – это видимость: мы, дескать, любим православие. Но идейной верности, четкости идеологии нет. Есть бросание из стороны в сторону и существование без обоснования. Может быть, потому, что власти у нас не могут найти никаких иных средств, кроме как эти ужасающие принципы управления страной Сталиным. Репрессии, аресты, лагеря, казни. До казней у нас пока не дошло. Но как действуют при тех растратах, например, которые существуют в стране? Только репрессиями, арестами, судами.
На НТВ прошла программа «Сталин с нами». С ужасными, жесткими словами: «Сталин не умер, Сталин живой». Реабилитация Сталина идет на глазах. Сейчас еще Всемирный русский народный Собор оправдает Сталина. Эта ситуация настолько страшная, тупиковая, перечеркивающая всю русскую историю, все русское стремление к справедливости и нормальной жизни! Все русские писатели, эти духовные вожди интеллигенции прошлого и позапрошлого века, вопиют! Все их надежды и стремления заканчиваются жирным крестом, проставленным красным карандашом и надписью «Расстрелять». Но других средств у власти нет – страх, запугивание, лагеря, аресты. Вот к этому мы возвращаемся?
Я не могу это объяснить. Если такая страшная идеология один раз рухнула – рухнет и во второй раз! День смерти Сталина – это печальное и страшное 60-летие окончания русской цивилизации. Наша жизнь – лишь некие едва различимые отголоски и отблески той, отмирающей окончательно цивилизации. И почему мы еще живем сейчас – неясно. Без какой-то определенной идеологии это совершенно непонятно. Молчаливо вернемся к прежней, сталинской? И переименуем, наконец, как предполагалось в 1945 году, Москву в город Сталин?
Когда Господь наш Иисус Христос входил в город Иерусалим, в день торжественного Входа Своего, это было наособицу. Не однажды и не дважды Он приходил в этот град, много раз Он его навещал, много бесед провел с книжниками и фарисеями, знатоками закона Моисеева, но этот вход был совершенно особенный. Сбылись пророчества нескольких пророков, которые предсказывали о том, как Царь Сиона "грядет к нему кроток и спасающий, седящий на жребяти и ослице".
Прежде чем сказать слово свое, братья и сестры, хочу сказать вот что: помните, что тот, кто причащается св. Тайн, должен, во-первых, постараться прийти к самому началу службы, а во-вторых, и исповедоваться, по возможности, заблаговременно, а не в последний момент. Я это говорю совсем не в виде замечания, кому бы то ни было — нет! Потому что знаю, что многим трудно, многие далеко живут, способы сообщения далеко не всегда являются подходящими — это конечно.
1 апреля в Одессе состоялось ежегодное пастырское совещание духовенства Русской Православной Церкви Заграницей. Его учасники обсуждают текущие вопросы жизни епархии и планы на будущее.
Праздники бывают радостные и печальные, но эти противоположности сегодня соединяются. Наша жизнь всегда проходит в чередовании радости и печали, но всякий, проходящий Христову науку понимает, как может сочетаться радость и печаль.
Фейсбук опять (во второй раз) почему-то заблокировал мою страницу "Агафангел Митрополит". Кому-то не понравилось. Жаль, там у меня было 5000 друзей и 1290 подписчиков. Я открыл новую страницу и буду продолжать делать выписки из дневных чтений Священного Писания и оставлять свои комментарии, но, конечно, можно констатировать, что неприятно иметь дело с современными социальными сетями. Дальше, наверное, будет еще неприятнее. В Google+ я тоже заблокирован.
5 апреля православные одесситы отмечали в храме Архангела Михаила праздник Вход Господень в Иерусалим. Храм был переполнен верующими, многие стояли на улице, чтобы иметь возможность совместно помолится. К собравшимся в храме обратился Глава Русской Православной Церкви Заграницей, Митрополит Агафангел.
В безмолвной Иудейской пустыне возвышается величественная гора, с которой открывается захватывающий вид на Иерихон, Иорданскую долину и Мертвое море. Именно здесь после Своего Крещения в реке Иордан Иисус Христос постился и молился сорок дней и сорок ночей.
На склоне Сорокадневной горы, или горы Искушения, стоит одноименный греческий мужской православный монастырь.
«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 1–4).
На этом камне, по преданию, молился Иисус Христос
Потом диавол взял Иисуса в Святой Город и поставил на краю храма: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Иисус кротко ответил: «Написано также: не искушай Господа Бога твоего».
В монастыре сохранилась келья преподобного Харитона исповедника. Она такая маленькая, что находиться в ней можно только в полусогнутом положении.
После этого сатана взял Его на высокую гору и показал все царства мира и славу их: «Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне». Но Христос отверг лукавые предложения: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи», – сказал Он. Тогда враг рода человеческого оставил Его, «и се, Ангелы приступили и служили Ему» (Мф. 4, 5–11).
Духовный мед на вершине горы
Сегодня на склоне горы, ставшей свидетелем евангельских событий и получившей название Сорокадневная гора, или гора Искушения, стоит одноименный греческий мужской православный монастырь. Во времена крестоносцев он получил еще одно название – Каранталь (от латинского quarenta, что значит «сорок»). Его каменные стены, вереница узких окон в кельях братии, колокольня и часовня Искушения Господня, кажется, высечены из скалы. Монастырские постройки, растянувшиеся между вершиной и основанием горы, похожи на ее изящный нерукотворный уступ. Между тем все это – творение рук человеческих.
«Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи»
Появление монастыря относят к середине IV века, когда в этих местах преподобный Харитон Исповедник основал Лавру Дука. Впоследствии она неоднократно подвергалась нападениям: в 614 году во время нашествия персов монастырь был разрушен, а после захвата Иерусалима халифом Умаром ибн Хаттабом в 637 году окончательно пришел в запустение. Впоследствии две церкви обители (на вершине горы и на месте пещеры) были восстановлены крестоносцами, но уже с XV века историки потеряли информацию о монахах.
В Иерихоне сохранилось дерево Закхея – древняя смоковница, на которую залез мытарь Закхей, чтобы увидеть Иисуса Христа. Сейчас это дерево находится на участке, принадлежащем Императорскому Православному Палестинскому Обществу. На месте, где находился дом Закхея, ныне расположено подворье Русской Духовной Миссии с храмом Иоанна Предтечи.
В середине XIX века русский архимандрит Леонид (Кавелин) описывал традицию коптских и абиссинских монахов проводить в пещерах разоренного монастыря Четыредесятницу. Он писал: «…они удаляются сюда из Иерусалима через неделю после праздника Богоявления и возвращаются в Святой Град в Неделю Ваий, питаясь в это время травами или сухоядением и упражняясь в молитве и чтении, для чего берут с собой и книги. Одежда их состоит из рубахи и ватного одеяла, в которое кутаются как в плащ от ночного холода».
Купол монастырского храма
Лишь в конце XIX века Греческая Православная Церковь получила в собственность это святое место и взялась за строительство монастыря. При поддержке Российской империи в период с 1875 по 1905 год обитель и обрела современный вид. Восстановленный монастырь быстро набирал силу и становился похожим на большой улей, «в котором любители безмолвия не переставали… вырабатывать духовный мед, упражняясь в священном трезвении и непрестанной молитве».
Икона с изображением сцены искушения Иисуса Христа диаволом
Два монаха
Ныне жизнь в обители совсем другая, сегодня здесь живут два насельника из числа Святогробского братства – престарелый игумен архимандрит Герасим и иеродиакон Онуфрий. Периодически к ним приезжают иноки из других монастырей, чтобы помочь. После совершения утреннего богослужения отец Герасим начинает принимать многочисленных посетителей: паломников и туристов. И только в четыре часа дня, когда монастырь закрывается, отец Герасим возвращается к уединенной отшельнической жизни.
Монастырь представляет собой длинный узкий коридор, протянувшийся по карнизу горы.
Подъем на гору Искушений высотой почти 400 метров начинается в старинном Иерихоне, одном из самых древних городов мира. Он неоднократно упоминается в Библии, где называется еще и «городом пальм». Современный Иерихон, словно зеленый ковер-оазис, развернулся посреди золотистых песчаных волн безжизненной пустыни. До смотровой площадки, откуда открывается живописный вид на город, можно доехать по канатной дороге всего за пять минут. Кстати, самой длинной на Ближнем Востоке – ее протяженность составляет 1330 метров. Отсюда до монастыря всего 15 минут прогулочным шагом по петляющей каменистой дороге. Однако некоторые благочестивые паломники отказывают себе в удовольствии прокатиться с ветерком и поднимаются в гору самостоятельно. Пеший путь под силу не только спортсменам. Извилистая широкая дорога довольно пологая, и основная трудность подъема – жара и лучи палящего солнца, идти под которыми придется около получаса. Но и эти трудности решаются благодаря многочисленным лавкам местных жителей, которые с удовольствием предлагают паломникам различные напитки и сувениры.
Монастырские святыни:
Фрагмент иконостаса
Иконы и стасидии в храме
Камень молитвы
Когда вы, наконец, подниметесь, ворота в монастырь вероятнее всего будут закрыты, и, чтобы попасть внутрь, придется настойчиво стучать медным кольцом по тяжелой металлической двери до тех пор, пока не откроют. Шагнув внутрь, вы попадете в узкий каменный коридор. Это край горы, которая для безопасности и удобства была огорожена стеной. По мере продвижения вглубь каменного коридора вы увидите высеченные в скале иноческие кельи, надежно защищенные от летнего зноя и даже в самый жаркий полдень располагающие к молитве и воздержанию. Все внутренние помещения обители вырублены в скале.
Колодец с живой водой на нижнем этаже монастыря. Вода подводится из источника святого пророка Елисея в Иерихоне
Дойдя до небольшой пещеры, вы попадете в часовню Искушений. Здесь находится главная святыня монастыря – камень, на котором, согласно преданию, молился Господь во время Своего пребывания в пустыне. Над этим камнем устроен престол. Не упустите возможности поблагодарить Господа за то, что вам удалось побывать в месте, где Сын Божий провел в уединении и посте 40 дней и 40 ночей.
Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремники и жребца юна (Зах. 9:9).
Более нежели за четыреста лет до события Божий пророк произнес пророчество о событии, которое мы сегодня воспоминаем и празднуем. Господь наш Иисус Христос, окончив Свою проповедь на земле, совершил торжественное вшествие в царственный град Иерусалим, в град поклонения истинному Богу, в град по преимуществу Божий. Господь совершил это вшествие как Царь и победитель, чтоб увенчать свое служение решительным подвигом: поражением смерти смертью, снятием клятвы с рода человеческого посредством принятия этой клятвы на Себя. Он совершил вшествие в царственный град на «жребяти осли (Ин. 12:15), на неже никто же николи же от человек вседе (Мк. 11:2)», чтоб возвратить человечеству утраченное праотцем нашим царское достоинство, возвратить это достоинство восшествием на крест (Лк.19:30). Укротилось неукрощенное жребя под чудным Всадником. На жребя апостолы возложили свои ризы; вышедший навстречу и сопутствовавший Господу многочисленный народ вопиял в восторге: «Осанна Сыну Давидову! благословен грядый Царь во имя Господне» (Мф. 21:9; Лк. 19:38). По мановению Господа провозглашен Царь во имя Господне, – не по случаю, не по сознанию и произволу человеческому. Тот же народ, по прошествии четырех дней, уже вопиял о провозглашенном сегодня Царе: «Распни, распни его, не имамы Царя, токмо Кесаря» (Лк. 23:21; Ин. 19:15).
Что бы значило вшествие Господа во Иерусалим на неукрощенном жребце? Это, по объяснению святых отцов, имеет глубокий, пророческий смысл. Всевидящий Господь уже видел грядущее окончательное отступление иудеев. Он провозвестил об этом отступлении еще в то время, как только дан был закон Израильтянам на Синае, провозвестил устами их вдохновенного Законодателя. «Согрешиша», говорит Моисей о будущем согрешении иудеев против Богочеловека, как бы уже о совершившемся, «согрешиша! не того чада порочная: роде строптивый и развращенный, сия ли Господеви воздаете? Язык погубивый совет есть, и несть в них художества, не смыслиша разумети. От виноградов Содомских виноград их, и розга их от Гоморры». Напротив того: «Возвеселитеся небеса купно с Ним» – Сыном Божиим – «и да поклонятся Ему вси Ангели Божии: возвеселитеся язы́цы с людьми Его, и да укрепятся Ему вcи сынове Божии» (Втор. 32:5-6, 28, 32, 43; Евр. 1:6). Вшествие на необъезженном жребце в Иерусалим есть повторение пророчества Моисеева, повторение не словами, символом. Моисей предвозвестил, что язычники возвеселятся о Господе, а иудеи будут отвергнуты: здесь неукрощенное жребя, «на немже никтоже николиже от человек вседе», изображает язычников. Одежды апостолов – это учение Христово, преподанное ими язычникам, и воссел духовно на язычников Господь, соделавшись их Богом. Он ввел их в Иерусалим, в лоно своей Церкви, в вечный, нерукотворенный Божий град, в град спасения и блаженства. Отверженные иудеи были тут на лице. Они устами возвещали: Царь Израилев, а в душе, в своем Синедрионе, уже решили убийство Спасителя. И еще другое значение имеет «жребя ослее». Оно изображает каждого человека, водимого бессловесными пожеланиями, лишившегося своей духовной свободы, привязанного пристрастием и навыком к плотской жизни. Учение Христово отрешает осля от привязи, то есть от исполнения греховной и плотской воли. Потом апостолы приводят осля ко Христу, возлагают на осля ризы; на него восседает Господь и совершает на нем вшествие во Иерусалим. Это значит: по оставлении греховной жизни человек приводится к Евангелию и облачается, как бы в апостольские ризы, в подробнейшее и тончайшее познание Христа и Его заповедей. Тогда восседает на него Господь духовным явлением ему и духовным обитанием в нем, как и благоволит Он обетовать: «Имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем моим: и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам. И Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим» (Ин. 14:21, 23). Пришествие Господа сопутствуется превысшим слова и постижения миром, миром благодатным, достойным подателя его, Господа. Этот мир не имеет никакого сравнения с естественным спокойствием падшего человека, который может ощутить спокойствие и удовольствие от наслаждения плотского, который может счесть спокойствием самое нечувствие свое, самую вечную смерть свою. Восседает Господь на естественные свойства покорившегося Ему человека, усвоившего себе Его всесвятое учение, и вводит его, восседая на нем, в духовный Божий град, в град мира, во Иерусалим, которого зиждитель – Бог, а не человек. Душу, подъявшую Господа, приветствует Святый Дух. Он предлагает ей радость духовную, нетленную, вечную. «Радуйся, и радуйся зело дщи Сионя», дщерь святой Церкви: потому что ты не принадлежишь никому, кроме Бога. «Проповедуй дщи Иерусалимля! Се Царь твой грядет праведен» и «спасаяй, той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна». Ты, ощутив в себе благодатный мир Христов и соделавшись дщерью этого мира, обновилась юностью духовною и опытно ведаешь Царство Христово. В тебе уже укрощены страсти благодатною силою управляющего тобою Всадника; естественные твои свойства не могут нарушать своих естественных законов, не могут переходить и преображаться в необузданные страсти! Заимствуя от Господа все мысли, все ощущения, всю деятельность твою, ты можешь и обязана поведать «Имя» Господне «братии» твоей, «посреди церкви» воспеть Господа (Пс. 21:23). Ты как рожденная Святым Духом и дщерь Духа способна созерцать духовное шествие Царя твоего, способна созерцать праведность Царя твоего. «Он кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29), и наставит кроткия на суд, научит кроткия путем своим» (Пс. 24:9). Бог наш – Дух, несравнимый ни с каким сотворенным духом, как во всех отношениях бесконечно отличающийся от всех тварей: святые сотворенные духи суть Его престолы и колесницы. Он восседает и шествует на Херувимах; Он восседает и шествует на тех блаженных душах человеческих, которые покорились Ему и принесли Ему во всесожжение свои естественные свойства. На таких душах шествует Царь, входя во святой град Божий и вводя в него святые души. «Осанна в вышних! Благословен грядый, Царь Израилев». Аминь.
Проповедь Митрополита Агафангела в Пятую неделю Великого поста (память преподобной Марии Египетской). Гости студии иереи Алексий Середа и Георгий Сторожицкий. Автор и ведущий игумен Мефодий.
20 марта/ 2 апреля 2015 г., в день преподобных отцов, в монастыре Св. Саввы избиенных, в 2:00 утра, в обители Св. Григория Паламы (США, ИПЦ Греции) преставился ко Господу в преклонном возрасте схимонах Сергий, весьма почитаемый братиями. О. Сергий почил во сне, после короткого боя с пневмонией.
Один из отцов и его брат по плоти - г-н Уильям Курник, который находился с визитом, были с ним, когда он преставился. Его Преосвященство, епископ Авксентий, Его Высокопреосвященнейший Митрополит Хризостом и братия, будучи вызваны, молились об исходе души о. Сергия, после чего его тело было подготовлено и перенесено в монастырский храм, где началось чтение Псалтири.
Утром 2 апреля (н. ст.), после ежедневной литургии Преждеосвященных Даров, похороны и отпевание состоялись в 11:00, в соответствии с древней монашеской традицией погребать тело, когда это возможно, перед заходом солнца в день смерти.
Отец Сергий, 74 лет, родился 31 июля 1940 г. В возрасте восьми лет он заболел полиомиелитом и потерял всякую возможность двигать руками и кистями рук. Таким образом, он прожил период более позднего детства и зрелого возраста, полностью завися от других, от тех, кто кормил его и ухаживал за ним, помогая во всех его личных нуждах. Однако, несмотря на свои болезни и ограничения, он был неутомимым, безропотным, радостным и преданным слугой Церкви, свободно говорил на английском, русском и славянском языках, а также являлся талантливым специалистом по уставу Церкви и русской хоровой музыке. Он был выпускником университета в Сан-Диего, где также присутствовал на лекциях юридического факультета.
Отец Сергий был пострижен в монашество в 1964 г. покойным архиепископом Иоанном (Шаховским) в Сан-Франциско в нынешней Русской Православной Греко-Кафолической Церкви Америки (в настоящее время ОСА или Православная Церковь в Америке). Она отделилась от ОСА, когда та во время советского режима вступила в общение с Московской патриархией, и перешла в Русскую Православную Церковь Заграницей, из которой также ушла, когда часть РПЦЗ позже присоединилась к МП.
Во время всех этих переходов отец Сергий действовал в умеренном, но решительном духе, никогда никого не осуждая. Это происходило во время примирения части РПЦЗ с Москвой, когда он попросил стать членом братства монастыря святителя Григория Паламы, где принял постриг в великую схиму в 2009 г.
В монастыре схимонах Сергий всегда участвовал в повседневной литургии, ежедневно причащаясь, и в других монастырских службах, хотя за прошедший год он был постоянно подключен к медицинскому кислороду и потерял способность ходить более чем на несколько футов. Его невинность, чистота, смирение, замечательная улыбка и пример безропотного несения креста инвалидности снискали ему любовь всех, кто его знал, в том числе четырех монастырских отцов, которые были назначены на сложный уход за ним днем и ночью. Тем не менее, вся жизнь отца Сергия была в реальности одним из тяжелейших крестов, который он очень терпеливо нес. Никто из нас не может постичь в полноте, какое он пережил бремя, постоянно завися от других в его ежедневных потребностях; и, действительно, только со временем мы сможем в полной мере осознать, каким великим даром он являлся для нас.
Для описания неповторимого благочестия и любви к Церкви о. Сергия достаточно одной истории. Когда один из отцов, ухаживающих за ним, спросил его: что, если бы он мог вернуть способность двигать руками и кистями рук, было бы первым, что бы он сделал, он ответил, не задумываясь: "Я бы перекрестился». Вечная ему память!
На верхнем фото: слева направо - Архимандрит Акакий, Епископ Авксентий, который совершил постриг о. Сергия в схиму, и схимонах Сергий.
Протоиерей Константин Федоров - иконописец, проповедник и миссионер, один из старейших священников РПЦЗ - вспоминает о жизни Русской Православной Церкви Заграницей и размышляет о сегодняшнем дне.
На рубеже веков о. Константин переехал с матушкой из США в Россию в Ипатьевскую Слободу города Костромы. Там батюшка живет, трудится и служит в домашней церкви.
Последние близкие генерала барона П.Н. Врангеля (после кончины Алексея Петровича, младшего сына из его четверых детей, Петра Петровича и Елены Петровны) – 93-летняя младшая дочь Наталья Петровна Врангель-Базилевская и её сын Пётр Алексеевич Базилевский. Наталья Петровна - вдова А.Ю. Базилевского (внука П.А. Базилевского - ротмистра Лейб-Гвардии Гусарского Его Величества полка, потом камергера и шталмейстера Двора, а с сентября 1915 года - Предводителя дворянства Московской губернии).