"Никтоже взыде на небо, токмо сшедший с небесе Сын Человеческий, Сый на небеси" (Ио. 3,13). Так Господь предсказывал о Своем вознесении на небо. Предсказывал Он это не однажды, ибо,когда Он вскоре после этих слов говорил иудеям в Капернауме о причащении Его тела и крови, то прибавил для неверующих: "Это ли соблазняет вас? что же, если увидите Сына Человеческого, восходящего туда, где был прежде?" (Ио. 6, 61, 62). Не была чужда иудеям мысль о вознесении Мессии на небо, как сказано было в пророчествах Даниила о Сыне Человеческом, который подымется на небо и даже до Ветхого деньми дойдет, и дана ему была власть и сила, тысяча тысяч и тьма тем служили Ему. Эти слова толкователи и читатели Ветхого Завета относили к ожидаемому Мессии, но перетолковывали их в том политическом, шовинистическом смысле, как последнее возвеличение человека-Мессии Богом.
Прот. Сергий Кондаков: Дорогие братья и сёстры! Святая Православная Церковь в память сорокадневного поста Господа нашего Иисуса Христа установила Великий пост, дабы верные в это священное время могли приготовиться достойным образом к встрече величайшего праздника, праздника торжества из торжеств — Пасхи Христовой.
И очень часто в истории России именно в дни Великого поста приходили великие искушения. Горе было нашему народу, если он не находил в себе должных духовных сил противостоять искушению. Так было во времена старообрядческого раскола, так было во времена убийства благоверного Императора Павла, так было во времена убийства Царя-Освободителя Александра Второго, так было во времена так называемой Февральской революции. И уже в этом, 14-м году ХХІ столетия к нам пришло вновь великое искушение.
Мiровая «закулиса» постаралась, чтобы возгорелся пламень братоубийственного противостояния России и Украины. Уже мы слышим, как говорят о начале холодной войны, уже мы слышим о начале войны горячей, уже мы слышим слова ненависти, злобы, агрессии. И как важно, чтобы каждый из нас в это смутное время был облачён в благодатные доспехи веры, надежды и любви.
Видео: Песню «Аист на крыше» исполняет детский хор прихода РПЦЗ в с. Конгаз (Гагаузия).
Прот. Сергий Кондаков: Воскресший Христос обратился к Своим ученикам со словами: «Мир вам», потому что Он величайшими Своими муками, жертвенной любовью сумел победить и уничтожить всё то, что отделяло нас от Бога. Теперь каждый из нас может назвать Господа своим Небесным Отцом, и мы так и обращаемся: «Отче наш», «Отец наш».
Главным признаком того, что мы живём во Христе и со Христом является любовь. Поэтому, как горько, когда в наше время люди, называющие себя истинными, православными христианами, упражняются в злобе, ненависти, вражде!
Я вспоминаю, дорогие братья и сёстры, свои юные годы, когда мне посчастливилось принадлежать к очень немногочисленному кругу молодых православных людей, пытавшихся жить, по рекомендации Александра Исаевича Солженицына, не по лжи. Кстати говоря, как ни странно, к этому кругу принадлежал ныне всем известный протоиерей Всеволод Чаплин. У нас возникали споры, бурные дискуссии, но никогда не было злобы, агрессии, потому что мы помнили: каждый из нас принадлежит Христу. Мы ощущали себя в коммунистической Москве как гонимые христиане в языческом Риме. Сейчас же в церковной жизни наблюдается совсем другая картина. А разве так уж многое изменилось за эти годы? И, вы знаете, дорогие братья и сёстры, как ни странно это может показаться, но нам тогда представителям православной, независимой молодёжи - многим, во всяком случае - нравился советский телесериал «17 мгновений весны». Казалось бы, как может нравиться кинофильм, который снят по заказу руководства карательных органов КПСС?
Но, дорогие братья и сёстры, дело вот в чём: мы видели, насколько похожи эти два режима – нацистский и советский. Коммунистический режим и национал-социалистический, они являются своего рода близнецами-братьями.
Помните, там, в этом фильме, есть замечательная сцена, где издеваются над пастором Шлагом уголовники в тюрьме по просьбе нацистских палачей. Вот точно так же мучили в советских тюрьмах и концлагерях святых новомучеников и исповедников российских. Была даже своего рода теория о том, что уголовники являются более близкими Советам, чем попы, монахи, представители буржуазной интеллигенции, кулаки.
И вот, по просьбам чекистов, уголовники издевались над пастырями, архипастырями и просто новомучениками российскими в тюрьмах, тем самым выполняя волю советской власти. Поэтому вот эти кадры отображают, в первую очередь, мрачную советскую реальность.
Видео: Кадры из фильма «17 мгновений весны». Сцена издевательства уголовников над пастором Шлагом в тюрьме.
Прот. Сергий Кондаков: А вот, дорогие братья и сёстры, ещё один замечательный эпизод этого фильма: Штирлиц пытается доказать, что является махровым национал-социалистом. И интересно: во время дискуссии с пастором Шлагом Штирлиц показывает себя как настоящий партаппаратчик, борец идеологического фронта. Он чрезвычайно похож на типичного советского агитатора-главаря. А пастор Шлаг похож на многих исповедников веры Христовой в Советском Союзе.
Видео: Кадры из фильма «17 мгновений весны». Беседа Штирлица с пастором Шлагом в кафе. «Пастор Шлаг: Вы ещё забыли два города: Антверпен и Будапешт. Меня уже спрашивали об этом на допросах. На тех допросах, где меня били, лишали сна и еды. Штирлиц: Да Бог с ним, с Антверпеном, тем более, что сейчас там англичане. А вот Берлин... Я специально Вас провёз по городу. Вы видели, что стало с Берлином? — Видел. — Ну и как? — Ужасно. — Что ужасного? Ужасно то, что Вы, пастырь, не являетесь патриотом германской государственности. — Скажите, а вот то, что меня, пастыря, полгода мучают в тюрьме, это неизбежное следствие вашей государственности? — В тюрьмах воспитывают заблудших. Естественно, те, кто не заблуждались, а были врагами, те подлежат уничтожению. — А Вы решаете, кто перед вами прав, а кто виноват? — Безусловно. — Значит, вы всё знаете о каждом? Кто где ошибается, кто где не ошибается? Значит вы всё-всё о каждом из нас знаете? — Мы знаем, чего хочет народ. — Народ. А ведь народ-то состоит из людей. Значит, во имя народа вы уничтожаете людей? Штирлиц: Скажите, а как часто в истории христианства уничтожались инакомыслящие во имя того, чтобы остальной пастве жилось лучше? — Уничтожали еретиков. — Хорошо, выступая против ереси, церковь допускала насилие? — Допускала. — Насилие против ереси допускалось в течение восьми веков. Мы пришли к власти в 1933, так что же Вы хотите от нас? За 11 лет мы ликвидировали безработицу, накормили немцев. Да, насилуя инакомыслящих. А если Вы такой убеждённый противник, то не стоило ли Вам больше опираться на материальное, а не на духовное? — Не понял, простите? — Ну, попробовали бы организовать какую-нибудь антигосударственную группу из своих прихожан. — Видите ли, если бы я начал применять против вас ваши методы, я бы невольно стал похожим на вас».
Прот. Сергий Кондаков: Обратите внимание, дорогие братья и сёстры, на эти слова пастыря: «Если бы я начал применять против вас ваши методы, я бы невольно стал похожим на вас». Ведь они отражают точку зрения гонимых христиан и народов. Да, именно так отвечали святые новомученики и исповедники на вызов времени. Вспомним, что святые Царственные Мученики, они никогда не опускались до безнравственности своих палачей. Точно так же поступали и другие святые новомученики и исповедники российские.
Так почему же, дорогие друзья, в наши смутные и многоопасные дни многие православные не хотят поступать так, как поступали всегда подлинно, истинно православные христиане. Не так давно, в дни Великого поста, обратился к своей пастве архиепископ Санкт-Петербургский Софроний Русской Православный Церкви Зарубежом. Думается, эти слова наполнены настоящей духовной мудростью.
Архиепископ Софроний: «В какое тревожное время судил Господь нам жить, со всех сторон слышатся нам войны и военные слухи. Брат на брата восстает, и теперь, к большому сожалению, не только словами, но и оружием.
Давайте же братья, объединимся в эти святые дни Великого поста в молитве за братский страждущий народ Украины. Между двух зол не старайтесь выбирать меньшее, ибо оно тоже зло. А старайтесь выбрать добро, выбрать Господа в сердцах своих. Потому что Господь судил всему быть для испытания нашей веры. Кому мы больше отдадим предпочтение: строительству здешнего мира или собиранию сокровищ на небе?
Мы, христиане, всегда в состоянии войны, но войны с падшим нашим естеством. И, порой, эту войну мы переносим на ближнего и воюем уже не только с ним, но и с Творцом его. Призываю вас всех, с чистым сердцем принести жертву десятину — этот наступивший пост. Не сварливую жертву, а жертву покаянную за наши грехи пред ним и ближним нашим. Аминь».
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, иер. Александр Малых: Благословите, Владыка.
Архиепископ Софроний: Бог да благословит вас, отцы всечестные.
Прот. Михаил Карпеев: Владыка, у нас к вам вопрос. Сейчас мы живём в такое неспокойное время, когда священники, мiряне, архипастыри вольно-невольно должны давать ответы на обстановку политическую, которая вокруг них происходит. Мы все знаем, что Вы уже много лет управляете епархией, и в качестве администратора, и в качестве правящего архиерея. Судя по тому, как развивается жизнь в епархии, Вы делали всё очень правильно.
Нам интересно, как Вы могли бы оценить ту обстановку 90-х годов, начала 2000-х в Вашей епархии? Как священники Вашей епархии, Вы как правящий архиерей, эти сложные моменты обходили, и, если даже была необходимость, уврачёвывали? Расскажите нам, пожалуйста, Владыка.
Архиепископ Софроний: В те тяжелые времена для нашего государства, для нашего народа, к сожалению, у нас не было правильного и прямого управления нашей епархии Санкт-Петербургской. И когда я принял епархию, то все священники были разрозненные. Каждый был предоставлен сам себе, все начали думать, что они самодостаточные священники, что у них есть прихожане: они совершали службу, и для них этого было достаточно.
Я, конечно, приложил большое усилие с помощью Божьей, чтобы просто рассказать, чтобы поговорить - я и по сей день этому следую в своей архипастырской жизни — провести беседу с глазу на глаз с каждым человеком. Я не признаю никаких писем, никаких телефонных разговоров, как руководство. Как какое-то пособие — то да; как руководство – то я с человеком встречаюсь, ищу время чтоб лично встретиться и всё объяснить.
Поэтому мы собрания проводим во время говения духовенство, и неофициально встречаемся. Я всегда когда бываю в Петербурге, страюсь собрать священников, духовенство, поговорить, побеседовать, узнать, какие у них проблемы, и чем-то помочь, словом, советом. Главное – переходить все эти события тревожные со Христом и с Крестом в руках. Такой для меня лозунг. Как монах идёт по жизни - ему дали крест и говорится, что это тебе щит и меч в твоей жизни - надо его использовать.
Не надо как-то лавировать между Церковью и современным мiром, что Бог только в церкви и Богу служим во время молитвы; а когда борщ варим или когда идём на работу, что Господь как будто нами не управляет, что это я управляю своим мiром. Нужно всегда видеть в своей жизни путь ко Христу и крест, который вы несёте.
Прот. Михаил Карпеев: Владыка, как Вам видится сегодня обстановка в интернет-сообществе? Дело в том, что за последние годы жизнь так стремительно изменилась; многие люди стали заменять общение личное на интернет-общение. Конечно, оно имеет в себе и некоторые положительные стороны, но в то же время и отрицательные. Потому что, бывает, в глаза человеку нельзя сказать что-то плохое. А, скажем, сидя за клавиатурой человек как-бы распоясывается и может позволить себе сказать какие-то неприятные или даже глупые вещи в отношении своего оппонента.
И многие православные интернет-пользователи, и в священном стане, и мiряне активно на форумах сейчас обсуждают острые, как церковные, так и политические проблемы, и зачастую беседа выходит за рамки обыкновенного приличия. Как быть в этой ситуации?
Архиепископ Софроний: Мне кажется, что нас приучили наши священники и наши духовные отцы к двуличию: что если я нажимаю на клавиатуру и пишу оскорбительные слова, то якобы ангел-хранитель мой рядом не стоит, и якобы Господь этого не видит, и я могу себе это позволить; дали мне такое право, что я могу оскорбительно написать, а словами я вот не могу, потому что это оскорбит образ Божий. Вот это двуличие в нас – вот он камень преткновения всего.
Мы, когда пишем письма, когда пишем книги, когда заочно говорим, мы так же должны быть готовы всегда это сказать и в глаза, в лицо. Вот за это двуличие мы и будем осуждены на Страшном Суде перед Господом. Потому что не столько страшен Господу сам грех, что я украл кусок хлеба; Господу не хлеба жалко, а ему моё двуличие жалко. Что с одной стороны, я говорю, что не надо воровать, а с другой стороны я украл, согрешил, что я принял другую личину. Поэтому мне кажется, что вся беда в нашем двуличии.
Прот. Михаил Карпеев: Некоторые полагают, что таким образом, при помощи такого обсуждения можно добиться церковной соборности. Но, честно говоря, что-то внутри подсказывает, что такая брань на пространствах интернета ничего общего с соборностью не имеет.
Прот. Сергий Кондаков: Тем более ужасно, когда это говорят от лица истинного Православия. «Мы – истинные православные, поэтому мы – хамы».
Архиепископ Софроний: Да-да. Я придерживаюсь и советую всегда всем: есть такое выражение: прежде, чем бросить комок грязи в кого-то… - мы не знаем, может он не долетит до кого-то - но руки у тебя уже грязные.
Поэтому, прежде чем писать что-то подобное кому-то, подумай, что ты уже таким же грязным стал. Поэтому не бросай никогда комка грязи. Лучше брось в этого человека цветок, брось любовь свою, и ты свои руки обелишь и приобщишься к этой любви и к этой небесной красоте, чем грязь бросать в человека и сразу оскорблять.
Вот это очень поражает и удручает лично, потому что для меня это показатель, как лакмусовая бумажка, показатель нашей общей любви, нашей любви к Богу. Мы все такие хорошие, служим, молимся, просим у Господа, а выходим со службы и бросаемся грязью.
Вот это лицемерие – оно не свидетельствует об истинном Православии, оно свидетельствует, что мы на этом пути погибаем. Что мы, будучи окружёнными источниками воды, погибаем от безводия. Никто не даёт кружки воды, мы не можем напиться, мы лишаем себя этого. Вот в чём беда.
А виртуальное общение, виртуальное сообщество, мне кажется, как раз и задумано, чтобы в человеке укоренять те или иные страсти и грехи. И за время этого спора и за время всех этих передряг, заметьте, что ни один церковный вопрос не решился и не решается. Он всегда решается на Соборах, на Синодах, на епархиальных собраниях, на епархиальных судах. Там решаются вопросы.
Прот. Михаил Карпеев: Сейчас обстановка политическая в мiре опять накалилась. Очень часто прихожане и мiряне требуют от нас, от священников сиюминутного ответа на политическую обстановку, которая происходит. Как нам быть, священникам, пастырям? Следует ли поддаваться сиюминутному увлечению? Как тут быть?
Архиепископ Софроний: Я бы советовал на сиюминутные вопросы давать взвешенные ответы, и ответы раздуманные. То есть, я в своей практике, когда спрашивают, я не стесняюсь говорить: «Простите, давайте я вам завтра отвечу. Подумаю, помолюсь, как разумно на это посмотреть. Может, завтра что-то решится или мне что-то Господь положит на сердце как поступить».
Сиюминутно, если я что-то скажу, какую-то глупость, не связанную с Евангелием и с церковной жизнью, то могу сказать, что да, надо было этого человека наказать или его помиловать. А чтобы дать взвешенный ответ, надо, конечно, уйти в себя, т. е. посмотреть в своё сердце, в свою совестью, почитать Евангелие, побеседовать с Господом, к Нему обратиться, чтобы Он дал тебе ответы на такие вопросы. Как я в послании своем великопостном писал, Церковь не должна выбирать, конечно, среди зла никакую сторону, и не должны мы выбирать зло: хоть оно меньшее, но все равно зло.
Когда к Господу пришли и спросили, что нам делать с податью кесаревой, платить ему деньги, которые мы кровно заработали, отдавать ему как начальнику? Он же не указал какого-то другого пути, Он указал тот единственный путь, по которому Церковь должна идти. Он сказал, что надо быть с Богом, с Небесным Отцом пребывать: «Кесарево Кесарю давайте, а Божье - Богу, будьте с Богом. Не переходите вместе с тем, что вы даете Кесарю, на кесареву сторону». Господь же не призвал поменять правителя, не призвал же свергнуть Кесаря и чтобы пришла какая-то другая власть, и что при этой власти Он будет лучше проповедовать волю Небесного Отца! Нет же! Он призвал к перемене сердец людских. Вот, мне кажется, наш главный критерий, по которому мы должны сейчас жить: перемена наших сердец. Не перемена властей, а перемена сердец.
Прот. Сергий Кондаков: Владыка, ещё вопрос. Вы сами являетесь сыном Украины, и в то же время русским архипастырем. Русские люди – они едины: и великороссы, и малороссы, и белорусы. И вообще все те люди, которые любят православную Россию, могут по праву называться русскими людьми. Но сегодня беда, трагедия – силы мiрового зла уже совершили страшное дело, и многие в растерянности: что делать, как нам быть в это смутное время?
Архиепископ Софроний: Эта междоусобица, которая сейчас развязана между Украиной и Россией, на мой взгляд, не однобокая. Здесь вина на нас всех лежит, что мы все это допустили. А допустили банальной оплошностью: мы сами отступили от Христа, потеряли тот путь, которым надо идти ко Христу, а не, как я уже сказал, к перемене каких-то властей. На мой взгляд, поменять одну власть на другую – ничто не поменяет для человека, для вечности, для его спасения, если сам человек не изменится, не поменяется.
Я призываю свою паству не только к миру, а чтобы мир был в ваших сердцах, чтобы в своих мыслях имели мир. Чтобы не имели никакого зла, неприязни к людям других национальностей или других взглядов политических. Потому что, на мой взгляд, злиться – то же самое, что взять в рот яд и думать, что кто-то умрет от яда, который у тебя во рту. Ты же умрешь от этого яда, потому что зло, которое в твоём сердце, никому не передастся первому, кроме как тебе, тебе только вред.
Я себя чувствовал и считаю себя сыном Украины, но как единого русского, великоросского народа. Я никогда не считал, что хохол – это оскорбительно или унизительно. Для меня это не унизительное слово. Для меня унизительным будет название «неверующий».
А как вы хотите меня называйте – это человеческие привязки. Мне главное не отпасть от Христа, от Бога. И все народы должны к этому стремиться и этому следовать.
Я, когда жил ещё в советское время, не знал, что теперь это будет как легенда какая-то. Мы жили в своей семье, не признавая Советский Союз в своём доме, мы не слушали гимн Советского Союза, мы выключали радио, у нас шла эта молитва в это время, у нас шло псалмопение в это время. Вот так мы своей семьёй противостояли этому советскому монстру.
Но, в то же время, не выходили на перекрестки, не писали лозунги, не призывали свергнуть эту советскую власть как безбожную. Мы молились Господу, но сама власть никак не мешала стать православным, стать христианином, воспитать в себе чувства любви к Богу, к ближнему. Власть никак мне в этом не мешала. Она хотела, препятствовала, стояла на пути, не пускала меня в церковь, но такими или другими путями мы приобщались к Церкви, к Богу.
Поэтому, и нам, всем народам, православным славянам, не должны быть границы препятствием. Все эти границы - условные, потому что не Бог создал эти границы. Когда проезжаю эти границы, показываю какие-то документы, это не потому, что я признаю те или иные границы, а потому, что я плачу кесарю кесарево, а остаюсь с Богом.
Прот. Сергий Кондаков, прот. Михаил Карпеев, иер. Александр Малых: Благословите, Владыка.
Архиепископ Софроний: Храни Господь, спаси Господи за внимание. Бог в помощь вам в пастырской вашей деятельности. Да поможет Господь всем нам. Аминь.
Иер. Александр Малых: Что ж, дорогие братья и сёстры, как отмечалось в обращении владыки Софрония: «Враг рода человеческого постоянно силится внести раздоры и смятение в нашу жизнь». Это действительно так, потому что наша жизнь, наше сердце является ареной борьбы дьявола с Богом, и куда отклонится наше произволение – в сторону озлобления, в сторону страстей различных - житейских, междоусобных, политических; Или наоборот, чтобы наступать на свою гордыню всецело – это всецело зависит от нас самих.
И настоящий Великий пост, который мы переживаем, является тем поприщем, которое по преимуществу предназначено для того, чтобы высветлить в себе всё, созданное по образу нового Адама Господа нашего Иисуса Христа, и умертвить в себе ветхого человека со страстями и похотями его. Вот как говорилось в великопостном послании нашего Первоиерарха митрополита Агафангела: «Мы не должны дать увлечь себя происходящим в мире процессам. Потому что главным для Церкви всегда было единство во Христе, основанное на любви». И к этому мы должны прежде всего стремиться, ибо где оскудевает любовь, там оскудевает и единство; и где мы слышим упреки взаимные, оскорбления, там единство рушится.
И дай Бог, чтобы мы, выражаясь словами преподобного Сергия, взирая на Святую Троицу, переживая приближающийся к нам, уже непосредственно приблизившийся, праздник светлого Христова Воскресения, смогли с помощью Божией найти в себе силы, которые бы преодолели рознь мира сего, и мы, всё-таки почувствовали себя братьями, осознав свои ошибки, осознав свои недостатки, и пожертвовали ими ради вот этого единства во Христе, основанного на любви, в Господе нашем Иисусе Христе.
... «Не в силе Бог, а в правде» – вот великий завет, который оставил нам наш дивный печальник св. благоверный великий князь Александр Невский, и до тех пор, пока верен был русский народ этому великому завету, ширилась и росла Русь могучая православная, процветал и благоденствовал народ русский. Попрана была Правда Божия, и величайшие бедствия обрушились на головы несчастных заблудившихся русских людей, потоки крови и слез потекли по Русской Земле.
В субботу вечером, 24 мая, Митрополит Агафангел и Архиепископ Георгий молились за Всенощным бдением в Сергиевском храме на Толстовской ферме, а в воскресенье Митрополт Агафангел в этом храме возглавил Божественную Литургию в сослужении митрофорного протоиерея Григория Котлярова и протоиерея Виктора Доброва при диаконе Матфее. Архиепископ Георгий причастился в алтаре. После службы духовенство и прихожане посетили Синодальный дом, который расположен в восьми минутах ходьбы от Сергиевского храма, где обсудили пути развития приходской жизни.
21 мая около 14-00 неподалеку от своего дома депутатом Бердянского городского Совета от партии "Русь" А.Македонским был избит настоятель прихода РПЦЗ в честь святителя Иоанна Максимовича священник Олег Николаев. Этот вопиющий факт стал еще одним звеном в цепи непрекращающихся гонений на верующих нашей Церкви в городе Бердянске. Депутат Македонский и его ближайшее окружение - родственники и наемные работники, по сути, являются силовым инструментом в руках епископа МП Ефрема Яринко, который в одном из своих интервью открыто заявил, что два бердянских прихода РПЦЗ являются главной проблемой для его епархии.
Автор: Монахиня Вера. Дата публикации: . Категория: Архив РПЦЗ.
Рассмотрим теперь вопрос об отношении христианства к коммунизму. Тому коммунизму, который теперь на глазах всего мира явился как факт, как попытка реального осуществления в жизни социалистических идей - в советской России.
Всем известно, что коммунизм прямо выступил в истории как заклятый и ожесточенный враг христианства. Со своей стороны, и христианство признает его совершенно чуждым и враждебным себе, по самому его духу, по всему содержанию его идеологии.
История Церкви апостольских времен говорит нам о том, что в те времена у верующих было все общее, как говорит книга Деяний Апостольских. Да и теперь этот христианский вид коммуны существует в общежительном монашестве, которое считается лучшей формой для христианской аскетической жизни. Таким образом, общение имущества с христианской точки зрения весьма приемлемо, и более того: это светлый, идеально-высокий тип христианских взаимоотношений, примеры которого были и существуют в жизни православной Церкви.
И как велика разница между такой христианской общностью имущества и марсизмом-коммунизмом! Один от другого отстоит, как небо от земли. Ведь христианская коммунальность не представляет сабой цель, к которой стремилось бы христианство. Нет, она есть - следствие и порождение того духа любви, которым дышала Церковь первых времен. Кроме того, этот христианский коммунизм был вполне добровольным. В нем никто не говорил: "Отдай твое, оно принадлежит нам," а, наоборот, христиане сами жертвовали так, что "никто из них ничего из имения своего не называл своим." Что же касается социалистического коммунизма, то в нем общение имущества является самоцелью, которой нужно добиться во что бы то ни стало, и не взирая ни на что. И творцы коммунизма этого добиваются - чисто принудительным путем, не останавливаясь ни пред какими мерами, даже пред уничтожением всех несогласных... И основа этого коммунизма - не свобода, как в христианском коммунизме, а насилие, не жертвенная любовь, а зависть и ненависть...
Главная борьба коммунизма - это борьба с христианством. Она заходит так далеко, что отказывается даже от элементарной, всеми признаваемой, справедливости. В своей классовой идеологии коммунизм в сущности попирает всякую справедливость. Предметом его забот служит не общее благо всех граждан государства, а только интересы своей партии. Все группы населения, рабочие, крестьяне и интеллигенция оставлены за "бортом," вне всяких попечений коммунистического правительства. Они могут голодать, могут не иметь ни копейки заработка - правящим "сферам" до этого нет никакого дела. Что это, как не попрание справедливости и издевательство над миллионами людей?..
Коммунизм, говоря о новом строе "свободного" государства, постоянно упирает на то, что этот строй есть "диктатура пролетариата." Но давно уже выяснилось, что в советской России этой обещанной диктатуры пролетариата нет и в помине, а есть - диктатура над пролетариатом. Тем более, нет там обычных проявлений политической свободы: ни свободы печати, ни свободы собраний, ни неприкосновенности жилища. Только те, кто жил в России, - знают всю тяжесть и силу того гнета, который царит там. А над всем этим стоит небывалый еще политический террор - казни и убийства, ссылки и заточения в невероятно тяжелых условиях. Вот что дал коммунизм русскому народу - вместо обещанной свободы...
В своей политической пропаганде коммунизм утверждает, что он добивается осуществления свободы, равенства (т. е. справедливости) и братства. О первом и о втором мы уже говорили; что же касается "братства" - то несомненно, что это слово украдено у христиан, называющих друг друга "братия." А у апостола Петра прямо сказано "Всех почитайте, братство любите..." (1 Пет. 2:17). Но в практической жизни коммунисты, как известно, слово "брат" сразу заменили словом "товарищ." И это - очень показательно, т. к. товарищами могут быть и соучастники в преступлениях, и члены какой-либо разбойничьей шайки. А о "братстве," конечно, и говорить не приходится там, где проповедуется классовая борьба, зависть и ненависть...
Все эти различия между христианством и коммунизмом не исчерпывают, однако, самой сущности противоречия между ними. Коренное, главное и все объясняющее отличие коммунизма от христианства лежит еще глубже - в идеологии того и другого. Недаром так злобно и упорно коммунисты борются с Православной верой.
Коммунизм отрицает всякую религию. На самом же деле он сам является религией - самой фанатичной когда-либо существовавшей в мире - самой нетерпимой и темной. Христианство есть религия, ведущая к Небу, коммунизм - религия, ведущая в преисподнюю. Христианство проповедует любовь ко всем - коммунизм проповедует классовую ненависть и уничтожение несогласных. Христианство -возвышанная религия, основанная на вере в победу Правды и Любви Божией. Коммунизм - религия, преследующая цель создания земного "рая" (рая животной сытости и духовного одичания). И недаром, на могиле христианина ставится крест, а на могиле коммуниста - красный кол. Как это показательно, ярко и символично для той и другой стороны! С одной - вера в победу жизни над смертию и добра над злом. С другой - беспросветная тьма, мрак и пустота, без всякой отрады, утешения и надежды впереди. И в то время, как уже после смерти святые мощи подвижников Христовой веры цветут нетлением и благоухают - гниющий труп набальзамированного "Ильича" есть наилучший символ коммунизма...
В среду, 28 мая (н. ст.) 2014 г., в Старостильную Швецию с архипастырским визитом прибудет Его Высокопреосвященнейший Киприан, Митрополит Оропосский и Филийский (ИПЦ Греции). Владыка намерен находиться в Швеции до 3 июня (н. ст.). 1 июня (н. ст.) в Стокгольмском соборе будет отмечаться Престольный праздник в честь святых равноапостольных Константина и Елены. Праздничные богослужения возглавит Митрополит Киприан.
Въ Петербургскомъ приходѣ храма Преображенія Господня въ Лѣсномъ клирики и прихожане общими усиліями затравили священника Николая Савченко (http://pravoslavnij.livejournal.com/). Вина его была только въ томъ, что онъ посмѣлъ усомниться въ необходимости войны съ Украиной.
Генпрокуратура открыла уголовное производство против бывших президента Украины, генпрокурора, министра внутренних дел и других высокопоставленных лиц по факту давления на Митрополита Киевского и всея Украины Владимира.
Об этом говорится в сообщении ГПУ, обнародованном в среду.
"В ходе проверки, проведенной по обращению одного из народных депутатов, установлено, что Митрополит Киевский и всея Украины Владимир придерживался позиции невмешательства церкви в политику, чем вызвал недовольство бывшего Президента Украины, который желал заручиться поддержкой УПЦ в выборах в 2015 году", - говорится в сообщении.
Тогдашний глава МВД Виктор Захарченко не смог убедить митрополита Владимира отречься от должности, и, выполняя указание Виктора Януковича, организовал силами своих подчиненных "физическую изоляцию митрополита Александра", личного секретаря и доверенного лица предстоятеля Киевской православной церкви Владимира.
По данным ГПУ, его обещали освободить, если бы Митрополит Киевский и всея Украины Владимир отказался от занимаемой должности.
Таким образом, экс-чиновников подозревают в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 365 Уголовного кодекса Украины (превышение власти или служебных полномочий).
Информацию о давлении со стороны чиновников подтвердил митрополит Александр. "Обратиться с соответствующим запросом относительно таких действий Генеральной прокуратуры Украины одном из народных депутатов 31 марта благословил непосредственно сам митрополит Владимир", - отметил он.
Велика слава Святителя Николая в Русском народе. Некоторые иностранцы, недружелюбно отзываясь о Русском христианстве, говорят, что Русский народ верит не в Троицу, а в Четверицу: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой и Святитель Николай Мирликийский.
Конечно, такое утверждение является клеветой на Русский народ. Правда же заключается в том, что Русский народ чтит Святителя Николая сильнее и любит его больше других святых.
Чтут его не только православные, но и инославные, не только христиане, но и язычники, чтут в Сибири, в Туркестане и во всех местах необъятной России.
Папа Римский Франциск встретился 25 мая с Константинопольским Патриархом Варфоломеем в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Встреча состоялась через 50 лет после того, как в Иерусалиме встретились их предшественники — Папа Римский Павел VI и Константинопольский Патриарх Афинагор, которые сняли друг с друга взаимные отлучения, наложенные в результате Великого раскола в 1054 г., сообщает "Религия в Украине" со ссылкой на Седмица.ру.
В Никольском монастыре в США (настоятельница матушка Агапия) 25 мая прошли торжества в связи с престольным праздником. Божественную Литургию возглавили Архиепископы Андроник и Софроний, Епископы Григорий и Кирилл, в сослужении протоиереев Всеволода Дутикова и Владимира Петренко, при диаконе Димитрие Добронравове.
Нынешние паломничества, как Вселенского Патриарха Варфоломея, так и Папы Франциска, посвящены 50-летию встречи 1964 года. Предстоятели двух Церквей приезжают отдельно друг от друга, паломничают отдельно, но при этом встречаются у Гроба Господня, в память о встрече своих предшественников у подножия Елеонской горы в 1964 году.
Паломничество Папы связано в первую очередь с посещением арабских стран региона. Оно начинается в Иордании. Затем Папа, минуя Израиль, перелетает в «Палестинское государство», как значится в официальной программе, и посещает Вифлеем. Притом, что Вифлеем отделен от Иерусалима одним лишь небольшим оврагом, и паломники обычно переезжают из Вифлеема в Иерусалим за 10 минут через один из пропускных пунктов будущей границы, Папа летит из Вифлеема на вертолете в Тель-Авив в «международный аэропорт имени Бен-Гуриона». В тель-авивском аэропорту происходит официальная встреча Папы в Израиле, а оттуда также на вертолете Папа летит в Иерусалим. Массовые мессы также совершаются в этот раз не в Кедронской иерусалимской долине, как раньше, а на стадионе Аммана и в вифлеемской базилике.
Почему паломничество начинается в Аммане? Возможно, тут есть воспоминание о том, что до объединения Иерусалима в 1967 году большая часть паломников посещала Святую Землю в составе не Израиля, а Иордании, приезжая сначала в Амман: основные святыни тогда находились на иорданской территории. Посещение «Палестинского государства«, несомненно, имеет политический аспект: Католическая церковь его, таким образом, фактически признает, вперед мирового сообщества. А визит в Израиль начинается не с Иерусалима, который в двух шагах, а с тель-авивского аэропорта. Может ли такая политика «умилостивить» мусульманский мир и смягчить положение христиан в арабских странах? В самой Палестинской автономии (так она пока что называется официально) христиан осталось меньше одного процента…
В Израиле Папа побывает только в Иерусалиме. И здесь все происходит не на стадионах, а фактически «при закрытых дверях». Во многом виной тому «демократизм» Папы Франциска: он отказывается ездить на бронированном автомобиле. Но в результате все подступы к местам пребывания Папы перекрыты полицией за несколько часов до прибытия туда главы Католической Церкви: за безопасностью Папы в Израиле следит несколько тысяч полицейских.
Самым сложным пунктом папской программы будет его посещение Сионской горы в понедельник вечером 26 мая. Вместо открытых месс, как при Иоанне-Павле и Бенедикте, Папа Франциск служит в понедельник в Сионской горнице с совсем небольшим количеством участников. И во время мессы – два вертолета над Сионом и снайперы на крыше окружающих зданий. Представителям еврейских радикальных организаций въезд в Иерусалим в дни визита Папы запрещен (почти как во времена римского владычества). Проблема в том, что вершина Сионской горы фактически поделена между католиками и иудеями. При этом statusquo на Сионе нарушено давно, и каждая сторона не ждет от другой ничего хорошего. В такой ситуации папская месса именно в таком месте вряд ли может считаться событием политически нейтральным.
Литургии, возглавляемые Вселенским Патриархом Варфоломеем и Иерусалимским Патриархом Феофилом, происходят в местах, принадлежность которых православным не вызывает сомнений: в основном пределе храма Рождества в субботу и в кафоликоне храма Воскресения Христова (Гроба Господня) в воскресенье утром. Основные спутники Вселенского Патриарха – около сотни греческих паломников из Северной Америки (они и являются главными спонсорами патриаршего паломничества) и ряд архиереев. В первую очередь тех, которые воспринимаются как «европейские лики» Вселенского Патриархата: митр. Иоанн Пергамский (Зизиулас), в свое время являвшийся диаконом Патриарха Афинагора, американский архиепископ Димитрий, митрополит Эммануил Галльский, а также недавно избранный архиепископ Иов – глава Русской Архиепископии Вселенского Патриархата в Западной Европе, ректор Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже.
Визит Вселенского Патриарха в Израиль и Палестинскую автономию не является политическим. По крайней мере, он точно не является государственным, в отличие от визита Папы, который все-таки глава отдельного государства. При этом Патриарх Варфоломей встречается и с премьер-министром Израиля, и с президентом Палестинской автономии.
Но основным остается встреча с папой Франциском. Помимо более закрытых и личных встреч, главной официальной была встреча у Гроба Господня в воскресенье вечером, в которой принимали участие не только православная и католическая делегации, но и представители других конфессий, представленных в Иерусалиме. Первую речь говорил Иерусалимский Патриарх Феофил, затем Патриарх Варфоломей и за ним Папа. Патриархи говорили по-английски, Папа – по-итальянски. Потом прочитали вместе Отче наш и зашли в Кувуклию для безмолвной молитвы. Перед этой встречей, которая транслировалась многими телеканалами, Патриархом и Папой была подписана совместная декларация.
«Наша сегодняшняя братская встреча является новым и необходимым шагом на пути к единству, к которому может привести нас только Святой Дух. К единству в общении и законном разнообразии…
Мы знаем, что еще не достигли нашей цели полного единства. Сегодня мы подтверждаем нашу решимость идти вместе к единству, о котором наш Господь Иисус Христос молился Отцу: "да будут все едино» (Ин 17:21)".
В день памяти просветителей славян Равноапостольных Кирилла и Мефодия в США, Миддлбурге, в храме в честь Новомучеников и Исповедников Российских при просветительском Духовном центре Сиракузской епархии, состоялось праздничное богослужение, которое возглавили Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Агафангел, Митрополит Америки Димитрий (ИПЦ Греции), Архиепископ Андроник, Епископы Афанасий, Кирилл и Николай. Митрополиты Агафангел и Димитрий сказали проповедь. После службы была прадничная трапеза.
(Утвержден Архиерейским Синодом РПЦЗ 21 мая 2009 года. Дополнен Архиерейским Синодом24 октября 2013 года. Дополнен Архиерейским Собором 20 мая 2014 года.)
В четверг, 22 мая, Митрополит Агафангел, Архиепископ Георгий и игумения Александра посетили Вознесенский монастырь ИПЦ Греции, где были приняты Митрополитом Америки Димитрием и монастырской братией. Наших владык встретили по афонскому уставу: с иконой, пением и колокольным звоном. Затем в храме был отслужен краткий молебен. Владыки и игумения осмотрели монастырские строения, свечную мастерскую и строящийся новый храм обители. Затем гости в приемной Владыки Димитрия обсудили церковные вопросы, касающиеся РПЦЗ и ИПЦ Греции. После трапезы гости отбыли в Синодальный дом.
3/16 мая 2014 г. Старостильная Болгария отпраздновала 64-ю годовщину со дня основания Свято-Покровского женского монастыря в с. Княжево.
"В августе 2000 года Господь сподобил меня посетить Покровский Княжевский женский монастырь, находящийся в предместье Софии в Болгарии. Этот монастырь был основан по благословению архиепископа Серафима (Соболева) Ольгой Ливен (ныне здравствующая игумения Серафима) и Надеждой Ястребовой (впоследствии монахиня Серафима; +1998 г.). В 1968 г. в Болгарской Православной Церкви был введен новый календарный стиль. Клир и сестры Княжевского монастыря остались верны завету уже почившего к тому времени владыки Серафима — не принимать новый стиль, — и прекратили общение с официальными представителями БПЦ. В настоящее время Княжевский монастырь является центром Старостильной Болгарской Церкви, которую возглавляет Преосвященный Епископ Фотий Триадицкий.
Монастырь произвел на меня неизгладимое впечатление не только своей верностью истинному Православию, но и аскетическим устроением жизни. Отличительной и очень редкой в наше время чертой жизни Покровского монастыря является то, что сестры ежедневно приносят игумении исповедание помыслов. Это, а также принцип жительства по строгому послушанию является залогом духовного здоровья и преуспеяния сестер Покровской обители. Насельницы обители не разделены на группировки; все они составляют единую христианскую семью. Безусловно, сердцем монастыря является его многомудрая и смиренная матушка игумения. Поистине побывав в Княжево убеждаешься, что благочестие и истинная вера — неразделимы.
Матушка оказывает паломникам духовное гостеприимство. Она не любит тратить время на праздные разговоры, не касается и таких тем, как высокие молитвенные состояния, но с радостью делится своим опытом о том, как нужно бороться со страстями и каяться во грехах.
Во многочасовых беседах со мной мать Серафима уделяла особенное внимания теме верности неповрежденному Православию в наши апостасийные времена. Наряду с этим она подчеркивала, что крайности и страстность в деле отстаивания церковной истины — недопустимы. В связи с тем, что в 2001 году празднование Пасхи совпадает у православных, католиков и протестантов, мать Серафима высказывала справедливые предположения, что этим попытаются воспользоваться экуменисты для совместных молитв с инославными; что, конечно, недопустимо.
Я спросил мать Серафиму в чем она видит главную угрозу нового календаря и новой пасхалии. На это она ответила, что главная причина противостояния старостильников заключается в понимании того, что отступление от традиционных календаря и пасхалии есть этапы апостасии; что за этими шагами последуют новые, — и все сие в конечном итоге приведет к принятию антихриста и его лже-церкви, как Церкви истинной. Кроме того, игумения Серафима подчеркнула, что православная пасхалия была утверждена Вселенским Собором, поэтому и изменить ее могла бы только равная церковная инстанция. А то, что произошло в XX веке в связи с переходом части Православной Церкви на новый календарный стиль (а Финской Церкви и на новую пасхалию) нельзя назвать иначе, как намеренным расколом православных. В настоящее время игумения Серафима очень обезпокоена возможностью новых расколов в среде православных, особенно в среде тех, кто противостоит экуменизму и модернизму. По этому поводу она говорила в ходе нашей беседы: "Лишь бы держать единство и чистоту веры. Мы должны терпеть друг друга".
Мать Серафима просила, чтобы на страницах "Православной Руси" в 2001 году появились публикации, в которых был бы представлен традиционно-православный взгляд на григорианский календарь и западную пасхалию. Считая полезным для читателей предложенную матерью Серафимой тему редакция решила опубликовать выше напечатанную статью. Эта статья интересна также тем, что впервые она появилась на страницах журнала "Голос пастыря", который издавал епископ Феодосий Сан-Паульский (РПЦЗ) в Бразилии. В оригинале статья озаглавлена: "О новом и старом стиле или календаре."
Авторство данной статьи определить весьма затруднительно. Возможно, что ее написал какой-либо ревнитель православных пасхалии и календаря, живущий в русском зарубежье. Однако, в связи с подписью под статьей "Е. И." приходит на память имя известного борца против календарно-пасхальных нововведений, епископа Иннокентия Ладожского (Тихонов). Владыка Иннокентий поддерживал из России валаамских старостильников во время календарно-пасхальной смуты в Финляндии. Его обращение к валаамским инокам было помещено в 1926 году, в официальном печатном органе РПЦЗ "Церковные ведомости" (№№23, 24). Епископ Иннокентий был расстрелян в 1937 году. Вечная ему память.
Конечно, в начале 1930-х годов, когда была написана сия статья, связь с церковной эмиграцией из России была фактически невозможна. Поэтому вопрос об авторстве статьи остается открытым".
10-11 мая (н. ст.) 2014 г., в Неделю Расслабленного, в храме Св. Мч. Димитрия Сливенского (г. Сливен, Старостильная Болгария), состоялись праздничные богослужения. Всенощное бдение и Божественную Литургию возглавил епископ Фотий Триадицкий.
Францисканский сайт Custodia Terrae Sanctae публикует программу экуменической литургии, которую отслужат Патриарх Варфоломей и папа Римский Франциск. Богослужение состоится 25 мая в Храме Гроба Господня.
АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ.
Очередной Собор Архиереев Русской Православной Церкви Заграницей открылся 6/19 мая 2014 года в Епархиальном духовном центре в Маунтин Вью Сиракузской епархии.
В Каннах в Свято-Михайловском приходе закончился ремонт приходского дома для паломников.
Паломникам, приезжающим в Канны могут быть предложены одно- и двух-комнатные студии с полным комфортом по умеренным ценам: 30 евро с человека за день + простыни.
Cordialement . Vladimir Jancen - Staroste . Tel pour réservation 0651750376
Сегодня, братие, память Св. Апостола Иоанна Богослова, девственника — проповедника любви. Люди очень много говорят и пишут о любви, но на самом деле в современном обществе очень мало самоотверженной безкорыстной любви и сердечного сочувствия к своим ближним. Еще менее современные люди почитают высшую добродетель — девственность, открывающую путь к полному Богообщению.