АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Категории «вины» и «смирения» в системе ценностей церковно-приходской субкультуры МП

 кнорре«Искаженная грехом воля лучше всего исцеляется через послушание. Послушанием, принятым сердечно, из жизни сознательно устраняется «принцип «я хочу» - один из ведущих принципов греховного бытия»

Печать E-mail

Тюремная Пасха. Воспоминания священника Павла Дмитриевича Чехранова (1875–1961)

Воспоминания священника Павла Дмитриевича Чехранова (1875–1961) охватывают трагический период отечественной истории. Их автору, обыкновенному приходскому священнику, пришлось стать свидетелем и соучастником многих выдающихся событий. Детство, учеба в духовном училище и семинарии, священническое служение, красочные картины провинциально-непосредственной жизни. И одновременно – революция, гражданская война, со всеми ее ужасами, казнями и убийствами духовенства, борьба «живоцерковников» с канонической церковью, аресты, тюрьмы и лагеря… Перед нами встают образы выдающихся иерархов и священнослужителей, будущих новомучеников российских, с которыми о. Павлу довелось быть в близких отношениях, претерпевать невзгоды судьбы.

Сведения о жизни о. Павла Чехранова после революции крайне скудны. В годы гражданской войны он был священником Никольской церкви в Ростове-на-Дону. В 1923 г. за активную борьбу с «живцами» арестован. Лубянка, Бутырская тюрьма в Москве, три года Соловецкого лагеря. В 1926 г. освобожден, затем снова находился в ссылке. Годы Великой Отечественной войны провел в оккупированном немцами Ростове-на-Дону, показал себя патриотом своей страны. Сыновья о. Павла воевали на фронте.

Историю рукописи рассказал его сын Виталий Павлович Чехранов: «Воспоминания отца я унаследовал после смерти последнего из моих братьев. Ознакомившись с ними, я решил попытаться сохранить их для потомства, тем более что писать воспоминания отец начал по моему совету и неоднократным напоминаниям. Готовя записки к печати, я устранял лишь случайные описки и явные ошибки, сохраняя стилистику и своеобразие речи, даже если это шло, как мне казалось, во вред литературным достоинствам. Так мне велели мое сыновнее чувство и благодарная к отцу память…

Последние страницы своих воспоминаний отец писал уже будучи в преклонном возрасте, – отсюда не всегда разборчивый почерк, повторы и некоторые противоречия, правда, несущественные. Я старался сохранить крупицы его памяти, оставляя для этого даже отдельные слова, неполные предложения и абзацы, которые поддались прочтению. Надеюсь, строгий читатель простит мне мою преданность памяти отца и желание оставить для потомства как можно больше его свидетельских показаний о прожитом им времени».

Воспоминания писались «для потомства», без всякой надежды быть напечатанными. Прежде чем попасть в редакцию журнала, они проделали сложный и долгий путь. При этом подлинник воспоминаний, вероятно, рукописный, был утрачен, и редакции досталась машинописная копия, с ошибками и пропусками. Не имея возможности опубликовать обширный текст воспоминаний полностью, мы предлагаем читателям два фрагмента из них. Текст подготовлен к печати в соответствии с общепринятыми правилами, явные недочеты и ошибки рукописи исправлены без оговорок, фрагменты утраченного текста обозначены отточием в скобках.

Текст к печати подготовил 
канд. ист. наук Н. Д. Егоров.


Господи, благослови начатое!

Пришла революция, проникла она и в церковную жизнь. Такое направление дала Москва. Вождями церковной революции явились следующие лица: митрополит в заштате Антонин (Грановский), протоиереи: Александр Введенский, Димитрий Красницкий, Платонов, Красотин. Существующая церковь с Патриархом Тихоном объявлена была подлежащей уничтожению, как безжизненное дерево, и как контрреволюционная. Вместо нее объявлена «Живая церковь». Во всех епархиальных городах России пооткрывались Революционные комитеты «Живой церкви» в полной зависимости от Московского комитета. Здесь, в Ростове, тоже открылся комитет. Председателем назначен был от Москвы протоиерей Покровской церкви Михаил Попов. Вошли в комитет заштатный священник Никольской церкви Андрей Сокальский, юрисконсульт – священник Василий Черняев, псаломщик Копытин, священник Евгений Матвеевский. Епископом в то время был Арсений (Смоленец), которого Революционный комитет игнорировал, а он – игнорировал комитет.

Сам комитет состоял из личностей весьма порочных. Таковым был сам председатель Михаил Попов, а также и Андрей Сокальский. Оба они архиепископом Арсением были уволены из приходов епархии. Когда оба они вышли на революционную деятельность, архиепископ Арсений объявил комитет неправомочным управлять епархией, пока Патриарх Тихон не даст своего утверждения. Надо сказать, что оба, Попов и Сокальский, имели большие долги перед властью. Попов, как выяснилось, был монархистом и служил в Охранном отделении при царизме, а Сокальский издавал листок «Свет Христов», где печатались антибольшевистские статьи с портретами императора Николая Второго. Оба они в силу этого, чтобы не быть в тюрьме, а может быть и еще хуже, пошли на службу революции и на раскол церкви. Все это было известно жителям города Ростова. Когда обвинили в контрреволюции архиепископа Арсения, то Сокальский выступил свидетелем обвинения против архиепископа, который получил пять лет тюрьмы. Защищали обвиняемого два адвоката: Бышевский Иосиф Иосифович и Ашман Михаил Александрович.

Интересный был момент при разборе дела. Когда допрос священника Сокальского против архиепископа Арсения близился к концу, защитник Бышевский спросил о. Сокальского: «Если вы обвиняете архиепископа Арсения в контрреволюционной деятельности и, фактически, не доказываете этого, то разрешите нас спросить, – вы сами были лояльным к Советской власти во время гражданской войны?» «Да, был лоялен», – смущенно отвечал о. Сокальский. «А этот листок вы редактировали с портретом Николая?» – спросил Бышевский и показал суду листок с подписью: «редактор священник Андрей Сокальский». «И почему же вы не на скамье подсудимых?» – продолжал спрашивать защитник. Пауза молчания… Сокальский не был судим, но смущение при толпе, заполнившей зал суда, было велико.

В дальнейшем Сокальский получил от обновленцев епископство и назначение в Ставрополь, но верующими не был принят, Он возвратился в Ростов и доживал свой век в доме той особы, которая приняла его (в Нахичевани), и носил в судках ей обед из общественной столовой. Умер без покаяния, похоронен на Армянском кладбище. На третий день была могила его раскрыта, архиерейское облачение снято. В те годы это было не редкостью. Печальна была судьба и о. Михаила Попова. С усердием он служил на разделение церкви, занося на черную доску несогласных с Революционным церковным комитетом, и тем способствовал аресту их: о. Иоанна Жежеленко, о. Алексия Трифильева, меня и протодиакона Димитрия Новочадова. Потом уехал в Пятигорск. А окончил сторожем Армянского кладбища. Но и здесь не удержался. И умер голодной смертью, думая о самоубийстве.

В чем же состояла сущность вероучения и нравоучения «Живой церкви», которая недолго прожила и сменила свою вывеску на «Обновленчество», но с тою же программой? Цель этой организации церковной была одна – приспособить христианство к современному строю государства, упростить церковный быт в самой церкви и, в частности, в жизни христианина. Поскольку законы церковные позволяли священству один раз жениться, епископ должен быть неженатым вовсе, а мирянину разрешается вступать в брак не более трех раз после вдовства, то «Живая церковь», а затем «обновленческая», снизили эти требования, а именно: мирянину дозволялось жениться и разводиться без конца. Священнику и диакону – также без ограничения, а епископ может быть, если того захочет, женатым.

Второй пункт гласил: церковный календарь соединить в одно с гражданским, иначе говоря, – подвинуть церковный календарь на тринадцать дней. А при такой подвижке праздник Пасхи оказывался совпадающим с еврейской пасхой, и не на воскресенье приходился, а на будничные дни. Между тем, как постановлением Первого Вселенского Собора Пасха должна быть только в воскресенье, не ранее 22-го марта и не позже 25-го апреля и ни в коем случае не может быть на будничный день. В отношении внешнего поведения сами живоцерковники-обновленцы определили: священник ли, епископ ли – только в храме за богослужением, а вне храма – такой же мирянин, как и все; и все, что мирянину позволяется, то и ему. Задача обновленцев была – упростить христианство, снять повышенные требования с него, а это и есть разрушение церкви православной, что и требовалось духом времени безбожия по программе большевизма. Обновленцы во главе с Введенским, Красницким, Белковым и Красотиным пошли на это и нашли себе в конце концов погибель. А православие дало, выявило стойких исповедников апостольской церкви, имена которых записаны в книге Агнца-Искупителя и будут ведомы и Церкви земной. Таковы нам лично известны, ибо узы Христовы связывали нас в отдаленных краях Крайнего Севера, митрополиты: Евгений, Кирилл, Петр – заместитель Патриарха Тихона; архиепископы: Иларион, которого митрополит Евгений (Зернов) именовал «Золотой ум и золотое сердце», Серафим (Мещеряков), Арсений Ростовский, Митрофан (Гринев), Захарий (Лобов), оба с Дона; Ювеналий (епископ Курский) и его викарий Никон, и многие, многие другие, которых имена перечислили особо, а также иереи, протодиаконы и миряне.

Мы пропустили одну страничку из церковной жизни Ростова, предреволюционную, а именно судьбу двух священников: Константина Верецкого и Иоанна Талантова. Первый – из Всехсвятской церкви, второй – из Никольской, первый – нашей епархии, второй из Владикавказской прибыл. В преддверии революции оба увлеклись течением, противным социализму. А второй, о. Иоанн Талантов, несомненно, выявил признаки психического расстройства на этой почве. За богослужением стал говорить проповеди о вреде революции и о пользе монархии. Вспоминал о великом князе Михаиле Александровиче, о французской конституции. Все это дало повод усомниться в его здравом уме. Врачи посоветовали жене его вывести из Ростова. Сели на пароход и отправились вверх по Дону. В первое воскресенье на пристани Сталинграда-Царицына высадились и отправились в церковь. Была литургия.

Отец Иоанн попросил у настоятеля разрешения сказать проповедь. Ничего не предвидя, настоятель разрешил. И Талантов двинул проповедь о пользе монархии и о вреде революции, и о великом князе Михаиле Александровиче. Все всполошились. Проповедник прервал проповедь и бегством с женой спасался на пароход. Настоятель остался в ужасе, – что ему теперь будет!?.. Возвратившись в Ростов, о. Иоанн продолжал болеть. Несмотря на мои советы поместить его в лечебницу, жена его противилась сему. За неделю до Рождества Христова войска генералов Кутепова, Миллера из корниловских отрядов стали переходить Дон, заняли Батайск, Койсуг и другие села. На четвертый день белые заняли Ростов. На второй день праздника о. Иоанн Талантов служил раннюю литургию, говорил проповедь о зверствах Ирода и в ней назвал большевиков иродами. В воскресенье снова говорил на евангельскую тему и внезапно обрушился на правый хор за опоздание на службу. Как психически больной человек, резко выражался. Поднялся шум в церкви. По окончании службы пять человек хористов были отведены в комендатуру (казаков) по подозрению в большевизме. Узнав об этом, я отправился к коменданту и объяснил, что священник Талантов душевно болен и ему нельзя доверять. Мое заявление было принято во внимание, и комендант отпустил задержанных. Когда заняли город красные, о. Иоанну мы советовали скрыться на время из квартиры, но жена его снова воспротивилась этому. Через два дня явился к нему на квартиру гражданин, подверг его допросу и ушел.

Прошло еще два-три дня. Отец Иоанн часа в три дня венчал в церкви. Подъехали сани и матрос верхом на вороном жеребце, отобранном у купца Великанова (посудный магазин). Матрос с винтовкой, не снимая кепки, вошел в церковь и приказал о. Иоанну кончать. Поняв, что ожидает его, о. Иоанн быстро закончил венчание, вошел в алтарь, попросил присутствовавшего там священника о. Павла Соболева поисповедовать его. Затем запасными дарами причастился. Вышел из храма и, как был в камилавке и в рясе с крестом наперсным, сел на дровни. Сани тронулись, впереди матрос на жеребце. Подъехали к дому, отстроенному уже, но незанятому людьми, на площади, ведущей к Братскому кладбищу за Гимназической улицей в степи. Сани остановились, и о. Иоанн стал лицом к палачам. Раздался выстрел… Остальное понятно. Труп был отправлен в больницу Красного креста. Церковный совет отправился в Революционный Исполком с просьбой выдать труп. В первые дни по занятии города Исполком состоял из меньшевиков. Они пришли в ужас, ответили делегации, что расстрел был без их ведома, и что они не одобряют этих мер. Дали нам разрешение взять труп, без торжественности перевезти в церковь, и выдали нам, трем священникам, удостоверения в лояльности властей города.

В этот же день был расстрелян священник Всехсвятской церкви о. Константин Верецкий по приговору военного трибунала, заочно утвержденному комиссаром Буденновской армии Антоновым. Взят был о. Константин из квартиры своей, прямо от обеденного стола, отвезен на окраину Нового поселения, где сваливались нечистоты. Сопровождавшая подводу группа женщин выражала одобрение расстрелу, кричали: «Так ему и надо!..» Труп отправлен в больницу и выдан церковному совету. Спустя несколько дней был расстрелян священник станицы Гниловской Евгений Авилов. Когда красные разъезды показались от Таганрога, местные казаки выехали навстречу с винтовками. С ними верхом на лошади и в ризах о. Евгений Авилов. Красные отступили. Отошли и казаки. Подошла пехота и заняла станицы перед Ростовом. Авилов был арестован и расстрелян. В ту же годину, когда красные занимали позиции возле станции Лихой (точно не ручаюсь за местность), отряд из одних священников той же местности, человек пятнадцать, без оружия, в своей одежде, направился к позициям красных. Дозорные доложили об этом командиру и запросили, как поступить. Последовал ответ: «Стрелять!» Отряд священников был уничтожен. Этот факт был впоследствии помещен в брошюре К.Ворошилова «Казаки Дона в гражданскую войну». Брошюру читал я сам. В Москве был расстрелян видный деятель партии монархистов, протоиерей о. Иоанн Восторгов. Для исполнения приговора выделены были китайцы, но они отказались. Посланы были наши. Исполнили.

Сформированный явочным порядком Революционный комитет, как отделение московской «Живой церкви», начал действовать с апреля 1922 года, после ареста епископа Арсения. Епархия оказалась без вождя. Комитет, как выразился председатель его Михаил Попов, «подобрал ключи» и вступил в управление епархией. Были разосланы приглашения причтам явиться и дать подписку в его признании. Все священники обратили внимание на настоятеля кафедрального собора, протоиерея о. Алексия Лебедева, смотря как он поступит. Явившись в комитет, в сторожку Покровской церкви, о. Алексий заявил председателю, что комитет не имеет санкции Патриарха Тихона на свое бытие, следовательно, он не каноничен, а потому он, Лебедев, не признает комитет правомочным управлять епархией. Прочие священники дали подписку с признанием комитета до избрания епархиальным съездом нового епископа и, кроме того, оговорили условие, чтобы комитет руководствовался канонами церкви. Инструктором в комитете был священник Андрей Сокальский, юрисконсультом был священник Василий Черняев, юрист по образованию.

Членами комитета были священники Евгений Матвеевский, два псаломщика и диакон Судоплатов. Комитет сей держал связь с Дон-Чека, давал сведения о благонадежности священнослужителей. Имел право указывать на нежелательность пребывания того или иного лица из числа священнослужителей в епархии, поскольку это лицо, по мнению комитета, тормозит дело революции в церкви. Поскольку архиепископ Арсений был осужден и заключен в ростовскую тюрьму, надлежало епархии избрать нового епископа. Сначала взялся временно управлять епархией епископ Сталинградский Модест, но по неизвестной причине отказался потом. В этот момент возвращался из Персии епископ Феофилакт в город Прилуки Полтавской губернии. Время было неспокойное, епископ задержался в Ростове, потом Дон-Чека задержала его, посадила в подвал и держала восемьдесят дней, пока он не заболел нервами и полуослеп. Его выпустили, но выезда из города не дали. Феофилакт оказался кандидатом на Ростовскую кафедру, и на съезде ростовского духовенства и мирян в ноябре 1922-го года был избран епископом Ростовским и Новочеркасским. С Москвой православной связи не было в это время. Патриарх Тихон был под домашним арестом. Вошли в права обновленцы как легализованная церковная власть. На январь 1923-го года назначался Первый обновленческий Собор для низложения Патриарха Тихона.

Теперь несколько слов о Епархиальном съезде 20-го ноября 1922-го года. Председательствовал архиепископ Феофилакт. Всей душой он был против этого съезда. Но сидя в Дон-Чека, он грубо обошелся с дежурным, и его определили под арест. К съезду он выпущен был еще с больными нервами и почти слепой. Речь говорил о. Василий Черняев. Говорил о необходимости реформы. Я возражал, я говорил о несвоевременности реформы. «Когда вся Россия охвачена пожаром, – сказал я, – надо повременить… Успокоится Россия, тогда и будет реформа. Пока с Москвой нет связи и судьба Патриарха неизвестна, не может быть и речи о реформе. Ее желают сейчас разбойники с большой дороги!..» Я предложил осудить попытку реформы, но это мое предложение, как и слова «разбойники с большой дороги», было принято церковными революционерами за указание пальцем в их сторону. Еще я говорил об обновленцах, что они расправляются с нами, тихоновцами, хотя Советская власть предоставила нам религиозную свободу. По близи меня сидел Гавриленко, заведующий отделом борьбы с религией, и его помощник Н.Я.Манис, который через год застрелился, о чем пропечатано было в газете «Молот». Но об этом я прочитал, уже находясь в Соловках, из номера, что прислала мне жена, вложив в посылку. Съезд окончился «многолетием» о. Алексию Трифильеву, мне и самому съезду. Епископ Феофилакт был избран епископом Ростовским. Стало похоже, епархия успокоилась.

Между тем в конце ноября была торжественная вечерня. Моя очередь была говорить проповедь. Я избрал тему: 81-й псалом, – «Бог стал в сонме богов…» и коснулся Введенского, Белкова, Красотина и остальных, и связал с ними обновление крестов на соборе. Истолковал это явление в природе как предзнаменование распада церкви и вообще Российского православия. Досталось и главарям обновленцев.

Что касается соборных крестов, то толпы народа наблюдали за ними. Исполком собрал главное городское духовенство: протоиерея Молчанова, Верховецкого и других. Собравшиеся дали успокоительное объяснение: ничего здесь нет чудесного, – лучи нагревают стекла в крестах, и они отражают сияние…

Вот такое именно мое несогласие с новым церковным направлением, именуемым «обновленческим», имело значение для моего ареста. Открытое выступление с церковной кафедры, обличение главных деятелей церковной оппозиции, отказ уплачивать церковный взнос на содержание Революционного комитета из личных средств, – все это поставили мне в вину и занесли на «черную доску». И я как идейный противник обновленчества был предназначен к высылке в дальние края. Но держалось все это в секрете от меня. Подошел праздник Рождества Христова 1923 года по старому стилю. Ничего тревожного не носилось в воздухе. Кончились дни Крещения. Восьмого января я совершил венчание и был приглашен на свадебный вечер. Посидел с час, простился с хозяйкой и ушел домой.

Утром, часов в двенадцать, сели с матушкой пить кофе с оладьями. В это время по лестнице поднялся посыльной с повесткой из Дон-Чека. Вручая повестку, он торопил меня явиться. Я сказал жене, что пойду и тут же ворочусь допить кофе. Быстрым шагом довел до угла помещения Дон-Чека. Меня принял сотрудник Самарин. «Посидите и познакомьтесь вот с этим», – сказал он и дал рукопись, полуграмотно написанную неизвестным. За стеной еле слышен был разговор о. Трифильева с начальником дон-Чека Зявкиным. Зявкин распинал Трифильева, а тот защищался. Потом разговор стих. Меня позвали, – Зявкин ушел, явился помощник его Манис. Он предложил мне вопросы: «Знаком ли я со студентом Щукиным?» Ответил: «Незнаком, но знаю как сборщика пожертвований на елку для бедных детей по церкви». «Признаю ли я епископа Арсения и поминаю ли его в церкви за богослужением?» Ответил: «Признаю и поминаю». В-третьих: «Знаком ли я с Трифильевым?» Ответил: «Знаком, так как в одном храме вместе служили». Записав мои ответы, Манис объявил в заключение мне: «Вы арестованы!»

Я запротестовал, заявил, что позвоню прокурору. Манис ответил: «Опоздали! Дайте записку домой прислать теплую одежду…» Меня отвели в общую дежурку, где были красноармейцы. Шум, гам, крик и густой дым от курящих. Через полчаса отвели в камеру ночевать. В камере нас находилось двое: я и гражданин, который твердил: «Меня расстреляют! Меня задержали как участника банды…» При этих его словах я вспомнил то обвинение, какое мне предъявил Манис: «Вы арестованы как контрреволюционер!..» На мой протест – я буду звонить прокурору, – Манис поспешил ответить: «Поздно. Вы арестованы, чтобы не было войны на церковном фронте…» Это мне осталось в памяти. Это разъяснение вело в церковный Революционный комитет, что подтвердилось в Москве.

Ночь прошла. Утром послышались голоса за стеной о. Алексия Трифильева и протодиакона Д.Новочадова. Часов в девять утра меня вызвали из камеры. На дворе стоял автобус, тут же находились Манис и два конвоира. Нас усадили: меня, архиепископа Митрофана, Трифильева и Новочадова. Автобус тронулся по направлению к вокзалу. Мы догадались, – в Москву. За машиной мелькнула фигура моего сына – четырнадцатилетнего Михаила. Он помчался к вокзалу. Посадки в поезд еще не было. Здесь верующие обступили нас. Сыну я шепнул причину ареста: «Комитет… На какой приговор, – Москва скажет…» Мы простились с провожавшими, и подгонявший Манис толкнул нас в вагон на четыре указанных места в купе. Поезд тронулся, чтобы привезти меня обратно через три года и шесть месяцев. В Новочеркасске к нам присоединили еще двух священников: о. Владимира Вологурина и о. Иоанна Артемьева. Последний раньше на полтора года возвратился, ибо изменил православию, перейдя в обновленчество, и по ходатайству Московского обновленческого Синода получил освобождение из лагеря до срока.

Почтовый поезд мчался. Нас сидело в купе шестеро: архиепископ Митрофан, протодиакон Д.С.Новочадов и четверо священников. Архиепископ Митрофан старался развлекать разговорами, конвоиры в разговор не вмешивались. Все походило, что мы пассажиры, а не арестанты, сидим вот так в пассажирском вагоне, в купе, и мирно беседуем. Но как мы не развлекались рассказами архипастыря, но главная мысль была у нас у всех одинаковая, – мы заключенные. Поэтому архиепископ вставлял в разговор фразу: «Мы – одинокие… И отец Трифильев, и прочие, можно сказать, вдовцы, несемейные… В особенности – я, монах… Сердце у меня спокойное. А вот отец Павел – иное дело: семья, пять человек, – подростки и один на руках, жена… Подвиг наш только начался. Но Бог укрепит нас в нем, в особенности – его, отца Павла…»
Поезд мчался. На узловых станциях он останавливался. Конвоиры не препятствовали выходить из вагона. На станции Воронеж я вышел на вокзал пообедать. Так прошел тот день. На другой день в три часа дня подъехали к Москве. Но, выйдя из вагона, остановились. Конвоиры оказались не знающими города. Им велели в Ростове сдать арестованных на Лубянку № 2, во внутреннюю тюрьму. Но где она, – не сказали.

Выручил архиепископ Митрофан как бывший москвич: «Пойдемте, я знаю, где находится Лубянка № 2…» Конвоиры согласились, и архиепископ Митрофан (Гринев) повел. Проходили мимо церкви, звонили колокола, трезвон был по нотам. Удивительно красиво! Стоял священник в ограде. Зашли по дороге в лавку, купили монпансье. Но вот и Лубянка № 2. Привели в комендантскую. Дали нам анкету заполнять. Я обратил внимание, что, пробежав все вопросы, он на «Ваше отношение к Советской власти» – сразу же ответил: «легальное». Когда закончилось заполнение анкет, нас перевели в соседнюю комнату под названием «собачник». Шум и крик, и дым табачный. Публика разнообразная, – от уголовников до районного прокурора. Прокурор познакомился с нами, сказав в утешение: «Вас продержат до окончания обновленческого собора на предмет снятия с Патриарха сана…» Но этого не случилось. Часа через два нашу группу перевели в камеру первого этажа на шесть человек. От нас требовалось соблюдать тишину, не дозволялось петь и вести громкий разговор. Передачи не дозволялись.

Кормили сносно, – давался суп из кроликов. Давали кипяток. Так прошло четыре-пять дней, и нас перевезли в Бутырскую тюрьму. Часов в шесть вечера подъехал «Черный ворон», посадили всю группу до отказа и помчали по Москве. Привезли в Бутырку, ввели в приемную-раздевальню. Прислуга – мужчины. Вещи надо было осмотреть, но прислуга объявила: «Товарищи, священников не обыскивать, они за церковь арестованы…» Не обыскивать! Некоторые из них говорили: «Вы за веру стоите… Не беспокойтесь, мы не пойдем за ними…» Архиепископ Митрофан отвечал им: «Они могут обмануть вас, подменить нашу веру…» «Не беспокойтесь, – отвечал один из них, – не обманут!..» После этого нашу группу рассадили по камерам и по коридорам. Архиепископа Митрофана (Гринева), меня и Трифильева с Д.С.Новочадовым разместили в 14-м коридоре, а новочеркасских священников, – о. Владимира Вологурина и о. Иоанна Артемьева, – в 15-м коридоре. Четырнадцатый коридор был на солнечной стороне, окна выходили на улицу, пятнадцатый же коридор упирался в стену. В четырнадцатом коридоре были размещены архиепископы, священники и монахи. Являлась возможность познакомиться с ними и на прогулке побеседовать с ними. Это был большой плюс. Но об этом в следующий раз.

На четырнадцатом коридоре дежурной была первая жена Максима Горького. Она обслуживала политических и духовенство. Благодаря ей мы получили письменные принадлежности, а к Пасхе от рабочих Москвы получили корзину яиц и по франзольке. В камере нас было человек двадцать пять. В марте наша камера забастовала, – объявили голодовку. Я просил совета у епископа Петра Тверского. Тот ответил: «Не наше средство, не присоединяйтесь…» Причина голодовки – кража пшенной каши. На другой день хлеба не дали голодающим, и они сняли голодовку.

Через некоторое время нашу камеру рассортировали и перевели на первый этаж, который упирался в стену, а камера была на 70 человек. Здесь был архиепископ Новониколаевский и Якутский <Софроний> Арефьев. Он рассказал, между прочим, как во время Революции прислуга в Семинарии отказалась убирать загаженные донельзя уборные, и пришлось ему, ректору, убирать г…. руками. В камере он готовил… ваксу. Дня через три я попросил коридорного надзирателя перевести в соседнюю камеру, где находился архиепископ Киевский Димитрий (Вербитский), милейший человек! Там же находился настоятель Донского монастыря архимандрит Алексий. В камере мы отслужили всенощную, – епископ Димитрий за священника, архимандрит Алексий за регента и баса, священник о. Василий из Киева за тенора первого и я – за второго. Камера внимательно слушала пение всенощной службы.

С 15–25 января началось сидение в Бутырке. Пробыв в карантине, мы были переведены в 14-й коридор, – я, о. Алексий и о. Новочадов, протодиакон, – вместе, а епископа Митрофана поместили в соседней камере также с окнами на солнечной стороне. В камере № 66 помещалось четырнадцать человек, все в возрасте 25–50 лет, разной национальности: русские, финляндцы, евреи и среди них <…> поляки, перебежчики. Все подсудимые без приговора. Наша группа без приговора привезена была из Ростова и не знала своего будущего. Наконец, в камеру пришел прокурор Катаньян по делу пяти финнов, обвиненных в политическом убийстве. Этим случаем воспользовался и я, и спросил прокурора, когда же нас на допрос. Он ответил: «Вы сидите по церковному делу, и вас могут не вызывать. Приговор недели через две получите… Вы сидите по делу обновленцев…» Тогда я спросил: «Можно ли надеяться, что разрешат нам служить в камере пасху?..» Он сказал своему секретарю в буденовке: «Запишите этот вопрос. Надо подумать…» Ответа не последовало и в дальнейшем.

В околотке шла каждый день литургия. Служил митрополит <Серафим> Чичагов. Просфоры доставал каждый день и вино. Евреи, бывшие в околотке, очарованы были митрополитом Чичаговым и его обхождением. В 1–2 часа дня была общая прогулка всего четырнадцатого коридора, во время которой мы знакомились с духовенством. Здесь, на четырнадцатом коридоре, сидели архиепископы: Тверской Петр, Вятский Павел, Саратовский Вукол, Волоколамский Герман, Терский Серафим (Александров), архиепископ <Митрофан> Гринев, Николай Петроградский, митрополит <Серафим> Чичагов, архиепископ Андрей (Ухтомский), князь, проповедник социализма на религиозной основе. Общий труд, по собственному желанию, как это было в Соловецком монастыре. Никакого вознаграждения, общий стол, одинаковая одежда, начиная с настоятеля. Каждый имел свой самовар. Но программа Ухтомского была лишь предметом разговора со следователем. Дальше не пошла.

Утро началось с проверки. Давали кипяток… В полдень – обед, обыкновенно суп селедочный, в пять часов вечера каша пшеничная и чай. Затем песни, разговоры. Пасха была ранняя. Первый день ее был отмечен. Двери настежь… были открыты и не запирались. Утром приходили из других камер и христосовались. Пришел в нашу камеру епископ Волоколамского монастыря Герман, вызвал меня и протодиакона Новочадова, поставил нас посередине коридора и сказал: «Будем петь «Да воскреснет Бог!..» Мимо нас проходил с ключами надзиратель, улыбался и покачивал головою, дескать, – пойте… пойте…» Сам епископ пел тенором, я – вторым, протодиакон – басом. Оглушен был пением, – «Да воскреснет Бог…», «Тако да погибнут грешницы от лица Божия…» Все камеры вышли к дверям, и смотрели, и слушали нас, пока мы не закончили: «…И тако возопиим: Христос воскресе из мертвых!..» Мы трое были произведены в героев бутырской тюрьмы, – освятили ее пасхальным песнопением. И все это благодаря душевному епископу Герману и надзирателю. Помяни их, Господи, во царствии Твоем!.. И в тюрьме есть верующие! В тот же день мы, священники, получили передачи: булочки, бумагу для писем и по три яйца крашеные, от первой жены Максима Горького, – раздавала на коридоре сама. А затем принесли корзину яиц от рабочих Москвы для верующих четырнадцатого коридора и раздали, помня древних русских князей и царей, а также купцов и богатых людей, раздававших милостыню по тюрьмам в день Пасхи. В этот же день получили запасные дары и скромно приобщились я и о. Алексий, в коридоре, где окна выходили на закрытую церковь Сергия Радонежского.

В марте произошло событие, нарушившее жизнь четырнадцатого коридора. Кто-то узнал, что произошла покража в каптерке и по этому случаю объявляется голодовка всей тюрьмы. Протесты должны выражать сами арестанты и особым образом. Они должны подходить к открытым окнам и кричать: «Прокурора!.. Прокурора!..» И так целый день. Была ли кража, или ее не было, – неизвестно. Но горы каши валялись перед окнами камеры. Арестанты реагировали по-своему. Отец Алексий решил присоединиться к голодовке, объявленной камерой. Я же решил спросить совета у епископа Петра Тверского. Тот дал отрицательный ответ: «Это не наше средство… Мы не видели ничего… Мы – заключенные… Будем воздержаны от голодовки…» К нам присоединились евреи. Утром раздали пайки хлеба, согласившиеся голодать его не брали. Я взял свой паек. Целый день кричали «прокурора», на ночь замолкли. А утром прекратили голодовку. За это или по другому делу надзиратель нашего четырнадцатого коридора Павел Соколов через три месяца оказался в Соловках.

Наша камера оказалась раскассированная. Я и отец Алексий оказались в тринадцатом коридоре, в общей камере на 75 человек. Здесь же был уже архиепископ Новониколаевский Софроний (Арефьев). Здесь же находился священник московской церкви, взятый за изъятие ценностей, страшно тосковавший, вспоминавший домашнюю обстановку, кофе, чай, белый хлеб. Услышав, что в тринадцатом коридоре, в соседней камере находится группа духовенства, я попросил дежурного по коридору перевести меня туда под предлогом – «к своим землякам». Просьба была уважена, и я был переведен. Там оказались: настоятель Донского монастыря архимандрит Алексий, впоследствии архиепископ Новониколаевский и Якутский, архиепископ Киевский Димитрий, священник о. Василий Славучевский, владевший приятным первым тенором.

Я оказался недостающим для трио вторым тенором. Бас был готовым, – о. архимандрит Алексий, который обрадовался моему приходу. В субботу староста камеры нашей, уголовный преступник Цыган, заявил: «Так как с нами сидит духовенство, епископы и прочие, то я считаю нужным воспретить матерщину и прочую брань, и сквернословие из уважения к ним… А ты, Васька, – чтобы я не слышал в камере нашей жалоб на покражу мыла и прочего!..» Васька, мелкий уголовник, дал свое согласие, затем обратился к епископу с вопросом: «Желаете сегодня и завтра совершить службу, то я дам согласие своей камеры…» Архимандрит Донского монастыря выразил свое удовольствие, и здесь перераспределил обязанности: архиепископ Димитрий Киевский за священника, остальные – хористы и чтецы. Архимандрит – за регента. Остальные в камере обязались поддерживать порядок. Мы, хористы, согласились петь нотное: «Блажен муж», «свете тихий…» Архимандрит солировал: «Блажен муж… блажени вси…», «Ныне отпущаеши…» Дворецкого, «Хвалите имя Господне…» Архангельского. Впечатление в камере – сильное. Голоса прекрасные оказались и среди духовенства. Внимал и надзиратель, по временам через окошечко дверное приговаривал нам, поющим: «Потише…»

Так и здесь, на тринадцатом коридоре в Бутырке, освятили мы свершением богослужения тюремное помещение. И здесь нашлись верующие и среди заключенных уголовников и среди надзирателей – сочувствующие. Все объединились в молитве воскресшему Спасителю и Богу, в молитве и прославлении Его. Господь возглаголил в сердце Цыгана, и в особенности о. архимандрита Алексия, и, как последнее слово, в надзирателе. Слава Богу за все!

Переселение наше на 13-й коридор продолжалось недолго, всего мы пробыли в Бутырках неполных три месяца, кончая первым мая. В бытность, посещая околоток, мы встречали и профессора богословия, архиепископа Алексия (Богдашевского), минутные встречи; епископа Андрея (Ухтомского), отколовшегося от православия и много изрыгнувшего на старую Церковь нехорошего, окончившего свое бытие в далекой ссылке, примкнувшего к старообрядцам. Здесь я встречался с епископом Феодором из Донского монастыря, за арестом Патриарха Тихона ставившего епископов в Москве для православной церкви. Ездил к нему священник Алексий Шишкин, но безрезультатно, ездил в Москву, но епископ Феодор был изъят. А Киев отказался рукополагать. В Киеве был изъят митрополит Михаил. На вокзале сопровождавшие его уговаривали дать обещание остаться за штатом, не вмешиваться в церковные распри, но митрополит отказался от заштата. Пробил второй звонок поезду. Сопровождавшие заметили ему: «Владыко, еще не поздно, дайте слово не вмешиваться, не касаться разделения церквей, откажитесь от самостоятельности, и арест будет отменен…» «Не могу снять с себя Экзарха Украины, не согласен с делением Церкви…» Ударил третий звонок, и митрополит Михаил шагнул в вагон на Ташкент. Приехав в Ташкент, остановился он на квартире протоиерея о. Михаила Андреева, который и рассказывал эту историю нам лично. В бытность мою подневольного жительства в Ташкентской епархии при благословенном митрополите Никандре, один год при внутренней тюрьме Лубянке–2 находившемся, а потом занявшем Ташкентскую епархию…

Приближалось время покинуть Бутырку. Приговор нашей группе ростовской объявлен: три года. Сидение в тюрьме не засчитывается. Срок начинается со дня объявления приговора, то есть с 30-го марта. Поэтому расскажу о дальнейшей судьбе моих замечательных людей, с которыми Господь познакомил. В особенности об архиепископе Киевском Димитрии (Вербитском), замечательной задушевности и тяжких испытаний человеке. Он после нас был, кажется, в Казахстане, в ссылке, вместе со священником о. Василием Славучевским на два года. Они были избавлены от работ принудительных. Поддержку имели от киевлян. По окончании срока возвратились на родину. Владыка занял Михайловский Златоверховский монастырь. Верующие встретили радушно, и в первую Пасху поднесли ему комплект белья. Владыка поблагодарил, но возвращая обратно, сказал подносившим: «Все, вами поднесенное, я от вас направляю в Соловецкий лагерь. Там больше нуждается сосланное духовенство. Смотрите, исполните мою просьбу. Прошу вас об этом…» Подносившие миряне, конечно, исполнили его просьбу. Когда я возвратился из Соловков и был принят Греческой общиной, то узнал, что владыка Димитрий испытывает нужду в чае, а у нас его было много. И я послал почтой один фунт чая, прося уделить одну четвертую фунта о. Василию Славучевскому, помня нашу дружбу по тринадцатому коридору.

Владыка ответил, что полученное им с благодарностью выполнил. Недолго отдыхал владыка. Тот, о котором сказал Спаситель наш: «Я видел сатану, спадшаго с неба, как молнию» (Лк. 10, 18). «Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости…» (Откр. 12, 12). Был в причте владыки Димитрия архидиакон. Владыка только замечал, что к нему заходила женщина. На вопрос владыки архидиакон отвечал: «Стирать и гладить белье». Эта связь продолжалась, пока не обнаружились последствия. Желая скрыть их, архидиакон решил убить женщину и скрыть преступление. И когда она пришла к нему, он задуманное исполнил, а труп спрятал у себя под кроватью. Преступление обнаружили, архидиакон был арестован, и на дознании он сознался. Архиепископ был вызван на допрос. Он показал, что женщина приходила забирать белье, а запретить он ей это делать не мог, – доступ ко всем свободный. До окончания следствия виновника убийства посадили на грузовую машину и возили на показ всему городу. По суду дано было ему 10 лет. Архиепископ от потрясения заболел и умер (Ср. 1-е послание апостола Петра, гл. 5, стихи 6 и 9). Эти слова апостола Петра говорят о работе исконного врага христианства и там, где ему не должно быть, а он успел и в монастыре посеять зло!

Теперь скажем о протодиаконе Д.С.Новочадове После возвращения из Соловков он занял нештатную должность при соборе. После приезда архиепископа Серафима он вскоре уехал из Ростова в Москву и поступил к митрополиту Сергию протодиаконом. Был еще один епископ Сергий, младший, для сношения, связи с органами ГПУ. Год прошел благополучно для Новочадова, за то время ничего не случилось, только квартира для него оказалась крайне неудобная, для двух человек. В следующем году произошло обычное в то время роковое событие. Дано поручение было епископу Сергию-младшему «дать дело» на Новочадова. И он дал. Вызванный для допроса Новочадов все отвергал. Приглашенный на очную ставку епископ Сергий-младший записанные и прочитанные следователем его показания подтвердил. В негодовании ложью доносчика, Новочадов моментально вскочил со стула, схватил его и, подняв, намеревался ударить доносчика-епископа, но был остановлен следователем. В результате – три года ссылки. Из ссылки он писал: «Когда возвращусь, я расправлюсь с врагами своими», но из ссылки он не возвратился, и судьба его мне неизвестна. Известно только, что во время войны с Германией Сергий-младший был командирован в Латвию. Быв в дороге в одном городе, он задержался. Подошедшим неизвестным к такси опрошен, выстрелом из нагана был убит. «Взявший меч, от меча и погибнет!»
……………………………………………………….
Третьего апреля 1923-го года нам, ростовским священникам, был объявлен приговор ГПУ: без зачета времени предварительного заключения – три года Архангельских концлагерей. На другой день нашу группу вызвали во двор и поставили в ряды: архиепископов Митрофана (Гринева) и Софрония, шесть священников, один протодиакон Новочадов, человек пятнадцать ссыльных политических, пятнадцать уголовников и десять проституток. Уголовных поставили позади и всех отправили на вокзал, посадили в отдельный тюремный вагон, и поезд тронулся на Архангельск. 

Печать E-mail

Из истории наград и титулования в Московской Патриархии

 

Из истории церковного протокола конца 1920-х годов

Печать E-mail

Русская эмиграция в годы Второй мировой

Дом Русского Зарубежья

16 апреля в Доме Русского Зарубежья прошел семинар о российской эмиграции в годы Второй мировой войны. Это мероприятие, которое проводится под руководством К. К. Семенова, стало ежегодным. 

Печать E-mail

Протодиакон Герман: Сталин и Патриархия. Сегодня, как и вчера.

Герман Иванов-Тринадцатый: Незаслуженно забытый подвиг Русско-Японской Войны

Ах, эта Московская Патриархия прямо будто не знает, что придумать и сделать, чтобы окончательно открыть людям глаза, а нас лишний раз утвердить в нашем неприятии этого памятного изобретения Сталина …

Печать E-mail

Епископ Григорий (Граббе): Была ли демократия в Церкви Апостольского века?

С большим интересом я прочитал статью г. Наркиса Маркелова "Клир и миряне и их участие в Соборах". Автор ее, видимо, внимательно читал мою книгу и отнесся к ней со всей серьезностью, о чем свидетельствует объем статьи и обилие цитат.

Печать E-mail

Письмо афонских монахов Гитлеру

Неизвестный текст известного документа (письмо афонских монахов Гитлеру)

 

24 апреля 2014 г.

Недосекин Павел, протоиерей

Печать E-mail

Протопресвитер Михаил Помазанский: Сорок дней с Воскресшим

В субботу великого покоя апостолам все могло казаться погибшим: не оправдалась их вера, отнята их любовь. Убита правда в мире, и этим стерты все побуждения к добру.

Печать E-mail

Пасха Христова в Старостильной Болгарии. ФОТО

Пасха Христова в Софийском Свято-Успенском кафедральном соборе (Болгарская Православная Старостильная Церковь). Первостоятель - епископ Фотий Триадицкий возглавил праздничные богослужения.

 

Источник

Печать E-mail

ХВ! Синодик РПЦЗ.Протопресвитер Василий Бощановский

Бощановский

Протопресвитер Василий Бощановский родился 1 марта 1872 г. в селе Самбек Таганрогского округа Российской империи. Происходил из семьи духовенства, сын священника. В возрасте 15 лет он окончил Мариупольское духовное училище, а через 6 лет, в 1893 г., — Екатеринославскую духовную семинарию. В 1897 г. он успешно окончил Киевскую духовную академию. Таким образом, о. Василий получил прекрасное богословское образование, которое помогло ему впоследствии способствовать становлению кадров священнослужителей в эмиграции периода между двумя мировыми войнами, а еще позже активно участвовать в развитии духовной школы в Джорданвилле (штат Нью-Йорк).

Печать E-mail

Информационно-аналитический выпуск Интернет-Собора, №33 (ВИДЕО)

internet-sobor-2

Очередной выпуск Интернет-Собора посвящен празднованию Пасхи в Архангело-Михайловском храме в Одессе, на Украине. Торжества возглавил Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Агафангел.

Печать E-mail

РПЦЗ: Пост и Пасха в приходах Удмуртии (ФОТО)

Dsc01388

Церковь Христова открывает каждому из нас надёжный путь богомыслия и практического христианского делания. Она утверждает нас в той истине, что воплотившийся Единородный Сын Божий благоволил явить Себя не только создателем и промыслителем вселенной, но и её воссоздателем, непосредственным участником человеческой истории.

Печать E-mail

Пасха Христова в Этнинском Свято-Елисаветинском монастыре. ВИДЕО

Светлый Праздник Пасхи отметил Этнинский Свято-Елисаветинский монастырь (США, ИПЦ Греции).

Печать E-mail

Александр Солженицын. «Пасхальный крестный ход»

"Что ж будет из этих роженых и выращенных главных наших миллионов? К чему просвещенные усилия и обнадежные предвидения раздумчивых голов?"

Александр Солженицын


Рассказ Александра Солженицына "Пасхальный крестный ход" из сборника "Пасхальные рассказы русских писателей", вышедшего в издательстве «Никея».


Крестный ход, 70-е годы. Фото: Олег Полещук

Учат нас теперь знатоки, что маслом не надо писать все, как оно точно есть. Что на то цветная фотография. Что надо линиями искривленными и сочетаниями треугольников и квадратов передавать мысль вещи вместо самой вещи. А я недоразумеваю, какая цветная фотография отберет нам со смыслом нужные лица и вместит в один кадр пасхальный крестный ход патриаршей переделкинской церкви через полвека после революции. Один только этот пасхальный сегодняшний ход разъяснил бы многое нам, изобрази его самыми старыми ухватками, даже без треугольников.
За полчаса до благовеста выглядит приоградье патриаршей церкви Преображения Господня как топталовка при танцплощадке далекого лихого рабочего поселка. Девки в цветных платочках и спортивных брюках (ну, и в юбках есть) голосистые, ходят по трое, по пятеро, то толкнутся в церковь, но густо там в притворе, с вечера раннего старухи места занимали, девчонки с ними перетявкнутся и наружу; то кружат по церковному двору, выкрикивают развязно, кличутся издали и разглядывают зеленые, розовые и белые огоньки, зажженные у внешних настенных икон и у могил архиереев и протопресвитеров. А парни — и здоровые, и плюгавые все с победным выражением (кого они победили за свои пятнадцать-двадцать лет? — разве что шайбами в ворота…), все почти в кепках, шапках, кто с головой непокрытой, так не тут снял, а так ходит, каждый четвертый выпимши, каждый десятый пьян, каждый второй курит, да противно как курит, прислюнивши папиросу к нижней губе. И еще до ладана, вместо ладана, сизые клубы табачного дыма возносятся в электрическом свете от церковного двора к пасхальному небу в бурых неподвижных тучах. Плюют на асфальт, в забаву толкают друг друга, громко свистят, есть и матюгаются, несколько с транзисторными приемниками наяривают танцевалку, кто своих марух обнимает на самом проходе, и друг от друга этих девок тянут, и петушисто посматривают, и жди как бы не выхватили ножи: сперва друг на друга ножи, а там и на православных. Потому что на православных смотрит вся эта молодость не как младшие на старших, не как гости на хозяев, а как хозяева на мух.

Все же до ножей не доходит — три-четыре милиционера для прилики прохаживаются там и здесь. И мат — не воплями через весь двор, а просто в голос, в сердечном русском разговоре. Потому и милиция нарушений не видит, дружелюбно улыбается подрастающей смене. Не будет же милиция папиросы вырывать из зубов, не будет же она шапки с голов схлобучивать: ведь это на улице, и право не верить в Бога ограждено конституцией. Милиция честно видит, что вмешиваться ей не во что, уголовного дела нет.

Растесненные к ограде кладбища и к церковным стенам, верующие не то чтоб там возражать, а озираются, как бы их еще не пырнули, как бы с рук не потребовали часы, по которым сверяются последние минуты до Воскресения Христа. Здесь, вне храма, их, православных, и меньше гораздо, чем зубоскалящей, ворошащейся вольницы. Они напуганы и утеснены хуже, чем при татарах.


Смотрящие за молящимися, 70-е годы. Фото: Олег Полещук

Татары наверное не наседали так на Светлую Заутреню.

Уголовный рубеж не перейден, а разбой бескровный, а обида душевная — в этих губах, изогнутых по-блатному, в разговорах наглых, в хохоте, ухаживаниях, выщупываниях, курении, плевоте в двух шагах от страстей Христовых. В этом победительно-презрительном виде, с которым сопляки пришли смотреть, как их деды повторяют обряды пращуров.

Между верующими мелькают одно-два мягких еврейских лица. Может крещеные, может сторонние. Осторожно посматривая, ждут крестного хода тоже.

Евреев мы все ругаем, евреи нам бесперечь мешают, а оглянуться б добро: каких мы русских тем временем вырастили? Оглянешься — остолбенеешь.

И ведь кажется не штурмовики 30-х годов, не те, что пасхи освященные вырывали из рук и улюлюкали под чертей — нет! Это как бы любознательные: хоккейный сезон по телевидению кончился, футбольный не начинался, тоска, — вот и лезут к свечному окошечку, растолкав христиан как мешки с отрубями, и, ругая «церковный бизнес», покупают зачем-то свечки.

Одно только странно: все приезжие, а все друг друга знают, и по именам. Как это у них так дружно получилось? Да не с одного ль они завода? Да не комсорг ли их тут ходит тоже? Да может эти часы им как за дружину записываются? Ударяет колокол над головой крупными ударами — но подменный: жестяные какие-то удары вместо полнозвучных глубоких. Колокол звонит, объявляя крестный ход.

И тут-то повалили! — не верующие, нет, опять эта ревущая молодость. Теперь их вдвое и втрое навалило во двор, они спешат, сами не зная, чего ищут, какую сторону захватывать, откуда будет Ход. Зажигают красные пасхальные свечечки, а от свечек — они прикуривают, вот что! Толпятся, как бы ожидая начать фокстрот. Еще не хватает здесь пивного ларька, чтоб эти чубатые вытянувшиеся ребята — порода наша не мельчает! — сдували бы белую пену на могилы.

А с паперти уже сошла голова Хода и вот заворачивает сюда под мелкий благовест. Впереди идут два деловых человека и просят товарищей молодых сколько-нибудь расступиться. Через три шага идет лысенький пожилой мужичок вроде церковного ктитора и несет на шесте тяжеловатый граненый остекленный фонарь со свечой. Он опасливо смотрит вверх на фонарь, чтоб нести его ровно, и в стороны так же опасливо. И вот отсюда начинается картина, которую так хотелось бы написать, если б я мог: ктитор не того ли боится, что строители нового общества сейчас сомнут их, бросятся бить?.. Жуть передается и зрителю.

Девки в брюках со свечками и парни с папиросами в зубах, в кепках и в расстегнутых плащах (лица неразвитые, вздорные, самоуверенные на рубль, когда не понимают на пятак; и простогубые есть, доверчивые; много этих лиц должно быть на картине) плотно обстали и смотрят зрелище, какого за деньги нигде не увидишь.

За фонарем движутся двое хоругвей, но не раздельно, а тоже как от испуга стеснясь.

А за ними в пять рядов по две идут десять поющих женщин с толстыми горящими свечами. И все они должны быть на картине! Женщины пожилые, с твердыми отрешенными лицами, готовые и на смерть, если спустят на них тигров. А две из десяти — девушки, того самого возраста девушки, что столпились вокруг с парнями, однолетки — но как очищены их лица, сколько светлости в них. Десять женщин поют и идут сплоченным строем. Они так торжественны, будто вокруг крестятся, молятся, каются, падают в поклоны. Эти женщины не дышат папиросным дымом, их уши завешаны от ругательств, их подошвы не чувствуют, что церковный двор обратился в танцплощадку.

Так начинается подлинный крестный ход! Что-то пробрало и зверят по обе стороны, притихли немного.

За женщинами следуют в светлых ризах священники и дьяконы, их человек семь. Но как непросторно они идут, как сбились, мешая друг другу, почти кадилом не размахнуться, орарий не поднять. А ведь здесь, не отговорили б его, мог бы идти и служить Патриарх всея Руси!..

Сжато и поспешно они проходят, а дальше — а дальше Хода нет. Никого больше нет! Никаких богомольцев в крестном ходе нет, потому что назад в храм им бы уже не забиться. Молящихся нет, но тут-то и поперла, тут-то и поперла наша бражка! Как в проломленные ворота склада, спеша захватить добычу, спеша разворовать пайки, обтираясь о каменные вереи, закруживаясь в вихрях потока — теснятся, толкаются, пробиваются парни и девки — а зачем? Сами не знают. Поглядеть, как будут попы чудаковать? Или просто толкаться — это и есть их задание?

Крестный ход без молящихся! Крестный ход без крестящихся! Крестный ход в шапках, с папиросами, с транзисторами на груди — первые ряды этой публики, как они втискиваются в ограду, должны еще обязательно попасть на картину!

И тогда она будет завершена!

Старуха крестится в стороне и говорит другой:

— В этом году хорошо, никакого фулиганства. Милиции сколько.

Ах, вот оно! Так это еще — лучший год?..

Что ж будет из этих роженых и выращенных главных наших миллионов? К чему просвещенные усилия и обнадежные предвидения раздумчивых голов? Чего доброго ждем мы от нашего будущего?

Воистину: обернутся когда-нибудь и растопчут нас всех!

И тех, кто натравил их сюда — тоже растопчут.

10 апреля 1966
1-й день Пасхи 

Печать E-mail

РПЦЗ: Пасхальная служба в Австралии (ФОТО)

140429-pasha-au-3

Пасхальная служба в приходе в честь Виленских мучеников в Мельбурне, Австралия.

Настоятель игумен Андрей (Ерастов), протодиакон Василий Якимов.

Печать E-mail

Ярополк Михеев, Атаман Всевеликого Войска Донского Зарубежом о ситуации вокруг Украины

ВВСреди зол, созданных коммунистической системой, крупной проблемой является искусственно созданное государство, которое сейчас называется УКРАИНА.*

Печать E-mail

РПЦЗ: Поход на Пасху. Свято-Богоявленский мужской монастырь Санкт-Петербургской епархии. ФОТО

Фоторепортаж похода на Пасху в местные окрестности. Свято-Богоявленский мужской монастырь и монашеско-приходская женская община в д. Навережье Санкт-Петербургской епархии, которую возглавляет Преосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский.

 

Источник

Много фотографий здесь >>>

И здесь >>>

Печать E-mail

Верность вере

 
 
Анатолий МУРАВЛЁВ

 

Сегодня на месте Садовска – пустырь. Но ходит легенда, что многие жители этого затерянного в тайге на границе с Кузбассом посёлка Ельцовского района так и не признали советской власти, всю жизнь прожили единолично, имели свою особенную веру.

Печать E-mail

РПЦЗ: Пасха Христова в Воскресенском мужском монастыре в Кишиневе. ФОТО

2014-04-20 01.29.33Пасха Христова в Воскресенском мужском монастыре Кишиневской епархии (Молдавия, РПЦЗ). 

 

2014-04-20 02.26.57 2014-04-20 03.51.12

2014-04-20 03.51.40 2014-04-20 01.32.23

2014-04-20 02.22.29 2014-04-20 01.27.25

2014-04-20 01.27.04

Источник

Печать E-mail

ХВ! Синодик РПЦЗ: Протопресвитер Виктор Пушкин

пушкин

Протопресвитер Виктор Васильевич Пушкин родися 10 ноября 1873 года, в царствование Царя-Освободителя, Государя Александра II, в городе Новочеркасске Донской области. В 21 год Виктор Васильевич окончил Донскую Духовную семинарию, и по окончании ее в 1894 году, был направлен учителем церковно-приходской школы.

Печать E-mail

Митрополит Антоний: Где всего сильнее сказалось у нас заморское засилье

Митрополит Антоний: Размышление в ночь Святой Пасхи Ответ на такой вопрос начнем с другого вопроса: может ли быть что-либо более противоположное между собою, как монархический абсолютизм и демократи­ческая республика? Эти два строя ни в чем между собою несогласны, но они сходятся в одном: не сам по себе тот и другой строй в этом сходятся, а вот недав­но бывший русский абсолютизм и оппозиция, в последние дни ставшая во главу общественной жизни, сходились между собою в одном приеме управления, и, дай Бог, чтобы это, вовсе не трогательное единодушие, не было продолжено и на дальнейшие годы русской жизни.

Печать E-mail

Митрополит Филарет: Верность Истине

Мне хочется сказать Вам несколько слов о том соблазне, который разливается всюду широкой рекой. Это соблазн так называемого экуменизма, когда предлагается людям объединиться всем, какое бы они вероисповедование сами не исповедовали. Объединиться всем вместе, для того чтобы создать как они говорят "истинную Христову Церковь".

Печать E-mail

РПЦЗ: Святая Пасха в Каннах (Франция)

Христос воскресе!

Очень радостно и торжественно встретили Пасху в Каннах, первую Пасху после возвращения храма св. Архистратига Божия Михаила в лоно Русской Зарубежной Церкви.

Печать E-mail

Митрополит Анастасий: Пасхальное послание 1950 года

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Есть особая благодатная, чудодейственная сила в созвучии этих священных слов. Она живит, утешает и обновляет нашу душу. Поэтому мы с трепетным чувством ожидаем всегда наступления Божественной Пасхи, когда эти слова победно звучат над миром. Мы издали уже созерцаем её и как бы предвкушаем её сладость, она сияет нам чрез самый мрак Голгофы.

И когда, наконец, приходит этот вожделенный, нареченный и святый день, он всегда является для нас новым откровением, таинственно сходящим с неба на землю.

В соответствии с этим, и всё пасхальное богослужение запечатлено для нас такой величественной, подлинно божественной красотой. Оно начинается с того, что мы слышим несущиеся из алтаря как бы отдалённые отзвуки хора ангелов, воспевающих на небесах Воскресение Христово.

Как мудрые девы, мы возжигаем свои светильники и торжественным крестным ходом исходим в сретение Небесному Жениху.

В полночный час, в тишине ночи, раздаётся торжественная победная песнь: Христос воскресе из мертвых! Она мгновенно преображает для нас весь мир; наши сердца наполняются священным восторгом: в них вливается струя новой жизни и с нею всё высокое, прекрасное, гармоническое, блаженное, божественное, что только может вместить наша душа.

Мы чувствуем, что Жених пришёл и всё озарил Своим светом. Врата храма отверзаются и мы входим как бы в брачный чертог, чтобы вместе с ангелами славословить Воскресшего Господа.

Тогда, как трубный глас, раздаётся пасхальный канон, созданный вдохновением Великого Дамаскина и являющийся вершиною церковного песнотворчества. Весь как бы огненный, он сверкает и искрится пред нашим взором, как расплавленное золото. Величественные стихиры Пасхи, насыщенные такой же духовной силой и оканчивающиеся призывом братски обнять друг друга, и громоносное огласительное слово Златоуста венчают эту единственную, ни с чем несравнимую пасхальную утреню, возносящую нас на небо.

Что может сравниться с этим пасхальным торжеством, приближающим нас подлинно к райскому блаженству. Мы никогда не можем достаточно насытиться им, как не могли, несомненно, достаточно насладиться лицезрением Своего Учителя Апостолы, когда Он предстал пред ними, восстав из мёртвых. От них, как златая цепь, идёт к нам эта радость Воскресения, которую они передали нам вместе с евангельским повествовании о восстании Христовом.

Сначала их вера в воскресение Христово, казалось, колебалась от самой неожиданности постигшей их радости. Но, утвердившись в ней чрез многократные явления Воскресшего Спасителя, дававшего им не только видеть, но и осязать Себя, они стали пламенными свидетелями и провозвестниками этого величайшего чуда Христианства пред лицом всего мира.

Никакие угрозы Синедриона, никакие гонения языческих властей не могли заградить их уста, вещавшие людям о пришедшем к ним спасении чрез Христа, Распятого и Воскресшего из мёртвых.

Проповедь Воскресения стала краеугольным камнем всего их благовестия.

Чрез них спасительная весть воскресения промчалась по всей вселенной, прошла чрез все века, достигла до нашего времени и будет возвещаться во все грядущие века, пока Христос не приидет снова на землю во славе, окружённый сонмом ангелов. Чем более мрак сгущается над землёй, тем ярче блистает всем свет воскресения, и никакая тьма упорствующего неверия не можем объять его и погасить в сердцах верующих.

Православная Восточная Церковь особенно глубоко проникла в величие и силу Воскресения Христова из мёртвых, сделав Св. Пасху подлинно Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Она облекла её в царственную одежду благолепия, сотканную из чистого золота. Русский православный народ, со своей стороны, внёс богатый вклад в сокровищницу Пасхального пира веры. Он вложил в празднование Пасхи столько чистого духовного восторга и столько искренней детской веры, что она как бы переходит в видение. Он окружил Светлый Праздник ореолом высокой духовной поэзии и сделал его торжеством христианской любви и всеобщего равенства и братства. Не напрасно наши древние цари после пасхальной утрени спускались прежде всего к колодникам, к отверженным узникам, чтобы похристосоваться с ними и облобызаться, как с братьями во Христе.

Эта всеобъемлющая, обновляющая благодать Пасхи воспитала в значительной степени наш народный характер. Её дыхание доныне живёт в русской душе, сколько бы ни пытались извратить её новые непризнанные воспитатели нашего народа. Она спасает русских людей от ожесточения и отчаяния в их нынешней скорбной доле, когда, вместо мнимого обещанного им рая, они должны испытывать часто подлинно адские муки и терзания.

Живое ощущение Воскресения Христова так глубоко укоренилось в их душе, что они продолжают небоязненно исповедовать её и ныне, или, по крайней мере, хранить её в тайниках своей души. Неизжитое ими сокровище православной веры является главным средостением между русским народом, и большевизмом, спасая его от духовного поглощения последним. Надо удивляться слепоте тех иностранных писателей и общественных деятелей, которые до сих пор не хотят понять этой, казалось, очевидной истины и стремятся представить русский народ и большевицкую власть, как одно нераздельное целое. Исходя из этого опасного предубеждения, один из фанатиков этой ложной идеи не остановился перед тем, чтобы предложить "излить ад" на Русскую землю, — другими словами, истребить весь русский народ, который он, очевидно, считает поражённым опасной для мира неисцелимой болезнью. Эта мысль об уничтожении русского народа является, поистине, чудовищной, — столь же жестокой, как и безумной, ибо только "Бог собирает и расточает народы", указывая каждому из них предел распространения и самого существования на земле.

Вся наша минувшая история, исконное наименование Русской земли "Святой Русью", целые сонмы подвижников, живших на земле для неба и влекших туда за собой весь Русский народ, высокое одухотворённое творчество наших великих писателей, питавшееся всегда духом Евангелия, что особенно ясно видно у Достоевского, положившего свою печать на всю нашу эпоху во всём мире, и, наконец, множество мучеников последнего времени, пострадавших от жестокой руки большевиков за то, что не захотели принять их догмы и поклониться воздвигнутым ими кумирам, — всё это показывает, насколько дух материалистического учения коммунизма несроден историческому национальному облику русского человека.

Если же большевицкая власть и господствует ещё над русской землёй, то она опирается только на силу террора и принуждения, а отнюдь не на сочувствие народа. На том же основании и утверждается владычество большевиков и над другими порабощёнными ими народами вплоть до огромного 500 миллионного Китая, где также укрепляется ныне сила Красного дракона, вооружённого всеми средствами современной военной техники.

Чем более русский человек чувствует внутреннее отвращение к Советской власти, тем более мы должны пожалеть о том, что под влиянием постоянного страха и вследствие крайней подозрительности этой власти, он усвоил в отношении к ней язык ласкательства и лжи, которая часто вводит в заблуждение общественное мнение других народов относительно его подлинных чувств к своему правительству. В связи с недавним юбилеем Сталина обычное подобострастие пред ним поднялось до настоящего культа: один из его льстецов, желая, очевидно, превзойти других, причислил "отца народов" к великим людям древности, которых потом возводили в богов.

Всего менее такой постыдный язык лести должен, конечно, приличествовать высшим и потому наиболее ответственным иерархам Русской Церкви, которые, не взирая на это, истощаются в усилиях с своей стороны возвеличить нынешнюю власть и её мнимые "необыкновенные достижения".

Наиболее показательной в этом отношении является речь Николая, Митрополита Крутицкого, занимающего по своему иерархическому положению следующее место после Патриарха. Она произнесена была в августе прошлого года на торжественном собрании Всесоюзной конференции сторонников мира в Москве, среди которых было значительное число советских единомышленников и друзей из заграницы, в том числе и пресловутый декан Кентерберийского собора Джонсон. Желая быть достойным собрания, на которое он был приглашён в качестве главы делегации от духовенства, Митрополит Николай усвоил все правила обычного советского красноречия, где ложь приправляется крайней грубостью речи, спускающейся до прямой недостойной брани, которой, казалось бы, не должно быть места в устах епископа. С пафосом вражды и злобы ко всем инакомыслящим, какой царил на этом конгрессе "мира", он открыто назвал всех западных "демократов" "разбойниками", "людоедами", "торговцами человеческой кровью", "фабрикантами смерти", "поджигателями войны" и т.п. Эти убийцы, "жаждущие человеческой крови", "оттачивают", по его словам, снова свой "ржавый от человеческой крови нож", чтобы "ввергнуть всё человечество в новую катастрофу", в то время как в России наука и техника "заняты не изысканием новых средств разрушения и массового истребления людей, а высокой идеей служения своему народу и всему человечеству, благородным желанием преобразовать природу и всячески облегчить человеческий труд, сделать жизнь человека счастливой и привольной".

"С одушевлением, в творческом невиданном порыве, отдаётся советский человек своему труду, ставшему впервые в истории не проклятием раба, а делом чести свободного человека, тому поистине благословенному труду, который даёт подлинную человеческую радость" (курсив наш).

Итак, труд, ставший столь тягостным после падения первого человека, когда "земля была проклята в делах его", снова обрёл благословение в Советской России, где он стал "одушевлённым, свободным и радостным" занятием человека, будучи запечатлён "невиданным творческим порывом". И эти слова сказаны в то время, когда весь мир вопиет о принудительном "рабском", подлинно проклятом труде в России, когда общественная совесть всех народов требует немедленного расследования этого позорного социального явления, ложащегося тяжким укором на всё современное культурное человечество.

Бесчисленное множество концлагерей, наполненных невольниками, изнемогающими в непосильных египетских работах, печальные истории сооружения Беломорского и других каналов, дно которых устлано человеческими трупами и по которым по временам человеческой крови текло едва ли не столько же, сколько и воды, ужасы Колымы, Соловков, прикрепление рабочих к фабрикам и заводам, — всё это не может не быть известно далеко не молодому русскому иерарху, и, однако, это не помешало ему воспеть свой гимн в честь свободного и радостного труда в России.

В таких же хвалебных для современной русской жизни и особенно для советского правительства тонах построена и вся его речь.

Осудив строго Римского Папу за его "декрет" об отлучении от Церкви коммунистов и сочувствующих им, декрет, в котором возглавитель Католической Церкви "показал своё антихристианское лицо", Митрополит Николай восхваляет "абсолютную свободу в своей внутренней жизни Русской Православной Церкви", какой она пользуется "под сенью Великой Сталинской Конституции", о чём знают "все беспристрастные и честные люди заграницей". Став на скользкую наклонную плоскость лжи и лести, человеку нелегко бывает остановиться на половине. Не удивительно, что и высокий русский иерарх, увлечённый своим красноречием, перешёл, кажется, все пределы лицеприятия и неправды, назвав нынешнее советское правительство "справедливейшим за всю длительную и сложную историю в своей стране". Поэтому "Русская Православная Церковь со всею решимостью в это исполненное огромной ответственности пред грядущими поколениями время открыто и во всеуслышание устами высших своих представителей заявляет, что благородные, гуманные, направленные к счастью трудящихся и братской любви цели Советского правительства всецело поддерживаются Православной Церковью".

Как горько придётся раскаиваться впоследствии после падения советской власти князьям Русской Церкви за эту взятую на себя нравственную ответственность пред грядущими поколениями, которая, впрочем, уже и ныне тяготеет над ними, согласно слову пророка Исаии: "Горе тем, которые зло называют добром и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмой, горькое почитают сладким и сладкое горьким" (Исаии 5.20).

Читая лживые и льстивые заявления епископов, стоящих у кормила Церковного Управления в России, мы готовы впасть в уныние и воскликнуть вместе с Давидом "во исступлении" (т.е. в крайнем смущении) своём: "всяк человек ложь" (по более древнему переводу: "всякий человек лжёт"); или плакать вместе с Иеремией о том, "как потускло золото — изменилось золото наилучшее" (Пл 4.1). Поистине за то, что "они не приняли любви к истине для своего спасения, послал им Бог действие заблуждения, так что они стали верить лжи" (2Сол 2.10-11).

Не эти ли лживые свидетели, исходящие из среды самого русского народа, служат причиной того, что иностранные наблюдатели русской жизни считают большевизм органическим пороком нашего народа и не хотят отделять его от его советской власти, которой, якобы "он достоин". К счастью для нас, все "честные беспристрастные люди заграницей", желающие иметь правильное представление о положении церковной жизни в России, знают, что нынешнее возглавление Русской Церкви не выражает её подлинного голоса.

Рядом с официальной Русской Церковью, облечённой в пышные одежды, благодаря её странной "симфонии" с советской властью, оказывающей ей своё покровительство и пользующейся за это ею, как своим послушным и удобным для неё орудием, есть другая смиренная, убогая, часта гонимая, но облечённая в "правду и преподобие истины" Церковь, называемая обычно "катакомбной". Её нельзя уничтожить только отрицанием факта её существования, как пытаются это сделать сторонники патриархии. Катакомбная Церковь была уже в Ветхом Завете, как об этом ясно говорит нам Апостол Павел. Восхваляя древних героев веры, он свидетельствует, что эти люди, "которых не был достоин весь мир, скитались в пустынях, в горах, в вертепах и пропастях земных" (Евр 11.38).

Катакомбная Церковь в России обитает не только в пустынях и пропастях земли, но и в глубоких сокровенных недрах народа, не соприкасаясь с нынешними вождями Церкви.

Она живёт в неразрывном союзе с верующим русским народом, который не выступает до времени открыто, чтобы не подвергать поруганию хранимые им святыни, но пребывает в таинственном молчании, которое нередко предшествовало новым творческим эпохам нашей истории. Не напрасно один мудрый муж так высоко превозносит добродетель молчания: "Молчание — великий океан молчания, он подымается выше звёзд, он глубже смерти!" В своих молчаливых страданиях русский народ копит духовные силы для своего возрождения и обновления. Вместе со своей Матерью Церковью, он хранит правду Божию нерушимо, чтобы явить в своё время поколебленной правде мира.

И когда он изречёт своё слово миру, последний поймёт, что яд большевизма не мог проникнуть в глубину его души, что наш народ нужен в семье народов для решительной борьбы с коммунизмом, который он успел изжить, для восстановления власти духа над грубой материей и торжества высокого животворящего учения Евангелия над убивающим душу марксизмом.

Восстание нашего Спасителя из гроба, Его блистательная победа над сатанинскими силами, над адом и смертью и всем, что порождает их, или порождено ими, по-прежнему да будет главным источником и основанием нашей непоколебимой веры в воскресение России. Где бы Христов день ни застал нас — под небом знойной Африки, в широких просторах Северной и Южной Америки, в Европе, Азии, Австралии, или в отдалённых островах, "сущих в море далече", будем везде освящать и благословлять его, сохраняя, по возможности, все дорогие нам символы и обряды Светлого Праздника. Вспомним о том, что подвижники, обитавшие в непроходимых пустынях, праздновали Св. Пасху ещё светлее и восторженнее, чем христиане, жившие в больших многолюдных городах, где они имели величественные храмы и торжественные церковные лики, ибо первый залог пасхальной радости лежит в нас самих, в настроении нашего собственного сердца. При свете Воскресения Христова нам не страшны никакие преследования наших противников и никакие стихийные бедствия и другие опасности, исходящие от видимых или невидимых врагов. Пусть под нашими ногами колеблется земля и горы сходят в сердце морей, пусть смерть, попранная смертью Спасителя, снова пытается возвратить свою власть над миром, угрожая не только отдельным людям, не только городам и сёлам, но целым странам и народам и даже всей нашей планете. Воскресший Спаситель приобрёл для нас такую полноту и богатство жизни, которой у нас отнять никто и ничто не может: она проходит в вечность.

Воскресе Христос — и жизнь жительствует. Он соединяет нас и с отшедшими от нас нашими отцами и братиями, со всеми присными нам по плоти и по духу, особенно с теми, кто ушёл отсюда "от великой скорби" в дни тяжких страданий нашей Родины. Во главе этого сонма сияет нам кроткий облик нашего святейшего отца, Патриарха Тихона; в нынешнем году истекает 25 лет со времени его кончины и это юбилейное воспоминание совпадает со днём Великого Пятка (и вместе праздника Благовещения), т.е. со днём крестной смерти Спасителя, как бы в знамение того, что в великом своём исповедническом подвиге Патриарх сораспялся Ему, чтобы с Ним и воскреснуть.

Мы уповаем, что по молитвам Церкви он войдёт в радость Господа Своего и приобщится к нетленной Пасхе Христовой, ожидающей всех истинных служителей Церкви, особенно исповедников Православия, в грядущем Царстве Христовом.

Заключая своё слово, лобызаем всех вас, достолюбезные во Христе братья и сестры, в этот царственный и подлинно святой день лобзанием святым и посылаем вам своё радостное: Христос Воскресе!

Не сомневаемся, что вы не останетесь в долгу перед нами, и по закону христианской любви, которая обязывает наши сердца в эти священные дни подавать весть друг другу, и мы услышим от вас столь же искреннее, столь же радостное пасхальное исповедание: "Воистину Христос Воскресе".

Благодать Пасхи, сходящая всегда как дождь на жаждущую землю, пусть искоренит все терния вражды и злобы, всё ещё терзающие русское тело и дробящие его на части, и утвердит мир и безмятежие в нашей зарубежной среде.

Будем все единодушно радоваться о воскресшем Спасителе и, если радость есть гармония и музыка нашего сердца, то пусть она не перестаёт изливаться в торжественной и всегда сладостной в наших устах пасхальной песне: "Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем, рцем: братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением, и тако возопиим:

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав".

+ Митрополит АНАСТАСИЙ

Март 1950 года. г. Мюнхен.

Архипастырские послания, слова и речи Высокопреосвященнейшего Митрополита Анастасия, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Юбилейный сборник ко дню 50-летия Архиерейского служения. 1906-1956. Джорданвилл, 1956, с. 96.

Сверено с оригиналом

Anastasy01-02.jpg

Anastasy01-03.jpg

Печать E-mail

РПЦЗ: Пасхальная радость в Одесском Свято-Иоанновском монастыре

Христос Воскресе! С этим ликующим возгласом пасхальная радость объяла сердца всех служащих и молящихся в храме Рождества Пресвятой Богородицы Одесского Свято-Иоанновского монастыря (РПЦЗ) в ночь на 7/20 апреля 2014 г.

Праздничное богослужение возглавил Преосвященнейший Георгий, архиепископ Кишиневский и Молдавский. Ему сослужили иеромонах Дула (Патоска) и монастырский священник - иеромонах Макарий (Фостер). О. Макарий еще и исповедовал прихожан. Сестры пели на два клироса.

Прямо перед самой пасхальной полунощницей в храм был внесен Иерусалимский огонь, от которого были зажжены все церковные свечи и лампадки. Его специально для обители привезла председатель Егоровского сельсовета - Алла Петровна Караман, прибывшая в монастырь с делегацией. Также молящимся в храме были розданы Иерусалимские свечи, пожертвованные монастырю прихожанами.

В храме на службе в этом году было, как никогда, много народу. Почти все причащались. Еще больше людей прибыло для освящения куличей и пасок. По окончании богослужения всем гостям в монастырской трапезной была предложена пасхальная трапеза.

 

 

Печать E-mail

Еще статьи...