Храм во имя Святого Архистратига Божия Михаила в Каннах является выдающейся достопримечательностью Лазурного берега. Возведение его связано с энтузиазмом постоянной жительницы Канн, русской супруги местного землевладельца Александры Федоровны Трипе, урожденной Скрипицыной. Еще в 1886 году при своей вилле «Александра» она устроила домовую церковь десятка на три человек, служить в которую время от времени приезжали священники из действовавшего в Ницце православного храма. Богослужения в домовом храме А. Ф. Трипе-Скрипицыной стали регулярны в 1889 году с приездом в Канны великой княгини Анастасии Михайловны за счет их проведения ее придворным Шверинским причтом. Но церковь при вилле вскоре перестала вмещать всех прихожан из быстро растущей здешней русской колонии. Тогда в 1893 году духовник великой княгини Анастасии Михайловны протоиерей Григорий Остроумов обратился к проживавшему уже несколько сезонов в Каннах великому князю Михаилу Михайловичу с просьбой о содействии построить тут храм.
Протоиерей Григорий Остроумов
Под председательством великого князя был составлен строительный комитет, некоторые члены которого кроме уже данных ими пожертвований на построение храма обязались вносить в течение 10 лет каждый ежегодно по 250 франков на его содержание. А. Ф. Трипе предложила в дар под церковь участок земли в 1750 м².
С началом строительства начали поступать пожертвования для церковного устройства и украшения. Великий князь Михаил Михайлович, в честь небесного покровителя которого возводился храм, преподнес сребровызлащенные массивные священные сосуды, такого же качества Евангелие и напрестольный крест, перламутровый запрестольный крест ажурной работы, серебряное кадило. Супруг великой княгини Анастасии Михайловны великий герцог Мекленбург-Шверинский Фридрих Франц III подарил малинового бархата, шитые золотом хоругви; семь икон, писанных на кипарисе, со сребровызлащенной эмалированной лампадой и художественной работы ажурную металлическую с позолотой дверь, отделяющую алтарь от исповедальни. Великий князь Сергей Михайлович пожертвовал металлическую церковную ограду. Князь С. М. Голицын дал на главу храма позолоченный ажурный крест и две иконы старинной итальянской живописи в чудных киотах: Спасителя и Божией Матери. Ф. В. и Л. П. Чихачевы — мраморный иконостас со всеми для него иконами; прекрасную икону-картину письма знаменитого французского художника Лемотта, изображающую Божию Матерь с Предвечным, благословляющим Младенцем на руках, имеющую в молитвенной позе коленопреклоненных с правой стороны св. равноапостольного князя Владимира, слева — св. великую княгиню Ольгу, окруженных сонмом ангелов. Эта икона расположилась в новом храме над горним местом и стала его лучшим украшением. Кроме того, Ф. В. и Л. П. Чихачевы преподнесли две массивные позолоченные люстры и такие же паникадила, семь сребровызлащенных лампад, шитую золотом по малиновому бархату плащаницу, позолоченную купель, художественной работы позолоченный запрестольный крест и запрестольный образ Христа Спасителя в великолепном киоте. К. С. Сильванский дал на величину храма дорогой ковер, М. П. Арнольди — церковные облачения кованого серебра. Почетный потомственный гражданин Канн И. И. Елагин пожертвовал золотые церковные облачения, а в 1896 году он на свои средства построит рядом с храмом колокольню с семью колоколами. Многое поступило от других русских: и воздухи, и вышитый шелком покров надгробный, канделябры, одежды на престол... Эти превосходные дары достойны подробного перечисления, кое-что уцелело в Каннах и поныне.
Храм после завершения строительства.
22 ноября 1894 года церковь была освящена протоиереем Григорием Остроумовым при сослужении Ниццкого, Ментонского, греческого Марсельского причтов. Городской муниципалитет, присутствовавший на торжестве в полном составе, преподнес свое постановление о переименовании бульвара, на котором вырос русский Михаило-Архангельский храм, в бульвар российского Императора Александра III.
Храм с пристроенной колокольней.
В истории каннского храма св. Михаила Архангела Русской Православной Церкви Заграницей, кроме его пламенного основателя отца Григория Остроумова, нужно отметить и отца Игоря Дулгова, будущего архиепископа Брюссельского и Западно-Европейского Серафима. С 1963 до 1987 года протоиерей Игорь являлся настоятелем Архангело-Михайловского храма. В нём также служили протоиерей Василий Шустин и священник Анатолий Миловидов.
Архиепископ Серафим (Дулгов).
Внутреннее убранство собора.
Как уже было отмечено ранее, храм в Каннах тесно связан с Домом Романовых. В 1921 году в церкви прошло венчание великого князя Андрея Владимировича и Матильды Кшесинской. В крипте храма находятся захоронения представителей Дома Романовых, покинувших Родину после революции.
Алтарь малого храма.
В 1929 году со всеми воинскими почестями здесь был захоронен великий князь Николай Николаевич младший, верховный главнокомандующий русской армией в годы Первой мировой войны, в 1935 году рядом с ним была похоронена его супруга великая княгиня Анастасия Николаевна, ур. принцесса Черногорская.
Могила Николая Николаевича и Анастасии Николаевны.
В 1931 году в крипте храма также был похоронен брат Николая Николаевича великий князь Пётр Николаевич, а спустя двадцать лет, в 1951 году, его супруга великая княгиня Милица Николаевна, ур. принцесса Черногорская.
Могила Петра Николаевича и Милицы Николаевны.
Также в крипте храма имеется захоронение принца Петра Александровича Ольденбургского (1868-1924), первого мужа великой княгини Ольги Александровны.
1 мая (н. ст.) 2014 г. православная группа детей от Софийского Свято-Успенского кафедрального собора (Болгарская Православная Старостильная Церковь) посетила древнюю святыню - Троянский Свято-Успенский монастырь.
Троя́нский монасты́рь Успе́ния Богоро́дицы (болг. Троянски манастир «Успение Богородично») — третий по величине православный ставропигиальный мужской монастырь Болгарской Православной Церкви. Расположен в северной части Болгарии на склоне Старо-планинских гор в 10 км от города Троян в живописном месте на берегу реки Черни-Осым близ села Орешак.
Монастырь основан в начале XVII века игуменом Каллистратом. Предание говорит, что в то время в монастырь афонскими монахами был принесён список иконы Богородицы «Троеручицы», оригинал которой находится в Хилендарском монастыре. В настоящее время эта икона представляет одну из главных реликвий монастыря.
Главная церковь монастыря построена на месте старой церкви мастером Константином из города Пештера. Освящена 6 августа1835 года великотырновским митрополитом Иларионом. Пятиэтажная башня-колокольня построена мастером Иваном из Млечево в 1866 году. Реставрационные работы осуществлены в 1897 году. Жилые корпуса выстроены в стиле Болгарского Возрождения.
Патриарх Болгарии Максим первоначально был послушником в этом монастыре и после кончины, был погребён 9 ноября 2012 года в обители.
Троянский монастырь входит в число ста национальных туристических объектов.
Церковь Успения Богородицы
Церковь представляет собой крестокупольный трёхконхоидальный храм с отделённым притвором и открытой арочной галереей, примыкающей к зданию с западной и отчасти северной стороны. В церкви находится изящный резной иконостас 1839 года.
Однако наибольшую художественную ценность представляют фрески, созданные выдающимся болгарским художником Захарием Зографом в 1847—1848 годах. Фресками расписаны как интерьер здания, так и галереи. Среди прочих были повторены сюжеты «Страшный суд» и «Колесо жизни». На северной стене среди ктиторских портретов мастер написал и свой автопортрет.
2014 г. Пасхальные торжества прошли в Астории, в соборе Св. Маркелла (США, ИПЦ Греции).
Собор Св. Маркелла был учрежден приснопамятным Митрополитом Петросом в Астории в 1954 году, для того чтобы оставшиеся верные святоотеческому Старому Календарю православные могли иметь возможность служить и молиться в этом крае.
С того времени собор стал кафедральным в Священной Митрополии ИПЦ Греции в Америке. Ныне Митрополию возглавляет Митрополит Димитрий.
23 апреля/ 6 мая 2014 г. в Одесском Свято-Иоанновском женском монастыре (РПЦЗ), в с. Егоровка, праздничное богослужение в честь памяти св. великомученика Георгия Победоносца возглавил Преосвященнейший Георгий, архиепикоп Кишиневский и Молдавский. Ему сослужил монастырский священник - иеромонах Макарий (Фостер).
В конце Божественной литургии Матушка Александра с сестрами поздравили Его Преосвященство, владыку Георгия с Тезоименитством и пропели многую лету.
По окончании богослужения всем служащим и молящимся был предложен в монастырской трапезной праздничный обед.
4 мая (н. ст.) 2014 г., в Неделю жен-мироносиц, Матушка Александра, игумения Одесского Свято-Иоанновского монастыря (РПЦЗ), с сестрами встречали Высокопреосвященнейшего Митрополита Агафангела в святой обители. Сестры преподнесли владыке пасхальный подарок - икону жен-мироносиц, написанную ими самими.
Его Высокопреосвященство отслужил Божественную литургию, в конце которой произнес проповедь, в которой подчеркнул особую важность нашей внутренней веры в чудо воскресения Христа и наше собственное воскресение после кончины этого мира в жизнь вечную.
По окончании праздничного богослужения Его Высокопреосвященство, сестры с Матушкой, служащие и гости были приглашены в монастырскую трапезную.
Жители Одессы, как и граждане всей Украины – народ миролюбивый и не агрессивный. То, что произошло сейчас в Одессе и происходит на Востоке страны, в которой мы живем, не исходит из недр народных, но исходит от политиков, которые борются за власть и деньги. Но это они не делают сами, а, сидя в своих безопасных дворцах, покупают и вербуют тех, кто готов идти на улицу избивать и убивать своих братьев, таких же нищих и обманутых, какими являются сами.
Два письма Ваши получил и обрадован. Не скрою, вместе с радостью, письма Ваши доставили печаль моему сердцу и сердцу любящих Вас. Вы хвалите меня за ревность, превозносите меня, забывая о моей греховности, до Колесничника Илии. О, как стыдно мне от этого сравнения, потому что я недостоин его...
Но вот Ваши два слова, что Вы желаете уйти в безвестное странничество, чтобы молиться без зазрения совести во всяком храме без различия, - эти два слова тяжелым камнем легли на сердца наши и придавили все похвалы Ваши ревности нашей.
Ведь вне Православной Церкви нет благодати Божией, а следовательно, нет и спасения, нет и не может быть и истинного храма Божия, а есть просто дом, по слову Василия Великого. По моему мнению, храм без благодати Божией делается местом идолопоклонничества, и самые святые иконы, оголенные от животворящей их Благодати Божией, делаются мертвыми досками - идолами. И вдруг Вы пишете, что желали бы молиться везде, где хвалится имя Божие. Но ведь, если продолжать дальше, то Вы так попадете не только ко всяким еретикам, но и к магометанам, буддистам и пр., ибо и у них славится имя Божие, но Вы и сами видите, что такие мысли полного безразличия разрушают не только смысл и значение Православной Церкви, но и самое христианство. И к чему тогда наше исповедничество за истину Церкви Православной? Для чего терпим лишения, страдания, а может, придется понести и самую смерть!..
Это из первого Вашего письма, а вот из второго Вы упоминаете здесь о расколе, кафарах чистых и пр. и как будто даже сквозь строки приписываете это нам. Это опять уничтожает все Ваши похвалы нам за истинное слово наше, которое, по Вашему мнению, мы должны были сказать.
Нет, Священная Глава, мы не отщепенцы от Церкви Божией и не раскольники, отколовшиеся от нее: да не случится этого никогда с нами. Мы не отвергаем ни Митрополита Петра, ни Митрополита Кирилла, ни святейших Патриархов, я не говорю уже о том, что мы с благословением сохраняем все вероучение и церковное устроение, переданное нам от Отцев, и вообще не безумствуем и не хулим Божией Церкви.
Вот в 1923 г. мы точно так же исповедывали истину Церкви и добились своими страданиями того, что нечестивые изгнаны были от Церкви Божией и образовали свое "обновленческое" сборище отдельно от нас. Так что же, по-Вашему, мы в своем исповедничестве тогда были раскольниками? Не думаю, чтобы Вы так мыслили, ибо сами благословляли нас и лобызали язвы наши. Так учили о нас, как о раскольниках, прельщенные диаволом предатели Церкви, желая таким путем защитить свое отречение и падение. Так точно делают те же лица и теперь, обвиняя нас в расколе. Но мы не раскол делаем в Церкви, а только требуем, чтобы предатели Церкви Божией оставили свои места и передали управление в другие руки или слезно покаялись и раскаялись в содеянном зле. Или Вы думаете, что Сергий лучше Антонина. Его заблуждения о Церкви и о спасении в ней человека мне ясны были еще в 1911 г. И я писал о нем в старообрядческом журнале, что придет время, и он потрясет Церковь, Так оно и вышло. И нам нужно принять все меры, чтобы сохранить и оградить овец Православной Церкви от новой лести. И это не мы одни к этому стремимся, а с нами собор Соловецких епископов (26), с нами великое множество рабов Божиих. Ужас того зла, которое производят эти волки во ограде Христовой, подавил страх перед ними, как хозяевами Дома Божия, хотя они и не хозяева. Митрополит Петр не благословил ни "Синода", ни "воззвания", ни той деятельности, которую производит Митрополит Сергий, превысив свои полномочия. - И вот в разных концах Православной Русской Церкви раздался голос, обличающий предателей, и явились попытки удалить их от начальства, как подобное этому было в 1923 году, но разорители Церкви надеются, что Митрополит Петр не вернется к "жизни" - как прежние отступники от Церкви, живоцерковники, надеялись, что святейший Патриарх не воскреснет: мы же имеем другую надежду, что память их самих погибнет с шумом, как осквернителей душ христианских.
Мы с детскою простотою веруем, что сила Церкви не в организации, а в благодати Божией, которой не может быть там, где нечестие, где предательство, где отречение от Православной Церкви, хотя бы под видом достижения внешнего блага Церкви.
Ведь здесь не простой грех Митрополита Сергия и его советчиков. О! Если бы это было только так! Нет! Здесь систематическое, по определенному плану разрушение Православной Церкви, стремление все смещать, осквернять и разложить духовно.
Здесь заложена гибель всей Православной Церкви, а именно сознательное приспособление ее - Небесной Христовой Невесты - служению злу, ибо мир во зле лежит.
"Не поклоняйтесь под чужое ярмо с неверными" и пр. - заповедует св. апостол (2 Кор. I, 14-18). А эти учат обратному. И все это должно распространиться по всей Православной Русской Церкви, ибо все должны одобрить новое нечестие, а иначе - прещение, ибо, говорят, "мы Ваше начальство". О, ослепление ума! О, ужас переживаемого!
При испытании 1923 года и позднее ясно обнаружилось, что оплотом Православной Церкви оказались исповедники Истины - Епископы, связанные неразрывною благодатною связью и любовью с их паствами. И что же делают новые враги православия? Они перемещают таких Епископов с их кафедр и их места занимают своими ставленниками, и это не единичные случаи, а совершается это в определенной системе по всей Русской Церкви. Вы можете себе представить, какой стон, плач и ужас покрыли Православную Церковь, когда в ней началось это рассечение нерассекаемого.
Петроградское духовенство и миряне запросили Митрополита Сергия, чем он объясняет это злодеяние, и он наивно отвечает, что здесь страдает не Церковь, а епископы и паства. - Так разве это не малая Церковь? Не ячейка Вселенской Церкви? А нужно это, по словам Митрополита Сергия, будто бы для выявления лояльности в отношении к гражданской власти. - Что за безумие. Убийством Церкви выявлять свою лояльность.
Далее, - вторым оплотом Православия оказались приходские советы. И что же опять делают новые враги Православия? Они дают наказ свести значение приходских советов на нет, и это для того, чтобы их ставленники - епископы по своему усмотрению замещали священнослужительские места. Какое теперь начнется осквернение душ нечестивыми священнослужителями, которых епископы будут рассовывать везде, и какое и те и другие, не признанные верующим народом, произведут ужасное разложение веры и упадок религиозной жизни...
Поистине эти злоумышления против Церкви не от человека, а от того, кто искони был человекоубийца и кто жаждет вечной погибели нашей, слугами кого и сделались новые предатели, подменив самую сущность Православной Христовой Церкви: они сделали Ее из Небесной земною и превратили из благодатного союза в политическую организацию.
В заключение сего письма умоляю Вас, как друга, пред которым я благоговею за его благочестие, убегайте ядовитых обольстительных речей (писем), искушающих Вас, подобно змиям, и желающих удалить Вас от животворного древа Истины.
Пребудем твердыми и непреклонными в предпринятом нами с 1922 года исповедании за Истину Божию, чтобы Господь не отнес к нам голоса пророка: "Жрецы мои отвергошаса закона моего и оскверниша святая моя, между святым и осквернавым не различаху, но все для них было одинаково" (Иезек. XXII, 26).
Вспомните вместе нами читанного великого исповедника Феодора Студита, когда он прекратил общение с Патриархом только за то, что тот не хотел лишить сана священника, сознательно совершившего незаконное венчание. А Вы ни во что хотите поставить разорение всей Православной Церкви этими духовными разбойниками, и только потому, что они надели на себя личину хозяев Дома Божия, хотя и сами Вы сознаете, что они преступны.
Нет, это будет не ослепление сердца, а обратное - защищение Божией Истины, а не раскол. Вспомните и другого исповедника, св. Максима, который говорил: "Если и вся вселенная будет причащаться с отступившим Патриархом, то я один не причащусь с ним во век". Благодатию Божиею будем подражать сим исповедникам.
Мир Вам. Епископ Виктор Глазовский. Января 15 дня 1928 года.
Архиепископ Серафим (РПЦЗ), Чикагский и Детройтский (1959 г.): “Господь недавно во время моего первого богомолья в Палестину удостоил меня, грешного, познакомиться с некими новыми, доселе неизвестными пророчествами, которые бросают новый свет на судьбы России. Пророчества сии обнаружил случайно один ученый русский монах в старинных греческих рукописях, хранившихся в одном древнем греческом монастыре. Неизвестные Святые Отцы 8 и 9 веков, т. е. современники св. Иоанна Дамаскина, в таких, приблизительно, словах запечатлели сии пророчества: “После того, как богоизбранный еврейский народ, предав на муки и позорную смерть своего Мессию и Искупителя, потерял свое избранничество, последнее перешло к эллинам, ставшим вторым богоизбранным народом.
Священный синод Антиохийской церкви под председательством патриарха Иоанна во вторник, 29 апреля официально объявил о приостановке отношений с патриархатом Иерусалима и осудил кровопролитие в Сирии, сообщает сайт патриархата Антиохии.
Предстоятель Антиохийской церкви снова поднял вопрос о каноническом вторжении патриархата Иерусалима в митрополию Катара и сообщил, что все встречи между двумя сторонами оказались бесплодными. В результате на встрече предстоятелей в стамбульском Фанаре делегация Антиохии отказалась подписывать документ соглашения. Патриарх Иоанн добавил, что этот вопрос даже не стоял на повестке дня, несмотря на просьбы антиохийского патриархата.
«После несговорчивой позиции патриархата Иерусалима Антиохийский престол единогласно решил приостановить общение и не поминать Патриарха Феофила в церковных диптихах, как это обычно делалось ранее. Антиохийский патриархат подготовил письмо для всех православных церквей с обоснованием этого решения и с просьбой молиться о единстве Церкви», — заключил патриарх Антиохии.
Также священный синод антиохийской патриархии призвал к остановке военных действий в Сирии и налаживанию мирного сосуществованию между христианами и мусульманами в Сирии, Ливане и других странах Ближнего Востока.
Антиохийский патриархат с 1940-х годов находится в политической орбите России, а греческие патриархаты Константинополя, Александрии и Иерусалима - в орбите Греции и США. Особый статус отношениям с Антиохией придавал Сталин, и именно по его инициативе в Антиохийском патриархате главенство перешло от греков к православным арабам, что порождает постоянные конфликты.
Комплекс строений Архангело-Михайловского епархиального дома, куда входят: храм в честь Архангела Михаила, часовня в честь Преподобного Серафима Саровского, трапезная, благотворительный ценр с домовым храмом, детская площадка.
Торжество Пасхи Христовой прошло в Стокгольме, в кафедральном соборе Свв. Константина и Елены, и Упсале, в Свято-Успенском храме (Швеция, ИПЦ Греции). В Упсале Евангелие обычно читается на многих языках и заканчивается богослужение так же крестным ходом. В этом году Евангелие читалось на греческом, русском, польском, английском, немецком и шведском языках.
На Светлой Седмице проходил Духовный съезд в паломническом центре при Богоявленском монастыре Санкт-Петербургской епархии (РПЦЗ).
Доклад Дмитрия Василевского:
О "хороших" людях вне Церкви
(доклад на II духовном съезде при Богоявленском монастыре Санкт-Петербургской и Северорусской епархии РПЦЗ, д. Навережье, 25-27 апреля 2014 г.)
«Хотя не все могут быть бесстрастны, однако спастись и примириться с Богом всем не невозможно» Преп. Иоанн Лествичник
Дорогой владыко, честные отцы, матери, братья и сестры!
Когда говорят о добропорядочности мирских людей, неверующих либо нецерковных, это напоминает разговоры о том, что в старообрядческий раскол ушла лучшая и самая религиозная часть русского народа. Но, спрашивается, как поистине религиозный человек может уйти в раскол, а не остаться с истиной?! Это вопрошание, однако, не означает обратного, будто все, кто в раскол не ушли, и являются подлинно верующими людьми. Тем не менее, если признать, что в раскол ушла лучшая часть народа, из этого следует, что в официальной церкви осталась ее худшая часть. И что: преп. Серафим Саровский, свят. Тихон Задонский, преподобные старцы оптинские, прав. Иоанн Кронштадтский, свят. Иоанн Шанхайский – это худшая часть Русской Церкви?! И дал ли старообрядческий раскол хотя бы одного такого светильника? «Итак по плодам их узнаете их» (Мф. 7, 20).
Говорить же вообще, что вне Церкви есть хорошие люди, значит хулить Церковь, значит представлять ее ненужной, а ее Главу лживым: «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым» (1 Ин. 1, 8, 10). Ведь под словом «хорошесть» и подразумевается нечто похожее на безгреховность. Между тем, даже действительно святые люди, по временам совершали поступки, которые явно нельзя назвать хорошими, но потому и были святыми людьми, что не считали себя людьми «хорошими» и всегда каялись в своих проступках. «Согрешил я - позавидовав священнику Михаилу в Ваулове в том, что он взял себе многоземельное владение. Но потом покаялся и переменил зависть на доброжелательство»; <...> «Благодарю Господа, помиловавшего меня величественным помилованием утром, когда я раздражился на слугу Евгению за то, что опоздаю (казалось) на пароход Ораниенбаумский для следования к принцу Ольденбургскому, и едва не ударил её»; <...> «Согрешил я, Господи, неприязнию к кривым, глухим (хотя и сам глухой), хромым, обезображенным в лице рябинами или шрамами, не имеющим настоящего носа и рта, и всяким, так или иначе обезображенным болезнью или разными несчастными случаями, забывая, что они такие-же люди, как и приятные лицом и правильным устройством всего тела»; <...> Прости мне, Господи, что я нарушил главизну Закона Твоего — любовь к ближнему, и раздражился на слугу свою, и "дурой" назвал её в ответ. Каюсь»; <...> Запели во время ранней обедни херувимскую песнь, отличного напева, стройного и верного, чувствительного - и что же? Ветхому подлецу моему не понравилось - зачем один и тот же напев несколько раз сразу! Надо разнообразить - и пошла неприязнь к регенту и певчим, и напеву!»; <...> Согрешил я пред Господом и пред людьми, что ударил в неправедном гневе по щеке рабу Божию Надежду, с которою я прежде ездил в Петербург по домам для молитв. Она привезла ко мне для причастия душевно-больную жену бывшего [служащего] Реального училища - Варвару, которая любит много болтать» (прав. Иоанн Кронштадтский). И это написано святым человеком, чудотворцем, совершившим уже земной путь свой, написано почти перед самой смертью!
Как же насчет людей, которые и не знают, что такое нравственная работа над собой, и при этом являются «хорошими»?! А то, что верующие христиане временами впадают в грехи либо живут в шуме и гаме житейских передряг, часто не ладят друг с другом, - то потому и не ладят, что ведут духовную работу над собой, а не плывут по течению своей греховности. Верующие – несут Крест, а неверующие и «хорошие» чаще всего от него отказались. Например, посмотреть бы на того «хорошего», если бы он продолжал воспитывать своего глухонемого ребенка, а не отдал бы его в интернат; если бы та или иная семья продолжала рожать всех детей, которые у них зачинались, вместо того, чтобы делать аборты; если бы все «хорошие» соблюдали посты, а не ели все, что захочется и когда захочется, да еще и перед своим социальным окружением не постеснялись себя позиционировать как уставные постники; если бы несли крест семейной нескладной жизни, а не разводились и женились как угодно «по любви». Поэтому, уж «лучше, как говорил свят. Григорий Богослов, брань, чем мир, удаляющий нас от Бога».
Все эти «хорошие» люди напоминают богатого юношу из Евангелия, который был не только богат, но, что немаловажно и примечательно, был еще и «из начальствующих». В ответ на предложенный к исполнению список заповедей, перечисленных ему Христом, юноша удостоверил, что «от юности» и не прелюбодействовал, не убивал, не крал, не лжесвидетельствовал, почитал родителей. Однако, все эти внешние критерии благоприличия весьма соответствуют тому, что обычно говорят бабушки, которые не знают, в чем им каяться на исповеди. «Я не убивала, не воровала, не пила, не курила, не изменяла», - говорят они, желая оправдать себя. Они не хотят видеть корень своей греховности – гордость, которая у каждого проявляется обычно в какой-то доминирующей страсти.
Однако, заметим, что, во-первых, от некоторых людей «не только верных, но и неверных» отходят как бесы, так и все страсти, кроме одной – самой гордости, которая «наполняет место всех прочих страстей», и, предположим, потому именно бесы «сию одну оставляют как зло первенствующее» (преп. Иоанн Лествичник), чтобы человек видел себя со внешней стороны очень «хорошим» и в гордыне своей уничижал других людей, «всяких пьяниц, курильщиков, завистников и т. д.». То есть, мало того, что «хорошие» люди и так живут по своей воле и отказываются в чем-либо ущемлять себя, так они еще бывают по попущению Божию и лишены каких-либо сильных видимых страстей, дабы сохранялась и приумножалась в них невидимая для внешнего ока гордыня.
Во-вторых, даже у святых Бог ради их смирения оставляет ту или иную страсть , как бы святые упорно ни подвизались против своей греховности и, думаю, как раз в этом причина тех страстных движений сердца, которые выше представлены на примере прав. Иоанна Кронштадтского. То есть, промежуточный вывод может быть такой: когда страсти и бесы отступают от человека мирского, тогда те же бесовские силы начинают внушать людям верующим мысли о том, что все их посты и молитвы, якобы, пустое занятие, ведь и без церковности вполне возможно быть хорошим человеком. Напротив, когда люди мирские видят, что верующие христиане имеют какие-либо страсти, то соблазняются этим и тут же оправдывают собственную нецерковность, не желая знать того, что многие церковные люди уже давно являются святыми, только Бог намеренно оставляет действие страстей в них - ради смирения самих же подвизающихся.
Но нужно еще знать и то, что люди нецерковные и даже богохульники не могут быть полностью плохими по причине действия во всех людях неотъемлемых до смерти «талантов» подобия Божия, которые каждому из людей дает Сын Человеческий, «отправляясь в чужую страну» (Мф. 25, 14-30), и которые (таланты подобия), нужно полагать, в общем и целом преп. Иоанн Лествичник объединяет в следующие четыре: милостыня, любовь, вера и надежда. Все их «даровал Он нашей природе", - говорит святой отец, - как бы естественно, что одновременно означает, что все они могут быть извращены и являются как бы нейтральными с точки зрения нравственного содержания: «ибо часто и язычники милосердствуют...и бессловесные животные проливают слезы, когда их разлучают...и плаваем, надеясь обогатиться». Подлинно же нравственным измерением обладают только «добродетели выше естества (чистота, безгневие, смиренномудрие, молитва, бдение, пост, умиление) и которым научили нас люди... Ангелы ...и ...Сам Бог Слово» (преп. Иоанн Лествичник).
Итак, люди нецерковные могут быть хорошими только с точки зрения даровых «талантов» подобия Божия, которые сами по себе не спасают человека для вечности, если не будут «приумножены», то есть, пока человек не приобретет как раз те добродетели или ту хорошесть, которая одна и дает спасение, будучи приобретаемой только через опыт сознательной церковности. И, конечно, напомним, нецерковные люди могут нам еще казаться «хорошими» с точки зрения некой оставленности их страстями (ради усиления в них гордости).
Но, если возвратиться к сюжету с евангельским юношей, это только один момент, который нужно отметить, так сказать, момент внешнего благочестия. Второй, условно говоря, момент есть момент внешних жизненных обстоятельств и который заключается в том, что этот юноша никогда, скорее всего, и не сталкивался с препятствиями, которые бы ввергли его в преступление тех заповедей, которые ему перечислил Христос. Да и сложно ли это в его положении «богатого» и «начальствующего»? Наверно, и не очень: зачем ему воровать, когда он богат? зачем прелюбодействовать, когда он мог при его социальном положении выбрать самую лучшую из невест? зачем убивать, когда и так все хорошо складывается в жизни и ты богаче всех своих обидчиков? к чему клеветать, когда можно успокоить чувство мщения в чувстве превосходства своего общественного положения? и почему бы не почитать родителей, которые снабдили тебя и богатством и статусом и, кроме того, не исключено, были людьми легкого характера? И вот впервые перед этим юношей появилось нравственное испытание: отказаться от богатства и положения в обществе. И его реакция? «Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мф. 19, 22).
Но и это еще не все. Третьим моментом может быть названа относительная бесстрастность самой души этого юноши в отношении всех перечисленных Богом заповедей, о чем выше уже сказано. Трудно ли не прелюбодействовать, если ты от природы имеешь целомудрие, некую половую флегматичность? Трудно ли не убивать, если ты кроток от природы? Трудно ли почитать родителей, если ты не гневлив, да и они тоже? Четвертый же момент заключается в том, что и в исполнении всех перечисленных заповедей этот юноша не мог быть безупречен. Да и как это возможно? Праведный Иоанн Кронштадтский, воскресавший мертвых силой своей святости, отверзавший очи слепым, одним словом изгонявший бесов – он пишет, что грешил завистью, раздражением, неприязнью, оскорблениями, ударениями. А тут богатый и при власти юноша, не видевший горя, а значит, с тернием страстей в душе, и вдруг, пожалуйста: ничем не грешен! Он не грешен был формально, с точки зрения Ветхого Завета, а с точки зрения Нового Завета, мог ли бы он по совести сказать, что, например, при взгляде на ту или иную женщину ни разу не «прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28)? Сомнительно, если даже прав. Иоанн Кронштадтский пишет в дневниках, что не раз прельщался видами прекрасных женских лиц, так что однажды его матушке пришлось рассчитать симпатичную служанку, видя, что у самого мужа – аскета и чудотворца (!) – не хватает решимости ни ее рассчитать, ни перестать услаждаться ее лицом? Так это был нравственный боец до пота и крови! Поистине, почему мы должны верить тому, что богатый юноша «все это сохранил от юности»? Потому что «Иисус, взглянув на него, полюбил его»? Но, кто дерзнет сказать, что Бог кого-то не любит? «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8); «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3, 16). Христос даже за врагов своих молился на кресте и, конечно же, Он молился с любовью. Ведь не с ненавистью же и не равнодушно, а, если не так, то, как иначе, если не с любовью?! Что касается самого юноши, то мало ли что человек говорит о самом себе. Ни у одного из троих евангелистов не сказано объективно, что он действительно соблюл заповеди, передана лишь прямая речь молодого человека о самом себе. Мы же знаем твердую истину, что «всякий человек лжив» (Рим. 3, 4) и что «нет человека, который не согрешил бы» (2 Парал. 6, 36). Теперь обратим наше внимание на эту вторую цитату: она из Ветхого Завета. Так что богатый юноша из Завета Нового не был безупречен и с точки зрения Завета Ветхого, потому что всякий разговор о лишь внешне-формальных нравственных категориях первого Завета всегда условен. Чистота помыслов и сердца требовалась и раньше, только это не акцентировалось в виду того, что людям без обновляющей благодати, которая произошла только «через Иисуса Христа» (Ин. 1, 17) было неимоверно сложно выполнять даже внешние заповеди, не то чтобы внутренние. Но то, что и внутренние должны были выполняться по мере сил, ясно следует из слов, обращенных к людям Ветхого Завета: «будьте святы, ибо Я свят» (Лев. 11, 44). А какая же это святость, если она требует только формы, но не сердца? Не сердца ли требовал от иудеев пророк Исаия, да и все пророки? «Этот народ … языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» (Ис. 29, 13). И если бы только внешним соблюдением заповедей ограничивалось отношение людей к Богу, то как понимать и многочисленные восклицания пророка Давида, как например: «всем сердцем моим ищу Тебя; не дай мне уклониться от заповедей Твоих» (Пс. 118, 10)? Так что учение о чистоте сердца было дано уже в Ветхом Завете, Христос же, вочеловечившись, пострадав и воскреснув, дал уже и благодатные силы к полноценному практическому исполнению этого учения. Поэтому Он и наставлял книжника, что на любви к Богу «всем сердцем» и на любви к ближнему «утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 35-40). И как иначе, если человек есть не только тело, но и душа, и был совокупностью и того и другого, как в Ветхом Завете, так и в Новом, а Бог и Его заповеди есть вся Истина, единая и неделимая, без всякого умаления присутствующая в каждом Его слове? «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 9).
Иными словами, все, что люди имеют от природы, не значит ничего, если не будет пожертвовано Богу. Например, некоторые люди имеют задатки мудрости, рассудительности, покладистость характера и неспешность. Все это ведет к благоуспешности любого почти их предприятия. Но эта природная мудрость, предоставленная самой себе, обязательно приведет человека ко злу и будет этому злу служить.
Понаблюдайте за мудрыми людьми: обязательно в тех или иных делах, в словах они проявят богопротивление, хулу на заповеди Божии, злобу к истине. Вот пример и из Евангелия: «И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 22-23). Здесь показано, как проявилось мудрование, некая житейская устойчивость и разумность, благоуветливая смекалка Христова собеседника. И кто же им был? Апостол Петр! То есть даже у апостола эта мудрость дала знать себя со стороны богопротивления. Что же говорить о тех людях, которые за всю жизнь ни шагу не делают в сторону Церкви, не желают поучаться из Слова Божия?
Вспомним, что те же «чистые качества» добродетелей имели и ангелы при сотворении. Но, как и люди, должны были возвести эти качества к Богу, укрепить и укоренить их в Боге, Источнике этих добродетелей, а также Источнике и внешних качеств – красоты, лучезарности, некой приятности и благолепия. «Причиною падения рода человеческого был первый из всех ангелов, Денница, сильный, мудрый, прекрасный, пресветлый, сам падший гордостью и непослушанием. Причиною возстановления падшего человека долженствовал быть также первый ангел или Архангел. Каков и был избран Богом Архангел Гавриил» (прав. Иоанн Кронштадтский). Так что люди сами по себе вкупе с их даже и добродетелями – существа падшие. Но падшие вдвойне. Сразу после сотворения все добродетели человека были, как и у ангелов, не укреплены в Боге и требовали этого укрепления. После же грехопадения человек сугубо ослабил образ Божий в себе и за это в него вошли страсти, поэтому его добродетели (подобие Божие) стали требовать от человека еще большей самоотдачи Богу для их приумножения или облагодатствования, еще большей веры, через которую это приумножение только и может достигаться. Что же говорить тогда о тех людях, которые не только свои добродетели считают чем-то само собой разумеющимся и «готовым для употребления», но даже и страсти считают чем-то достойным восхваления? Например, гордость, честолюбие, блуд, стяжательство, смешливость, болтливость. Подвергаются греховной «эксплуатации» и нейтральные свойства человека, например, внешняя красота, особенно в наше время – культа внешней эффектности и зацикленности на своем внешнем (как можно более соблазнительном) образе и фотографиях с него, которые непременно должны быть отправлены в Instragram и другие социальные сети.
* * *
Итак, до Страшного Суда отблески подобия Божия остаются в человеке, хотя бы и отвергшем Источник этого подобия – Бога. «Ибо пока мы в этом мире, Бог не прилагает печати ни к доброму, ни к худому до самого часа исшествия, в который оканчивается дело в отечестве нашем и отходим в страну чуждую» (преп. Исаак Сирин). То есть, как ненавидящие Бога не лишаются ни остатков Его подобия, ни призывающей благодати, обращенной к ним до последнего вздоха , так и возлюбившие Бога и предавшие себя Ему – до конца дней не избавлены от возможности греховных падений. «Имеющие же рассудительность и ум не будут отрицать, что, когда обитает в них и Божия благодать, приводятся они в колебание скверными и неуместными помыслами» (преп. Макарий Египетский).
Так что, видя «праведность» людей мира сего, не будем сомневаться в спасительности и необходимости аскетического самоограничения, предлагаемого нам Матерью Церковью. А, наблюдая согрешения и падения своих братьев по вере, будем помнить, что вводит в рай не обманчивое бесстрастие, а сокрушенное сердце; и только тот имеет его таковым, кто неизбежно по человечеству впадая в грехи, находит в себе мужество сказать: «Господи, прости!». Вот такого мужества, которое только и вводит в блаженную вечность, «хорошие» люди вне Церкви, к сожалению, и не имеют. Благодарю за внимание!
28 апреля (н. ст.) 2014 г. епископ Фотий Триадицкий с клиром отслужил водосвятный молебен на месте будущего строительства административного здания Болгарской Православной Старостильной Церкви в Софии.
Проповедь Преосвященнейшего Георгия, архиепископа Кишиневского и Молдавского, в день памяти св. влкмч. Георгия Победоносца, которую он произнес в Одесском Свято-Иоанновском монастыре.
Наш прихожанин, Никита Румянцев, стал очевидцем и участником трагических событий в Одессе, происшедших 2 мая. Никита по профессии скульптор, его мастерская находится в центре города. Выйдя после работы на улицу, он оказался вовлеченным в происходящее. Ему довелось участвовать в спасении людей из горящего Дома профсоюзов на Куликовом поле. Всего, по его словам, было спасено от неминуемой гибели около 30-ти человек. Публикуем его фото и видео репортаж, который он успел отснять, помогая, в то же время, спасать людей из горящего здания.
Радостный и воспримиряющий праздник Воскресения Христова продолжается; закончилось прославление Фомы, впервые исповедавшего Иисуса истинным Богом, и началось воспевание подвига Мироносиц, не нарушивших верности Христу во дни Его предания и убиения, и возвестивших апостолам Его воскресение. Апостолы просветили мир проповедью воскресения, но святые жены просветили ею самих апостолов. Прославляя их веру, Церковь призывает всех нас подражать их подвигу, участвовать в проповеди о Воскресшем, проникаться радостью о Нем и в этой радости не только забывать о злобе на нас врагов, но и от всего сердца прощать их ненависть; не только прощать, но и любить врагов своих, с любовью обнимать всех людей, призывая их делиться с нами духовным восторгом о том, что нам явно открыта новая жизнь, жизнь непрестающая, вечная, исполненная блаженного общения с Богом, как предсказал Исаия об участниках блаженного воскресения: «и радость вечная над главою их; отбеже болезнь, печаль и воздыхание» (Ис. 35, 10). Благодать воскресения Христова даже в наш растленный век посещает благочестивых христиан, не только благочестивых впрочем, но даже и безпечных. В эти дни молятся даже не молившиеся раньше; целуют друг друга даже черствые душою; прощают обиды даже злопамятные, и находят удовольствие оказать любовь ближним даже не милосердные и скупые. «Воскресе Христос и жизнь жительствует», как вещает богоглаголивый Златоуст.
В Неделю Жен мироносиц Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Агафангел возглавил Божественную Литургию в женском Иоанновскм монастыре в селе Егоровка Одесской области на Украине (настоятельница игумения Александра). Ему сослужили иеромонах Макарий (Фостер) и иерей Никита Титов, при диаконах Михаиле Торба и Дионисии Павловском. После службы была праздничная монастырская трапеза, за которой обсуждалась обстановка, сложившаяся на Украине. Владыка Агафангел просил всех обратить внимание на то, что для нас сейчас самое главное, сохранить целостность Церкви и не разделяться по политическим или национальным признакам.
Что есть богословие? Дар Божий. Особая способность рассуждения о Божественных истинах, верного их восприятия и непогрешительного выражения. Кто такие основоположники богословия: апостолы, святые отцы и учители Церкви? Это не просто образованные, умные люди; это святые люди. И даже не просто святые, а особым образом богопросвещенные люди, Промыслом Божиим нарочито воздвигнутые в церковной истории для правильного изъяснения истин, содержащихся в Священном Писании и Предании Церкви, для утверждения правой веры в самых разных сторонах церковной жизни, не только в области умозрительных представлений.
С прошлого воскресения, старанием братии Священного Монастыря Святых Муч. Киприана и Иустины, начались прямые трансляции с богослужении, которые проводятся в кафедральном соборе Св. Муч. Киприана и Иустини в Фили.
От богослужениях, которые проводятся в большую паломническою церковъ в священнаго монастыря, прямые трансляции проходят, в следующие дни (по местному времении):
● Воскресенье утро 6:30 : полунощница, утреня, Божественная литургия
● Среда утро 6:00 : Божественная Литургия
● Среда вечер 16:30 или 17.00: молебный канон к святых мучеников Киприана и Иустины
● Суббота утро 6:00 : Божественная Литургия
Чуть меньше месяца назад ко мне приезжали две группы с Украины, причем одна – с пророссийскими настроениями, другая, наоборот, украинские националисты; и тем и другим я говорил одно и то же, и они, вроде, соглашались с разумностью доводов… Однако, ситуация складывается всё хуже, потому как согласиться и действовать – вещи разные. Поэтому, пока не поздно, отбросьте весь радикализм, присущий обеим сторонам, осознайте себя гражданами единой страны, благополучие которой зависит исключительно только от вас. Меньше обращайте внимания на разжигаемую страсть и взаимную злобу.