О. Максим (Квавтарадзе) живет буквально рядом с небесами. Это 59-летний монах, который поселился на вершине каменного столпа в Грузии, он спускается и поднимается по 131-футовой лестнице, которая свисает с этой скалы.
Столп Кацхи уже давно почитается местными жителями в этом районе, хотя он был необитаем примерно с 1400-х годов. Когда альпинисты поднялись туда впервые в 1944 году, они обнаружили руины церкви и 600-летние останки последних столпников, которые жили там. Традиция столпничества, как полагают, возникла в 423 году, когда Св. Симеон Столпник поднялся на столп в Сирии, чтобы избежать мирских соблазнов, но с тех пор эта практика угасла. Тем не менее, монах Максим предан древним традициям.
Живет он отдельно от братии монастыря, который расположен у подножия скалы, и спускается один-два раза в неделю, чтобы побеседовать с приходящими к нему молодыми людьми и разрешить их проблемы. В конце концов, когда-то он был одним из них. Хотя монах Максим сейчас живет на вершине мира, когда-то он отбывал срок в тюрьме за связь с наркотиками. Он принял монашеский постриг в 1993 году и стал участвовать в восстановлении монастырского комплекса в течение последних пятнадцати лет.
О. Максим в миру работал крановщиком, поэтому это облегчает ему взбираться на такую высоту. Но он сказал, что, когда совсем ослабеет и не сможет больше спускаться и подниматься по веревке на скалу, тогда он останется в своей келии до самой кончины.
В этом склепе находятся останки последнего столпника
У подножия скалы - храм св. Симеона Столпника, куда собираются молодые люди со своими проблемами
Всякий раз, когда в году совершается праздник Рождества Пресвятой Богородицы, лично мои воспоминания уходят далеко в прошлое, в самую лучшую жизнь, которая была когда-то до этой кровавой беды, которая обрушилась на русский народ. В детские годы, когда мы учились в школах, в них преподавался Закон Божий. Обыкновенно курс Закона Божьего, Священная история Нового Завета, как раз начинали мы с этого праздника, с повествования о том, как Пречистая Дева Мария явилась в мир для того, чтобы воплотить в Себе Воплощающегося Сына Божия. Церковь поет в этот праздник: "Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной".
Всякий раз, когда мы слышим церковную молитву, в которой говорится о такой духовной радости, должна человеческая душа проверять себя. "Радость возвести всей вселенной". Мы многому радуемся в мире, но иногда причины нашей радости бывают не достойны христианина. Радуется ли наша душа тогда, когда Церковь нам возвещает ту радость, которую она возвещает всей вселенной? Если душа человеческая радуется о Господе, радуется о цели события Рождества Пресвятой Богородицы, если действительно это есть радость сердца человеческого, то это, как раз то, к чему призывает нас Святая Церковь. Но повторяю, проверяй себя, христианская душа!
Как часто бывает, к сожалению, что земные радости всякого рода радуют нашу душу и сердце, а для духовной радости оно остается каким-то холодным и невосприимчивым. А ведь это как раз указание на то, в каком состоянии, в смысле христианском, находится человеческая душа. Если она радуется, когда радуется Церковь, то блаженна она. Если этого нет, то нужно человеку позаботиться о том, чтобы такое печальное состояние его души как-то отделить от всех других. Удивительно — какой-то стыд, какая-то холодность — и счастье духовное охладевает в душе человека. Иной на исповедь приходит с таким словом вялым и холодным, что от настоящей христианской исповеди это далеко, далеко... Бывает, что человек и приходит, и говорит, что не помнит своих грехов. А когда у него зуб заболит, то он ничего не помнит, кроме своей боли, и не забывает о своей боли. А тут, когда душа болит грехами, он не чувствует, бедный! И вот такая душа, конечно, холодная бывает ко всякой христианской духовной радости. Вот и подумаем, братие, в каком состоянии наша душа находится. Если радость, которая возвещена всей вселенной, и наша личная радость — благо нам. А если этого нет, то нужно молиться Господу, чтобы Господь от этого окаменелого нечувствия, которое бывает у человека, избавил нашу бедную душу и научил нас и печалиться и радоваться так, как подобает христианину. Аминь.
В среду 18 сентября 2013 г., в возрасте 87 лет, преставился ко Господу протодиакон Иоанн Онопко, давний и бывший клирик Восточно-Американской епархии РПЦЗ. О. Иоанн родился 17 августа 1926 года в Змиеве, Украине, под Харьковом. В четверг, 4 июня 1981 года, на великий праздник Вознесения Господня он был рукоположен во диакона. В субботу, 2 июля 1994, в самый день прославления святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, он был возведен в сан протодиакона. Диаконские службы о. Иоанна длились более 30 лет, за это время он стал одним из самых старших диаконов в епархии. Он преподавал Литургику в Свято-Троицкой Духовной семинарии и служил в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, где и преставился ко Господу. В 2007 г. о. Иоанн вместе с частью зарубежников перешел в юрисдикцию МП.
Его похороны пройдут в Свято-Троицком монастыре в пятницу 20 сентября и будет предоставлена поминальная трапеза.
Божиею милостию Патриарх Московский и всея Руси смиренный Сергий Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам святой Православной Церкви Русской Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа и Святаго Духа да умножится. По множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою (Пс. 93, 19), можем мы повторить слова псалмопевца. В годину испытаний и всяких скорбей Господь ниспослал нам и великую радость: возвратил нашей Церкви патриаршество. Слава Богу, промыслившему так во благо Своей Церкви. Слава и благодарность и правительству нашему, не усомнившемуся пойти навстречу вековым чаяниям церковных людей и тем еще больше укрепившему их верность Советскому Союзу.
Поставление меня Патриархом не вносит каких‑либо существенных перемен в наше церковное управление. И до сих пор Церковь наша управлялась согласно 34‑му правилу святых апостолов под общим руководством первого епископа. Теперь первому епископу Русской Церкви усвоен титул Патриарха, обычный для автокефальной Церкви, объединяющей в себе православную паству целого народа. Патриарх всея Руси есть духовный отец и молитвенник за всех православных русских. По своим священным дарам Патриарх равен прочим епископам, но ему вручается должность общего попечения об епархиях всего данного народа. Вместе с этим увеличивается воздаваемый ему почет, а еще более — его ответственность за свою должность пред Богом и совестью. Недаром наша Церковь так настоятельно требует возносить имя Патриарха по всем храмам нашей страны. Кто прекращает поминовение Патриарха, тот не имеет ни части, ни жребия (ср.: Деян. 8, 21) с верными чадами Православной Церкви. Это и понятно. Только при молитвенной поддержке паствы Патриарх и найдет в себе решимость понести необычайную нравственную тяготу выпавшего на него служения. Итак, извещая о восприятии мною патриаршего сана, я прежде всего прошу всех вас, возлюбленные отцы, братия и чада, покрыть мои немощи и недостатки вашими молитвами, чтобы мне не постыдно понести свой сан и в свою меру послужить спасению вверенной мне русской православной паствы. Апостол Павел, определяя свое служение, писал: Христос послал меня не крестить, а благовестить (1 Кор. 1, 17). Прямое дело апостола и его преемников — научать вере и руководствовать в христианской жизни. Без крещений, конечно, нельзя: нет ни христиан, ни Церкви. Но крещение не требует от совершителя особых талантов и может быть поручено любому. Теперь же у нас требоисправление сделалось главным делом. Ради него собственно приглашается и священник, а это уже влечет за собою коренную перемену в отношении к служению священника. Ищут часто не духовного отца, а хорошего чтеца или певца. Неудивительно, если таким путем в среду пастырей проходят лица совсем без пастырского призвания. Был же, говорят, в Средней Азии случай, когда уполномоченные прихода пригласили на пасхальную службу человека, не стеснявшегося заявлять, что он ни во что не верует. Едва ли нужно прибавлять, что под прикрытием хорошего чтения или пения к священству проникают и совсем никем не рукоположенные люди или рукоположенные какими‑нибудь безблагодатными раскольниками. И вот приходская жизнь идет как будто нормально: и крещения, и венчания, и причащения совершаются как положено, и церковный ящик не остается без дохода, а доверчивый народ благодатных даров не получает.
Как же бороться с таким злом? Конечно, все, на ком лежит наблюдение и руководство приходской жизнью: Преосвященные архипастыри, отцы благочинные, настоятели и пр., должны осознать наличие этого зла и его опасность и со своей стороны делать всё для них возможное к его искоренению. Но зло так велико и губительно, что успокаивать себя надеждой на церковную власть нельзя. В «Православном исповедании Восточных Патриархов» указано, что хранителем православной веры у нас является не епископат, не духовенство, а сам верующий народ. Значит, каждый член данной православной общины обязан участвовать в охранении православной веры, содержимой этой общиной. Если приходской совет общины, например, принимает священника с сомнительной хиротонией, никто из рядовых членов общины не может молчать. На нем лежит обязанность охранять веру, и он будет отвечать пред Богом, если со своей стороны не предупредит ее нарушения. Если бы мы всегда помнили эту нашу обязанность, по‑настоящему дорожили бы своей верой и благостоянием Святой Церкви, очень многих из ошибок и злоупотреблений, засоряющих теперь нашу церковную практику, не было бы. Рожденный от Бога, — как говорит апостол, — хранит себя, и диавол не прикасается к нему (1 Ин. 5, 18). Всеобщая готовность послужить общему делу, чистоте веры и христианской жизни получит благословение от Господа и будет увенчана благими плодами в нашей церковной жизни. Порукой тому может служить переживаемое нами военное испытание. Коварный враг предательски напал на нас и, принимая неожиданность нападения за свою непобедимость, стал было бесцеремонно распоряжаться у нас в стране. Назначал сроки будущих своих побед, взятия наших городов и важных водных рубежей; но, видно, рассчитывал без хозяина. Наши народы по призыву вождя единодушно ринулись на общенародный подвиг; одни бились с врагами на фронте; другие в тылу, превышая всякие нормы и сроки, заготовляли фронту всё нужное для победы. И вот наша Красная армия почти уже дошла до Западной Украины и вступила в Белоруссию, а вдали как будто уже ясно занимается заря победы над людьми-зверями и вместе с нею — радость освобождения от немецкого ига всех имевших несчастье попасть в руки фашистов. Господь, видимо, дает крепость людям Своим. И это укрепляет нашу надежду, что в скором времени Он благословит прочным, долголетним миром люди Своя, самоотверженно отдающия себя за других.
Этот всенародный подвиг, объединивший всех во имя защиты Родины, нам, церковникам, нужно повторить в более тесных границах нашей церковной жизни и самоотверженно трудиться над очищением церковной ограды от всяких нестроений, накопившихся в ней по нашему нерадению. Господь же, неизреченный в милости и хотением не хотящий смерти грешников, да услышит наши молитвы и дарует Своей Церкви единомыслие, мир и великую милость. Аминь.
Епископ Сергий (Страгородский), митр. Антоний (Храповицкий), архимандрит Гурий Степанов (второй справа). Начало 1900 годов
На днях получил я от Вас письмо, в котором Вы оправдываетесь в поминовении М. Сергия и доказываете, что это поминовение необходимо для блага Церкви. С глубоким прискорбием и тяжелым чувством прочитал я это письмо и решил, что мой долг — ответить Вам и выразить Вам свое отношение к этому делу. Я уже давно знаю, что Вы поминали сначала Еп. Филиппа, а потом и М. Сергия, и не написал Вам потому, что все время стеснялся делать Вам указания от своего известного Вам окаянства. Но теперь, когда уже Вы сами пишете об этом, и когда я слышу, что Вы не хотели даже причащать ( . . . . . . . . . . . ) за несогласие с М. Сергием, то теперь голос совести заставляет меня обличить Вашу неправду, на что я никогда не осмелился бы при других обстоятельствах. Я долго молился перед этим письмом, чтобы Господь не дал мне обидеть Вас и чтобы я написал Вам только одну истину.
Пишу Вам, батюшка, и свидетельствую Господом нашим Иисусом Христом, иже хощет всем человеком спастися и в разум истины прийти, что Вы находитесь в великой лжи, самообмане и, что Ваше отношение к Церкви равносильно отступлению от правой веры.
Как же это в такую страшную годину гонений и бедствий Вы могли быть на стороне отступников и гонителей. Как это получилось, что Вы на стороне мирского духовенства, которое почти всегда не спасает веру Христову, но свои ничтожные блага.
Митрополит Сергий объявляет, что в России нет сейчас никаких гонений на Церковь и благодарит Советскую власть за ее благодения Церкви. И это тогда, когда попрана вся святыня и разогнаны почти все монастыри. Почти одновременно с его посланием разгоняется Панетаевская, Орянская.
Этою осенью более двух тысяч монахинь пошло по миру, потерявшие родные обители, в которых спасались целую жизнь.
На праздник Рождества Христова вытаскивали у нас из музея мощи преп. Серафима и над ними издевались и кощунствовали, в то время как вся Церковь с трепетом молится преп. и чтит его святую память.
И вот, когда омраченный мирскою мудростию и ослепленный ересями М. Сергий объединяется с властию и образует без благословения митр. Петра свой Синод, в то самое время, когда мирское духовенство подчиняется раболепно М. Сергию страха ради иудейска, в это время и наши старцы, последняя опора в Церкви, начинает объединяться с предателями и еретиками, забывая и свой пастырский долг и свое монашеское звание.
Вы сами сбились с пути истины и тянете за собой народ. В народе осталась еще кое-какая вера, еще кое-как идут в Церковь и ждут пастырского слова и идут без рассуждения, доверяя Церкви, которая две тысячи лет подает всем спасение и утешение.
И что же. Приходит народ, и Вы его обманываете, делаете вид, что все в Церкви благополучно, да еще и не хочете причащать тех, кто против М. Сергия.
Да понимаете ли Вы что Вы делаете? Понимаете ли, что от Вас отступила благодать, раз вы поддерживаете богомерзкого Митрополита и его синод, который оправдывает все церковные гонения. В старое время он был замешан в грязные истории с Распутиным. В 1913 году, в борьбе с имяславием, он выставил от имени синода и объявил небывалую ересь, что имя Божие есть простой незначащий звук и, что таинства совершаются не именем Божиим. В 1922 году, когда Патриарх сидел в тюрьме и свирепствовала живая Церковь, он вместе с Евдокимом, перешел в живую церковь и напечатал письмо о всецелом признании ее. Когда святейшего выпустили и живая церковь потеряла свою силу, он опять перешел к Патриарху и покаялся. Но не прошло и трех лет, как теперь он опять затеял обновленчество в Церкви, но на этот раз уже с сатанинской злобой и напором.
Вы говорите, что Патриарх делал тоже что-то похожее. Но во-первых, Патриарх делал это лично и никого к этому не принуждал, даже говорил, чтобы делали все по старому; Митрополит же Сергий отбирает от благочинных подписку и налагает прещение за непоминовение. Во-вторых и Патриарха нельзя во всем оправдывать. Он был человек слабый и во многом уступал большевикам, и мы не должны ему в этом подражать.
Кроме того, Патриарх не был еретиком и не переходил в живую церковь. Впрочем, писать об этом долго не стоит. Если совесть позволяет Вам поминать М. Сергия и считать его своим главой, то, значит, убеждать Вас нечего.
Вы — отступники и предатели и на страшном суде будете заодно с теми митрополитами, с которыми объединяетесь сейчас.
На Вас не подействовало ни отложение от М. Сергия многих епископов, ни возражения духовных чад. Я, грешный, не был у Вас с самого лета; все надеялся, что Вы еще не все знаете и что заблуждаетесь случайно. Теперь по всему вижу, что Вы сменили православию, и потому не говел у Вас не в Филиппов пост, ни на Рождество Христово.
Через Вас не могу приехать в . . . . обитель, к которой привязан всем сердцем, и в которой уже несколько лет подряд встречал и Рождество и Пасху. Думаю, что от Вас отступила благодать, и что у Вас не совершается правильно таинство.
Вместо того, чтобы объяснять истину своим чадам духовным, Вы их больше затемняете и ведете к погибели. Вы знаете, что от М. Сергия отложились митр. Агафангел, митр. Иосиф Ростовский, Иерофей, Алексей Воронежский, епископ Серафим Углический, епископ Варлаам, Евгений, Виктор; в Петербурге еп. Дмитрий Гдовский и Сергий Нарвский; в Сибири: еп. Дмитрий Томский и еп. Евсевий и др.
Вы знаете как осуждают М. Сергия — Серафим Звездинский и Арсений Чудовский. И ничто на Вас не действует.
Могут ли подействовать мои слабые и ничтожные слова, Вы сами знаете всю мерзость и ничтожество. Мне ли учить Вас и наставлять. Но чувствую, что я должен объяснить Вам свое отношение и делаю я это с тяжелым усилием и почти со слезами.
Столько лет я окормлялся около Вас и умилялся сердцем слыша Ваши простые и спасительные, и святые слова, и видя Вашу подвижническую жизнь. Через Вас я почувствовал все благоухание иноческой жизни, и через Вас непрестанно поучался постоянному вниманию себе и подвигу молитвенному. После общения с Вами надолго оставался в душе горький упрек самому себе, что живешь не так, как угодно Христу. Образ Вашего лица всегда присутствует у меня в душе, и образ этот сурово обличает всю мою жизнь и дела. Никогда ни от кого я не имел такой духовной ласки и сердечного утешения, как от Вас. И вот, как теперь радуется сатана. Какое веселие теперь у врага нашего спасения. Враг одержал победу над нами, расторгнул союз любви, обманул Вас и завел в тьму отступления, а меня лишил наставника, отца, духовника, утешителя и молитвенника.
Вспоминая историю Церкви, вижу, что часто так бывало, что духовные дети оставляли своих духовных отцов заблудившихся, полагая свое спасение не во временных благах от еретика митрополита, но в вечной жизни от Господа Иисуса.
Сами же Вы научили нас идти тесным путем, а не широкими вратами, иже к гибели. Сейчас большинство духовенства идет за Сергием, не из-за сочувствия, а из-за своей шкуры, и только немногие исповедники поддерживают истинное единство Церкви. Исповедников всегда было мало, а предателей всегда было большинство. Это и есть широкий путь, на который Вы встали. Я же и без того погибающий и омраченный грехами человек. Вы предстанете перед Вечным Судьею со своими многолетними подвигами, с постоянными постами и молитвенным бдением. Может Господь и простит Вам Ваше отступление за Ваши труды и подвиги.
У меня же никаких трудов и подвигов нет. Не умею ни молиться, ни внимать себе, ни отвечать на зло добром. С чем же предстану пред Господом, когда разгорнутся книги и будет прочтена вся мерзость и греховная тьма. Какой свой подвиг вспомню и какую молитву приведу в оправдание. Каждая секунда жизни моей полна лжи и злобы, лености и злохуления. С чем предстану в последний день, если и православия не соблюду и отеческия объятия отвергну.
Господи — молюсь я теперь, — если я блудник, если я в лености все свое житие иждих, если я озлоблен и потемнел от греха, то Ты всевидящий знаешь, что не отступил от Тебя, что не объединился с еретиками и с хулителями Твоего сладчайшего имени, что я сохранил правую веру, которую ты нам даровал по неизреченной милости.
Аще убо вера яже в Тя спасает все отчаянные, се верую, спаси мя, яко Бог мой Ты еси и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой. Не взыщи дел отнюдъ оправдающих мя. Но та вера да довлеет мне вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя.
Что же будет со мною, если и веру не соблюду и объединюсь со служителями сатаны?
Плохой я монах, но монашеский образ чту от глубины сердечной и с ужасом содрагаюсь, когда вижу, что монахи из-за временных благ поминают на Божественной Литургии служителей сатаны и не имеют мужества прервать общения с еретиками. Еще раздаются хитрые слова о церковном единении и послушании. Да кому же нужно единство во лжи и какого Вам еще единства надо, если первостоятель русской Церкви митрополит Петр — жив и даже терпит еще изгнание за правду.
Монах не должен спорить, если ему говорят о монастырском послушании. И тут, если игумен скажет: «лезь в помойную яму», инок должен это выполнить беспрекословно. Но нет и не может быть послушания в вере.
Если игумен скажет: «плюнь в икону», то тут задевается вера, и инок ни в каком случае не должен его слушать. И если Вам говорят: «поминайте еретиков», или «объединяйтесь с врагами Христа», то Ваше послушание будет погибелью, и тут не послушание, а предательство Христа. За веру никакой Епископ и никакой игумен не может взять ответственность на себя, снявши ее с подчиненных.
Надо откладываться от М. Сергия именно потому, что он еретик. Еретику нельзя оказывать послушания. Ну вот, написал я Вам все, что я думаю. И чувствую — в пагубное дело завлек нас сатана. Приехать к вам и взять у Вам благословение, а наипаче принять от Вас таинство — по чистой совести не могу.
Думаю, что нынешнему духовенству, пошедшему за Сергием придется каяться, как оно уже каялось один раз после того, как изменило Патриарху, когда он сидел в тюрьме. Также и Вы можете быть приняты в церковное общение только после того, как Вы принесете чистое сердечное раскаяние перед каким-нибудь из православных епископов, оставшихся верными Церкви. До тех пор причащающиеся у Вас причащаются тьмою, и Вы ответите за них в день Судный. Прискорбно, что Вы пошли за мирским духовенством. Им все равно кого поминать. Придет время — ни один из этих предателей не станет защищать М. Сергия. Им все равно, кому и в чем каяться. Однако страшно не за них, а за себя. Что будет с нами, когда предстанем перед престолом славы и не сможем сказать даже того, что были православными.
«Объятия отча отвести ми потщися. Блудно иждих мое житие. На богатство неиждиваемое взирая щедрот Твоих, Спасе, обнищавшее мое сердце ныне не презри. Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою».
Прости меня, честный отче, — не хотел я обидеть тебя, видит Бог — не хотел, но хотел лишь правды. Бог пусть рассудит нас.
Автор: Монахиня Вера. Дата публикации: . Категория: Архив РПЦЗ.
Пошла последняя неделя нашего пребывания в эфире. Сегодня мы выполним просьбу нашего слушателя и передадим еще одно историческое интервью – вы услышите голос четвертого главы Русской Зарубежной Церкви митрополита Виталия.
Приблизительно в 90-ом году прошлого века, сотрудник русской секции Международного Канадского радио Евгений Соколов записал интервью с митрополитом Виталием по поводу прошедшего тогда Синода. Речь в интервью идет об истории отношений с Московской патриархией.
Прошло чуть более полутора десятка лет, и Московская патриархия поглотила Русскую Зарубежную Церковь, за исключением тех приходов, которые перешли в другие юрисдикции или основали свои. Но тогда всё было иначе.
Вот уже почти неделю весь мир следит за тем, что происходит в Маалюле — на древней христианской земле, где сегодня христиане страдают за веру, — так же, как и по всей Сирии.
«Радикалы вынуждали нас принять ислам!»
Христиане, бежавшие из Маалюли в Дамаск, говорят, что вошедшие в город моджахеды называли местных жителей «крестоносцами» и под дулом пистолета принуждали их принимать ислам.
На фото - Отпевание убитых дамасских христиан
Мария — очевидица событий, которая присутствовала в Дамаске на отпевании трех христиан, погибших в ходе боевых действий в Маалюле, — сообщила, что моджахеды, подорвав КПП правительственных войск, «вошли в город с западной стороны, выкрикивая: “Джабхат ан-Нусра[1] грядет за вами, крестоносцы!”».
Также она рассказала, что боевики «оппозиции» более трех часов оставались на главной площади городка, снимая происходящее на видео, выкрикивая такбиры[2] и стреляя в воздух.
В церемонии прощания с убитыми принимали участие сотни жителей столицы и окрестных городов. Процессия во главе с музыкантами прошла по христианским кварталам Дамаска и сопровождалась неустанной стрельбой в воздух — тем самым служащие Сирийской Армии отдавали последнюю честь павшим. Автоматные очереди заглушили слова, скандируемые толпой: «Маалюля — это рана Христа!»
Город Маалюля, находящийся в каламунском районе в 55 километрах к северу от Дамаска, известен своими христианскими святынями. Будучи одним из наидревнейших мест паломничества христиан, город был внесен и в список главных туристических объектов Сирии. Вместе с тем, Маалюля — крупнейший в мире населенный пункт, жители которого до сих пор общаются на арамейском языке, на котором в Своей земной жизни говорил Иисус Христос. В городе проживают 4500 человек — в большинстве своем католики, однако живут здесь и чада Антиохийской Православной Церкви: в Маалюле находится знаменитый на весь мир православный монастырь святой равноапостольной Феклы, которая долгие годы подвизалась на том месте, где он расположен.
Монастырь св. Феклы
Организация «SyriaHR Observatory» заявляет, что множество молодых христиан Маалюли влились в ряды ополчения, выступающего на стороне правительства и защищающего городские кварталы. После начала боевых действий в Маалюле к ним присоединились и дамасские христиане из «Сил национальной обороны» — подразделения, также созданного в помощь правительственным войскам.
Обстрел крестов и принуждение к исламу
В интервью христианскому порталу «Calam1», Аднан Насралла (62 года), также присутствовавший на отпевании погибших, сообщил, что утром в среду он слышал тот самый взрыв, который уничтожил арку в воротах города.
Обстрел Маалюли
«После этого я увидел людей в повязках, на которых было написано “ан-Нусра”», — говорит Аднан, подчеркивая, что упомянутые им бойцы стреляли в возвышающиеся над храмами и монастырями кресты. Насралла также стал очевидцем того, как моджахеды «приставили пистолет к голове одного из соседей, издеваясь над ним и понуждая его к объявлению своего обращения в ислам».
Аднан рассказал и о том, что сам он провел 42 года в Вашингтоне, где владел рестораном «Маалюля». В начале марта он возвратился на родину, чтобы провести здесь остаток жизни: «Была у меня мечта заняться туристическим бизнесом в своей стране. Я построил маленькую гостиницу и ветряную электростанцию для жителей Маалюли. Но все ушло на ветер».
Яд враждебности
По словам Аднана, главная трагедия Маалюли состоит в отношении мусульманского населения к произошедшим событиям.
«Женщины выходили на балконы, выкрикивая приветствия моджахедам, а с ними были и их дети. Тогда-то мы и поняли, что наша дружба была поверхностной», — продолжает он, но его сестра Антуанетта против обобщения, сделанного братом: «Это все беженцы из Харасты и Домы, которых мы приняли в нашем городе. Именно они посеяли яд враждебности среди местного населения, — особенно в юношеской среде».
Другая жительница города — Раша — рассказала о том, что ее жених Атиф, сражавшийся в строю народных ополченцев, защищавших Маалюлю от боевиков, был похищен «оппозиционерами».
В субботу, узнав в Дамаске о новостях Маалюли, невеста позвонила на мобильный номер жениха. «Мне ответил один из них, — говорит девушка, — со словами: “Привет, Рашруш!.. Я из Сирийской Свободной Армии!” Я спросила его: “Где Атиф?” Тогда он сказал мне: “Мы его зарезали”». Раша добавила, что она предлагала выкуп за любимого, но ее собеседник заметил: «Мы не шутим — мы зарезали его! Он был одним из “шаббихи”[3], к тому же вооружен. Мы предложили ему принять ислам — но он отказался». После этого девушка связалась с госструктурами, где узнала, что «Атиф был похищен с другими бойцами», и что «они все еще живы». Юноша был одним из шести похищенных ополченцев, судьба которых и по сей день неизвестна.
Бои в Маалюле 7 сентября 2013 года. Фото: SANA / UPI
В то же время источник из сирийской службы безопасности сообщил Франс-пресс, что в Маалюле до сих пор не прекращаются сражения. И это несмотря на то, что вооруженная группировка «Джабхат тахрир ал-Каламун», состоящая из нескольких полков, во вторник заявила, что готова покинуть населенный пункт — с условием, что в него не войдут правительственные войска.
«Джабхат тахрир ал-Каламун» — одна из главных, наряду с «Джабхат ан-Нусра», группировок, участвовавших в маалюльском сражении против правительственных войск и отрядов ополчения. Эти «оппозиционеры» и захватили город.
В видеоролике, опубликованном в Интернете, представитель «Джабхат тахрир» говорит: «Во избежание кровопролития и для возвращения беженцев в свой город Свободная армия провозглашает нейтральность территории Маалюли в войне между Свободной армией и армией режима с тем условием, что последняя не вступит в город».
Что будет, когда государство ослабеет?
7 сентября жители Маалюли отправили письмо в Конгресс США, — об этом сообщил другой христианский арабский портал, Linga.
«Террористы и убийцы... атаковали город, нарушив безопасность домов, монастырей и церквей, оскверняя иконы, требуя, чтобы люди оставили свою веру и перешли в ислам. Это преступность, направленная на христианские города, и терроризм, обращенный на христиан, и это — только часть большого плана вытеснения христиан от наших родных очагов.
Такое происходит сейчас, когда государство еще сильно. Но что же будет, когда оно ослабеет, когда ВВС США будут бомбить Сирию?»
Известно, что с начала этой самой кровопролитной в XXI веке войны в Сирии уже разрушено более 30 церквей: 10 в провинции Хомс, 7 — в провинции Алеппо, 5 — в Дамаске, 5 — в провинции Дэйр-эз-Зор, 3 — в Латакии, 2 — в Идлибе и одна — в Ракке.
Женщина-христианка у столба. У ее ног надпись: «У того, кто не плюнет в эту женщину, нет чести». Фотография сделана в «освобожденном» Сирийской свободной армией районе Алеппо
Каково будущее христианства в стране, где жили первые христиане? Что будет завтра с Антиохийской Церковью?
[1] Джабхат ан-Нусра — террористическая исламистская организация, созданная 23 января 2012 года во время гражданской войны в Сирии. Первоначально сотрудничала с т.н. Свободной сирийской армией, выступающей против действующего правительства Сирии.
[2] Allhu Akbar («Аллах — величайший»). Такбир используется, в том числе, и как боевой клич.
[3] Шабиха — военизированные проправительственные формирования в Сирии.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В последние время мы стали свидетелями распространения в среде православных христиан некоего особого учения, некой идеологии, которую кратко можно назвать идеологией лаодикийства, или лаодикийским учением.
– Первый вопрос касается вашей новой должности епископа Австралии. Почему Свободная Сербская Православная Церковь Австралии решила разорвать общение с Сербской православной патриархией?
– В прошлом основной причиной разделения между свободной Сербской Православной Церковью и Белградом являлось то, что коммунистический режим навязывал себя патриархату. Были и другие причины, например, сербы за рубежом почти все были монархистами. Кроме того, власти Тито организовали экспансивную клеветническую кампанию против сербов за рубежом. В 1963 году за рубежом свободные сербы отделились от патриархата, и была создана Свободная Сербская Православная Церковь, которая в тот момент собрала большую часть верующих в США, Канаде и Австралии. Все это было достигнуто благодаря денежной помощи, которую сербы собрали заграницей самостоятельно, без какой-либо помощи со стороны патриархии в Белграде. В 1991 году, после падения коммунистического режима, было достигнуто примирение между Свободной Сербской Православной Церковью и Сербской патриархией. Это было, однако, только литургическое единение: они установили взаимное общение, но без какой бы то ни было формы административного объединения. Два года назад Белград решил объединить Австралийскую епархию Свободной Церкви и Сербскую православную патриархию. Это не было принято верующими, отчасти из-за некоторых экуменических действий Патриаршего епископа. Таким образом, свободная сербская община, опираясь на правовые акты Свободной Сербской Православной Церкви Австралии, порвала с Сербской патриархией. Они избрали меня своим новым епископом в декабре прошлого года, хотя и без моего предварительного согласия. Тем не менее, это было предпринято в соответствии с правовым положением Свободной Сербской Православной Церкви Австралии. У нас есть монастырь, епископская епархия, летний лагерь для детей, кладбища, большой конференц-зал, а также крупнейший православный собор в Австралии, которые обслуживаются также и патриархальным духовенством, и на данный момент это так и останется, это не для нас, чтобы изгнать их.
– В последние десятилетия в ваш Синод перешли различные монастырские и приходские общины из других церковных юрисдикций. Так обстоит дело, например, с историческим мужским монастырем Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) в Лондоне. Как вы объясните эти приобретения?
– Желающими перейти в Синод Противостоящих из РПЦЗ было два монастыря в Англии (Братство святого Эдварда Мученика и монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы), один в Канаде, два прихода в Калифорнии и часть прихода в Нью-Йорке, которые сформировали новые приходы под юрисдикцией нашего Синода. Они пришли к нам незадолго до объединения между Русской Православной Церковью Заграницей и Московским патриархатом. Различные учреждения старой РПЦЗ не захотели идти в московскую юрисдикцию в 2007 году. Они отказались от всех привилегий, которые могли бы получить от объединения, и примкнули к нашему Синоду и к нашей сестринской Церкви под председательством митрополита Агафангела, который продолжает традиции исторической РПЦЗ, вдали от общения с Москвой. Эти люди приняли бы объединение, только в том случае, если бы Московский патриархат вышел из Всемирного совета церквей и отказался от экуменической политики, и если бы четко осудил свое прошлое, свою юрисдикцию как советское учреждение.
Эти общины образованы, и до сих пор приносят значительные жертвы: очень многие священники потеряли свои дома, церкви и заработную плату, и они должны были искать светскую работу для поддержания своей семьи, несмотря на то, что они священники. Ради чистоты православного вероучения они не боятся этих жертв.
– Вы также являетесь местоблюстителем Православной Церкви в Южной Осетии, которая оказалась пограничной между Россией и Грузией в церковном и политическом отношении. Пиком этих конфликтов явилось отравление вашего предшественника в Южной Осетии несколько лет назад. Какова ситуация православия в этой стране, учитывая ее захват Москвой и Тбилиси?
– Международное сообщество считает Южную Осетию частью Грузии, хотя страна провозгласила свою независимость в 1991 году, к концу советской диктатуры. Мы имеем дело со страной, которая пережила более двадцати лет войны с Грузией из-за своей борьбы за независимость. Эта ситуация привела к этническим чисткам с обеих сторон. Последний конфликт был в 2008 году, когда Южная Осетия попала под перекрестный огонь между Россией и Грузией на своей собственной земле. Православные храмы Южной Осетии провозгласили свою независимость от Грузинской патриархии в 1991 году, но Москва продолжает рассматривать этот регион как каноническую территорию Грузинской патриархии. Тбилиси также назначил номинального епископа для Южной Осетии, но он не может въехать туда, поскольку граница полностью закрыта. Другими словами, без нашего Синода страна была бы без епископа и без священства в течение более двадцати лет, даже до сегодняшнего времени.
– Как началось ваше взаимодействие с Южной Осетией, и как оно развивается?
– Вначале Русская Православная Церковь за пределами России и осетинского государства вместе с приходами страны обратились к нам с тем, чтобы мы помогли разрешить создавшуюся ситуацию. Мы взяли на себя Церковь. Мы хиротонисали молодого русского монаха с осетинским происхождением, Георгия (Пухаева) из Алании, во епископа и поставили его главой этой христианской общины. Он буквально возродил Православную Церковь в Южной Осетии. После более чем полувековой советской диктатуры не было ни одной открытой церкви во всей области, кроме этой. Однако епископ Георгий был преднамеренно отравлен, и впоследствии он вынужден был уйти за штат, несмотря на свой юный возраст, из-за разрушительного воздействия на здоровье. Он попросил меня занять его место. Южная Осетия – это миссионерская область с населением не столь многочисленным, сколько многонациональным: осетины (70%), русские, грузины, греки, чеченцы, армяне, евреи, черкесы и турки. Четыре наших церкви, древние византийские здания (одно известно с 9-го века, три – с 11-го), в катастрофическом состоянии. Другие датируются 16-м веком и нашим столетием. Никто не хочет восстанавливать древние церкви в связи с политической ситуацией. Действительно, я обратился в ЮНЕСКО за помощью, но безрезультатно. У меня также был официальный разговор с главой государства, так как эти церкви могут быть реальными объектами для туризма. В последнее время немного денег для их восстановления прибыло из Москвы, благодаря интересу президента Медведева. Что касается России, патриарх Кирилл признал, что мы являемся единственной православной юрисдикцией, которая может работать в этой области. Он признал это так же, как и посол из Южной Осетии в Москве.
Выдержки из недавних выпусков "Православной Традиции":
Архиепископ Серафим (Константин Николаевич Свежевский) родился 14 авг. 1899 г. в г. Проскурове Каменец-Подольской губернии. В 1909 г. он выдержал экзамен и был принят в Одесский кадетский корпус, собираясь продолжать семейную традицию служения отечеству.
В Свято-Иоанновском женском монастыре Одесской епархии (РПЦЗ) в селе Егоровка 20-21/сентября (н. ст.) 2013 г. торжественно отмечали Престольный Праздник – Рождество Пресвятой Богородицы, поскольку главный храм обители назван в честь этого церковного События.
20 сентября (н. ст.) вечером состоялось Всенощное бдение, которое возглавил, по благословению Первостоятеля Церкви – Высокопреосвященнейшего Митрополита Агафангела, Его Преосвященство, архиепископ Георгий Кишиневский и Молдавский. Ему сослужили монастырский священник - иеромонах Макарий (Фостер), а также иеромонах Алексий (Калоев) и иеромонах Дула (Патоска) из Молдавской епархии. На службе присутствовал иерей Георгий Олейник из Одесской епархии.
Наша Матушка Макрина недавно вернулась из Сербии, где провела почти три недели в сербском монастыре св. Иоанна Предтеча Нови Стьеник с которым мы в течение последних 5-илет поддерживаем самые близкие, дружественные отношения. Монастырь находится в очень отдалёном месте, высоко в горах. Жизнь там суровая, по-настоящему подвижническая. Когда сёстры начали на этом месте не было никаких удобств: ни воды, ни электричества. Теперь они постепенно, по мере сбору средств и возможностей трудников-друзей монастыря, обустраиваются. Природа там изумительно красивая, дует свежый, горний ветерок, и так тихо-тихо, что слышно как травка колышится. Мы надеялись, что пару недель в этом благодатном месте помогут здоровью нашей Матушке, и решили туда съездить вскоре после праздника св. апп. Петра и Павла. С этого лета появились очень дешевые авиа билеты с местного аэропорта "Beauvais" прямо в Белград, что значительно облегчило устройство поездки для Матушки, финансово, и практически. В нашу группу вошли Матушка, послушница с. Анастасия, две леснинские паломницы Маша и Лиза, и я.
В Белграде нас встретила моя тёзка и близкий друг, Матушка Игумения Евфросиния, и устроила на ночлег под Белградом, в гостинице своих друзей, на самом берегу Дуная. Нас прекрасно приняли и вкусно кормили на террасе прямо над Дунаем.
На следующий день, воскресныйи, и праздник Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, мы были на Утрене и Божественной Литургии в новом храме в местечке "Утешителево". Служил о. иером. Максим, которого, как многие знают, в прошлом году сильно избили подосланные разбойники. Он всё еще похрамывает и переломанную ногу придётся еще оперировать, но слава Богу, поправляется и служит.
Собралось много молящихся, пожелавшие повидать и познакомится с Матушкой. Наши сербы провозгласили Матушкин приезд "историческим", так как впервые с1950 года и отбытия леснинских сестёр из Белграда, в Сербию приехала Леснинская игумения. Сербы чтут память нашей основательницы, преп. Екатерины, знают о её роли в востановлении женского монашества в Сербии, а также всегда с благодарностью вспоминают, что именно в Леснинском монастыре состоялась хиротония вл. Акакия. Матушка всех благословляла иконочками.
С группой прихожан после трапезы.
Матушку больше всего распрашивали о свят. Иоанне Шанхайском и свят. Филарете, которых она хорошо знала. Свят. Иоанн постригал Матушку в рясофор в1960 году, а со свят. Филаретом она очень много общалоась в те годы, когда Владыко всё лето, от Троицы до Успения проводил в Леснинском м-ре. Вечером маленькая группа собралась у чтеца Уроша для дальнейших бесед.
Матушка и сыночки Уроша, Иван и Илья.
Утром мы тронулись в путь в горы, к монастырю. После городка Деспотовац, названы в честь небесного покровителя этого края, св. короля Стефана Деспота, прозванного также "Высоким", мы свернули в Мильковский монастырь, который в20-30-х годах был населён русскими монахами-изгнанниками, и где настоятельствовал известный схи-архимандрит Амвросий (Курганов), оптинский монах.
В своих трогательных воспоминаниях о своём духовном наставнике покойный вл. Архиеп. Антоний (Медведев) Сан Францисский прозвали его "Немноголетним Старцем", так как ему еще 50-и не было когда он скончался.
В этом монастыре принял монашеский постриг свят. Иоанн Шанхайский, и еще несколько архиереев РПЦЗ: еп. Леонтий и архиеп. Антоний (Бартошевич), выше названный вл. Антоний Сан Францисский, вл. Антоний Лос Анжелосский, известный литургист о. архим. Киприан Керн, музыковед Иван Гарднер и другие известные деятели русского церковного зарубежья. Здесь несколько лет подвизался многолетний духовник нашего монастыря, о. Никандр-валаамец. Сюда приезжала наша третяя игумения, Матушка Феодора (кн. Львова), советоватся с о. Амвросием и за благословением на поступление в монастырь. Через неё к нам перешли некоторые богослужебные особенности Мильково. Было большой радостью там побывать и поклонится могилке о. Амвросия. В этом году как раз исполнилось 80 лет со дня его кончины.
Всё там сохранилось почти как было в те годы, война мало тронула эту часть Сербии.
Нас очень радушно приняли игумения Ангелина и монахиня Феофания.
Сегодня в Мильково живут 4 старых монахинь, сравнительно не давно переведенные туда из монастыря Манасия. Эти сёстры-- последние из сестричества, которые образовалось в Мильково после распада русского братства в связи с кончиной приснопамятного старца Амвросия. К нашей радости они помнили о Леснинском монастыре и его значения для Сербии. После Мильково мы заехали в исторический монастырь Манасия.
Это большой монастырь-крепость, известный еще со средних веков, где хранились сербские летописи и другие древние памятники литературы во время турецкого ига, и который стал крупным центром сербской письменности и образования. Там похоронен св. Царь Стефан Деспот-Высокий.
Уже у самого подножия гор, в которых находится Монастырь Нови Стьеник, нас угостил сербской "чорбой"- остреннькой, перчённой сербской ухой и свежою фарелью из горной речки, о. Стефан, брат Матушки Евфросинии, и старый друг нашего монастыря, в деревенском ресторанчике, устроенном в старой мельнице.
Через всё заведение текла горняя речка, образуя маленькие водопадики.
На следующее утро мы наконец-то начали подниматся в горы. Ехали в монастырском джиппе.
В начале дорога еще боее-менее сносная, но к концу она становится совсем крутой, и простая машина с трудом проехжает. По дороге встречаются леса и луга, источники.
Эти горы и леса частично относятся к государственному заповеднику, частично являются частной ообственностью. Проложены тропинки для скалолазов и любителей походов, устроенные охотничие избушки, места для перевалов, и даже поклонные кресты.
Наконец-то мы добрались к монастырю.
Матушку поселили в новой гостинице, в которой более "цивилизовано".
Наши паломницы, вместе с Михаилой, дочерью о. Стефана, сразу полезли на вершину скалы Микуль, которая поднимается прямо за монастырём.
Виды потрясающие. Этот край-- одна из последних диких, почти нетронутых местностей Европы.
Собирали горние цветочки и растения.
Монастырский храмик совсем маленький и очень уютный. Эликтрического освящения нет-- только свчеи и лампады.
Летом сёстры вычитывают полунощницу, утреню и 1-й час в 2 час утра. После отдыха, в 8 часов бывает завтрак. Обед, для тех которые не ушли в поля или на огороды, в 2 часа. Другие трапезничиют когда возвращаются с работ, до вечерни, которая зависит в большой степени от послушаний. Где-то в 6-7 вечера сёстры вычитывают вечерню и повечерье. Работы очень много, так как сёстры должны запастись всем, чем только могут на зиму. Снега здесь начинаются в октябре и часто лежат до мая. Целыми неделями и месяцами их полностью заносит, так, что никак не пробраться, даже снегоходом. Кругом воют волки, выходить опасно. Сёстры обрабатывают большие огороды, косят сено для своих коровки, телёночка, бычка и ослика. Есть курочки и пару ульей. Когда есть возможность, собирают дикие ягоды, сливы, абрикосы, которых очень много в этих горах, травы-- душицу и тысячелиственник, шиповник, а осенью-- грибы.
Мы с ними вместе провели праздник св. Царственных мучеников. Давно я этот день не встречала с таким духовным подъёмом. Сербские сёстры так умилительно пели, и везде, где в службе поминается русский народ, добавляли "и сербский народ".
Было так радостно, что Царь-Мученик не забыт в Сербии, которую он считал братской, православной страной, и ради которой он вступил в войну с Германией. Потом был праздничный завтрак, после которого наша Матушка провела с сербскими сёстрами беседу, рассказывая о нашем монастыре и о своём монашеском пути. Посидели на монастырской кухне, и познакомились с другими насельниками монастыря.
К сожалению, Леснинский женский монастырь во Франции, который всегда принадлежал РПЦЗ, теперь перешел в юрисдикцию РИПЦ.
"В чем состоит роль Божией Матери, Приснодевы Марии, в деле человеческого спасения? Каково Ее место в Священной истории? Этот вопрос имеет большое значение, потому что многие христиане, веруя во Иисуса Христа и признавая Его Сыном Божиим, одновременно отрицают роль и значение Его Пречистой Матери для нашего спасения. Эта позиция обосновывается тем, что в Евангелиях встречается не слишком много повествований о Деве Марии. Историю Богородицы Церковь знает из устного Предания, которое восходит к ранним христианским общинам апостольского века и дошло до нас, передаваемое из уст в уста, из поколения в поколение.
В момент Благовещения Пресвятой Богородицы, отзываясь на обращение Бога к людям, Дева Мария от имени всего человеческого рода и для его спасения ответила кротким согласием.
Без согласия человеческого рода Бог не мог прийти в мир и вочеловечиться. И когда в Назарете Архангел Гавриил явился Деве Марии с благой вестью о том, что от Нее родится Сын Божий, Она ответила с покорностию воле Творца.
То был Ее личный ответ на Божий призыв. Но ведь Она — одна из нас. И, подобно тому как мы через общечеловеческую солидарность и преемственность связаны с Адамом и с совершенным им грехом, точно так же мы связаны и с Богородицею, чьи слова прозвучали от имени всего человеческого рода. Не будь этого ответа, не было бы Воплощения Сына Божия и Сына Человеческого. Без Своей Пречистой Матери и против Ее воли Иисус Христос не смог бы искупить грехи мира.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) следующим образом описывает роль Богородицы в деле Воплощения: «Божественное тело Богочеловека зачалось божественно и родилось божественно. Дева совершила рождение, будучи во время рождения преисполнена духовной святейшей радости. Болезни не сопровождали этого рождения... Богоматерь была тем единственным сосудом, в который Бог вселился самым существом Своим».
Материнство — одна из величайших ценностей человеческой жизни. Мать не только дает ребенку жизнь, что само по себе уже является тайной бытия, но и передает младенцу любовь, с которой ничто не сравнится. Материнская любовь — это высшее проявление любви одного человека к другому.Богу было угодно, чтобы тайна материнства соединилась с тайной спасения.
Если бы не было Девы Марии, то не было бы и спасения.
Но и Сама Божия Матерь очень многое получила от Своего Сына.
Как свидетельствует церковное предание, еще до Своего рождества Дева Мария была предочищена Духом, так что последствия первородного греха на Нее не распространились (римско-католическое вероучение и "предание" - ред.). Это особое действие Божией благодати одновременно сочеталось и с особыми нравственными усилиями Самой Девы Марии.
Выше мы кратко говорили о событиях, связанных с рождением и отрочеством Пресвятой Богородицы, известия о которых донесло до нас древнее христианское Предание.
Из Священного Писания мы знаем о Благовещении Пресвятой Богородицы, о Рождестве в Вифлееме от Девы Марии Иисуса Христа и о принесении Царицей Небесной Богомладенца в Иерусалимский храм на сороковой день после Его рождения.
Спасая Богомладенца Христа от Ирода, Мария вместе с Иосифом Обручником бежит в Египет, но впоследствии Святое семейство возвращается на родину. Евангелист Лука повествует о том, как в отрочестве Иисус был приведен Своею Матерью и Иосифом Обручником в Иерусалим, где в храме беседовал со старейшинами и книжниками, поражая их Своею мудростью.
Потом мы встречаем Божию Матерь на брачном пире в Кане Галилейской, где Спаситель совершил Свое первое чудо, превратив воду в вино.
Мы видим Божию Матерь предстоящей у Креста Господня вместе с любимым учеником Спасителя Иоанном, которому Иисус препоручает Свою Мать. Вместе с тем Ей в лице Иоанна усыновляются и все ученики Спасителя. Мария становится Матерью учеников Иисуса, а значит, и Матерью всей Церкви.
Дальнейшие сведения из жизни Пресвятой Богородицы также доносит до нас церковное Предание. После Воскресения и Вознесения Спасителя Дева Мария живет вместе с Его любимым учеником Иоанном, участвует в Соборе апостолов в Иерусалиме. Предание свидетельствует также о Ее блаженной кончине, именуемой на языке Церкви Успением. Покинув этот мир, Она не была предана земле, но тело Ее чудесным образом исчезло — Божия Матерь была принята Своим Сыном с душою и телом в Небесное Царство. И ныне Она пребывает со Христом и неразлучна с Ним. Почитание Божией Матери основывается на изначальном в христианской общине понимании особого значения Пресвятой Девы для спасения человеческого рода, на Ее личной святости, превышающей святость кого-либо из людей, и даже ангелов. Господь спасает мир вместе со Своей Матерью. Ни в церковном Предании, ни в евангельских повествованиях Она не выступает в качестве Той, на Которую направлена спасительная миссия Ее Сына, ибо Она уже предочищена Духом Святым от влияния первородного греха (такого ни в Евангелии, ни в Священном Предании нет! Латинская ересь!). А иначе и быть не могло, ибо безгрешный Бог не мог соединиться с помраченной грехом человеческой природой. Он был во всем подобен нам — кроме греха. И когда говорится о воссоздании во Христе первозданной природы человека, то имеется в виду то, что Спаситель, получив от Своей Матери непомраченную грехом человеческую природу, не повторил грех Адама, но подчинив Свою человеческую волю воле Божественной, в Самом Себе осуществил первоначальный замысел Творца о человеке, уподобившись Богу, став «вторым Адамом».
Именно поэтому мы обращаемся в молитве к Пресвятой Богородице с теми же словами, что и в молитве к Ее Сыну: «спаси нас», в отличии от обращения ко всякому другому святому, которого мы просим: «моли Бога о нас». Каждый человек может обратиться к Ней за помощью, как к своей Матери, потому что Ее Материнство распространяется на всех нас. Матерь Божия — Мать всех человеков, любящая нас не меньше нашей собственной матери.
Почитание Девы Марии началось с первых дней существования Церкви. В Назарете сохранился Ее дом, всегда бывший местом молитвы и поклонения христианской общины. В римских катакомбах, где собирались для молитвы первые христиане, на стенах можно обнаружить изображения Девы Марии.
Известный афонский подвижник XVIII века преподобный Никодим Святогорец обращается ко всем нам с таким призывом: «Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце свое к Ней, Царице Небесной, и возблагодари Ее за то, что Она явилась такой готовой на покорность воле Божией, что родила, вскормила и воспитала Избавителя мира, и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Ее предстательство в помощь нам».
Божию Матерь почитают во всем мире, особенно в нашей стране, где так много Ее чудотворных образов.
Мы верим, что над нашей страной особым образом простирается Покров и заступление Божией Матери, Пречистой и Пресвятой Девы Марии".
Между новыми и еретическими догматами Папизма существует и учение о «непорочном зачатии» (immaculata cjnceptio) Богоматери. Согласно этому учению Богоматерь якобы была изъята не только от личных грехов, но и от первородного греха, который передается через естественное рождение всем людям. То есть она была зачата от своих родителей Иоакима и Анны «непорочно», без передачи первородного греха.
Это еретическое учение на протяжении веков отвергалось и великими папскими богословами, как, например, Фомой Авинским. И это потому, что не имеется для этого учения никакого основания в Священном Писании и в Святоотеческом Предании, а говорится лишь об уникальность сверхприродного Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Только Христос родился непорочно, и Он через естественное рождение прервал преемственную передачу первородного греха, поскольку Его собственное зачатие не было естественным, но сверхъестественным. Он не был зачат по желанию и при смешении мужа и жены, но безсеменно «от Духа Святого и Марии Девы». Пресвятая Богоматерь была «превыше мужа» и «превыше брака», то есть не имела мужа и не была в браке, и даже была «безмужной», она не имела супруга, мужа. Иосиф Обручник был лишь ее простым покровителем и опекуном, поэтому, когда он уверился в том, что Богоматерь зачала, даже не зная о чудесном зачатии от Святого Духа, решил ее изгнать: «...хотел тайно отпустить ее» (Мф. 1, 18-19). Богоматерь родила Христа чудесным образом, поскольку Она была девой, но и по рождении дитя она также оставалась девой, то есть она - трижды дева и приснодева: до рождества, в рождестве и после рождения Богомладенца Христа.
Не то же самое произошло во время рождения Пресвятой Богоматери. Несомненно, то, что она родилась чудесным образом от бесплодных и престарелых родителей, Иоакима и Анны, однако же все происходило естественным образом: было соединение мужа и жены, супруги и семени. Богопроматерь Анна не была сверхмужной и сверхбрачной и безмужной, ни девой, она была супругой Иоакима. Зачатие Богоматери не было безсеменным, но из семени отца Иоакима, как и всех людей. Поэтому и Ей был передан первородный грех.[2] Непорочным и сверехъествественным от Духа Святого и без семени зачатие было только рождество Богочеловека Христа от Девы Марии. Оно является единственным безгрешным во всем, совершенно и абсолютно безгрешным. Пресвятая Дева как наследовавшая первородный грех является лишь относительно безгрешной.
Несмотря на это, при наличии стольких ясных церковных учений, утверждаемых и ранее и многими папскими богословами, папа Пий IX не побоялся этого, но самочинно и эгоистично возводит новое учение в догмат в 1854г., о «непорочном зачатии», и вносит новую ересь в прежние ереси папизма. Многие специальные исследователи утверждают, что это деяние подготовило и принятие другой страшной ереси и заблуждения папизма, «непогрешимость» папы, учение, которое принял вскоре II Ватиканский собор в 1870г. То есть Ватикан хотел показать, что папа не связан ни священным Писанием, ни Святоотеческим Преданием, что он может догматствовать вопреки им, поскольку он является «непогрешимым».
2. Тропарь праздника Успения Богоматери не учит о «непорочном зачатии».
Τό τροπάριο τῆς ἑορτῆς
τῆς Κοιμήσεως δέν διδάσκει
τήν «ἄσπιλον σύλληψιν».
Мы в простой и сжатой форме представили еретическое учение папизма и учение Православной Церкви, в которых всякий может обнаружить очень многое для догматического руководства православных богословов и для специальных монографий. Причиной появления нашей краткой и пастырской работы по данной теме стала публикация комментария, который был опубликован в газете «Ορθόδοξος Τύπος» в № 1819 от 12 февраля 2010г. в разделе «Γεγονότα καί Σχόλια» с заголовком «Зачатие «непорочное» и зачатие «безсеменное». Касательно соответствующего комментария, читателем был задан вопрос: разве не плохо то, что мы отвергаем папский догмат о «непорочном зачатии» Богоматери, поскольку в третьем седальне Вечерни праздника Успения Богоматери речь идет о Рождестве через безсеменное зачатие? В действительности кто-то может, если проявит внимательность к тексту тропаря, задаться вопросом и удивиться данной мысли.
Тот же вопрос был поставлен в письме почти в то же время, возможно, тем же самым лицом, которому хотелось, чтобы была некая гарантия для ответа на заданные вопросы, чтобы не было бы более сомнений по этому вопросу и необходимости проявлять осторожность. Во всяком случае, мы стремимся показать, что если бы тропарь, в сущности, давал некий повод для учения о «непорочном зачатии», то это уже было бы замечено папскими богословами и они бы обогатились еще одним оружием против тех, которые отвергают их еретический догмат, в особенности против нашего Православия. При этом они бы говорили, что мы невнимательно относимся к текстам нашего богослужения. Это делали паписты, которые приводили Святых Отцов, в особенности известный папский богослов M. Jugie, однако, они цитаты святых отцов перетолковывали и искажали. Во всяком случае, тропарь, насколько мы знаем, не был ими приводим. В действительности это означает, что в нем не утверждается учение о «непорочном зачатии». Если бы оно подтверждалось, то этот бы тропарь несомненно был бы использован.
Но давайте взглянем на седален и на то, о чем он говорит и каков в нем богословский смысл.
«В Рождестве твоем зачатие безсеменное, во Успении твоем мертвость нетленная, чудо в чудеси сугубо стечеся, Богородице: како бо Неискусомужная Младопитательница чиста сущи? Како же Мати Богу мертвоносна мироухающи Тем же со Ангелом вопием ти: радуйся, Благодатная»
Κάθισμα. ῏Ηχος γ´. Τήν ὡραιότη-
τα
᾿Εν τῇ Γεννήσει σου σύλληψις
ἄσπορος· ἐν τῇ Κοιμήσει σου νέ-
κρωσις ἄφθορος· θαῦμα ἐν θαύματι
διπλοῦν συνέδραμε Θεοτόκε. Πῶς
γάρ ἡ ἀπείρανδρος βρεφοτρόφος
ἁγνεύουσα; Πῶς δέ ἡ μητρόθεος
νεκροφόρος μυρίζουσα; Διό σύν τῷ
᾿Αγγέλῳ βοῶμεν σοι· Χαῖρε ἡ Κεχα-
ριτωμένη.
Проблему составляет начальная фраза «В Рождестве Твоем» и в особенности, или главным образом «Твоем», которая однако, как мы научаемся составленным текстом, не является субъективным, но является объективным...
То есть не следует истолковывать «когда была рождена», но «когда родилась». То есть это в данном случае понимается так:«В Рождестве Сына Твоего», когда ты родила своего Сына, Христа, а не «когда Ты была рождена» от Иоакима и Анны. Несомненность такого истолкования подтверждается из последующей определяющей фразы «зачатие безсеменное», которое вполне ясно указывает на рождество не Богоматери от Иоакима и Анны, где было семя, но на Рождество Христа от Богоматери, Которое было без семени, «безсеменное», от Духа Святого. Никогда вплоть до сего времени, даже паписты не дерзали утверждать, что Рождество Богоматери от ее родителей было безсеменым. Следовательно «В Рождестве Твоем зачатие безсеменное» истолковывается так: «Во время Рождества Сына Твоего зачатие было безсеменным».
Тропарь праздника святых Праотцев, в среду до Недели Рождества Христова, говорит вполне ясно, что Пресвятая Дева родилась «от семени» ее родителей, в то время как само Рождество Христа безсеменное. «Прославляются в славе Святые, яко из семени их сущи плод родила безсеменно и славна». Также в известном богородичне (догматике) вечерни 1-го гласа говорится, что Богородица зачата от людей: «Всемирную славу от человек прозябшую и Владыку рождшую...»
Следовательно, седален Успения касается Рождества Христова, а не Богоматери. Поскольку речь идет о двойном чуде безсеменного зачатия и нетленной смерти тропарь дает пояснение с помощью слова «же»: «Како бо Неискусомужная Младопитательница чиста сущи?». То есть: «Как это возможно тебе, которая не познала мужа (безмужная) и непорочной пребываешь, дабы своим молоком питать младенца?»
Следовательно, нет никакого сомнения в том, что по самому смыслу седальна он не имеет никакого отношения в догмату «непорочного зачатия» папистов. Он касается только непорочного и безсеменного зачатия Господа нашего Иисуса Христа, Которого родила Богоматерь сверхъестесвенно от Святого Духа, обновляя тем самым и духовное рождение всех верующих в Духа Святого, которое совершается в купели святого Крещения.
1] газета Ορθόδοξος Τύπος 2 Απριλίου, № 1826, σελ. 6η
[2] Мы отсылаем читателей к фундаментальному труду известного православного богослова протопресвитера Иоанна Мейендорфа «Жизнь и трудысвятителя Григория Паламы. Введение в изучение», в котором в главе VI «Две особые проблемы: исхождение Святого Духа и марилогия», излагается учение свт. Григория Паламы о рождении Богоматери и опровергаются мнения о том, что свт. Григорий разделял мнения латинян в учении о Богоматери о ее «непорочном зачатии». Свт. Григорий Палама уча о чудесном зачатии Богоматери, которое произошло по их горячей молитве, и невзирая на преклонный возраст обоих, тем не менее было небезсеменным, а, значит, не непорочным. Очень важным и центральным пунктом учения свт. Григория Паламы о Боговоплощении является, в чем он более детально раскрывает святоотеческое учение о первородном грехе, учение именно о необходимости безсеменного зачатия Богочеловека. Ибо иначе не могло бы совершиться Боговоплощение, либо Христос был бы «ветхой чеканки» и не смог бы быть Спасителем человечества. (См. его Омилию 16). Само естественное рождение является каналом передачи первородного греха. «Потому что плотское вожделение, будучи независимым от воли и явно враждебным закону духа, - хотя и у целомудренных, путем силы воли, и держится в рабстве и послабляется в целях только деторождения, - как-то от начала привносит осуждение (ἀλλὰ τὴν ἀπ᾽ ἀρχῆν ἐπάγεται καταδίκην), будучи тлением (φθορὰ οὖσά), и называемо так, и рождает, конечно, для истления...(καί πρός φθορὰν πάντως γεννῶσα)». (В переде Архим. Амвросия Погодина. Омилии. М. Паломник. 1993, ч. 1, Омилия 16, с. 155, ЕПЕ. Γρηρορίου Παλαμᾶ Ἔργα, τόμ. 9. Ὁμιλία ΙΣΤ, σελ. 428).
Контакты между Священным Кинотом Афона и греческим правительством вступили в стадию обострения. Причиной заметного охлаждения отношений стали вопросы налогообложения афонских монастырей и закрытие центра по сохранению святогорского наследия. Аналитики предполагают, что недружественная политика греческого государства может быть вызвана внешним давлением.
Камнем преткновения в отношениях между Афоном и греческим государством по-прежнему остаются пункты принятого в 2012 году налогового законодательства, которое предусматривает налогообложение подворий афонских монастырей на территории Греции. Святогорцы отвергают налоговые претензии правительства и настаивают на особом режиме налогообложения афонских земель. По их словам, недвижимое имущество афонских обителей за пределами Афона является основным источником финансирования работ по реставрации монастырей, сохранению реликвий, а также дает возможность ежегодно принимать тысячи паломников.
Последним событием, вызвавшим недовольство в среде монахов, стало намерение правительства закрыть Центр по сохранению святогорского наследия (КЕДАК) - специализированный государственный орган, ответственный за реставрационные работы в афонских монастырях. Готовящийся в настоящее время законопроект предусматривает ликвидацию КЕДАКа и создание новой простой службы в подчинении министерства Македонии-Фракии, которое и будет заниматься вопросами афонского культурного наследия. Монахи заявляют, что упразднение КЕДАКа повлечет за собой негативные последствия для святогорского наследия.
Как сообщает сайт «Святая Гора Афон» со ссылкой на греческий новостной портал Amen.gr, в последнее время в Священном Киноте все чаще звучит критика греческого правительства. Особое недовольство монахов вызывает премьер-министр Греции Антонис Самарас. По словам одного из членов Кинота, поначалу Антонио Самарас был дружественно настроен по отношению к Афону, однако некоторое время назад его позиция резко изменилась. Как полагает ряд греческих экспертов, причину этого изменения следует искать за пределами страны. Греция, находящаяся в долговой яме, вынуждена прислушиваться к Тройке международных кредиторов. Вследствие этого многие непопулярные решения (в том числе и по Афону) принимаются под воздействием извне.
Обострение отношений между Афоном и греческим правительством развивается накануне празднования столетия со дня вхождения Афона в состав Греции, которое состоится в октябре 2013 года. Существует опасение, что в случае, если правительство не пойдет на уступки, премьер-министр Антонис Самарас не получит приглашение на праздничные торжества.
Теперь о. Александр находится в 3-м модуле. Сперва его держали в 8-ом, где он был денно и нощно взаперти в своей камере, а затем перевели в 10-й: там он мог выходить из камеры в маленький и узкий коридор.
3-й модуль несомненно более удобный. С 7-ми утра и до 10-ти вечера открываются "комнаты" (так называют в этом модуле тюремные камеры) и можно всюду ходить, и даже в сопровождении охранника выходить в огород, обрабатываемый узниками.
Кроме того, на протяжение краткого промежутка времени у них есть тёплая вода... и душ! Роскошь, по сравнению с ковшом ледяной воды из крана, которым они пользовались раньше.
Конечно, не всё золото, что блестит. Здесь параша находится у входа в камеру, безо всякой перегородки, на виду у всех. А поскольку братва пользуется свободой передвижения, она постоянно требует дани. Требует в хорошем тоне, чтобы ты их чем-то угостил, но уж лучше не отказывайся. Позже, когда камера останется пустой, они сами зайдут и заберут, что хотят.
Когда отца Александра перевели из 8-го модуля в 10-й, то сохранили тот же контингент в каждой камере, кроме парня по имени Фернандо, 18-ти или 20-летнего, бешеного, яростного, привыкшего драться на ножах несколько раз в день, каждый день. Его перевели туда из самого опасного модуля тюрьмы. Батюшка и его сокамерники постепенно смогли его несколько утихомирить и приучить более спокойно относиться к вещам. Но в 10-й модуль перевели участников недавнего бунта, и он превратился в весьма сложное и опасное место. Туда же перевели и прежних сокамерников отца Александра, но не самого батюшку. Отец Александр сразу попросил, чтобы его перевели к Фернандо и, слава Богу, это ему разрешили. Несколько дней спустя начинается грабеж камер: буйные заключенные их полностью опустошают, а сопротивляющихся или протестующих зарезывают. Отцу Александру удаётся запереться в своей камере, а Фернандо остаётся снаружи, защищая своим ножом батюшку, один против всех этих чудовищ, которые на него бросались. Фернандо подружился с батюшкой всего три месяца назад - хотел бы я быть столь храбрым как он, чтобы защитить моего друга всей жизни!
Фернандо, слава Богу, выжил. Что я могу о нём сказать? Могу предложить ему мою дружбу? Конечно, он мне брат! Нет больше той любви, если кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13). Нет никакого сомнения, что Господь может превратить камни в детей Авраамовых. Трогательно!
Однако это еще не кончилось. Проходит время и мы, быть может, привыкаем к ситуации и думаем, что батюшке легче. Но я вас уверяю, что в этой тюрьме нет ни рутины, ни привыкания!
Помните это и старайтесь дальше посещать отца Александра, дорогие друзья! Бог несомненно вам воздаст.
Напомним, что 29.10.12 о. Александра Ивашевича незаконно арестовали и заключили в Уругвайскую тюрьму до судебного разбирательства, якобы из-за какого-то отмывания денег. И даже после выступления главных свидетелей в пользу о. Александра, которые подтвердили его невиновность, его продолжают держать в тюрьме в невыносимых условиях по сей день.
Из некоторых источников стало известно, что к о. Александру в тюрьму приходили представители Московской патриархии и намекали о переходе из РПЦЗ к ним, иначе все останется на своих местах. Дело в том, что о. Александр, как верное чадо Русской Православной Церкви Заграницей, не пошел на унию 2007 г., когда часть старой РПЦЗ, вопреки каноническим правилам, влилась в Московскую патриархию, не отказавшуюся от сергианства и экуменизма.
Следовательно, заключение о. Александра Ивашевича можно считать исповедническим шагом ради Церкви Христовой и чистоты Православия. Ведь он мог уже давно выйти из тюрьмы, стоило ему только принять все условия тех, кто, по всей видимости, изрядно постарался его туда упрятать.
Интервью с Николаем Владимировичем Случевским. Николай Владимирович рассказывает о своих родителях, о своем известном прадеде Петре Аркадьевиче Столыпине, о своей бабушке, М.П.Столыпиной дочери Петра Аркадьевича. Делится воспоминаниями, о своих первых годах жизни в России, и о том, как он решил продолжить дело своего прадеда и основал Столыпинский центр регионального развития в России для поддержки и развития фермерства.
Первые самостоятельные службы в Каннах прошли весьма удачно. В субботу было человек 20, а в воскресенье 70. 20 причастников, хор справился (в общих чертах) с положенными песнопениями, отец Дамаскин сказал очень хорошую проповедь на тему богатых и нищих. Люди остались на кофе и были такие оценки "слава Богу, давно таких служб не было".
"Для какой России мы служим?" Георгий Васильевич Куманский родился в 1923 г. в г. Вильно (Польша). Его родители- Василий Игнатьевич, офицер Императорской армии, Георгиевский кавалер, и Варвара Адольфовна, урожденная Корицкая.
ЧЕЛОВЕК НЕКИЙ, ШЕДШИЙ ВО ИЕРИХОН… ДАЛЕЕ НЕРАЗБОРЧИВО ... (х/ф "Дневник убийцы")
Человек некий, будучи в услужении у Господина своего, видел, как домоправитель Его расхищает богатства Его. «Скверно поступает управитель», - сокрушался человек, - «давно я вижу это беззаконие, но на своем месте стараюсь честно добывать Господину своему, и тем думаю оправдаться перед Ним». С человеком сим двое еще были, которые тоже собирали честно и праведно Господину своему, но тоже терпели расхитителя, и тоже думали преданностью своей Господину, и честностью своей, трудолюбием своим поправить украденное и расхищенное управителем богатство Его. Да и надеялись, к тому же, что нечестный управитель сам поймет когда-то, что Господин может нагрянуть неожиданно и проверить работу его.