АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Памяти о. Серафима (Роуза)

2 сентября – день кончины иеромонаха Серафима (Роуза)

Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

Глава из книги «Не от мiра сего. Жизнь и труды о. Серафима (Роуза)» 

 

Кто не изволяет со всей любовию и желанием в смиренномудрии соединиться с самым последним (по времени) из всех святых, 
имея к нему великое неверие, тот никогда не соединится и с прежними и не будет вчинен в ряд предшествующих святых, 
хотя бы ему казалось, что он имеет веру и всю любовь к Богу и ко всем святым. 
Он будет извержен из среды их, как не изволивший в смирении стать на их место, прежде век определенное ему Богом, 
и соединиться с тем последним (по времени) святым, как предопределено сие ему Богом.

Св. Симеон Новый Богослов

 
Отцу Серафиму выпало жить в то время, когда среди ученых и философов модно было порассуждать о «возрождении святоотечества». Само по себе явление отрадное, ибо многие редкие и малоизвестные книги святых Отцов получили известность в современном мiре. Но таилась в этом и опасность. Отец Серафим сам познакомился с православным учением непосредственно от святых и, как ни огорчительно, неизбежно разошелся во мнениях с учеными и богословами, не изведавшими такого приобщения. По его словам, они «вырабатывали совершенно новый подход к Православию», и само время требовало, чтобы о. Серафим высказал свою точку зрения.

Это новое поколение ученых вышло первоначально из так называемой«парижской школы» православной мысли, представителями ее были в основном русские интеллигенты. Еще в России многие из них (например, Петр Струве, переведший на русский «Капитал» Маркса) немало потрудились на благо революции. Видя все ее ужасы, эти люди покаялись в своем увлечении марксизмом, но поздно — зло свершилось, и господам этим пришлось покинуть Россию. В Париже они основали эмигрантское землячество, замышляя вернуться к культурному и духовному наследию России. С Православием вышло иначе: они, скорее, домыслили его, нежели вернулись к старым традициям. Они свысока взирали на «простое благочестие простолюдинов» и полагали своей обязанностью, как люди высокообразованные, «возвысить» и «облагородить» Православие. Самыми выдающимися представителями «парижской школы» были русские философы Николай Бердяев и о. Сергий Булгаков. Они защищали целую систему взглядов, осужденных позже Церковью как в Советском Союзе, так и в свободном мiре. Следующее поколение религиозных философов держалось более умеренных и осторожных взглядов, уже не принимая учений, противных Церкви, однако направленность их работы оставалась прежней. Некоторые из них переехали в Америку вместе с багажом своих воззрений. Виднейшим их представителем был о. Александр Шмеман.

Он приехал в Нью-Йорк из Парижа в 1951 году и вскорости стал неоспоримым авторитетом в Американской Митрополии. Многое, по его мнению, предстояло изменить. Как и его предшественники, он критиковал «старомодное благочестие», особенно дореволюционной России, полагая, что подобная «набожность» (даже само слово он употреблял с уничижительным оттенком) — результат «культурных наслоений». Современным ученым предстоит оценить их заново и удалить слой за слоем. Шмеман утверждал, что Православие попало в «западное пленение», что в его богословии в последнем столетии преобладало «западное влияние». Он высказывался за поиск «новых путей православного богословия», за «переосмысление истории» и тем самым за «восстановление Православия в его чистом виде». В этом он видел задачу нового богословского «движения», возникшего в 20–х годах, — заменить старое, «отжившее» понимание Православия. Как писал о. Серафим: «Для Шмемана всё Православие — череда необычайно важных “проблем”, разрешить которые способны лишь редкие ученые головы».

Шмеман полагал, что Православие только выиграет, если отринет «старомодное» мышление. Он и иже с ним хотели, чтобы Православие признали авторитеты современного богословия и экуменического движения, чтобы Православие участвовало в диалоге с западным христианством и смело, по-новому подходило к обсуждаемым «проблемам». Конечно, чтобы достичь этого, требовалось идти в ногу с современной богословской модой, жонглировать примелькавшимися словечками вроде «кризис», «освящение мiра» (термин, введенный Шарденом).

Одним из «прогрессивных» направлений христианской мысли считалось принижение так называемой «личной добродетели». Начало этому положил Томас Мертон, а Шмеман внес свою лепту, заявив, что благочестие Православия сделалось чересчур эгоцентричным и индивидуалистичным, т. е. нацеленным только на спасение одной собственной души. Однако Шмеман не заходил в своих выводах столь же далеко, как Томас Мертон или патриарх Афинагор, он не принимал всех подобных ответвлений современной философской мысли, а старался объединить их в некоем высокодуховном синтезе с Православием[1]. Очень скоро Шмеман снискал широкое признание как «деятельный и искусный глашатай Православия».

Отец Герман познакомился с книгами о. Александра Шмемана, еще учась в Джорданвилле. Он вспоминает: «Приехав в Джорданвилль, я прочитал три книги, послужившие моему обращению в Православие: житие преп. Серафима Саровского, житие старца Амвросия Оптинского и “Откровенные рассказы странника своему духовному отцу”. Я обнаружил, что самое интересное в Православии — его подвижники, они проясняли смысл сказанного Иисусом Христом о Царстве Божием. А потом кто-то посоветовал мне: «Хочешь знать сегодняшнее Православие — читай Шмемана». Я так и поступил, но скоро чтение это мне прискучило. Я не отступился, но, увы, результат оказался тот же. В чём же загвоздка? Наконец я понял: о. Александр говорит о Православииобще (хотя и велеречиво), а подвижники — исходя из реально пережитого опыта. И мне подумалось: эка важность — просто читать книги и рассуждать о них! Так и я могу. Только вот представление мое кажется “плоским”, а не “объемным”, как у святых, ибо они искали и обрели Царство Божие и Божию праведность. И свой опыт они пытаются донести до нас, и лишь наше дремучее невежество мешает постичь его».

Отец Серафим еще более непримиримо отнесся к современной богословской науке. Однажды, когда о. Герман читал ему какой-то богословский журнал, он вознегодовал: «Начитаешься такого и начнешь принимать всерьез, невольно умалишь те духовные книги, которые дали тебе жизнь!» Из любви к Истине о. Серафим, как известно, отказался от светской карьеры, покинул научный мiр, лишь забавляющийся разными теориями. Сейчас перед ним было то же самое, только забавлялись не с наукой, а с самым для него дорогим — православным христианством. Как и другие современные ученые, нынешние богословы тщились сначала «добить» предмет своего исследования, затем выхолостить его и расчленить для более «удобного» изучения. Зачастую их дискуссии сводились к жонглированию богословскими терминами вне конкретного приложения.

Конечно, какие-то работы удавались им больше, другие — меньше. Но, как отмечал о. Серафим, «идеи, заложенные в лекциях, статьях, на удивление слабы, лишены всякой духовной силы». В «Православном Слове» он писал: «Православие сегодня — и священство, и богословы, и верующие — обмiрщилось. Молодежь живет в удобных уютных домах и ищет такую религию, которая бы соответствовала их самодостаточной жизни — иной они не знают; профессора и лекторы пребывают в «научном» мiре, где, увы, ничто не принимается всерьез, ничто не является вопросом жизни и смерти, и сама атмосфера пропитана духом самодостаточности и обмiрщенности. При подобном существовании в искусственных, тепличных условиях невозможно затронуть сокровенные уголки души, сколь бы воодушевляющими ни были провозглашены истины Православия или откровения святых: и говорящий, и слушающий обращены к мiрскому, и глубокого отклика — столь естественного для православного христианина — в их душах не найти.

В среде русских эмигрантов “богословов” новой школы (тех, кто поспевает за всеми философскими модами, щеголяет цитатами из наисовременнейших авторитетов католичества или протестантства, готов примириться с обыденностью современной жизни и, особенно, жизни научного мiра) метко назвали “богословами с сигаретой”. Слово их мертво, ибо сами они — от мiра сего и взывают к мiру в обстановке обмiрщенности. И порождают лишь пустые, выспренные речи, а отнюдь не идею православного подвига».

Говоря о 80-летнем о. Николае Депутатове из Австралии, «живом связующем звене» со святоотеческими традициями, о. Серафим отмечал, что таких подлинных богословов «не сыскать ни в православных академиях, ни на престижных “богословских конференциях”. Их можно найти в “глубинке”, да и не станут они величать себя “богословами”. Равно и не считают дело свое — передачу святоотеческих традиций — чем-то особенным, большим, нежели просто “верностью святым Отцам”. Но именно эта верность, это смирение и отличает носителей истинной традиции Православия, именно этих черт и не хватает самым известным и именитым сегодняшним “православным богословам”».

   * * * 
 

Еще в 1957 году о. Серафим прочитал у Рене Генона о тех современных ученых, кто интересуется традиционными религиями только «чтобы найти нечто сообразное их собственным взглядам» и на этом основании доказывать: они, мол, держатся истинных и глубоких корней, «а все прочие ответвления — более поздние, искажающие первоначальное учение». Отец Серафим понимал: это типичный подход теперешних православных богословов. Они не пытаются восстановить Православие в ныне утраченной людьми чистоте, а «обновляют» его, подгоняя под мерки сегодняшних весьма субъективных доктрин. На словах не принимая новейшего преобразования Церкви, они на деле смыкаются с протестантами, о которых Генон писал: «Предавая Божественное Откровение человеческому толкованию, протестантство по сути отрицает его. Оно породило пагубное “критиканство”, ставшее в руках так называемых “историков религии” грозным оружием против самой религии».

В своей книге «Введение в Литургическое богословие» о. Александр Шмеман подверг критике самую суть православного богослужения, исходя из взглядов протестантства, нежели Православия. Он опирался на западные неправославные источники, однако утверждал, что избежал «западного плена» в литургике. Он отвергал традиционное православное о «богоначертанной и провиденциальной» истории богослужения и рассматривал его как результат простого исторического развития. Как и богословы-протестанты, он с сомнением отзывался о переменах в начале Константиновой эпохи, дескать, они означали не новую форму выражения прежнего исконного благочестия, а «перерождение восприятия богослужения и отклонение от первохристианских литургического духа и форм». Истинное, «эсхатологическое» богослужение, как он полагал, во многом подменено «мистериальным благочестием», толкованием символов и «индивидуальным освящением», в чём зачастую «повинно» монашество. Соответственно, и богословский смысл служб суточного круга он находил «затемненным вторичными пластами устава» и возродить его — полагал задачей современных богословов. «Вторичными пластами» Шмеман считает как раз то, от чего уже отказалось протестантство: таинство Евхаристии как личностное освящение; разделение на клир и простых верующих; выделение церковных праздников; прославление святых, почитание мощей и т. д. Отец Александр всё это обозвал «культом мистерий» и «культом святых». Он усомнился в «окончательной литургической состоятельности Православия», резко осудил современное «литургическое благочестие», заявил, что Церковь находится «в литургическом кризисе».

Неудивительно, что книгу Шмемана высоко оценили неправославные богословы. Однако других, как, например, о. Михаила Помазанского, одного из наставников о. Германа в Джорданвилле, взгляды Шмемана встревожили. Отец Михаил, получивший богословское образование еще в дореволюционной России, счел себя обязанным отозваться на книгу Шмемана.Написанную им статью о. Серафим перевел на английский и опубликовал в «Православном Слове». По мнению отцов Серафима и Германа, написана она была превосходно: беспристрастно и четко изложены основы Православия в противу искаженной картине, представленной Шмеманом.

О самом авторе «Введения в Литургическое богословие» о. Михаил писал: «Он отдает дань методу, целиком господствующему в современной науке: он, оставляя в стороне идею благодатного осенения, мысль о святости созидателей богослужебного строя, ограничивается целым рядом причин и следствий. Так позитивизм вторгается ныне в христианскую науку, в область истории Церкви во всех ее разветвлениях. Но если позитивный метод признан как научно-рабочий принцип в науках естественных, то его никак нельзя приложить к живой религии, а значит и ко всем областям христианства и Церкви, поскольку мы остаемся верующими».

Трудно сказать, был ли в душе о. Александр таким ярым протестантом, каким казался, или он лишь пытался привлечь внимание неправославных богословов, употребляя модный «научный» стиль с претензией на «объективность». При канонизации преп. Германа он сам испытывал в высшей степени, что такое «культ святых», заявив, что ощутил «всю суть веры». Отец Серафим так прокомментировал его слова: «Сердцем он всё еще православный, однако ум его нацелен на “реформу” Американской Митрополии и Православия в целом, и грядущим поколениям просто не удастся испытать чувств, которые изведал Шмеман. Справедливости ради следует сказать, что, возможно, сам он и не видит себя в роли “реформатора”, а лишь грядущие поколения, души менее искушенные и еще более далекие от подлинно православной жизни, вынесут богоборческий вердикт, основываясь на протестантских воззрениях о. Александра Шмемана». Как писал Рене Генон, «восстание против традиционного мировоззрения на полпути не остановить».

Необходимо отметить, что все «реформы» Шмемана суть искренние попытки поднять дух современной приходской жизни. В одной из статей он указывал, что «финансовая несостоятельность Митрополии обнажает и отражает несостоятельность духовную, равнодушие и упадничество». Он совершенно точно определил недуг, как заметил о. Серафим, но прописал не то лекарство. Правящий иерарх Митрополии, Владыка Ириней, пытался как-то спасти положение и сохранить хотя бы частично литургическое богослужение Русской Церкви. Однако Шмеман считал, что даже эта малая часть кажется прихожанам бессмыслицей. Отец Серафим писал: «Он (Шмеман) готов переписать типикон (устав богослужений) в свете современных исторических познаний. Короче говоря, богослужения должны соответствовать уровню духовно несостоятельных людей! Шмеман бросается “из огня да в полымя”, ратует за новый типикон низшего порядка, но ведь и его последующие поколения прихожан Митрополии сочтут “бессмысленным” и чересчур “строгим”!»

Отец Серафим также отмечал, что «новые поколения православных приспосабливают веру к своему низкому духовному уровню — таково, за редким исключением, “веяние” современности».

Подтверждением служит подготовительная встреча к 8-му Вселенскому Собору, созванная в 1971 г. радетелями реформ. Он должен был сыграть роль 2-го Ватиканского Собора, только для православных. Один из докладов назывался «Пересмотр церковных предписаний, касающихся поста, в соответствии с требованиями нашего времени». В нем предлагалось — коль скоро большинство православных не соблюдает всех установленных Церковью постов — облегчить сами посты, «дабы избежать конфликтов верующих с собственной совестью из-за нарушения церковных правил».

«Такой подход совершенно чужд Православию, — писал о. Серафим. — Он являет собой очевидное и неприкрытое подражание реформистскому духу католической Церкви. Там дело кончилось почто полной отменой постов. Православное правило пощения служит не для того, что предотвратить “конфликты с совестью”, а для того, чтобы призвать верующих на стезю смиренной, но вдохновенной христианской жизни. И если им не по силам следовать по этому пути, они по крайней мере сознают, сколь далека их жизнь от образца, от извечной незыблемой нормы. Порочный современный принцип самодостаточности, провозглашенный римскими папами, либо “попускает” верующим отход от этой нормы (что уже проникло и в некоторые православные Церкви), либо изменяет саму норму, чтобы облегчить задачу верующего — и тот опять доволен собой: ведь он “соблюдает все правила”! В этом суть различия мытаря и фарисея: православный всегда чувствует себя грешником, ибо не соответствует высоким требованиям Церкви (как по форме, так и по существу); “современный” человек ищет покоя в самооправдании, а не угрызений совести из-за своего нерадения».

Отец Серафим понимал, что исцеление от этого недуга не в «хирургическом» расчленении Православия, а в воссоздании единого учения, цели, к которой стремились бы люди. Он писал: «Мы — христиане последних времен — далеки от нормальной благочестивой православной жизни».

Сколько ж нужно сил и усердия, дабы к этой жизни вернуться! Но сколь вдохновляет путь к ней! «Просвещенные умы» критикуют православное благочестие, тем самым уводя людей от главного. Отец Серафим указывал, что сейчас нужен «священник “старого уклада”, сердце у которого пламенеет Православием и кто так радеет о спасении своей паствы, что не попустит им грехи и мiрские привычки, но понудит к высокой духовности».

   * * *

С болью в сердце смотрели о. Герман и о. Серафим на попытки Шмемана создать «американскую» Церковь. Поскольку у Америки нет глубоких, прочных православных корней, пресекать связь с живой традицией — губительно. По словам о. Серафима, Шмеман торил дорогу новому, лишенному корней Православию, и грядущие поколения американцев «даже не узнали бы, чего лишились». Он хотел построить чисто американское, совершенно независимое Православие, основанное на современном научном богословии, а не на живой передаче духовной мудрости ее святыми носителями. Отец Серафим на своем опыте убедился, сколь животворяща такая передача: не будь ее, он бы не приобщился самого сокровенного в православной жизни, ради чего отринул всё мiрское. Исчезни эта связь — и ее не восстановить.

Шмеман не придавал значения живым носителям православных традиций, «связующим звеньям со святоотечеством». Св. Симеон Новый Богослов учил, что только благодаря им можно соприкоснуться со святыми древности. Шмеман полагал, что идея «Святой Руси» — не более, чем тоска по романтическому прошлому. А ее святые сыны, занесенные Божественным промыслом на берега Америки, — не более чем кучка эмигрантов, чье влияние весьма ограниченно и чье устаревшее мировоззрение, основанное на «благочестии последних времен», не подходит «к современной миссии православного богословия». И как опровержение тому всего в 20-ти милях от Шмемана жил о. Адриан, живой преемник оптинских старцев, сам стяжавший дар ясновидения и духовного наставничества. Он без предубеждения относился к мыслителям вроде Шмемана, однако тот, зная об о. Адриане, предпочитал черпать мудрость из новомодных источников.

На примерах богословов нового поколения о. Серафим впервые увидел, сколь опасны взгляды тех, кто «мудрее мудрецов», как мешают они передавать живую традицию. Он писал: «В наше смутное время, когда от имени Православия выступает целый сонм самых противоречивых глашатаев, важно понять, кому из них можно доверять, кто представляет истинное Православие. Мало ратовать за Православие святых Отцов, нужно самому проникнуться исконными традициями, не просто заново открыть их на лекциях в современных академиях и семинариях, а получить их непосредственно от живого носителя святоотеческой мудрости. Тот, кто умно толкует ее, не обязательно проникается ею, умудрен лишь тот, кто не полагается на собственное суждение, а постоянно спрашивает своих духовных наставников, как правильно подходить к святоотеческому учению».

После смерти архиеп. Иоанна таким наставником для о. Серафима стал архиеп. Аверкий — именно к нему отсылал братию за советом Владыка Иоанн. Отец Серафим отмечал, что «архиеп. Аверкий твердо держится святоотеческих традиций — таких среди нынешних православных отцов осталось совсем мало. Будучи учеником великого богослова XX века, архиеп. Феофана Полтавского, он сам не только несет, но и передает истинное святоотеческое учение — не прерывается непосредственная связь с прошлым, которому грозит забвение нынешним поколением молодых “богословов”, затмивших мудрость святых отцов своим горделивым умствованием. В последние годы голос архиеп. Аверкия как никогда громок и суров, ибо он пытается донести истинное учение до православных христиан, которые почти утеряли “вкус Православия”».

Писал о «новых богословах» и сам архиеп. Аверкий: «Увы! Как мало в наше время, даже среди образованной публики, а порой и среди современных “богословов” и священнослужителей, таких, кто понимал бы, что такое Православие и в чём его суть. Об этом они судят поверхностно, формально, наивно, не замечают ни глубины его, ни всей полноты его духовного содержания».

Истинного исследователя святых Отцов, архиеп. Аверкия, отличало от «толкователя» святоотеческого учения наших дней еще то, как он относился к православным взглядам на пророчества о конце времен. Продолжая линию истинных пророков, он смело говорил многое, что коробило привязанных к мiрскому людей. Современное богословие, само донельзя обмiрщенное, на такое было уже неспособно. Отец Александр Шмеман, к примеру, писал: «Если христианская вера действительно эсхатологична, это не значит, что она апокалиптическая. Апокалиптичность мышления — поистине ересь». Не только архиеп. Аверкий, но и все святой жизни люди четко и определенно говорили о грядущих испытаниях и кознях лукавого. Современные богословы, которым чужд традиционный взгляд, обзывают пророков «неврастениками» и «пораженцами».

Отцу Серафиму было ясно, что современное «научное» богословие никак не совместить с понятием о монашестве. Все попытки ранее кончались неудачей и по вполне очевидным причинам: современное богословие размыто и абстрактно, монашество — конкретно и жизненно; первое — рассуждение о сложных богословских «проблемах», второе — простота сердца; первое — порождение мiрского мышления, второе идет вразрез с мiрскими мерками. Конечно, из всех ученых богословов наших дней, Шмеман обладал наиболее «живым» представлением о Православии в Америке, но это лишь немного поднимало верующего над обмiрщенным современным христианством. Такой взгляд не способен вдохновить верующего взойти на ступень лествицы Божественного восхождения — ступень самоотречения.

На словах Шмеман высоко ставил монашество, на деле относился к нему с недоверием из-за «изьянов», т. е. пагубного влияния благочестия и церковных традиций, чего Шмеман не принимал. Монашеское подвижничество, по его убеждению, шло вразрез с «православием мирян», замышляемым им. Он не понимал, что именно монашество со своими традициями и подвигнет мирян на жизнь истинно христианскую. Отец Серафим писал: «Церковные богослужения построены по образцу монастырских служб, потому что именно монашество наиболее ярко выражает идеал, к которому устремляется вся Церковь верующих. Во всякое время именно состояние монашества лучше всего определяет духовное здоровье как Церкви в целом, так и любой конкретной Церкви. И соответственно этому: чем сильнее тянутся приходы к идеалу монастырских служб, тем выше духовность проводимых там служб».

 * * * 

Отец Серафим отчетливо видел окончательное расхождение современного богословия со святоотеческим Православием. Судил он по плодам: традиционное Православие даже при его «культурных наслоениях» и «замутненности» и поныне дает мiру святых; «обновленное» Православие при всех его претензиях на «чистоту» и более обширные знания дает мiру, в лучшем случае, лишь умных людей. Отец Серафим отмечал, что оно утеряло ощущение духа благочестия, т. е. ту атмосферу, в которой взращиваются святые.

Ученые богословы старались воодушевить новое поколение православных американцев «новыми задачами православной науки», о. Серафим — подвижничеством: «Главное — жить духовной жизнью, а не рассуждать о ней». Именно подвиг позволил величайшим проповедникам, этим «живым звеньям святоотечества», самим приобщиться святости и именно подвигпородит новых святых на американской земле. По словам архиеп. Аверкия, «Православие — вера подвижническая, она призывает к аскетическому труду для того, чтобы с корнем вырвать греховные страсти и насадить христианские добродетели. Преп. Иоанн Лествичник и другие святые Отцы учили: прежде, чем делать первый шаг в богословии, человек должен победить свои страсти».

Почти в каждом номере «Православного Слова» о. Серафим и о. Герман помещали житие того или иного подвижника, истинного боговедца. Отцы знали, что в первую очередь людей к подвижничеству приведет любовь к самим подвижникам. Однако в новомодных богословских журналах не найти и следа этой любви. Отец Серафим замечал, что без любви к святым православный, что слепец, не знает, куда идти, ибо святые суть пример для подражания.

В 1973 году отцы принялись публиковать жития пустынников Северной России, а до того положили немало трудов, чтобы собрать эти жития по крохам из редких труднодоступных источников. Цель их — по их же словам — показать примеры «не мертвой истории, а живой традиции». Не успели они опубликовать всю серию, как один из ведущих богословов попенял им в печати на то, что они, дескать, «влекут в несуществующие пустыни», а сами жития, по его разумению, взывают к романтическому прошлому, ничего общего не имеющему с современными условиями жизни. Наконец, когда все жития были собраны и опубликованы отдельной книгой под названием «Северная Фиваида», о. Серафим счел возможным ответить на критику:

«И впрямь, почему мы должны воодушевлять современную православную молодежь примером Северной Фиваиды, более привлекательной и доступной нынешнему ревнителю веры, нежели выжженная египетская пустыня? Прежде всего, описываемая нами монашеская жизнь не бесследно канула в лету, и по сей день возможно найти православный монастырь, исповедующий традиции святых Отцов, и сегодня можно вести подобную жизнь православного монаха, исполненную самоукорения, — сколь же далека жизнь современных подвижников от жития древних Отцов. Однако и в нашем бесплодном XX веке истинно и с умом ищущий обретет свою “пустынь”. Впрочем, книга наша предназначена не только этим счастливцам. Всякий православный христианин обязан знать жития пустынников, равно и мучеников, дабы вдохновиться примером христианской борьбы в собственной жизни. Всякий должен знать о Валааме, Соловках, Свири, Сии, Обноре, Белом Озере, Сорской пустыни, о людях, которые жили там и еще до восхищения на Небо уподобились Ангелам. Они вели истинно православную духовную жизнь, к коей призван каждый православный — в меру его сил и обстоятельств жизни. Всякий христианин почерпнет вдохновение в житиях этих людей, в их борьбе, в их неотмiрности. И ничего “романтического” в этом нет. Кого и можно назвать “романтиками”, так это нынешних “обновленцев”, “парижских реформаторов”. Они отвергли подлинные православные традиции и тщатся провозгласить святым всё мiрское, предать духовные традиции в угоду “жизни мiра”[2], заменить истинно православное мiропонимание обмiрщенной подделкой, основанной на современной западной философии. Духовная жизнь в подлинно монашеских традициях — норма нашей христианской жизни, и недурно бы знать о ней до пришествия ужасного последнего дня, когда нас призовут к ответу за нерадивую жизнь. И судимы будем не за то, что не знаем модных богословских словечек, а, несомненно, за то, что избегали духовной брани на пути к спасению. Коли нам не под силу жить по меркам святых, надобно хотя бы умножить наши, пока, увы, слабые попытки бороться, дабы приблизиться к Богу, наши горькие слезы покаяния, наш непрестанный упрек себе за то, что столь далеки мы от примеров совершенства, кои Господь показал нам в своих чудесных святых».

  * * *

В более поздних работах (предназначенных не столько богословам, сколько простым православным) о. Александр Шмеман сумел дать практические наставления, не вникая в критику «изъянов» традиционного Православия[3]. Но и для него, и еще более для его последователей святоотеческой преемственности не существовало. В лекциях неоднократно ссылаясь на преп. Серафима Саровского, о. Александр Шмеман лишь частично мог оценить великого старца, не в силах проникнуться его подвижническим и провидческим духом (что, к примеру, подтверждается «Великой Дивеевской тайной»), так как сам прервал духовную связь со святыми наших дней, даже с теми, которые следовали духовным заветам самого преп. Серафим Саровского[4] и жили невдалеке.

Им выпала тяжкая задача — сохранить живую связь времен в православной Америке, оттого столь непримиримо высказывались они против «обновленчества». «Шмеманизм» представлял реальную угрозу, но мудрые отцы умели не смешивать явление и личность. Нельзя принять или смириться с извращением Православия, но можно простить человека. Отец Серафим не питал к Шмеману личной вражды, напротив, даже уважал его за твердое стремление донести православную веру до соотечественников-американцев. Опасаясь, что о. Александр может истолковать критику как личное оскорбление, о. Герман вскоре после смерти о. Серафима навестил его, склонился перед ним в земном поклоне и испросил прощение своему покойному брату. Отец Александр Шмеман, чей смертный час тоже был не за горами, с готовностью простил о. Серафима[5].

Так, Божией милостью души о. Серафима и о. Александра примирились для будущей жизни. Нет доказательств, что Шмеман хотя бы частично принял взгляды о. Серафима, однако, несомненно, он отдавал ему должное: как-никак о. Серафим — плод американского Православия, которому Шмеман посвятил бóльшую часть жизни. Отец Серафим — не эмигрант, родившийся еще в XIX веке в России, кто призывал американцев к православному благочестию старого уклада, а чистокровный американец, взращенный в мiру среди множества религиозных течений, понятия не имевший о Православии. Сызмальства его воспитывали в духе «американской мечты», которую он отверг. Незадолго до смерти о. Александр Шмеман ознакомился с жизнью о. Серафима, жизнью американского православного монаха, и сказал: «Вот человек, за которым будущее».

 
 
——————————————————————————

[1] К примеру, в книге «Церковь, Мир, Миссия» он закладывает основание для «взаимообмена» идеями между обмiрщенным христианством папы Павла VI и православным «литургическим движением».

[2] Так называлась одна из книг о. Александра Шмемана.

[3] Лучшей в этом отношении является его книга «Великий пост», если исключить Приложение, в котором автор выступает против обязательности исповеди перед причастием.

[4] Отец Адриан, архиеп. Аверкий, архим. Герасим и множество других Божиих угодников были наряду с Серафимом Саровским духовными преемниками преп. Паисия Величковского.

[5] Примирился о. Герман и со сподвижником Шмемана, о. Иоанном Мейендорфом, за год до смерти последнего. Промысл Божий свел обоих на всенощной в канун Преображения в 1991 году. Служба проводилась в Донском монастыре в Москве впервые за 70 лет с той поры, когда монастырь был закрыт. Отцы Герман и Иоанн вместе подошли к елепомазанию, поцеловали друг другу руки, и о. Герман попросил прощения.

Источник

Печать E-mail

Гонения на Эсфигмен продолжаются

Вот такая статья вышла на сайте Святая Гора, издательский дом:

"В документе, подписанном представителями всех двадцати афонских монастырей, «выражается глубокая озабоченность» в связи с неспособностью греческого государства «обеспечить правопорядок» на Святой Горе.

Поводом для составления послания стали события в столице Афона Карее, где в конце июля произошли столкновения между полицией и монахами «старого братства» монастыря Эсфигмен. Последние вместе с примкнувшими к ним сторонниками-мирянами встретили полицейских камнями, горящей паклей и «коктейлями Молотова».

Конфликт связан с решением греческого суда о передаче конака (здания представительства) Эсфигмена общине монахов, лояльных церковному правительству Афона.

В заявлении Священного Кинота Святой Горы Афон выражена надежда, что «эти печальные события», омрачившие «духовный и исихастский облик» Афона, не останутся без внимания властей: «На Святой Горе произошли деяния, достойные наказания. Были применены взрывные механизмы. Группа мирян незаконно пересекла границу Афона и прибыла в Карею на мотоциклах».

В заключительной части послания содержится просьба обеспечить правопорядок и спокойствие на Афоне и, кроме того, гарантировать безопасность многочисленных паломников (как из Греции, так и из зарубежных стран)".

С прискорбием мы видим, что в гонениях на старый Эсфигмен (ИПЦ Греции) участвует фактически вся Гора Афон.

Печать E-mail

Как живут последователи Виссариона, считающего себя Иисусом Христом

В Сибири уже больше 20 лет живут последователи Виссариона, который считает себя Иисусом Христом. Настоящее имя Виссариона — Сергей Тороп. Он проповедует помесь Библии с другими учениями, вплоть до Карла Маркса. Христианская церковь движение Виссариона считает сектой. За время своего проповедования пророк успел засветиться дважды: в первый раз — в истории с попыткой изнасилования несовершеннолетней девочки, а во второй раз — когда предложил Владимиру Путину свою помощь в управлении страной. «Лента.ру» представляет фотографии Марко Пигина (Marco Pighin), побывавшего в деревне последователей Виссариона.

Источник

Печать E-mail

Сегодня в Сирии идет настоящая война и против … христиан!

Расположенная в самом сердце Арабского Востока Сирия, несмотря на то, что 90 проц. ее населения составляют мусульмане, считается колыбелью христианства. Именно в Сирии произошло чудесное обращение провозвестника Евангелия "среди языков" апостола Павла.

Печать E-mail

Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир

Предлагаем вниманию выдержки из лекции «Православное мировоззрение», иеромонаха Серафима (Роуз) (1934—1982), прочитанной им, в последний год жизни в Свято-Германовской пустыни, Платине (Калифорния), одним из основателей которой он был и в которой подвизался.

 

Печать E-mail

Секта саентологов, и что такое саентология

Секта дианетика и саентологияДианетика и Саентология - это тоталитарная секта с большим капиталом и полным контролем всех аспектов жизни своего адепта. Учение саентологии является психокультом и псевдорелигией, в которой Рон Хаббард, по сути, занимает место бога, а все его труды - священного писания. Дианетика и саентология "работает" за счет сеансов одитинга, дающих гипнотическими методами чувство эйфории (душевного подъема) клиенту. Адептам секты внушается мысль о всемирном заговоре против них, чувство своей избранности, резко враждебное отношение к критике и безграничная преданность организации. Истина находится только в саентологии, все остальное человечество погибает и заблуждается. Целью саентологов является т.н. клирование Земли (а затем и всей галактики), заключающееся в перестройке мира по саентологическому образцу, что достигается искоренением всех остальных движений, религий и даже мнений.

 

 

Рассказывает бывший саентолог со стажем 30 лет

Тори Кристман

Я, Тори Кристман (Tory Christman), заявляю следующее: 

Меня зовут Тори Кристман, девичья фамилия Бизэйзиан (Bezazian). 

Мне больше18 лет. 

Я пишу это заявление, по своей собственной воле. 

Настоящий документ, является заявлением основанным на моём личном опыте и если меня вызовут в качестве свидетеля, я могу полностью подтвердить, всё мною сказанное. 

Я попала в Саентологию в 1969 году и покинула её в июле 2000 года. Я пошла туда, будучи молодой женщиной, в надежде решить проблемы, которые меня беспокоили, и узнать, как помочь другим людям. Вскоре после моего вступления в ряды саентологов, я была завербована и присоединилась к так называемой Морской Организации. Меня попросили подписать контракт на миллиард лет, согласившись с которым, я должна был делать всё необходимое, для помощи Рону Хаббарду и Морской Организации (здесь и далее известный как МО), в клировании планеты Земля. 

Я была направлена на Боливар (старый морской танкер), расположенный в гавани Лос-Анджелеса, где нам поручили ремонт судна. Это продолжалось на протяжении нескольких недель, после чего нас обратно высадили на сушу. В качестве члена МО, мне полагалось место для ночлега и еда. В то же самое время, ради того, что бы стать саентологом, я бросила свой колледж и в письмах к отцу писала, что нашла своё истинное призвание и карьеру, с которой хочу связать всю свою жизнь. 

Через несколько месяцев после вступления в Морскую Организацию, мне дали понять, что мне необходимо изменить порядок приёма лекарств (у меня эпилепсия). Меня направили к человеку, которого они называют Офицером, Связанным с Медициной, или ОСМ. Это был молодой человек, который с его слов учился на диетолога. Как, я поняла, у него не было фактического медицинского образования. Он сообщил мне, что мне нужно, отказаться от моих лекарств, и что он выпишет мне программу, по отказу от медикаментов. В Саентологии считается, что любое Ваше заболевание, обусловлено вовсе не состоянием Вашего организма на физическом уровне, а что все недуги, порождены связью с человеком, который оказывает подавляющие воздействие. (похоже, на концепцию «сглаза». - прим. перевод.). Это всё, что мне на тот момент объяснили. 

Будучи молодой и наивной, я полностью доверяла этим людям, которые дали мне приказ выйти в «отпуск», чтобы отказаться от применения лекарств. Найдя место, для проживания, я приступила к «программе», которая представляла из себя, планомерное сокращение суточной дозы назначенного препарата на ¼-ю. Я так и не продвинулась дальше, чем четвертинка. У меня начали возникать большие эпилептические припадки, всюду, по утрам дома, на улице среди незнакомых людей, и в самой саентологической организаций. Для меня, это было сущим адом. 

Это продолжалось в течение 3-х месяцев. Я теряла память из-за постоянно возникающих приступов. Я просыпалась по утрам, и сразу же мчалась к холодильнику (за лекарствами). Ежедневно, у меня возникали малые эпилептические припадки, по этому весь кухонный пол был усыпан повсюду разбросанными «саентологическими витаминами». Женщина, у которой, я снимала комнату, имела двух детей. Изо дня в день, они, приходя на кухню, находили меня лежащую на полу, тогда они кричали: «Мама, Тори опять уронила свои витамины». Эта женщина была одной из самых добрых людей, которых мне только посчастливилось встретить, и я никогда не забуду ее заботу. Ее имя Мэри Джессап (Mary Jessup), ранее она состояла в браке с Натом Джессапом. Все это время саентологи были очень придирчивы, и многие относились ко мне как к прокаженной, но только не Мэри. Она всегда была очень сострадательна. Она ушла из саентологии, несколько раньше. 

В конце концов, однажды утром принимая душ, у меня начался большой эпилептический припадок, в результате чего, я выбила себе передние зубы. Все это время, моя мама умоляла меня вернуться к моим прежним лекарствам. Будучи новенькой в саентологии, я заверила её, что Дианетика и Саентология смогут справиться с этим. В итоге, после стольких припадков, я получила такое огромное количество травм, что я поняла: в независимости от того, что думают все эти саентологи, если я не изменю навязанного мне образа жизни, я просто умру. В этот момент я решила вернуться к моим медикаментам в полном объеме несмотря ни на что. 

Я подошла к ОСМ и рассказал ему о своем решении. Не забывайте, с каким рвением и верой я стремилась стать членом Морской Организации. Это было то, чему, я хотела посвятить всю свою жизнь. ОСМ в ответ недвусмысленно уверил меня, что теперь я не гожусь для службы в МО, потому что я принимаю лекарства. Он направил меня в отдел «Этики», в котором мне сообщили, что теперь я считаюсь нахлебницей, и они мне выписали счёт в несколько тысяч долларов за проживание. 

После долгих споров я, наконец, попросила у них ручку с бумагой и написала письмо Хаббарду. В ответном письме он сообщил мне, что я не «нахлебница», и это является ошибкой. Мне предписывалось заплатить за 2 курса, за которые я в впоследствии заплатила, и продолжать получать одитинг в HGC, в этом случае, мне обещалось, что я вновь смогу пополнить ряды МО. Именно из-за этого заверения, я с таким упорством на протяжении 26 лет пыталась победить эпилепсию с помощью саентологических практик. 

Выйдя из Морской организации, я решила, что мне нужно пройти обучение, чтобы выяснить, почему все эти люди, относятся ко мне так, как будто я совершила что-то очень глупое. Я подумала, что если пройду «обучение», то смогу понять это. Я тренировалась до уровня одитора 4 класса, стажируясь в Центре знаменитостей в Лос-Анджелесе. Именно в это время я познакомилась со своим мужем, а уже в 1974 году мы поженились. Я присоединился к сотрудникам Центра Знаменитости, в качестве одитора. Я любила одитинг, и это, наверное, мой самый счастливый период в саентологии. Я чувствовала, что я, наконец, делала то для чего и пришла в саентологию: для того, что бы помогать другим людям. Но для саентологии очень типично, что они постоянно, что-то меняют. Я была, что называется сотрудником не входящим в Морскую Организацию (НЧМО). 

Примерно через 6 месяцев, пришло распоряжение о том, что сотрудники, не состоящие в морской организации (НЧМО), должны быть отчислены из штата. Всё стало так же плохо, как было раньше, в AOLA набирала штат из НЧМО, поэтому, я решила туда отправиться. Я проходила там одитинг, в то момент, я вышла из штата, что бы у нас появился наш сын. 

Примерно в то же время, мне выдали аттестат «натурального (или естественного) Клира». На данный момент, клир это человек, который по общему мнению, должен обладать идеальной памятью, без соматик т.п. Но за место всех этих способностей, у меня была ужасная память и вдобавок, еще и эпилепсия, но почему-то они определили, что я являюсь «натуральны клиром», и мне дали соответствующий аттестат. Позже это стало преследовать меня, я стала понимать, что в действительности, я никогда не чувствовала того, чем якобы должен обладать дипломированный Клир. Позже, когда я ушла, мне стало известно, что это всеобщее явление, среди людей, которые прошли аттестацию в качестве Клиров. В действительности, не один клир, не обладает обещанными способностями. Но саентологи нашли способ обойти, этот неловкий момент с помощью… это была лишь Ваша ПЕРВАЯ динамика (связанная сама с собой.)

Значит, возникающие у меня боли не связанны со мной??? Что ж, Хаббард и на это придумал отговорку. 

Что ж ... И когда, я достигну ОТ 3, то буду говорить, что добилась грандиозных успехов на этом уровне. Я объясню, как это работало для меня. Я думаю, что у каждого человека это происходит по-разному, но вот, как это работало для меня. В юности, как я и говорила, я отправилась искать истину. Как-то в один прекрасный день, у меня начался малый эпилептический припадок (или крошечный припадок), а позднее и большой эпилептический припадок. На то момент врачи, точно не знали того, что вызывает эпилептические припадки, и определённо об этом не знала я сама. Тем не менее, по моим ощущениям большой эпилептический припадок по ощущениям был сравним разве, что со смертью. Когда я очнулась, я совершенно ничего не помнила, и я часто думала, что вдруг это своеобразная форма смерти, после которой ты опять воскресаешь. Теперь я читала информацию OT 3, где Хаббард описывал, что когда он приближался к этому инциденту, ОН ЧУТЬ НЕ УМЕР! 

Для обыкновенного человека это может показаться чем-то непостижимым, но с позиции саентологии вы изначально мудрый и с самого начала обладаете познаниями, что бы это постичь. Исходя из этого утверждения, я вдруг поняла, от чего у меня эта жуткая штука, называемая эпилепсией! Это было обусловлено не каким-то физическое состоянием, как когда-то пытались объяснить мне врачи. Это было связанно с тезисом, о том, что есть штуки зовущияся «боди-тэтаны» или «кластеры» (группы «боди-тэтанов» или БТ, которые прилипли к частям моего тела.). Это было удивительным откровением для меня, которое сильно меня взволновало. Если вы когда-либо видели большой эпилептический припадок, то вы, наверное, заметили его ошеломительную мощь и неуправляемость. Сила просто поразительная, и я все время недоумевала, что может его породить? Вдруг, я получаю именно тот ответ, который полностью отвечает на мой вопрос! Прежде чем продолжить, пожалуйста, позвольте мне сказать, о том, что было одной из худших вещей, за время моего пребывания в саентологии. Люди всегда спрашивали меня, избавилась ли я от эпилепсии? Это было ужасно, так как предполагается, что природа болезней обусловлена, не на физическая уровне, по словам Хаббарда, все физические проблемы вызваны духом... Предполагалось, что эти голословные утверждения, ДОЛЖНЫ были что-то «исправить». Наконец, я узнала, каким именно образом, это должно произойти. Дело в том что, на уровне OT 3, появляется полностью мистическая, потусторонняя история о космической опере... В тот момент я преисполнилась решимости к чему угодно. Если эти обстоятельства чуть не убили самого Хаббарда, повелителя всего сущего, то нет ничего необычного, что они наделили меня эпилепсией? Понимаете? 

Вообще то, на уровне ОТ 3, я смогла добиться грандиозных побед и успехов. Во время каждой сессии, я чувствовала будто освобождаюсь от причин всех тех вещей, который останавливают меня, от работы всей моей жизни (Клирования планеты в МО). Так же я предвкушала, что, наконец-то стану ОТ. OT является воображаемым состоянием, в котором Вы обретаете Причинность над Материй, Энергией, Пространством и Временем. Это то, что содержит в себе первоначальное определение. Таким образом, если бы достигнутое мной состояние ОТ, действительно обладало бы вышеобозначенными способностями, я могла бы силой мысли сотворить всё, что пожелаю. 

После того, как я достигла OT 3, я в последний раз попытались отказаться от принятия медикаментов, в итоге это закончилось тем, что я попала в больницу с диагнозом эпилепсия с множественными судорогами. В итоге, я, как и прежде вернулись к медикаментозной поддержке, и использую её по сей день, благодаря этому, с тех пор у меня ни разу не было припадков. 

После этого, я ещё многие годы занималась саентологией. Саентология теперь имеет множество вывесок в своей «церкви» заявляющих, что «саентология не лечит людей, и если у вас есть медицинская проблема, идти к врачу». Однако, на самом деле, они по-прежнему продолжают обещать, что для того, что бы победить любой недуг, единственное что нужно, это «перейти на следующий уровень», который наконец позволит (из их слов), избавиться от эпилепсии. 

В 1989 году, я отправилась на «Флаг» в Клируотер, штат Флорида, чтобы достичь уровней OT 4-8, которые нам с мужем оплатила в качестве подарка тёща, в виде «наследства». Когда вы приезжаете сюда, что бы пройти какую-то услугу, единственное что Вам нужно знать это «маршрутная карта» (routing form). Это маршруты, направляющие Вас к определённым людям. Я добралась до 15-летнего итальянского юношы, который должен был стать «Master-At-Arms» (или главой Этики), и он сказал мне: «Тебе не дозволенно находится на Флаге». 

Это меня очень удивило, и я не могла найти тому объяснение, вплоть до 2000 года, когда я ушла из саентологии и лишь тогда, узнала причину произошедшего. (Оказывается, за месяц до моего визита, там проходил курсы человек больной эпилепсией и саентологи приказали ему отказаться от медикаментов, в результате чего, он умер) Но в то время, в 1989 году, я не знала этого, и настаивала, что он был неправ. 

Короче говоря, я стала ожесточённо спорить со всеми этими людьми из технического персонала и настояла, что бы мои «персональные папки», были отправлены в ЦРТ (Главное управление). Через месяц, изучив мою ситуацию, Старший Кейс-Супервайзер, которого ещё называют «Флаг», сказал им, что я В ПОЛНОМ порядке, и готова к прохождению обучения до уровня ОТ 8. Они также направили полный «Крам» (коррекция) для каждого отдельно-взятого технического терминала на повторное лечение, и они написали Старшему Кейс Супервайзеру международный бюллетень, и я первый тому пример. Это говорит о том, что если кому-то предписывается отказаться от лекарств согласно саентологической практике, и это сопряжено с риском для жизни, то они прежде получают рекомендацию от врачей, и в ущерб соблюдению саентологических принципов, дозволяют получать одитинг человеку, который принимает медикаменты. 

Это была моя последняя «победа» - разрешение на использование лекарств, после 20 летнего запрета. Затем я остановилась на том, что они называют OT 7 на протяжении 7 лет, пытаясь «вылечить» Эпилепсию, но безрезультатно, что и неудивительно. 

Когда я, наконец-то пробудилась, то поняла, что всё это один гигантский обман, с того самого момента, я обрела свободу!. Однако я по-прежнему с надеждой и предостережением взываю к людям, что ВСЯКИЙ, с любыми физическими проблемами, должен держаться, как можно дальше от саентологии. Я не могу перечислить Вам, как много людей, которых я знала, умерли из-за отсутствия квалифицированной медицинской помощи, в то время, как являлись "ОТ".

Я свидетельствую, что всё вышесказанное, правда. 

Тори Кристман 

январь 2001 г. 

После доработки: Февраль 2003 г.

Этот аффидевит практически повторяет ранее опубликованный на нашем сайте, отличась от него лишь окончанием, которое и приводится здесь.

В это время - 1979 г. - когда я проходила мои уровни OT, мы переместились в Клируотер. Меня попросил Милт Вольф, руководитель OSA (отдел занимающийся юридическими вопросами и связями с общественностью), помочь им. Человек по имени Ричард Тенни был Городским Специальным уполномоченным Клируотера и пробовал влиять на мэра. Он имел программу, названную "Спасем сверкающий Клируотер, остановим саентологию". Милт объяснил мне, что они (Хаббард и Саентология) были оклеветаны в том, что их религия не является тем, что она есть. Он сказал мне, что Хаббард собирался сойти на берег на юге, но узнал, что ФБР должно было подкинуть наркотики на его судно и арестовать его, таким образом, они прибыли в Клируотер тайно. Это показалось для меня реальным, поскольку я была переполнена легендами, как ФБР всегда пыталось поймать Хаббарда. (Оправданием этому была АМА (Американская Медицинская Ассоциация - прим. пер.) Понимаете, Хаббард открыл способ вылечить людей бесплатно - Дианетика. В то время как АМА только делала деньги, ужасные доктора, они всегда распространяли ложь о Хаббарде, чтобы раздавить его. Таким образом [преследование] ФБР было ради него. Это никогда не звучало для меня как полная правда, потому что не только мой дедушка был доктором, которого я очень любила, но также и другие доктора спасали мою жизнь).

Но, желая помогать, я тут же выполняла любое дело. Это было началом двадцатилетней карьеры в OSA в качестве добровольца.

Это была моя "шляпа" или обязанность - ходить и говорить с людьми, посещать собрания и пытаться отвести внимание от саентологии, а также пытаться избавиться от Тенни.

Я потратила месяцы, говоря с людьми, выставляя Тенни как борца с религией, и, идя на встречи, спрашивала его: "Почему в Клируотере только одна пожарная станция", и т. д. и т. д. Что угодно, чтобы увести внимание толпы от саентологии.

В конце концов, общественное мнение изменилось, он был отстранен из офиса и мы все праздновали. Я не чувствовала, что принесла ему вред, поскольку я честно думала, что он был человеком, делавшим нечто очень плохое, пытаясь избавиться от моей церкви. В то время я полностью считала саентологию "реальной" религией. Большинство людей, которых я знала, были против Бога, но я всегда тайно говорила с Богом, и тайно чувствовала, что имела ангелов, которые помогали мне. Я была там после рейдов ФБР, когда мы переменились в священников за одну ночь. Но при этом, меня не покидало ощущение чего-то скверного.

Я продолжала помогать OSA во многих других проектах, включая избавление от CAN, или Сеть Просвещения о Культах (Cult Awareness Network). Еще раз мне тщательно внушили, какие плохие люди были борцы с культами. Я никогда даже не полагала, что саентология окажется культом. То, что они создали, была чистая пропаганда.

Саентологические организации

Дэвид Мицкевич

Внутри саентологии есть элитна структура, которая называется "Морская организация" или "СиОрг". Когда Хаббарда начали преследовать по суду в нескольких странах, он на своем корабле ушел в нейтральные воды, где его нельзя было достать и где он мог не платить налоги. Несколько лет он плавал из порта в порт. Его высылали из одной страны, он отплывал в другую. Команда, управлявшая кораблем, и стала "СиОргом". Члены "СиОрг" - профессиональные саентологи, составляющие элиту секты; они подписывают договор на миллиард лет. Там сказано: "Я, (имя, фамилия) находясь в здравом уме и твердой памяти, обязуюсь насаждать мораль и идеологию организации на этой планете и во всей вселенной в течение следующего миллиарда лет". "Сиорговцы" живут постоянно в организации, жалованья они часто не получают, а имеют деньги только на карманные расходы.

Отряд реабилитационных проектов (RPF) - саентологический ГУЛАГ: попавшие туда провинившиеся саентологи должны ходить в грязной одежде, исполнять самую грязную работу; они не имеют права говорить, кроме тех случаев, когда к ним обращаются, все поручения они должны исполнять бегом, есть они могут только объедки, спать мало и в самых неприятных условиях. Так будет до тех пор пока их "состояние не улутшится".

Следующая саентологическая организация - "Опекунское управление", созданное по образцу нацистской разведслужбы. Главной его задачей было преследование врагов дианетики и саентологии. Его члены работали весьма эффективно: приникали в ЦРУ, ФБР, Налоговое управление, Интерпол, откуда выкрадывали секретные документы и совершали подлоги. Хаббард назвал это "Операция Белоснежка"; ее задачей было улучшить образ саентологии и бороться с ее врагами. В конце концов саентологи настолько обнаглели, что стали действовать в открытую, и в 1980 г. попались: 11 членов "Опекунского управления", в том числе и тогдашняя (третья) жена Хаббарда Мэри Сью, получили различные сроки тюремного заключения. После этого "Опекунское управление" было формально закрыто, а на самом деле переименовано в "Офис добрых дел", который и сейчас действует во всех саентологических организациях, в том числе и в нашей стране.

Саентология имеет много прикрывающих организаций, внешне с ней якобы не связанных. Например, "Объединение улучшения методов образования", "Гражданский комитет прав человека", "Ассоциация защиты матери и ребенка", "Нарконон" (лечебная служба для наркоманов), "Комиссия по психиатрическому злоупотреблению правами человека". Как видно из списка, саентологи хотят контролировать все сферы жизни, и распространить свое учение как можно шире. На самом деле это очень сплоченная секта. Любая саентологическая бумажка имеет внизу знак © (знак авторского права), и без разрешения "Центра религиозной технологии" (головная саентологическая организация, сайт - www.rtc.org) использовать ее нельзя. Этот Центр командует всеми саентологическими предприятиями. Его руководитель - наследник Хаббарда и нынешний глава саентологии "капитан" Дэвид Мицкевич, который железной рукой правит своей империей.

"Существует множество мнений на счет того, что не так с планетой Земля в 1995 году - нестабильная экономика, нестабильные политические арены, преступность, наркотики, беззаконие и так далее - очевидные проблемы. Однако если вы действительно хотите решить эти проблемы, то все, что вам нужно сделать это работать над задачами, которые мы, как члены МАС, поставили на 2000 год: Цель первая - поставить Саентологию во главе общества. Цель вторая - уничтожить психиатрию во всех ее формах. Нам наплевать, что по этому поводу думают другие. Правительства не сделают этого. Политики не сделают этого. Законодатели не сделают этого. Только мы можем сделать это и мы сделаем это.Давайте уничтожим психиатрию и сделаем саентологами каждого мужчину, женщину и ребенка на этой планете". Давид Мицкевич, 1995

Саентологическое начальство

Слева направо: Kurt Weiland (Главнокомандующий OSA Int.), Mike Rinder (Личный СО офицер ЛРХ), Janet Light (Директор администрации МАС), Marc Yager (Главный Администратор ЦРТ), David Miscavige (Председатель ЦРТ), Norman Starkey (Опекун имущества ЦРТ), Ray Mithoff (Директор по технологии ЦРТ), Mark Rathbun (Директор по этике ЦРТ), Guillaume Lesevre (Международный Исполнительный Директор), Ronnie Miscavige (Международный Маркетинг).

Поэтому когда представители "Хаббард-колледжа" или "Международного центра детоксикации" говорят, что не имеют никакого отношения к саентологии, это прямая ложь, потому что все они обязательно подписывали контракт с ЦРТ, в уставе которого каждое слово Хаббарда объявлено "Священным Писанием" (а он наговорил много - и устно, и письменно, и на видеокассетах), которое никаким изменениям не подлежит. Все это написано на некислотной бумаге, положено в капсулы из нержавеющей стали, заполненные жидким азотом, и помещено в специально купленные для этого бомбоубежища в горах Колорадо, которые могут выдержать чуть ли не прямое попадание атомной бомбы. Хаббард, хотя и говорил о бренности всего материального, явно был настроен на то, чтобы его наследие вечно хранилось на земле.

В 1966 г. Хаббард написал: "Помните, церкви обычно воспринимаются как группы, занимающиеся социальным служением. И мы должны действовать как группа, занимающаяся социальным служением". С тех пор при секте были созданы десятки прикрывающих организаций. Цель одних - создание положительной репутации саентологии среди широких кругов общественности, цель других - вербовка новых членов. Всемирный институт саентологических предприятий (по первым буквам английского названия - WISE, что в переводе на русский значит МУДРО) выдает саентологам лицензии на использование разработанных Хаббардом материалов в программах по подготовке бизнесменов. Члены МУДРО проводят такие программы, не сообщая, что материалы, которые они используют, возникли в недрах саентологии. Например, в США разразился скандал, когда открылось, что компания "Стерлинг Менеджмент" предлагала медицинским работникам записываться на очень дорогие курсы, во время которых их вербовали в саентологи. Ассоциация за лучшую жизнь и образование (по первым буквам английского названия -ABLE, что в переводе на русский значит СПОСОБНО) руководит "группами социального служения", такими, как "Криминон" (вербующая в саентологи заключенных), "Ассоциация озабоченных бизнесменов: "Не могу молчать!" (стригущая купоны на тревоге о состоянии окружающей среды), "Прикладная схоластика" (обучающая людей "Технологии образования" Хаббарда) и "Нарконон".

В России саентологи действуют в нескольких модусах. Есть "Церковь саентологии" (или, в сектантском самоназвании, "Саентологическая церковь") - религиозная организация. Есть "Центр дианетики" - как они говорят, организация психологическая, которая занимается психологической помощью и не более того. Есть "Гуманитарные центры Хаббарда". Есть "Центры детоксикации" и "Нарконон" - организации, занимающиеся псевдомедицинской практикой, которые якобы выводят из организма все токсины и наркотики и таким образом делают человека полностью здоровым и вылечивают наркоманов. Есть также "Хаббард-колледжи", которые учат, как организовать административное управление работой предприятий, чтобы они стали прибыльными. Это главные саентологические организации, которые качают деньги из страны по заветам Хаббарда.

Сектантские "медицинские" организации построены на одном и том же принципе: обещаниях полностью очистить организм человека от находящихся в нем токсинов и излечить от наркомании. Клиент должен проводить по 6 часов в день в сауне, принимать в громадных дозах витамины и бегать трусцой. Известно, что витамины в больших дозах тоже могут давать наркотический эффект ("эффект смещенного пространства"). Громадные дозы витамина Вз(ниацина), которые, как уверяют саентологи, в больших дозах оказывают "магическое" воздействие на организм, на самом деле чрезвычайно опасны для печени. Да и высокие температуры сауны в течение нескольких часов в день тоже весьма небезопасны. Известно, что некоторые клиенты саентологии погибали во время этих очистительных процедур. Автор лично знает людей, чье здоровье было безвозвратно разрушено после программ очищения. Естественно, никакая хаббардистская процедура не обходится без аудитингов, которые подключаются к саунам и витаминам - оказывается, без них "медицинские открытия" Хаббарда не принесут полного эффекта. На самом деле, пройдя люди начинают верить, что "очищение" им помогло, и записываются на следующую саентологическую программу.

Медицинские утверждения основателя саентологии основаны на вопиющем невежестве и большом (хоть и ничем не обоснованном) апломбе. Например, Хаббард и его последователи утверждают, что ЛСД и другие наркотики задерживаются в жировых клетках тканей и выводятся оттуда только при помощи вышеупомянутых процедур. Но любой химик вам скажет, что ЛСД - очень нестойкое вещество, которое растворяется в воде и моментально разлагается, то есть надолго задерживаться в организме не может.

Саентологи также считают, что алкоголика только тогда можно считать полностью излеченным, когда он по прохождении курсов "Нарконона" сможет выпить, сколько хочет, и остановиться. Между тем любой, кто хоть сколько-то знает об алкоголизме, скажет, что это вопиющее невежество и что алкоголизм - болезнь неизлечимая, человек на всю жизнь остается алкоголиком, а единственное, что тут можно сделать, - это никогда более не употреблять спиртное.

Активно работает в России "Хаббард-колледж по административной технологии" - одно из саентологических предприятий, которое вербует через предложение "чрезвычайно эффективной системы управления". Срабатывает это так. Приходит хорошо одетый джентльмен к директору завода, дела которого не слишком хороши, и говорит, демонстрируя разноцветную полиграфическую продукцию: "Здравствуйте. Мы - из всемирно известного "Хаббард-колледжа". Нашими услугами пользуются "Боинг", "Шанель", "Вольво", "Форд" (назвать можно кого угодно - у нас не проверяют, а в вышеозначенных фирмах не читают по-русски и не подадут в суд. - А. Д.). Внедрите нашу технологию у себя на предприятии, и оно из убыточного превратится в процветающее. Прибыль вы будете иметь огромную, и вся она будет проходить через вас, поэтому вы будете иметь неограниченный контроль над этой прибылью и неограниченную власть над рабочими".

Обычно это действует. Саентологи внедрились таким образом на многие предприятия. В Москве это началось с вентиляторного завода "Мовен", с различных страховых компаний типа "Налко", но с тех пор почти все эти "первопроходцы" уже разорились. Очень интересуются сектанты военно-космической промышленностью и внедрялись туда в городах Калининграде и Юбилейный Московской области.

Источник

Печать E-mail

НЕ БУДЕМ ПРОПУСКАТЬ ДАРОМ НИЧЕГО, ЧТО БЫ НИ СЛУЧАЛОСЬ С НАМИ...

Н.Гоголь, Ф.А.Моллера (1841).

(из писем Н.Гоголя к Н.Языкову*)

Февраля 15. Ницца. 1844.

 

Печать E-mail

150 лет назад родился Сергей Прокудин-Горский поэт-фотограф Российской Империи

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 31 августа 1863 года в Муроме. Александровском лицее, закончил Технологический институт в Санкт-Петербурге, где посещал лекции Менделеева. Затем он продолжил свое обучение на химика в Берлине и Париже.
В 1898 году Прокудин-Горский становится членом фотографического отдела Императорского русского технического общества и выступает с сообщением "О фотографировании падающих звезд". Уже в то время он является крупнейшим российским авторитетом в области фотографии. Ему поручают организацию курсов практической фотографии при ИРТО.
13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии А.Мите, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков.
Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. Вскоре после Октябрьской революции 1917 года Прокудин-Горский участвовал в создании Высшего института фотографии и фототехники, который был официально учрежден уже после отъезда Прокудина-Горского за границу.

В конце августа 1918 года Прокудин-Горский покинул Россию и до конца своих дней жил в эмиграции - в Норвегии, Англии, Франции.

Печать E-mail

Апология отошедших от митр. Сергия (Страгородского)

46242368_mihail_aleksandrovich_novoselov-175x300Ваше Преосвященство! Разрешите, в ответ на Ваши, исполненные любви и благожелательства, строки, прежде всего поблагодарить Вас за добрую память и доверие, а затем обратиться к Вам с усердной просьбою выслушать со вниманием и то, что я, в единомыслии с другими пастырями и нашими архипастырями, можем сказать в оправдание своего образа действий.

Печать E-mail

Представители власти в Суздале пытаются забрать мощи у РАПЦ

СРОЧНО: Судебные приставы пытаются арестовать мощи преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских в Иверском Синодальном храме РПАЦ в Суздале

Процедура ареста мощей преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских началась утром 30 августа в Иверском Синодальном храме Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ) в Суздале, сообщает корреспондент"Портала-Credo.Ru".

Печать E-mail

Митрополит Антоний: Письмо к митрополиту Сергию (Страгородскому) (1933)

Письмо Блаженнейшего Митрополита Антония Высокопреосвященнейшему Сергию, Митрополиту Новгородскому

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка!

В №6-м журнала "Православие" я прочитал послание Ваше к моему и всей Русской Зарубежной Церкви благодетелю, Святейшему Патриарху Варнаве.

Печать E-mail

Православная Русь. №17 1962 г. Пояс Божией Матери. Чудесные явления в Сирии.

30 августа совершается богослуженіе, прославляющее поясъ Божіей Матери, который находился въ Константинополѣ. Въ недавнее время былъ обнаруженъ другой поясъ Божіей Матери. Вотъ, что сообщала объ этомъ издающаяся въ Бейрутѣ газета «L`Orient» отъ 16 августа 1955 года въ связи съ огромнымъ паломничествомъ, которое въ это время совершалось къ храму Божіей Матери въ Хомсъ, гдѣ эта великая святыня была открыта для поклоненія.

 Въ исторіи антіохійской церкви Северія Іакова, митрополита бейрутскаго и дамасскаго, сообщается о слѣдующемъ преданіи, сохраненномъ нѣкоторыми святыми Отцами. Когда апостолы были собраны въ Іерусалимъ на Успеніе Божіей Матери, съ опозданіемъ прибылъ ап. Ѳома. Ему было видѣніе: на колѣняхъ стоящую на бѣломъ покрывалѣ Божію Матерь возносили ангелы. Въ отвѣтъ на сомнѣніе ап. Ѳомы, Приснодѣва сняла съ Себя поясъ, который упалъ ему прямо въ руки. Онъ явилъ это свидѣтельство другимъ апостоламъ. Увезя потомъ поясъ въ Индію, онъ, впослѣдствіи, положилъ его въ храмѣ въ Хомсъ.

Печать E-mail

Митрополит Агафангел: Ещё одно замечание о имябожии (2013)

Обсуждая вопрос имябожия часто путаются в самом предмете.

Имя Божие можно рассматривать как исходящую от Бога и достигающую нас сущность Божию, которая может быть открыта только Самим Богом лишь избранным (как это описано в Книге Бытия или в Евангельском повествовании о фаворском свете). В таком понимании значения Имени Божия, как указано в Актах Константинопольского Собора 1351 г., "оно налагается не меньше и на божественную энергию".

Печать E-mail

Методы работы правоохранителей РФ в деле изъятия мощей у РПАЦ

Новые подробности ареста мощей в храме РПАЦ в Суздале: сотрудница Теруправления Росимущества хотела расцарапать себе лицо, а судебный пристав сообщил о прослушке телефона главы РПАЦ

"Уходя из храма, один из судебных приставов, хорошо знакомый нам в лицо (он участвовал и в первой кампании "изъятия мощей" в прошлом году, и в изгнании нашей общины из храма в селе Павловском), заявил мне: "Имейте в виду, все Ваши разговоры с адвокатами фиксируются, мы знаем обо всем, о чем Вы там договариваетесь". Об этом, описывая происходившее в Иверском Синодальном храме Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ) в Суздале утром 30 августа, сообщил корреспонденту "Портала-Credo.Ru" 2 сентября предстоятель РПАЦ Митрополит Суздальский и Владимирский Феодор (Гинеевский).

Печать E-mail

Синодик РПЦЗ. Архиепископ Венедикт (Бобковский)

3 сентября 1951 в присутствии своего келейника иеромонаха Иулиана, мирно отошел ко Господу Архиепископ Берлинский и Германский Венедикт (Бобковский), бывший Гродненский и Белостокский Белорусской Православной Церкви.

Печать E-mail

Иконы Свято-Елисаветинского монастыря в Этне

Православные иконы пишут сами сестры в Свято-Елисаветинском монастыре в Этне (Калифорния, США, Синод Противостоящих). Вот набор августовских икон:  

 

 

Прямая ссылка на встроенное изображение

Прямая ссылка на встроенное изображение

Прямая ссылка на встроенное изображение

Прямая ссылка на встроенное изображение

Прямая ссылка на встроенное изображение

Источник

Печать E-mail

К.П. Победоносцев Плоды демократии в начальной школе

Победоносцев в молодости.jpgПредставители современной демократии мнят себя пророками всенародного блага и прогресса, выставляя народу свой идеал с тем, чтобы предоставить в управлении народным делом участие не лучшим людям, мужам авторитета и опыта, но всей толпе народной, и голосу всех и каждого.

Печать E-mail

Основные задачи воспитания

 

Выдающийся русский философ Иван Александрович Ильин (1883-1954) называл воспитание детей «благороднейшими утонченнейшим искусством». Подлинная жизнь в Боге — вот чистый источник этого искусства, питающий живой водой веры сухуюпедагогическую теорию. И. А. Ильин видел в Православии единственно возможную основу жизни, а значит, и воспитания. Строго и серьезно подходя к любой жизненной ситуации, он показываетпрямую связь обыденности и вечности, еще раз подтверждая, что не бывает ничего случайного, незначительного в этом важнейшем деле, от которого будет зависеть не только наша собственная судьба, но и — что гораздо важнеедля родителей — судьба детей. «Проложить путь к Богу» —вот, по мысли Ильина, единственно важная цель воспитания.

 

Печать E-mail

На Крите осквернен православный храм

В местечке Лигарья, расположенном в 21 км от города Ираклион, столицы острова Крит, неизвестные минувшей ночью проникли в местный храм, взломав дверь, и устроил там погром

В местечке Лигарья, расположенном в 21 км от города Ираклион, столицы острова Крит, неизвестные ночью проникли в местный храм, взломав дверь, и устроили там погром.

Перед глазами прихожан этой небольшой церкви наутро предстало шокирующее зрелище: вандалы осквернили богослужебные сосуды и нанесли на стены антихристианские надписи, сообщает портал "Православие.by" со ссылкой на информацию греческого сайта Prisma News.

Как отмечают очевидцы, по содержанию кощунственных лозунгов можно предположить, что вандалы были неоязычниками: на одной из надписей выражается недовольство по поводу "разрушения древними христианами языческих капищ". Между тем в центре храма эксперты-криминалисты обнаружили пепел, что дает основания предположить "проведение сатанинских ритуалов".

Случившееся взбудоражило общественность Крита, выразившую негодование осквернением православного храма.

Стоит отметить, что неоязычество в Греции (как и в России и других европейских странах) в последние годы набрало популярность. В связи с этим участились и нападения на христиан и христианские святыни, сообщает портал "Седмица.ru".

Источник

Печать E-mail

Более 4200 человек подписали ходатайство об освобождении о. Александра Ивашевича

Письмо о. Павла Ивашевича (брата заключенного о. Александра)

По электронной почте пришло письмо, в котором выражается благодарность за подписание петиции в поддержку отца Александра. 
Далее в письме говориться, что, несмотря на отсутствие фактов, свидетельствующих против о. Александра, отсутствие обвинений со стороны окружного прокурора и отсутствие какого бы то ни было приговора, - он до сих пор содержится в тюрьме. Лица, его обвинявшие или распространявшие слухи против него, отказались от своих показаний во время двух судебных заседаний, тем самым засвидетельствовав его полную невиновность перед законом. Обвинение не имеет ни одного эпизода против о. Александра. Но его дело, к большому сожалению, до сих пор не закрыто.
О. Павел благодарит за подписание ходатайства в пользу о. Александра и был бы признателен, если еще кто-то сочтет возможным подписать ходатайство о его освобождении или поделиться ссылкой где его можно подписать:

http://www.change.org/ru/%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8/dra-dolores-sanchez-de-leon-juez-letrado-penal-de-10o-turno-free-alejandro-iwaszewicz-libertad-para-alejandro-iwaszewicz?utm_source=supporter_message&utm_medium=email&utm_campaign=petition_message_notice

+ Митрополит Агафангел

Печать E-mail

ОБРАЩЕНИЕ К "ОСКОЛКАМ" РПЦЗ

Ведь канонического расхождения нет! А цель общая: Продолжать борьбу за Церковь Христову против пагубного "Мефистофельского экуменизма", "Сергианского Красного диавола", "Западного сатанинского материализма" и "бесов неокоммунизма". Осколки, т.е. части прежде единой РПЦЗ, не пожелав войти в унию с МП, остаются Заграничной независимой частью Русской Церкви. Эти части, или можно сказать епархии, находясь географически вне Отечества, продолжают под окормлением своего духовенства, живущего в Зарубежной Руси, быть свободной частью Русской Церкви, Ее совестью и голосом в западных странах мира, знакомящим жителей других стран с Православием и сообщая о продолжении религиозных преследованиях в Отечестве, где опять многие верующие со своим духовенством вынуждены уходить в катакомбы, как это делалось во время Сталина и последующих коммунистических врагов Христовой Церкви.

Печать E-mail

Протоиерей Андроник Кохно: Трагедия Русской Православной Церкви

ИСТОРИЯ СЕРГИАНСТВА И ЕГО НЕКАНОНИЧНОСТЪ

7 апреля 1925 года скончался святой Патриарх Московский и всея Руси Тихон. За два часа до кончины его посетил митрополит Крутицкий и Коломенский Петр, который принес на подпись ему два документа: завещание о местоблюстителе Патриаршего престола и Заявление об отношении Русское Православной Церкви к Советской власти. Этому посещение предшествовало совещание 60-ти епископов, на котором обсуждались названные документы. Сразу после совещания епископов митрополит Петр отправился к уполномоченному ОГПУ по церковным делам Тучкову для ознакомления его с документами. Тучков внес в заявление свои коррективы, естественно, в пользу Советской богоборческой власти.

Святой Патриах Тихон подписал завещание, в котором своим местоблюстителем назначил митрополита Петра, а заявление категорически подписать отказался, сильно расстроился и несколько раз возбужденно и громко так, чтобы было слышно в коридоре за закрытой дверью повторил: "Этого сделать я не могу!" Так и не уступив требованиям безбожной власти, он скончался, оставшись верным церковным канонам.

Печать E-mail

Спор о власти с митрополитом Агафангелом (Преображенским)

В 1926 закончился срок ссылки митр. Агафангела в Нарымском крае. По пути в Ярославль его задержал в Перми Тучков, который обрисовал катастрофическое положение церкви, сложившееся по причине борьбы за власть между митр. Сегием и ВВЦС. Тучков просил митр. Агафангела употребить свои законные полномочия для переговоров с Правительством о легализации церкви. Возможно, Тучков сталкивал иерархов, чтобы посеять смуту в церкви.

Митр.Агафангел длительное время не имел сведений о церковной жизни. Поверив Тучкову, 18.04.1926г он написал Пермское послание о своём вступлении в права и обязанности Патриаршего Местоблюстителя, указав основания своих прав.

1. Определение Собора 1917-18 о назначении Местоблюстителем, в случае смерти Патриарха, в порядке очерёдности одного из трёх митрополитов: Кирилла, Агафангела и Петра. Это Определение повторено в ноябре 1923 г, и завещанием Патриарха от 07.01.25г.

2. Грамота Патриарха Тихона от 03.05.1922г в связи с его преданием гражданскому суду. Патриарх временно, до созыва Собора, поставляет митр.Агафангела во главе церковного управления. Послание Патриарха 12.05.1922 Священному Синоду и Высшему Церковному Совету о временной передаче митр. Агафангелу патриарших прав и обязанностей.

Печать E-mail

СЫН ЦЕРКОВНЫЙ

сын церквиПредлагаем Вашему вниманию уникальный памятник средневековой литературы – рукопись «Сын церковный» – практическое пособие по усвоению истин православной веры и церковных обычаев. Датируется рукопись 1609 годом.

Печать E-mail

Следует ли говорить “Спасибо”?

Спаси ХристосПочему старообрядцы в знак благодарности говорят "Спаси Христос", а не "спасибо"? Что может быть плохого в этом слове?
Ответом на вопрос будет статья "О благодарности", помещенная в 49 номере журнала "Слово Церкви" за 1915 год.
Приводим её с некоторыми сокращениями.

Печать E-mail

Как НКВД в 1937-м репрессировал граждан ради их квартир

Одним из мотивов массовых репрессий в 1936-38 годах было желание НКВДистов обогатиться за счет утилизируемых ими советских граждан. Почти весь квартирный фонд отправленных в ГУЛАГ людей перешёл к карателям. НКВДшники также присваивали имущество репрессированных.

Чтобы лучше понять тот исторический период, укажем на его главную проблему – страшный дефицит жилья в города. В 1920-е – начало 1930-х в города хлынули миллионы крестьян. Жилищное строительство же в эти годы почти не велось. В итоге в новых промышленных центрах вроде Магнитогорска на человека в среднем приходилось по 4-5 кв. м на человека, в крупных городах (вроде Горького) – 6-7 кв. м, в Москве и Ленинграде – по 7-8 кв. м.

Печать E-mail

Еще статьи...