Для многих великий современный образец древних отцов, Митрополит Оропосский и Филийский Киприан, как уже стало известно представился в четверг (30 мая) пред Господом. Эта информация "является для нас поводом к великой печали, но и к великой радости, так как в светлостях небесных наш владыка приобщился к Церкви Торжествующей". Помолимся сугубо за душу истинного архипастыря, удивительного своей добротой и отеческой любовью человека Божьего.
+ + +
Ниже фотографии сделанные в четверг в келий владыки, несколько часов спустя после представления Митрополита Киприана. Вокруг тела владыки Киприана, его близкие духовные чада вместе с епископом Киприаном (Младшим) и монахами несущими в келии при владыке до его последних минут жизни своё послушание . С четверга по субботу в монастыре святых мучеников Киприана и Иустины не пересекается очередь священнослужителей, монашествующих и верующих приехавших не только из Греции, но из всех концов мiра, желающих воздать последнее целование и тем самим попрощаться с любимым владыкой и отцом Киприаном.
13/26 мая 2013 г. в Свято-Николаевском женском монастыре (Нью-Йорк, РПЦЗ) состоялся Престольный Праздник в честь свт. Николая Чудотворца. Праздник был перенесен с 9/22 на 13/26 мая, в связи с удобством посещения храма паломниками в воскресный день.
Хотя выходные дни и начались с прохладной и дождливой погоды, однако солнце все же пробилось сквозь тучи в воскресенье утром, в то время как посетители начали собираться в храме на праздничную Литургию. Богослужение возглавил настоятель Свято-Троицкого прихода в Астории - протоиерей Всеволод Дутиков, ему сослужили священники Никита Григорьев, Антоний Гунин и диакон Димитрий Добронравов.
Митрополит
Киприан родился в городе Агринион (Греция) в 1935 году. Получил богословское и
монашеское образование под руководством своего духовного отца - старца Филофея (Зервакоса,
ум. в 1980 г.), духовного сына святителя Нектария Эгинского.
Владыка Киприан имел
степень доктора богословия и две богословских степени honoris causa: по сумме его богословских и пастырских трудов ему единогласно был
присужден лиценциат Консультативным советом Центра Традиционалистских
Православных Исследований в США, а также докторская богословская степень
Православной богословской академией свят. Мартина.
С благословения и
под руководством старца Филофея основал в 1961 году монастырь св. Киприана и
Иустины в Фили (Аттика). Вместе с братией монастыря, также с благословения
старца Филофея,отделился
от новокалендарной государственной Церкви Греции и присоединился к старостильному
движению Греции 16 января 1969 года.
Среди его трудов
- многочисленные статьи, миссионерские брошюры и книги по православному
богословию и духовности, многие из которых были переведены на английский,
румынский, сербский, русский, польский, ческий, арабский и многие другие языки
(A Manual for Coenobitic Monastics, The MonasticLife, The World Council of Churche sand the Interfaith Movement,Eldress Myrtidiotissa, "Schism" or "Walling Off" and Do You Have aTicket?).
В мае 2007 года
попечители и руководство Мемориального фонда Флоровского присудили митрополиту
Киприану богословскую премию Флоровского "за многолетнее служение
Православной Церкви и богословские труды".
В 2006 году при
содействии монастыря св. Григория Паламы в Центре Православных Богословских Исследований
в г. Этна (Калифорния) в его честь была основана "Богословская библиотека
митрополита Киприана".
Был поставлен во
епископа 7 февраля 1979 года (по старому стилю),избран председателем Синода Противостоящих 5
апреля 1985 года (по старому стилю).
Вкоматозное состояние впал в 2007 г.после обширного инсульта. Представился
пред Господом 30 мая 2013 г.
+ + +
Ниже помещается видео сделанное чадами вл. Киприана. Под роликом надпись: "С благодарностью для нашего любимого отца и митрополита Киприана, великого подвижника, молитвенника и доброго пастыря много трудившегося и отдавшего для своих словесных овец".
Сегодня, около 13:00 по местному времени, отошел ко Господу Предстоятель Синода Противостоящих Греческой Старостильной Церкви Митрополит Оропосский и Филийский Киприан (Куцумбас). Похороны состоятся в субботу, 1 июня, в 10:00.
В Свято-Николаевском женском монастыре (Нью-Йорк, РПЦЗ) радостно праздновали Пасху Христову 2013 г. В Светлую Среду службу возглавил архиепископ Андроник. Прекрасная весенняя погода способствовала радостной молитве.
Весь путь Христа, начиная со Входа в Иерусалим и заканчивая Пасхальным торжеством, духом прошли все молящиеся в обители. Этому помогли соответствующие богослужения в течение двух седмиц: Страстной и Светлой.
25-26 мая преосвященный Никон, епископ Ишимский и Сибирский при диаконе Александре Смирнове служил в Тюменской общине в честь Иверско-Монреальской иконы Божией Матери.
11/24 мая 2013 г. в г. Благоевграде, в храме седмочисленных болгарских просветителей: равноапостольных Кирилла, Мефодия, Климента, Наума, Саввы, Горазда и Ангелария (Старостильная Болгарская Православная Церковь), состоялось богослужение в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Службу возглавил епископ Фотий Триадицкий.
Митрополит Агафангел прибыл в аэропорт Тель-Авива 17 мая в 00:30 совместно с игуменьей Александрой, дьяконом Михаилом и инокиней Рафаилой. Его встречали протоиерей Роман Радван и его помощник Александр. Все вместе отправились в приход в честь Георгия Победоносца в Назарете, настоятелем которого является о. Роман.
Ко дню памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия появилось на официальном сайте Синода РПЗЦ-МП поздравление с тезоименитством Кирилла Гундяева.
Конечно нет ничего предосудительного в том, что митр. Иларион поздравляет того, кого он сам себе выбрал в патриархи, хотя подчеркнём тут, что такой практики «пышных всенародных» поздравлений, Зарубежная Церковь никогда не знала. Лишнее доказательство постоянного подражательства, мимикрии - всё делать, как в Патриархии и тем самым последовательно отменяя и забывая Зарубежную практику. Дело в том, что это не просто поздравления, а какое-то бесконечное славословие, переходящее всякие границы приличия.
Бывший настоятель Свято-Троицкого храма УПЦ МП в Любашевском районе Одесской области протоиерей Геннадий Молчанов, перешедший в юрисдикцию РПЦЗ, "лишен сана" митрополитом Одесским и Измаильским Московского патриархата Агафангелом (Саввиным), сообщает 21 мая "Лента.Ру".
О. Геннадию вменяется в вину "нарушение священнической присяги, кощунственное проведение богослужений, уход в раскол". По информации источника издания, непосредственным поводом для "прещения" стал отказ о. Геннадия передать митрополиту УПЦ МП церковное здание, принадлежащее настоятелю.
Протоиерей Геннадий Молчанов долгое время был настоятелем Свято-Троицкой церкви, но по окончании ее восстановления митрополит Агафангел решил перевести его на другой приход. Некоторые из прихожан, как сообщается, "слезно просили вернуть им их пастыря".
Новый настоятель храма УПЦ МП протоиерей Георгий Полтавец обратился с "профилактическими жалобами" в районную администрацию, милицию и прокуратуру.
Большую радость и одновременно грусть испытали мы, получив документальный исторический фильм, снятый ровно четверть века назад в нашем парижском просторном румынском храме, по случаю 1000-летия Крещения Руси в нашей Западно-Европейской Епархии. Радость, ибо вновь увидели во всей его красе и во всём величии и простоте нашего дорогого великого Архипастыря, приснопамятного Архиепископа Антония Женевского. С радостью увидели вновь нашу дружную, братскую, сплочённую вокруг любящего нас Архипастыря Епархию. С радостью и ностальгией просмотрели фильм, вспоминая сколько надежд и перспектив открывалось не без оснований перед нами в эти судьбоносные годы.
Фоторепортаж Праздника Пасхи Христовой 2013 г. в греческой Миссии св. Ксении Петербургской (Бостонская епархия, Гватемала), которую возглавляет диакон Кирилл Мендоса (ГПЦ, Синод архиеп. Каллиника).
На погребение Первостоятеля Греческого Синода Противостоящих - митрополита Киприана (Куцумбаса), которое должно состояться в субботу 1 июня (н. ст.) 2013 г.в Греции, отправится в числе других членов делегации и представитель Русской Православной Церкви Заграницей - Преосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский, правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии.
12 мая (н. ст.) 2013 г., в Неделю Антипасхи, в Маунтин-Вью состоялась праздничная Литургия на английском языке, которую возглавил архиепископ Андроник (РПЦЗ).
Отец Никита Григорьев произнес духовно-назидательную проповедь о вере и неверии на примере св. апостола Фомы. Проповедь на английском языке здесь...
Следующая Божественная Литургия на английском языке планируется там же,16 июня (н. ст.) 2013 г., в Неделю Святых Отцов I Вселенского Собора.
Также, 20 июля (н. ст.) 2013 г. в Маунтин-Вью готовится великое освящение храма в честь Свв. новомучеников и исповедников Российских. Организаторы этого праздника ожидают гостей во второй половине субботнего дня (20 июля), т.к. в 18.00 вечера состоится чин освящения. На следующее утро, в 8.30 будет отслужена Божественная Литургия и подан завтрак. Обед будет примерно в 14.00, затем гости смогут участвовать в экскурсии по храму, полюбоваться на местный горный ландшафт и послушать концерт классической музыки (русские фортепианные произведения).
Будет организована также православная ярмарка, в которой посетители смогут принять участие: для этого организаторы просят желающих привезти с собой из своих церковных магазинов для продажи православную литературу на русском и английском языке. Цель - привлечь как можно больше людей к познанию Православия и нашей Церкви, открыть для них новый мир, радостный и спасительный.
Всем желающим участвовать в празднике 20 июля 2013 г., по возможности, надо зарегистрироваться по этому адресу: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
ГРЕЧЕСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ СТАРОСТИЛЬНОЙ ЦЕРКВИ (Синод Противостоящих)
И О ЕЁ ЦЕРКОВНО-КАНОНИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ.
Члены Греческой Православной Старостильной Церкви (Синод Противостоящих)
позиционируют своё религиозное сообщество как часть Элладской Православной
Церкви с которой у них произошло размежевание вследствие принятия руководством
Элладской Православной Церкви модернистско-экуменических реформ, начавшихся в
православном мире в 20-х годах XX века по инициативе Константинопольской Православной Церкви (точнее её
высшей иерархии) под давлением различных антихристианских, антиправославных
мировых сил. Одной из этих реформ является перевод церковного календаря
на «новый стиль» ради сближения Православия с западными еретиками – католиками
и протестантами, с которыми в результате «православные» новостильники в один
день и празднуют церковные праздники. Такие способы сближения с инославными без
полнокровного возвращения еретиков в догматическое и церковно-каноническое лоно
Православия даже в самом мягком случае вызывают решительное недоверие в
отношении здравости, безкорыстности и чистоты намерений и подлинных целей инициаторов
и сторонников таких процессов.
Вот краткая хронология событий
из истории старостильного движеня в Греции:
1920 г.:«Окружное Послание Константинопольской Паmpиapxии u всем
христианским церквам»вводитэкуменическиезаблуждения в понятие о
Церкви и предлагает введениенового календаряради«христианскагоединства»,т.е. предлагает сближение Православия с западными
еретиками не через возвращение еретиков в лоно Православия, а через принятие
Православным миром позиций еретиков.
1923 г.: Обновленческий«Все-православный конгресс»в Константинополе предлагаетнововведения в церковный календарь. Убедившись в обновленческом
настроении этого малочисленного конгресса, представитель Русской
Зарубежной Церкви, Архиепископ Анастасий, покинул его.
В это время, в самом разгареобновленчества, были и в СССР попытки со стороны
большевиков ввести новый календарь в Русскую Православную Церковь, однако,противостояниеи epapxии, клира и народа РПЦ, дало Святейшему Патриарху
Тихону твердое основаниеотказаться отвведения
нового стиля,вопреки
преступному давлению и жестоким репрессиям со стороны безбожных властей.
1924 г.:
• Новый календарь вводится
в Константинопольскую , Элладскую (Греция) , Кипрскую и Румынскую Православные
Церкви.
• Образование первых общин
приверженцев традиционного (старого) церковного календаря в
Греции и Румынии без Архиереев.
• Первая волна гонений.
1935 г.:
•Возвращение 3-х
митрополитов в Греции к традиционному ( старому ) церковному календарю и обра
зование Иepapx ии старостильного
движения, во главе с митрополитом Хризостомом, бывшим Флоринским(он уже был на покое, когда отошел от
новостильников и возвратился к традиционному церковному календарю).
• Вторая волна гонений.
1948 г.: Новостильные Церкви Константинополя,
Греции и Кипраучаствуют
в основанииВсемирного
Совета Церквей, осуществляя план, предписанный в Константинопольском
экуменическом«Окружном
Послании»1920 года. Под
их влиянием, все другие поместные Православные Церкви стали
членами Всемирного Совета Церквей и деятельными участниками экуменическаго
движения.
1960-71 гг.:С помощью Русской Православной Церкви
Заграницей (РПЦЗ) восстановлена каноническая Иерархия старостильного движения в
Греции. Ибо Митрополит Хризостом скончался, не сумев оставить наследника в
архиерейском сане из-за гонений со стороны властей и из-за раздоров между
старостильниками. В 1969 г . архимандрит Киприан (позже Митрополит, глава Синода
Противостоящих)привез
из США сосуд со священным Mиpом и письмо Архиерейского Синода РПЦЗ об
установлении церковного общения. Это постановление Синода было
утверждено и развито Архиерейским Собором 1971 г .
1979 г.:Посвящение архимандрита Киприана в Apxиepeи. В это же время начался ряд разделений между старостильными
Архиереями в Греции.
1980 г.:Установление церковного общения
митрополита Киприана с румынскими старостильниками, во главе со Святителем
Гликерием Исповедником.
1984 г.:Возведение Митрополита Киприана в сан
Предстоятеля Греческой Православной Старостильной Церкви (Председатель
Священного СинодаПротивостоящих).
1993 г.:Возведение Епископа Триадицкого Фотия в
сан Предстоятеля старостильных общин Болгарии, с которыми Митрополит Киприан
уже вошел в общение и тайно рукоположил священников для них. После политических
изменений, происшедших в Болгарии, стало возможным открытое общение.
1994 г.: Установление церковного общения между
греческими старостильниками а русскими архиереями из Русской Православной
Церкви Заграницей возглавляемой Митрополитом Виталием (Устинов).
Праздник Преображения Господня вСлатиорском монастыре (Румыния),1996 г. Слева направо: ПредстоятельГреческой Старостильной ЦерквиМитроп. Киприан, ПредстоятельРумынской Старостильной ЦерквиМитроп. Власий, Секретарь СинодаРПЦЗ Архиеп. Лавр, ПредстоятельБолгарской Старостильной ЦерквиЕпископ Фотий.
+ + +
Следует заметить, чточастьстаростильников
придерживается крайних взглядов и считает, что у новостильников, якобы, больше
нет благодати, нет благодатных действенных Таинств. Это стало причиной
раздоров и разделений в старостильном движении уже с 1937 г .
Приснопамятный Митрополит Хризостом Флоринский, убедительно разоблачил
подобные заблуждения, доказывая, на основании церковных правил и
святоотеческого учения, чтоотмежевание от новостильников и их заблуждений и нововведений — это наш
священный долг, а окончательный суд над ними принадлежит будущему
объединительному Православному Собору. Считать их уже сейчас осужденными раскольниками
или еретиками, т.е. лишенными благодати и действенных Таинств, без соборного
суда, это значит нарушать канонический строй Церкви. Да мы убеждены, что
они раскольники и еретики, но до соборного суда они не лишены благодати, не
лишены Таинств (хотя, при этом накладываемые ими наказания на
противостоящих нововведениям и экуменизму не имеют согласно канонам никакой
действенной силы).
Он же ( Митрополит Хризостом) ясно
доказал, что и новостильники со своей стороны изобрели в отношении
старостильников ложное учение о том, что каноническое отмежевание
членов Единой Святой Соборной Апостольской Православной Церкви от нововведений
и ереси является, якобы, расколом с их стороны и лишает их благодати. То есть,
тех, кто в соответствии с Верой Церкви и Её Канонами не принимает нововведений
и ереси, новостильники, своими самозванными «судами» (на которых,
вопреки здравого смысла, обвиняемый нарушитель судит обвинителя) объявляют
раскольниками.
К сожалению, отчасти по простоте и
малограммотности, отчасти же по некоторым фанатичным настроениям,
спровоцированным жестокими гонениями на старостильников со стороны
новостильников и экуменистов, большинство приверженцев старостильного движения
неосознанно усвоило эти вышеназванные ложные неканонические принципы ориентации
своих же гонителей, т.е. новостильников и экуменистов. Вследствие этого
старостильники и сами стали применять недопустимые ошибочные принципы в
отношении к членам Православной Церкви, уклоняющимся в новый стиль и в ересь
экуменизма, и даже в отношении к тем членам Православной Церкви, которые твёрдо
противостоят ереси экуменизма. По этой причине старостильники сами между
собою разделились на несколько общин, почти каждая из которых, подобно
сообществу иерархии новостильников и еретико-экуменистов, считает себя
единственной истинной церковью и не признаёт ни в какой степени
церковно-благодатными никого другого из числа тех, кого на деле в соответствие
с церковными канонами и Преданием пока ещё преждевременно объявлять в корне
отсечёнными от подлинного Вселенского Православия, т.е. от Единой Святой
Соборной Апостольской Православной Церкви. Эти зловредные и гибельные
заблуждения очень распространённые в среде новостильников и экуменистов и в
среде старостильников-антиэкуменистов следует всемерно преодолевать, что
является одним из необходимых условий незыблемого пребывания в Истине и
успешного противостояния силам разрушения.
Греческий Священный Синод составлен из архиереев противостоящих согласно
здравого основания положенного в полном соответствии с канонами и духом
Христовой Церкви, Митрополитом Хризостомом (бывш.Флоринским) продолжает Богоугодное
противостояние ереси экуменизма и порождённому этой ересью нововведению в
церковный календарь . Греческая Православная Старостильная Церковь (Синод Противостоящих)
поддерживает церковное общение с единомысленными православными повсюду, с
конечной целью сохранить единство и чистоту Православия в наши претрудные
времена, с надеждой, что когда Господу будет угодно, состоятся антиеретические,
антиэкуменические объеденительные Поместные и Всецерковные Православные Соборы,
которые предадут осуждению заблуждения и нововведения экуменистов и
обновленцев, и восстановят не ложный, а Богоугодный мир, восстановят
Богоугодные единство и coглacиe во всех поместных Православных Церквах.
Заседание Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей проходило 15/28 мая 2013 года в Одессе, в Синодальном Представительстве.
Присутствовали: Высокопреосвященный митрополит Агафангел, Председатель Архиерейского Синода РПЦЗ; Преосвященные: архиепископ Андроник; архиепископ Софроний; архиепископ Георгий (Секретарь); епископ Афанасий.
Одесский Свято-Иоанновский женский монастырь (РПЦЗ) находится в с. Егоровке Одесской области, в холмистой местности с небольшими лесками и островками лимана. Наиболее красиво это место выглядит весной, когда пробуждается природа, начинают цвести сады, разнося повсюду свои благоухания и радуя глаз бело-розовыми оттенками распустившихся деревьев, стараниями сестер пестреют клумбы... На этом фоне белой невестой смотрится монастырский храм в честь Рождества Божией Матери. Разноголосье птичьего гама дополняет собой всю эту гармонию.
На фотографиях мы можем увидеть лишь маленькую частичку благолепного мирка, но даже эта малая часть радует сердце и согревает душу, являясь в нашем воображении неким отражением Божественной красоты Горнего мира. Ибо все, что сотворил Господь, - прекрасно.
Фото мон. Веры (Одесский Свято-Иоанновский монастырь. 2013 г.)
Фото: Епископ Иоанн Шанхайский в лагере беженцев на Тубабао
Последним годом деятельности русской эмиграции в Шанхае нужно считать 1949 г. «Все даже поражались, — писал очевидец в те годы. — При теперешней обстановке – Шанхай на военном положении, и появляться на улицах можно лишь до 10 ч. 30 мин. вечера, а если пойти по улице позднее, попадешь в китайскую «каталажку», что никому не улыбается. Тем не менее, почти в каждой русской квартире оба Рождества и Новый год были весело встречены с возлияниями и закусками, как «ни в чем не бывало». Офицерское собрание даже выбрало специальное разрешение от полиции на встречу Нового Года. Китайцы разрешили, но при условии, что никто из помещения не будет выходить до 5 ч. утра и все окна собрания будут затемнены. Оригинально отметить, что на русское Рождество 7 января в Шанхае продавалась масса елок и продуктов, так как русские «по-русски» справляли свой православный праздник в Шанхае, в котором многие прожили по 25 лет…, а многие там и родились…».
Быстрое приближение к Шанхаю Народно-освободительной армии Китая породило среди иностранцев большую панику. Особенно ярко она проявилась среди русской общины, которая уже хорошо знала о том, сколько русских было депортировано из Харбина в СССР. Все, кто имел маломальские связи, старались получить визы и уехать. Тем, кто не имел такого шанса, оставалось одно – отправиться с общей группой. Подготовительная работа началась в конце 1948 г., эвакуация – в начале 1949 г.
«Новая заря» из Сан-Франциско откликнулась на отъезд русских эмигрантов на Тубабао так: «Они помнили и всегда будут помнить, что из всех стран мира пока только лишь одни Филиппины откликнулись на призыв ИРО – согласились оказать временное гостеприимство на своих островах. Затаив незаслуженно нанесенную обиду, они не питали иллюзий в отношении условий жизни на полуобитаемом острове под тропиками. Само филиппинское правительство, по-видимому, также отлично сознавало все те трудности и лишения, с которыми неизменно встретятся пришельцы из Китая, почему и ограничило срок пребывания их у себя четырьмя месяцами, а Международная организация помощи беженцам, в свою очередь, торжественно обещала филиппинскому правительству расселить дальневосточных Ди-Пи по другим странам, где бы они смогли честным трудом добыть себе кусок хлеба и вести сносную человеческую жизнь». Тогда еще никто не подозревал, что эта временная жизнь вместо четырех месяцев растянется почти на четыре года.
Всего морем и по воздуху было вывезено около 6000 эмигрантов. Последний пароход «Хэвен» взял на борт в Шанхае почти 600 человек. Среди пассажиров в основном были лица, имевшие китайские заграничные паспорта или карточки ИРО. Перед получением филиппинской визы всем эмигрантам требовалось заполнить анкеты и пройти собеседование. Самолетом разрешалось взять с собой 60 фунтов, а морским транспортом 450 фунтов багажа, который должен был находиться в деревянных ящиках. С одной стороны, жизнь на о. Самар для них явилась как бы продолжением эмигрантской жизни, с другой, этот период стал мостиком для подготовки переезда в другие страны, прежде всего, для получения соответствующих виз.
«Первые дни, — писал очевидец, — мы провели в очередях – ждали, когда подойдет наш черед заполнять подробные анкеты, что от нас требовали филиппинская таможня, иммиграционные власти, разведывательные и контрразведывательные органы. Помимо ответов на вопросы, касавшихся нас самих, мы должны были сообщить, что мы знаем о наших родственниках в СССР – если таковые имелись. Кроме того, каждого тубабаовца взвешивали, фотографировали, измеряли его рост и снимали отпечатки его пальцев… Долго мы стояли, ожидая какое-то начальство. Наконец, стали вызывать: записав имя и фамилию, ставили у столба, давали очередной номер порядочной величины, приблизительно с лист школьной тетради, и приказывали прижать его на груди, поддерживая с двух сторон руками; голову держать ровно, не склоняя ни в какую сторону, твердо опираться на столб и смотреть на фотографа, не моргая и не закрывая глаз. Фотограф щелкал аппаратом и отпускал жертву. Точь-в-точь, как делали с нас снимки в Шанхае в общественной столовой перед эвакуацией, но только тогда номеров не ставили. Люди в очереди сильно волновались, отказывались сниматься, спорили, и все-таки становились к позорному столбу. Ну, что мы могли сделать?»
Известной в русском Китае писательнице О. Морозовой принадлежат и такие наблюдения: «По приезде в Тубабао мы попали в заколдованный круг: нас лишили совершенно возможности принимать самостоятельно какие-либо меры в деле устроения нашей дальнейшей судьбы, так как почему-то вопрос всецело перешел в ведение Переселенческого отдела ИРО, который, не интересуясь нашим желанием и имеющимися у нас личными возможностями, просто указывает нам, куда мы должны записываться, и в случае отказа нашего угрожает нам всякими репрессиями. Что же делать тем, кому больше сорока лет? Куда они могут рассчитывать переселиться?»
В лагере соблюдался комендантский час. «В будние дни мы должны были быть в своих палатках к десяти часам вечера, а в субботу и воскресенье – к одиннадцати. Продвижение ограничивалось территорией лагеря, но иногда по специальным пропускам филиппинской службы безопасности нам разрешалось совершать небольшими группами однодневные экскурсии в ближайший от лагеря городок Гьюян. Посторонним вход в лагерь был ограничен, но сразу же за лагерем местным торговцам разрешили открыть небольшое кафе-ресторан, магазинчики и лотки». Администрация разделила всю территорию на 16 районов, в каждом проживало более 300 человек. В первых районах проживали эмигранты, которые приехали раньше, в 16-м – последние. Три района, помимо номера, имели и собственные имена: 4-й был скаутским, 8-й – президентским и 11-й – музыкантским. В «президентском» находилась канцелярия, здесь же жил глава российской эмиграции Г. К. Бологов и его помощники. Каждый район имел руководителя, а весь лагерь – собственную полицию, которая обеспечивала порядок в лагере и в первые месяцы насчитывала около 200 человек. Первым ее начальником был П. К. Пороник. После того, как он эмигрировал в Австралию, его место занял Р. А. Черносвитов.
Еда была простой и не отличалась питательностью. К октябрю 1949 г. на Тубабао были построены десять кухонь с кладовыми, десять бойлеров, открыты больница, санаторий, аптека, оборудованы зубоврачебный кабинет, санчасть и пожарная команда, несколько школ и детский сад, созданы курсы по изучению английского и испанского языков, по подготовке бухгалтеров и стенографистов и т.д. «При этом, — отмечала О.А.Морозова, — организации ИРО все это почти ничего не стоило, так как одни вещи, более солидные, как доски для мебели, ИРО получало за бесценок «по сговору» от филиппинцев с базы; труд, как физический, так и умственный, был даровой – эмигрантский; разное оборудование, напр., для водопровода, электрической станции, санитарного отдела (бочки) – все это большей частью откапывалось в земле среди брошенного американцами изломанного имущества и приводилось в порядок своими силами. Наконец, зубоврачебный кабинет был всецело создан врачами-эмигрантами, предоставившими в общественное пользование лекарства и разные инструменты и принадлежности вплоть до зубоврачебных кресел. Вряд ли какая другая нация могла бы достичь таких удивительных результатов в такое короткое время, кроме русской, да еще при таких тяжелых условиях».
В лагере было открыто несколько церквей. Самая крупная, православная, которую назвали Михайловской, помещалась в большой дырявой палатке. Внутри нее было очень неуютно, иконостас не отличался красотой, так как не было больших икон. Вместо колоколов висели пустые бидоны. Церковь поменьше, находящаяся в Первом районе, называлась Серафимовской. В ней служил отец Афанасий, бывший настоятель Серафимовской церкви в Тяньцзине. Униатский приход возглавил Федор Вилькок, бывший директор католического колледжа в Шанхае.
Несмотря на многочисленные проблемы, в лагере беженцев развивалась духовная и культурная жизнь. Со временем благодаря епископу Иоанну Шанхайскому был открыт Свято-Богородицкий собор, который поставили на самом высоком месте, откуда открывался красивый вид на море и ближайший лес. Около собора, кстати, имевшего настоящие колокола, построили небольшой деревянный дом, в котором жило трое священников.
Необходимость в духовном общении заставила эмигрантов открыть Историко-литературный кружок. Основная работа в нем заключалась в чтении популярных лекций. Профессор Путята, например, прочитал доклад о Гоголе, неоднократно выступали с лекциями профессор Головачев и военный историк Филимонов. У этого объединения не существовало никакого устава, и главной целью оно ставило организацию встреч для общения людей.
Зачинателем театра стал С.А. Уралов, собравший первую труппу. Вначале она ставила небольшие миниатюры, а первой театральной площадкой стало место, где по вечерам крутили фильмы. Через некоторое время образовалось театральное объединение, которое разделилось на три секции: драматическая (Уралов), оперетты (Славянский) и балетная (Шевлюгин). Н. Славянский писал: «Говорить о том, как в жизни человека необходим театр, совершенно напрасно. Необходимость сего ясна без всяких доказательств. В наши тяжелые и грустные дни на Тубабао существование театра бодрит, придает веру в будущее, скрашивает горечь настоящего и доказывает, что, несмотря ни на что, мы целы, едины в своих чаяниях и не сломлены испытаниями». Члены театрального объединения играли как классику, так и пьесы местных авторов, например, О. Скопиченко. Нередки устраивались концерты. В связи со 150-летием со дня рождения А.С. Пушкина в лагере состоялся большой вечер.
Деятельно работали и художники. 4 апреля 1950 г. была открыта выставка-продажа работ местных художников. Среди 400 выставленных произведений было немало интересных... Больше всего картин выставил А.А.Карамзин. Почти все его полотна были посвящены России. Особенно хорошо ему удавались изображения лошадей, скорее всего потому, что в прошлом он был кавалерийским офицером. Привлекали внимание пейзажи и портреты кисти В.Н. Осипова. Особенно популярными были акварели Н.А. Пикулевича, которые многие покупали на память о пребывании на Тубабао, а вот работы А.В. Петрова распродавались не очень. Хотя они отличались отменным качеством, но стоили дорого.
Была в лагере беженцев на Тубабао и своя периодическая печать: «Еженедельное обозрение» (1949 – 1950 гг., пять номеров), еженедельник «Тубабао знает» (Май – август 1949 г., 8 номеров), «Наш голос» (1949 г., 10 номеров), Антикоммунистический сборник под редакцией А. В. Скрипкина (1950 г., около 5 номеров), «Наш голос» (январь 1951 г., борт военного транспорта «Генерал В. Г. Хаан», 14 номеров) и несколько скаутских листовок.
Однажды лагерь с русскими беженцами посетил президент Филиппин. С краткой речью выступил Г. К. Бологов, вручивший почетному гостю приветственный адрес, который был вложен в роскошную кожаную папку. На ней был помещен чеканный портрет на серебре самого президента, выполненный художником Карамзиным, а виньетку выполнил Ярон. Затем президенту вручили хлеб-соль на художественном блюде, искусно исполненном художником Пикулевичем, а антикварная солонка была привезена еще из России. Впоследствии эти дары были помещены в музей в Маниле. В ответной речи президент обещал и дальше предоставлять русским местожительство на Тубабао.
В мае 1949 г. первая группа русских эмигрантов уехала в Австралию. «Все уехавшие, – писал «Наш вестник», — полны самых радужных надежд на будущее, и дай Бог, чтобы их надежды оправдались полностью. Теперь очередь за второй группой, которая, надо полагать, не задержится здесь надолго и также с легким сердцем отправится к неведомым еще берегам. Отъезд в Австралию — это факт глубокого значения, и он принес с собою остающимся в лагере моральное удовлетворение, а также веру в то, что беженцы на Тубабао не забыты».
Как только в США стало известно о бедственном положении русской диаспоры в Китае, там сразу же было основано несколько общественных объединений, которые поставили своей целью помощь беженцам на Тубабао. Так, в июне 1950 г. была создана Федерация русских благотворительных организаций, а в феврале 1951 г. ее деятели подвели первые итоги. «За эти пять месяцев, — писал председатель Н.В. Борзов, — нами выдано около 500 ашурансес (страховка, финансовое обеспечение – Прим. А. А. Хисамутдинова) и уже встречено, передано их спонсорам, размещено и устроено на работы около 1000 человек, а также оказана помощь нескольким сотням отдельных лицам хлопотами за них перед Американским правительством».
Существовало также Объединение родственников и друзей с Дальнего Востока, которое стало оказывать всемерную помощь эмигрантам. Деятели Объединения обратились в Союз христианских церквей, к правительству США и в ООН, что впоследствии дало возможность многим эмигрантам из Китая переехать в США.
Первой страной, пожелавшей пригласить русских, стала Австралия. Туда требовались мужчины не старше 50 и женщины до 35 лет, готовые подписать рабочий контракт. Вслед с Австралией пришли предложения из Парагвая и других стран Южной Америки. Положительно был решен вопрос и о временном размещении эмигрантов в Японии. Первый поток русских эмигрантов в США был незначительным – уезжали только те, кто имел там родственников или близких друзей, согласившихся не только оплатить проезд, но и обеспечить существование вновь прибывших на первых порах. Когда в конце мая 1950 г. начались военные действия в Корее, группа добровольцев предложила свои услуги в борьбе против коммунизма. В августе 1950 г. приехала американская комиссия, которая стала оформлять желающих переехать в США.
Показателем настроения в лагере служил анекдот, популярный на Тубабао: «Прошло 50 лет после Самарского расселения эмигрантов. На острове уже никого не было, и он снова весь зарос джунглями. И вот на этот остров приехали поохотиться американцы. Ходили, ходили — ничего интересного, одни вампиры летают. Вдруг на верхушке одной пальмы они увидели большую обезьяну, решили поймать ее живьем, стали обсуждать план, как достать с пальмы. Но обезьяна сама спустилась вниз и оказалась не обезьяной, а старым человеком, совершенно заросшим волосами. Он стал быстро что то говорить, но американцы его не понимали сначала, потом стали прислушиваться и уловили несколько русских слов. Тогда один из них, знавший немного по-русски, стал его расспрашивать, и тот им рассказал следующее: «Много лет тому назад, когда я был еще маленьким, то слыхал от родных, что на этом острове жили два племени – Ди-пи и Ти-би. Ну, Ти-би все померли, а от Ди-пи остался я один и все жду, когда пройдет Билл в Америке, и приедет комиссия, которую, я помню, все на острове с нетерпением ждали. Так вот, быть может вы и есть эта комиссия из Америки?..»
14 июня 1951 г. в Сан-Франциско прибыл третий пароход с русскими из Тубабао. На причале их встречали родственники и представители общественных и благотворительных организаций.
К лету 1951 г. на Тубабао осталось небольшая группа эмигрантов, в основном те, кто не имел возможности уехать в другие страны или был болен хроническими заболеваниями, например, туберкулезом. Таких больных было около 125 человек. Последний руководитель лагеря монах Модест, который писал: «Относительно нужды трудно сказать, чем мы будем нуждаться. Питание здесь в санатории довольно сносное, жаловаться не приходится, а чтобы улучшить питание для больных, это едва ли возможно. Остров пустынный, ничего своего здесь нет, нелегко доставлять сюда огородные овощи в свежем виде. С лекарством трудновато, так как стрептомицин выписывался преимущественно из С. Америки, а теперь на него запрет вывоза из страны или же в ограниченном количестве, что отражается на нашем лечении весьма неблагоприятно. За неимением в достаточном количестве нужных лекарств трудно надеется на скорое выздоровление. Хотя правление IRO обещает в скором времени достать нужное количество стрептомицина. Если же разделить эти деньги между всеми больными, чего и желают некоторые, тоже едва ли будет какая-либо польза от этого. Есть еще и другая причина, о которой в письме нет никакой возможности писать особенно мне, официальному лицу. Тяжелей и мучительней самой болезни это слухи, что больных туберкулезом отправить намерены во Францию на поселение. От этого мы теряем право на въезд в Америку. Во Франции нам грозит недостаток не только с лекарствами, но и со всем необходимым, в особенности с питанием».
Последним изданием тубабаовцев стала «Листовка – призыв к новой жизни». Она родилась после того, как последняя массовая группа эмигрантов в количестве 490 человек была погружена на американский транспорт. Редактор А. Скрипкин писал 5 июня 1951 г.: «Мы никогда не забудем того знаменательного момента, когда после тридцатитрехлетнего скитания по нашему изгнанническому пути, мы, вступив на кусочек американской территории на транспорте «Ген. Блэк» и встретив прекрасное братское отношение со стороны командного состава и других членов команды, поняли, что тот флаг, под которым мы совершаем наше путешествие, даст нам право на место под солнцем, даст достойное человеческое существование и священное право на труд».
Весной 1953 г. последний русский покинул Филиппины.
Представляем вашему вниманию рассказы насельницы Одесского женского монастыря в честь свт. Иоанна (Максимовича) Русской Зарубежной Церкви инокини Гавриилы. Инокиня Гавриила родилась и выросла в Удмуртии, начала свой жизненный путь как учёный-физик. Но стремление к истине привело её на стезю иночества. На фото - её иноческий постриг (инокиня Гавриила слева), позади - настоятельница монастыря, игумения Александра.
Анна и Александр
Родиться близнецами - это что-то особенное. Обыкновенно братья и сёстры могут ссориться друг с другом, даже враждовать, бывает, не общаются годами. Близнецы же всегда живут в мире и согласии, чувствуя друг друга на расстоянии, болезненно перенося разлуку и внутренне никогда не разлучаясь.
Так складывалось и у нас с сестрой. Находясь далеко друг от друга, мы болели одними болезнями, преодолевали сходные проблемы. Я пришла к вере, когда мне минуло тридцать, и переживала за свою половинку, которая была далека от Церкви. Нас разделяли большие расстояния, мы жили на разных концах страны, но чувство внутреннего дискомфорта не покидало меня.
- Так не может быть, - думала я,- ведь мы же близнецы. Она тоже должна покреститься.
Как могла, я молилась, просила молиться близких людей. Постепенно жизнь моей Карины стала меняться, и через семь лет она приняла крещение. Я получила от неё радостное письмо, где она подробно описала таинство. Каким подарком это было для меня! Какое же она выбрала имя? Этот вопрос занимал меня, так как я знала, что имени Карина в святцах нет. Оказалась, что моя Каринка покрестилась, взяв редкое в наше время имя - Марфа. Это было имя нашей бабушки.
Бабушку мы воспринимали как отца и мать в одном лице. Она любила нас, как никто другой. С её смертью, а было нам тогда по шестнадцать лет, мы ощутили сиротство, как-то сразу став взрослыми.
- Мне всю жизнь не хватало бабушки, - объяснила своё решение сестра, - а если я возьму её имя, она будет всегда со мной.
У меня был летний отпуск, и я поехала навестить свою Марфу. Жаркий августовский день клонился к вечеру, когда мы с ней пришли к её знакомой Татьяне, которая пригласила нас посмотреть православный фильм. У Татьяны было доброе и приветливое лицо, она была рада нашему приходу.
- У меня сейчас в гостях священник, отец Владимир, но сегодня он не придёт, сказал, что ему нужно быть в другом месте, - предупредила Татьяна.
Мы сели смотреть фильм. Когда он почти закончился, раздался звонок в дверь:
неожиданно пришел отец Владимир. Мы благословились у него, назвали свои имена. Высокий, темноволосый, лет сорока пяти, с открытым лицом и большими серыми глазами, отец Владимир сразу расположил к себе.
- А почему ты не носишь крест? - обратился батюшка к Марфе. Мы были одеты по-летнему. Без труда можно было заметить, что Марфа, в отличие от меня, не носила креста.
- Понимаете, - начала объяснять она, - я недавно покрестилась, муж и дети относятся к этому отрицательно, не хотят меня понять.
- Можно носить крест, пришив его к одежде, чтобы никто не видел, - возразил отец Владимир.
- На моей памяти есть один случай, который заставляет о многом задуматься, - продолжал он.
- Пришла ко мне однажды уже немолодая женщина-мусульманка и спросила, может ли она покреститься, нет ли для этого каких-то препятствий. Я ответил, что препятствий нет, и поинтересовался, может ли она мне сказать, почему делает этот шаг. Вот что я от нее услышал, - слова батюшки сразу настроили нас на какую-то особую, надмирную волну.
- Мой сын Рустам, - начала женщина свой рассказ,- служил в Чечне, и так случилось, что он подорвался на мине. У него было страшное ранение в живот. Он понял, что ранение его смертельно, когда увидел вырванные осколком части собственных внутренностей, лежащие недалеко от него. Подоспевшей на помощь молоденькой санитарке он сразу сказал: "Не надо, сестричка, оставь меня. Я все равно скоро умру". Как будто не слыша его просьбы, сестричка, ловко делая ему перевязку, спросила: "Как тебя зовут, солдатик?" "Рустам, - ответил сын,- а тебя?" "Меня зовут Анна. Ты мусульманин?" - спросила она. Получив утвердительный кивок Рустама, она продолжала: "Слушай, что я тебе скажу. Ты не обижайся, Рустам, но ты видишь, что твой мусульманский Бог не спас тебя. А если ты уверуешь во Христа и наденешь крест, ты будешь жить". Последние слова Анны, сказанные негромко, вошли в душу Рустама ярко и отчётливо, с ним что-то произошло. Время как будто растянулось, потеряв свою жёсткость. На мгновение Рустам забыл, где он и что с ним. Боль оставила его, и он почувствовал в своем трепещущем сердце незнакомый покой. Поднял глаза: над ним плыло бесконечное доброе небо. "Да, я верю",- произнес Рустам. Анна сняла со своей шеи маленький крестик и надела на шею моему сыну.
Она больше ничего не успела сказать: чеченский снайпер прямо в лоб поразил её. Даже не вскрикнув, Анна упала рядом с Рустамом. От боли и отчаяния Рустам заплакал, вздрагивая всем телом. Больше он ничего не помнил, очнулся уже в госпитале. Санитарная команда только к вечеру нашла его. Было удивительно, что до сих пор Рустам жил.
"Я тебе, парень, врать не буду. Шансов у тебя нет", - без обиняков сказал осмотревший его хирург. "Сделайте мне операцию!" - просил его Рустам. "Твои запчасти мне не собрать",- вздохнул врач. "Что я могу! Только промыть и зашить то, что осталось", - с болью в голосе добавил он.
Вопреки всем прогнозам Рустам выжил. Через два месяца после операции он, ещё нетвёрдо ступая, с палочкой вышел из госпиталя. Мне он сказал, что я должна покреститься с именем Анна, а сам он принял крещение с именем Александр- Отец Владимир помолчал и добавил:
- Я не спросил мать Рустама, почему он взял имя Александр. Думаю, так звали врача.
Мы втроем с Татьяной сидели и молчали: так нас потряс рассказ батюшки. Непостижимым казалось то, что всё это произошло в наше меркантильное маловерное время, причём с людьми совсем молодыми.
- Вот как Господь нам показывает, что такое крест, охраняющий и спасающий человека вопреки войне, вопреки смертельной опасности... Кому-то этот рассказ может показаться вымыслом, красивой легендой. Но это чудо, которое Господь совершил по вере этой молоденькой Анны. Её душа сразу пошла в Царствие Небесное. То, что она сделала – это исповедничество,- голос батюшки чуть дрогнул.
За окном уже стояла южная ночь, почти не слышно было движения машин. Только ходики на стене исправно отсчитывали минуты.
- Ну, Марфа, - с улыбкой обратился отец Владимир к моей сестре,- будешь носить крест?
- Да, батюшка, обязательно, - с твердостью в голосе ответила Марфа. После этого памятного случая она действительно больше крест не снимает.
Блаженны нищие духом
От Псковской трассы наша небольшая деревня находилась в пяти километрах. Местные жители добирались, кто как мог. Один раз мне пришлось ехать на тракторной тележке. Подбросил нас живший в соседней деревне тракторист дядя Ваня. Ехали мы вместе с Зоей, дом которой находился неподалёку от нашего деревенского храма.
Сколько лет этой Зое, я никогда не задумывалась. Судьба у неё была несуразная. Знаю, что было у неё два сына. Один, больной на голову, в двадцатилетнем возрасте ушёл из дома и пропал. Другой сидел в тюрьме за воровство. Зоя регулярно прикладывалась к спиртному и жила одним днём. Даже дров на зиму она не заготавливала. Сходит, бывало, с санками в лес, привезёт сушняк, тут же распилит. Часто её старенькая вкривь и вкось сколоченная изба по нескольку дней оставалась нетопленой.
Обычно пьющих людей я не любила и сторонилась, но к Зое, сама не зная, почему, не испытывала никакой неприязни. Во внешнем её облике не было ничего привлекательного. Зимой и летом она ходила в штанах и платке, завязанном спереди большим узлом. Верхнюю одежду она никогда не застёгивала. Грубоватые черты лица, как и её манеры, не добавляли ей обаяния. В её тёмных глазах, даже когда она смеялась, я видела боль. Безотчётное чувство сострадания я испытывала к этой малознакомой мне женщине. Мы ни разу не говорили с ней о жизни. "Чужая душа - потёмки", - так я могла сказать о ней. Но Господь дал мне два случая, - и эти потемки неожиданно осветились для меня божественным светом.
Итак, дядя Ваня вёз нас с Зоей на тракторной тележке. Стояла поздняя осень. Мы ехали по слякотной, чуть припорошенной снегом дороге. Зоя, не имея лишних денег на хорошую обувь, ходила в такую погоду в резиновых сапогах. Довольно быстро дядя Ваня нас доставил до места, и надо было вылезать из нашего необычного транспортного средства. Я была помоложе и пошустрее и выбралась первой. Неуклюжая, грузная Зоя, ухватившись за шаткий борт, никак не могла нащупать под ногой опору, и я, желая помочь, поставила её ногу на колесо.
От моего прикосновения у Зои чуть дернулась нога, и у неё вдруг вырвалось сокрушенное:
- Ира, да ты что! Я такая пьянь, такая пьянь, руки не пачкай... Она не докончила фразу. Вылезши из тележки, опустив глаза, она постояла
несколько секунд, будто желая сказать что-то ещ, а затем быстрым шагом пошла к
своему дому.
- Вот тебе и Зоя, - озадаченно думала я, глядя ей вслед, - считает себя никем и ничем, недостойнейшей тварью. А у меня о себе совсем другое мнение.
Второй случай, связанный с Зоей, также приключился в дороге. Наш чтец Максим поехал по своим делам в ближайший райцентр. Так совпало, что и нам с Зоей нужно было в город по какой-то надобности.
Как только мы миновали деревенское кладбище, Максим, обращаясь к Зое, возмущённо произнёс:
- Это из-за тебя Борис опять запил! Сколько месяцев человек держался, а вчера у тебя напился. Не отпирайся, я всё знаю.
- Силом я ему не наливала, - отрезала Зоя.
Мне было неприятно слушать их перепалку. Я понимала, что Максим переживает за Бориса, своего ближайшего соседа, который к трезвом виде и со своими делами хорошо управлялся, и Максиму помогал. Я знала, что Борис и его жена Люба иногда так крепко запивали, что были не в состоянии подоить свою единственную корову. В таких случаях они звали на помощь соседей.
Желая прекратить безполезный спор, я сказала Максиму примирительным тоном:
- Максим, ну ты же понимаешь, что не Зоя виновата в пьянстве Бориса. Не было бы Зои, ему бы налили в другом месте, и он бы не отказался. А возьми нас с тобой: сколько нам ни предлагай, мы пить не будем.
Максим побухтел ещё немного и перестал. Остаток дороги мы ехали молча. Прошло несколько лет. Я запамятовала этот малозначительный эпизод. Сколько их в жизни бывает, таких мимолётных отрезков пути. За каким-то делом случилось мне зайти к Зоиной соседке тёте Шуре, и Зоя оказалась как раз во дворе. О чём был разговор, не помню, но только Зоя вдруг вспомнила тот давний эпизод, как будто всё это случилось вчера.
- Помнишь, Ира, как ты за меня заступилась? - спросила меня Зоя, подробно рассказывая тёте Шуре, как было дело.
- Как же она помнит доброе слово! - оторопела я.
Несколько минут я сидела на низенькой скамейке возле тёти Шуриного дома, соображая, сколько же прошло лет. Всю жизнь принимая добрые слова как должное, не запоминая и не всегда благодаря за них, я удивлялась пьющей и грубоватой Зое, трепетно хранящей в душе мимолётные искры добра.
- Блаженны нищие духом, - думала я, вспоминая об этой ничем на вид непримечательной женщине.
Может быть, за её сокрушение о грехах, за память о добром Господь помилует её грешную душу.
Разговор в электричке
Зимним февральским днём я поехала провожать свою подругу Людмилу на московский поезд. Таксист приехал вовремя, и мы быстро доехали до железнодорожной станции. Сидя на вокзале, я смотрела на Людмилу и с грустью думала: "Увидимся ли мы ещё раз?" Людмила давно уже была серьёзно больна, врачи не оставляли ей шансов на жизнь. С каждым месяцем состояние Людмилы ухудшалось. И хотя она не падала духом, но чувство близкой разлуки тревожило мою душу. Объявили о прибытии поезда. Мы вышли на платформу.
Я знала, что этот поезд стоит на нашей маленькой станции недолго, и поэтому не хотела заходить в вагон. Подошёл поезд. Открывшая дверь проводница, видя, что у нас много вещей, сама предложила мне зайти в вагон. Я удивилась этому, однако, желая помочь Людмиле, всё же решила рискнуть.
Как только мы с Людмилой с вещами дошли до её места, поезд тронулся. Я, пробежав по вагону, выскочила в тамбур, думая спрыгнуть на ходу. В студенческие годы мне пришлось работать проводницей, и для меня было привычным делом прыгать на ходу поезда. На мою просьбу проводница закрыла передо мной дверь и тоном, не допускающим возражения, сказала:
- Поедете до следующей станции.
Пришлось подчиниться. Около часа потребовалось, чтобы доехать до следующей остановки. За это время мы с Людмилой попили чай. За окном мелькали занесённые снегом поля. Уютно и тепло было ехать в вагоне, однако я нервничала: дело двигалось к вечеру, и меня заботило, как же придётся добираться обратно.
Простившись с Людмилой, которая тоже переживала за меня, я пошла на вокзал узнавать, когда будет электричка. К счастью, ждать пришлось недолго. Народу в вагоне электрички оказалось немного. Я села у окна.
- Как раз удобный момент, чтобы помолиться за Людмилу, - подумала я. Достала акафист Всецарице и начала читать. Вдруг сзади за плечом раздался мужской голос:
- А что Вы читаете?
- Ну вот,- с раздражением подумала я, - обычное праздное любопытство скучающего в дороге человека.
Мгновенно представив себе картину будущего никчемного разговора с человеком, далёким от Церкви, я с неохотой обернулась и неожиданно увидела приятного мужчину лет пятидесяти. Его серые глаза спокойно и внимательно смотрели на меня, какую-то внутреннюю заинтересованность я сразу прочла в них. Я ответила, что читаю акафист Божией Матери, рассказав, что уже несколько лет живу в православной общине.
- Я вот тоже молюсь, но не помогает, - начал мой незнакомый собеседник.
- А за кого Вы молитесь? - спросила я.
- За жену. Она у меня такая хорошая хозяйка, прекрасно готовит, общительная. Её приглашают на все свадьбы, на праздники, - с любовью стал говорить он, - а вот от спиртного отказаться не может. Сколько ни молюсь, всё без толку.
Я расспросила его подробнее. Оказался он церковным человеком. С теплотой рассказывал он про батюшку, отца Василия, к которому постоянно ходил на исповедь. Когда он говорил, я смотрела на его светлое лицо, добрые глаза, и мне до боли было радостно, что остались ещё в России такие мужчины, способные любить поистине жертвенной любовью.
- С каким смирением говорит он о своей пьющей жене, - думала я, всё больше удивляясь своему незнакомому спутнику: ни тени раздражения, ни слова ропота. Оказалось, что молился он в семье один. Уже взрослые дети были заняты своими проблемами. Несколько лет этот человек просил помощи у Господа, но всё оставалось по-прежнему. Такая несправедливость не укладывалась в моей голове, и я спросила:
- Что, неужели никакого результата: как пила, так и пьёт?
- Ну, сейчас не пьёт, сейчас парализовало, - задумчиво ответил мой спутник.
- Так по Вашим же молитвам Господь её на одр положил, чтобы она не пила! - с радостью воскликнула я.
- Ну что Вы, - ответил он недоверчивым тоном. Наша электричка прибыла на место назначения. Улыбнувшись, мой собеседник пожелал мне всего хорошего.
- Тяжело Вам, - сочувственно, с участием вздохнул он, - трудно женщине без семьи, да и в общине труд нелегкий.
- Ваш крест тяжелее, - возразила я.
Так мы и расстались каждый при своём мнении. Я не спросила его имени. До сих пор перед глазами его кроткая улыбка и светлые, с грустинкой глаза.
Инопланетянин
Община наша была небольшая. Каждую осень, когда грибной и ягодный сезон заканчивался, прибивались к общине сезонные мужички. Все они походили друг на друга неустроенностью судьбы. Кто-то по пьянке остался без жилья, кто-то отсидел ещё один срок, кто-то был попросту больным на голову. Как правило, все они любили выпить. Сердобольный отец Геннадий принимал их, взяв слово, что они не будут пить, вразумятся и станут помогать общине. Некоторых из них он даже отвозил на кодировку, но проку не было. На наши просьбы не брать таких "справных" работников, отец Геннадий отвечал, что всем нужно дать шанс на спасение души.
- Они оступились, надо им помочь, - так объяснял он своё решение.
Каждый год помощники наши менялись, однако никто из них не спешил вразумляться. Ветер свободы не давал им задерживаться на одном месте. Пришёл однажды даже бывший дьякон, уже немолодой мужчина, бомжевавший пять лет. Но и он долго не задержался: привык к вольной жизни. Как и все остальные, по весне ушёл он в другие, очевидно, лучшие места.
Был среди всех этих людей один странный человек, который не укладывался в привычные рамки. Звали его Анатолий. Прибыл он будто бы из Питера, имелся при нём паспорт без прописки, в котором значилось, что он женат и имеет двоих детей. Нестарый, лет пятидесяти с небольшим, среднего роста, подтянутый. К выпивке и курению Анатолий относился индифферентно, в еде был непритязателен и ел мало. Что меня всегда удивляло в облике Анатолия, - это его глаза. Они были стального цвета, часто неподвижные, будто стеклянные. В редкие моменты они оживлялись, но это случалось редко.
Анатолий был некрещёным, однако, в отличие от остальных мужичков, в храм ходил каждый день утром и вечером. Этот факт очень удивлял всех наших насельниц, но никто не решался подходить к Анатолию с вопросами. Во время правила в церкви он неподвижно стоял на одном месте. Прикладываясь к иконе, Анатолий крестился, но почему-то никогда не делал поклонов.
Какую бы работу ни поручали Анатолию, исполнял он её так, что напрочь отпадала охота просить его о помощи. Если он топил баню, то изводил кучу дров, а в бане едва только можно было согреться. Подкинет поленья и уйдёт по своим делам. Топка в старой щелястой бане была небольшая, дрова быстро прогорали, а Анатолий всё не показывался.
- Как ты баню топишь! Там же мыться невозможно! - пыталась я достучаться до Анатолия.
- Ира, у тебя что, проблемы? - уставившись на меня своими стеклянно- безразличными глазами медленно выговаривал он.
Из-за "усердной" работы Анатолия вода в бане не нагревалась до кипятка. Мужчины всегда мылись первыми, а женщинам почти не оставалось горячей воды. Приходилось смиряться и мыться в собственной келье.
К своему здоровью Анатолий относился с трепетом. Очевидно поэтому он выглядел моложе своих лет. По утрам он всегда делал зарядку. В отличие от других мужичков, он был чисто выбрит и аккуратно одет. По своим повадкам он мне напоминал начальника. На мою просьбу принести воды из дальнего колодца он мог патетически воскликнуть:
- Вот в каких условиях приходится работать! Работал Анатолий так, чтобы не устать. Однажды, видя, как он таскает поленья, отец Геннадий, не лишённый чувства юмора, подозвал Анатолия и серьёзно предупредил:
- Что это Вы, Анатолий, носите по три полена? Вы же надсадитесь, надо будет Вас лечить. Вы уж лучше по одному носите.
Анатолий молча слушал, видно было, что ему неприятны эти слова. Выслушав батюшку, он ушёл к себе и больше не появлялся. Даже на обед в тот день он не пришёл.
- Видишь ты, самолюбие у него! - сказала баба Маша, наблюдавшая за Анатолиевыми успехами в труде.
Прозвище "инопланетянин" я дала Анатолию после одного случая. Работая на хоздворе, я ухаживала за скотиной. Коровы, телята, куры, гуси были моими питомцами. И вот однажды после рабочего дня Анатолий подошёл ко мне и серьёзно спросил:
- Ира, а зачем нужен телёнок, он же не даёт молока? Я засмеялась, ответив ему вопросом на вопрос:
- Ну, подумай ты сам, зачем нужны дети, они же не зарабытывают денег, а с ними нужно нянчиться.
Мой ответ, очевидно, не дошёл до Анатолия.
- Ну, я же серьёзно спрашиваю, - с ноткой обиды обратился он ко мне. Глядя на его напряженный лоб, было видно, что этот вопрос его действительно очень волнует. Чтобы не унижать достоинства Анатолия, я перестала улыбаться, сказав спокойным тоном:
- Ты посмотри на нашу телочку Маргушу, это же маленькая корова. Что тут непонятного?
Про себя я в "это момент подумала:
-Хорошо, что Анатолий не спросил про бычка. Пришлось бы, наверное, дольше объяснять.
Также как и Анатолий, я была городским жителем. Никогда раньше мне не приходилось заниматься сельским трудом, но, помнится, мне с детства было известно, для чего нужен телёнок. Столкнувшись со странными рассуждениями Анатолия ещё раз, я окончательно убедилась в том, что это не наш человек.
- Ира, а почему люди в нашей деревне пьют, ведь здесь же нет увеселительных заведений? - спросил он озадаченно.
Каждому нормальному человеку с детских лет не надо объяснять, что в России пьют, невзирая ни на какие заведения, да и вообще ни на что. Но для Анатолия это было неочевидно.
- С Луны он, что ли свалился? Точно, инопланетянин, - подумала я. Может быть, кто-то из читателей подумает, что у Анатолия попросту "съехала крыша". Я бы не согласилась с этим. Духовные недуги мешали Анатолию видеть немощи ближних и относиться к ним с состраданием. С психикой и интеллектом у Анатолия всё было в порядке. По его рассказам, происходил он из интеллигентной семьи, в молодости учился в финансовом институте. Однако, учёба ему не нравилась. Институт он бросил и больше учиться не стал. На мой вопрос, где он всю жизнь работал. Анатолий ограничивался кратким ответом:
- В разных организациях.
Делать он ничего не умел и не хотел. Помню, попросила его как-то Григорьевна - Так я же в бане вчера мылся, - ответил он.
- И что? - недоуменно посмотрела на него из-под очков Григорьевна.
- Так я же вспотею, если буду колоть дрова, - со спокойной наглостью ответил Анатолий.
Анатолиева наглость, которая, как мне казалось, даже не соответствовала его возрасту, была для меня тяжелее, чем пьянство и ругань обыкновенных мужиков. Те могли выпить, подраться, послать подальше, но на колкие издёвки были не способны.
В свободное время Анатолий читал книги из нашей общинной библиотеки. Мы все порадовались за него, когда через год он выразил желание покреститься. Отец Геннадий его покрестил, но Анатолий почти не изменился. Изменение его состояло лишь в том, что теперь, считая себя просвещённым, он считал вправе всех поучать. Конечно, серьёзно его никто не воспринимал.
Как-то раз я спросила Анатолия, почему он так редко исповедуется и причащается.
- Я понимаю, что должен каяться перед Богом. Мне не хочется приукрашивать себя перед батюшкой, да и перед собой... Но мне очень трудно всё открыто высказывать. Я к этому не привык, - произнес Анатолий, на минуту открыв дверь своей души.
Кто знает, будь Анатолий не таким закрытым, сложилась бы его жизнь по-другому, но, увы, реальность не обнадёживала.
Видя, что от Анатолия в работе нет никакого толка, мы упросили отца Геннадия забрать его в мужской монастырь.
- Оставьте меня, я буду работать, я больше не буду придуриваться, - умоляющим тоном обращался он по очереди ко всем общинским.
- Поезжай, поезжай, будешь в мужском коллективе, там тебя к порядку приучат, - напутствовали Анатолия все наши насельницы.
В монастыре Анатолий не особенно утруждался на работе. Может быть, держали бы его там, но увлёкся, несчастный, буддизмом и стал его проповедовать всем насельникам. Отец Геннадий сначала убеждал его, но, видя, что все впустую, погрузил Анатолиевы вещи в машину и отвёз бедолагу на железнодорожную станцию. Куда и к кому прибился православный буддист, никто не знает. Жаль этого никчемного человека. Господь действительно давал ему шанс что-то понять и исправиться. Может статься, по молитвам отца Геннадия, он когда-нибудь всё же выйдет на верный путь.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Господь судил нам жить в исключительно трудное время, подобного которому ещё не было в Русской Церкви. Поэтому в духовном завещании необходимо говорить о самом главном. Когда живой организм умирает, все мысли сосредотачиваются на том, как выжить. Так и в нашем положении преобладающего отступления от Бога и Истины нас должны беспокоить два вопроса: как сохранить верность истинному Богу и как спасти свою душу.
2 января 1938 года был расстрелян один из старейших и наиболее авторитетных клириков г. Одессы – протоиерей Митрофан Попов.
Он был священником и настоятелем Михайловского храма г.Одесса на протяжении 35 лет, до самого его закрытия – до 18 мая 1936 года. Многолетнее пастырское служение отца Митрофана являлось образцом для многих, а великолепный храм во имя св. Архангела Михаила был одним из древнейших в городе, однако впоследствии был разрушен.
Следственное дело № 21954-П, хранящееся в Архиве УСБУ в Одесской области, показывает определенную картину происходящего в тот период и раскрывает нам некоторые биографические сведения о священнослужителе…
Во второй части публикации мы приводим краткие сведения из дела церковнослужителя Николая Буримовича, повторно осужденного в 1933 году и приговоренного к 3 годам концлагеря.
Фоторепортаж Пасхальных торжеств 2013 г.в соборе Св. Марка Эфесского (Канада, Квебек), настоятелем которого является архимандрит Никодим (Калантис). (Греческий старостильный Синод архиеп. Каллиника)
Мысли вслух: Церковь Христова - это не там, где разрешаются психологические узлы. Такие как: - видение пути выхода из душевных, рабочих, семейных проблем - успокоение от внезапно навалившихся задач, - обретение стабильности и уверенности в себе - научение видеть главное и не обращать внимания на мелочи - преодоление страха, уныния - оптимизация отношений с окружающими - освобождение от фобий, навязчивых мыслей - преодоление неприязни к коллегам, начальникам, детям и пр.. - получение надежды и заряда на продолжение какой-либо деятельности. Другими словами, временное собирание себя по осколкам, образовавшихся в результате несовершенных действий, страстей, прямого участия бесов и т.д.. Некий косметический ремонт для продолжения весьма насыщенной земной жизни. По-моему, Церковь Христова - это изменение направления судьбы человека. Это область, где другие категории. Здесь меняется цель: вместо земли небо, вместо жизни смерть, вместо себя Бог. В Церкви Христовой человек: - не заботится о психологии, т.к. стабильное психологическое состояние или по-другому цельность, это его нормальное состояние. - здесь человек знает Бога, ясно видит Его очами ума и сердца. От этого видения человек ощущает свою внутреннюю свободу и одновременно дорожит этим состоянием ощущения вездеприсутствия Бога, боясь потерять эту дружбу с Богом (страх Божий). - В Церкви Христовой человек всегда благодарит Бога. Во-первых за воплощение Его Сына и Спасителя. И во-вторых, потому что удивляется милости Божией, что Бог живет в нем, не смотря на его несовершенство и недостоинство. - В Церкви Христовой человек внимательное наблюдает за промыслом Божиим в отношении его самого, чтобы достоверно зная его, осознанно и твердо следовать ему. - В Церкви Христовой человек уподобляется Иисусу Христу: заботится не о своем, а об Отеческом (Божественном). И если и отвлекается на мирское, то как бы на короткое время, вскоре восстанавливая свой прежний образ богоугождения. - в Церкви Христовой человек находится в готовности пострадать от ближних, при этом он их любит. - в Церкви Христовой человек не боится смерти, ждет ее, готов к ней, думает о том, чем будет заниматься на том свете: тем же чем и здесь - благодарить Бога. - в Церкви Христовой человек перестает интересоваться земными проблемами и делает это по необходимости, вынужденно. - в Церкви Христовой человек видит, как бесы действуют через людей, как люди этого не понимают. - в Церкви Христовой человек видит, как бесы пытаются спихнуть самого человека с пути богоугождения, толкая его на малодушие, саможаление, а по сути предательство. - в Церкви Христовой человек занят ТОЛЬКО одним - не потерять Бога в себе. Это достигается ставшей естественно-легкой, желанной регулярной молитвой, частым Причастием. - в Церкви Христовой человек свидетельствует об истине своим поведением, словами, бескомпромиссным отношением к чему-либо. - в Церкви Христовой человека не обманешь и он не дает себя обмануть. - в Церкви Христовой человек так поставляет себя в отношении к Богу, когда все прочее в его жизни уже имеет второстепенное значение. Окружающий мир с его ценностями и знаниями, как бы сдулся в его сознании, превратился в глупость. Мало конечно слов, чтобы изложить все то, что хотелось бы. Источник: http://paterkonstantin.livejournal.com
Написал московский священник Константин Кочегаров, который в этом году на Праздник Пасхи Христовой окончательно прорвал общение с РПЦ МП и перешел в Церковь И.П.Х. Греции.