Митрополит Агафангел: О русскости
Многие сейчас не понимают значения русскости – говорят, что какая разница, все народы равны, "нет ни эллина, ни иудея".
Да, перед Богом равны все. Но все и каждый человек, до сегодняшнего дня прошли свой путь в истории – у всех есть предки, язык, складывавшееся веками мировоззрение. Мы, например, говорим на русском языке, и нас не поймут окружающие, если мы станем говорить на языке, им непонятном. Но и язык – это частица многовековой духовной культуры, в которой, собственно, язык является только одной из многих составляющих. Существуют глубочайшие духовные культуры разных народов, каждую из которой во всей глубине могут понять, в основном, только те, кто знает её язык и принадлежит к ней по роду. Эти родовые культуры, как таковые, равноценны друг другу, я бы не стал какую-либо из них превозносить. Но есть народные культуры, впитавшие в себя Христа. Это духовная культура еврейского народа (не ставшего, в целом, христианским, но оживотворившего христианством многие культуры), затем греков и римлян, воспринявших Евангелие в первые века, а также многих других народов, ставших христианскими позже. Каждый народ, ставший христианским, обогащает само христианство своей древней культурой – как в прекрасном саду, где множество роз и каждая имеет свой неповторимый вид и аромат. Разве можно с чем-то сравнить грузинское церковное пение, или византийский иконописный стиль, или русские золотые купола? Каждый народ вносит свою неповторимую духовность в общую сокровищницу православия.
К сожалению, в наши дни это совершенно перестали понимать и воспринимать, и даже стали многие называть себя своего рода христианами-интернационалистами.
Альтернатива национальной традиции – глобализм, который, возможно и может выдвинуть вперёд нечто общее для всех, но, действительно хорошо ли это – вопрос. Человек имеет родителей – мать и отец для него индивидуальны, неповторимы и незаменимы. Но это, с позиций глобализма – уже устаревшее. Дети, выношенные "суррогатными матерями", однополые семьи, дети, зачатые в пробирке вообще неизвестно от кого и с кем. Восстановленные и клонированные животные (а скоро и люди) – всё это уже сегодня. Что будет завтра даже представить невозможно. Общее при этом – безвозвратно теряется всякая родовая наследственность и память. Мир будущего – это когда исчезнут народы вместе с их национальными культурами, не будет ни немцев, ни грузин, ни украинцев, ни других народов – а будет по всей земле один сплошной интернационал. Тогда, наверное, люди с гордостью будут говорить: я из пробирки произошёл, и в пробирку вернусь, чтобы потом опять клонироваться! Чем не бессмертие? Глобализм, распространяясь в ширину, навсегда теряет глубину и индивидуальность древних духовных связей.
Если мы говорим о русскости, то говорим о русской национальной православной традиции, в течение 10 веков несущей в себе Христа. Наряду с греческой, арабской, грузинской, сербской и прочими христианскими традициями. Нам выпало жить на земле, где живёт эта традиция, или быть к этой традиции приобщёнными. Это и иконы в красном углу, и родные нам святые, и Иисусова сердечная молитва, и добрые рассказы паломников из прошлого, и наши родные бабушки-богомолицы, которых мы ещё помним, и сама родная нам природа, и многое, многое другое. Мы должны хранить эти отеческие ценности, никак не умаляя христианские традиции других. В них содержится то, что достигает самых глубин души. Только умеющий ценить своё, может понять ценность другого. Лично я не принимаю глобализм.
Конечно русскость не заменяет православную веру, но помогает вере глубже проникнуть в наши души – в этом её единственное предназначение. Русскость без истинной веры – язычество, что есть, в сущности, богоборчество. Духовных ценностей, которые выше православной веры, быть не может – это всё равно, что возлюбить ближнего своего больше, чем себя самого. В результате предмет любви превращается в идола, и человек начинает ему поклоняться вместо Бога. Сохрани нас Господь от такой подмены ценностей, предавшись которой многие наши соотечественники претерпели "кораблекрушение в вере" (1Тим 1.19), поставив земное отечество выше Небесного Царства!
Потому, приняв во внимание все аргументы, могу повторить вслед за нашим Первоиерархом Митрополитом Виталием: "Я имею в жизни две ценности – Православие и русскость".
21.10.2018.
Метки: рпцз, митрополит агафангел
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи