Іером. Серафимъ (Роузъ) († 1982 г.): ИЗЪ ПИСЕМЪ ДРУГА
ДУША ПОСЛѢ СМЕРТИ. СОВРЕМЕННЫЕ «ПОСМЕРТНЫЕ» ОПЫТЫ ВЪ СВѢТѢ УЧЕНІЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
(Пер. съ англ., съ прилож. разсказа блаж. Ѳеодоры о мытарствахъ. М., 1991).
«Я ѣздилъ двѣ недѣли назадъ въ одинъ монастырь, гдѣ исповѣдовался и причастился на Николая Угодника. Въ этомъ монастырѣ я обрѣлъ духовнаго отца и жить теперь стало гораздо легче. Этотъ монастырь былъ созданъ въ 1963 году по благословенію преосв. Іоанна (Максимовича), бывшаго Шанхайскаго, а теперь уже Санъ-Францисскаго архіепископа (умеръ въ 1966 г.). Владыка Іоаннъ былъ воистину святымъ человѣкомъ. Удивительный подвижникъ, прозорливецъ, творилъ чудеса и исцѣленія. Сейчасъ, хоть онъ и не канонизированъ, но очень многіе изъ знавшихъ его молятся ему, какъ святому. Онъ похороненъ въ Санъ-Франциско, въ часовнѣ подъ каѳедральнымъ соборомъ Б. М. «Всѣхъ Скорбящихъ Радости». Въ монастырѣ есть иконы съ изображеніемъ Владыки Іоанна. И такъ, по благословенію Владыки Іоанна, два инока — игуменъ Германъ и іеромонахъ Серафимъ (мой нынѣшній духовный отецъ) начали строить высоко въ горахъ обитель, которую назвали въ честь преп. Германа Аляскинскаго. Монастырь находится въ совершенно дикомъ мѣстѣ высоко въ горахъ, ближайшая деревушка внизу у шоссе — это три дома и магазинъ. И вокругъ, на 50-70 км., ни одного поселка или города (національный заповѣдникъ). Много дикихъ жи/с. 7/вотныхъ, орлы-грифы, прямо по территоріи монастыря ходятъ дикіе олени. Мѣсто это дивно красивое. На верху горы можно со скалистыхъ уступовъ обозрѣвать горизонтъ на десятки, если не на сотни, километровъ. И вокругъ горы, вершины многихъ изъ нихъ покрыты снѣгомъ даже лѣтомъ. А вѣдь это Сѣверная Калифорнія. На этой горѣ они понастроили много скитовъ, т. е. простыхъ землянокъ съ крестомъ и дали названіе многимъ мѣстамъ на горѣ: у нихъ есть гора Аѳонъ, Валаамъ, Голгоѳа, Виѳанія и т. д. Келія о. Серафима, напримѣръ, называется «Дивѣево».
Живутъ братія какъ древніе подвижники. Электричества въ монастырѣ нѣтъ. Телефона нѣтъ. Колодецъ выкопали только пару лѣтъ назадъ. А до этого воду таскали изъ рѣчки въ долинѣ между горами. Братство купило громадную гору и всѣ постройки на ней дѣлали сами — церковь, келіи, типографію. Да, представь себѣ, у нихъ тамъ типографія религіозныхъ книгъ безъ электричества. Печатаютъ какимъ-то механическимъ способомъ и издаютъ и очень много книгъ и даже немалыми тиражами. Келіи находятся не разстояніи 100-200 метровъ другъ отъ друга въ лѣсу; сбиты онѣ изъ досокъ и бревенъ, безъ отопленія и свѣта.
Но что самое интересное — вся братія, кромѣ игумена Германа, американцы. За послѣдніе три года крестили въ монастырѣ около 50 человѣкъ! И цѣль братства — православная миссія обращенія американцевъ. Служба совершается по-монастырски, соблюдается полный кругъ богослуженій. Служба по всѣмъ гласамъ, абсолютно по-славянски, но на англійскомъ языкѣ, хотя многіе изъ братіи прилично говорятъ по-русски и почти всѣ изучаютъ славянскій. О. Герману и о. Серафиму около 50 лѣтъ, а остальные — молодежь отъ 17 до 30 лѣтъ, причемъ многіе живутъ въ такихъ условіяхъ по многу лѣтъ. И той атмосферѣ молитвы и послушанія, кажется, могли бы позавидовать многіе уже опытные монахи въ русскихъ монастыряхъ. Всего братіи около 8-9 человѣкъ, въ священномъ санѣ только двое, а остальные — рясофорные, причемъ многіе въ послушникахъ 3-4 года. Игуменъ Германъ воспитываетъ ихъ въ традиціяхъ Валаама, Сарова, Оптиной.
Духовникъ монастыря — о. Серафимъ, и очень многіе пріѣзжаютъ въ монастырь изъ-за него. О его прошломъ я знаю не такъ много. Знаю, что онъ американецъ изъ города Санъ-Франциско. Очень образованный человѣкъ, окончилъ нѣсколько высшихъ учебныхъ заведеній и въ поискахъ духовнаго сталъ изучать религіи, причемъ не просто изъ любопытства, а очень глубоко. Напримѣръ, іудаизмъ онъ изучалъ на древнееврейскомъ, конфуціанство — на древнекитай/с. 8/скомъ и т. д. Всѣми этими языками онъ владѣетъ, включая хинди. Онъ занимался іогой, всякимъ чернокнижіемъ и неизвѣстно чѣмъ. Но какъ-то однажды онъ зашелъ въ православный соборъ во время совершенія литургіи, и произошло чудо, которое измѣнило всю его жизнь. Точно я не знаю, хочу объ этомъ разспросить его самого, знаю, что онъ былъ оглашенъ и затѣмъ крещенъ. Произошло это 20 съ лишнимъ лѣтъ назадъ. Изучилъ въ совершенствѣ русскій и славянскій. По-русски онъ говоритъ какъ на родномъ языкѣ и почти безъ акцента, по крайней мѣрѣ лучше многихъ русскихъ, проживающихъ здѣсь полжизни. Велъ подвижническую жизнь и былъ постриженъ въ монашество владыкой Нектаріемъ, епископомъ Сеатлійскимъ, который вскорѣ рукоположилъ его во іеромонаха. О. Серафимъ его любимецъ. Это владыка посовѣтовалъ мнѣ просить о. Серафима принять меня въ духовныя чада. Поѣздка въ монастырь, гдѣ я пробылъ всего 3 дня, подѣйствовала на меня очень цѣлебно. Я исповѣдовался у о. Серафима и причастился. Дай Богъ, чтобы во исправленіе и исцѣленіе души и тѣла. Сюда, въ поискахъ духовнаго утѣшенія, часто ѣздятъ паломники, и русскіе, и американцы. Послѣдніе особенно, ибо цѣль монастыря миссіонерская» (іюль 1982 г.).
«Письмо будетъ у меня нѣсколько скорбное, но скорбь эта по нашему человѣческому чувству. Умеръ мой отецъ, духовный іеромонахъ Серафимъ. Неисповѣдимы пути Господни! Умеръ онъ всего въ 47 лѣтъ. Умеръ совершенно неожиданно и, казалось бы, преждевременно. Умеръ въ преддверіи жатвы, успѣвъ много насадить, но не до конца взрастить. Умеръ, оставивъ болѣе сотни духовныхъ чадъ своихъ сиротами, находящихся въ состояніи матросовъ и пассажировъ корабля, на которомъ умеръ кормчій во время надвигающагося страшнаго шторма. Произошло все такъ внезапно, что до сихъ поръ многіе не могутъ осознать это, и я въ томъ числѣ. Я слышалъ о томъ, что у о. Серафима не очень хорошее здоровье, но онъ никогда не обращался къ врачамъ. Въ день праздника Успенія Божіей Матери я пришелъ на раннюю литургію въ соборъ — причастить дѣтей. И въ соборѣ одна наша общая знакомая, увидѣвъ меня, сразу подошла и спросила: "А вы знаете, что о. Серафимъ въ больницѣ и умираетъ?" Я прямо оторопѣлъ: "Какъ? Что? Что случилось?" Выйдя изъ храма, я узналъ, что въ концѣ Успенскаго поста о. Серафима увезли въ больницу съ запущеннымъ заворотомъ кишокъ и полнымъ перитонитомъ всего желудка, въ совершенно безнадежномъ состоя/с. 9/ніи. Дѣло въ томъ, что помимо постояннаго недоѣданія, бдѣнія, пощенія и суровой жизни, о. Серафимъ, какъ бы плохо ни было его здоровье, какія бы страшныя боли онъ не терпѣлъ, никогда не жаловался и не подавалъ вида. И еще сыграло роль то, что въ Америкѣ очень дорогая медицинская помощь, особенно больничная, и страховка, соотвѣтственно, тоже очень дорогая. Монастырь былъ очень бѣдный, и о. Серафимъ отказался отъ страховки. «Богъ — моя страховка!» — говорилъ онъ. Поэтому, жалѣя монастырскія деньги, онъ всѣ 15 лѣтъ проживанія въ монастырѣ старался обходиться безъ врачей.
Нашли его въ горячкѣ и въ бреду въ келіи. И поскольку въ монастырѣ нѣтъ не только больницы, но нѣтъ даже электричества и телефона, а ближайшая больница отсюда за 50-60 км. по горной дорогѣ, то привезли его слишкомъ поздно. Сдѣлавъ операцію, врачи объявили, что онъ скоро умретъ. Но болѣе 10 дней послѣ этого о. Серафимъ лежалъ въ больницѣ, почти все время въ сознаніи и терпя ужасныя боли. Навѣрное онъ жилъ только св. молитвами о немъ, которыя возносились по всей Америкѣ, и Святой Землѣ, и, хочу надѣяться, въ Россіи. Его постоянно причащали, передъ смертью соборовали, служили часто литургію прямо въ больницѣ. Разговаривать онъ не могъ, но все понималъ и давалъ знать глазами.
...Продолжу еще про о. Серафима. Судьба его очень неординарна. Въ міру его звали Юджинъ (Евгеній) Роузъ. Многіе изъ моихъ знакомыхъ помнятъ его еще не принявшимъ св. Крещенія, какъ высокаго, очень красиваго молодого человѣка. Онъ получилъ очень хорошее университетское образованіе, но не удовлетворившись этимъ, сталъ изучать древніе языки. Въ поискахъ истины онъ изучалъ буддизмъ, іогу, синтоизмъ и Богъ вѣсть что. Но что интересно — каждую религію онъ изучалъ въ подлинникѣ на ея родномъ языкѣ. Напримѣръ, для чтенія конфуціанскихъ текстовъ, онъ изучалъ древнекитайскій языкъ и умѣлъ на немъ писать и читать. Одновременно онъ писалъ множество разныхъ философскихъ работъ. Кончилось тѣмъ, что однажды въ Санъ-Франциско онъ набрелъ на дотолѣ не извѣстную ему церковь (старый соборъ Божіей Матери «Всѣхъ Скорбящихъ Радосте») и, прежде чѣмъ за нимъ закрылась дверь, онъ, по его словамъ, «понялъ, что Истина обитаетъ именно здѣсь и что эта дверь закрывается за нимъ навсегда» (ноябрь 1982 г.).
Примѣчаніе:
[1] Полагаемъ, что читателямъ будетъ небезинтересно познакомиться съ отрывками изъ писемъ одного молодого человѣка, уѣхавшаго въ США нѣсколько лѣтъ назадъ, своимъ друзьямъ въ Москвѣ (перев.).
[1] Полагаемъ, что читателямъ будетъ небезинтересно познакомиться съ отрывками изъ писемъ одного молодого человѣка, уѣхавшаго въ США нѣсколько лѣтъ назадъ, своимъ друзьямъ въ Москвѣ (перев.).
Источникъ: Іеромонахъ Серафимъ (Роузъ). Душа послѣ смерти. Современные «посмертные» опыты въ свѣтѣ ученія Православной Церкви. / Пер. съ англ. (съ прилож. разсказа блаж. Ѳеодоры о мытарствахъ). — М.: «MACAU & Co.», 1991. — С. 6-9.