АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Иван Ильин: К истории дьявола

Дьявольское начало имеет в жизни человеческого рода свою историю. По этому вопросу существует серьёзная научная литература, не касающаяся, впрочем, последних десятилетий. Однако, именно, последние десятилетия проливают новый свет на два прошедших века.

Эпоха европейского "просвещения" (начиная с французских энциклопедистов 18 века) подорвала в людях веру в бытие личного дьявола. Образованному человеку не верится в существование такого отвратительного, человекообразного существа "с хвостом, с когтями, с рогами" (по Жуковскому), никем не виданного, а изображаемого только в балладах и на картинках. Лютер ещё верил в него и даже швырнул в него чернильницей; но позднейшие века отвергли "чёрта" и он постепенно "исчез", угас как "отживший предрассудок".

Но именно тогда им заинтересовались искусство и философия. У просвещённого европейца остался лишь "плащ" сатаны и он начал с увлечением драпироваться в него. Загорелось желание узнать о дьяволе побольше, рассмотреть его "истинный облик", угадать его мысли и желания, "перевоплотиться" в него или хотя бы "пройтись" перед людьми в дьявольском образе...

И вот, искусство стало воображать и изображать его, а философия занялась его теоретическим оправданием. Дьявол, конечно, "не удался", потому что человеческое воображение не способно вместить его, но в литературе, в музыке, в живописи началась культура "демонизма". С начала 19 века Европа увлекается его противо-божественными обликами: появляется демонизм сомнения, отрицания, гордости, бунта, разочарования, горечи, тоски, презрения, эгоизма и даже скуки. Поэты изображают Прометея, Денницу, Каина, Дон-Жуана, Мефистофеля. Байрон, Гёте, Шиллер, Шамиссо, Хофман, Франц Лист, а позднее Штук, Бодлэр и другие развёртывают целую галерею "демонов" или "демонических" людей и настроений, причём эти "демоны" — "умны", "остроумны", "образованы", "гениальны", "темпераментны", словом "обаятельны" и вызывают сочувствие, а "демонические люди" являются воплощением "мировой скорби", "благородного протеста" и какой-то "высшей революционности".

Одновременно с этим возрождается "мистическое" учение о том, что "тёмное начало" имеется даже и в Боге. Немецкие романтики находят поэтические слова в пользу "невинного бесстыдства", а левый гегельянец Макс Штирнер выступает с открытой проповедью человеческого само-обожествления и демонического эгоизма. Отвержение личного "чёрта" постепенно заменяется оправданием дьявольскаго начала...

Скрытую за этим пропасть — увидел Достоевский. Он указал на неё с пророческой тревогой и всю жизнь искал путей к её преодолению.

Фридрих Ницше тоже подошёл к этой пропасти, пленился ею и возвеличил её. Его последние произведения — "Воля к власти", "Антихрист" и "Се человек", — содержат прямую и откровенную проповедь зла...

Всю совокупность религиозных предметов (Бога, душу, добродетель, грех, потусторонний мир, истину, вечную жизнь) Ницше обозначает, как "груду лжи, рождённую из дурных инстинктов натурами больными и в глубочайшем смысле вредными". "Христианское понятие Бога" есть для него "одно из растленнейших понятий, созданных на земле". Всё Христианство есть в его глазах лишь "грубая басня о чудотворце и спасителе", а христиане — "партия забракованных ничтожеств и идиотов".

То, что он превозносит — есть "цинизм", бесстыдство, "высшее, что может быть достигнуто на земле". Он взывает к зверю в человеке, к "верховному животному", которое надо во что бы то ни стало разнуздать. Он требует "дикого человека", "злого человека", "с радостным брюхом". Его пленяет всё "жестокое, неприкрыто-звериное", преступное. "Величие есть только там, где имеется великое преступление". "В каждом из нас утверждается варвар и дикий зверь". Всё, что зиждет в жизни братство людей, — идеи "вины, наказания, справедливости, честности, свободы, любви и т. п." — "должно быть вообще изъято из существования". "Вперёд же", восклицает он, "богохульники, противники морали, всевозможные беспочвенники, артисты, евреи, игроки, — все отвергнутые слои общества!"...

И нет для него большей радости, как видеть "уничтожение лучших людей и следить, как они шаг за шагом идут к погибели"... "Я знаю мой жребий", пишет он, "однажды с моим именем будет сопряжено воспоминание о чем-то чудовищном, о кризисе, какого никогда ещё не было на земле, о глубочайшем совестном конфликте, о приговоре, вызванном против всего, во что дотоле верили, чего требовали, что свято чтили. Я не человек, я — динамит"...

Так оправдание зла нашло свои суще-дьявольские, теоретические формулы, — и оставалось только ждать их осуществления. Ницше нашёл своих читателей, учеников и поклонников; они приняли его доктрину, сочетали её с доктриной Карла Маркса — и принялись за осуществление этого плана 30 лет тому назад.

"Демонизм" и "сатанизм" не одно и тоже. Демонизм есть дело человеческое, сатанизм есть дело духовной бездны. Демонический человек предаётся своим дурным страстям и может ещё покаяться и обратиться; но человек, в которого, по слову Евангелия, "вошёл сатана", — одержим чуждой, внечеловеческой силой и становится сам человекообразным дьяволом. Демонизм есть преходящее духовное помрачение, его формула: "жизнь без Бога"; сатанизм есть полный и окончательный мрак духа, его формула: "низвержение Бога". В демоническом человеке бунтует необузданный инстинкт, поддерживаемый холодным размышлением; сатанический человек действует как чужое орудие, служащее злу, но способное наслаждаться своим отвратительным служением. Демонический человек тяготеет к сатане: играя, наслаждаясь, мучаясь, вступая с ним (по народному поверию) в договоры, он постепенно становится его удобным жилищем; сатанический человек утратил себя и стал земным инструментом дьявольской воли. Кто не видел таких людей, или, видя не узнал их, тот не знает исконно-завершённого зла и не имеет представления о подлинно-дьявольской стихии.

Наши поколения поставлены перед ужасными, таинственными проявлениями этой стихии и доселе не решаются выговорить свой жизненный опыт в верных словах.

Мы могли бы описать эту стихию, как "черный огонь"; или определить её как вечную зависть, как неутолимую ненависть, как воинствующую пошлость, как беззастенчивую ложь, как абсолютное бесстыдство и абсолютное властолюбие, как попрание духовной свободы, как жажду всеобщего унижения, как радость от погубления лучших людей, как антихристианство. Человек, поддавшийся этой стихии, теряет духовность, любовь и совесть; в нем начинается разложение и разнуздание, он предаётся сознательной порочности и жажде разрушения; он кончает вызывающим кощунством и человекомучительством.

Простое восприятие этой дьявольской стихии вызывает в здоровой душе отвращение и ужас, которые могут перейти в настоящее телесное недомогание, в своеобразную "дурноту" (спазма симпатической нервной системы!), в нервную аритмию и в психическое заболевание, а могут привести и к самоубийству. Сатанические люди узнаются по глазам, по улыбке, по голосу, по словам и по делам. Мы, русские, видели их в яве и вживе; мы знаем, кто они и откуда. Но иностранцы и доселе не разумеют этого явления и не хотят понять его, потому что оно несёт им суд и осуждение.

А некоторые реформатские богословы продолжают доселе писать о "пользе дьявола" и сочувствовать его современному восстанию.

1948 г.

Источник: Профессор И. А. Ильин. Наши задачи: Статьи 1948-1954 г.г. Том I. — Париж: Издание Русского Обще-Воинского Союза, 1956. — С. 58-61.

Метки: рпцз, иван ильин

Печать E-mail

Комментарии   

# RE: Иван Ильин: К истории дьяволаМитрополит Агафангел 01.07.2024 10:28
Сейчас уже почти вся земля превратилась в царство дьявола. На Страшном Суде Господь заберёт в Своё Царство последнее, что здесь осталось, а наша планета, и всё что на ней и в ней, станет тем, к чему она так явно стремится - местом забвения и уничтожения - Адом.

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.