Запорожскіе казаки и латинская унія
Со времени принятія христіанства на Русивъ концѣ X в., всѣ восточные славяне принадлежали къ Каѳолической Восточной Православной Церкви. Послѣ распада единаго Восточнославянскаго государства, на земли удѣльныхъ княжествъ устремились и легко завоевали ихъ феодалы Литвы, Польши, Венгріи. Огнемъ и мечомъ насаждали они католицизмъ среди православныхъ. Особенно усилилось проникновеніе католицизма послѣ объединенія въ 1569 г. Литвы и Польши въ единое государство Рѣчь Посполитую. Ея правительство признавало и поддерживало только Католическую церковь, а Православная Церковь была фактически поставлена внѣ закона.
Въ то время вѣра была не только основой міропониманія, но и знакомъ принадлежности человѣка къ определенной культурѣ и народности. Недаромъ, въ сложныхъ условіяхъ противостоянія разныхъ церквей на земляхъ бывшей Кіевской Руси православная религія чаще всего именовалась народомъ какъ «благочестивая», «русская» вѣра. Вѣрность Православію выбрасывала подданнаго Рѣчи Посполитой за бортъ гражданской и общественной жизни. Онъ лишался экономическихъ и политическихъ привилегій (не имѣлъ возможности защищать себя передъ судомъ, а ремесленники даже изгонялись изъ своихъ цеховъ). Но, несмотря на это, лишь немногіе, въ основномъ крупные феодалы, отпадали отъ Православія. Въ то время смѣна вѣроисповѣданія оцѣнивалась многими какъ измѣна, а къ предателямъ тогда отношеніе было весьма суровое.
Видя неудачу грубаго натиска на Православіе, правящіе круги Рѣчи Посполитой ввели въ дѣло гвардію Ватикана - тайное «Общество Іисуса». Это общество, считающее, что ради «вящей славы Божіей» допустимы и преступленія, имѣло къ тому времени богатый опытъ успѣшной католизаціи латиноамериканскихъ индѣйцевъ. Правда, не желающіе принять «истинную вѣру», а такихъ было нѣсколько милліоновъ, были истреблены. Сейчасъ іезуитовъ ожидали новые «подвиги» на востокѣ Европы. Первая попытка соблазнить принятіемъ католической вѣры государя Московской Руси была отринута Іоанномъ Грознымъ. И тогда іезуиты рѣшили дѣйствовать болѣе хитро: нанести ударъ въ наиболѣе слабомъ мѣстѣ проживанія восточныхъ славянъ - земляхъ, находившихся подъ контролемъ католическаго правительства Рѣчи Посполитой. И началась пропагандистская война съ православной вѣрой. Заработали типографскіе станки іезуитовъ и широкимъ потокомъ на головы православныхъ полилась клевета на славное прошлое восточныхъ славянъ. Православная вѣра осуждалась какъ еретическая, а католическая всячески рекламировалась какъ истинная христіанская вѣра. Въ 1577 г. іезуитскій проповѣдникъ Петръ Скарга выпустилъ книгу «О единствѣ церкви Божіей», ставшую руководствомъ къ дѣйствію агентовъ «Общества Іисусова» на территоріи Рѣчи Посполитой. Въ этой книгѣ Скарга всячески пріукрашивалъ передъ православными идею уніи съ Католической церковью, страстно осуждалъ Православіе и доказывалъ необходимость соединенія съ Римомъ, что въ перспективѣ дастъ толчокъ развитію культуры и просвѣщенія и принесетъ матеріальныя выгоды шляхтѣ и православному духовенству. Многіе феодалы и духовныя лица поддержали идею «уніи» - союза двухъ церквей, надѣясь сблизиться съ правящей верхушкой, пріобрѣсти новыя права, сулившія почести и богатства.
Съ 1587 до 1632 г. королемъ Рѣчи Посполитой былъ Сигизмундъ III - воспитанникъ ректора Виленской іезуитской академіи Варшевицкаго, духовникомъ у него былъ іезуитъ Скарга. Сигизмундъ недаромъ называлъ себя «іезуитскимъ королемъ». Именно въ его правленіе и была заключена Брестская унія.
Въ началѣ 1590 г. епископъ Львовскій, Гедеонъ Балабанъ, поднялъ вопросъ о введеніи уніи. Съ тайной конференціи въ Белзѣ, онъ и трое епископовъ послали письмо королю, въ которомъ сообщали о своемъ согласіи признать власть папы. Въ концѣ 1595 г. делегаты епископовъ на аудіенціи у папы, поцѣловавъ его туфлю, признали его верховную власть. Въ октябрѣ 1596 г. въ Брестѣ собрались два собора: уніатскій и православный. Уніатскій соборъ 9 октября публично провозгласилъ унію. Въ отвѣтъ на это православные постановили: митрополита Рогозу и уніатовъ-епископовъ «яко квасомъ неправеднаго ученія напоенныхъ», «мірянамъ не слушать и имъ не повиноваться». Король утвердилъ рѣшеніе уніатскаго собора, а постановленіе православнаго призналъ недѣйствительнымъ. Въ результатѣ Брестской уніи появилась Уніатская церковь. На ея сторонѣ были: митрополитъ, 5 епископовъ, она была признана законной королемъ, а главное — за ней была могущественная поддержка папы. На сторонѣ православныхъ оставлись два епископа, большинство духовенства и народъ. Заключеніе уніи тотчасъ дало о себѣ знать. Стало еще болѣе свирѣпымъ гоненіе на православныхъ. Сигизмундъ запретилъ строить православные церкви, затѣмъ уніаты стали захватывать церкви и монастыри. Все это сопровождалось крайними жестокостями католическо-уніатскаго лагеря, пытками, казнями, убійствами.
Польскіе солдаты съ обнаженными саблями принуждали въ храмахъ народъ преклонять колѣни, ударять себя въ грудь по обычаю римскому, и читать Символъ вѣры, гдѣ членъ о Святомъ Духѣ излагался неправославно. Уніатское духовенство переѣзжало отъ храма къ храму въ повозкахъ, въ которыя впрягали до 20 и болѣе человѣкъ вмѣсто скота. Тѣ храмы, прихожанъ которыхъ никакими насиліями нельзя было вынудить къ уніи, были отданы въ аренду людямъ нехристіанскаго вѣроисповѣданія. Даже нѣкоторые шляхтичи были возмущены дѣйствіями іезуитовъ и ихъ учениковъ. Такъ, на сеймѣ въ Варшавѣ, депутатъ Вольскій говорилъ: «Каждый видитъ ясно, какія великія притѣсненія терпитъ этотъ древній русскій народъ относительно своей вѣры. Уже въ большихъ городахъ церкви запечатаны, имѣнія церковныя расхищены, въ монастыряхъ нѣтъ монаховъ, дѣти безъ крещенія умираютъ, тѣла умершихъ безъ церковнаго обряда изъ городовъ, какъ падаль, вывозятъ, мужья съ женами живутъ безъ исповѣди, безъ пріобщенія... Не говоря о другихъ городахъ, скажу, что во Львовѣ дѣлается: кто не уніатъ, тотъ въ городѣ жить, торговать и въ ремесленныя цехи принятъ быть не можетъ, нельзя къ больному съ Тайнами Христовыми открыто идти. Въ Вильнѣ, когда хотятъ погребсти тѣло благочестиваго русскаго, то должны вывозить его въ тѣ ворота, въ которыя одну нечистоту городскую вывозятъ. Монаховъ православныхъ ловятъ на вольной дорогѣ, бьютъ и въ тюрьмы сажаютъ».
Къ сожалѣнію, слабыми въ вѣрѣ оказались верхнія и среднія слои православнаго дворянства. Даже сынъ поборника Православія Константина Острожскаго - Іоаннъ, принялъ латинство изъ опасенія лишиться своихъ богатыхъ владѣній. А его племянница, княжна Галышка Острожская, въ 1636 г., въ Великую субботу, велѣла раскопать могилу своего прославленнаго дѣда Константина, вынула кости и отослала ихъ къ матери своей для передачи іезуитамъ.
Болѣе 20 лѣтъ (считая отъ низложенія на Брестскомъ православномъ соборѣ 1596 года перешедшаго въ унію митрополита Михаила Рогозы) каѳедра православныхъ первосвятителей Кіевскихъ пустовала. Оставался у православныхъ лишь одинъ епископъ Львовскій, Іеремія Тиссаровскій.
Отсутствіе епископовъ было очень большимъ затрудненіемъ для православной деятельности. Кандитатамъ въ священники приходилось ѣздить для посвященія за 500-600 км. Смягчало обстановку то, что въ Кіево- Печерскомъ монастырѣ съ 1612 г. жительствовалъ время отъ времени митрополитъ Неофитъ, посолъ александрійскаго патріарха, который въ случаѣ необходимости посвящалъ въ духовный санъ и освящалъ церкви.
Неутомимый борецъ за Православіе Іовъ Борецкій такъ писалъ о казакахъ: «Казаки рождаются, крестятся и живутъ въ той христіанской вѣрѣ, которую ихъ предки вмѣстѣ съ Владиміромъ святымъ приняли отъ Константинопольской Церкви...
Они не только не нуждаются въ побужденіи къ тому со стороны духовныхъ лицъ, но и сами наблюдаютъ какъ за ними, такъ и за мѣщанами, напоминаютъ имъ даже съ угрозами, чтобы въ вѣрѣ никакой не было перемѣны и чтобы съ отступниками уніатами не было общенія».
Попытки горожанъ, объединенныхъ въ православныя братства, безъ поддержки магнатовъ легальнымъ путемъ отстоять благочестивую вѣру оказывались безсильными противъ союза правительства съ католическимъ обществомъ и духовными ренегатами. И вотъ, въ такомъ критическомъ, казалось, и безысходномъ положеніи, борцы за Православіе обращаются къ новой силѣ - казачеству, ставшему къ тому времени довольно многочисленнымъ.
Однимъ изъ ревнителей Православія среди казаковъ былъ гетманъ Петръ Конашевичъ Сагайдачный. Родился онъ въ Русскомъ воеводствѣ, какъ тогда именовалась Галиція, въ семьѣ православнаго шляхтича. Получилъ образованіе въ Острожской академіи на Волыни, гдѣ одно время работалъ первопечатникъ іоаннъ Ѳеодоровъ. Несомненно, Сагайдачный былъ также однимъ изъ образованнѣйшихъ людей того времени. Объ этомъ свидѣтельствуютъ, въ частности, его постоянная забота о развитіи образованія среди народныхъ массъ, а также написанный имъ трактаты «Розмова про унію». Въ началѣ XVII в. онъ вступаетъ въ ряды славнаго Войска Запорожскаго Низового. Здѣсь онъ вскорѣ занялъ одно изъ ведущихъ мѣстъ среди вождей казачества. Вся его жизнь это борьба: то въ Дикомъ полѣ съ татарами, то на Черномъ морѣ съ турецкими адмиралами, то на Хотинскомъ полѣ съ янычарами султана, то за столомъ переговоровъ съ польскими вельможами короля. И вездѣ, гдѣ былъ Сагайдачный, тамъ была и побѣда! Но самое важное дѣяніе, совершенное гетманомъ, навѣки обезсмертившее его имя - возстановленіе православной іерархіи въ Рѣчи Посполитой! Оно спасло и украинцевъ, и бѣлоруссовъ отъ духовной катастрофы, сохранило ихъ какъ народы, достойные своихъ православныхъ предковъ. Когда только что основанному Кіевско-Печерскому православному братству грозило уничтоженіе со стороны польскихъ властей, П. Сагайдачный защитилъ его, вступивъ въ него вмѣстѣ со всѣмъ Войскомъ Запорожскимъ. Имѣя такого заступника, кіевскіе православные, не страшась репрессій со стороны польскихъ властей, рѣшились на подвигъ возстановленія православной іерархіи. Удобная возможность представилась, когда въ Кіевъ прибылъ іерусалимскій патріархъ Ѳеофанъ. Здѣсь его торжественно встрѣтили казакиво главѣ съ Сагайдачнымъ. Они охраняли домъ, въ которомъ жилъ патріархъ и сопровождали его во время посѣщеній храмовъ Кіевскаго воеводства. Побывалъ патріархъ и въ казачьемъ монастырѣ въ Трехтемировѣ. Воспользовавшись пребываніемъ патріарха въ Кіевѣ, ревнители Православія, посовѣтовавшись другъ съ другомъ, пришли къ нему и просили возстановить православную іерархію. Патріархъ Ѳеофанъ долго не соглашался, боясь «короля и ляховъ».
Тогда Сагайдачный заявилъ патріарху, что «не будешь ты патріархомъ, не будешь намѣстникомъ Христа и апостоловъ, если не посвятишь и не оставишь русскому народу митрополита и епископовъ, въ особенности нашедши насъ гонимыхъ и безъ пастырей». Слова Сагайдачнаго сыграли свою роль - патріархъ согласился. Въ серединѣ августа 1620 г. отъ имени патріарха были разосланы грамоты, призывавшіе православныхъ избрать изъ своей среды лицъ, достойныхъ для посвященія въ епископы. Самъ патріархъ, опасаясь польскихъ шпіоновъ, сдѣлалъ видъ, что намѣревается уѣхать домой въ Палестину, доѣхалъ вмѣстѣ съ королевскимъ комиссаромъ до Бѣлой Церкви, гдѣ и разстался съ нимъ. Тотъ уѣхалъ къ королю, чтобы доложить объ удачномъ выполненіи приказа о выдвореніи патріарха. А патріархъ Ѳеофанъ съ казаками полковника Богдана Кизима быстро вернулся въ Кіевъ. Здѣсь, въ октябрѣ, произошла хиротонія въ епископы избранныхъ народомъ кандидатовъ. Патріарху сослужили митрополитъ Неофитъ Софійскій и епископъ Страгонскій Авраамій. Но, т.к. это происходило безъ разрѣшенія короля, то были применены мѣры предосторожности противъ возможнаго вмешательства польскихъ властей. Время для совершенія хиротоніи было избрано позднее, окна храма были занавешены, читали и пѣли тихо, а сама Богоявленская церковь охранялась запорожцами.
Первымъ былъ посвященъ въ епископа Перемышльскаго межигорскій игуменъ Исаія (Копустянскій).
Черезъ два дня, тамъ же, и съ такими же предосторожностями былъ посвященъ на Кіевскую и Галицкую митрополію игуменъ Кіево-Михайловскаго монастыря Іовъ Борецкій. Вскорѣ послѣ этого былъ посвященъ въ Полоцкаго архіепископа Мелетій (Смотрецкій). Затѣмъ патріархъ вмѣстѣ съ 3000 казаковъ вновь посѣтилъ церкви и монастыри Бѣлой Церкви, Трехтемирова, Животовки. Къ концу января 1621 г. патріархъ посвятилъ въ епископа Владиміра и Бреста архимандрита Іезекіиля (Курцевича), въ епископа Луцкого и Острожскаго игумена Исаакія (Борисковича), въ епископа Холмскаго и Белзкаго игумена Паисія (Ипполитовича). На Туровскую и Пинскую каѳедры былъ назначенъ Страгонскій епископъ грекъ Авраамій. Итакъ чудное дѣло свершилось! Въ теченіе всего лишь четырехъ мѣсяцевъ въ Польско-Литовскомъ государствѣ была возстановлена православная іерархія и было положено начало побѣдному возрожденію Православія. Первый шагъ былъ сдѣланъ.
Но теперь предстояло не менѣе важное дѣло - добиться для епископовъ возможности служить и помочь добраться имъ въ свои епархіи. Король велѣлъ арестовать митрополита и всѣхъ новопоставленныхъ архіереевъ, и только казацкія сабли не дали королевскимъ чиновникамъ выполнить его приказъ. Правительство Рѣчи Посполитой въ то время особенно нуждалось въ помощи казаковъ для борьбы съ Турціей и вынуждено было фактически смириться съ существованіемъ православной іерархіи. Казаки Сагайдачнаго, надѣясь на легализацію Православія, приняли активное участіе въ борьбѣ съ турками подъ Хотиномъ осенью 1621 г. Въ основномъ благодаря казакамъ Польша была спасена. Но въ благодарность за это король отказался отъ своего обѣщанія узаконить Православную Церковь.
Борьба за свободу православнаго вѣроисповѣданія продолжалась. Въ 1632 г. новый король Владиславъ IV, нуждаясь въ военной поддержкѣ казачества, вынужденъ былъ формально признать права Православной Церкви. Но, фактически, ни папа римскій, ни уніаты не согласились съ королевскимъ указомъ. Гоненія на православныхъ продолжались съ нарастающей силой. Но побѣдить православный народъ врагъ уже не могъ. Съ помощью запорожцевъ было создано могучее и несокрушимое духовное оружіе Православія для успѣшной борьбы съ католической агрессіей. И оно было пущено въ ходъ въ декабрѣ 1647 г. Изъ Сѣчи Запорожской, чигиринскій сотникъ Богданъ Хмѣльницкій обратился съ призывомъ къ народу: «Хватитъ намъ терпѣть этихъ поляковъ, давайте соберемъ раду и будемъ защищать Церковь Православную и Землю Русскую!» И народъ съ радостью поддержалъ сотника, ставшаго благодаря защитѣ Православія великимъ гетманомъ Богданомъ
Александръ Новиковъ. «Православная Русь», №11, 1996 г.